МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2016 ISSN 2410-6070
6. Калинов В.В.Государственная научно-техническая политика СССР и Российской Федерации (1985-2011 гг.). Автореф. Дисс. Док.ист. наук. М., 2012. 42 с.
7. Матвеева С.Я. Расколотое общество: путь и судьба России в социокультурной теории Александра Ахиезера // Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта (Социокультурная динамика России). От прошлого к будущему. Изд-е 3-е доп. М., 2008. 351 с.
8. Моисеев H. H. Человек и ноосфера. M., 1990. 351 с.
9. Цимбаев Н.И. Историософия на развалинах империи. М., 2007. 616 с.
10. Яковлев А.М. Сумерки. М., 2005. 672 с.
11. Ясин Е.Г. Модернизация Экономики и система ценностей. М., 2003. 83 с.
© Бодрова Е.В., 2016
УДК 94 (470)
Д.В. Киба.
К.и.н., Гуманитарный факультет Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет г. Комсомольск-на-Амуре, Российская Федерация
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХУДОЖНИКОВ Г.КОМСОМОЛЬСКА-НА-АМУРЕ В 1950 - 1960-Е ГГ.
Аннотация
В статье рассматриваются формы деятельности художников г. Комсомольска-на-Амуре в 1950 - 1960-е гг. Прослеживается процесс образования Комсомольских художественных мастерских, вставочная работа живописцев и скульпторов, труд художников города в художественных артелях. Отмечается, что художники г. Комсомольска-на-Амуре трудились на промышленных предприятиях и на общественных началах в городском художественном Совете.
Ключевые слова
Художественные мастерские, Союз художников, эстетизация, живопись, скульптура.
В г. Комсомольске-на-Амуре в 1930-е - 1940-е гг. существовала потребность в творческих людях, художниках, которые должны были заниматься оформлением клубов, заводских цехов, красных уголков. В городе работали ряд самодеятельных художников, маститые мастера - О. Сандлер и С. Витухновская, приехавшие из Москвы по путевке ЦК ВЛКСМ для того, чтобы создать цикл картин «Рождение г. Комсомольска-на-Амуре». В целях оказания теоретической помощи и придания идеологической направленности работе этих людей в 1949 году была создана двухгодичная изостудия. Художники обучались здесь без отрыва от производства. Из этой студии вышли такие известные впоследствии комсомольские художники, как А.В. Мащенко, Н.В. Иванов, Е.В. Короленко. Данное образовательное учреждение в эти годы было единственное в городе. В Хабаровском крае художников готовило только Биробиджанское художественное училище, основанное в 1947 году. В 1959 году при Хабаровском педагогическом институте открылся графический факультет. Коллектив художников края пополнился его выпускниками, а также живописцами и скульпторами, приехавшими в г.Хабаровск в качестве художников и преподавателей факультета. Таким образом, в рассматриваемый период существовало только две школы художников: в г. Хабаровске и г. Биробиджане. Художники г. Комсомольска-на-Амуре ощущали острую потребность в специальной литературе по изобразительному искусству, в пособиях, книгах по теории и истории искусств [2, с. 4]. В магазинах города они не могли приобрести нужную литературу, так как работники Книготорга боялись заказывать специальную, «не ходовую» литературу, и она появлялась на прилавках в
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2016 ISSN 2410-6070
очень ограниченном количестве. Деятельность художников осложнялось отсутствием в городе своей организации.
Хабаровское краевое отделение Союза советских художников возникло в 1941 году, в его состав тогда входило 7 художников [1, с. 95]. Внимание столицы хабаровские художники начинают привлекать после 1945 года. Художественная жизнь оживляется. Впервые хабаровчане приглашаются в Москву для показа своих работ на персональных отчетных выставках. На Дальний Восток приезжают выпускники академии художеств В.Д. Назаренко, В.Е. Романов. Такое оживление не могло не затронуть г. Комсомольск-на-Амуре, где на базе городского драматического театра было создано объединение самодеятельных художников, оформляющих спектакли. На основе этого объединения в 1951 году были созданы мастерские Художественного фонда. В г. Комсомольске-на-Амуре в рассматриваемый период квалификацию членов Союза художников имели единицы: Г.А. Цивилев, Ли Гирсу, Е.В. Короленко, Н.В. Иванов. Они входили в состав Хабаровского краевого отделения Союза художников. В Комсомольских-на-Амуре художественных мастерских наряду с признанными художниками работало немало других талантливых людей. Таким образом, к 1958 году в Хабаровском крае работало краевое отделение Союза художников, которое объединяло 23 члена и кандидата в Союз художников. К отделению примыкала большая группа художников, живущих в г. Хабаровске, г. Комсомольске-на-Амуре, в Амурской, Сахалинской областях.
Комсомольские мастера регулярно принимали участие в выставках. Первая городская выставка была организована в 1952 году. С этой выставки началась творческая биография многих художников и фактическое существование художественных мастерских города. В г. Комсомольске-на-Амуре работало ряд передвижных выставок советских художников. Художественная интеллигенция города ощущала потребность в собственной картинной галерее. О. Сандлер и С. Витухновская внесли большой вклад в создание такой галереи, которая и была открыта в июле 1966 г. Художники г.Комсомольска-на-Амуре участвовали в зональной выставке «Советский Дальний Восток» в 1964 г., в республиканских, краевых выставках.
Деятельность художников Комсомольска-на-Амуре осуществлялась не только в рамках художественных мастерских. В городе до 1956 г. существовали артели, которые в основном, занимались оформлением предприятий и учреждений города, изготовлением рекламы, вывесок. Были случаи изготовления художественной продукции частными лицами. В 1952 г. Исполнительный комитет городского Совета депутатов трудящихся запретил продажу частными лицами живописных изделий без разрешения художественного совета [5, л. 51].
Художники работали и на промышленных предприятиях города. В начале 60-х в СССР развернулась работа по эстетизации производственной среды [3, с. 4]. Поднимались вопросы внедрения художников на производство для решения проблемы художественного конструирования. Комсомольск-на-Амуре также включился в этот процесс. Деятельность художников Комсомольска-на-Амуре осуществлялась также на общественных началах, в частности в городском художественном совете. Последний был создан в 1952 г. постановлением Исполнительного комитета городского совета депутатов трудящихся в целях повышения идейной направленности в изобразительном искусстве и установления контроля над произведениями живописи в городе. В состав совета входили художники, а также заведующий отделом пропаганды агитации городского комитета партии и заведующий отделом культурно-просветительской работы. Председателем совета был назначен Я.С. Куриленко, он же являлся и главным художником города.
Таким образом, в 1950-х - 1960-х годах художники г. Комсомольска-на-Амуре осуществляли бурную творческую деятельность. Они работали в художественных мастерских, участвовали в выставках. На предприятиях города шел активный процесс повышения эстетической культуры производства и городской среды. Благодаря этому искусство стало постоянным признаком архитектурного облика г.Комсомольска-на-Амуре. К 1970-м годам организация художников в городе была одной из сильнейших в Приамурье. Причиной успеха изобразительного искусства в городе и в крае в целом была бурная эволюция, которую переживало все советское искусство в конце 1950-х - начале 1960-х годах.
Список использованной литературы: 1. Старикова В.Г. Художники Приамурья. - Хабаровск: Кн. изд., 1968. - С. 95.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»
№1/2016
ISSN 2410-6070
2. Путин. В. О «неходовой» литературе // Сталинский Комсомольск. - 1955. - 14 сентября. - С. 4.
3. Фефилов. П. Л. Слово о художнике // Амурец. - 1987. - 2 июня. - С. 4.
4. КнАГА. Ф. 2. Оп. 10. Д. 227. Л. 51.
5. КнАГА. Ф. 2. Оп. 10. Д. 401. Л. 3.
6. КнАГА. Ф. 2. Оп. 10. Д. 341. Л. 51.
7.КНАГА Ф. 2. Оп. 10 Д. 531 Л. 48.
© Киба Д.В., 2016
УДК 94(420)«1066/1307»
А.С. Охрименко
Аспирант, Исторический факультет Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко, м. Киев, Украина
ПОНИМАНИЕ «ТРУДА» В ГОРОДАХ АНГЛИИ Х1-ХШ ВВ.
Аннотация
На основе нарративных, законодательных, документальных и визуальных источников исследовано формирование нового значение понятия «труда» в Англии эпохи развитого средневековья под влиянием урбанизационных процессов. Подчеркивается взаимосвязь этого понятия с пониманием понятия «отдых» и указываются ментальные изменения, произошедшие в это время.
Ключевые слова
Труд, средневековья, история Англии, социальная история.
Во времена высокого средневековья в Англии, под влиянием развития городов, произошли значительные изменения: становление городского образа жизни преобразовало ментальные образы, а также изменило восприятие некоторых понятий, в частности труда.
К проблеме понятия «труда» в средневековье обращались лишь отдельные учёные. Основные исследования по вопросу принадлежат французскому медиевисту, представителю школы Анналов Жаку ле Гоффу и советскому историку А.Я. Гуревичу [20; 21]. С развитием городов в Англии эпохи развитого средневековья изменилось отношение к хронотопу, что повлекло за собой изменение в понимании труда и отдыха. «Кризис» восприятия труда - появление нового виденья - Ж. Ле Гофф отнёс к 50-60-х гг. XIII в. [21, с. 536]. Согласно его исследованию, именно тогда, с развитием университетов и наук, началось противопоставление деятельности интеллектуалов и труда крестьян. То есть, появилось еще одно определение труда: путь к развитию духа человеческого (а вместе с тем и получение материальных благ). Однако эта проблема остаётся нерешённой.
С развитием городов в Англии высокого средневековья соответственно изменилось и отношение к труду. Города, как экономические центры, концентрировали ремесло и торговлю. Ткацкий станок производителей ткани можно сравнить с конём рыцаря [20, с. 391].
Христианское учение о труде и отдыхе было неоднозначным. С одной стороны, Адам и Ева, после беззаботного пребывания в Раю, должны были провести свою жизнь в тяжёлом труде. Сюжет, где Адам копает, а Ева - прядёт, часто встречается в английском иконографии Х1-ХШ вв. Так, Уильям с Девона в XIII в. включил этот сюжет в своей Библии к сценам Создания [14, £ 5г], как было сделано и в Библии Роберта де Белло того же времени [8, £ 5у]. Сравним с рукописью конца Х в., где этот сюжет отсутствовал: после изгнания из Рая писарь обрисовал рождения Каина и Авеля [18, £ 45г-47г]. Так же в «Псалтире Харли» (XI в.), чтобы показать двух первых людей, изображён ангела, который выводит их из Рая, а не известный нам