УДК94(470)(571.6)
Киба Дарья Валерьевна
кандидат исторических наук, доцент darya.kiba.80@mail .ru Darya V. Kiba
candidate of the historical sciences, assistant professor [email protected]
Диалог культур России и Японии в постсоветский период (на примере г. Комсомольска-на-Амуре)
Dialogue of cultures Russia and Japan in the post-soviet period (for example Komsomolsk-on-Amur)
Аннотация. В статье рассматривается развитие культурного сотрудничества России и Японии в постсоветский период на примере г. Комсомольска-на-Амуре. Выявляются формы данного сотрудничества: взаимодействие в области изобразительного, музыкального искусства, кинематографии. Прослеживается деятельность сподвижников российско-японской дружбы.
Ключевые слова: Миямото Цутому, Музей изобразительных искусств, абстракционизм, Вакана Судзуки, Фестиваль японской культуры.
Abstract. The article traces the development of cultural cooperation between Russia and Japan in the post-Soviet period by the example of Komsomolsk-on-Amur. Considered forms of cooperation: cooperation in the field of art, music art, cinema. There is evidence of activity associates of the Russian-Japanese friendship.
Keywords: Tsutomu Miyamoto, the Museum of Fine Arts, abstract, Wakana Suzuki Festival of Japanese culture.
Россия и Япония являются крупными державами Северо-Восточной Азии. Данный регион обладает конфликтным потенциалом, ряд его стран не могут разрешить спорные территориальные вопросы. Культурные связи способствуют сближению народов, налаживанию конструктивного диалога между государствами. Значительный вклад в развитие культурных контактов вносят правительственные, общественные организации, частные лица, выступающие в качестве субъектов международного гуманитарного взаимодействия. Современные исследователи отмечают, что в настоящее время в современной международной системе усиливается роль народной дипломатии [4]. Формами последней являются движения породненных городов, обществ дружбы, блоговых Интернет-коммуникаций, семейного туризма. Представляется, что составляющей частью народной дипломатии являются связи, поддерживаемые частными лицами. Данные контакты развиваются исключительно по инициативе отдельных сподвижников дружбы народов.
Мотивы у сторон могут быть различными, однако результат один - культурные связи завязываются стремительнее и эффективнее, чем на правительственном уровне. Формируясь изнутри, они имеют зачастую личностную основу, являются действенным механизмом культурно-гуманитарного взаимодействия стран. Подтверждением данного тезиса служит история развития дружбы г.Комсомольска-на-Амуре и Страны восходящего солнца.
Город Юности - дальневосточный город. В советский период роль Дальнего Востока в экономическом и культурном обмене с Японией была весьма значима. Все контакты с иностранцами осуществлялись через г. Хабаровск и г. Находку. Остальные населенные пункты, а также г. Комсомольск-на-Амуре, являлись закрытыми. В постсоветский период территориальная близость к Северо-Восточной Азии обусловили формирование экономических и культурных контактов г. Комсомольска-на-Амуре с Китаем, Республикой Кореей, Японией [13, с. 407-408]. Со Страной восходящего солнца г.Комсомольск-на-Амуре поддерживает тесные культурные контакты благодаря инициативе отдельных граждан Японии и России. Значительный вклад в развитие культурных связей внес художник Миямото Цутому. Благодаря его усилиям в 1990 - 2000-е гг. был налажен активный российско-японский диалог двух культур.
Судьба Миямото Цутому интересна и заслуживает отдельного внимания. В рамках данной работы отметим, что художник являлся военнопленным с 1945 г. по 1949 г. Годы плена он провел на Дальнем Востоке в лагерях г. Комсомольска-на-Амуре и г. Хабаровска. Вернувшись из плена в Японию в 1950 г., Миямото Цутому устроился учителем в школу. В педагогике он нашел свое призвание, однако, занимаясь педагогической деятельностью, не переставал рисовать. Он получил признание как художник, стал членом Ассоциации независимых искусств, ассоциаций искусств в г.Иокогама и г. Камакура. После своей первой персональной выставки, состоявшейся в 1965 г., Миямото каждые два года представлял новые произведения. По воспоминаниям самого художника, его непреодолимо тянуло вернуться в Россию, на Дальний Восток, где прошли трудные годы его молодости.
Такая возможность появилась только в 1991 г., когда территория стратегически важного г. Комсомольска-на-Амуре стала открытой для иностранцев. Миямото Цутому прибыл город юности в составе Ассоциации записи воспоминаний японцев, насильственно интернированных в СССР. Ассоциация занималась активным поиском захоронений японских солдат на Дальнем Востоке, проводила поминальные церемонии, открывала мемориальные комплексы. Во время своего первого визита в г. Комсомольск-на-Амуре Миямото Цутому участвовал в церемонии открытия памятника японским военнопленным. Памятный камень был установлен при непосредственном участии туристической фирмы ООО «НАТА-ТУР» на месте бетонно-растворного узла, где работали японские военнопленные. После открытия памятника японская делегация установила памятные столбики на местах захоронений солдат по ветке БАМа от г. Комсомольска-на-Амуре до ст.
Постышево. Делегацию японцев обслуживали переводчики компании «Интурист», однако, несмотря на это, общение с Миамото Цутому в 1991 г. было ограниченным. В первую поездку художник еще не думал о культурных связях с городом.
Значительный вклад в развитие дружественных отношений японского художника и г.Комсомольска-на-Амуре внесла туристическая фирма ООО «НАТА-ТУР» и ее руководители В. Д. Шапоренко и М. И. Родохлеб. Во время своей командировки в г. Токио в 1993 г. они встретились с Миамото Цутому и побывали у него дома. В ходе разговора, Миямото высказал идею создания в г.Комсомольске-на-Амуре школьного музея. Японский художник в целом показал заинтересованность в расширении связей между г.Комсомольском-на-Амуре и Японией. Замыслы Миямото Цутому можно было осуществить посредством Общества российско-японской дружбы. Однако последнего в городе не существовало, поэтому ООО «НАТА-ТУР» взяла на себя задачу налаживания культурных связей с японским художником.
В рассматриваемый период фирма занималась внутренним и въездным туризмом. В ее бизнес-проект входили несколько направлений: обмен делегациями школьников, знакомство иностранцев (японцев, китайцев) с этнографией, природой дальневосточного региона. После знакомства с Миямото Цутому фирма стала заниматься организацией туристических поездок японцев, приезжающих в г.Комсомольск-на-Амуре с культурно-просветительскими целями. С 1991 г. по 2008 г. Миямото Цутому совершил 17 поездок в г. Комсомольск-на-Амуре.
Приезжая, художник организовывал на Дальнем Востоке свои персональные выставки. Первая выставка состоялась в г. Комсомольске-на-Амуре в 1996 г. После нее произведения Миямото Цутому были показаны в краевом краеведческом музее им. Н. Гродекова г. Хабаровска (2000 г.), в Дальневосточном художественном музее г. Хабаровска (2005 г.), в Городском музее г. Николаевска-на-Амуре (1999 г., 2005 г.), в Городском музее г. Амурска (1997 г., 1998 г.). Миямото Цутому побывал во многих дальневосточных поселках, где после Второй мировой войны располагались лагеря японских военнопленных, делал зарисовки. Эти работы легли в основу многих графических и живописных циклов: «Воспоминания о жизни в лагере в Сибири», «Дальний Восток и Сибирь в конце осени», «Осень на Дальнем Востоке», «Поездка в Николаевск-на-Амуре» [2]. Миямото Цутому дарил музеям многие свои картины. Работы японского художника есть в фондах галереи современного искусства «Метаморфоза» г. Комсомольска-на-Амуре, краеведческого музея г. Николаевска, музеев г. Хабаровска и г. Владивостока. Самая большая коллекция произведений мастера находится в фондах художественного музея г.Комсомольска-на-Амуре, где хранится около 500 работ мастера, подаренных в период с 1994 г. по 2009 г. Картины художника -это живопись, акварель, декоративные панно, композиции в технике кири-э, каллиграфия [14].
Работы художника пополняли коллекцию произведений японского искусства. Данная коллекция начала формироваться в конце 1980-х гг. с приобретением у известных коллекционеров г. Ленинграда Б. Н. Васильева и Т. Л. Маслюковой произведений керамики. Коллекция пополнялась благодаря сотрудникам музея и гостям из Японии. Свой вклад в собрание внес Фукусима Масахару, подарив музею полный набор предметов для чайной церемонии, а также Миямото Цутому, передав в дар женское свадебное кимоно начала XX в. [7, с. 51].
Миямото Цутому, как правило, приезжал не один, а привозил с собой делегации. Численность делегаций могла быть разная. Город посещали как небольшие (три-четыре человека), так и более многочисленные группы. Гостям из Японии показывали р. Амур, г. Николаевск-на-Амуре, г. Хабаровск, г. Владивосток, Татарский пролив. Во время данных визитов посещались российские села и поселки, где японцы и русские общались. Результатом одной из таких поездок стало создание национального музея в поселке Нижние Халбы.
Вместе с Миямото Цутому на Дальний Восток приезжали его воспитанники и партнеры. Так, в г. Комсомольск-на-Амуре в составе очередной делегации приехала ученица художника госпожа Мачико Сэсимо. Госпожа Сэсимо привозила членов коллектива японского хора в г. Комсомольск-на-Амуре, где были организованы в 2001 г. совместные концерты с народным фольклорным нанайским ансамблем «Гивана». В художественном музее г. Комсомольска-на-Амуре прошла выставка «Рукоделие японских женщин», организованная Миямото Цутому и Мачико Сэсимо [9, с. 135].
Миямото Цутому не только сам организовывал выставки в городах Дальнего Востока, в 1998 г. он пригласил художников г. Комсомольска-на-Амуре в Японию. В составе русской делегации был директор Музея изобразительных искусств С. В. Хомич, генеральный директор ООО «НАТА-ТУР» В. Д. Шапоренко, коммерческий директор фирмы М. И. Родохлеб, художник И. Кочергина, искусствовед О. Ю. Привалова. В г. Йокогаме была открыта выставка работ мастеров города юности. После данной поездки художники посещали Японию в индивидуальном порядке. Так в 2004 г. Японию посетили художник И. Грабовский, фотограф С. Мартыновский [9, с. 135]. И. Грабовский не раз организовывал в Стране восходящего солнца свои выставки. Последние состоялись в 2004 г., 2006 г., в 2007 г. [10, с. 188]. Поездки художников Дальнего Востока в Японию были характерным явлением 1990-х гг. Ряд мастеров г. Хабаровска и г. Владивостока также выставлялись в Стране восходящего солнца. Следует отметить, что японский художник участвовал не только в культурных проектах Дальнего Востока. Миямото являлся участником проекта «Гении и шедевры», который проходил в рамках программы «Санкт-Петербург - Культурная столица мира» [1].
В 2000-е гг. дружба комсомольчан с Миямото Цутому продолжалась. Однако развитие получили и другие направления культурного сотрудничества. Следует отметить, что в 2003 г. в России состоялся Фестиваль японской
культуры, ставший знаковым в отношениях между двумя странами. На Дальнем Востоке в г.Хабаровске Генеральным консульством Японии и Хабаровским Союзом обществ дружбы с зарубежными странами в 2003 г. был организован Фестиваль японской культуры «Вишневый цвет-2003» [5]. В рамках данного Фестиваля состоялась выставка «Цветущая сакура» художницы г. Комсомольска-на-Амуре Ирины Кочергиной. Таким образом, город включился в процесс познания культуры Японии, значительно сблизивший нашу страну с ее восточноазиатским партнером.
В 2000-е гг. получило развитие японско-российское сотрудничество в области кинематографии. Первые фестивали японского кино состоялись в Москве в октябре 2001 г. В 2006 г. фестиваль японского кино прошел и в г.Комсомольске-на-Амуре [3]. С этого периода праздник проводится каждые два года. Показ художественных и анимационных фильмов организовывается Генеральным консульством Японии при поддержке министерства культуры Хабаровского края и администрации города.
В конце 1990-х - начале 2000-х гг. в Японии наблюдается интерес японских зрителей к российскому национальному фольклорному искусству. Так, в Японии в 2011 г. прошли концерты «Русского православного хора» и «Национального музыкально-танцевального ансамбля республики Саха» [13, с. 46]. В 2005 г. Миямото Цутому привез из Японии в г. Комсомольск-на-Амуре коллектив любителей русской народной песни. Коллектив исполнял песни на русском и японском языках. В 2000-е гг. возраст не позволял художнику приезжать часто. Последняя его поездка состоялась в 2009 г. В 2012 г. в художественном музее г. Комсомольска-на-Амуре открылась юбилейная выставка Миямото Цутому [6]. К сожалению, сам мастер на ней не присутствовал.
В 2000-е г. г. Комсомольск-на-Амуре посещают и другие художники Страны восходящего солнца. Интерес комсомольчан вызвали работы Абэ Такеси. Мастер живет в г. Канагава, является руководителем детского художественного класса. Абэ Такэси - профессиональный художник, получивший образование в Тама Арт Университете. Дальний Восток России он посетил благодаря Миямото Цутому, который привез молодого мастера в город юности и высказал пожелание, чтобы он поддерживал с ним культурные контакты. Первая выставка Абэ Такеси «Душа отдыхает, созерцая прекрасную природу» состоялась в Музее изобразительных искусств г. Комсомольска-на-Амуре в 2002 г. Через два года картины художника демонстрировались в выставочных залах галереи современного искусства «Метаморфоза» [2].
В 2011 г. г. Комсомольск-на-Амуре познакомился с работами японской художницы Вакана Судзуки. Она живет в г. Фуджисава, работает графическим дизайнером, однако ее увлечение рисованием переросло в профессиональную деятельность. Абстрактные полотна Вакана были представлены на выставке «Абстракция как жизнь», проходившей в галерее «Метаморфоза» [11, с. 123]. В 2013 г. японская художница привезла в г. Комсомольск-на-Амуре выставку графики «Экспрессия». Картины, представленные на данной выставке, были
созданы художницей в дни ликвидации последствий аварии на АЭС «Фукусима-1».
Таким образом, в постсоветский период г. Комсомольск-на-Амуре и Япония поддерживали тесные культурные контакты. Развитию последних способствовала деятельность художников, искусствоведов, музыкантов, частных предпринимателей. Данные контакты завязывались стремительнее, чем связи на правительственном уровне. Диалог России и Японии, поддерживаемый частными лицами, свидетельствует об искреннем интересе граждан к культуре друг друга. Однако следует отметить, что степень интенсивности контактов и сама возможность осуществления народной дипломатии находится в тесной зависимости от конкретных людей, их жизненной ситуации, желания и возможности поддерживать культурные связи.
Литература:
1. Гении и шедевры. Электронный ресурс. - URL: http://www.genius2011.com/uchastniki.html
2. Диалог культур. Электронный ресурс. - URL: http://www.fkhv.ru/projects/muse/12/culrure-dialog.html
3. История кинотеатра Факел г. Комсомольска-на-Амуре. Электронный ресурс. - URL: http://komsomolsk.info/un/about_fakel.
4. Катасонова Е. Л. Роль общественных связей в развитии российско-японских отношений // Материалы российско-японского симпозиума «Россия-Япония на пороге XXI века. М.: Российский Комитет защиты мира, 1999. С. 160 - 167., Медведева Т. И. Гражданская (народная) дипломатия и её роль в
российско-японском политическом диалоге дис.....канд. полит. наук : 23.00.24.
М., 2007. С. 190.
5. Китаева М. Я в центре мира сейчас // Дальневосточный Комсомольск. - 2013. - 29 мая. Электронный ресурс. - URL: http://dvkoms. ru/news/%D1 %8F%D0%B2%D1 %86%D0%B5%D0%BD%D1 %82% D1 %80%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%B0%D1 %81 %D0%B5%D0% B9%D1%87%D0%B0%D1%81/
6. Комсомольск-на-Амуре отмечает юбилей художника Миямото Цутому выставкой. Электронный ресурс. - URL: http://gallerix.ru/news/dom/201209/komsomolsk-na-amure-otmechaet-yubiley-xudozhnika-miyamoto-cutomu-vystavkoy/
7. Небрат Е. Ю. Особо ценные произведения декоративно-прикладного искусства Китая, Кореи, Японии в собрании Музея изобразительных искусств г. Комсомольска-на-Амуре // Музеи Дальнего Востока и культурное пространство региона. Материалы научно-практической конференции, посвященной 45-летию Музея изобразительных искусств г. Комсомольска-на-Амуре. Комсомольск-на-Амуре: ООО «Жук», 2011. С. 51.
8. Миямото Цутому Шиповник на снегу. Комсомольск-на-Амуре: ООО «Жук», 2006. 100 с.
9. Привалова О. Ю. Цветение сакуры // Словесница искусств. - 2004. - №15. - С135.
10. Привалова О. Ю. Путешествие художника по Японии, Швейцарии и «Миллоонке» // Словесница искусств. - 2004. - № 20. - С. 188.
11. Привалова О. Ю. Абстракция как жизнь // Словесница искусств. -2011. - № 1(27). - С. 123.
12. Соглашение между главами городов Северо-Восточной Азии о создании «Союза городов с Машиностроительной Индустрией СевероВосточной Азии» // Комсомольск-на-Амуре. Страницы истории: Сборник документов об истории строительства и развития города Комсомольска-на-Амуре. Хабаровск: изд-во Хворова А. Ю., 2012. С. 407-408.
13. Связи с регионами РФ // Деловая Япония. Экономика и связи с Россией в 2001-2003 гг. М. : Агентство «Бизнес-Пресс», 2004. Т. III. С. 46-47.
14. См. подробнее: Кузина И.Л., Смыкова Н.А. Первые художники и становление изобразительного искусства г. Комсомольска-на-Амуре // Ученые записки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. Науки о человеке, обществе и культуре. 2012. № II- 2 (10). 4345.
Literature:
1. Geniuses and Masterpieces. Electronic resource. URL: http://www.genius2011.com/uchastniki.html
2. Dialogue of Cultures. Electronic resource. URL: http://www.fkhv.ru/projects/muse/12/cul rure-dialog. html
3. History of cinema Torch, Komsomolsk-on-Amur. Electronic resource. URL: http://komsomolsk. info/un/about_fakel.
4. Katasonova E.L. Role of Public Relations in the development of Russian-Japanese relations // Proceedings of the Russian-Japanese Symposium "Russia-Japan in the XXI century. Moscow: Russian Peace Committee, 1999. Pp. 160 - 167., Medvedeva T.I. Civic (folk) diplomacy and its role in the Russo-Japanese political dialogue dis.....Kand. watered. Sciences: 23.00.24. M., 2007. Pp. 190.
5. Kitaeva M. I'm in the center of the world now // Far East Komsomolsk. -2013. - May 29. Electronic resource. URL: http://dvkoms.ru/news/%D1 %8F%D0%B2%D1 %86%D0%B5%D0%BD%D1%82% D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D1 %80%D0%B0%D1 %81 %D0%B5%D0% B9%D1%87%D0%B0%D1%81/
6. Komsomolsk-on-Amur celebrates anniversary exhibition of the artist Tsutomu Miyamoto. Electronic resource. URL: http://gallerix.ru/news/dom/201209/komsomolsk-na-amure-otmechaet-yubiley-xudozhnika-miyamoto-cutomu-vystavkoy/
7. Nebrat E.Y. Especially valuable works of decorative art from China, Korea, Japan in the collection of the Museum of Fine Arts, Komsomolsk-on-Amur // Museums of the Far East and the cultural environment of the region. Proceedings of the scientific-practical conference dedicated to the 45th anniversary of the Museum
of Fine Arts, Komsomolsk-on-Amur. Komsomolsk-on-Amur, LLC "Beetle", 2011. P. 51.
8. Tsutomu Miyamoto Rosehip in the snow. Komsomolsk-on-Amur, LLC "Beetle", 2006. 100.
9. Privalova O. Cherry blossom // Slovesnitsa arts. - 2004. - № 15. - P. 135.
10. Privalova O. Travel artist in Japan, Switzerland and "Milloonke" // Slovesnitsa arts. - 2004. - № 20. - P. 188.
11. Privalova O. Abstraction as life // Slovesnitsa arts. - 2011. - № 1 (27). - P.
123.
12. Agreement between the heads of cities of Northeast Asia to create a "Union of Cities with the machine building industry of the North-East Asia" // Komsomolskon-Amur. Pages of History: A collection of documents about the history of the construction and development of the city of Komsomolsk-on-Amur. Khabarovsk: publ Hvorova A., 2012. Pp. 407-408.
13. With the regions of the Russian Federation // Japan Business. Economy and relations with Russia in 2001-2003. M.: The Agency "Business News", 2004. T. III. Pp. 46-47.
14. See more: Cousin IL, Smykova NA First artists and formation of fine art, Komsomolsk-on-Amur // Proceedings of Komsomolsk-on-Amur State Technical University. The science of man, society and culture. 2012. № II-2 (10). P.43-45.