Научная статья на тему 'Формы обучения: вопросы правового регулирования на федеральном и региональном уровнях'

Формы обучения: вопросы правового регулирования на федеральном и региональном уровнях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
562
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Журнал российского права
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ В ОРГАНИЗАЦИЯХ / ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОЧНАЯ / ОЧНО-ЗАОЧНАЯ И ЗАОЧНАЯ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / НАДОМНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ФЕДЕРАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / TRAINING IN ORGANIZATIONS PERFORMING EDUCATIONAL ACTIVITIES / FULL-TIME / PART-TIME AND CORRESPONDENCE FORMS OF TRAINING / HOME-BASED EDUCATION / THE FEDERAL LEGISLATION / THE LEGISLATION OF THE SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пуляева Елена Валерьевна

В сравнительно-правовом аспекте рассматриваются вопросы регулирования форм обучения в федеральном и региональном законодательстве на примере обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в очной, очно-заочной и заочной формах, а также в форме надомного обучения. Проводится анализ законодательства субъектов Российской Федерации: приво-дятся примеры удачного нормотворчества, выявляются недостатки правового регулирования, а также типичные ситуации в нормотворческой практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In an article in the comparative-legal aspect deals with the regulation of the legal form of education in the federal and regional legislation on the example of learning in organizations engaged in educational activities in the full-time, part-time and correspondence forms, as well as home-based learning. The author analyzes the legislation of the Russian Federation in terms of providing examples of successful rulemaking and deficiencies of legal regulation, identified typical situations in the normative practice.

Текст научной работы на тему «Формы обучения: вопросы правового регулирования на федеральном и региональном уровнях»

мель сельскохозяйственного назначения». М., 2008.

Землякова Г. Л., Мельников Н. Н., Самон-чик О. А. и др. Правовое обеспечение публичного интереса в земельном праве // Государство и право. 2011. № 9.

Ильюшин И. Н. Комментарий к Федеральному закону от 18 июля 2005 г. № 87-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и Федеральный закон "О землеустройстве"» // Право и экономика. 2005. № 10.

Калинин Н. И. Правовое регулирование оборота земель сельскохозяйственного назначения в Российской Федерации // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2006. № 6.

Козырь О. М. Особенности регулирования сделок с землей земельным законодательством // Экологическое право. 2003. № 4.

Костина О. В. Гражданско-правовое регулирование сделок с земельными участками сельскохозяйственного назначения и земельными долями: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006.

Костина О. В. О существенных условиях договора купли-продажи земельных участков // Нотариус. 2010. № 2.

Крассов О. И. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации (постатейный). 2-е изд. М., 2009.

Научно-практический комментарий Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» / под ред. А. А. Ялбулганова. Доступ из СПС «Консуль-тантПлюс».

Паршин А. Преимущественное право покупки у субъекта Российской Федерации земель сельскохозяйственного назначения // Правовые вопросы недвижимости. 2006. № 1.

Пасикова Т. А. Особенности гражданского оборота земельных участков сельскохозяйственного назначения: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2008.

Таскин Н. И. Принудительное прекращение права собственности на земельный участок: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2003.

Устюкова В. В. Договоры и иные сделки с земельными участками // Аграрное и земельное право. 2011. № 8.

Устюкова В. В. Федеральное и региональное законодательство об обороте земель сельскохозяйственного назначения: проблемы соотношения // Аграрное и земельное право. 2005. № 4.

Формы обучения: вопросы правового регулирования на федеральном и региональном уровнях

ПУЛЯЕВА Елена Валерьевна,

ведущий научный сотрудник отдела социального законодательства ИЗиСП, кандидат юридических наук

Принятие Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»1 (далее — Закон № 273-Ф3) потребовало от федерального и регионального законодателя формирования ряда направлений по совершению действующего законодательства2. В числе таких направлений и формы обучения.

1 См.: Российская газета. 2012. 31 дек.

2 См. об этом: Белоусова О. В. Региональное законодательство об общем образовании:

Получение образования в определенной форме (1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и (2) вне таких организаций обусловливает определенный набор нормативных предписаний, касающихся особенностей образовательного процесса, правового статуса обучающихся. Однако обучение как в организации, осуществляющей образовательную деятельность, так и вне ее предполагает также определенное видовое разнообразие форм: семейное образование, самообразование, очная, очно-заочная и заочная формы. Законодатель

пути совершенствования // Журнал российского права. 2013. № 2.

вводит их в ст. 17 Закона № 273-ФЗ и при этом не ограничивается только такими формами обучения, осуществляя дальнейшее правовое регулирование. Таким образом, в поле нормативного правового регулирования оказываются: надомное обучение — по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования; обучение в научных организациях, в иных юридических лицах, где создается подразделение, осуществляющее образовательную деятельность, на производстве; в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организациях, осуществляющих лечение, оздоровление и (или) отдых, организациях социального обслуживания, обучение в форме стажировки — по дополнительным профессиональным программам, а также единовременно и непрерывно или поэтапно (дискретно).

Избранный законодателем подход к выделению форм обучения отражается и на законодательстве субъектов РФ, которое, претерпевая соответствующие изменения, в свою очередь окажет влияние на состояние отрасли образования в целом.

В законодательстве субъектов РФ вопросы получения образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (в очной, очно-заочной и заочной формах), находят отражение в первую очередь в виде закрепления такого права за обучающимися. Этот подход повторяет нормы федерального законодательства о праве на обучение в очной, очно-заочной или заочной форме в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися (ч. 2 ст. 17 Закона № 273-ФЗ).

Обязательность соблюдения федеральных государственных образовательных стандартов диктует

субъектам РФ необходимость «напоминать» в законодательстве о получении образования в любой форме в соответствии с указанными стандартами. Это означает, что образовательная организация обязана гарантировать получение обучающимися образования, отвечающего федеральным государственным образовательным стандартам. Однако в законодательстве субъектов РФ имеются положительные примеры дополнительного закрепления ответственности образовательной организации перед обучающимися, их родителями (законными представителями), органами управления образованием за реализацию конституционных прав личности на образование, соответствие выбранных форм обучения возрастным психофизическим особенностям детей и медицинским рекомендациям, качество образования, отвечающее государственным образовательным стандартам3.

Заслуживает внимания проблема частичной контролируемости получения образования в очно-заочной и заочной формах, что особенно важно на этапе получения среднего общего образования, поскольку порядок, формы и сроки проведения промежуточной аттестации обучающихся определяются образовательной организацией самостоятельно. Представляется возможным выделить отдельные предпосылки в нормативных актах субъектов РФ и органов местного самоуправления по установлению текущего контроля общеобразовательным учреждением за освоением общеобразовательных программ обучающимися в выбранной ими или их родителями (законными представителями) форме образования:

3 См. постановление Правительства Москвы от 25 сентября 2007 г. № 827-ПП «Об организации деятельности государственных образовательных учреждений города Москвы, реализующих общеобразовательные программы, в различных формах получения образования» (далее — постановление Правительства Москвы № 827-ПП).

1) установление ответственности образовательной организации за такого рода деятельность4;

2) предоставление образовательной организацией обучающемуся учебного плана; плана учебной работы на полугодие или учебный год; учебников; перечня практических и лабораторных работ с рекомендациями по их подготовке; контрольных работ с образцами их оформления; перечня методических комплектов для выполнения заданий5;

3) установление ответственности родителей (законных представителей) совместно с общеобразовательным учреждением за выполнение общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами6.

Основной объем правового регулирования относительно обучения в образовательной организации в различных формах приходится на порядок оказания услуги «зачисление в общеобразовательную организацию» и порядок приема граждан в общеобразовательное учреждение.

Актами органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления предусматривается перечень документов для зачисления в общеобразовательную организацию по каждой из форм обучения: очной, заочной, оч-но-заочной7.

4 См. приказ министра образования Московской области (далее — МО) от 28 июня 2012 г. № 2997 «Об утверждении Примерного положения о формах получения образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях в Московской области, реализующих основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

5 См. постановление Правительства Москвы № 827-ПП.

6 Там же.

7 См., например, постановление админи-

страции городского округа Рошаль МО от 24 января 2011 г. № 16 «Об утверждении ад-

Вместе с тем нередко указывается, что муниципальная услуга оказывается в следующих формах обучения: очной, очно-заочной, по индивидуальным учебным планам, в форме самообразования. При этом устанавливается только порядок получения доступа к муниципальной услуге по очной форме обучения8.

Соблюдение же требований федерального законодательства в части согласия родителей (законных представителей) несовершеннолетних, получающих образование в определенной форме, обусловливает необходимость подтверждения такого согласия при подаче заявления в образовательную организацию.

Перевод с одной формы обучения на другую возможен в императивном порядке только в случае, когда обучающийся на ступенях начального общего и основного общего образования не освоил образовательную программу учебного года и имеет академическую задолженность по двум и более предметам или условно переведен в следующий класс и не ликвидировал академической задолженности по одному предмету. По усмотрению родителей (законных представителей) обучающийся оставляется на повторное обучение или продолжает получать образование в иных формах.

министративного регламента предоставления муниципальной услуги «зачисление в общеобразовательное учреждение».

8 См., например, постановления администрации городского округа Фрязино МО от 7 февраля 2011 г. № 59 «Об утверждении стандарта качества муниципальной услуги "предоставление общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам" в городе Фрязино», администрации Задонского муниципального района Липецкой области от 15 мая 2012 г. № 342 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "зачисление в образовательное учреждение"».

Установленные в субъектах РФ и муниципальных районах и городских округах порядки приема граждан в общеобразовательные учреждения, как правило, отдельно выделяют очно-заочную и заочную формы обучения. В указанных нормативных актах предусматриваются условия, при соблюдении которых лицо принимается для обучения по определенной форме. Среди них: личное заявление или заявление родителей (законных представителей) несовершеннолетних, аттестат об основном общем образовании или сведения о промежуточной аттестации, справка из образовательной организации начального или среднего профессионального образования с указанием часов, прослушанных по общеобразовательным предметам. Лица, не имеющие указанных документов, могут быть приняты по их заявлению на основании аттестации, проведенной учителями образовательной организации. Лица, перешедшие из других образовательных организаций, могут приниматься в соответствующий класс в течение учебного года с учетом пройденного ими программного материала.

Как правило, устанавливается предельный возраст обучающихся: для получения основного общего образования по очной форме — 18 лет, для получения основного общего образования в очно-заочной форме — не ограничивается. Возраст, с которого допускается прием на очно-заочную форму обучения, определяется уставом образовательной организации. На очную форму обучения принимаются в случае, если лицо ранее не получало общее образование, получало общее образование в форме семейного образования или самообразования, экстерната, либо в порядке перевода из другого образовательного учреждения, реализующего общеобразовательную программу соответствующего уровня9.

9 См. постановление администрации городского округа Пущино МО от 19 января

Если в субъекте РФ имеются учрежденные им вузы, то вопросы форм обучения раскрываются в правилах приема граждан в вузы, где, например, устанавливается, что результаты вступительных испытаний при приеме на очную форму обучения признаются высшими учебными заведениями в качестве результатов вступительных испытаний на другие формы получения образования и (или) условия обучения10.

В отдельных субъектах РФ регламентируется организация учебного процесса в отдельных формах, в частности в заочной. Так, постановлением Правительства Москвы № 827-ПП регламентируется организация получения образования в различных формах. Постановлением администрации городского округа Орехово-Зуево МО от 20 декабря 2010 г. № 2041 «Об утверждении стандарта качества предоставления муниципальных услуг в сфере образования городского округа Орехово-Зуево» и постановлением администрации Алтайского края от 28 июня 2007 г. № 292 «Об утверждении стандартов качества предоставления государственных услуг в сфере образования, культуры, здравоохранения и социальной политики, оказываемых населению Алтайского края за счет средств краевого бюджета» закрепляются отдельные аспекты организации учебного процесса в рамках определения форм получения образовательной услуги.

2012 г. № 39-п «Об утверждении Положения о порядке приема, перевода, отчисления и исключения учащихся муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений городского округа Пущино».

10 См. приказ министра образования Правительства МО от 18 января 2012 г. № 53 «Об утверждении Правил приема граждан в государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования Московской области, подведомственные Министерству образования Московской области, на 2012/2013 г. учебный год».

Поскольку получение образования в очной форме характеризуется большей урегулированностью на уровне федерального законодательства, многие нормативные предписания в актах субъектов РФ и органов местного самоуправления повторяют требования федеральных государственных образовательных стандартов о распределении нагрузки обучающихся и т. п.

Заочная и очно-заочная формы обучения характеризуются большей автономностью. Так, основные вопросы относительно среднего общего образования в заочной и очно-заочной формах предусмотрены в Типовом положении о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении, утвержденном постановлением Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. № 1237, или определяются уставом образовательной организации.

Нормотворческая практика субъектов такова, что если и принимается акт, регулирующий получение образования в отдельных формах, то он достаточно подробно описывает заочную форму обучения.

Многие из приведенных в нормативных актах положений повторяют нормы федерального законодательства.

В целом нормативно-правовая база субъектов РФ о регулировании отношений, связанных с обучением в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (в очной, очно-заочной и заочной формах), характеризуется устарелостью нормативных предписаний, содержит ссылки на недействующие нормативные акты и вышедшие из законодательного оборота формулировки.

Вопрос формы обучения чаще поднимается при предоставлении отдельным категориям граждан транспортных, налоговых льгот и т. п. Сама регламентация образовательного процесса в очной, заочной и очно-заочной формах в основном осуществляется на уровне федерального законодательства сквозь призму федеральных государственных обра-

зовательных стандартов, типовых положений об отдельных видах образовательных учреждений, санитарно-эпидемиологических требований. Тот небольшой массив нормативных правовых актов, которые имеются на уровне субъектов РФ, прежде всего касается необходимых условий для зачисления в образовательную организацию по определенной форме обучения, правил приема по определенной форме обучения. Вместе с тем имеется ряд положительных примеров усиления в законодательстве субъектов РФ гарантий прав обучающихся по отдельным формам обучения.

Для обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, обучение может быть организовано образовательными организациями на дому. Основанием для проведения такого обучения являются заключение медицинской организации и обращение родителей (законных представителей) в письменной форме.

Порядок регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому, порядок воспитания и обучение детей-инвалидов на дому, а также размеры компенсации затрат родителей на эти цели определяются законами и иными нормативными актами субъектов РФ. Финансовое обеспечение всех указанных мероприятий является расходным обязательством субъектов РФ.

Согласно письму Минпроса РСФСР от 8 июля 1980 г. № 281-М, Минздрава РСФСР от 28 июля 1980 г. № 1713-186 право на надомное обучение имеют дети с соматическими, хи-

рургическими, кожными, неврологическими и психоневрологическими заболеваниями, не позволяющими им посещать общеобразовательные учреждения, в том числе дети-инвалиды.

Основные принципы организации обучения на дому, права и обязанности участников образовательного процесса устанавливаются постановлением Правительства РФ от 18 июля 1996 г. № 861 «Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях» (далее — постановление Правительства РФ № 861) и приказом Минобрнауки России от 3 марта 2009 г. № 70 «Об утверждении Порядка проведения государственного выпускного экзамена».

Порядок организации надомного обучения в некоторых субъектах РФ регулируется на уровне законов, которые по своему нормативному содержанию либо дублируют предписания аналогичных подзаконных нормативных актов, принимаемых субъектами РФ, либо характеризуются декларативностью11.

В соответствии с приказом Мин-обрнауки России от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» органам управления образо-

11 Например, законы Республики Ингушетия от 26 декабря 2007 г. № 54-РЗ «О воспитании и обучении детей-инвалидов на дому» и Республики Калмыкия от 3 июля

2006 г. № 272-Ш-3 «О воспитании и обучении детей-инвалидов на дому» действуют наряду с постановлениями Правительства Республики Ингушетия от 24 декабря 2008 г. № 294 «Об утверждении Положения о порядке воспитания и обучения детей-инвалидов на дому» и Правительства Республики Калмыкия от 7 ноября 2007 г. № 396 «Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому».

ванием субъектов РФ предписано разработать и утвердить на основе федерального базисного учебного плана базисные учебные планы для образовательных учреждений субъекта РФ, реализующих программы общего образования. Такие учебные планы для обучения на дому разработаны во многих, но не во всех субъектах РФ.

Большинство субъектов Федерации участвуют в проекте по организации дистанционного обучения детей-инвалидов на дому. В соответствии с письмом Минобрнауки России от 30 сентября 2009 г. № 06-1254 «О Рекомендациях по организации деятельности по созданию условий для дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, в субъекте Российской Федерации» дистанционное обучение осуществляется непосредственно Центром дистанционного образования детей-инвалидов или его филиалом или организуется на базе образовательного учреждения по месту жительства обучающегося.

Субъекты РФ вправе самостоятельно выбирать модель организации дистанционного обучения детей-инвалидов с учетом имеющихся ресурсов и региональных особенностей.

В некоторых субъектах РФ выбор модели дистанционного обучения не осуществляется в нормативно-правовом акте. Так, постановление Правительства Республики Бурятия от 29 сентября 2009 г. № 369 «Об организации дистанционного обучения детей-инвалидов в Республике Бурятия» предусматривает две модели организации дистанционного обучения детей-инвалидов.

В подавляющей части субъектов РФ избрана вторая модель организации дистанционного обучения: на базе образовательного учреждения по месту жительства обучающегося. Центр дистанционного образования детей-инвалидов при этом обеспечивает методическое сопровождение деятельности образовательного учреждения по организа-

ции дистанционного обучения детей-инвалидов, включая предоставление доступа к образовательным ресурсам и организацию консультативно-методической помощи в дистанционной форме.

В связи с этим в ряде субъектов РФ разработаны порядки передачи оборудования родителям (законным представителям) детей-инвалидов, не посещающих учебные заведения по состоянию здоровья, для организации дистанционного обучения, например муниципальными районами и городскими округами в составе Ивановской области принято шесть таких нормативных актов12.

Указанные порядки отличаются тем, что устанавливают право

12 См., например, решение городской Думы городского округа Шуя от 27 декабря 2012 г. № 214 «Об утверждении Порядка передачи оборудования родителям (законным представителям) детей-инвалидов, не посещающих учебные заведения по состоянию здоровья, для организации дистанционного обучения», постановление администрации Ивановского муниципального района от 23 октября 2012 г. № 1827 «Об утверждении Порядка передачи оборудования родителям (законным представителям) детей-инвалидов, не посещающих муниципальные общеобразовательные учреждения Ивановского муниципального района по состоянию здоровья, и инвалидам, завершившим обучение по образовательным программам общего образования», постановление администрации городского округа Кинешма от 21 июня 2012 г. № 1368п «Об утверждении Порядка передачи оборудования родителям (законным представителям) детей-инвалидов, не посещающих муниципальные общеобразовательные учреждения городского округа Кинешма по состоянию здоровья, и инвалидам, завершившим обучение по образовательным программам общего образования», постановление администрации Шуйского муниципального района от 8 июня 2012 г. № 309-1 «Об утверждении Порядка передачи оборудования для организации дистанционного образования детей-инвалидов, не посещающих учебные заведения по состоянию здоровья, родителям (законным представителям)».

ссудодателя (директора общеобразовательного учреждения) контролировать использование оборудования ссудополучателем (родителем). В случае обнаружения неэффективного или нецелевого использования оборудования, ссудодатель направляет в адрес ссудополучателя письменное предупреждение. Ссудополучатель обязан контролировать продолжительность работы ребенка-инвалида за компьютером, содержание и характер посещаемых им ресурсов Интернета. Предусматриваются технические условия на месте установки оборудования. При этом порядки, содержащие форму договора о передаче оборудования во временное безвозмездное пользование, разработаны менее чем в четверти субъектов РФ.

Несмотря на то что действует приказ Минобрнауки России от 21 сентября 2009 г. № 341 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 23 июня 2009 г. № 525», предусматривающий требования к оснащению рабочих мест для детей-инвалидов и педагогических работников, центров дистанционного образования детей-инвалидов компьютерным, телекоммуникационным и специализированным оборудованием и программным обеспечением для организации дистанционного образования детей-инвалидов, а также к подключению и обеспечению технического обслуживания указанных оборудования и программного обеспечения, технические условия на месте установки оборудования дополнительно предусматриваются в отдельных субъектах РФ13.

13 См. приказ Министерства образования Сахалинской области от 30 мая 2011 г. № 612-од «О дистанционном образовании в Сахалинской области детей-инвалидов, обучающихся на дому», а также вышеназванные решение городской Думы городского округа Шуя от 27 декабря 2012 г. № 214, постановление администрации Ивановского муниципального района от 23 октября

Поскольку родители (законные представители) детей-инвалидов, осуществляющие их обучение и воспитание самостоятельно, или дети-инвалиды которых обучаются в негосударственных дошкольных образовательных учреждениях имеют право на получение компенсации затрат на обучение и воспитание детей-инвалидов, в субъектах приняты акты, устанавливающие порядок компенсации затрат родителей на обучение14.

Большинство нормативных актов об организации надомного обучения характеризуется текстуальной повторяемостью. Основой для них является упоминавшееся постановление Правительства РФ № 861.

Вместе с тем имеются примеры более детального регулирования организации обучения на дому. В актах отдельных органов местного самоуправления15 предусматри-

2012 г. № 1827, постановление администрации городского округа Кинешма от 21 июня 2012 г. № 1368п, постановление администрации Шуйского муниципального района от 8 июня 2012 г. № 309-1.

14 См., например, постановление губернатора Челябинской области от 27 сентября 2007 г. № 309 «О воспитании и обучении детей-инвалидов», постановление главы Саткинского муниципального района Челябинской области от 13 мая 2009 г. № 582 «Об утверждении порядков по воспитанию и обучению детей-инвалидов на дому по общеобразовательным программам общего образования и дошкольного образования и положения о предоставлении компенсации затрат родителей (законных представителей) на воспитание и обучение детей-инвалидов», постановление главы Троицкого муниципального района Челябинской области от 6 февраля 2008 г. № 54 «О воспитании и обучении детей-инвалидов в Троицком муниципальном районе», постановление главы Октябрьского муниципального района Челябинской области от 29 декабря 2007 г. № 852 «О воспитании и обучении детей-инвалидов».

15 См., например, распоряжение руководителя администрации муниципального обра-

ваются требования к медицинскому заключению, показывающему обучение на дому: основанием для организации обучения на дому является заключение клинико-экс-пертной комиссии муниципального медицинского лечебно-профилактического учреждения. Комиссия состоит как минимум из трех врачей, ее председателем является руководитель лечебно-профилактического учреждения, отделения. В г. Санкт-Петербурге решения медицинских комиссий принимаются простым большинством голосов от общего числа членов медицинских комиссий, и при равенстве голосов голос председательствующего на заседаниях медицинских комиссий является решающим. Секретарь медицинских комиссий не принимает участия в голосовании16.

Для организации ребенку обучения на дому принимается учебный план, который утверждается руководителем образовательной организации, в отдельных случаях по согласованию с органами управления образованием17.

Контроль за ходом выполнения учебного плана осуществляется

зования городского округа Инта от 25 июня 2008 г. № 558 «О порядке организации индивидуального обучения учащихся муниципальных общеобразовательных учреждений на дому», постановление главы муниципального образования город Арамиль от

15 сентября 2005 г. № 898 «Об утверждении Положения об организации начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования детей на дому».

16 См. постановление Правительства Санкт-Петербурга от 12 декабря 2011 г. № 1649 «О реализации Закона Санкт-Петербурга "Социальный кодекс Санкт-Петербурга"».

17 См., например, постановление главы го-

родского округа Красноармейск МО от 31 октября 2012 г. № 553 «Об утверждении Положения об индивидуальном обучении детей, нуждающихся в длительном лечении, и детей с ограниченными возможностями здоровья».

путем ведения индивидуального журнала. Имеются примеры, когда органы местного самоуправления закрепляют обязательность отражения в журнале текущей успеваемости, а родители (законные представители) ежемесячно подтверждают проведение занятий с ребенком подписью в индивидуальном жур-нале18.

Результаты аттестации являются основанием для принятия решения о переводе обучающихся на дому в следующий класс. Перевод обучающихся, освоивших программу учебного года, производится по решению педагогического совета приказом по школе.

Дети с ограниченными возможностями здоровья, имеющие по итогам учебного года академическую задолженность по одному предмету, переводятся в следующий класс условно. Обучающиеся должны ликвидировать академическую задолженность в течение следующего учебного года, образовательные учреждения обязаны создать условия обучающимся для ликвидации этой задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации.

Обучающиеся на ступенях начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, не освоившие образовательной программы учебного года и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам или условно переведенные в следующий класс и не ликвидировавшие академической задолженности по одному предмету, оставляются на повторное обучение19.

18 См. постановление администрации Люберецкого муниципального района МО от 6 ноября 2009 г. № 520-ПА «Об утверждении Положения об организации индивидуального обучения на дому учащихся муниципальных общеобразовательных учреждений муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области».

19 См., например, постановление главы городского округа Красноармейск МО от 31 ок-

Нормативными актами субъектов РФ также вводится перечень документов, необходимых для организации надомного обучения. При этом основанием организации индивидуального обучения на дому является приказ Управления образования.

Достаточно интересен подход в законодательстве г. Санкт-Петербурга, где надомное обучение рассматривается как мера социальной поддержки20, в связи с чем перечень заболеваний, при которых показано надомное обучение, утверждается Правительством Санкт-Петербурга и форма заключения медицинских комиссий также утверждается постановлением Правительства Санкт-Петербурга.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Предоставление меры социальной поддержки в форме обучения на дому осуществляется образовательным учреждением, имеющим государственную аккредитацию, на основании договора между образовательным учреждением и родителями (законными представителями). Форма и порядок заключения договора об обучении на дому утверждаются Комитетом по образованию. Обучение на дому на основе договора осуществляется и в г. Москве. Примерная форма договора об обучении на дому утверждается уполномоченным органом исполнительной власти г. Москвы в области образования.

В случае организации «Школы надомного обучения», как, например, в г. Москве21, образовательный

тября 2012 г. № 553 «Об утверждении Положения об индивидуальном обучении детей, нуждающихся в длительном лечении, и детей с ограниченными возможностями здоровья».

20 См. Закон Санкт-Петербурга от 22 ноября 2011 г. № 728-132 «Социальный кодекс Санкт-Петербурга», постановление Правительства Санкт-Петербурга от 12 декабря 2011 г. № 1649.

21 См. Закон г. Москвы от 10 марта 2004 г. № 14 «Об общем образовании в городе Москве».

процесс строится на основе сочетания различных форм обучения, которые определяются данным образовательным учреждением в соответствии с медицинскими показаниями обучающихся. Устанавливаются пределы наполняемости классов (при классно-урочной организации обучения составляет не более восьми обучающихся, при групповой — не более четырех обучающихся). При необходимости организуются индивидуальные занятия с обучающимися.

Нормотворческая практика субъектов РФ не имеет примеров регламентации обучения учащихся начальных классов на дому у педагогического работника, несмотря на то что в рамках письма Минобрнау-ки Республики Татарстан от 8 сентября 2010 г. № 7500/10 представлены разъяснения по организации такого обучения («Школа — учительский дом»).

Вопросы финансового обеспечения надомного обучения находят разрешение в законодательстве субъектов РФ следующим образом. Директор школы ежегодно в сентябре текущего года при проведении тарификации подает информацию в орган управления образованием о включении в бюджет количества часов, необходимых для проведения индивидуальных занятий. В случаях, когда период индивидуального обучения не превышает двух месяцев или срок окончания обучения не обозначен в медицинском заключении, учителям производится почасовая оплата.

В случае болезни учителя (не позже чем через неделю) администрация школы с учетом кадровых возможностей обязана произвести замещение занятий с учеником, обучающимся на дому; в случае болезни ученика учитель, труд которого оплачивается по тарификации, обязан отработать непроведен-

ные часы. Сроки отработки согласовываются с родителями.

Таким образом, направления нормативного регулирования в региональном законодательстве обусловлены предпосылками, созданными в федеральном законодательстве, и выглядят следующим образом:

порядок регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому;

порядок воспитания и обучения детей на дому, в том числе порядок дистанционного обучения;

порядок и размеры компенсации затрат родителей на обучение детей-инвалидов на дому;

региональный базисный учебный план;

формы договоров о передаче оборудования во временное безвозмездное пользование.

Сама организация образовательного процесса характеризуется однородностью в актах субъектов РФ. Различные подходы наблюдаются при решении вопросов о форме взаимоотношений родителей (законных представителей), дети которых обучаются на дому, и образовательных организаций, предоставляющих оборудование для дистанционного обучения, документальное обеспечение организации надомного обучения, о требованиях к медицинским заключениям, показывающим надомное обучение.

Библиографический список

Российская газета. 2012. 31 дек. Белоусова О. В. Региональное законодательство об общем образовании: пути совершенствования // Журнал российского права. 2013. № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.