Научная статья на тему 'ФОРМЫ НАРОДНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ОСНОВА ОРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНОКУЛЬТУРНЫХ ПРОЕКТОВ В УСЛОВИЯХ МЕГАПОЛИСА'

ФОРМЫ НАРОДНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ОСНОВА ОРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНОКУЛЬТУРНЫХ ПРОЕКТОВ В УСЛОВИЯХ МЕГАПОЛИСА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
88
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
народная художественная культура / формы / фольклор / социально-культурная деятельность / мегаполис / folk art culture / forms / folklore / social and cultural activities / megapolis

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — А.В. Гапоненко

Автор статьи рассматривает формы народной художественной культуры, которые используются при организации современных социально-культурных проектов в условиях мегаполиса. Рассматривается фольклор – воспроизводимая людьми и существующая в народных массах поэзия, в которой человек отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад жизни, природы, культы и верования. Также автор статьи рассмотрел декоративно-прикладное искусство в качестве формы народной художественной культуры и празднично-обрядовую культуру. Обрядовые действия были необходимы человеку, поскольку они определенным образом удовлетворяли потребность в познании, обеспечивали передачу трудовых навыков, психологически подготавливали к трудовой деятельности. Автор статьи отмечает, что классификация форм, представленная в статье, условна, потому что, например, фольклором можно назвать и праздники, и верования, и декоративно-прикладное искусство. В статье проведен анализ практического применения форм народной художественной культуры на примере организации тематических проектов в городе Москве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMS OF FOLK ART CULTURE AS A BASIS FOR ORGANIZING MODERN SOCIAL AND CULTURAL PROJECTS IN A MEGAPOLIS

The author of the article considers forms of folk art culture that are used in the organization of modern social and cultural projects in the megalopolis. Folklore is considered-poetry reproduced by people and existing in the masses, in which a person reflects his work, social and everyday way of life, nature, cults and beliefs. The author also considers decorative and applied art as a form of folk art culture, and festive and ceremonial culture. Ritual actions are necessary for a person, because they met the need for knowledge in a certain way, provided the transfer of labor skills, psychologically prepared for work. The researcher notes that the classification of forms presented in the article is conditional, because, for example, holidays, beliefs, and decorative and applied arts can be called folklore. The article analyzes the practical application of forms of folk art culture on the example of organizing thematic projects in the city of Moscow.

Текст научной работы на тему «ФОРМЫ НАРОДНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ОСНОВА ОРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНОКУЛЬТУРНЫХ ПРОЕКТОВ В УСЛОВИЯХ МЕГАПОЛИСА»

Студенты института посещают различные мероприятия, имеющие целевую направленность подготовки будущих педагогов [1] к охране жизни и здоровья обучающихся, где являются непосредственными участниками не только в обсуждениях по предлагаемым темам, но и выступают с докладами. В рамках курсовых и выпускных работ проводятся внеклассные мероприятия по вопросам здоровьесбережения, что является одним из обязательных условий становления их как грамотных специалистов по вопросам охраны жизни и здоровья обучающихся. Такие мероприятия будущими педагогами проводятся не только в общеобразовательных организациях, в период практик, но и в вузе для студентов младших курсов. Кроме этого все будущие педагоги проходят в течение одного учебного года организационно-педагогическую практику на базе общеобразовательных организаций, где выполняют задания по охране жизни и здоровья обучающихся. Их целью является практическая отработка полученных знаний предметной подготовки (дисциплина «Охрана жизни и здоровья обучающихся») в рамках формирования компетенций УК-8, ОПК-8, ПК-5. Основные направления анализа организации учебно-воспитательного и образовательного

процесса с точки зрения охраны жизни и здоровья обучающихся представлены в табл. 3 [9].

Для того чтобы узнать, насколько выпускники БИ СГУ готовы к охране жизни и здоровья обучающихся, нами было проведено исследование, которое показало, что из 82 опрошенных 70,7% (58 человек) имеют профессиональный уровень готовности к сохранению и укреплению здоровья обучающихся; 24,3% (20 человек) - оптимальный и 6% (5 человек) - базовый.

Таким образом, исходя из полученных результатов, можно сделать вывод, что созданная и апробированная нами теоретическая модель подготовки будущих педагогов к охране жизни и здоровья обучающихся является эффективной. Кроме того, описанные задания возможно адаптировать и использовать в условиях профессиональной подготовки в сузе, при повышении квалификации работающих педагогов, а также в процессе переподготовки специалистов образования. Представленный материал не претендует на полное рассмотрение проблемы процессов подготовки будущих педагогов к охране жизни и здоровья подрастающего поколения, а даёт один из вероятных путей её решения.

Библиографический список

1. Медведева НА Программа подготовки будущих педагогов к реализации курса «Основы здорового образа жизни» в общеобразовательной школе. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2012; № 3 (21): 241 - 243.

2. Медведева НА Профессиональная готовность студентов к реализации программы «Основы здорового образа жизни» в общеобразовательной школе. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2012; Т. 12, Выпуск 1: S5 - SB.

3. Корепанова М.В., Липова И.В. Использование здоровьесберегающих технологий в детском образовательном учреждении. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Балашов: г Николаев, 2012: 122 - 125.

4. Бычкова Т. И. Организация учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе на основе здоровьесберегающих технологий. Aвтореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Чебоксары, 2005.

5. Орехова Т.Ф. Организация здоровьетворящего образования в современной школе. Москва: ФЛИHТA, 2021.

6. Шуманков И.Д. Система здоровьесберегающих педагогических технологий образовательного учреждения на основе интеграции учебных дисциплин. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2012; № 3 (21): 2б4 - 2б7.

7. Кайгородова Н.З. Формирование мотивации здоровья в ходе профессиональной подготовки студентов университета (проблемы и возможности). Психология обучения. 200S; № З: BS - S5.

B. Тимушкин A.B., Попов A.B., Талагаева ЮА Проблема готовности будущих педагогов к исследованию оздоровительных технологий в образовательном процессе. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 201S; Т. 1S, № 3. 33S - 343.

S. Смотрова Л.Н., Медведева НА Организационно-педагогическая практика. Саратов: Саратовский источник, 2020.

References

1. Medvedeva N.A. Programma podgotovki buduschih pedagogov k realizacii kursa «Osnovy zdorovogo obraza zhizni» v obscheobrazovatel'noj shkole. Vektornauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta. 2012; № 3 (21): 241 - 243.

2. Medvedeva N.A. Professional'naya gotovnost' studentov k realizacii programmy «Osnovy zdorovogo obraza zhizni» v obscheobrazovatel'noj shkole. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya: Filosofiya. Psihologiya. Pedagogika. 2012; T. 12, Vypusk 1: S5 - SB.

3. Korepanova M.V., Lipova I.V. Ispol'zovanie zdorov'esberegayuschih tehnologij v detskom obrazovatel'nom uchrezhdenii. Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. Balashov: g. Nikolaev, 2012: 122 - 125.

4. Bychkova T.I. Organizaciya uchebno-vospitatel'nogo processa v obscheobrazovatel'noj shkole na osnove zdorov'esberegayuschih tehnologij. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Cheboksary, 2005.

5. Orehova T.F. Organizaciya zdorov'etvoryaschegoobrazovaniya v sovremennojshkole. Moskva: FLINTA, 2021.

6. Shumankov I.D. Sistema zdorov'esberegayuschih pedagogicheskih tehnologij obrazovatel'nogo uchrezhdeniya na osnove integracii uchebnyh disciplin. Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta. 2012; № 3 (21): 2б4 - 2б7.

7. Kajgorodova N.Z. Formirovanie motivacii zdorov'ya v hode professional'noj podgotovki studentov universiteta (problemy i vozmozhnosti). Psihologiya obucheniya. 200S; № 3: BS - S5.

B. Timushkin A.V., Popov A.V., Talagaeva Yu.A. Problema gotovnosti buduschih pedagogov k issledovaniyu ozdorovitel'nyh tehnologij v obrazovatel'nom processe. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya: Filosofiya. Psihologiya. Pedagogika. 201S; T. 1S, № 3. 33S - 343.

S. Smotrova L.N., Medvedeva N.A. Organizacionno-pedagogicheskaya praktika. Saratov: Saratovskij istochnik, 2020.

Статья поступила в редакцию 24.07.22

УДК 379.8

Gaponenko A.V., postgraduate, Department of Management and Technologies of Socio-Cultural Activities, Moscow State Institute of Culture (Moscow, Russia),

E-mail: alenagap13@gmail.com

FORMS OF FOLK ART CULTURE AS A BASIS FOR ORGANIZING MODERN SOCIAL AND CULTURAL PROJECTS IN A MEGAPOLIS. The author of the article considers forms of folk art culture that are used in the organization of modern social and cultural projects in the megalopolis. Folklore is considered-poetry reproduced by people and existing in the masses, in which a person reflects his work, social and everyday way of life, nature, cults and beliefs. The author also considers decorative and applied art as a form of folk art culture, and festive and ceremonial culture. Ritual actions are necessary for a person, because they met the need for knowledge in a certain way, provided the transfer of labor skills, psychologically prepared for work. The researcher notes that the classification of forms presented in the article is conditional, because, for example, holidays, beliefs, and decorative and applied arts can be called folklore. The article analyzes the practical application of forms of folk art culture on the example of organizing thematic projects in the city of Moscow.

Key words: folk art culture, forms, folklore, social and cultural activities, megapolis.

А.В. Гапоненко, аспирант, Московский государственный институт культуры, г. Химки, Е-mail: alenagap13@gmail.com

ФОРМЫ НАРОДНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ОСНОВА ОРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ПРОЕКТОВ В УСЛОВИЯХ МЕГАПОЛИСА

Автор статьи рассматривает формы народной художественной культуры, которые используются при организации современных социально-культурных проектов в условиях мегаполиса. Рассматривается фольклор - воспроизводимая людьми и существующая в народных массах поэзия, в которой человек отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад жизни, природы, культы и верования. Также автор статьи рассмотрел декоратив-

но-прикладное искусство в качестве формы народной художественной культуры и празднично-обрядовую культуру. Обрядовые действия были необходимы человеку, поскольку они определенным образом удовлетворяли потребность в познании, обеспечивали передачу трудовых навыков, психологически подготавливали к трудовой деятельности. Автор статьи отмечает, что классификация форм, представленная в статье, условна, потому что, например, фольклором можно назвать и праздники, и верования, и декоративно-прикладное искусство. В статье проведен анализ практического применения форм народной художественной культуры на примере организации тематических проектов в городе Москве.

Ключевые слова: народная художественная культура, формы, фольклор, социально-культурная деятельность, мегаполис.

Народная художественная культура выступает фундаментом современной культуры, корневой системой национальной культуры. Её «генеральной функцией является воссоздание связей личности с общенародным, общечеловеческим при сохранении национальной укоренённости, то есть формирование гражданина будущей России» [1, с. 136].

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что обращение к прошлому, в частности к глубинным пластам традиционной художественной культуры, на современном этапе развития России - объективная потребность, обусловленная необходимостью переосмысления и обновления общественной жизни. Без восстановления полнокровной народной художественной культуры, ее нравственных основ не может возродиться национальный духовный менталитет

Теоретическая значимость исследования: уточнен и дополнен понятийный аппарат, раскрывающий народную художественную культуру в качестве совокупности разнообразных форм ее проявления.

Целью исследования является анализ современных форм народной художественной культуры, лежащих в основе организации социально- культурных проектов московского мегаполиса. Для этого необходимо:

1. Рассмотреть структуру народной художественной культуры.

2. Провести обзор проектов с использованием различных форм народной художественной культуры на площадках города Москвы.

3. Определить уровень интереса жителей московского мегаполиса к социально-культурным проектам фольклорной направленности.

Народная художественная культура условно имеет следующие формы: народные верования в качестве мифологии народа, фольклор словесный и музыкальный, декоративно-прикладное искусство, празднично-обрядовая культура. Народные верования, а именно - мифы народа, являют собой исключительное ядро народной художественной культуры, все формы которой рождаются из потребностей проявления мифа в жизни человека. Именно поэтому мифологические корни народной художественной культуры определяют ее в самостоятельном качестве.

Таким образом, структуру народной художественной культуры можно представить следующим образом: миф - ее центр, другие ее виды (фольклор, декоративно-прикладное искусство, празднично-обрядовая культура) - формы существования данного мифа в жизни народа. Рассмотрим каждую форму народной художественной культуры подробнее.

По представлению наших предков, жизнь давалась человеку для созидания и благополучия его Рода, его Народа и его Державы. Кроме того, наши предки считали, что «жизнь не заканчивалась с концом существования физического тела человека, то есть смертью, жизнь продолжалась, но уже в каком-то другом виде и форме» [2]. В священных Ведах писалось, что «смерть вы наблюдаете только в окружении, а для себя её не существует» [2]. Поэтому наши предки очень любили жизнь и совсем не боялись смерти, так как она считалась перерождением из одной формы жизни в другую, и душа со своей кармой переходила в другой мир.

Слово «фольклор» в буквальном переводе с английского означает «народная мудрость». Фольклор - это воспроизводимая людьми и существующая в народных массах поэзия, в которой человек отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад жизни, природы, культы и верования. В фольклоре воплощаются воззрения, идеалы и стремления людей, их поэтическое воображение, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, протест против эксплуатации и гнета, мечты о справедливости и счастье.

Фольклор намного древнее литературы. «Если возраст даже наиболее древних литератур исчисляется тридцатью-сорока веками, то фольклор возник значительно раньше, в процессе формирования человеческой речи» [3, с. 65]. В то же время возникновение фольклорной традиции славянских племен или их доисторических предшественников теряется в глубине веков и не поддается даже весьма приблизительному определению. Возникают художественные произведения (предания, сказки, песни), которые могли отвечать идеологическим потребностям и художественным вкусам той или иной общественной группы и противоречить интересам другой.

Для того чтобы услышать песни или предания, нужен был певец или рассказчик. По словам Некрасовой М.А., «фольклорное произведение воплощается в устном слове. Овеществленных посредников между творящим и воспринимающим здесь нет» [4, с. 240]. Устность передачи, не закрепленность текста и отсутствие специфического права автора определяли особую подвижность фольклорных текстов. Очень редко удается наблюдать начальное возникновение песни, былины, сказки. Первый создатель того или иного фольклорного произведения опирается на существующие традиции, использует определенные поэтические приемы, мотивы, формулы, которые не принадлежат никому и каждым могут быть использованы. Поэтому сказки, песни, былины обязаны своим существованием не только первоначальному создателю - они уже в какой-то мере коллективны.

Творения декоративно-прикладного искусства отвечают определенным требованиям: «характеризуются художественными чертами; рассчитаны на эстетическое воздействие; предназначены для дизайна интерьера и украшения быта» [1, с. 149]. К таким продуктам относятся одежда, плательные и декоративные ткани, художественное стекло, фарфор, ковры, мебель, фаянс, ювелирные и другие художественные изделия. Существует утвержденная во второй половине XIX века система областей декоративно-прикладного искусства по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево), технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка, интарсия) и по функциональным приметам применения продукта (мебель, посуда, игрушки). Данная система обоснована важной миссией конструктивно-технологического начала в декоративно-прикладном искусстве и его прямой связью с производством.

Декоративное искусство - одна из основных сфер пластического искусства (наравне с архитектурой, изобразительными искусствами). Это самобытный вид художественного творчества, который отличается по своему назначению от станкового и монументального искусства. Декоративное искусство наряду с архитектурой создает охватывающие человека вещественные предметно-пространственные условия, вводя в них эстетическое, метафорическое начало, включающее в себя большой спектр художественных предметов, изображений и символов.

Праздник и обряд - своеобразный урок для следующих поколений, средство передачи определенных сведений и трудовых навыков. Они помогали в конкретно-образной форме раскрыть ошибки предшественников и указывали правильные пути для достижения конечной цели, становясь формой укрепления успехов и передачи опыта. «Обрядовые действия были необходимы человеку, поскольку они определенным образом удовлетворяли потребность в познании, обеспечивали передачу трудовых навыков, психологически подготавливали к трудовой деятельности» [5, с. 102]. Это помогало избежать возможных опасностей, способствовало возбуждению у людей нужных эмоций, позволяло наглядно представить предполагаемую цель, достижение которой стало органической потребностью этой группы. Условия жизни диктовали коллективные формы существования. После совершения обряда на охоту отправлялись уже не разрозненные индивидуумы, готовые разбежаться при первой же неудаче, а сплоченная группа первобытных людей, согласовавшая предварительно свои действия, сосредоточенная на едином предмете действий, охваченная общим настроением, боевым азартом и уверенная в победе. Все это способствовало успешному исходу, например, охоты, что было подмечено нашими далекими предками, а впоследствии привело к тому, что постепенно «подобные словесно-символические действия приняли ритуальный характер, выросли в большие традиционные празднества» [5, с. 106].

Обрядность - системная часть культуры, олицетворяющая духовный строй людей, его мировосприятие на различных этапах исторических изменений; сложное и многообразное явление, которое осуществляет функции передачи последующим поколениям опыта, который был накоплен в процессе борьбы за существование; самобытная реакции людей на жизненную среду; определенная форма проявления народных устремлений.

Последнее может выступать в роли синтеза всех форм. Необходимо отметить, что данная классификация условна, потому что фольклором можно назвать и праздники, и верования, и декоративно- прикладное искусство.

Многообразие форм народной художественной культуры - мощный инструмент в руках специалистов в области социально-культурной деятельности. Любая форма народной художественной культуры несет в себе огромный пласт информации, который передается сквозь время, от поколения к поколению. Декоративно-прикладное искусство, словесный, музыкальный фольклор -без всего этого не может существовать традиционный строй нашей культуры. Многие традиционные формы забываются, переходят из активных в пассивные формы, которые бытуют только в народной памяти и не используются в современной социально-культурной среде. Однако нельзя забывать о корнях, без которых не может существовать дерево. Необходимо возрождать традиции, модернизировать и использовать их в современной социально-культурной среде мегаполиса.

В Москве проводится огромное количество мероприятий с использованием различных форм народной художественной культуры. Формы мероприятий достаточно разнообразны: концерты, театрализованные представления, массовые праздники, творческие вечера, лекции и т. п. Это разнообразие обусловлено рядом культурных преобразований и изменением условий жизнедеятельности жителей мегаполиса и, как следствие, трансформацией их интересов и предпочтений.

Рассмотрим практическое использование форм народной художественной культуры на примере мероприятий, проводимых на культурных площадках города Москвы.

Выставка «Ладья», организованная ассоциацией «Народные художественные промыслы России» [б], - это выставка-ярмарка народных промыслов. «Ладья» проводится в центральном выставочном комплексе «Экспоцентр» два раза в год: зимой - «Зимняя сказка», весной - «Весенняя фантазия».

На выставке представлены различные виды национальной одежды: русские сарафаны, расписные платки, валенки и т. п. Здесь встречаются элементы национальной кухни: блины, пряники, конфеты, березовый сок, икра. Помимо того, что люди могут посмотреть на предметы, являющиеся частью народных промыслов, они могут изготовить некоторые из них собственными руками.

В парковых зонах тоже проводится большое количество мероприятий с использованием традиций народной художественной культуры. В Центральном парке культуры им. Горького в 2019 году был проведен фестиваль, приуроченный ко Дню семьи, любви и верности. В центр парка был установлен арт-объект в виде трехмерного слова «Любовь». 8 июля прошла концертная программа с живой музыкой, где исполнялись традиционные народные песни, а также современные песни в стиле фолк. Посетителям парка предлагалось прослушать мастер-классы по росписи матрешки, изготовлению русских народных игрушек и т. п. Участники мероприятия смогли поучаствовать в тематических конкурсах и получить памятные сувениры с эмблемой парка и символикой праздника -цветком ромашки. Посетители мероприятия приняли активное участие в традиционном экскурсионном марафоне, который включил в себя самые популярные экскурсии, и смогли узнать о самых необыкновенных историях любви, происходивших на территории парка. Вечером состоялся небольшой концерт фортепианной музыки в рамках проекта «Рояль в цветах».

В 2018 году в парке Горького проходил двухдневный фестиваль « Масленица». В арке главного входа в парк была установлена инсталляция « застрявшего» солнца в виде ярко-желтого шара диаметром 7 метров. Возглавили фестиваль телеведущие Александр Гудков и Владимир Макрони. Зрители смогли посетить музыкальный концерт, в котором выступили различные коллективы, сочетающие в своей музыке элементы фолка и современных стилей. Неотъемлемый атрибут Масленицы - чучело Зимы традиционно сожгли в конце вечера. На фестивале работала анимационная команда в русских народных костюмах и различных ска-

Библиографический список

зочных существ. Они прохаживались по парку, исполняя шуточные пьесы и музыкальные сценки. Пушкинская набережная стала пространством всевозможных развлечений в народном стиле: кроме традиционных народных игрищ - боев на мешках и перетягивании каната - прошли кулинарные мастер-классы и состоялся квест «Весенняя дорога». Участникам квеста предлагалось найти дорогу в соломенном лабиринте: для его создания понадобилось 420 брикетов сена. На развернувшейся здесь ярмарке можно было приобрести различные сувениры: матрешки, посуду с росписью, платки, свистульки, сладости и т. п.

В парке «Сокольники» регулярно проводятся подобные мероприятия, начиная от фотовыставок, посвященных культурным ценностям, заканчивая крупными фестивалями. В 2019 году на базе парка проходило мероприятие чествования Масленицы. В его программе были традиционные гулянья, символизирующие проводы зимы, разнообразные русские народные игры и забавы, кулинарные мастер-классы и концерт с участием звёзд российской эстрады.

День любви, семьи и верности на базе парка «Сокольники» также проходит очень ярко. В этот день в парке можно было встретить аниматоров, одетых в русские народные костюмы, которые дарили всем ромашки - символ праздника. Для детей проводились различные подвижные игры, специальные мастер-классы по рисованию, изготовлению обережной куклы, шитью, кулинарии, народным промыслам и т. п. Представители поколения постарше могли посетить различные лекционные занятия, где обсуждались вопросы, связанные с русской культурой и не только. Завершился праздник большой концертной программой с участием звезд.

В заключение хотелось бы отметить, что формы народной художественной культуры в наше время активно используются при организации тематических проектов в городе Москве. Применение современных технологий и средств социально-культурной деятельности при организации мероприятий народной художественной направленности - необходимая мера для сохранения и популяризации традиций, а также для повышения интереса жителей мегаполиса к традиционной культуре. Предпочтения россиян, в частности москвичей, меняются с течением времени, но потребность в национальной культуре всегда остается неизменной.

1. Спирина М.Ю. Традиционное прикладное искусство и образование: традиции и инновации в третьем тысячелетии. Методология педагогики: педагогическая наука и педагогическая практика как единая система. Челябинск: ЧГПУ, 2012: 136 - 150.

2. Славянская культура, Ведическая культура - язычество древних славян. Available at: http://slavculture.ru/

3. Панкеев И.А. Восприятие читателем фольклорного текста. Известия вузов. Проблемы полиграфии и издательского дела. 2005; № 3: 64 - 67.

4. Некрасова М.А. Народное искусство России: Народное творчество как мир целостности. Москва: Коллекция М, 2003.

5. Тарасова С.И. Возникновение народных праздников и обрядов. Сельские культурно-образовательные комплексы как инновационные учреждения. Белгород, 2004: 103 - 106.

6. Ассоциация «Народные художественные промыслы России». Available at: http://www.nkhp.ru/index.htm References

1. Cpirina M.Yu. Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie: tradicii i innovacii v tret'em tysyacheletii. Metodologiya pedagogiki: pedagogicheskaya nauka i pedagogicheskaya praktika kak edinaya sistema. Chelyabinsk: ChGPU, 2012: 136 - 150.

2. Slavyanskaya kuliura, Vedicheskaya kultura - yazychestvo drevnih slavyan. Available at: http://slavculture.ru/

3. Pankeev I.A. Vospriyatie chitatelem fol'klornogo teksta. Izvesiiya vuzov. Problemy poligrafiiiizdaiel'skogo dela. 2005; № 3: 64 - 67.

4. Nekrasova M.A. Narodnoe iskusstvo Rossii: Narodnoe tvorchestvo kak mir celostnosti. Moskva: Kollekciya M, 2003.

5. Tarasova S.I. Vozniknovenie narodnyh prazdnikov i obryadov. Sel'skie kul'turno-obrazovatel'nye kompleksy kakinnovacionnye uchrezhdeniya. Belgorod, 2004: 103 - 106.

6. Associaciya «Narodnye hudozhesivennyepromysly Rossii». Available at: http://www.nkhp.ru/index.htm

Статья поступила в редакцию 27.07.22

УДК 378.1

Mansurova A.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), Professor, Music Education Department, Moscow State Institute of Culture (Khimki, Russia),

E-mail: nauka-v-vuze@rambler. ru

Chervatyuk P.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Music Education Department, Moscow State Institute of Culture (Khimki, Russia),

E-mail: nauka-v-vuze@rambler.ru

TO THE QUESTION OF IMPROVING MUSIC AND PEDAGOGICAL EDUCATION IN THE CONTEXT OF TASKS IN THE CONCEPT OF TRAINING PEDAGOGICAL PERSONNEL FOR THE EDUCATIONAL SYSTEM FOR THE PERIOD UNTIL 2030. The article raises a problem of improving Russian musical and pedagogical education in the direction of unifying the training of pedagogical personnel in the structural, content, methodological, didactic, technological and productive aspects. This problem is formulated and comprehended in connection with the emergence in the regulatory field of higher education of a new Concept of training pedagogical personnel for the education system, developed for the period from 2022 to 2030. The main attention of the authors is drawn to the specifics of musical and pedagogical education, which lies in the multidisciplinary and multi-competence training of a modern teacher-musician. This specificity is due to federal state educational standards that regulate the implementation of bachelor's, master's and specialist's programs in musical and pedagogical training profiles. The authors also raise a question of the most optimal way to implement the Concept in the context of the relevance of preserving the regional specifics of training teachers, due to demographic, geopolitical, economic and socio-cultural factors.

Key words: pedagogical education, training of musician teacher, education system, federal state educational standard, methodology of pedagogy, teaching methods, educational technology, didactics, educational and methodological support, educational program, curriculum, multidisciplinary multi-competence training of musician teacher.

А.П. Мансурова, канд. пед. наук, проф., Московский государственный институт культуры, г. Химки,

E-mail: nauka-v-vuze@rambler.ru

П.А. Череатюк, д-р пед. наук, проф., Московский государственный институт культуры, г. Химки, E-mail: nauka-v-vuze@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.