Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. 2018. № 3
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
В.Е. Добровольская, А.Б. Ипполитова
IV ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНГРЕСС ФОЛЬКЛОРИСТОВ
Государственный Российский Дом народного творчества имени В.Д. Поленова
101000, Москва, Сверчков пер., д. 8стр. 3
IV Всероссийский конгресс фольклористов прошел в Туле 1—5 марта 2018 г. Он был посвящен 210-летию П.В. Киреевского и 180-летию А.Н. Веселовского. Организаторами выступили Министерство культуры Российской Федерации, Государственный Российский Дом народного творчества имени В.Д. Поленова, Министерство культуры Тульской области и Объединение центров развития искусства, народной культуры и туризма. В нем приняли участие более 300 ученых, как из России, так и из 19 стран ближнего и дальнего зарубежья. В программе Конгресса было 16 секций, четыре дискуссионных площадки, презентация проектов по актуализации народной культуры, представление книг и периодических изданий по фольклору, показы документального кино и полевых видеоматериалов. Ряд секций был связан с проблемами этномузыкологии, декоративно-прикладного искусства и художественных ремесел, актуализации народной культуры в современном обществе. Остальные были посвящены филологическим и этнографическим исследованиям фольклора, современным полевым исследованиям и роли фольклора в современном обществе.
Ключевые слова: IV Конгресс фольклористов; фольклористика; культурная антропология; этномузыкология, педагогика.
IV Всероссийский конгресс фольклористов прошел в Туле 1—5 марта 2018 г. Он был посвящен 210-летию П.В. Киреевского и 180-летию А.Н. Веселовского. Организаторами выступили Министерство культуры Российской Федерации, Государственный Российский Дом народного творчества имени В.Д. Поленова, Министерство культуры Тульской области и Объединение центров развития искусства, народной культуры и туризма.
Конгресс стал знаковым событием для специалистов в области народной культуры. В нем приняли участие более 300 ученых, как из России, так и из 19 стран ближнего и дальнего зарубежья.
Добровольская Варвара Евгеньевна — кандидат филологических наук, зав. сектором нематериального культурного наследия Государственного Российского Дома народного творчества имени В.Д. Поленова (e-mail: [email protected]).
Ипполитова Александра Борисовна — кандидат исторических наук, эксперт сектора нематериального культурного наследия Государственного Российского Дома народного творчества имени В.Д. Поленова (e-mail: [email protected]).
В программе Конгресса было 16 секций, четыре дискуссионных площадки, презентация проектов по актуализации народной культуры, представление книг и периодических изданий по фольклору, показы документального кино и полевых видеоматериалов.
Ряд секций был связан с проблемами этномузыкологии, декоративно-прикладного искусства и художественных ремесел, актуализации народной культуры в современном обществе. Предметом обсуждений на дискуссионных площадках Конгресса стало народно-певческое искусство в XXI в., роль волонтеров в собирании, сохранении и актуализации фольклора. Многие стали участниками дискуссий о визуальной антропологии и роли этнографического кино в исследованиях фольклора.
На секциях Конгресса рассматривались самые актуальные для современной фольклористики темы. Одной из самых представительных стала секция «История науки». Ее участники представили архивные материалы, связанные с деятельностью исследователей и собирателей прошлого (Б.А. Леонова, О.В. Тюренкова, Н.А. Мальцева, АН. Данилова, С.Д. Мухоплева, И.Б. Теплова), публикации фольклора в провинциальной прессе и столичных изданиях XIX — начала ХХ в. (А.Н. Розов, В.А. Поздеев, Т.С. Молчанова, Е.В. Битерякова), записи фольклористов, работавших в зонах полиэтнических контактов (В.П. Миронова, К. Женюхова, А.С. Халилов, В.Н. Никитина), редчайшие аудиозаписи (Л.П. Махова). Были рассмотрены и новые редакции классических статей по фольклору, их место в истории русской фольклористики (Т.В. Говенько, А.Л. Топорков, А.С. Васкул). Особое внимание было уделено и исполнителям фольклорных жанров, их биографии и специфике творчества (А.Н. Власов, М.В. Строганов). В рамках работы секции было рассказано о формировании крупных фольклорных коллекций и частных собраний (В.Ф. Шевченко, С.В. Подрезова, Г.В. Лобанова, Е.Г. Богина).
На секции, посвященной исследованиям локальных традиций и культур, были рассмотрены календарные (С.Г. Низовцева, Ю.А. Крашенинникова, С.А. Мяснякова) и семейные обрядовые практики (М.Г. Матлин, П.С. Шахов), легенды, предания, устные рассказы и песенные традиции отдельных региональных традиций (С.Ю. Королёва, Н.В. Дранникова, Т.Н. Морозова, Т.С. Канева, Ё. Куманоя-Накагава). Помимо этого были представлены визуальные материалы отдельной локальной традиции (Д.И. Вайман), специфика традиции одного населенного пункта (А.А. Чернобаева), гендерные социокультурные ценности, нашедшие свое отражение в локальных традициях (Н.Е. Украинцева). Был проведен сопоставительный анализ традиции «материнских» и «переселенческих» сел, выявлены особенности сохранения некоторых элементов традиционной культуры (Е.В. Ми-нёнок). Участники секции обратились и к анализу современной ка-
лендарной обрядности, роли традиции в формировании сегоднешней праздничной культуры (А.А. Конунов).
На секции № 6 участники обратились к проблемам изучения несказочной прозы. На одном из секционных заседаний докладчики рассматривали жанровые особенности несказочной прозы, современные нарративы о расколе, предания и былички о кладах, запреты и предписания, представления о мифологических персонажах и персонифицированных днях недели в современных записях (И.К. Феоктистова, Н.С. Душакова, Н.Е. Котельникова, А.С. Бело-местнова, Ф.Ф. Гайсина, Н.В. Анисимов, С.Н. Амосова). Участники другого заседания обратились к анализу магических практик, микроритуалов, обрядовых медвежьих песен, нормативов в поэтических обрядовых текстах (А.Л. Топорков, Т.В. Тадевосян, Л.Н. Виноградова, Т.А. Молданов, Ю.А. Крашенниникова).
Небольшая секция «Язык фольклора» вызвала ожидаемый интерес у многих участников Конгресса. Докладчики обратились к истории лингвофольклористики, к проблеме цветообозначения в переводах калмыцких песен, языковой репрезентации базовых концептов в песнях и языковых варьированиях в духовных стихах (В.Н. Камил, Э.У. Омакаева, А.М. Хакимьянова, Т.Н. Бунчук). Они проанализировали семантические переносы в сфере мифологической лексики, антропомонимы в пословицах, загадках и идиомах и архаическую лексику в собрании Е.В. Барсова (И.И. Русинова, М.Л. Ковшова, О.Д. Сурикова).
Участники секции «Народная вера и верования: официальная доктрина и народные толкования» представили для обсуждения доклады, посвященные легендам в устной и письменной традициях, трансформации житийных сюжетов, механизмам формирования и сохранения устной прозы о монастырях, соотношении религиозной фольклорной прозы и письменных источников, персонификации святости (Л.С. Лобанова, М.В. Антонова, П.Ф. Лимеров, Ю.М. Ше-варенкова, Е.В. Рычкова, Т.Г. Казанцева). Докладчики обратились к религиозному фольклору современных субкультур, народным толкованиям текстов Священного писания, ритуальным практикам на могилах и трансформации народных верований в современном мире (Л.К. Гаврюшина, А.М. Жердева, М. Накахори, Т. Ямада). Особого внимания удостоились доклады посвященные жанру традиционной молитвы осетин и роли молодых жрецов в ритуальной и общественной жизни удмуртов (Д.В. Сокаева, Е. Тулуз).
Состояние традиционной культуры в условиях межэтнических контактов были рассмотрены в рамках секции 9. Ее участники остановились на роли мигрантов в сохранении традиции, методах изучения анклавных традиций, опыты межэтнических взаимодействий, отражение контактов между различными народами в фольклорных
текстах (Е.Е. Анастасова, М.В. Станюкович, Е.Е. Левкиевская, А.В. Черных, С.Б. Егоров, А.Д. Цветкова, Е.Л. Тихонова, В.Л. Кляус). Ряд докладчиков рассмотрели фольклорные традиции пограничья и остановились на роли традиций в формировании этнической идентичности (Е.С. Узенева, О.В. Белова, Т.В. Володина,Н.В. Петров, Н.С. Петрова, Е.М. Боганева, А.И. Ганчев).
Место фольклора в интернет-пространстве стала одним из аспектов, обсуждаемых на секции, посвященной современному фольклору (И.А. Седакова, К.А. Климова, М.В. Зигидулина, Н.А. Славгородская). Участники данной секции обратились к трансформации традиционной обрядности в современной жизни, отметили появление новых форм в традиционных ритуальных практиках (Й. Мардоса, Е.З. Соловьева, М.М. Красиков). Они обратились к историко-этно-графическому контексту ряда сюжетов и жанров (А.К. Байбурин, С.М. Прохоров, Н.Н. Рычкова), рассмотрели фотографию, как коммуникативный текст (А.А. Пригарин) и обсудили базы данных по региональному фольклору (Т.А. Золотова, Н.И. Ефимова, Е.А. Плотникова, В.И. Токтарова).
Проблемы и перспективы изучения сказочной традиции были рассмотрены в докладах, представленных участниками секции 11. Докладчики обратились к анализу состояния сказочной традиции в XXI веке, проанализировали трансформацию функционирования сказочных текстов, изменения их сюжетного состава и возраста сказочников (В.Е. Добровольская). Был отмечен характер трансформации сюжетов сказок, зафиксированных в анклавах (В.Л. Кляус, А.А. Острогская). Большое внимание уделялось этническим сказочным традициям (Н.С. Коровина, Н.В. Павлова). Выступающие представили малоизвестные версии сказочных сюжетов и варианты одного сюжетного типа в рамках локальной традиции, рассмотрели некоторые сказочные образы (А.С. Лызлова, И. Жепниковска, Р.Р. Зи-нурова). Были рассмотрены музыкальные особенности тувинских сказок (А.Д-Б. Баранмаа), а также архивные коллекции сказочных текстов (В.Ф. Шевченко, В.В. Обоюкова). Особый интерес вызвал доклад об инновационной форме актуализации сказочного материала при работе с детьми (Н.Г. Кожанова).
Вопросы конфессиональной идентичности как фактор формирования и сохранения фольклорной традиции в иноэтничном окружении, референтность и структуру фольклорного текста, кодирование и декодирование действительности в рамках фольклорного текста стали предметом обсуждения на секции «Теоретические аспекты фольклористики» (А.А. Иванова, А.Г. Игумнов, О.Е. Фролова). Еще одним направлением работы этой секции стала стратегия полевых интервью, взаимоотношения собирателя и исполнителя, позиция
говорящего как критерий классификации текста и т.п. (А.А. Плотникова, В.А. Черванёва, Ю.Н. Наумова). Особый интерес вызвал доклад о городском уличном театре как явлении фольклорной культуры (С.П. Сорокина).
Взаимодействие фольклора и авторского творчества всегда привлекало внимание исследователей. В этот раз на секции, посвященной данной тематике рассматривались вопросы, связанные с проблемами литературного фольклоризма, взаимодействием литературы и фольклора в рамках одной этнической традиции, отражение фольклорных жанров в авторской поэзии, фольклоризм современной молодежной прозы и т.д. (А.Х. Гольденберг, Е.А. Зайцева, Т.Г. Владыкина, М.Х. Идельбаев, Е.А. Плотникова, А.О. Трошкина, Т.А. Золотова, Н.И. Ефимова, В.В. Трубницина, Н.З. Коковина, С.Н. Петренко). В ряде выступлений рассматривался фольклоризм музыкальных произведений (Е.А. Зайцева, Э.А. Луганская), взаимосвязь иконы и книжной легенды с фольклорной традицией (Л.В. Фадеева), этноботанические аспекты в письмах семьи Тургеневых (К.И. Шарафадина) и диалекты в прозе В.Н. Глаголева (Н.А. Красовская).
В секцию 14 вошли доклады, авторы которых обратились к анализу образного мира фольклора. Была рассмотрена культурная символика отдельных реалий, образы зверей и птиц в традициях разных народов, мифологические персонажи и растения (В.С. Кучко, М.О. Леонтьева, М.А. Тростина, И.А. Швед, К.С. Юзиева, Э.Г. Рахимова, М.В. Ясинская, М. Кыйва, О.В. Ахмадрахимова, А. Куперьянов, А.Б. Ипполитова).
Проблемам этнокультурного образования и детскому фольклору была посвящена секция, участники которой не только проанализировали различные жанры словесной и музыкальной поэзии детства, но и затронули серьезные вопросы, связанные с обучением устному народному творчеству на разных этапах (И.Н. Райкова, М.С. Альтшулер, Е.К. Малая, В.С. Бузин, Т.А. Золотова, М.Н. Пирого-ва, В.И. Токтарова, Г.Ф. Юнусова, Д.В. Абашева, О.Б. Христофорова, Н.В. Петров).
В рамках секции, посвященной эпическому наследию рассматривались вопросы, связанные с ролью эпического сказителя в бытовании текста, мотивная структура эпических произведений, образная система и цветовая символика, обрядовый текст в сюжете эпоса, неизвестные записи эпоса и его популяризация в СМИ (А.М. Гутов, Ф.Х. Завгарова, Р.Ф. Султангареева, З.Д. Джапуа, С.С. Макаров, Л.В. Ангеловская, М.Г. Бабалык, Т.Ф. Пухова, В.А. Петрова).
На закрытии Конгресса было отмечено, что Конгресс, за судьбу которого переживало всё научное фольклористическое содружество, был организован в кратчайшие сроки и прошел на высоком уровне.
Участники говорили о том, что традиция проведения Конгрессов должна продолжаться, поскольку это и возможность представителей разных географических регионов, и национальных республик России обмениваться результатами научной работы. Только такое масштабное научное мероприятие способно познакомить начинающих специалистов с различными направлениями фольклористики, проконсультироваться с ведущими специалистами в той или иной области, а коллегам — увидеться, обсудить текущие и перспективные проблемы науки, заявить о новых темах и получить отклик на них.
Varvara E. Dobrovolskaya, Alexsandra B. Ippolitova
THE 4th RUSSIAN CONGRESS ON FOLK RESEARCH
The Russian National House of Folk Art's and Amateur Creativity
8/3 Sverchkov side street, Moscow, Russian Federation, 101000
The IV Russian Congress of folklorists was held in Tula on March 1—5, 2018. It was dedicated to the 210th anniversary of P.V. Kireevsky and the 180th anniversary of A.N. Veselovsky. The organizers were the Ministry of culture of the Russian Federation, The Russian National House of Folk Art's and Amateur Creativity named after V.D. Polenov, the Ministry of culture of Tula region and the Association of centers for the development of art, folk culture and tourism. It was attended by more than 300 scientists, both from Russia and from 19 countries of near and far abroad. The program of the Congress included 16 sections, 4 discussion platforms, presentation of projects on the actualization of folk culture, presentation of books and periodicals on folklore, screenings of documentary films and field videos. A number of sections were connected with the problems of ethnomusicol-ogy, arts and crafts, actualization of folk culture in modern society. The rest dealt with philological and ethnographic studies of folklore, modern field research and the role of folklore in modern society.
Key words: IV Congress of folklorists; folklore studies and cultural anthropology; ethnomusicology; pedagogy.
About the authors: Varvara E. Dobrovolskaya — PhD (Philologicaly), Philosophy Doctor, head of department of intangible cultural heritage, The Russian National House of Folk Art's and Amateur Creativity (e-mail: [email protected]); Aleksandra B. Ippolitova — PhD (History), Philosophy Doctor, expert of department of intangible cultural heritage, The Russian National House of Folk Art's and Amateur Creativity (e-mail: [email protected]).