Научная жизнь Scientific life
ЕУУ
This is an open access article distributed under the Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)
© 2018 г. Е. С. Узенева
г. Москва, Россия
ТЕМА СТАРООБРЯДЧЕСТВА НА IV ВСЕРОССИЙСКОМ КОНГРЕССЕ ФОЛЬКЛОРИСТОВ
Публикация подготовлена при поддержке гранта РНФ № 16-18-02080 «Русский язык как основа сохранения идентичности староверов Центральной и Юго-Восточной Европы»
Аннотация: В статье представлены данные об участниках и тематике докладов, прозвучавших на IV Всероссийском конгрессе фольклористов (Тула, 1-5 марта 2018 г.) и объединенных проблематикой изучения старообрядчества. Данный феномен был исследован в рамках нескольких научных направлений: истории науки, искусствоведения, этнолингвистики, этномузыкологии, фольклористики. Ключевые слова: фольклор, фольклористика, этнолингвистика, искусствоведение, этномузыкология, старообрядцы
Информация об авторе: Елена Семеновна Узенева — кандидат филологических наук, доцент, заместитель директора, Институт славяноведения Российской академии наук, Ленинский пр., д. 32 А, 119991 г. Москва, Россия. E-mail: lenuzen@ mail.ru
Дата поступления статьи: 19.10.2018 Дата публикации: 28.12.2018
Для цитирования: Узенева Е. С. Тема старообрядчества на IV Всероссийском конгрессе фольклористов // Вестник славянских культур. 2018. Т. 50. С. 338-342.
В этом году состоялся IV Всероссийский конгресс фольклористов, прошедший 1-5 марта 2018 г. в г. Туле при поддержке Министерства культуры РФ, Государственного Российского Дома народного творчества им. В. Д. Поленова, Министерства культуры Тульской обл., Объединения центров развития искусства, народной культуры и туризма Тульской обл. Конгресс был посвящен юбилеям двух выдающих русских фольклористов: 210-летию со дня рождения П. В. Киреевского и 180-летию со дня рождения А. Н. Веселовского. Открытие было в Музейно-выставочном комплексе Тульского кремля, заседания проходили в Доме Дворянского собрания и Тульской областной универсальной научной библиотеке.
Более 300 ученых из 50 регионов России, а также гости из Армении, Азербайджана, Абхазии, Беларуси, Болгарии, Великобритании, Италии, Китая, Литвы, Молда-
УДК 398
ББК 86.372.81+82.3
вии, Монголии, Польши, Словакии, Турции, Украины, Эстонии, Японии обсудили актуальные вопросы этномузыкологии и истории фольклористики, новых методов изучения народной традиции и народных верований, языка фольклора, проблем бытования культуры в условиях межэтнических контактов, специфику современного фольклора, теоретические аспекты фольклористики и др. Всего на конгрессе работало 16 секций, 3 дискуссионные площадки, прошли презентации новых проектов и книг, а также показ этнографических фильмов, созданных по результатам экспедиций.
И хотя в программе Конгресса не было особой секции по проблемам изучения староверов, большое число докладов оказалось посвящено именно этой теме, не теряющей актуальности за многие годы изучения феномена старообрядчества. Доклады были связаны с разными сферами исследования староверов: историей их изучения в разных регионах и странах (например, в Турции), декоративно-прикладным искусством и художественными ремеслами (иконописание и лубок), современными исследованиями локальных традиций и культур, фольклорной несказочной прозой (современные нарра-тивы о расколе у молдавских староверов), народной верой и народными толкованиями религиозных текстов (русские Румынии и язьвинские пермяки), музыкальным фольклором и этномузыкологией (богослужебное пение семейских), отражением межэтнических контактов в прозаическом фольклоре (семейские и буряты) и традиционной культуре (староверы в Польше), визуальной антропологией (документальный фильм «Казаки-некрасовцы в Турции: 1994». 25 мин. Автор: Вера Никитина. Режиссер монтажа: Юрий Никитин).
Выступления по староверческой проблематике были в различных секциях, поэтому мы сочли целесообразным собрать и обобщить информацию обо всех обсуждавшихся темах в одном месте в данной статье.
В секции № 1 «История науки» прозвучал доклад В. Н. Никитиной (канд. искусствоведения, МГК им. П. И. Чайковского, г. Москва) «Турки как собиратели и исследователи казаков-некрасовцев», в котором автор остановилась на неизученной проблеме: казаки-некрасовцы, с XVIII в. проживавшие в Турции, глазами турок. Были представлены документальные материалы, появившиеся благодаря туркам, — это семейные фотохроники казаков-некрасовцев 1930-х - начала 1960-х гг. На примере таких источников были освещены межкультурные контакты некрасовцев, влиявшие на повседневную и праздничную жизнь общины, ее этнографию и социальное взаимодействие, проанализированы происхождение, содержание и классификация подобных материалов, их сюжетный ряд и использование в быту. С другой стороны, докладчик продемонстрировала взгляд турецких исследователей на некрасовцев, опираясь на неизвестный ранее научный источник — материалы экспедиции Стамбульского университета в с. Коджа-гель в 1953 г., благодаря которому можно судить как о восприятии старообрядческой общины с позиций турецкого национального опыта, так и об общих представлениях турок о русской культуре того периода.
Искусствоведческая проблематика также была хорошо представлена на Конгрессе. В частности, на второй секции «Декоративно-прикладное искусство и художественные ремесла» прозвучал доклад Е. В. Быковой (канд. искусствоведения, доц., ВГУ, г. Киров) и А. В. Кострова (д-р истор. наук, ИГУ, г. Иркутск) о современном старообрядческом лубке, найденном на р. Енисей во время экспедиций в республику Тыва в 2016-2017 гг. Согласно данным, полученным от информантов, этот современный рисованный лубок был создан в старообрядческих скитах часовенного согласия на Среднем Енисее. Во время полевых исследований старообрядческих поселений
было зафиксировано две формы бытования этого произведения: в приватном пространстве дома и в общественном пространстве перед входом в часовню. Эти формы напрямую связаны с функциями, которые оно должно выполнять. Темы отражают как давно сложившиеся и ставшие традиционными сюжеты старообрядческого искусства, так и новые изобразительные и текстовые интерпретации современной проблематики. Лубочная картинка посвящена актуальной теме современного мира: глобализация и «Всемирная сеть. Мировая паутина». Визуализация эсхатологических представлений связана с информационным обществом и научно-техническим прогрессом, глобализацией и компьютеризацией. Народные картинки «Две дороги — Два пути», «Всемирная сеть», «Демонизация человечества» соединяют фольклорные традиции духовного стиха с визуальными рядами, сочетающими иконографические традиции с постмодернистскими тенденциями — уникальное явление, объединяющее в себе традиции и инновации. Как показали исследования, народная картинка, вслед за священным текстом и иконой, предлагает себя в качестве навигатора жизненных стратегий и показывает свой аутентичный путь к спасению, отражающий доктрину старообрядцев часовенного согласия. Визуализации фольклора и мировоззренческих концептов в народном искусстве — одна из интереснейших форм современной культуры, требующая особого интереса со стороны разработок новых интегративных методик исследований.
Е. В. Быкова на заседании той же секции говорила о современном состоянии иконописания в России. Анализ деятельности современных иконописных центров в Палехе, Мстере, Городце и Семенове свидетельствует о возрождении традиций начала ХХ в., когда иконописный промысел в этих центрах занимал ведущее место. Затронут был вопрос о современных технологических процессах в иконописании, новациях в иконографии и стилистике. Поскольку иконы пишутся на заказ, в этих центрах наиболее часто можно видеть отход от традиций и современные переработки иконографических образцов.
Легенды и предания язьвинских пермяков, коренной этнической общности народа коми в Прикамье, исповедующей с XVIII в. старообрядчество, стали предметом анализа в выступлении С. Ю. Королевой (ПГНИУ, г. Пермь). Исследователь представила корпус народных христианских легенд (15 текстов), зафиксированный ею в экспедициях на этой территории и впервые вводимый в научный оборот.
Записаны были сюжеты: о сотворении человека и животных; о грехопадении; о появлении табака и курении; о Ноевом ковчеге; о св. Моисее и переходе через пустыню; о Рождестве Христовом; об аресте Христа и апостоле Петре; о двух царях и необходимости возвращать долг; о необходимости поминать родителей; об определении судьбы и Провидении; о св. Георгии Победоносце; о разговоре св. Макария с бесом; об угодной Богу молитве; об устройстве ада и рая. Легенды интересны в нескольких аспектах: с точки зрения функционирования в народной культуре (когда и как актуализируются); отношения к другим известным вариантам; возможных источников. В качестве таковых ученый выделяет: Ветхий и Новый завет; жития, книги религиозного содержания, в том числе новоизданные («Цветник» и др.); книжные иллюстрации и другие визуальные изображения; проповедь священника; рассказы местных верующих; светские СМИ (журналы, телевизионные передачи).
Доклад Н. С. Душаковой (канд. истор. наук, РГГУ, г. Москва) «Мы не изменяли, это Никон изменил» был посвящен изучению влияния современных нарративов о расколе на поддержание групповых границ общин староверов Молдовы (секция № 6 «Вопросы изучения фольклорной несказочной прозы»). Л. К. Гаврюшина (канд. филол.
наук, ИСл РАН, г. Москва) сосредоточила свое внимание на народных толкованиях текстов Священного Писания, опираясь на собственные полевые материалы, собранные в старообрядческих селах Румынии. На заседании секции № 8 «Народная вера и верования: официальная доктрина и народные толкования» докладчица отмечала, что записанные ею в экспедициях толкования некоторых сюжетов из Святого Писания свидетельствуют о неизменной потребности народа в «переводе» текстов церковной книжности на народный язык — не столько в собственно языковом отношении, сколько с точки зрения их содержания и образного строя. Сюжеты Св. Писания, как известно, нередко становились основой для духовных стихов («домашних»), где сюжеты могли быть истолкованы опосредованно, например, история Иосифа Прекрасного в толковании исполнительницы из с. Сарикей в Добрудже обогащается образами русского быта и диалектной лексикой. Информантки из Сарикея приводили целые истории на предложенную тему Св. Писания Ветхого и Нового Завета (о распятом вместе со Христом «благоразумном» разбойнике Тарабане, о Благовещении как «первом» празднике и судьбе кукушки, о Ноевом ковчеге и роли в его судьбе домашних животных). При анализе таких сюжетов автор предлагала говорить как о различных устных формах бытования апокрифов (например, сюжет о действиях кошки и мыши в ковчеге), так и о превращении усвоенных с детства книжных повествований в сказочные. Сделанные наблюдения позволяют предположить, что формы устного бытования книжных текстов в народной среде в прошлом были достаточно многообразны и имели широкое распространение в семейном быту.
В этой же секции вниманию слушателей был представлен доклад Т. Г. Казанцевой (канд. искусствоведения, доцент, НГК им. М. И. Глинки, г. Новосибирск) «Богослужебное пение старообрядцев-семейских: устная жизнь письменной традиции», подготовленный на основе анализа аудиозаписей, сделанных в ходе экспедиций 1992-2017 гг. в семейской общине беглопоповского направления районного центра Би-чура Республики Бурятия. Музыковед отметила, что полевые исследования последних десятилетий демонстрируют постепенное угасание богослужебно-певческой традиции семейских, в настоящее время традиция находится на стадии полного исчезновения или замещения новыми, извне привнесенными формами. Основой литургического пения семейских является знаменный распев, составляющий профессиональную ветвь традиционной русской музыкальной культуры и имеющий письменную фиксацию. Однако на протяжении длительного времени данная культура у семейских существовала преимущественно или исключительной в устной форме, сохраняя при этом прежнее обозначение — «пение по солям», т. е. по крюковой строке. Доклад был посвящен изучению механизмов порождения устных версий знаменного распева и способов их удержания в памяти исполнителей.
Изучению семантики и прагматики текстов устных рассказов старообрядцев Бурятии о взаимоотношениях с бурятами был посвящен доклад Е. Л. Тихоновой (канд. филол. наук, доцент, ИМБТ СО РАН, г. Улан-Удэ). Автор показала, что повествовательные жанры, отражающие хозяйственно-бытовые контакты соседствующих народов, довольно активно функционируют в устной культуре семейских, о чем свидетельствуют экспедиционные материалы, собранные в старообрядческих селах в разные годы. Исходя из прагматики и содержания текстов, делается вывод, что эти взаимоотношения успешно сложились как на хозяйственно-бытовом, так и на духовном уровне.
В той же секции № 9 «Традиционная культура в условиях межэтнических контактов» прозвучал доклад Е. С. Узеневой (канд. филол. наук, доцент, ИСл РАН, г. Мо-
сква) «Русские староверы в Польше: сохранение фольклорной традиции», в котором автор убедительно продемонстрировала, что для польских староверов факторами сохранения культурной идентичности и фольклора являются религия/вера (ср. держать веру, иметь веру и пр.), русский язык, народная культура (поддержание традиционных праздников, создание фольклорного ансамбля «Рябинушка»).
Можно констатировать, что тема старообрядчества была рассмотрена на IV Всероссийском конгрессе фольклористов с разных точек зрения, с использованием ряда методик, в рамках широкого спектра научных направлений: истории науки, искусствоведения, этнолингвистики, этномузыкологии, фольклористики, что, безусловно, внесло вклад в изучение староверов и имело важное значение как для российской, так и для зарубежной науки.
***
© 2018. Elena S. Uzeneva
Moscow, Russia
THE ISSUE OF THE OLD BELIEF AT THE IV ALL-RUSSIAN CONGRESS OF FOLKLORISTS
Acknowledgements: The article was written with support of the grant № 16-18-02080 "Russian language as a basis for the preservation of the Old believers' identity of Central and Southeast Europe" (RSCF).
Abstract: The paper displays data on the participants and topics of the reports delivered at the IV All-Russian Congress of Folklorists (Tula, March 1-5, 2018) and centered around issues of the Old Belief studies. This phenomenon was explored in terms of a range of scientific areas: the history of science, art history, ethnolinguistics, ethnomusicology and folklore studies.
Keywords: Folklore, folklore studies, ethnolinguistics, art history, ethnomusicology, Old Believers.
Information about the author: Elena S. Uzeneva — PhD in Philology, Executive
Director, Institute of Slavic Studies, Russian Academy of Sciences, Leninsky Ave.,
32 А, 119991 Moscow, Russia. E-mail: [email protected]
Received: October 20, 2018
Date of publication: December 28, 2018
For citation: Uzeneva E. S. The issue of the Old belief at The IV all-Russian congress of folklorists. Vestnikslavianskikh kul'tur, 2018, vol. 50, pp. 338-342. (In Russian)