Научная статья на тему 'Тема старообрядчества на IV Всероссийском конгрессе фольклористов'

Тема старообрядчества на IV Всероссийском конгрессе фольклористов Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
49
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ФОЛЬКЛОР / ФОЛЬКЛОРИСТИКА / ЭТНОЛИНГВИСТИКА / ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ / ЭТНОМУЗЫКОЛОГИЯ / СТАРООБРЯДЦЫ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Узенева Елена Семеновна

В статье представлены данные об участниках и тематике докладов, прозвучавших на IV Всероссийском конгрессе фольклористов (Тула, 1-5 марта 2018 г.) и объединенных проблематикой изучения старообрядчества. Данный феномен был исследован в рамках нескольких научных направлений: истории науки, искусствоведения, этнолингвистики, этномузыкологии, фольклористики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ISSUE OF THE OLD BELIEF AT THE IV ALL-RUSSIAN CONGRESS OF FOLKLORISTS

The paper displays data on the participants and topics of the reports delivered at the IV All-Russian Congress of Folklorists (Tula, March 1-5, 2018) and centered around issues of the Old Belief studies. This phenomenon was explored in terms of a range of scientific areas: the history of science, art history, ethnolinguistics, ethnomusicology and folklore studies.

Текст научной работы на тему «Тема старообрядчества на IV Всероссийском конгрессе фольклористов»

Научная жизнь Scientific life

ЕУУ

This is an open access article distributed under the Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)

© 2018 г. Е. С. Узенева

г. Москва, Россия

ТЕМА СТАРООБРЯДЧЕСТВА НА IV ВСЕРОССИЙСКОМ КОНГРЕССЕ ФОЛЬКЛОРИСТОВ

Публикация подготовлена при поддержке гранта РНФ № 16-18-02080 «Русский язык как основа сохранения идентичности староверов Центральной и Юго-Восточной Европы»

Аннотация: В статье представлены данные об участниках и тематике докладов, прозвучавших на IV Всероссийском конгрессе фольклористов (Тула, 1-5 марта 2018 г.) и объединенных проблематикой изучения старообрядчества. Данный феномен был исследован в рамках нескольких научных направлений: истории науки, искусствоведения, этнолингвистики, этномузыкологии, фольклористики. Ключевые слова: фольклор, фольклористика, этнолингвистика, искусствоведение, этномузыкология, старообрядцы

Информация об авторе: Елена Семеновна Узенева — кандидат филологических наук, доцент, заместитель директора, Институт славяноведения Российской академии наук, Ленинский пр., д. 32 А, 119991 г. Москва, Россия. E-mail: lenuzen@ mail.ru

Дата поступления статьи: 19.10.2018 Дата публикации: 28.12.2018

Для цитирования: Узенева Е. С. Тема старообрядчества на IV Всероссийском конгрессе фольклористов // Вестник славянских культур. 2018. Т. 50. С. 338-342.

В этом году состоялся IV Всероссийский конгресс фольклористов, прошедший 1-5 марта 2018 г. в г. Туле при поддержке Министерства культуры РФ, Государственного Российского Дома народного творчества им. В. Д. Поленова, Министерства культуры Тульской обл., Объединения центров развития искусства, народной культуры и туризма Тульской обл. Конгресс был посвящен юбилеям двух выдающих русских фольклористов: 210-летию со дня рождения П. В. Киреевского и 180-летию со дня рождения А. Н. Веселовского. Открытие было в Музейно-выставочном комплексе Тульского кремля, заседания проходили в Доме Дворянского собрания и Тульской областной универсальной научной библиотеке.

Более 300 ученых из 50 регионов России, а также гости из Армении, Азербайджана, Абхазии, Беларуси, Болгарии, Великобритании, Италии, Китая, Литвы, Молда-

УДК 398

ББК 86.372.81+82.3

вии, Монголии, Польши, Словакии, Турции, Украины, Эстонии, Японии обсудили актуальные вопросы этномузыкологии и истории фольклористики, новых методов изучения народной традиции и народных верований, языка фольклора, проблем бытования культуры в условиях межэтнических контактов, специфику современного фольклора, теоретические аспекты фольклористики и др. Всего на конгрессе работало 16 секций, 3 дискуссионные площадки, прошли презентации новых проектов и книг, а также показ этнографических фильмов, созданных по результатам экспедиций.

И хотя в программе Конгресса не было особой секции по проблемам изучения староверов, большое число докладов оказалось посвящено именно этой теме, не теряющей актуальности за многие годы изучения феномена старообрядчества. Доклады были связаны с разными сферами исследования староверов: историей их изучения в разных регионах и странах (например, в Турции), декоративно-прикладным искусством и художественными ремеслами (иконописание и лубок), современными исследованиями локальных традиций и культур, фольклорной несказочной прозой (современные нарра-тивы о расколе у молдавских староверов), народной верой и народными толкованиями религиозных текстов (русские Румынии и язьвинские пермяки), музыкальным фольклором и этномузыкологией (богослужебное пение семейских), отражением межэтнических контактов в прозаическом фольклоре (семейские и буряты) и традиционной культуре (староверы в Польше), визуальной антропологией (документальный фильм «Казаки-некрасовцы в Турции: 1994». 25 мин. Автор: Вера Никитина. Режиссер монтажа: Юрий Никитин).

Выступления по староверческой проблематике были в различных секциях, поэтому мы сочли целесообразным собрать и обобщить информацию обо всех обсуждавшихся темах в одном месте в данной статье.

В секции № 1 «История науки» прозвучал доклад В. Н. Никитиной (канд. искусствоведения, МГК им. П. И. Чайковского, г. Москва) «Турки как собиратели и исследователи казаков-некрасовцев», в котором автор остановилась на неизученной проблеме: казаки-некрасовцы, с XVIII в. проживавшие в Турции, глазами турок. Были представлены документальные материалы, появившиеся благодаря туркам, — это семейные фотохроники казаков-некрасовцев 1930-х - начала 1960-х гг. На примере таких источников были освещены межкультурные контакты некрасовцев, влиявшие на повседневную и праздничную жизнь общины, ее этнографию и социальное взаимодействие, проанализированы происхождение, содержание и классификация подобных материалов, их сюжетный ряд и использование в быту. С другой стороны, докладчик продемонстрировала взгляд турецких исследователей на некрасовцев, опираясь на неизвестный ранее научный источник — материалы экспедиции Стамбульского университета в с. Коджа-гель в 1953 г., благодаря которому можно судить как о восприятии старообрядческой общины с позиций турецкого национального опыта, так и об общих представлениях турок о русской культуре того периода.

Искусствоведческая проблематика также была хорошо представлена на Конгрессе. В частности, на второй секции «Декоративно-прикладное искусство и художественные ремесла» прозвучал доклад Е. В. Быковой (канд. искусствоведения, доц., ВГУ, г. Киров) и А. В. Кострова (д-р истор. наук, ИГУ, г. Иркутск) о современном старообрядческом лубке, найденном на р. Енисей во время экспедиций в республику Тыва в 2016-2017 гг. Согласно данным, полученным от информантов, этот современный рисованный лубок был создан в старообрядческих скитах часовенного согласия на Среднем Енисее. Во время полевых исследований старообрядческих поселений

было зафиксировано две формы бытования этого произведения: в приватном пространстве дома и в общественном пространстве перед входом в часовню. Эти формы напрямую связаны с функциями, которые оно должно выполнять. Темы отражают как давно сложившиеся и ставшие традиционными сюжеты старообрядческого искусства, так и новые изобразительные и текстовые интерпретации современной проблематики. Лубочная картинка посвящена актуальной теме современного мира: глобализация и «Всемирная сеть. Мировая паутина». Визуализация эсхатологических представлений связана с информационным обществом и научно-техническим прогрессом, глобализацией и компьютеризацией. Народные картинки «Две дороги — Два пути», «Всемирная сеть», «Демонизация человечества» соединяют фольклорные традиции духовного стиха с визуальными рядами, сочетающими иконографические традиции с постмодернистскими тенденциями — уникальное явление, объединяющее в себе традиции и инновации. Как показали исследования, народная картинка, вслед за священным текстом и иконой, предлагает себя в качестве навигатора жизненных стратегий и показывает свой аутентичный путь к спасению, отражающий доктрину старообрядцев часовенного согласия. Визуализации фольклора и мировоззренческих концептов в народном искусстве — одна из интереснейших форм современной культуры, требующая особого интереса со стороны разработок новых интегративных методик исследований.

Е. В. Быкова на заседании той же секции говорила о современном состоянии иконописания в России. Анализ деятельности современных иконописных центров в Палехе, Мстере, Городце и Семенове свидетельствует о возрождении традиций начала ХХ в., когда иконописный промысел в этих центрах занимал ведущее место. Затронут был вопрос о современных технологических процессах в иконописании, новациях в иконографии и стилистике. Поскольку иконы пишутся на заказ, в этих центрах наиболее часто можно видеть отход от традиций и современные переработки иконографических образцов.

Легенды и предания язьвинских пермяков, коренной этнической общности народа коми в Прикамье, исповедующей с XVIII в. старообрядчество, стали предметом анализа в выступлении С. Ю. Королевой (ПГНИУ, г. Пермь). Исследователь представила корпус народных христианских легенд (15 текстов), зафиксированный ею в экспедициях на этой территории и впервые вводимый в научный оборот.

Записаны были сюжеты: о сотворении человека и животных; о грехопадении; о появлении табака и курении; о Ноевом ковчеге; о св. Моисее и переходе через пустыню; о Рождестве Христовом; об аресте Христа и апостоле Петре; о двух царях и необходимости возвращать долг; о необходимости поминать родителей; об определении судьбы и Провидении; о св. Георгии Победоносце; о разговоре св. Макария с бесом; об угодной Богу молитве; об устройстве ада и рая. Легенды интересны в нескольких аспектах: с точки зрения функционирования в народной культуре (когда и как актуализируются); отношения к другим известным вариантам; возможных источников. В качестве таковых ученый выделяет: Ветхий и Новый завет; жития, книги религиозного содержания, в том числе новоизданные («Цветник» и др.); книжные иллюстрации и другие визуальные изображения; проповедь священника; рассказы местных верующих; светские СМИ (журналы, телевизионные передачи).

Доклад Н. С. Душаковой (канд. истор. наук, РГГУ, г. Москва) «Мы не изменяли, это Никон изменил» был посвящен изучению влияния современных нарративов о расколе на поддержание групповых границ общин староверов Молдовы (секция № 6 «Вопросы изучения фольклорной несказочной прозы»). Л. К. Гаврюшина (канд. филол.

наук, ИСл РАН, г. Москва) сосредоточила свое внимание на народных толкованиях текстов Священного Писания, опираясь на собственные полевые материалы, собранные в старообрядческих селах Румынии. На заседании секции № 8 «Народная вера и верования: официальная доктрина и народные толкования» докладчица отмечала, что записанные ею в экспедициях толкования некоторых сюжетов из Святого Писания свидетельствуют о неизменной потребности народа в «переводе» текстов церковной книжности на народный язык — не столько в собственно языковом отношении, сколько с точки зрения их содержания и образного строя. Сюжеты Св. Писания, как известно, нередко становились основой для духовных стихов («домашних»), где сюжеты могли быть истолкованы опосредованно, например, история Иосифа Прекрасного в толковании исполнительницы из с. Сарикей в Добрудже обогащается образами русского быта и диалектной лексикой. Информантки из Сарикея приводили целые истории на предложенную тему Св. Писания Ветхого и Нового Завета (о распятом вместе со Христом «благоразумном» разбойнике Тарабане, о Благовещении как «первом» празднике и судьбе кукушки, о Ноевом ковчеге и роли в его судьбе домашних животных). При анализе таких сюжетов автор предлагала говорить как о различных устных формах бытования апокрифов (например, сюжет о действиях кошки и мыши в ковчеге), так и о превращении усвоенных с детства книжных повествований в сказочные. Сделанные наблюдения позволяют предположить, что формы устного бытования книжных текстов в народной среде в прошлом были достаточно многообразны и имели широкое распространение в семейном быту.

В этой же секции вниманию слушателей был представлен доклад Т. Г. Казанцевой (канд. искусствоведения, доцент, НГК им. М. И. Глинки, г. Новосибирск) «Богослужебное пение старообрядцев-семейских: устная жизнь письменной традиции», подготовленный на основе анализа аудиозаписей, сделанных в ходе экспедиций 1992-2017 гг. в семейской общине беглопоповского направления районного центра Би-чура Республики Бурятия. Музыковед отметила, что полевые исследования последних десятилетий демонстрируют постепенное угасание богослужебно-певческой традиции семейских, в настоящее время традиция находится на стадии полного исчезновения или замещения новыми, извне привнесенными формами. Основой литургического пения семейских является знаменный распев, составляющий профессиональную ветвь традиционной русской музыкальной культуры и имеющий письменную фиксацию. Однако на протяжении длительного времени данная культура у семейских существовала преимущественно или исключительной в устной форме, сохраняя при этом прежнее обозначение — «пение по солям», т. е. по крюковой строке. Доклад был посвящен изучению механизмов порождения устных версий знаменного распева и способов их удержания в памяти исполнителей.

Изучению семантики и прагматики текстов устных рассказов старообрядцев Бурятии о взаимоотношениях с бурятами был посвящен доклад Е. Л. Тихоновой (канд. филол. наук, доцент, ИМБТ СО РАН, г. Улан-Удэ). Автор показала, что повествовательные жанры, отражающие хозяйственно-бытовые контакты соседствующих народов, довольно активно функционируют в устной культуре семейских, о чем свидетельствуют экспедиционные материалы, собранные в старообрядческих селах в разные годы. Исходя из прагматики и содержания текстов, делается вывод, что эти взаимоотношения успешно сложились как на хозяйственно-бытовом, так и на духовном уровне.

В той же секции № 9 «Традиционная культура в условиях межэтнических контактов» прозвучал доклад Е. С. Узеневой (канд. филол. наук, доцент, ИСл РАН, г. Мо-

сква) «Русские староверы в Польше: сохранение фольклорной традиции», в котором автор убедительно продемонстрировала, что для польских староверов факторами сохранения культурной идентичности и фольклора являются религия/вера (ср. держать веру, иметь веру и пр.), русский язык, народная культура (поддержание традиционных праздников, создание фольклорного ансамбля «Рябинушка»).

Можно констатировать, что тема старообрядчества была рассмотрена на IV Всероссийском конгрессе фольклористов с разных точек зрения, с использованием ряда методик, в рамках широкого спектра научных направлений: истории науки, искусствоведения, этнолингвистики, этномузыкологии, фольклористики, что, безусловно, внесло вклад в изучение староверов и имело важное значение как для российской, так и для зарубежной науки.

***

© 2018. Elena S. Uzeneva

Moscow, Russia

THE ISSUE OF THE OLD BELIEF AT THE IV ALL-RUSSIAN CONGRESS OF FOLKLORISTS

Acknowledgements: The article was written with support of the grant № 16-18-02080 "Russian language as a basis for the preservation of the Old believers' identity of Central and Southeast Europe" (RSCF).

Abstract: The paper displays data on the participants and topics of the reports delivered at the IV All-Russian Congress of Folklorists (Tula, March 1-5, 2018) and centered around issues of the Old Belief studies. This phenomenon was explored in terms of a range of scientific areas: the history of science, art history, ethnolinguistics, ethnomusicology and folklore studies.

Keywords: Folklore, folklore studies, ethnolinguistics, art history, ethnomusicology, Old Believers.

Information about the author: Elena S. Uzeneva — PhD in Philology, Executive

Director, Institute of Slavic Studies, Russian Academy of Sciences, Leninsky Ave.,

32 А, 119991 Moscow, Russia. E-mail: [email protected]

Received: October 20, 2018

Date of publication: December 28, 2018

For citation: Uzeneva E. S. The issue of the Old belief at The IV all-Russian congress of folklorists. Vestnikslavianskikh kul'tur, 2018, vol. 50, pp. 338-342. (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.