бланкетные нормы постановления Правительства РФ от 12 мая 2017 года №561. Что в свою очередь является ещё одним примером гибкости имплементации норм ЕАЭС.
Таким образом, можно сделать вывод, что ЕАЭС, как организация обладает достаточно высоким потенциалом для дальнейшего развития сотрудничества, как внутри Союза, так и с внешними контрагентами, коих становится всё больше с каждым годом. А идея «интеграции интеграций», высказанная участниками саммита АСЕАН в 2016 году, подразумевающая интеграцию ЕАЭС, ШОС и АСЕАН, вообще открывает перспективы глобальных экономико-политических интеграционных процессов [8]. Гибкие и вариативные механизмы имплементации, которые сложились в рамках ЕАЭС, способствуют любым объединительным процессам на максимально удобных и выгодных условиях для всех. Подобная модель интеграции обеспечивает надёжное и эффективное локальное экономическое сотрудничество, при сохранении всех механизмов защиты национальной безопасности отдельных стран.
Литература и источники
1. Сергей Лавров: Порядка 50 стран хотят сотрудничать с [Электронный ресурс]. - URL: https://souzveche.ru/articles/poHtics/35309/2 (дата обращения (25.09.2019)
2. Договор о Евразийском экономическом союзе [Электронный ресурс] - URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=212769&dst=105864 (Дата обращения 25.09.2019)
3. Закона Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?Rgn=43409 (Дата обращения 20.09.2019)
4. Elias T. New Horisons in International Law. Dordrecht, 1992. - с. 382.
5. Федеральный закон «О ратификации Договора о Евразийском экономическом союзе» от 03.10.2014 N 279-ФЗ [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_169401/ (Дата обращения 20.09.2019)
6. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_28399/cfd4c7fbccee877fc92795ed610afe6ed05de7c8/ (Дата обращения 20.09.2019)
7. Ушкалова Д.И. Соглашение о зоне свободной торговли между ЕАЭС и Вьетнамом: механизмы торговой интеграции // Вестник Института экономики РАН. - 2018. - №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7soglashenie-o-zone-svobodnoy-torgovli-mezhdu-eaes-i-vietnamom-mehanizmy-torgovoy-integratsii (дата обращения 25.09.2019).
8. СтепановН.С., Соколовская Е.А. ШОС и ЕАЭС как основа будущего большого Евразийского партнерства // Дискуссия. -2018. - N»4 (89). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/shos-i-eaes-kak-osnova-buduschego-bolshogo-evraziyskogo-partnerstva (дата обращения 25.09.2019).
References and Sources
1. Sergej Lavrov: Poryadka 50 stran hotyat sotrudnichat' s [Elektronnyj resurs]. - URL: https://souzveche.ru/articles/politics/35309/2 (data obrashcheniya (25.09.2019)
2. Dogovor o Evrazijskom ekonomicheskom soyuze [Elektronnyj resurs] - URL: http://www.consultant.ru/cons/ cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=212769&dst= 105864 (Data obrashcheniya 25.09.2019)
3. Zakona Respubliki Belarus' «Ob avtorskom prave i smezhnyh pravah» [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: http://base.spinform.ru/ show_doc.fwx?Rgn=43409 (Data obrashcheniya 20.09.2019)
4. Elias T. New Horisons in International Law. Dordrecht, 1992. - s. 382.
5. Federal'nyj zakon «O ratifikacii Dogovora o Evrazijskom ekonomicheskom soyuze» ot 03.10.2014 N 279-FZ [Elektronnyj resurs]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_169401/ (Data obrashcheniya 20.09.2019)
6. Konstituciya Rossijskoj Federacii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993) (s uchetom popravok, vnesennyh Zakonami RF o popravkah k Konstitucii RF ot 30.12.2008 N 6-FKZ, ot 30.12.2008 N 7-FKZ, ot 05.02.2014 N 2-FKZ, ot 21.07.2014 N 11-FKZ) [Elektronnyj resurs]. - URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_28399/cfd4c7fbccee877fc92795ed610afe6ed05de7c8/ (Data obrashcheniya 20.09.2019)
7. Ushkalova D.I. Soglashenie o zone svobodnoj torgovli mezhdu EAES i V'etnamom: mekhanizmy torgovoj integracii // Vestnik Instituta ekonomiki RAN. - 2018. - №6. URL: ht^ps://cyberleninka.ru/article/n/soglashenie-o-zone-svobodnoy-torgovli-mezhdu-eaes-i-vietnamom-mehanizmy-torgovoy-integratsii (data obrashcheniya 25.09.2019).
8. Stepanov N.S., Sokolovskaya E.A. SHOS i EAES kak osnova budushchego bol'shogo Evrazijskogo partnerstva // Diskussiya. - 2018. - №4 (89). URL: ht^ps://cyberleninka.ru/article/n/shos-i-eaes-kak-osnova-buduschego-bolshogo-evraziyskogo-partnerstva (data obrashcheniya 25.09.2019).
БАХМЕТЬЕВ ПАВЕЛ ВЛАДИМИРОВИЧ - кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры Международного права, СКФ ФГБОУВО «РГУП», г. Краснодар (p.bakhmetyev@ya.ru).
BAKHMETYEV, PAVEL, V. - Ph.D. in Law, Senior Lecturer of the Department of International Law of the North-Caucasus Branch of the Russian State University of Justice (Krasnodar).
УДК 347.7
ФАРИКОВА Е.А.
ФОРМЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ ПО СОВРЕМЕННОМУ РОССИЙСКОМУ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ
Ключевые слова: налоговое право, налоговый контроль, формы налогового контроля, налоговые проверки, налоговый мониторинг.
В статье рассмотрены формы налогового контроля с учетом меняющегося законодательства о налогах и сборах, а также правоприменительной практики. Обоснован вывод об исчерпывающем характере перечня форм налогового контроля. Проанализированы основные научные подходы к определению понятия и видов форм налогового контроля. Рассмотрены особенности отдельных форм налогового контроля по действующему законодательству.
FARIKOVA, E.A.
FORMS OF TAX CONTROL IN THE MODERN RUSSIAN LEGISLATION Keywords: tax law, tax control, forms of tax control, tax audits, tax monitoring.
In the article considers the forms of tax control taking into account the changing tax legislation on the taxes and fees as well as the law-enforcement practice. It substantiated the conclusion on the exhaustive character of the list of forms of tax control. It analyzed the basic scientific approaches to the determination of the concept and types of tax control forms. It considered the features of separate forms of tax control under the current legislation.
Современная Россия стоит на пути построения государства с развитой экономикой, что предполагает постепенный переход к инновационному социально ориентированному типу экономического развития. Как справедливо отмечает Л.В. Комарова: «социально-экономическая сфера человеческой деятельности выступает в качестве важнейшего приоритетного направления развития человечества, являясь локомотивом для других сфер социальной деятельности человечества» [1]. Более того, процессы глобализации, происходящие в настоящее время и проникающие в экономическую сферу жизни общества, способствуют изменению национальной политики в самых различных областях, в том числе в сфере финансов. Л.В. Комарова пишет: «Методологически принципиально важно представлять, что регионализация, как и локализация, являются неизбежными спутниками глобализации. Это три уровня взаимосвязанных глобальных процессов, реализующихся в социальном пространственно-временном континууме. На это обратил внимание польский социолог П. Штомпка, справедливо полагающий, что проблема макроэффекта микрособытий равно как и противоположная проблема - микроэффекта макрособытий, требует специального тщательного и глубокого исследования». В социальных науках возник парадоксальный эффект «макро-микродилеммы», когда глобальная микросистема не стала специальным объектом многоуровнего анализа» [2].
Экономическая система государства включает в себя и налоговую систему, которая в настоящее время активно реформируется. Среди стратегических ориентиров долгосрочного социально-экономического развития России не последнее место занимает отказ от повышения совокупной налоговой нагрузки в экономике и снижение издержек, связанных с исполнением обязанностей по уплате налогов, о чем говорится в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. [3].
Одной из актуальнейших тем в современной науке финансового права выступает налоговый контроль. Налоговый контроль - это объемный институт налогового права, которому посвящена глава 14 НК РФ [4]. Сущность налогового контроля состоит в осуществлении уполномоченными органами контрольной деятельности в отношении соблюдения налогового законодательства субъектами налоговых правоотношений.
Налоговый контроль - это, несомненно, необходимый инструмент развития экономической сферы государства. Как известно, налоговые поступления в бюджет составляют основную часть всех доходов страны. В связи с этим институт налогового контроля играет важную роль в формировании экономической системы в целом. Как справедливо отмечает А.А. Цвилий-Букланова, «налоговый контроль является неотъемлемой составляющей механизма обеспечения налоговой безопасности государства» [5]. А.Ю. Головин подчеркивает, что налоговый контроль также выступает центральным звеном в системе предупреждения налоговых правонарушений и эффективным инструментом сокращения финансовых потерь государства [6]. Налоговый контроль, как вид государственной деятельности, осуществляется в определенных законодательством формах, от правильного выбора которых зависит результат и эффективность налоговой контрольной
деятельности государства. Ю.А. Крохина также отмечает, что от выбора формы налогового контроля зависит соблюдение прав подконтрольных субъектов и нормальное функционирование их финансово-хозяйственной деятельности [7].
В НК РФ не приводится дефиниция формы налогового контроля, поэтому вокруг данного понятия разворачивается научная дискуссия. В общем виде под формами налогового контроля обычно понимаются «способы конкретного выражения и организации контрольных действий» [8]. Более развернутое определение понятия форм налогового контроля предлагает А.С. Селиванов, рассматривающий его как «установленные нормами налогового законодательства способы организации, проведения и формального закрепления результатов контрольной деятельности налоговых органов, осуществляемые при выполнении конкретных задач налогового контроля» [9].
Иначе форму налогового контроля определяет Т.Ю. Курбатов, понимая под таковой «регламентированное совокупностью норм внешнее выражение управленческой деятельности государства в налоговой сфере, связанной с организацией и порядком проведения уполномоченными (компетентными) органами государственной власти контрольных мероприятий, направленных на проверку соблюдения налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами законодательства о налогах и сборах» [10].
Таким образом, в науке существуют различные мнения в связи с определением понятия формы налогового контроля. При этом большинство ученых солидарны в том, что формы налогового контроля, так или иначе, представляют собой способы осуществления и внешнее выражение контрольной деятельности государства в налоговой сфере.
В законе определен перечень форм налогового контроля. Так, в соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 82 НК РФ, формами налогового контроля являются: налоговые проверки, получение объяснений, проверки данных учета и отчетности, осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли). Буквальное толкование указанной нормы говорит об открытом характере перечня форм налогового контроля.
Следует отметить, что в науке и на практике указанные в законе формы налогового контроля подвергаются критике из-за несовершенства законодательного регулирования данного вопроса. В частности, осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), включенный в перечень форм налогового контроля в НК РФ, в сущности, формой контроля не является. На это указал Высший Арбитражный Суд РФ в своем Постановлении, где отметил, что доступ на территорию налогоплательщика возможен только в связи с проведением выездной налоговой проверки, поэтому осмотр не может рассматриваться в качестве самостоятельной формы налогового контроля и осуществляться вне рамок выездной налоговой проверки [11]. Споры существуют и в отношении других форм налогового контроля. Например, Т.Ю. Курбатов считает, что единственной формой налогового контроля является налоговая проверка [10].
Анализируя норму абз. 2 ч. 1 ст. 82 НК РФ во взаимосвязи с другими законодательными положениями, можно прийти к выводу о том, что налоговые проверки действительно относятся к формам налогового контроля, а все остальные перечисленные элементы представляют собой методы налогового контроля, используемые в ходе реализации той или иной формы налогового контроля. Поэтому согласимся с мнением М.Н. Садчикова, который пишет, что налоговая проверка выступает основной формой налогового контроля [12].
Ряд авторов выходят за рамки перечня форм налогового контроля, который содержится в НК РФ, и предлагают рассматривать в качестве таковых иные способы выражения налогово-контрольной деятельности. А.Ю. Ильин считает, что формы налогового контроля объединяют учет налогоплательщиков, налоговые проверки, контроль налоговых поступлений, контроль за соответствие расходов налогоплательщиков их доходам [13]. В учебнике под редакцией И.Ш. Килясханова, А.Д. Селюкова и Т.Н. Окановой среди форм налогового контроля, помимо проверки, также перечисляются ревизия и надзор (причем имеется в виду прокурорский надзор за исполнением законодательства о налогах и сборах) [8].
Представляется, подобный подход расходится с действующим законодательством о налогах и сборах. Во-первых, понятие «ревизия» не употребляется в налоговом законодательстве, не используется в нормах, регулирующих налоговый контроль. В обыденной жизни зачастую под понятием «ревизия» понимают именно налоговую проверку. Во-вторых, включение прокурорского надзора в перечень форм налогового контроля не представляется оправданным. Субъекты налогового контроля - это, в основном, налоговые органы. В ч. 3 ст. 82 НК РФ перечислены иные субъекты, содействующие налоговому контролю, но и здесь органы прокуратуры не указаны. Также следует отметить, что контроль и надзор - это не тождественные понятия. Контрольная деятельность составляет элемент государственного управления, поэтому присуща органам исполнительной власти. Прокуратура, как известно, к таким органам не относится. Как утверждает М.П. Поляков, надзор отличает от контроля то, что последний имеет более узкий, ведомственный характер, а прокурорский надзор характеризуется всеобъемлемостью и уникальностью [14]. Прокурорский надзор за исполнением законодательства о налогах и сборах - это, скорее, государственная деятельность содействия налоговым органам, осуществляющим налоговый контроль, однако не являющаяся элементом, а тем более формой налогового контроля.
Важно отметить, что в 2015 г. вступили в силу изменения, внесенные в ст. 82 НК РФ, касающиеся образования новой формы налогового контроля - налогового мониторинга, который регламентирован разделом V.2 НК РФ. В целом, налоговый мониторинг представляет собой форму налогового контроля, предметом которой являются правильность исчисления (удержания), полнота и своевременность уплаты (перечисления) налогов, обязанность по уплате (перечислению) которых в соответствии с налоговым законодательством возложена на налогоплательщика. Налоговый мониторинг за время своего существования уже стал важной и необходимой формой налогового контроля, которая согласуется с новым подходом к налоговой политике государства. Особенностью такой формы контроля является то, что мониторинг подразумевает информационное взаимодействие налогоплательщиков с налоговыми органами. Посредством налогового мониторинга выстраивается качественно новая модель отношений «налоговый орган - налогоплательщик». Также согласимся с мнением Ю.М. Литвиновой, которая считает, что введение налогового мониторинга в России
- это определенный и серьезный шаг в развитии внесудебных механизмов урегулирования налоговых споров [15]. Налоговый мониторинг обладает самостоятельным значением, имеет свои функции, задачи и методы, поэтому определенно является самостоятельной формой налогового контроля, наряду с налоговыми проверками.
На основании изложенного можно сделать несколько важных выводов. Во-первых, налоговый контроль - это специфическая деятельность государственных органов, которая призвана повышать эффективность экономики страны. Во-вторых, не все формы налогового контроля, перечисленные в абз. 2 ч. 1 ст. 82 НК РФ, являются таковыми. По нашему представлению, самостоятельное значение имеют лишь налоговые проверки и налоговый мониторинг, поскольку имеют свои уникальные функции, методы и задачи.
Литература и источники
1. Комарова Л.В. Социальное регулирование макролокальных геоэкономических систем. Дис. ... докт. филос. наук. -Краснодар, 2012. - С.1.
2. Комарова Л.В. Историческая взаимосвязь регионализма с локальными процессами: социально-философский анализ // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2012. - № 3. - С. 232-234.
3. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 28.09.2018) // СЗ РФ. 2008. № 47. Ст. 5489.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 02.08.2019) // Российская газета.
- 1998. - 6 августа. - № 148-149.
5. Цвилий-Букланова А.А. Налоговый контроль в системе обеспечения налоговой безопасности государства. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Челябинск, 2011. - С. 9.
6. Головин А.Ю. Налоговый контроль как инструмент предупреждения налоговых правонарушений. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2005. - С.11.
7. Крохина Ю.А. Налоговое право: учебник. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2015. - С. 195.
8. Налоговое право: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / под ред. И. Ш. Килясханова, А.Д. Селюкова, Т.Н. Окановой. - М.: Юнити-Дана, 2017. - С. 92.
9. СеливановА.С. Финансово-правовое регулирование форм налогового контроля в Российской Федерации. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2012. - С. 10.
10. Курбатов Т.Ю. Правовые формы и методы налогового контроля. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2015. - С. 7.
11. О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации: Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 // СПС «КонсультантПлюс» URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 01.09.2019).
12. Садчиков М.Н. Камеральные и выездные налоговые проверки как формы налогового контроля. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Саратов, 2010. - С.16.
13. Ильин А.Ю. Формирование организационно-правового механизма налогового контроля в современных условиях. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2007. - С.12.
14. ПоляковМ.П. Прокурорский надзор: конспект лекций. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Высшее образование, 2009. - С. 11.
15. Литвинова Ю.М. Налоговый мониторинг: опыт правового регулирования в зарубежных странах и перспективы развития в Российской Федерации // Ленинградский юридический журнал. - 2017. - №4 (50). - С. 181.
References and Sources
1. Komarova L.V. Sociarnoe regulirovanie makrolokal'nyh geoekonomicheskih sistem. Dis. ... dokt. filos. nauk. - Krasnodar, 2012. - S.1.
2. Komarova L.V. Istoricheskaya vzaimosvyaz' regionalizma s lokal'nymi processami: social'no-filosofskij analiz // Istoricheskaya i social'no-obrazovatel'naya mysl'. - 2012. - № 3. - S. 232-234.
3. O Koncepcii dolgosrochnogo social'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda: Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 17.11.2008 № 1662-r (red. ot 28.09.2018) // SZ RF. 2008. № 47. St. 5489.
4. Nalogovyj kodeks Rossijskoj Federacii (chast' pervaya) ot 31.07.1998 № 146-FZ (red. ot 02.08.2019) // Rossijskaya gazeta. - 1998. - 6 avgusta. - № 148-149.
5. Cvilij-Buklanova A.A. Nalogovyj kontrol' v sisteme obespecheniya nalogovoj bezopasnosti gosudarstva. Avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. -CHelyabinsk, 2011. - S. 9.
6. Golovin A.YU. Nalogovyj kontrol' kak instrument preduprezhdeniya nalogovyh pravonarushenij. Avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. - M., 2005. -S.11.
7. Krohina YU.A. Nalogovoe pravo: uchebnik. 3-e izd., pererab. i dop. - M.: YUniti-Dana, 2015. - S. 195.
8. Nalogovoe pravo: uchebnik dlya studentov vuzov, obuchayushchihsya po special'nosti «YUrisprudenciya» / pod red. I. SH. Kilyaskhanova, A.D. Selyukova, T.N. Okanovoj. - M.: YUniti-Dana, 2017. - S. 92.
9. Selivanov A.S. Finansovo-pravovoe regulirovanie form nalogovogo kontrolya v Rossijskoj Federacii. Avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. - M., 2012.
- S.10.
10. Kurbatov T.YU. Pravovye formy i metody nalogovogo kontrolya. Avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. - M., 2015. - S. 7.
11. O nekotoryh voprosah, voznikayushchih pri primenenii arbitrazhnymi sudami chasti pervoj Nalogovogo kodeksa Rossijskoj Federacii: Postanovlenie Plenuma VAS RF ot 30.07.2013 № 57 // SPS «Konsul'tantPlyus» URL: http://www.consultant.ru/ (data obrashcheniya: 01.09.2019).
12. Sadchikov M.N. Kameral'nye i vyezdnye nalogovye proverki kak formy nalogovogo kontrolya. Avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. - Saratov, 2010.
- S.16.
13. Il'in A.YU. Formirovanie organizacionno-pravovogo mekhanizma nalogovogo kontrolya v sovremennyh usloviyah. Avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. - M., 2007. - S.12.
14. Polyakov M.P. Prokurorskij nadzor: konspekt lekcij. 3-e izd., ispr. i dop. - M.: Vysshee obrazovanie, 2009. - S. 11.
15. Litvinova YU.M. Nalogovyj monitoring: opyt pravovogo regulirovaniya v zarubezhnyh stranah i perspektivy razvitiya v Rossijskoj Federacii // Leningradskij yuridicheskij zhurnal. - 2017. - №4 (50). - S. 181.
ФАРИКОВА ЕКАТЕРИНА АЛЕКСАНДРОВНА - кандидат юридических наук, доцент кафедры административного и финансового права Северо-Кавказского филиала Российского государственного университета правосудия. FARIKOVA, EKATERINA A. - Ph.D. in Law, Assistant Professor, Department of Administrative and Financial Law, North-Caucasus Branch of the Russian State University of Justice (farikova.ekaterina@yandex.ru).