Научная статья на тему 'ФОРМЫ, МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРАВИЛАМИ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА УЛИЦЕ'

ФОРМЫ, МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРАВИЛАМИ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА УЛИЦЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
141
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / МЕТОД / ФОРМЫ / СРЕДСТВА / БЕЗОПАСНОСТЬ НА УЛИЦЕ / CHILDREN OF PRESCHOOL AGE / METHOD / FORMS / MEANS / SAFETY ON THE STREET

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бойко Е.А.

В данной статье раскрыты основные формы, методы и средства ознакомления детей старшего дошкольного возраста с правилами безопасного поведения на улице. Их многообразие, а также их правильное использование позволят педагогам ДОУ и родителям сформировать у ребенка полные представления о безопасном поведении на улице.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бойко Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMS, METHODS AND MEANS OF ACQUAINTANCE OF CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE WITH THE RULES OF SAFE BEHAVIOR ON THE STREET

This article reveals the basic forms, methods and means of familiarizing children of preschool age with the rules of safe behavior on the street. Their diversity, as well as their proper use, will allow teachers and parents to form a CHILD's full understanding of safe behavior on the street.

Текст научной работы на тему «ФОРМЫ, МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРАВИЛАМИ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА УЛИЦЕ»

УДК 372

Бойко Е.А.

обучающаяся группы ЗДО-3-5-14 кафедры дошкольного образования и педагогики факультета психологии и педагогического образования ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет» РФ, Республика Крым, г.Симферополь Научный руководитель: Алимова Л. У. к. пед.н., доцент ФОРМЫ, МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРАВИЛАМИ

БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА УЛИЦЕ Аннотация: В данной статье раскрыты основные формы, методы и средства ознакомления детей старшего дошкольного возраста с правилами безопасного поведения на улице. Их многообразие, а также их правильное использование позволят педагогам ДОУ и родителям сформировать у ребенка полные представления о безопасном поведении на улице.

Ключевые слова: дети старшего дошкольного возраста, метод, формы, средства, безопасность на улице.

Boyko E.A. student of the group ZDO-3-5-14 faculty of psychology and pedagogical education GBOUVO RK ""Crimean Engineering and Pedagogical University" Russia, Republic of Crimea, Simferopol Scientific supervisor: Alimova L. U. candidate of pedagogical Sciences.n.,

associate Professor

FORMS, METHODS AND MEANS OF ACQUAINTANCE OF CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE WITH THE RULES OF SAFE

BEHAVIOR ON THE STREET Abstract: This article reveals the basic forms, methods and means of familiarizing children of preschool age with the rules of safe behavior on the street. Their diversity, as well as their proper use, will allow teachers and parents to form a CHILD's full understanding of safe behavior on the street.

Key words: children of preschool age, method, forms, means, safety on the

street.

Улица для ребенка - это яркий мир, полный разнообразных, привлекательных для него явлений (машин, зданий, движущихся пешеходов,

предметов и др.), насыщенный интересными событиями, участниками которых может стать и сам ребёнок.

Учеными достаточно подробно рассмотрены причины несчастных случаев с дошкольниками на дорогах. Как свидетельствует анализ, большинство дорожно-транспортных происшествий происходит по причине безнадзорности. Детям всё интересно на улице, и они стремятся туда, не понимая ещё, что неожиданно появиться на проезжей части или перебежать дорогу на близком расстоянии от проходящего транспорта — это большая опасность. Также очень много случаев, когда дети вырываются из рук родителей при переходе улицы или пытаются перебежать её сами. А бывает, что взрослые вообще не держат ребёнка за руку, и тот идёт самостоятельно через сложнейшие перекрёстки. Одной из основных причин дорожно-транспортных происшествий с детьми является незнание ими правил дорожного движения, правил посадки в автобус, троллейбус, трамвай и т.д.

Цель статьи: раскрыты основные формы, методы и средства ознакомления детей старшего дошкольного возраста с правилами безопасного поведения на улице.

Формами, методами и средствами ознакомления дошкольников с правилами безопасности на улице с учетом их жизненного опыта могут стать [4; 5; 6]:

1. Беседа — позволит избежать передачи уже известных дошкольникам знаний или таких, которые они пока не могут использовать из-за их непонятности или удаленности от реальной жизни. Беседа поможет выявить уже имеющиеся у детей знания и представления, выделить те направления, по которым необходимо провести специальное обучение и выбрать адекватную методику. Тематика бесед может быть разнообразной: «Почему детям нельзя выходить на улицу без взрослых?», «Почему нельзя играть на тротуаре?», «Какие правила следует соблюдать при переходе дороги?», «Что обозначают сигналы светофора? Где обычно установлены светофоры?», «Какие дорожные знаки вы знаете? Для кого предназначены дорожные знаки?», «Где маленькие дети могут кататься на велосипеде?», «Что вы знаете о работе инспекторов ГИБДД?», «Как надо вести себя в общественном транспорте?» и т.д.

Такая форма работы с детьми проводится как индивидуально, так и с группой детей. Каждый ребенок принимает активное участие в обсуждении, высказывает свою точку зрения, определяя тем самым свою роль в различных ситуациях. Беседа носит разъяснительный, познавательный и определяющий характер.

2. Занятия. Знакомство с правилами поведения на улице можно осуществлять в ходе проведения занятий по развитию речи, по развитию экологических представлений, по развитию элементарных математических представлений и т.д. Так на занятиях по развитию элементарных математических представлений, важно создать условия для освоения правил уличного движения, связанных с дифференцированием пространственных

направлений (по какой стороне тротуара следует идти, как переходить улицу, обходить стоящий на остановке транспорт, входить и выходить из него и т.д.), обучения детей умению пользоваться планами, схемами, моделями (найти дорогу по словесному описанию, рисунку, схеме и т.д.). Все это активизирует интерес детей к задачам (логическим, задачам-шуткам и т.д.), в условии которых отражаются реальные-игровые и бытовые — ситуации, создает условия для их решения (используя разнообразный дидактический материал) [4].

На занятиях по развитию речи можно использовать различные методы и приемы по знакомству детей с правилами безопасного поведения:

■ рассматривание картин и иллюстраций,

■ составление описательных рассказов по картине,

■ составление рассказов из личного опыта,

■ разучивание стихотворений,

■ чтение художественной литературы,

■ разыгрывание ситуаций правильного и неправильного поведения на улице, в общественном транспорте и т.д.

Кроме того, необходимо познакомить детей в доступной форме с основными видами и характеристиками движения (направление, траектория, путь, скорость), причинами и способами их измерения. Для этого целесообразно совместно с детьми организовать элементарное экспериментирование: проанализировать движение игрушек на колесах и без колес, движение предметов по разным поверхностям (шершавая, рыхлая, вязкая, мокрая и т.д.), по воде, по воздуху. На этой основе ввести правила безопасного поведения на дорогах, познакомить детей с правилами дорожного движения [6].

На занятиях по изобразительной деятельности и конструированию целесообразно проводить индивидуальные и коллективные работы по темам: «Наш город», «Транспорт на улицах города», «Пассажирский транспорт», и т.д. В уголке изобразительной деятельности дошкольникам предоставить детям возможность отразить свои впечатления, взятые из жизни, зафиксировать их в альбомах или на отдельных листах. В помощь дошкольнику пополнить уголок развивающим материалом: образцы различного вида транспорта, дорожных знаков, иллюстрации с различными ситуациями на дорогах. Книжки-раскраски «Азбука маленького пешехода», «Здравствуй, светофор», «Здравствуй, друг, дорожный знак» и др. Работа с книжками-раскрасками, позволит ребенку закрепить знания о профессии сотрудника ГИБДД. Развитие любознательности и исследовательского интереса основано на создании спектра возможностей для моделирования с различными материалами, с этой целью в развивающий цент по изобразительной деятельности необходимо поместить: материал для аппликации (картон, бумага цветная, ножницы, клей и т.д.), бросовый материал (пустые коробки, катушки и т.д.), различные трафареты, шаблоны, печатки и др. [3].

3. Экскурсии. В ДОУ необходимо проводить с детьми экскурсии за пределами детской площадки. Целью экскурсии может быть как ознакомление детей с улицей, перекрестком, дорожными знаками, парком, водоемом и т.д., так и наблюдение за пешеходами, за движением разных видов транспорта, за работой регулировщика и т.д. Во время проведения экскурсии рассказать детям (на наглядном примере), как следует переходить дорогу, закрепить представления детей о предназначении светофора и его сигналах, объяснить, что означает тот или иной дорожный знак, проанализировать и обсудить поведение людей на улице. Экскурсия должна проводиться с соблюдением всех требований и инструкций по охране жизни и здоровья детей, а также с разрешения родителей. Например, можно провести экскурсию вокруг детского сада с последующим коллективным составлением плана дороги. На плане отметить «опасные» места (яма, люк, лужа и т.д.). Можно предложить родителями вместе с ребенком составить подобный индивидуальный план дороги от дома (остановки) к детскому саду.

4. Использование возможностей развивающей среды. При создании развивающей среды в группе по ознакомлению детей с правилами безопасности следует учитывать, что у старших дошкольников игры направлены на моделирование мира через последовательность сюжетных событий. Большое место в жизни старших дошкольников занимает игра с мелкими игрушками, где ребенок развертывает события, отождествляет себя с ними или дистанцируется от них. Игровые предметы могут в разной степени задавать тематику сюжета. Важно уже в дошкольном возрасте помочь взрослым самим вспомнить правила безопасного поведения на улице, а также осуществлять работу с детьми планомерно и организованно, с учетом возрастных особенностей и возможностей дошкольников, в интересной форме. Поэтому становится необходимым организовать развивающее пространство для проведения соответствующей деятельности с детьми. В группе должны быть оборудованы центры по ознакомлению детей с ПДД, включающие: настольные игры, дорожные знаки, действующий макет части города [6, с. 13].

Макет, отображающий определенную территорию, направляет ребенка на развертывание сюжетных событий вокруг оформляющих эту среду объектов. На макете в миниатюре должны быть представлены улицы, площади, перекрестки, дома, светофоры, мосты, машины. Используя макет, воспитатель может познакомить детей с темами: «Наша улица», «Пешеходы на улице», «Транспорт, светофор» и т.д.

На макете «Наша улица» цветом выделяются проезжая часть, тротуар, площадки для зданий. Территория дополняется несколькими соразмерными объектами (дома, гараж, мост, светофоры, дорожные знаки, маленькие фи-гурки людей и транспорта, желательно, чтобы эти фигурки функционировали — двигались). Наполнение — дополнение макета осуществляют сами дети, используя мелкий предметный материал,

входящий в содержание уголка. Для обыгрывания макета детям необходимо предоставить возможность использовать всевозможные мелкие предметы, которые в зависимости от детских замыслов могут стать заместителями недостающих игрушек (кубики, кирпичики из мелкого строителя), а также сделанные в процессе совместной продуктивной деятельности детей с педагогом поделки (из бумаги, картона, пластилина и т.д.). В зависимости от уровня игры детей можно подбирать к макету тематический материал, периодически заменяя его на новый (по мере исчерпания интереса детей к нему или в зависимости от пройденного материала). Подобранный материал, должен соответствовать возрастным особенностям дошкольников, а также интересам мальчиков и девочек.

В качестве наглядного материала может выступать фланелеграф, магнитная доска, панно с липучками. Приложение к данному материалу может быть разнообразным (геометрические фигуры разного цвета и размера, дорожные знаки, плоскостные фигуры людей, домов, транспорта и т.д.) и использоваться ребенком в качестве самостоятельного моделирования при создании и обыгрывании различных ситуаций, возникающих на дорогах [2].

5. Ролевые игры. Тематику ролевых игр следует подбирать в соответствии с программными требованиями для конкретного возраста. Атрибуты для игр должны удовлетворять интересам мальчиков и девочек. Для закрепления правил дорожного движения у детей дошкольного возраста ролевая игра вызовет большой интерес, если мальчики смогут использовать атрибуты регулировщика, макет светофора, дорожные знаки, расположенные на стойках, нагрудные знаки с изображением различных видов транспорта (автомобиль, автобус, трамвай, троллейбус и т.д.). Использование таких знаков поможет ребенку взять на себя роль водителя какого-нибудь транспортного средства. Для девочек — коляски, куклы, сумочки и т.д.

6. Конструктивная деятельность. Необходимо предлагать детям строительный материал, при помощи которого можно построить дороги, переезд, перекрёсток, различные здания и т.д., из крупных модулей построить различный транспорт (автобус, теплоход и т.д.). Это позволит им создавать разные постройки и обыгрывать их, используя знания о правилах дорожного движения. Для большей эффективности работы с детьми по данной теме, следует использовать разнообразный аудио- и видеоматериал (кассеты с мультфильмами, аудиозаписи — сказки, стихи, рассказы, песенки для детей дошкольного возраста) [4].

7. Художественная литература. Большинство известных сказок содержат хотя бы один элемент грубого нарушения правил персональной безопасности. Кроме того, в последнее время появляются современные рас-сказы и сказки, которые в доступной и увлекательной форме знакомят детей с правилами безопасности жизнедеятельности.

Исходя из общих требований к отбору литературы (Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая, В.И. Логинова), можно выделить ряд произведений, в

которых наиболее ярко описаны правила безопасного поведения на улице. К ним относятся: «Волшебный мяч» (Т.А. Шорыгина), «Как неразлучные друзья дорогу переходили» (А. Иванов), «Марта и Чичи идут в парк» (Т.А. Шорыгина), «Как Стобед качался на качелях» (Д. Орлова), «Огнехвостик» (В. Ардов), «Законы улиц и дорог» (И. Серяков). Поэтические произведения: «Дядя Степа — милиционер» (С. Михалков), «Если бы...» (О. Бедарев), «Посмотрите, постовой» (Я. Пишумов), «Самый лучший переход» (Я. Пишумов) (некоторые из них представлены в приложениях).

8. Обучающие фильмы. В фильмотеках города можно найти обучающие фильмы, помогающие детям дошкольного возраста освоить правила безопасности. Так фильм «Улица полна неожиданностей» включает в себя 5 серий продолжительностью от 8 до 12 минут. В каждой серии используются документальные кадры, инсценировки и мультипли-кация. Показ сопровождается легким музыкальным звучанием, что создает позитивный фон фильма, и выделением определенных объектов при помощи компьютерной графики (пульсация, увеличение, изменение цвета и др.), благодаря чему дается возможность акцентировать и удерживать внимание на нужных объектах. Фильм отличается научностью, динамичностью, актуальностью, высоким качеством операторской работы, художественностью и грамотностью изложения. Полностью соответствует возрастным особенностям дошкольника.

9. Для успешного усвоения информации о правилах дорожного движения детьми дошкольного возраста может являться территория детского сада, оборудованная «автогородком» для самостоятельной игровой деятельности, особенно с использованием колесного транспорта [7].

Таким образом, многообразие форм, методов и средств воспитания, а также их правильное использование позволят педагогам ДОУ и родителям сформировать у ребенка полные представления о безопасном поведении на улице.

Использованные источники:

1. Башинова С.Н. Советы психолога по основам безопасности жизни детей/ С.Н. Башинова, М.Г. Матвеева, Э.Э Ульянова // Детский сад от А до Я. Научно-методический журнал для педагогов и родителей. - 2016. - №4. -С.15-20.

2. Белая К.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников: Книга для воспитателей детского сада и родителей / К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина. - М.: Знание, 2015. - 124 с.

3. Васильева Н. Островок безопасности Н. Васильева // Детский сад от А до Я. - 2016. - № 4. - С.117-121.

4. Григорович Л. Опасные ситуации в жизни детей / Л. Григорович // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 7. - С.15-20.

5. Гуревич А.В. Безопасность ребенка в большом городе: Педагогические и социальные технологии/ А.В. Гуревич, Е.В. Хижнякова, Э.С, Анопова. - М.: Знание, 2016. - 340 с.

6. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью/ С.А. Козлова. - М.: Педагогика, 2015. - 130 с.

7. Шорыгина Т.А. Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет / Т.А. Шорыгина. - М.: ТЦ Сфера, 2016. - 80с.

УДК 338.46

Бородавко Р.Ю. студент магистратуры Ростовский государственный университет путей сообщения Российская Федерация, г. Ростов-на-Дону

Borodavko R. Yu. graduate student Rostov State University of Railway Transport Russian Federation, Rostov-on-Don ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ

ЗАПАСАМИ НА СКЛАДЕ LOGISTIC APPROACH TO THE ORGANIZATION OF INVENTORY MANAGEMENT IN STOCK

В статье рассматривается проблема организации складской деятельности на основе внедрения логистических методов, позволяющих осуществлять оптимизацию пополнения запасов ресурсов на складе. Рассмотрены методы группировки запасов: метод АВС-анализа и метод XYZ-анализа запасов. Проанализирован логистический процесс на складе на основе определения основных функций склада.

The article discuss the problem of organizing warehousing activities based on the introduction of logistic methods that allow optimization of the replenishment of stocks of resources in a warehouse. The methods of grouping stocks are considered: the ABC analysis method and the XYZ-inventory analysis method. Analyzed the logistic process in the warehouse based on the definition of the main functions of the warehouse.

Ключевые слова: предприятие, логистика, методы анализа запасов, запасы, хранение запасов, функции склада.

Keywords: enterprise, logistics, methods of analysis of stocks, stocks, storage of stocks, functions of a warehouse.

В условиях постоянно меняющегося внешнего окружения эффективное планирование складской логистикой на предприятии находится в зависимости от способности интеграции разнообразных управленческих подходов, методов и технических приемов, либо их фрагментов. Внедрение новых подходов при формировании системы складирования предприятия оказывает влияние, постоянно изменяющееся внешнее окружение, определяющее условия функционирования предприятия, а также развитие

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.