Научная статья на тему 'Формы механизма манипуляции сознанием личности'

Формы механизма манипуляции сознанием личности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
567
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научная мысль Кавказа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФОРМА / SHAPE / МЕХАНИЗМ / MECHANISM / ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / СОЗНАНИЕ / CONSCIOUSNESS / МЕХАНИЗМ МАНИПУЛЯЦИИ СОЗНАНИЕМ ЛИЧНОСТИ / ФОРМА МЕХАНИЗМА МАНИПУЛЯЦИИ СОЗНАНИЕМ ЛИЧНОСТИ / SHAPE OF MANIPULATION CONSCIOUSNESS PERSONALITY MECHANISM / MANIPULATION CONSCIOUSNESS PERSONALITY MECHANISM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Колесникова Галина Ивановна

В статье на основе социально-философского дискурса раскрывается понятие "форма механизма манипуляции сознанием личности". Выделяются формы механизма манипуляции сознанием личности в зависимости от вида правления. Дается краткая характеристика данных форм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Shapes of Manipulation Consciousness Personality Mechanism

The conception "Shape of manipulation consciousness personality mechanism" is opened on the basis of social-philosophical descurs. The shapes of manipulation consciousness personality mechanism in the dependence from the kind of government distinguisher are. The short characteristics these shapes are given.

Текст научной работы на тему «Формы механизма манипуляции сознанием личности»

7. Вагурин В.А. Синергетика эволюции современного общества. М.: URSS, 2006. 216 с.

8. Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1980. 1600 с. С. 1225.

9. Фергюсон А. Опыт истории гражданского общества. М.: РОССПЭН, 2000. 391 с.

10. Попов В.П. Инварианты нелинейного мира. Пятигорск: ПГТУ, 2005. 251 с.

11. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М.: ЛКИ, 2008. 296 с. С. 252.

12. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетиче-ские принципы коэволюции сложных систем. М.: URSS, 2002. 414 с. С. 17.

10 ноября 2008 г

ББК С0

ФОРМЫ МЕХАНИЗМА МАНИПУЛЯЦИИ СОЗНАНИЕМ ЛИЧНОСТИ

Г.И. Колесникова

Собственно термин "механизм" в философию ввел Гегель в работе "Наука логики", определяя его как "механический способ представления, механическую память, привычку, механический образ действия, означающие, что в том, что дух воспринимает или делает, недостает присущего ему проникновения и присутствия. Хотя механичность его в теоретической или практической сфере не может иметь места без его самостоятельности, без какого-то импульса и сознания, в ней, однако, нет свободы индивидуальности, и так как эта свобода в ней не проявляется, то такое действие выступает как чисто внешнее" [1]. Большинство исследователей, работающих в данном направлении, определяют сущность манипуляционного воздействия как тайно осуществляемое психическое воздействие на сознание индивидов и групп без учета их интересов. Г. Шишков [2] пошел дальше, распространив его действие на массы и обозначив как "феномен управляемого омассовления". Обоснование манипулирования сознанием вывел Х. Ортега-и-Гассет [3], исходя из отсутствия у большинства теоретического понимания бытия вещей.

В российском научном пространстве в советский период А.М. Ковалев [4] писал не только о необходимости изучения действия объективных законов, но и возможностях их использования. А.П. Бандурин [5] раскрыл механизм социализации и социальной регуляции, не акцентируя, однако, внимания на их манипуляционной сущности. Ю.Г. Волков и В.С. Малицкий [6] рассматривали сущность

и разновидности механизма формирования личности определенного типа. В частности, Ю.Г. Волков [7] исследовал содержание социального механизма применительно к формированию целостно развитой личности, его типы, принципы организации и функционирования. О значении знания и умения применения механизма манипулирования сознанием личности посредством превращения знаний в убеждения писал В. Попов: "На наш взгляд, он включает в себя те стороны процесса, которые определяют, как, какими путями, под влиянием каких факторов развиваются явления общественной психологии, соответствующие формированию прочных убеждений, активному проявлению их в действиях. Познание такого механизма - актуальная научная проблема" [8].

Понятие "форма" произошло от латинского forma и имеет четыре основных значения: 1) наружный вид, внешние очертания предмета; 2) образец вещи; 3) порядок; 4) вид, устройство, тип, структура. В естественных науках понятие формы употребляется в значении того, что точно определяет конфигурацию какой-либо конструкции. В социальных - под формой понимают совокупность отношений, определяющих объект. В частности, в философии форма противопоставляется материи, содержанию объекта.

По убеждению Аристотеля, форма является некой действующей силой, противоположной явлению, имеющей бытие вне вещей и образующей вещи. С такой позиции форма предстает как внутреннее начало, создающее

Колесникова Галина Ивановна - кандидат философских наук, доцент кафедры естественных и гуманитарных наук Ростовского-на-Дону института физической культуры и спорта, 344018, г. Ростов-на-Дону, пр. Буденовский, 101, e-mail: [email protected], т. 8(8632)993503.

Kolesnikova Galina - сandidate of phylosophy, associate professor of the Natural and the Humanities Department of the Physical Culture and Sport Institute, 101 Bude-novskiy Street, Rostov-on-Don, 344018, e-mail: [email protected], ph. (007 963)2993503.

предмет и приводящее его к совершенству. Исходя из этого, Аристотель называет Бога чистой формой. С точки зрения Бэкона форма представляет собой закон природы. Кант отожествил форму с субъективной закономерностью. Противопоставив в познании опытную и формальную стороны, он отнес к формальной стороне все то, что субъект познания привносит от себя в содержание познаваемого объекта. С позиции номинализма и позитивизма форма представляет собой чистое явление рассудка, которое имеет смысл и значение только относительно мышления, поскольку оно (мышление) производит только отвлечения, не имеющие соответствия ни в объективном, ни в субъективном. Понятие "политический режим" определяется как способ функционирования государственной власти, имеющий четыре существенные характеристики, на основании которых и различаются виды правления, а именно: методы, при помощи которых осуществляется политическая власть, степень присутствия политической свободы в обществе, открытость или закрытость элит с позиции социальной мобильности, фактическое состояние правового статуса личности.

Основываясь на результатах дискурса о значении понятий "механизм", "форма", авторское определение понятия "форма механизма манипуляции сознанием личности" будет следующим. Форма механизма манипуляции сознанием личности - это специфическая организация элементов внутри механизма манипуляции сознанием личности в зависимости от типа политического режима. Поскольку в настоящее время выделяют три основных типа политических режимов - демократический, авторитарный и тоталитарный, то, соответственно, возможно выделить три формы механизма манипуляции сознанием личности.

Исходя из особенностей демократического политического режима и в соответствии с элементами механизма манипуляции сознанием личности, которыми являются истинная цель манипуляционного воздействия, псевдоцель, внедряемая в сознание объекта манипуляции, а также истинные, полуложные и ложные идеи, при помощи которых осуществляется внедрение в сознание личности псевдоцели, демократическая форма механизма манипуляции сознанием личности будет обладать следующими параметрами. Основная цель

манипуляционного воздействия - формирование позиции неучастия в политической жизни государства. Следовательно, псевдоцелью, тем, что станет активно внедряться в сознание, будет формирование иллюзии о том, что каждый член общества активно участвует в политической жизни государства и может влиять на решения любого уровня. Истинными, полуложными и ложными идеями, при помощи которых внедряется данная псевдоцель, являются: истинные - самосовершенствование и творчество способствуют личностному развитию, полуложные - творческие люди нужны стране (ложь заключается в том, что творческие люди, выделяясь из общей массы, оказываются неудобными для номенклатуры), ложные - достигнув вершины своего потенциала, личность сможет влиять на политические процессы в стране и участвовать в них. Таким образом, активность личности направляется в познавательную сферу.

Политический режим авторитарного типа, по современной теории государства, является промежуточным между демократическим и тоталитарным при переходе от первого ко второму, и наоборот. Он появляется в те моменты, когда власти намерены осуществить коренные преобразования общественного строя, некую "революцию сверху". Соответственно, специфические параметры авторитарной формы механизма манипуляции сознанием личности будут следующие. Основная цель - формирование социально управляемого типа личности. Псевдоцель, внедряемая в сознание, - важность социального успеха, как основного критерия счастливо и полноценно проживаемой жизни. Основная модель достижения псевдоцели - познавательная активность.

Тоталитарная форма механизма манипуляции сознанием личности определяется следующими особенностями. Истинной целью при планировании манипуляцион-ных воздействий является формирование у личности пассивного типа поведения, соответствующего позиции невмешательства. Псевдоцель - создание архицели, например "светлое будущее", куда все обязательно должны прийти и ради осуществления которой все работают в настоящем, - играет роль отвлечения внимания и направления социальной энергии. Истинная идея - личность может изменить многое; полуложная -будущее должно быть лучше настоящего;

32

2008

№ 4

НАУЧНАЯ МЫСЛЬ КАВКАЗА

ложная - личность может активно влиять на жизнь в обществе.

Политический режим влияет на форму правления опосредствованно, определяя те ее меняющиеся черты, которые связаны с исторически конкретными политическими ситуациями в государстве, однако характер формы правления в конечном счете зависит от типа общества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гегель Ф. Наука логики. М.: Политиздат, 1984. 798 с. С. 526.

2. Шишков Г. Управляемое омассовление. М.: Мысль, 2006. 248 с.

3. Ортега-и-Гассет X. Новые симптомы // Проблемы человека в западной философии / Сост. и

послесл. Л.С. Гуревича; Общ. ред Ю.Н. Попова. М.: Прогресс, 1988. 544 с. С. 56-78.

4. Ковалев А.Н. Программа планомерного совершенствования развитого социализма // Научный коммунизм. 1984. № 1. С. 48-61.

5. Бандурин А.П. Социальная регуляция: рациональное и иррациональное. М.: Социально-гуманитарные знания, 2005. 299 с.

6. Волков Ю.Г., Малицкий В.С. Разновидности социального механизма формирования личности коммунистического типа. Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 1983. 288 с.

7. Волков Ю.Г. Социальный механизм формирования всесторонне и гармонически развитой личности. М.: Молодая гвардия, 1984. 276 с.

8. Попов В. Некоторые социально-психологические факторы превращения знаний в убеждения и действия // Политическое самообразование. 1983. № 11. С. 118-132.

1 августа 2008 г..

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.