7. Вагурин В.А. Синергетика эволюции современного общества. М.: URSS, 2006. 216 с.
8. Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1980. 1600 с. С. 1225.
9. Фергюсон А. Опыт истории гражданского общества. М.: РОССПЭН, 2000. 391 с.
10. Попов В.П. Инварианты нелинейного мира. Пятигорск: ПГТУ, 2005. 251 с.
11. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М.: ЛКИ, 2008. 296 с. С. 252.
12. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетиче-ские принципы коэволюции сложных систем. М.: URSS, 2002. 414 с. С. 17.
10 ноября 2008 г
ББК С0
ФОРМЫ МЕХАНИЗМА МАНИПУЛЯЦИИ СОЗНАНИЕМ ЛИЧНОСТИ
Г.И. Колесникова
Собственно термин "механизм" в философию ввел Гегель в работе "Наука логики", определяя его как "механический способ представления, механическую память, привычку, механический образ действия, означающие, что в том, что дух воспринимает или делает, недостает присущего ему проникновения и присутствия. Хотя механичность его в теоретической или практической сфере не может иметь места без его самостоятельности, без какого-то импульса и сознания, в ней, однако, нет свободы индивидуальности, и так как эта свобода в ней не проявляется, то такое действие выступает как чисто внешнее" [1]. Большинство исследователей, работающих в данном направлении, определяют сущность манипуляционного воздействия как тайно осуществляемое психическое воздействие на сознание индивидов и групп без учета их интересов. Г. Шишков [2] пошел дальше, распространив его действие на массы и обозначив как "феномен управляемого омассовления". Обоснование манипулирования сознанием вывел Х. Ортега-и-Гассет [3], исходя из отсутствия у большинства теоретического понимания бытия вещей.
В российском научном пространстве в советский период А.М. Ковалев [4] писал не только о необходимости изучения действия объективных законов, но и возможностях их использования. А.П. Бандурин [5] раскрыл механизм социализации и социальной регуляции, не акцентируя, однако, внимания на их манипуляционной сущности. Ю.Г. Волков и В.С. Малицкий [6] рассматривали сущность
и разновидности механизма формирования личности определенного типа. В частности, Ю.Г. Волков [7] исследовал содержание социального механизма применительно к формированию целостно развитой личности, его типы, принципы организации и функционирования. О значении знания и умения применения механизма манипулирования сознанием личности посредством превращения знаний в убеждения писал В. Попов: "На наш взгляд, он включает в себя те стороны процесса, которые определяют, как, какими путями, под влиянием каких факторов развиваются явления общественной психологии, соответствующие формированию прочных убеждений, активному проявлению их в действиях. Познание такого механизма - актуальная научная проблема" [8].
Понятие "форма" произошло от латинского forma и имеет четыре основных значения: 1) наружный вид, внешние очертания предмета; 2) образец вещи; 3) порядок; 4) вид, устройство, тип, структура. В естественных науках понятие формы употребляется в значении того, что точно определяет конфигурацию какой-либо конструкции. В социальных - под формой понимают совокупность отношений, определяющих объект. В частности, в философии форма противопоставляется материи, содержанию объекта.
По убеждению Аристотеля, форма является некой действующей силой, противоположной явлению, имеющей бытие вне вещей и образующей вещи. С такой позиции форма предстает как внутреннее начало, создающее
Колесникова Галина Ивановна - кандидат философских наук, доцент кафедры естественных и гуманитарных наук Ростовского-на-Дону института физической культуры и спорта, 344018, г. Ростов-на-Дону, пр. Буденовский, 101, e-mail: [email protected], т. 8(8632)993503.
Kolesnikova Galina - сandidate of phylosophy, associate professor of the Natural and the Humanities Department of the Physical Culture and Sport Institute, 101 Bude-novskiy Street, Rostov-on-Don, 344018, e-mail: [email protected], ph. (007 963)2993503.
предмет и приводящее его к совершенству. Исходя из этого, Аристотель называет Бога чистой формой. С точки зрения Бэкона форма представляет собой закон природы. Кант отожествил форму с субъективной закономерностью. Противопоставив в познании опытную и формальную стороны, он отнес к формальной стороне все то, что субъект познания привносит от себя в содержание познаваемого объекта. С позиции номинализма и позитивизма форма представляет собой чистое явление рассудка, которое имеет смысл и значение только относительно мышления, поскольку оно (мышление) производит только отвлечения, не имеющие соответствия ни в объективном, ни в субъективном. Понятие "политический режим" определяется как способ функционирования государственной власти, имеющий четыре существенные характеристики, на основании которых и различаются виды правления, а именно: методы, при помощи которых осуществляется политическая власть, степень присутствия политической свободы в обществе, открытость или закрытость элит с позиции социальной мобильности, фактическое состояние правового статуса личности.
Основываясь на результатах дискурса о значении понятий "механизм", "форма", авторское определение понятия "форма механизма манипуляции сознанием личности" будет следующим. Форма механизма манипуляции сознанием личности - это специфическая организация элементов внутри механизма манипуляции сознанием личности в зависимости от типа политического режима. Поскольку в настоящее время выделяют три основных типа политических режимов - демократический, авторитарный и тоталитарный, то, соответственно, возможно выделить три формы механизма манипуляции сознанием личности.
Исходя из особенностей демократического политического режима и в соответствии с элементами механизма манипуляции сознанием личности, которыми являются истинная цель манипуляционного воздействия, псевдоцель, внедряемая в сознание объекта манипуляции, а также истинные, полуложные и ложные идеи, при помощи которых осуществляется внедрение в сознание личности псевдоцели, демократическая форма механизма манипуляции сознанием личности будет обладать следующими параметрами. Основная цель
манипуляционного воздействия - формирование позиции неучастия в политической жизни государства. Следовательно, псевдоцелью, тем, что станет активно внедряться в сознание, будет формирование иллюзии о том, что каждый член общества активно участвует в политической жизни государства и может влиять на решения любого уровня. Истинными, полуложными и ложными идеями, при помощи которых внедряется данная псевдоцель, являются: истинные - самосовершенствование и творчество способствуют личностному развитию, полуложные - творческие люди нужны стране (ложь заключается в том, что творческие люди, выделяясь из общей массы, оказываются неудобными для номенклатуры), ложные - достигнув вершины своего потенциала, личность сможет влиять на политические процессы в стране и участвовать в них. Таким образом, активность личности направляется в познавательную сферу.
Политический режим авторитарного типа, по современной теории государства, является промежуточным между демократическим и тоталитарным при переходе от первого ко второму, и наоборот. Он появляется в те моменты, когда власти намерены осуществить коренные преобразования общественного строя, некую "революцию сверху". Соответственно, специфические параметры авторитарной формы механизма манипуляции сознанием личности будут следующие. Основная цель - формирование социально управляемого типа личности. Псевдоцель, внедряемая в сознание, - важность социального успеха, как основного критерия счастливо и полноценно проживаемой жизни. Основная модель достижения псевдоцели - познавательная активность.
Тоталитарная форма механизма манипуляции сознанием личности определяется следующими особенностями. Истинной целью при планировании манипуляцион-ных воздействий является формирование у личности пассивного типа поведения, соответствующего позиции невмешательства. Псевдоцель - создание архицели, например "светлое будущее", куда все обязательно должны прийти и ради осуществления которой все работают в настоящем, - играет роль отвлечения внимания и направления социальной энергии. Истинная идея - личность может изменить многое; полуложная -будущее должно быть лучше настоящего;
32
2008
№ 4
НАУЧНАЯ МЫСЛЬ КАВКАЗА
ложная - личность может активно влиять на жизнь в обществе.
Политический режим влияет на форму правления опосредствованно, определяя те ее меняющиеся черты, которые связаны с исторически конкретными политическими ситуациями в государстве, однако характер формы правления в конечном счете зависит от типа общества.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гегель Ф. Наука логики. М.: Политиздат, 1984. 798 с. С. 526.
2. Шишков Г. Управляемое омассовление. М.: Мысль, 2006. 248 с.
3. Ортега-и-Гассет X. Новые симптомы // Проблемы человека в западной философии / Сост. и
послесл. Л.С. Гуревича; Общ. ред Ю.Н. Попова. М.: Прогресс, 1988. 544 с. С. 56-78.
4. Ковалев А.Н. Программа планомерного совершенствования развитого социализма // Научный коммунизм. 1984. № 1. С. 48-61.
5. Бандурин А.П. Социальная регуляция: рациональное и иррациональное. М.: Социально-гуманитарные знания, 2005. 299 с.
6. Волков Ю.Г., Малицкий В.С. Разновидности социального механизма формирования личности коммунистического типа. Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 1983. 288 с.
7. Волков Ю.Г. Социальный механизм формирования всесторонне и гармонически развитой личности. М.: Молодая гвардия, 1984. 276 с.
8. Попов В. Некоторые социально-психологические факторы превращения знаний в убеждения и действия // Политическое самообразование. 1983. № 11. С. 118-132.
1 августа 2008 г..