Научная статья на тему 'Синергетический подход как метод исследования сложных систем'

Синергетический подход как метод исследования сложных систем Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3648
339
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНЕРГЕТИКА / ОБЩЕСТВО / SOCIETY / SINERGETICS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Богданова Элина Николаевна

В статье систематизируются методологические подходы представителей различных научных школ к изучению процессов, происходящих в обществе. Ставится задача поиска адекватных методов управления самоорганизующимся социумом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A Synergetical Approach as a Method of Complicated Systems Investigations

The article systematizes the methodological approaches of the representatives of different scientific schools to the study of the processes taking place in society. The task of finding adequate methods of a self-organizing socium is put.

Текст научной работы на тему «Синергетический подход как метод исследования сложных систем»

ББК 87

СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД КАК МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ

СЛОЖНЫХ СИСТЕМ

Э.Н. Б

Возникнув в результате эволюции природы как ее естественное продолжение, общество с самого начала своего существования определялось особыми системными характеристиками и специфическими законами развития. Попытки объяснения процессов, происходящих в обществе с помощью одномерной методологии, оказались неадекватными реальности. На смену существовавшему ранее жесткому классическому детерминизму и монистическому подходу пришла новая методологическая парадигма в исследовании нелинейных систем (в том числе и общества) - синергетика.

Синергетический подход как метод исследования позволяет рассматривать общество как сложную систему, функционирование которой подчинено некоторым общим для всех типов систем закономерностям. Синергетика устанавливает, что к их числу относятся такие характеристики систем, как открытость (для вещества, энергии и информации), нелинейность, удаленность от состояния равновесия, наличие бифуркационных периодов, возможность случайных флуктуаций и др. [1, 2].

Синергетика дает принципиально новый уровень изучения законов развития материального мира, в том числе и социальных законов. В отличие от процессов самоорганизации в природных системах, в которых они осуществляются естественно, спонтанно, в системных образованиях социального типа они изначально связаны с необходимостью их организации или управления. Социально-экономические законы, правовые, нравственные и другие регулятивы выступают в обществе как результат имманентного развития самой системы, следствие ее самоорганизации, тогда как целенаправленное воздействие, связанное с обеспечением ее устойчивости, является содержанием процесса управления. Самоорганизация и управление в развитии социальных систем взаимосвязаны и дополняют

Богданова Элина Николаевна - кандидат экономических наук, доцент, проректор по учебной работе Института экономики и управления 357500, г. Пятигорск, ул. Московская, 51, e-mail: elina-bog@ya.ru.

друг друга. От характера их взаимодействия зависит состояние системы [3].

Хотя методологические подходы представителей различных современных научных школ обществоведения во многом различны, все же существует некоторое единство взглядов на общество [4-7]. Во-первых, общество обладает системностью. Общество рассматривается не как механическая совокупность индивидов, а как объединенная устойчивыми взаимодействиями или взаимосвязями (социальными структурами) система. Каждый человек является членом различных социальных групп, исполняет предписанные ему социальные роли, совершает социальные действия. Выпадая из привычной для себя социальной системы, индивид испытывает сильный стресс*. Будучи целостной системой, общество обладает устойчивостью, определенным консерватизмом.

Во-вторых, общество обладает универсальностью, т.е. создает необходимые условия для удовлетворения самых разнообразных (но не всех) потребностей индивидов. Только в обществе, основанном на разделении труда, человек может заниматься узкопрофессиональной деятельностью, зная, что всегда сможет удовлетворить свои потребности в пище и одежде. Только в обществе он может приобрести необходимые трудовые навыки, познакомиться с достижениями культуры и науки. Общество предоставляет ему возможность сделать карьеру и подняться по ступеням социальной иерархии. Иными словами, общество дает людям возможность достижения личных целей. Прогресс общества видят как раз в повышении его универсальности, а именно, в предоставлении индивиду все большего спектра возможностей. С этой точки

* В этой связи можно вспомнить хотя бы литературного Робинзона Крузо, который страдал на необитаемом острове не столько от нехватки жизненных средств, сколько от невозможности общаться с другими людьми

Bogdanova Elina Nikolaevna - candidate of economy, associate professor, prorector of educational work of the Institute of Economics and Management, 51 Moskovskaya Street, Pyatigorsk, 357500, e-mail: elina-bog@ya.ru

зрения, современное общество намного прогрессивнее, например, первобытного. Но и первобытное общество обладало универсальностью, поскольку позволяло людям удовлетворять элементарные потребности не только в пище, одежде и жилище, но и в объяснении окружающего мира, в творческом самовыражении и т.д.

В-третьих, общество имеет высокий уровень внутренней саморегуляции, обеспечивая постоянное воспроизводство всей сложной системы социальных отношений. Это находит свое отражение в создании особых институтов (политических, экономических, социально-культурных и др.), обеспечивающих соблюдение общепринятых "правил игры". По поводу того, какие именно институты играют в процессах саморегуляции более важную роль, есть разные мнения. Мы полагаем, что на начальных этапах развития общества его саморегуляция держится в основном на неформальных институтах (табу в первобытном обществе, кодекс чести средневековых рыцарей), но затем все большую роль начинают играть формальные институты (нормы писаного права, государственные учреждения, общественные организации, религия). Здесь можно заметить устойчивую тенденцию превращения самоорганизующихся структур в управляемые.

В-четвертых, общество обладает внутренними механизмами самообновления, заключающимися в способности включения в сложившуюся систему взаимосвязей новых социальных образований. Общество стремится подчинить своей логике вновь возникающие институты и социальные группы, заставляет их действовать в соответствии с ранее сложившимися социальными нормами и правилами (так происходит при эволюции общества). Но новые нормы и правила, постепенно накапливаясь, могут привести к качественным изменениям всей системы общественных отношений (так происходит при общественной революции). Отклонения от принятых в обществе правил и норм побуждают систему находить новые средства для поддержания равновесия и стабильности. При этом очень важна степень открытости социальных систем - стремление активно перенимать опыт других систем (открытое общество) или, напротив, стремление замыкаться, отгораживаясь от внешних влияний (закрытое общество).

Таким образом, по мнению большинства исследователей, и с этим нельзя не согласиться, общество представляет собой универсальный способ организации взаимодействия людей, обеспечивающий удовлетворение их основных потребностей, саморегулирующийся, самовоспроизводящийся и самообновляющийся.

Сложность, многогранность и в то же время целостность такого явления, как общество, обусловливают необходимость рассматривать его как социальную систему и обеспечивать соответствующий подход к его изучению. Синергетический подход рассматривается нами как развитие системного подхода, поэтому остановимся на основных понятиях, раскрывающих его сущность: система, элемент, структура.

Буквальное значение слова "система" в переводе с греческого - это целое, составленное из частей. Из существующего множества трактовок понятия "система" остановимся на популярном простейшем определении: "множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг и другом, образующих определенную целостность, единство" [8].

Ключевыми элементами общества как социальной системы являются социальные группы (семья, род, трудовой коллектив, политическая партия др.). Разнообразие и количество социальных групп растет в ходе эволюции общества. Принято считать, что элементом общества является индивид, однако человек никогда не существовал индивидуально, поэтому логично первородным элементом человеческого социума считать коллектив. Еще Аристотель (IV в. до н. э.) называл человека политическим животным, т.е. живущем в государстве, в обществе. А. Фергюсон в труде "Опыт истории гражданского общества" [9], впервые опубликованном в 1767 г., писал о том, что человечество следует рассматривать в группах, в которых оно всегда существовало. История отдельного человека - лишь единичное проявление чувств и мыслей, приобретенных им в связи с его родом, и каждое исследование, относящееся к этому предмету, должно исходить из целых обществ, а не отдельных людей.

С позиции современной синергетиче-ской теории систем жизнь рассматривается некоторыми учеными как функционирование множества инвариантов живой организации (ИЖО) социума, хищников, клетки

и т.д. [10, с. 182-186]. В составе ИЖО социума минимальным блоком также является человеческий коллектив, а не индивидуум. "В человеческом социуме индивида нельзя считать элементарной эволюционной единицей.... Любого человека всегда окружают сородичи. Чтобы продолжить род нужно племя, коллектив, социум.. Чтобы элементарный социум существовал как система, должен быть вход (источники ресурсов) и выход продуктов жизнедеятельности. Элемент и его связи функционально неразделимы, поэтому должен быть определен минимальный комплект связей, позволяющий насцентному элементу существовать.. Такой элемент получил название ИЖО (инвариант живой организации)" [10, с. 230]. Таким образом, человечество является совокупностью ИЖО, состоящих из коллективов, входов (биолокусы, биогео-локусы являются источниками ресурсов) и выходов. Различные ИЖО образуют между собой системы (политические, экономические и др.).

Как целостная социальная система общество имеет свою социальную структуру, представляющую собой определенную архитектуру связей между ее элементами, позволяющую сделать систему более упорядоченной и сохранить ее основные свойства. Наиболее характерными являются коррелятивные связи, взаимодействия и отношения, включающие в себя координацию (горизонтальные связи) и субординацию элементов (вертикальные связи). Координация — это определенная согласованность элементов, тот особый характер их взаимной зависимости, который обеспечивает сохранение целостной системы (самоорганизация). Субординация — это подчиненность и соподчиненность, указывающая на особое специфическое место, неодинаковое значение элементов в целостной системе (управление).

Рассматриваемый нами подход применяется к открытым системам, которые постоянно взаимодействуют с окружающей средой. В результате такого взаимодействия (обмена веществом, энергией, информацией) устойчивая система при определенных условиях переходит в неравновесное состояние, становится неустойчивой, подверженной случайным отклонениям (флуктуациям). Однако система не может долго находиться в таком критическом, неустойчивом состоянии. Наступает момент перехода в качественно новое устойчивое

состояние через точку бифуркации (от лат. bi-fucus - разветвление). После этого начинается новый этап развития системы до следующей точки бифуркации. Таким образом, новая устойчивая (равновесная) система образуется из неустойчивости (неравновесности) в результате действия флуктуаций. «... Источником порядка является неравновесность. Неравновесность есть то, что порождает "порядок из хаоса" [11]. По мнению И. Пригожина, история является последовательностью бифуркаций, а человеческое общество, представляющее собой сложную систему, претерпело множество бифуркаций.

Не следует забывать, что человеческий социум по сравнению с другими природными системами обладает большей нелинейностью. "Сильная нелинейность означает, что соответствующее структурное образование на своем уровне организации обладает более сложным спектром форм - структур и возможных режимов развития" [12]. Признание такой высокой нелинейности общества позволяет говорить о возможности, с одной стороны, стихийного и сознательного порождения хаоса, с другой стороны, - направляемого развития. Отсюда следует важный вывод: естественные процессы социальной самоорганизации важно понимать с целью поддержания желаемых тенденций и направления развития общества в нужный аттрактор. А это, в свою очередь, требует нового нелинейного мышления, новых методов управления самоорганизующимися объектами и новой методологии изучения социальных процессов, основой которой, на наш взгляд, может стать синергетика.

ЛИТЕРАТУРА

1. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Основания синергетики. Синергетическое мировидение. М.: URSS, 2005. 240 с.

2. Баранцев Р.Г. Синергетика в современном естествознании. М.: URSS, 2003. 144 с.

3. Рузавин Г.И. Самоорганизация и организация в развитии общества // Вопросы философии. 1995. № 8. С. 63-72.

4. Афанасьев В.Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 1980. 368 с.

5. Луман Н. Общество общества: В 2 ч. Ч. 1. Общество как социальная система. М.: Логос, 2004. 232 с.

6. Сухомлинова В.В. Системы, общество и природа. Разнообразие, устойчивость, развитие // Общественные науки и современность. 1994. № 4. С. 135-141.

7. Вагурин В.А. Синергетика эволюции современного общества. М.: URSS, 2006. 216 с.

8. Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1980. 1600 с. С. 1225.

9. Фергюсон А. Опыт истории гражданского общества. М.: РОССПЭН, 2000. 391 с.

10. Попов В.П. Инварианты нелинейного мира. Пятигорск: ПГТУ, 2005. 251 с.

11. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М.: ЛКИ, 2008. 296 с. С. 252.

12. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетиче-ские принципы коэволюции сложных систем. М.: URSS, 2002. 414 с. С. 17.

10 ноября 2008 г

ББК С0

ФОРМЫ МЕХАНИЗМА МАНИПУЛЯЦИИ СОЗНАНИЕМ ЛИЧНОСТИ

Г.И. Колесникова

Собственно термин "механизм" в философию ввел Гегель в работе "Наука логики", определяя его как "механический способ представления, механическую память, привычку, механический образ действия, означающие, что в том, что дух воспринимает или делает, недостает присущего ему проникновения и присутствия. Хотя механичность его в теоретической или практической сфере не может иметь места без его самостоятельности, без какого-то импульса и сознания, в ней, однако, нет свободы индивидуальности, и так как эта свобода в ней не проявляется, то такое действие выступает как чисто внешнее" [1]. Большинство исследователей, работающих в данном направлении, определяют сущность манипуляционного воздействия как тайно осуществляемое психическое воздействие на сознание индивидов и групп без учета их интересов. Г. Шишков [2] пошел дальше, распространив его действие на массы и обозначив как "феномен управляемого омассовления". Обоснование манипулирования сознанием вывел Х. Ортега-и-Гассет [3], исходя из отсутствия у большинства теоретического понимания бытия вещей.

В российском научном пространстве в советский период А.М. Ковалев [4] писал не только о необходимости изучения действия объективных законов, но и возможностях их использования. А.П. Бандурин [5] раскрыл механизм социализации и социальной регуляции, не акцентируя, однако, внимания на их манипуляционной сущности. Ю.Г. Волков и В.С. Малицкий [6] рассматривали сущность

и разновидности механизма формирования личности определенного типа. В частности, Ю.Г. Волков [7] исследовал содержание социального механизма применительно к формированию целостно развитой личности, его типы, принципы организации и функционирования. О значении знания и умения применения механизма манипулирования сознанием личности посредством превращения знаний в убеждения писал В. Попов: "На наш взгляд, он включает в себя те стороны процесса, которые определяют, как, какими путями, под влиянием каких факторов развиваются явления общественной психологии, соответствующие формированию прочных убеждений, активному проявлению их в действиях. Познание такого механизма - актуальная научная проблема" [8].

Понятие "форма" произошло от латинского forma и имеет четыре основных значения: 1) наружный вид, внешние очертания предмета; 2) образец вещи; 3) порядок; 4) вид, устройство, тип, структура. В естественных науках понятие формы употребляется в значении того, что точно определяет конфигурацию какой-либо конструкции. В социальных - под формой понимают совокупность отношений, определяющих объект. В частности, в философии форма противопоставляется материи, содержанию объекта.

По убеждению Аристотеля, форма является некой действующей силой, противоположной явлению, имеющей бытие вне вещей и образующей вещи. С такой позиции форма предстает как внутреннее начало, создающее

Колесникова Галина Ивановна - кандидат философских наук, доцент кафедры естественных и гуманитарных наук Ростовского-на-Дону института физической культуры и спорта, 344018, г. Ростов-на-Дону, пр. Буденовский, 101, e-mail: galina_kolesnik_@mail.ru, т. 8(8632)993503.

Kolesnikova Galina - сandidate of phylosophy, associate professor of the Natural and the Humanities Department of the Physical Culture and Sport Institute, 101 Bude-novskiy Street, Rostov-on-Don, 344018, e-mail: galina_kole-snik_@mail.ru, ph. (007 963)2993503.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.