УДК 316
Социальный механизм манипуляции сознанием личности в современном российском обществе
Г. И. Колесникова, А. Е. Аствацатуров
(Донской государственный технический университет)
На основе социально-философского дискурса выявляется структура социального механизма манипуляции сознанием личности, определяется специфика применения данного механизма в современном российском обществе.
Ключевые слова: личность, манипуляция, механизм, социум, сознание.
Введение. Сложность переходного периода на рубеже XX—XXI веков была обусловлена особенностями социально-политической ситуации — нестабильностью и, как следствие, сложностью прогнозирования возможных последствий. Данные обстоятельства определяют важность анализа этого периода. Это необходимо прежде всего для того, чтобы на фоне выявленного механизма манипуляции сознанием личности понять закономерности происшедших изменений.
Выявление социального механизма манипуляции сознанием личности актуально и в связи с тем, что отдельные индивиды и группы, имеющие доступ к власти, всё более склонны манипулировать сознанием личностей и групп, находящихся на более низких социальных ступенях, чтобы использовать их ресурсы (физические, интеллектуальные) для достижения своих целей. Современными примерами этому могут служить отдельные события в России в период разрушения советского строя.
Социальный механизм манипуляции сознанием личности. Чтобы найти возможности противодействия манипулированию, необходимо выявить его механизм. Изучение социального механизма манипуляции сознанием личности актуально именно в социально-философском аспекте. Философский анализ интегрирует знания, полученные по данному вопросу в иных научных областях (социология, политология, психология, психофизиология, психолингвистика), — таким образом механизму манипулирования даётся теоретическое обоснование, которое позволит впоследствии сформировать действенную практическую программу блокирования манипуляционных воздействий.
Термин «механизм» в философию ввёл Гегель в работе «Наука логики»: «Механический способ представления, механическая память, привычка, механический образ действия означают, что в том, что дух воспринимает или делает, недостаёт присущего ему проникновения и присутствия. Хотя механичность его в теоретической или практической сфере не может иметь места без его самостоятельности, без какого-то импульса и сознания, в ней, однако, нет свободы индивидуальности, и так как эта свобода в ней не проявляется, то такое действие выступает как чисто внешнее» [1, с. 237]. Большинство исследователей, работающих в данном направлении, определяют сущность манипулирования как тайно осуществляемое психическое воздействие на сознание индивидов и групп без учёта их интересов. Г. М. Шишков [2] пошёл дальше, распространив его действие на массы и обозначив как «феномен управляемого омассовления». Обоснование манипулирования сознанием вывел X. Ортега-и-Гассет, исходя из отсутствия у большинства теоретического понимания бытия вещей [3]. Методология формирования сознания на примере американского общества в контексте основной цели (формирование пассивности) рассмотрена Г. Шиллером [4]. Методы вербального и невербального воздействия на сознание анализируются в работах представителей нейролингвистического направления в психологии [5].
В российском научном пространстве в советский период А. М. Ковалёв [6] писал о необходимости изучения не только действия объективных законов, но и возможностей их использования. А. П. Бандурин [7] рассматривал механизм социализации и социальной регуляции, не акцентируя, однако, внимания на их манипуляционной сущности. Т. В. Корсаевская [8] исследовала причины и механизмы изменения человека в процессе его жизни с целью выяснения возможностей прогнозирования «будущего человеческой индивидуальности» и выработки на основе данного прогноза стратегии социального воздействия. Моральную мотивацию как один из элементов механизма формирования желательных установок и формирование желаемого поведения как их следствие изучал Г. И. Пирназаров. Л. Д. Боряева определяла составные элементы воздействия на личность с целью воспитания трудовой дисциплины, выделяя формы и методы воспитания, систему информации о деятельности и поведении личности, систему санкционирования как функцию оценки. Ю. Г. Волков и В. С. Малицкий [9] рассматривали сущность и разновидности механизма формирования личности определённого типа. В частности, Ю. Г. Волков [10] исследовал содержание социального механизма применительно к формированию целостно развитой личности, его типы, принципы организации и функционирования. О значении знания и умения применения механизма манипулирования сознанием личности посредством превращения знаний в убеждения писал В. Д. Попов: «На наш взгляд, он включает в себя те стороны процесса, которые определяют, как, какими путями, под влиянием каких факторов развиваются явления общественной психологии, соответствующие формированию прочных убеждений, активному проявлению их в действиях. Познание такого механизма — актуальная научная проблема» [11, с. 120].
Однако основная масса исследований по проблеме механизма манипулирования сознанием в философии, социологии, психологии ведётся в области манипулирования сознанием групп и масс. В тех работах, где в центре внимания оказывается именно манипуляция сознанием личности, применяется либо технологический подход, при котором внимание сосредоточено на техниках и приёмах манипуляции сознанием личности, либо синтетический — описание конкретных случаев манипуляции сознанием личности или группы. Соответственно, акцент делается на отдельные аспекты воздействия на личность (социальные, культурологические, психофизиологические, психолингвистические), которые не дают в совокупности целостного представления о механизме манипулирования сознанием личности.
Ф. Энгельс писал: «...всякое действительное, исчерпывающее познание заключается лишь в том, что мы в мыслях поднимаем единичное из единичности в особенность, а из этой последней во всеобщность; заключается в том, что мы находим и констатируем бесконечное в конечном, вечное — в преходящем» [12, с. 548]. Так же ставил вопрос Гегель в «Науке логики». Поэтому мы рассмотрим элементы механизма манипуляции сознанием личности с позиции единичного, особенного, всеобщего.
При этом под социальным механизмом манипуляции сознанием личности понимается «единство и взаимодействие трёх элементов, составляющих ядро (сущность) данного механизма. Первый элемент механизма представляет собой процесс внедрения (внесения) манипуляторами в сознание личности истинных, ложных, полуложных идей и представлений на сознательном, бессознательном уровнях. Второй элемент — процесс освоения, осмысления, переживания идей и представлений, внесённых в сознание личности манипуляторами (с целью выдачи ложных и полуложных представлений за подлинно истинные), где полуложные представления являются связующим, переходным звеном между ложными и истинными идеями. И третий элемент — процесс ожидаемой манипуляторами деятельности личности, являющейся одновременно и целью и результатом (в случае успешно проведённого манипуляционного воздействия на сознание личности). Осуществлению манипуляционного воздействия на сознание личности предшествует подготовительный этап, на котором происходят определение цели манипуляционного воздействия,
псевдоцели, алгоритма достижения псевдоцели, методов воздействия и составление собственно механизма манипуляционного воздействия» [13].
Манипуляции сознанием личности в современном российском обществе. Период конца XX — начала XXI века в России отличается тем, что «перестав быть тоталитарной страной, Россия так и не стала демократией. Россия в очередной раз опрокидывает научные схемы. Ещё недавно о России писали как о „выборной", „управляемой" демократии. <...> После обвала коммунизма и трёх „революций" Бориса Ельцина — смены государства, формы собственности и политического режима — Россия возвращается к традиционализму. <...> При Путине выборное самодержавие уступило место бюрократическому авторитаризму. Отказавшись от эклектики, Путин придал власти определённость. Поражение либерал-демократического меньшинства на выборах и силовое разрешение конфликта между властью и крупным бизнесом — подтверждение возврата к традиционному государству, диктующему свою волю обществу. Причём в условиях, когда оппонентом Кремля становится левопатриотический фланг, России будет сложно удержаться на отметке мягкого авторитаризма: её будет сносить ещё дальше вспять» [14]. Однако анализ последовательности политических событий в России данного периода позволил выделить следующие временные периоды: период перестройки (1985—1991), деидеологизации и поиска новой идеологии (1991— 2000), докризисный период (2000—2008).
Собственно анализ механизма манипуляции сознанием личности проводился по авторской классификационной системе, базирующейся на таких понятиях, как «форма механизма манипуляции сознанием личности», «вид механизма манипуляции сознанием личности», «тип механизма манипуляции сознанием личности».
Понятие «форма механизма манипуляции сознанием личности» обозначает специфику организации и функционирования элементов внутри механизма манипуляции сознанием личности в зависимости от таких характерологических признаков политического режима, как методы осуществления политической власти, степень политической свободы в обществе, открытость или закрытость элит с точки зрения социальной мобильности, фактическое состояние правового статуса личности. По этим критериям в настоящее время выделяют три основных типа политических режимов: демократический, авторитарный и тоталитарный. Соответственно, существуют три формы механизма манипуляции сознанием личности: демократическая, авторитарная и тоталитарная.
«Вид механизма манипуляции сознанием личности» — понятие, обозначающее специфику организации и функционирования элементов внутри механизма манипуляции сознанием личности в зависимости от таких характерологических признаков исторического периода, как способ организации общества; основа, составляющая могущество системы; базис системы, определяющий ведущий фактор развития; социальная структура; специфика экономики; наиболее ценные, исходя из особенностей исторического вида, качества личности. Поскольку в настоящий период в науке выделяют три основных исторических типа: доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный, — то, соответственно, существуют и три вида механизма манипуляции сознанием личности: доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный.
Под типом механизма манипуляции сознанием личности понимается специфика организации элементов внутри механизма манипуляции сознанием личности в зависимости от таких характерологических признаков цивилизационного типа, как ценностно-смысловые компоненты, содержание духовной жизни, институциональные компоненты, специфика общественных структур. Исходя из цели данного исследования, не акцентируется внимание на нюансах научных противостояний в концепциях «Восток — Запад», «Россия — Запад», «Восток — Запад — Россия». За основу анализа берутся выделенные П. А. Сорокиным [15] базисные различия в структуре цивилизационных типов, а собственно специфика механизма манипуляции сознанием личности рассматривается в контексте основных выделяемых в научной литературе векторных типов цивилизации:
восточного, европейского, российского. Следовательно, можно выделить три типа механизма манипуляции сознанием личности: восточный, европейский и российский.
Заключение. Таким образом, специфику механизма манипуляции сознанием личности предложенная классификация определяет в зависимости от политического режима (форма механизма манипуляции сознанием личности), исторического периода (вид механизма манипуляции сознанием личности) и цивилизационного типа (тип механизма манипуляции сознанием личности).
Исходя из данной классификации, механизм манипуляции сознанием личности в период с 1985 по 1991 год определяется как индустриально-тоталитарный подвид российского типа. С 1991 по 2000 год отмечается индустриально-тоталитарный подвид российского типа с тенденцией к индустриально-демократическому европейского типа. Для периода с 2000 по 2012 год характерен индустриально-авторитарный подвид российского типа с тенденцией к индустриальноавторитарному подвиду восточного типа.
Специфика механизмов манипуляции сознанием личности, соответствующих выделяемым временным этапам, и составляющих их элементов, определяется принадлежностью к классификационному типу и задачами тех, кто составлял данные механизмы воздействия на сознание личности.
Однако приведённые механизмы манипуляции сознанием личности в России конца XX — начала XXI века (1985—1991, 1991—2000, 2000—2012) можно рассматривать и как составляющие элементы одного глобального механизма манипуляции сознанием личности. Тогда, соответственно, период с 1985 по 1991 год представляет собой подготовительный этап, на котором происходило определение цели манипуляционного воздействия, псевдоцели, методов воздействия, а также конструирование собственно механизма манипуляционного воздействия. Период с 1991 по 2000 год — сочетание первого и второго элементов механизма манипуляцией сознанием личности. Период 2000—2012 гг. — третий элемент — процесс ожидаемой манипуляторами деятельности личности, являющейся одновременно и целью и результатом.
Библиографический список
1. Гегель, Г. В. Ф. Наука логики / Г. В. Ф. Гегель. — Санкт-Петербург: Наука, 1997. — 800 с. — (Слово о сущем). — ISBN 5-02-028341-Х.
2. Шишков, Г. М. Управляемое омассовление / Г. М. Шишков. — Москва: Проспект, 2006. - 226 с.
3. Ортега-и-Гассет, X. Новые симптомы / X. Ортега-и-Гассет; пер. В. Бибихина // Проблема человека в западной философии / сост. и послесл. П. С. Гуревича. — Москва: Прогресс, 1988. — С. 202-206.
4. Шиллер, Г. Манипуляторы сознанием / Г. Шиллер. — Москва: Мысль, 1980. — 326 с.
5. Бендлер, Р. Используйте свой мозг для изменений / Р. Бендлер. — Новосибирск: Омега, 2004. — 128 с.
6. Ковалёв, А. М. Программа планомерного совершенствования развитого социализма / А. М. Ковалёв // Научный коммунизм. — 1984. — № 1. — С. 48—61.
7. Бандурин, А. П. Социальная регуляция: рациональное и иррациональное / А. П. Бандурин. — Москва: Глобус, 2005. — 363 с.
8. Корсаевская, Т. В. Пути реализации онтогенетических возможностей человека в условиях научно-технической революции / Т. В. Корсаевская // Комплексное изучение человека и формирование всесторонне развитой личности. Ч. 3. — Москва, 1978. — С. 196.
9. Волков, Ю. Г. Разновидности социального механизма формирования личности коммунистического типа / Ю. Г. Волков, В. С. Малицкий. — Ростов-на-Дону, 1983. — 289 с.
10. Волков, Ю. Г. Социальный механизм формирования всесторонне и гармонически развитой личности / Ю. Г. Волков. — Москва, 1984. — 234 с.
11. Попов, В. Д. Некоторые социально-психологические факторы превращения знаний в убеждения и действия / В. Д. Попов // Политическое самообразование. — 1983. — № 11. — С. 118—132.
12. Маркс, К. Сочинения. Т. 20 / К. Маркс, Ф. Энгельс; Ин-т марксизма-ленинизма при ЦК КПСС. — 2-е изд. — Москва: Политиздат, 1961. — XXII, 827, [1] с.
13. Колесникова, Г. И. Сущность механизма манипуляции сознанием личности: социальнофилософский аспект / Г. И. Колесникова // Социально-гуманитарные знания. — 2008. — № 8. — С. 54-62.
14. Шевцова, Л. Ф. Демократия (логика вырождения) / Л. Ф. Шевцова // Наше светлое будущее, или Путин навсегда. — Москва: ИнтегралИнформ, 2004. — С. 98—99.
15. Сорокин, П. А. Социальная и культурная динамика. Исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений / П. А. Сорокин. —
Санкт-Петербург: ИРХГИ, 2000. — 1056 с.
Материал поступил в редакцию 20.02.2012.
References
1. Gegel', G.-V.-F. Nauka logiki / G.-V.-F. Gegel'. — Sankt-Peterburg: Nauka, 1997. — 800 s. — (Slovo о sushhem). — ISBN 5-02-028341-X. — In Russian.
2. Shishkov, G. M. Upravlyaemoe omassovlenie / G. M. Shishkov. — Moskva: Prospekt, 2006. — 226 s. — In Russian.
3. Ortega-i-Gasset, X. Novy'e simptomy' / X. Ortega-i-Gasset; per. V. Bibixina // Problema che-loveka v zapadnoj filosofii / sost. i poslesl. P. S. Gurevicha. — Moskva: Progress, 1988. — S. 202— 206. — In Russian.
4. Shiller, G. Manipulatory' soznaniem / G. Shiller. — Moskva: My'sl', 1980. — 326 s. — In Russian.
5. Bendler, R. Ispol'zujte svoj mozg dlya izmenenij / R. Bendler. — Novosibirsk: Omega, 2004. — 128 s. — In Russian.
6. Kovalyov, A. M. Programma planomernogo sovershenstvovaniya razvitogo socializma / A. M. Kovalyov // Nauchny'j kommunizm. — 1984. — № 1. — S. 48—61. — In Russian.
7. Bandurin, A. P. Social'naya regulyaciya: racional'noe i irracional' noe / A. P. Bandurin. — Moskva: Globus, 2005. — 363 s. — In Russian.
8. Korsaevskaya, Т. V. Puti realizacii ontogeneticheskix vozmozhnostej cheloveka v usloviyax nauchno-texnicheskoj revolyucii / Т. V. Korsaevskaya // Kompleksnoe izuchenie cheloveka i formirovanie vsestoronne razvitoj lichnosti. Ch. 3. — Moskva, 1978. — S. 196. — In Russian.
9. Volkov, Yu. G. Raznovidnosti social'nogo mexanizma formirovaniya lichnosti kommunisti-cheskogo tipa / Yu. G. Volkov, V. S. Maliczkij. — Rostov-na-Donu, 1983. — 289 s. — In Russian.
10. Volkov, Yu. G. Social' ny'j mexanizm formirovaniya vsestoronne i garmonicheski razvitoj lichnosti / Yu. G. Volkov. — Moskva, 1984. — 234 s. — In Russian.
11. Popov, V. D. Nekotory'e social'no-psixologicheskie faktory' prevrashheniya znanij v ubezh-deniya i dejstviya / V. D. Popov // Politicheskoe samoobrazovanie. — 1983. — № 11. — S. 118—132. — In Russian.
12. Marks, K. Sochineniya. T. 20 / K. Marks, F. E'ngel's; In-t marksizma-leninizma pri CzK KPSS. — 2-e izd. — Moskva: Politizdat, 1961. — XXII, 827, [1] s. — In Russian.
13. Kolesnikova, G. I. Sushhnost' mexanizma manipulyacii soznaniem lichnosti: social'no-filosofskij aspekt / G. I. Kolesnikova // Social'no-gumanitarny'e znaniya. — 2008. — № 8. — S. 54— 62. — In Russian.
14. Shevczova, L. F. Demokratiya (logika vy' rozhdeniya) / L. F. Shevczova // Nashe svetloe bu-dushhee, ili Putin navsegda. — Moskva: Integrallnform, 2004. — S. 98—99. — In Russian.
15. Sorokin, P. A. Social'naya i kul'turnaya dinamika. Issledovanie izmenenij v bol'shix sistemax iskusstva, istiny', e'tiki, prava i obshhestvenny'x otnoshenij / P. A. Sorokin. — Sankt-Peterburg: IRXGI, 2000. — 1056 s. — In Russian.
SOCIAL MECHANISM OF PSYCHOLOGICAL MANIPULATION IN CONTEMPORARY RUSSIAN SOCIETY G. I. Kolesnikova, A. E. Astvatsaturov
(Don State Technical University)
On the basis of the social and philosophical discourse, the structure of the social mechanism of psychological manipulation is revealed. The application of the mechanism in the contemporary Russian society is specified. Keywords: personality, manipulation, mechanism, socium, consciousness.