Научная статья на тему 'Формы контроля за обеспечением режима законности в уголовном судопроизводстве'

Формы контроля за обеспечением режима законности в уголовном судопроизводстве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
419
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРИНЦИП ЗАКОННОСТИ / КОНТРОЛЬ / ЗНАЧЕНИЕ ПРИНЦИПА ЗАКОННОСТИ И КОНТРОЛЯ В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАКОННОСТИ / ГАРАНТИИ / ПРАВА И СВОБОДЫ ГРАЖДАН / PRINCIPLE OF LEGALITY / CONTROL / MEANS OF LEGALITY PRINCIPLE AND CONTROL IN CRIMINAL LEGAL PROCEDURE / THE FORMS OF CONTROL / PROVIDING LEGALITY PRINCIPLE / GUARANTEES / RIGHTS AND FREEDOMS OF CITIZEN

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Капранов Алексей Владимирович

В статье освещаются вопросы обеспечения законности в уголовном судопроизводстве. Автор исследует понятие законности, контроля, его формы, роль контроля в гарантировании законности. Предложено считать контроль одной из гарантий реализации задач уголовного судопроизводства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMS OF OVERSIGHT REGIME OF LEGALITY IN THE CRIMINAL LEGAL PROCEEDINGS

The article deals with the questions of providing with principle of legality in criminal legal procedure. The author investigates position principle of legality, control, the forms of control and the role of control in providing principle of legality by different academics. Authors recommendation is consider control one of the guarantees realizing the purposes of criminal legal procedure.

Текст научной работы на тему «Формы контроля за обеспечением режима законности в уголовном судопроизводстве»

Проблема обеспечения законности в уголовном судопроизводстве заслуженно привлекает пристальное внимание исследователей, поскольку законность является одной из важнейших составляющих безопасности государства, общества, граждан.

Законность как правовое понятие и общесоциальная ценность получила свое обоснование в научных трудах в XX в. В российской юридической науке разработке проблемы законности уделяется достаточно внимания. Законность - общеправовой принцип, распространяющийся, в том числе, на уголовно-процессуальную отрасль права (ст. 7 УПК РФ). В советский период термин «законность» был наполнен соответствующим времени и духу социализма содержанием. Наибольшее распространение получило понимание законности как требования соблюдать и исполнять законы и подзаконные акты для всех субъектов правоотношений [2, с. 70].

Однако невозможно исследовать понимание законности вне связи с правовой действительностью, в отрыве от идейно-политических основ правовой системы, рассматриваемой с точки зрения практического осуществления права, без учета законотворческих аспектов данного понятия, и поэтому такой взгляд на понятие законности претерпел существенные изменения. В более поздних работах отдельными авторами [3, с. 28] указывается, что законность - это принцип, метод и правовой режим одновременно.

Исследователь В.В. Клочков, внесший большой вклад в разработку этой проблемы, обоснованно обратил внимание на ограниченность понятия законности как исполнения юридических норм. Представляется плодотворным его определение законности как совокупности «взаимосвязанных требований общества к государству и иным участникам общественных отношений; отражение и выражение этих требований в общественном, в том числе, политическом и юридическом сознании и в законодательстве; реализация этих требований в социальной практике - в деятельности участников общественных отношений» [4, с. 9-10].

Как отмечал В.С. Афанасьев, «законность - это принцип, метод и режим строгого и неуклонного соблюдения и исполнения всеми участниками общественных отношений норм права, установленных законами и основанными на них другими нормативными актами» [5, с. 49]. Н.Л. Гранат говорит о том, что законность «есть характеристика состояния законодательства, отвечающего потребности и интересам совершенствования общества. Она (законность) представляет собой одновременно процесс строгого соблюдения и исполнения принципов и норм права (правовых законов) и их результат -режим как особое состояние юридической правомерности правотворческой и правореализующей деятельности, всех общественных отношений» [3, с. 28].

Созвучно с этими трактовками понятия законности и определение, данное академиком В.Н. Кудрявцевым: «Законность - это режим общественной жизни, метод государственного руководства, состоящий в организации общественных отношений посредством издания и неуклонного осуществления законов и иных правовых актов» [6, с. 4].

В уголовно-процессуальной литературе встречается и понятие «правозаконности», под которым понимается «политико-правовой режим, в рамках которого обеспечивается эффективная реализация законов, в которых воплощаются идеи справедливости, свободы, уважения прав человека и формального равенства, достигается реальный баланс между публичными интересами государства и частными, корпоративными интересами» [7, с. 16].

В современной литературе под законностью понимается политико-правовой режим в обществе (государстве), выраженный в законах [8, с. 11]. Однако сохраняется и его традиционное понимание как принципа [9, с. 38]. На законодательном уровне, в нормах, посвященных законности, термин «режим» не используется, и позиционируется лишь его правоприменительный аспект. Так, например, в Конституции России 1993 г. принцип законности получил закрепление в ч. 2 ст. 15, где указывается, что «органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы». В ст. 3 УК РФ говорится, что «преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются настоящим Кодексом. Применение уголовного закона по аналогии не допускается». В юридической ответственности находят выражение основы принципа законности как обязанности (требования) неуклонного соблюдения и исполнения предписаний правовых норм. «Для

добровольной формы реализации юридической ответственности - это обязанность действовать правомерно, а для государственно-принудительной - обязанность подвергнуться неблагоприятным последствиям, вытекающим из факта совершения правонарушения. Эти обязанности, с одной стороны, являются проявлением принципа законности, а с другой - они сами есть результат воздействия принципа законности» [10, с. 42].

В уголовном процессе принцип законности распространяется на все стадии и этапы производства по уголовному делу. Все действия и решения органов и должностных лиц, участвующих в уголовнопроцессуальных отношениях: начальника органа дознания, дознавателя, руководителя следственного органа, следователя, прокурора, суда детально регламентированы законом и должны полностью соответствовать ему.

Придание законности основополагающего принципа строго ограничивает уголовнопроцессуальную деятельность рамками закона, обеспечивает направленность этой деятельности на достижение быстрого и полного раскрытия преступлений, изобличения виновных и их справедливого наказания. Важна и другая сторона принципа законности: обеспечение прав, свобод, законных интересов каждого человека, вовлеченного в сферу уголовного судопроизводства: потерпевшего, обвиняемого и других.

Представляется, что под законностью в уголовном процессе следует понимать установленный Конституцией Российской Федерации, действующим Уголовно-процессуальным кодексом и другими федеральными законами особый режим, включающий порядок возбуждения уголовных дел, производства расследования по уголовным делам, рассмотрения дела в суде, а также соблюдение этого порядка участниками соответствующих правоотношений.

Прежде всего, режим законности обеспечивается соблюдением законодательства всеми участниками уголовного процесса, а также контрольно-надзорной деятельностью, которая осуществляется должностными лицами в рамках прокурорского надзора, судебного и ведомственного контроля.

Государственный контроль как средство правовой политики является разновидностью социального контроля [11, с. 9-10] и опирается на принципы разделения властей, верховенства закона, легитимности власти, взаимной ответственности государства и личности, плюрализма, соблюдения прав человека, принципа человеческого достоинства и др.

В различных науках в понятие контроля вкладывается различное содержание. В философии контроль определяется достаточно широко, под ним понимается вся совокупность процессов в социальной системе, связанных с деятельностью человека [12, с. 639]. В теории государства и права понимание контроля неоправданно сужено, под ним понимается система инструментов демократии, с помощью которых граждане, осуществляя контрольную деятельность, участвуют в управлении делами общества. В конституционном праве «государственный контроль выступает, с одной стороны, формой реализации народовластия, обеспечивающей поддержание конституционного правопорядка,

а, с другой стороны, формой гарантирования прав и свобод граждан от злоупотреблений властью» [13, с. 20].

Более удачным представляется следующее определение: «Контроль общества над государством представляет собой осуществляемую в особом процедурном порядке деятельность специальных субъектов (органов государственной власти, институтов гражданского общества, отдельных граждан) по проверке, оценке качества государственного управления, соблюдения прав и свобод человека на предмет соответствия предъявляемым требованиям» [14, с. 10-11].

Большое внимание вопросам контрольно-правовых процедур уделялось и в советской науке, тема правового контроля достаточно часто привлекала внимание исследователей в рамках отраслевых юридических наук. Под контролем в советское время первоначально понимался классовый контроль пролетариата как наиболее доступная и почти единственная на первых революционных порах форма участия населения в управлении производством и политической деятельностью [15, с. 29].

Изменение общественно-экономической ситуации в России привело к изменению роли, места и значения контроля в социальной системе. Контрольные отношения складываются и разрешаются преимущественно на основе правовых норм, не исключая при этом норм нравственности, обычаев,

деловых обыкновений. При этом деятельность и отношения социального контроля приобретают правовую форму. В настоящее время решение большинства практических вопросов в России связывается с контролем как специфической формой деятельности государства и общества. Социально-правовой контроль является важным инструментом общества, регулятором общественных отношений, ориентированным на общечеловеческие ценности.

В контроле как управленческом процессе выделяют некоторые этапы. Так, В.М. Горшенев и И.Б. Шахов, находя в контроле, с одной стороны, информационный и коррекционный этапы, с другой стороны, выделили «контрольно-процессуальные стадии»: установление фактических обстоятельств дела, анализ фактических данных, доказательства, выбор и анализ норм, если контроль связан с применением права, решение дела, выраженное в акте применения права [16, с. 24-25].

Представляется, что в контрольно-правоприменительном процессе можно выделить стадии, присущие правоприменительному процессу в целом: 1) организационно-подготовительная

(подготовка к проверке); 2) стадия установления фактических обстоятельств дела (проведение проверки); 3) стадия выработки и принятия решения, рекомендации, информации компетентных органов (рассмотрение материалов проверки); 4) проверка исполнения решения, принятого по результатам контроля (принятие необходимых мер).

У контрольных отношений имеются задачи, цели, предмет контроля, пределы и формы его проведения. Задачи контроля задаются общими параметрами контролируемой деятельности, а также Конституцией РФ, российским законодательством, в целом контроль предстает в качестве формы гарантирования прав и свобод граждан в различных сферах человеческой жизнедеятельности и ее охраны от злоупотреблений властью. Цели контроля заключаются не в непосредственной организация процесса жизнедеятельности системы, а в выявлении погрешностей в ней, несоответствия различным нормам, причин, повлекших отклонения от заданных масштабов и норм, а также в формулировании соответствующего вывода и специфических мер по устранению, исправлению или нейтрализации выявленных отклонений [17, с. 13].

Процессуальный контроль, реализуемый в сфере уголовного судопроизводства, имеет свою специфику, представляет собой контроль за соблюдением прав и законных интересов участников уголовного процесса в досудебных и судебных стадиях уголовного судопроизводства России.

Целью процессуального контроля в уголовном судопроизводстве является проверка и обеспечение законности производства по делу, а также устранение выявленных ошибок и нарушений на всех стадиях предварительного расследования, начиная со стадии возбуждения уголовного дела и заканчивая разрешением уголовного дела в суде путем решения следующих задач: 1) проверка качества производства на досудебных стадиях; 2) выявление и устранение обстоятельств, препятствующих назначению судебного разбирательства; 3) проверка деятельности следователя и дознавателя по собиранию, проверке и оценке доказательств; 4) выявление наличия или отсутствия обстоятельств, требующих вынесения решений для защиты прав участников процесса; 5) проверка законности, обоснованности и мотивированности решений нижестоящих судов, выявление и устранение судебных ошибок и нарушений закона; 6) принятие мер по выявлению обстоятельств, способствующих совершению уголовно-процессуальных правонарушений, следственных и судебных ошибок и других нарушений закона [18, с. 110].

Контроль за законностью, обоснованностью осуществляемых процессуальных действий, мотивированностью принимаемых решений, а также надзор за обеспечением прав и законных интересов личности в уголовном процессе является целостной системой, которая, в свою очередь, выступает гарантией реализации задач уголовного судопроизводства.

Долгое время в теории уголовного процесса, в зависимости от органов, осуществляющих контрольные полномочия, было принято различать: 1) ведомственный контроль; 2) прокурорский надзор; 3) судебный контроль [19, с. 129]. Вместе с тем, все больше по мере развития диалога общества и государства к контролю за законностью деятельности органов внутренних дел, наряду со специфическим формами: ведомственным, прокурорским, судебным, добавился и общественный контроль [20, с. 163], осуществляемый как отдельными гражданами, так и их объединениями, специализированными органами.

В законе «О полиции» вопросам контроля посвящена глава 10 «Контроль и надзор над деятельностью полиции», в которой предусмотрен не только государственный (ст. 49), судебный (ст. 51), прокурорский (ст. 52), но и общественный контроль (ст. 50) [21].

Так, в ст. 50 «Общественный контроль за деятельностью полиции» закреплено:

«1. Граждане Российской Федерации, общественные объединения осуществляют общественный контроль за деятельностью полиции в соответствии с федеральным законом;

2. Общественная палата Российской Федерации осуществляет контроль за деятельностью полиции в соответствии с Федеральным законом от 4 апреля 2005 года № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации»;

3. Общественные наблюдательные комиссии и члены этих комиссий осуществляют контроль за обеспечением прав граждан в местах принудительного содержания, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, в соответствии с Федеральным законом от 10 июня 2008 года № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания»;

4. Общественные советы, образуемые при федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел, при территориальных органах, осуществляют контроль за деятельностью полиции в соответствии с положениями об этих советах».

Согласно статье 50 Федерального закона «О полиции», статье 33 Конституции «граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления», части 4 статьи 29 Конституции «каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом». Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом, положениями федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» [22], Инструкции по работе с обращениями граждан в системе МВД России [23], Приказа МВД РФ «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по приему, регистрации и разрешению в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях» [1], граждане, реализуя свое конституционное право на обращения, как содержащие сообщения о происшествиях, так и не содержащие сообщения о происшествиях, получая информацию от органов внутренних дел, осуществляют контроль за деятельностью полиции.

Таким образом, законность в уголовном судопроизводстве обеспечивается соблюдением требований законодательства всеми участниками уголовного процесса, а также посредством контрольно-надзорной деятельности, которая осуществляется должностными лицами в рамках прокурорского надзора, судебного и ведомственного контроля, а также средствами общественного контроля.

Деятельность руководителя следственного органа, прокурора, начальника органа дознания, суда, а также граждан, общественных объединений, Общественной палаты России, общественных советов, выполняющих контролирующую деятельность по отношению к органам, осуществляющим предварительное расследование, выступает частью целостной системы контроля.

Различные формы контроля, осуществляемые органами дознания, следствия в досудебном производстве, выступают гарантиями законности и обоснованности принимаемых решений на стадии возбуждения уголовного дела, а также полноты и объективности на стадии предварительного расследования, в условиях действия принципа состязательности и равноправия сторон в уголовном судопроизводстве.

Литература

1. Приказ МВД РФ от 1 марта 2012 года № 140 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по приему, регистрации и разрешению в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях» // Российская газета. 2012. 1 августа.

2. Элькинд П.С. Сущность и значение отдельных принципов уголовного процесса // Уголовный процесс. М., 1972.

3. Афанасьев В.С. Обеспечение социалистической законности: вопросы теории и практики (по материалам органов внутренних дел): Дис. ... д-ра юрид. наук., М., 1987.

4. Гранат Н.Л. Правовые и нравственно-психологические основы обеспечения законности на предварительном следствии: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1992.

5. Клочков В.В. Методология и методика изучения состояния законности // Состояние законности в Российской Федерации (1993-1995 годы). М., 1995.

6. Кудрявцев В.Н. Законность: содержание и современное состояние // Законность в Российской Федерации. М., 1998.

7. Бестужева Е.В. Современное состояние и развитие правовой законности в российском государстве: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2008.

8. Фастов А.Г. Законность в правовом государстве и ее гарантии в деятельности милиции: общетеоретические вопросы: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград. 2009.

9. Алексеев С.С. Право: азбука-теория-философия: Опыт комплексного исследования. М., 1999.

10. Липинский Д.А. О принципе законности юридической ответственности // Вектор науки ТГУ. 2010. № 7.

11. Боровский А.Б. Контроль как средство осуществления российской правовой политики: общетеоретический аспект: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Тамбов, 2007.

12. Философский энциклопедический словарь. М., 1983.

13. Джагарян А.А. Конституционно-правовые основы государственного контроля в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006.

14. Коломытцева О.Н. Контроль общества над государством: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2007.

15. Морозов Л.Ф., Портнов В.П. Социалистический контроль в СССР: Исторический очерк. М., 1984.

16. Горшенев В.М., Шахов И.Б. Контроль как правовая форма деятельности. М., 1987.

17. Марков К.В. Конституционно-правовые основы развития государственного контроля в Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006.

18. Шипицина В.В. Обеспечение прав граждан на стадии возбуждения уголовного дела: Дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2010.

19. Марфицин П.Г. Обеспечение прав и законных интересов личности в стадии возбуждения уголовного дела: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1993.

20. Томин В.Т. Острые углы уголовного судопроизводства. М., 1991.

21. Федеральный закон от 07 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» (ред. от 06.12.2011) // Российская газета. 2011. 8 февраля.

22. Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (ред. от 27.07.2010) // Российская газета. 2006. 5 мая.

23. Приказ МВД России от 22 сентября 2006 года № 750 «Об утверждении Инструкции по работе с обращениями граждан в системе МВД России» // СПС КонсультантПлюс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.