Вестник ТГПУ. 2000. Выпуск 5(21). Серия: ЭКОНОМИКА
взаимосвязь учебных предметов, показывается место и ведущая роль ученика в сложной системе, а также его ответственность в этой связи.
Более высокие достижения в знаниях и умениях в экспериментальных группах стали возможны благодаря совокупности педагогических условий: возможности выбора специальностей (профессий), опора на предыдущий профессиональный опыт обучения, применение самостоятельных методов обучения, планирование карьеры, непрерывная и практически направленная система оценивания, профессионально направленные программы общеобразовательных пред-
метов и др. Процент учащихся, сознательно выбравших профессию, увеличивается от курса к курсу, так как учащиеся опираются на предшествующий опыт профессионального обучения и профессия им понравилась.
Таким образом, в процессе учебной деятельности учащийся должен иметь образ своей профессии и схемы обучения в учебном заведении как в целом, так и на отдельных этапах. Это позволяет контролировать и корректировать его учебную деятельность. В качестве материального носителя такого образа должен служить «Личностный план профессиональной карьеры учащегося».
Литература
1. Границкая А.С. Научить думать и действовать. М., 1991.
2. Грановская P.M., Березная И.Я, Интуиция и искусственный интеллект. Л., 1991.
3. Перуанский С.С. О сложности простоты. О простоте сложности. М., 1993,
4. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. М., 1991.
5. Rogers, Jenny. Adults learning. Milton Keynes. Philadelphia, 1989.
6. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М,, 1991.
В. В. Сизов, В.И. Иркутская
ФОРМЫ ИНТЕГРАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА В МЕЖДУНАРОДНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО
Томский государственный педагогический университет
Томский государственный педагогический университет на протяжении 10 лет активно осуществляет процесс интеграции в международное образовательное пространство. Формами международного сотрудничества нашего университета с зарубежными вузами и офисами являются: научные проекты, международные договоры о партнерстве, касающиеся сферы обмена преподавателями и студентами между ТГПУ, зарубежными университетами, научно-исследовательскими институтами и лабораториями.
Ежегодно ТГПУ проводит 4-5 международных конференций по проблемам науки и образования с участием специалистов из США, стран Евросоюза, Южной Америки и СНГ. В свою очередь, в международных конференциях, проводимых зарубежными университетами, ежегодно участвует 25-30 преподавателей нашего университета. Так, в 2000 г. предполагается участие около 30 преподавателей ТГПУ в 15 международных конференциях, в том числе: в США - 2, в Германии - 10, Франции - 2, Шотландии - 3, Бразилии - 3, странах бывшего СССР - 8.
Университет имеет 12 международных договоров о сотрудничестве в области подготовки научно-педагогических кадров, совместной стажировки преподавателей и студентов, аспиран-
туры, обмена лекторами, учебно-методических обменов в области лингвистики, бизнес-языковой подготовки, экономики, теоретической физики со странами Европейского сообщества, США и Канадой. В зарубежных образовательных учреждениях стран Европейского сообщества, Южной Америки, США и Японии ежегодно работают более 20 преподавателей Томского педуниверси-тета. Активно развивается в нашем университете и процесс международного обмена студентами. Однако следует отметить, что пока на обучение и стажировку в зарубежные вузы в основном направлялись студенты нашего вуза. Так, в 2000 г. планируется обучение студентов ТГПУ в зарубежных вузах: Германии -11, Франции - 15, Польши - 15. В ТГПУ же будут обучаться иностранные студенты. В рамках международного обмена студентами за рубежом из нашего университета ежегодно проходят подготовку более 30 студентов. По программе международных грантов студенты сдают экзамены по системе TOEFL по трём уровням: начальному, среднему и продвинутому. Для успешной сдачи экзаменов используется знание делового языка. В план преподавания бизнес-языка в нашем университете входят следующие основные дисциплины: деловая переписка, международный бизнес, междуна-
И. А. Ромахина. Совершенствование довузовского экономического образования
родные финансовые отношения, основы международного менеджмента и маркетинга. Определенных результатов Томский педагогический университет достиг по линии международного обмена преподавателями. Так, для чтения лекции в 2000 г. ТГПУ посетят более 30 иностранных специалистов. В том числе из стран Европейского сообщества - 18 человек. Сеть сотрудничающих вузов в области подготовки экономистов и экономического образования в средних общеобразовательных школах создана при поддержке проекта TEMPUS (ТАСIS). Сюда входят классические университеты городов - Ольденбурга, Парижа -8, Новосибирска, Казани, Кемерова, а также педагогические университеты Москвы, Санкт-Петербурга. Красноярска, Томска. Главная задача сети сотрудничающих вузов состоит в том, чтобы обеспечить надежный обмен информацией учебного, учебно-методического и научно-иссле-довательского характера в области экономического образования для средних общеобразовательных учреждений на национальном и интернациональном уровнях. Томский государственный педагогический университет в рамках подготовки к реализации программы международного обмена студентами и международного сотрудничества в области школьного экономического образования работает с университетами Ольденбурга и Парижа. Эта программа осуществляется с 1998 г. В настоящее время ТГПУ совместно с учебно-методическим центром «Лингва» осуществляет научно-методическую програм-
му «Новые технологии в обучении иностранным языкам». С целью внедрения этой программы специалисты зарубежных издательств Longman, Oxford и Cambridge прочтут лекции по новейшим методикам преподавания иностранных языков и проблемам мировой экономики. Процесс вхождения университетов в международное образовательное пространство требует от студентов совершенного владения иностранным языком. Поэтому сегодня Томский государственный педагогический университет, как и другие вузы России, активно переходит на новые концепции иноязычной подготовки, которые, в свою очередь, предполагают более высокий уровень довузовской подготовки студентов. Известно, что преподавание в большинстве общеобразовательных школ по-прежнему ведётся по старым, неадаптированным к нынешним требованиям учебникам, учебным пособиям и программам. Выход из этого тупикового положения возможен на пути реализации системы поэтапного языкового образования от школы к вузу. Одним из направлений этого проекта является подготовка на базе Института иностранных языков ТГПУ нового поколения педагогов-экономистов с основательной языковой подготовкой и учителей иностранного языка с экономической специализацией. Дальнейшее развитие международной интеграции в области экономического образования позволит качественно улучшить подготовку специалистов-экономистов, способных осуществлять профессиональную деятельность в условиях международной рыночной экономики.
И.А. Ромахина
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДОВУЗОВСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Томский государственный педагогический университет
Экономическое образование в общеобразовательной школе представляет собой важнейшую составляющую системы воспитания, развития и обучения молодёжи, позволяющей на ряду с другими учебными предметами сформировать у школьников знания и навыки, необходимые для понимания общественной и экономической системы, позволяющие ориентироваться в экономических процессах и сделать выбор направления высшего образования и будущей профессиональной деятельности, а также осознанно включиться в общественную жизнь.
Ежегодно свыше 3 млн учащихся заканчивают основную и среднюю (полную) общеобразовательную школу, значительная часть из которых, как показывают социологические опросы, хотела бы связать свою судьбу с негосударствен-
ным сектором экономики, предпринимательством, открыть собственное дело. Успешное решение этой задачи непосредственно связано с уровнем деловой, правовой и экономической подготовки выпускников образовательных учреждений, их конкурентоспособностью на рынке труда.
Недостаточная подготовленность выпускников школ к вхождению в рыночные отношения, отсутствие у них экономического мышления приводят к тому, что именно эта категория молодежи оказывается наименее защищенной на рынке труда и рискует пополнить ряды безработных.
Постановление Правительства РФ «О мерах по поддержанию занятости населения» № 659 от 22 июня 1999 г. и приказ Минобразования России «О мероприятиях по поддержанию занятос-