Научная статья на тему 'Формы интеграции педагогического вуза в международное образовательное пространство'

Формы интеграции педагогического вуза в международное образовательное пространство Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forms of integrating a pedagogical university into the international educational space

In the article the forms of integrating of a pedagogical institution into an integrated educational environment, the experience of Tomsk State Pedagogical University in the field is analyzed as well as perspectives in this area are outlined.

Текст научной работы на тему «Формы интеграции педагогического вуза в международное образовательное пространство»

Вестник ТГПУ. 2000. Выпуск 5(21). Серия: ЭКОНОМИКА

взаимосвязь учебных предметов, показывается место и ведущая роль ученика в сложной системе, а также его ответственность в этой связи.

Более высокие достижения в знаниях и умениях в экспериментальных группах стали возможны благодаря совокупности педагогических условий: возможности выбора специальностей (профессий), опора на предыдущий профессиональный опыт обучения, применение самостоятельных методов обучения, планирование карьеры, непрерывная и практически направленная система оценивания, профессионально направленные программы общеобразовательных пред-

метов и др. Процент учащихся, сознательно выбравших профессию, увеличивается от курса к курсу, так как учащиеся опираются на предшествующий опыт профессионального обучения и профессия им понравилась.

Таким образом, в процессе учебной деятельности учащийся должен иметь образ своей профессии и схемы обучения в учебном заведении как в целом, так и на отдельных этапах. Это позволяет контролировать и корректировать его учебную деятельность. В качестве материального носителя такого образа должен служить «Личностный план профессиональной карьеры учащегося».

Литература

1. Границкая А.С. Научить думать и действовать. М., 1991.

2. Грановская P.M., Березная И.Я, Интуиция и искусственный интеллект. Л., 1991.

3. Перуанский С.С. О сложности простоты. О простоте сложности. М., 1993,

4. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. М., 1991.

5. Rogers, Jenny. Adults learning. Milton Keynes. Philadelphia, 1989.

6. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М,, 1991.

В. В. Сизов, В.И. Иркутская

ФОРМЫ ИНТЕГРАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА В МЕЖДУНАРОДНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Томский государственный педагогический университет

Томский государственный педагогический университет на протяжении 10 лет активно осуществляет процесс интеграции в международное образовательное пространство. Формами международного сотрудничества нашего университета с зарубежными вузами и офисами являются: научные проекты, международные договоры о партнерстве, касающиеся сферы обмена преподавателями и студентами между ТГПУ, зарубежными университетами, научно-исследовательскими институтами и лабораториями.

Ежегодно ТГПУ проводит 4-5 международных конференций по проблемам науки и образования с участием специалистов из США, стран Евросоюза, Южной Америки и СНГ. В свою очередь, в международных конференциях, проводимых зарубежными университетами, ежегодно участвует 25-30 преподавателей нашего университета. Так, в 2000 г. предполагается участие около 30 преподавателей ТГПУ в 15 международных конференциях, в том числе: в США - 2, в Германии - 10, Франции - 2, Шотландии - 3, Бразилии - 3, странах бывшего СССР - 8.

Университет имеет 12 международных договоров о сотрудничестве в области подготовки научно-педагогических кадров, совместной стажировки преподавателей и студентов, аспиран-

туры, обмена лекторами, учебно-методических обменов в области лингвистики, бизнес-языковой подготовки, экономики, теоретической физики со странами Европейского сообщества, США и Канадой. В зарубежных образовательных учреждениях стран Европейского сообщества, Южной Америки, США и Японии ежегодно работают более 20 преподавателей Томского педуниверси-тета. Активно развивается в нашем университете и процесс международного обмена студентами. Однако следует отметить, что пока на обучение и стажировку в зарубежные вузы в основном направлялись студенты нашего вуза. Так, в 2000 г. планируется обучение студентов ТГПУ в зарубежных вузах: Германии -11, Франции - 15, Польши - 15. В ТГПУ же будут обучаться иностранные студенты. В рамках международного обмена студентами за рубежом из нашего университета ежегодно проходят подготовку более 30 студентов. По программе международных грантов студенты сдают экзамены по системе TOEFL по трём уровням: начальному, среднему и продвинутому. Для успешной сдачи экзаменов используется знание делового языка. В план преподавания бизнес-языка в нашем университете входят следующие основные дисциплины: деловая переписка, международный бизнес, междуна-

И. А. Ромахина. Совершенствование довузовского экономического образования

родные финансовые отношения, основы международного менеджмента и маркетинга. Определенных результатов Томский педагогический университет достиг по линии международного обмена преподавателями. Так, для чтения лекции в 2000 г. ТГПУ посетят более 30 иностранных специалистов. В том числе из стран Европейского сообщества - 18 человек. Сеть сотрудничающих вузов в области подготовки экономистов и экономического образования в средних общеобразовательных школах создана при поддержке проекта TEMPUS (ТАСIS). Сюда входят классические университеты городов - Ольденбурга, Парижа -8, Новосибирска, Казани, Кемерова, а также педагогические университеты Москвы, Санкт-Петербурга. Красноярска, Томска. Главная задача сети сотрудничающих вузов состоит в том, чтобы обеспечить надежный обмен информацией учебного, учебно-методического и научно-иссле-довательского характера в области экономического образования для средних общеобразовательных учреждений на национальном и интернациональном уровнях. Томский государственный педагогический университет в рамках подготовки к реализации программы международного обмена студентами и международного сотрудничества в области школьного экономического образования работает с университетами Ольденбурга и Парижа. Эта программа осуществляется с 1998 г. В настоящее время ТГПУ совместно с учебно-методическим центром «Лингва» осуществляет научно-методическую програм-

му «Новые технологии в обучении иностранным языкам». С целью внедрения этой программы специалисты зарубежных издательств Longman, Oxford и Cambridge прочтут лекции по новейшим методикам преподавания иностранных языков и проблемам мировой экономики. Процесс вхождения университетов в международное образовательное пространство требует от студентов совершенного владения иностранным языком. Поэтому сегодня Томский государственный педагогический университет, как и другие вузы России, активно переходит на новые концепции иноязычной подготовки, которые, в свою очередь, предполагают более высокий уровень довузовской подготовки студентов. Известно, что преподавание в большинстве общеобразовательных школ по-прежнему ведётся по старым, неадаптированным к нынешним требованиям учебникам, учебным пособиям и программам. Выход из этого тупикового положения возможен на пути реализации системы поэтапного языкового образования от школы к вузу. Одним из направлений этого проекта является подготовка на базе Института иностранных языков ТГПУ нового поколения педагогов-экономистов с основательной языковой подготовкой и учителей иностранного языка с экономической специализацией. Дальнейшее развитие международной интеграции в области экономического образования позволит качественно улучшить подготовку специалистов-экономистов, способных осуществлять профессиональную деятельность в условиях международной рыночной экономики.

И.А. Ромахина

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДОВУЗОВСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Томский государственный педагогический университет

Экономическое образование в общеобразовательной школе представляет собой важнейшую составляющую системы воспитания, развития и обучения молодёжи, позволяющей на ряду с другими учебными предметами сформировать у школьников знания и навыки, необходимые для понимания общественной и экономической системы, позволяющие ориентироваться в экономических процессах и сделать выбор направления высшего образования и будущей профессиональной деятельности, а также осознанно включиться в общественную жизнь.

Ежегодно свыше 3 млн учащихся заканчивают основную и среднюю (полную) общеобразовательную школу, значительная часть из которых, как показывают социологические опросы, хотела бы связать свою судьбу с негосударствен-

ным сектором экономики, предпринимательством, открыть собственное дело. Успешное решение этой задачи непосредственно связано с уровнем деловой, правовой и экономической подготовки выпускников образовательных учреждений, их конкурентоспособностью на рынке труда.

Недостаточная подготовленность выпускников школ к вхождению в рыночные отношения, отсутствие у них экономического мышления приводят к тому, что именно эта категория молодежи оказывается наименее защищенной на рынке труда и рискует пополнить ряды безработных.

Постановление Правительства РФ «О мерах по поддержанию занятости населения» № 659 от 22 июня 1999 г. и приказ Минобразования России «О мероприятиях по поддержанию занятос-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.