Научная статья на тему 'Формы и пути эстетического воспитания младших школьников в образовательном пространстве'

Формы и пути эстетического воспитания младших школьников в образовательном пространстве Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
632
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ВКУС / ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ЧУВСТВА / ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ / ГАРМОНИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ / ИСТОЧНИКИ / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / AESTHETIC TASTE / CREATIVE ACTIVITY / MODERN EDUCATION / AESTHETIC FEELING / EFFECTIVE METHODS / HARMONIOUS DEVELOPMENT / SOLUTION OF PROBLEM / SOURCES / VISUAL ART / ЗАВқИ ЗЕБОИШИНОСӣ / ФАЪОЛИЯТИ ЭҷОДӣ / МАЪЛУМОТИ МУОСИР / ҳИССИ ЗЕБОИШИНОСӣ / УСУЛҳОИ ПУРСАМАР / ИНКИШОФИ ҳАМАҷОНИБА / ҳАЛЛИ МАСЪАЛА / МАНБАЪ / САНЪАТИ ТАСВИРӣ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бобоева Машхура Равшанбековна

Данная статья посвящена одной из актуальных проблем современной школы. Автором дан подробный анализ о формах и путях эстетического воспитания младших школьников в образовательном пространстве. В статье особое внимание уделено педагогическим взглядам выдающихся ученых-педагогов об эстетическом воспитании детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бобоева Машхура Равшанбековна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE OUTLOOK OF THE GREAT THINKERS ABOUT ESTHETIC BRINGING UP

The article under consideration dwells on one of the actual problems of the modern school. The author of the article adduces a comprehensive analysis beset with the forms and ways of aesthetic upbringing of junior schoolchildren in the educational space. Particular attention is paid to the pedagogical views of students-teachers on the aesthetic upbringing of children.

Текст научной работы на тему «Формы и пути эстетического воспитания младших школьников в образовательном пространстве»

ББК 74 200 55 УДК 371 013

Бобоева Машхура Равшанбековна,

старший преподаватель кафедры общей педагогики ГОУ "ХГУ имени акад. Б.Гафурова"(Таджикистан, Худжанд)

Бобоева Машхура Равшанбековна,

сармуаллимаи кафедраи педагогикаи умумии МДТ "ДДХба номи акад.БТафуров" (Тоцикистон, Хуцанд)

Boboeva Mashkhura Ravshanbekovna, senior lecturer of the department of general pedagogy under the SEI "KSU named after acad. B. Gafurov " (Tajikistan, Khujand)E-mail: [email protected]

Ключевые слова; эстетический вкус, творческая деятельность, современное образование, эстетическое чувства, эффективные методы, гармоническое развитие, решение задач, источники, изобразительное искусство.

Данная статья посвящена одной из актуальных проблем современной школы. Автором дан подробный анализ о формах и путях эстетического воспитания младших школьников в образовательном пространстве. В статье особое внимание уделено педагогическим взглядам выдающихся ученых-педагогов об эстетическом воспитании детей.

Вожа^ои калиди: завци зебоишиноси, фаъолияти эцоди, маълумоти муосир, уисси зебоишиноси, усулцои пурсамар, инкишофи уамацониба, щлли масъала, манбаъ, санъати тасвири

Мацола ба яке аз масъалацои мубрами мактаби муосир бахшида шудааст. Дар мацола муаллиф шакл ва рощои тарбияи зебоишиносии хонандагони хурдсолро дар фазои тщсил мавриди тщциц царор додааст. Гуфта мешавад, ки дар ин замина нуцтаи назари педагогуо дар бораи тарбияи эстетикии хонандагон равона карда шудааст.

Key words: aesthetic taste, creative activity, modern education, aesthetic feeling, effective methods, harmonious development, solution of problem, sources, visual art.

The article under consideration dwells on one of the actual problems of the modern school. The author of the article adduces a comprehensive analysis beset with the forms and ways of aesthetic upbringing of junior schoolchildren in the educational space. Particular attention is paid to the pedagogical views of students-teachers on the aesthetic upbringing of children.

Эстетическое воспитание подрастающего поколения - одна из важнейших и неотложных задач современного образования, без которой невозможно решить вопросы воспитания нового человека, воплотившего в себе все лучшие качества, необходимые для плодотворной деятельности в нашем обществе. Учитель начальных классов развивает творческую деятельность младшего школьника путем, осуществления различных вид творческой деятельности: литературной, изобразительной, музыкальной и др. Задачи творческо-эстетического воспитания находятся в неразрывной связи и обеспечивают гармоничное развитие ребенка, что позволяет нам поговорить об эстетике детской жизни.

Эстетические чувства людей играют огромную роль в их жизни. Умение видеть, понимать и создавать прекрасное делает духовную жизнь человека богаче, интереснее, дает ему возможность получить самое высокое наслаждение.

Методологическую основу воспитания в нашем государстве составляет новое политическое и культурное мышление, суть которого заключается в укреплении государственной независимости, национальном единстве и самосознании, в чувстве любви к родине и патриотизме, в обеспечении государственной и национальной безопасности, защите государственных и общенациональных интересов. Суть этой методологии отражена в Конституции Республики Таджикистан, в Законе Республики Таджикистан «Об образовании», «Концепции национального образования» и т. д.

Эффективные пути и методы осуществления воспитания подрастающего поколения рассмотрены в Концепции национального воспитания, которая разработана на основе ценных традиций таджикской нации и других народностей Таджикистана. Она позволяет всему населению Таджикистана независимо от местности, национальности и расы выбирать

ФОРМЫ И ПУТИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

ШАКЛ ВА РОХДОИ ТАРБИЯИ ЗЕБОИШИНОСИИ ХОНАНДАГОНИ ХУРДСОЛ ДАР ФАЗОИ ТАЪЛИМИ

THE OUTLOOK OF THE GREAT THINKERS ABOUT ESTHETIC BRINGING UP

и осуществлять различные пути воспитания для формирования всесторонне развитой личности. В одном из разделов Концепции раскрыто понятие и сущность эстетического воспитания. Эстетическое воспитание организовывает обогащение эмоциональной сферы личности, чувственного опыта, влияет на познание действительности, повышает творческую, познавательную активность, развивает способности.

Традиции, духовные ценности таджикского народа, входившие в нашу жизнь на протяжении столетий, образуют его менталитет или систему качеств, которые были выдвинуты нашими великими мыслителями. Суть признаков или систему свойств характера таджиков составляют тяга к знаниям, трудолюбие, терпение, миролюбие, самосознание, стремление к культуре, почитание духовных ценностей, гостеприимство, уважение к семье, чувство гордости за Родину, скромность, благородство, тяга к профессии и ремеслу, оптимизм, дружба и товарищество, уважение и почитание родителей и старших, добро и добродетель, справедливость, поддержка сирот и нуждающихся, неприятие жадности и зависти, тщеславия, мести, предательства и вероломства и другие качества.

Общеизвестно, что эстетическое воспитание учащихся ведется на уроках и в процессе организации внеклассных мероприятий. Поэтому необходимо отметить неограниченные возможности внеклассной работы по эстетическому воспитанию. Основная цель эстетического воспитания учащихся в школе - это прежде всего формирование чувства прекрасного в искусстве и природе, труде и социальных отношениях между людьми, а также эстетических понятий и суждений, оценок, воспитания художественного вкуса. Эстетическое воспитание, являющееся одной из составных частей воспитания, основывается на труде, общественной морали, искусстве, физическом воспитании. В сущности, эстетика труда, взаимоотношений людей имеет сильное влияние на формирование человека как личности, которая будет неустанно заботиться о расцвете литературы, искусства, культуры, о создании всех условий для наиболее полного проявления личных способностей каждого человека. В воспитании нового всесторонне развитого человека, эстетическое воспитание играет немаловажную роль, оно дает широкие возможности для формирования у людей духовного богатства, нравственной чистоты и физического совершенства.

За годы независимости педагогическими коллективами в школах Таджикистана накоплен немалый опыт по эстетическому воспитанию учащихся младших классов. Наши многолетние наблюдения показывают, что педколлективы средних общеобразовательных школ № 7 и 16 города Худжанда, №10, 26, 24 - Б.Гафуровского, № 5, 11 - Джаббар Расуловского, № I - Спитаменского, № 5 и 9 - Матчинского районов в эстетическом воспитании учащихся применяют различные формы и методы. В названных школах особое внимание уделяется внеклассным воспитательным мероприятиям. В этих целях широко используются такие формы, как беседы, различные встречи, кружки эстетического воспитания, экскурсии: школы осуществляют тесное сотрудничество с семьями учащихся по эстетическому воспитанию. Мероприятия, провидимые в школах № 57 Бабаджан Гафуровского, № 5, №11 и №17 Джаббор Расуловского, Спитаменского, Матчинского районов, имеют хорошие результаты. Анализ показывает, что наряду с обучением предметов учителя начальных классов решают задачи эстетического воспитания. И важно то, что учащиеся придают особое значение усилению практической важности применения теоретических знаний, полученных во время уроков, в процессе внеклассной воспитательной работы, а также межпредметным связям как средству эстетического воспитания.

Все это создает широкие возможности совершенствования эстетических чувств учащихся младших классов, их способностей эстетически правильно оценивать вещи и явления. И в то же время необходимо отметить, что в некоторых школах, где велись наблюдения, мало уделяют внимания внеклассной воспитательной работе. А некоторые осуществляемые мероприятия не отвечает требованиям настоящего времени. Вся причина в том, что в этих школах не созданы достаточные условия для проведения внеклассных занятий по формированию эстетического вкуса младших школьников: не функционируют кружки по прикладному искусству, ощущается нехватка высококвалифицированных кадров по работе с детьми. Отрицательно сказывается и отсутствие у некоторых педагогов подготовки к ведению эстетического воспитания.

Наблюдениях в школах, беседы с руководителями школ, анализ ответов на вопросы представленной нами анкеты показали, что некоторые организаторы воспитательной работы не имеют даже представлений о формировании эстетического вкуса младших школьников в процессе обучения и воспитания . Безусловно, такое положение оказывает отрицательное влияние на формирование эстетического вкуса младших школьников. В этой связи требуется обратить серьезное внимание на подготовку студентов высших педагогических учебных заведений - будущих учителей по вопросам эстетического воспитания, им в недалеком будущем предстоит воспитывать и развивать у своих учащихся чувство гармонии, красоты, грации, исполнительского мастерства. Поэтому студент в процессе получения знаний должен иметь конкретные представления о современных требованиях, предъявляемых

эстетическому воспитанию, его средствам, формам и методам, так как эстетическое воспитание в комплексном развитии школьников с каждым годом играет все большую роль. Правильно поставленное эстетическое воспитание обостряет восприятие жизни, помогает более глубокому эстетическому освоению окружающих явлений, пробуждает творческие силы учащихся, делает доступным процесс художественного творчества. В одном из разделов Концепции Национального воспитания дается четкое определение эстетическому воспитанию: «Эстетическое воспитание считается одним из важнейших аспектов воспитания человека. Оно пробуждает в человеке положительные чувства. Источниками красоты могут быть различные пейзажи, скульптурные изображения, художественные произведения, украшения, архитектурные постройки, сценические произведения, музыка, одежда, исторические и культурные памятники, предметы быта и другие вещи, которые пробуждают в человеке чувство прекрасного. Красота вдохновляет и духовно обогащает человека. Способность ощущать красоту дает возможность человеку развиваться в моральном, духовном и культурном плане, обогащать свой внутренний мир». В общеобразовательных школах учителя начальных классов организуют воспитательные работы на основе, предложенной данной Концепции.

В 40-60 годах XIX века представители материалистическо- демократической философии -В.Г.Белинский (1811-1848), Л.И.Герцен (1812-1870), тщательно изучив относящиеся к философии и педагогике теоретические источники, созданные до них русскими и зарубежными представителями, продвинули вперед целый ряд проблем эстетического воспитания. Однако их взгляды были исторически ограниченными. Как неоднократно подчеркивал В.Г.Белинский, в человеке необходимо формировать личность, понимающую в объективной реальности значение чувственного, прекрасного.

Прекрасное рождает в душе человека необыкновенно сильную и яркую реакцию - чувство эстетического наслаждения. Воздействие это не диктуется ни потребностями в материальных благах, ни заботами о личной выгоде. Прекрасное чарует нас, восхищает, создает особую атмосферу, это «светлая радость, похожая на ту, какою выполняет нас присутствие милого нам существа. Мы бескорыстно любим прекрасное, мы любуемся, радуемся ему, как радуемся милому нам человеку».

Значит, согласно идее Н. Г. Чернышевского, любое прекрасное всегда нас радует, возбуждает яркие чувства и этим улучшает настроение.

Взгляды В. Г. Белинского и Н.Г.Чернышевского на эстетическое воспитание развил далее демократ Н.А.Добролюбов. В его взглядах особое место занимают вопросы красоты искусства, воспитания средствами искусства.

Выдающиеся педагоги К.Д.Ушинский, Д.И.Писарев, Л.Н. Толстой, М.Е.Салтыков-Щедрин, Н.А. Некрасов тоже излагали свои научные мысли о необходимости развития эстетических способностей детей. Они утверждали, что в воспитании подрастающего поколения в эстетическом духе и формировании у них научного мировоззрения бесценным источником является чувство природы, ее красоты. Так, К. Д.Ушинский утверждал, что природа - источник красоты. К ее красотам ребенок не может остаться равнодушным, если школа и учитель помогут ему ощутить и понять ее. Он полагал, что по силе своего влияния на формирование молодой души с природой не может соперничать педагог.

В эстетическом воспитании подрастающего поколения большую роль играют все учебные предметы, но особенно учебные предметы гуманитарного цикла - литература, пение, рисование. Они дают учащимся необходимые исполнительские умения и навыки, развивают творческие способности в различных видах искусства.

Особое место в воспитании средствами искусства занимала и занимает история эстетического воспитания. Покажем это на примерах творчества педагогов и мыслителей прошлого и образцах народной педагогики.

Таджикские мыслители, вместе с выражением философских идей о природе и обществе, вели дискуссии по вопросам прекрасного, эстетического и физического воспитания. Их идеи о прекрасном были обращены на определенный период жизни человека, их эстетические взгляды охватывали вопросы воспитания личности на всех возрастных этапах.

Следует, однако, заметить, что круг идеи передовых мыслителей и педагогов об эстетическом воспитании личности очень широк. Эстетические взгляды их во многом толкуются в тесной связи с такими моральными понятиями, как труд и искусство, дружба, человечность, гуманность.

Передовые мыслители и педагоги прошлого - Абдулкасим Фирдауси, Насир Хисрав, Абдулмаджид Саноат, Муслихиддин Саъдии Шерози, Абдурахман Джами, Мирза Абдулкадир Бедил, Ахмед Дониш, после Великой Октябрьской социалистической революции - Садриддин Айни, Мирзо Турсунзаде и другие утверждали, что в развитии и становлении личности особое значение имеет эстетическое воспитание.

В своих произведениях таджикские мыслители особое внимание обращали умственному и моральному развитию, физическому совершенству. Они утверждали важность развития эстетических

чувств ребенка, воспитания трудолюбия, стремление овладеть ремеслом и способность мастерски использовать получение знания в жизни. В этом смысле особое значение имеют идеи, высказанные знаменитым мыслителем Востока - Саади (1204-1292). В своем творчестве он утверждает о необходимости обратить особое внимание на умственное воспитание ребенка. В своих произведениях Саади сумел соединить газели с красотой, с прекрасным. Воспевая в своем творчество стремление молодежи к знаниям, Саади призывает ее обогатиться знаниями, овладеть ремеслами. Критикуя изъяны своего времени, он требует обратить особое внимание на вопросы умственного и физического развития, нравственное совершенствование молодого поколения.

Прогрессивные педагогические воззрения Саади были продолжены и развиты далее персидско-таджикским классическим поэтом Нуриддином Абдурахманом Джами (1414-1492). Он только подчеркивал настоятельную необходимость получения знаний для хорошей жизни людей. Особое место в воспитании молодежи занимают его мысли о красоте труда. В своих произведениях великий мыслитель Востока подвергал критике тех, кто присваивал богатство, созданное трудом народа. Он был человеком, который, наряду с философскими и педагогическими знаниями, хорошо владел математикой, логикой, астрономией, был знаком с правоведением и искусством своего времени. Во многих своих трудах, в том числе «Хафтаранга» («Семь престолов»). «Тухфат-ул-харор» («Дар благородный») и других, он писал о жизненной необходимости получения знаний. Согласно его мнению, знания помогают преодолеть все жизненные трудности. Необходимость воспитания молодого поколения сознательными, физически и эстетически развитыми, поэт стремился отобразить на жизненных примерах.

Венец всех искусств-это знание, Ключ от всех трудных дел - это знание. Что еще я могу тебе о знании сказать? Овладев им, узнаешь, что надо делать.

Другой представитель общественно политической мысли таджикского народа - Мирза Абдулкасим Бедил жил и творил в Средней Азии, Индии и Афганистане (1644-1721). В одном из своих главных произведений «Ирфон» он резко осудил суффизм и возвеличил труд, выдвинул идею вечной связи этики и эстетики, искусства и народа. Он указал на взаимосвязь эстетического и трудового воспитания, утверждая, что у человека, воспитанного на труде, всегда правильный эстетический вкус.

Молот кузнеца полегче его, Хлебопека хлеб потоньше его.

В вышеприведенных строках Бедил возвеличивает труд, призывает людей радоваться его красоте, говорит, что человек только благодаря труду может заслужить почет и уважение.

Педагогические воззрения просветителя XIX века Ахмада Дониша характеризуются анализом роли умственного, физического и нравственного воспитания молодежи, особо выделяя роль эстетического воспитания.

В своем произведении «Наводир - ул Вакоеъ» Ахмад Дониш говорит о важных вопросах обучения и воспитания, придавая большое значение труду, даже порой поэтизируя его. По его мнению, труд, воспитание трудом - самое необходимое для совершенствования подрастающего поколения.

Педагогические взгляды Ахмада Дониша оказали огромное влияние на мыслителей, революционных поэтов и писателей, живших и творивших в конце XIX - начале XX веков, в том числе на основоположника таджикской советский литературы Садриддина Айни, который, размышляя о воспитании, обучении, уделял особое внимание вопросам эстетического воспитания. В своих произведениях С.Айни подчеркивал особую важность эстетического воспитания молодежи посредством трудового воспитания, стремился наиболее ярко показать его эстетические особенности. Он утверждал, что воспитать в человеке положительные качества можно лишь посредством труда.

Автор художественно показывает, что только труд, при том упорный, может доставить человеку эстетическое наслаждение. Во многих произведениях С.Айни ярко изобразил эстетические особенности труда и выступил как продолжатель идей передовых мыслителей прошлого, стремясь еще полнее проповедовать их прогрессивные идеи.

В своих произведениях поэты и писатели Таджикистана воспевают свободный труд свободных людей, могущество и непобедимость великой дружбы народов нашей великой Родины. Призывая народ к творческому труду, они обращают серьезное внимание на вопросы подрастающего поколения. Одним из таких творцов является поэт-мыслитель Мирзо Турсунзаде. В его произведениях особо отмечается, что в воспитании и

совершенствовании молодежи большую роль играет его эстетическая направленность, являющаяся составной частью эстетического воспитания.

В произведении « Аз Бадахшон то Кремль» ( От Бадахшана до Кремля ) поэт постарался дать художественное изображение расцвета Республики Таджикистана, раскрыть моральный облик людей, показать преимущества социалистического строя, где каждый хозяин своей судьбы. Он поет про свое счастье, радуется тому, что из таджикского края в Москву отправляется с большой надежной и мечтой.

Видные представители таджикской советской литературы - Р.Джалил, М.Миршакар,

H.Шерзод, наряду с воспеванием возможностей современного строя, стремятся раскрыть художественное значение воспитания на современном этапе нового строя.

ЛИТЕРАТУРА:

I. Закон Республики Таджикистан «Об образовании» г. Душанбе 4 июля 2013, № 537

2. Концепция национального воспитания в Республике Таджикистан, г.Душанбе, 3 марта 2006 г.,№ 94

3. Баранов С.П. Педагогика. Учебное пособие /В.А.Сластенин и другие.-Москва: Просвещение,1976. -352

4. Барышева, В.А Креативный ребёнок: Диагностика и развитие творческих способностей. Учебное пособие /Сост. Т.А. Барышева, В.А. Щекалов. - Д.: Феникс, 2004. - 416 с.

5. Буров, А.И. Современные исследования эстетического воспитания и художественного образования. Учебное пособие/ А. И.Буров - М.: Просвещение, 2009. - 291 с.

6. Головина, Т.Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы. Учебное пособие / Т.Н.Головина - М.: Просвещение, 1974. - 119 с.

7. Грошенков, И.А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Учебное пособие./И.А.Грошенков - М.: Академия, 2002. - 208 с.

8. Запорожец, И.Д. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника. Учебное пособие И.Д.Запорожец - М.: Просвещение, 1985. - 186 с.

9. Константинов, Н.А. История педагогики. Учебное пособие./- А.Н. Константинов и др.-М.: Изд-во «Просвещение», 1974.- 447 с.

10.Котикова, О.П. Эстетическое воспитание младших школьников: пособие для учителей; педагогическое внешкольное учреждение/О.П. Котикова, В.Г. Кухаронак; Научно-методический центр учебной книги и средств обучения. - Минск, 2001. - 192 с.

11.Титов, В.А. Общая педагогика. Учебное пособие/ В.А.Титов.-Москва.: Изд-во «А-Приор», 2008.- 271 с. 1.

REFERENCES:

1. The Law of Tajikistan Republic "On Education" Dushanbe, July 4, 2013, № 537

2. The Concept of National Education in Tajikistan Republic, Dushanbe, March 3, 2006, № 94

3. Baranov S.P. Pedagogy: manual / V.A. Slastenin and others. - M.: Enlightenment, 1976. - 352 p

4. Barysheva, V.A. Creative Child: Diagnosis and Development of Creative Abilities: manual / Compilers: T.A. Barysheva, VA. Shekalov. - Dushanbe: Phoenix, 2004. - 416 p.

5. Burov, A.I. Modern Explorations of Aesthetic Upbringing and Artistic Education: manual / А.I.Burov - M.: Enlightenment, 2009. - 291 p.

6. Golovina, T.N. Descriptive Activity of Students of Auxiliary School: manual / T.N. Golovina -M.: Enlightenment, 1974. - 119 p.

7. Groshenkov, I.A. Descriptive Activity in Special (Correctional) School of the VIII.-th Type: manual /I.A.Groshenkov. - M.: Academy, 2002. - 208 p.

8. Zaporozhets, I.D. Upbringing of Emotions and Feelings in a Preschooler: manual/ I.D. Zaporozhets. - M.: Enlightenment, 1985. - 186 p.

9. Konstantinov, N.A. The History of Pedagogy: manual /A.N. Konstantinov et al. - M.: Enlightenment, 1974. - 447 p.

10.Kotikova, O.P. Aesthetic Upbringing of Junior Schoolchildren: manual for teachers; pedagogical out-of-school institution / O.P. Kotikova, V.G. Kukharonak; Scientific-Methodical Center of Textbooks and Means of Training. - Minsk, 2001. - 192 p.

11.Titov, V.A. General Pedagogy: manual / V.A. Titov. - M.: A-Prior, 2008. - 271 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.