Научная статья на тему 'Формы и методы взаимодействия педагога с родителями по развитию активной позиции в игровой деятельности детей'

Формы и методы взаимодействия педагога с родителями по развитию активной позиции в игровой деятельности детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3259
489
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / АКТИВНАЯ ПОЗИЦИЯ РОДИТЕЛЕЙ / ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ган Наталья Юрьевна, Суханова Ольга Анатольевна

В статье рассматривается проблема взаимодействия педагогов и родителей, доказана ценность игры для развития ребенка. Раскрывается позиция педагогов, родителей к игровой деятельности детей. Изучены и апробированы нетрадиционные формы и методы взаимодействия педагога с родителями по развитию у них активной позиции к игровой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формы и методы взаимодействия педагога с родителями по развитию активной позиции в игровой деятельности детей»

Формы и методы взаимодействия педагога с родителями по развитию активной

позиции в игровой деятельности детей

Ган Наталья Юрьевна, Суханова Ольга Анатольевна

ФГБОУ ВПО "Шадринский государственный педагогический институт", г.Шадринск

Ключевые слова:

Взаимодействие, активная позиция родителей, игровая деятельность

Аннотация. В статье рассматривается проблема взаимодействия педагогов и родителей, доказана ценность игры для развития ребенка. Раскрывается позиция педагогов, родителей к игровой деятельности детей. Изучены и апробированы нетрадиционные формы и методы взаимодействия педагога с родителями по развитию у них активной позиции к игровой

деятельности.

Введение. Сегодня в основе новой философии взаимодействия семьи и ДОО лежит идея о том, что за воспитания детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность [3].

Цель исследования: изучить и апробировать формы и методы взаимодействия воспитателя с родителями по развитию у них активной позиции к игровой деятельности детей.

Материалы исследования. Проблемой взаимодействия семьи и дошкольной образовательной организации занимались такие педагоги, как Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, И.В. Гребенников, А.М. Низова, Н.П. Харитонова, О.Л. Зверева, Е.П. Арнаутова, В.П. Дуброва, В.М. Иванова и другие.

Игра- один из основных видов деятельности и важнейшее средство социального развития и воспитания детей - обеспечивающая освоение мира человеческих отношений, создающая условия для психического развития и взросления ребенка(С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Ф.И. Фрадкина, А.П. Усова, Т.Е. Конникова, Д.В. Мендже-рицкая, Н.Я. Михайленко, С.Л. Новосёлова, В.П. Арсентьева) [1].

Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании перцепции педагога и родителей (О.Л. Зверева, Т.А. Куликова, Н.П. Харитонова, Е. П. Арнаутова, В.А. Березина, Л.И. Виноградова, В.П. Дуброва, В.М. Иванова, Т.В. Кротова).

По отношению к игре дошкольников родители должны занять активную позицию - направить свои усилия на углубления и расширения общественных интересов ребёнка, их нравственных представлений, чувств, на поощрение самостоятельности, инициативы, творчества.

По мнению учёных, умение играть возникает у ребёнка не спонтанно, а в процессе игрового взаимодействия со взрослыми в детском саду и дома. Игровая деятельность ребёнка только тогда будет способствовать всестороннему развитию его личности, если в ней участвует взрослый [2].

Активная позиция родителей - деятельное, целостное образование, реальная направленность и своеобразие проявления воспитательной деятельности родителя, сформировавшиеся под влиянием родительских представлений и опыта воспитания своего ребёнка [3].

В развитии у родителей активной позиции к игровой деятельности детей большую роль играет

воспитатель, в связи с этим мы провели анкетирование воспитателей, с целью определения понимания ими значимости игры в воспитании ребёнка.

Анализ ответов воспитателей показал, что все без исключения педагоги считают, что через игру ребёнок познаёт мир и своё место в социуме. Педагоги утверждают, что родители обязательно должны играть с ребёнком дома; они знакомят родителей с информацией о том в какие игры нужно играть с детьми, какие игрушки покупать ребёнку. Педагоги в основном используют традиционные формы работы с родителями: консультации, беседы, собрания.

С целью выяснить отношения родителей к игре ребёнка мы предложили ответить им на вопросы анкеты. Полученные данные свидетельствуют, о том, что регулярно играют с ребёнком дома всего 45% родителей. Остальные родители играют с детьми только по субботам и воскресеньям. Родители дошкольников отдают предпочтение играм, способствующим формированию познавательной сферы ребёнка, направленных на подготовку ребёнка к школе. Покупают, главным образом, «умные» игрушки: настольно-печатные игры, электронные. Многие игрушки покупаются не для игры, а потому что они модные, «прикольные», потому что ребёнок их просит. Большинство отцов и матерей убеждены, что игра - самостоятельная деятельность, ребёнок должен играть сам. Главным средством развития игры многие родители считают приобретение игрушек.

Таким образом, можно сделать вывод, что большинство родителей - (55%), не интересуются, в какие игры играет их ребёнок. У взрослых нет убеждённости в том, что именно игра обеспечивает своевременное и полноценное психическое развитие дошкольников.

Для достоверности полученных данных, с детьми была проведена беседа. Цель беседы: выяснить играют ли родители с ребёнком дома, в какие игры ребёнок любит больше всего играть, кто из родителей является партнёром по игре.

Анализ индивидуальной беседы с детьми показал, что 30% родителей играют с детьми дома. В качестве партнёра по игре чаще выступает папа. В основном дети любят играть в компьютерные игры. Самое любимое время провождение у дошкольников - просмотр мультипликационных фильмов. В основном дети мечтают о современных игрушках: фёрби, куклы: винкс, русалка, летающая фея, монстр хай. В качестве любимой игрушки выступает мягкая игрушка, потому что «она мягкая», приятная на ощупь «у неё доброе лицо», с ней можно спать.

В связи с результатами, которые мы получили, необходимо повысить знания родителей в игровой деятельности детей, научить родителей приёмам игрового взаимодействия с детьми.

Очень важно чтобы игра стала актуальной для каждой семьи и тогда игровые традиции естественным образом, будут переходить от старших к младшим. Решать эту крайне важную проблему надо вместе с семьёй, ведь многие родители обладают уникальным игровым опытом, сформированным на основе традиции той среды, в которой они выросли.

Изучив классификацию нетрадиционных форм Т.В. Кротовой а так же изучив опыт работы с родителями многих практиков: Н.М. Бариновой [2], Г. Крысановой [4] , Е.О. Смирновой [6] мы апробировали одну из эффективных форм, на наш взгляд, работы с родителями - семинар-практикум, под названием «Играйте вместе с детьми!». Для активизации родителей к игровой деятельности с детьми в детском саду, мы предложили родителям поиграть в игры, стать участниками различных конкурсов и мероприятий. По мнению родителей наиболее интересными нетрадиционными формами и методами в проведении семинара-практикума явились: игра-задание, игра «Аукцион»,мини-лекция «Роль игры в жизни дошкольника», упражнение «Герои нашего детства», мозговой штурм «Вред и польза современных игрушек», творческая работа «Игрушка в жизни моего ребёнка».

В конце семинара - практикума каждый участник получал печатный материал: «Как выбрать игрушку для ребенка».

Для установления эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми мы использовали досуговые формы работы: праздник «Наша дружная семья!», тематические

пятницы «Мамины и папины игры». Перед тем как забрать ребёнка домой, родителям предлагалось поиграть со всеми детьми группы, в какую - либо игру своего детства.

Для развития у родителей эмоциональной отзывчивости и интереса к миру своих детей через организацию совместной творческой деятельности мы оформили фотомонтаж «Моя любимая игрушка», который расположили на лестничном проёме. Так же мы создали картотеку игр, в приемной, группы, которой может пользоваться педагог в работе с родителями, а родители вместе с детьми могут окунуться в мир занимательных игр.

Вывод. Таким образом, мы считаем, что использование нетрадиционных форм и методов работы с родителями, будет способствовать формированию у них активной позиции в развитии игровой деятельности детей, будет формировать навыки игрового общения с детьми, развивать творческий интерес, формировать устойчивую потребность родителей и детей в совместной игровой деятельности.

Список литературы:

1.Арсентьева, В.П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве [Текст] : учеб. пособие / В.П. Арсентьева. - М. : ФОРУМ, 2009. - 144 с.

2.Баринова, Н.М. Ребёнок развивается в игре [Текст] / Н.М. Баринова // Ребёнок в детском саду. - 2010. - №6. - С.67-71.

3.Жеребцова, М.В. Игра детей - дело взрослых! [Текст] / М.В. Жеребцова // Воспитатель ДОУ. - 2010. - №2. - С.42-48.

4.Крысанова, Г. Развитие детей в игре [Текст] / Г. Крысанова, Н. Соболева // Ребёнок в детском саду. - 2001. - №2. - С.32-34.

5.Российская Федерация. Министерство образования и науки. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Текст] : приказ от 17 октября 2013 г. № 1155 // Российская газета. - 2013. - 25 ноября. - С. 18-21.

6.Смирнова, Е.О. Современный дошкольник: особенности игровой деятельности / Е.О. Смирнова // Дошкольное воспитание. - 2002. - №4. - С.70-73.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.