Научная статья на тему 'Методика развития игровых умений родителей, воспитывающих детей раннего возраста'

Методика развития игровых умений родителей, воспитывающих детей раннего возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1210
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИГРОВЫЕ УМЕНИЯ / РОДИТЕЛИ / ДЕТИ РАННЕГО ВОЗРАСТА / МЕТОДИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Верхотурова Юлия Анатольевна, Галагузова Юлия Николаевна

Общеизвестно, что игра имеет высокую значимость в развитии личности ребенка. Она является не только ведущим видом деятельности дошкольников, но и естественной формой обучения детей. В тоже время, игра не возникает сама по себе, не изобретается ребенком. По мнению А.В. Запорожца, В.В. Давыдова, Д.Б.Эльконина игровая деятельность задается взрослым, который учит ребенка играть, знакомит с общественно сложившимися способами игровых действий (Шарапова, 2013, с. 176). Игровая деятельность начинает активно развиваться в раннем возрасте и именно оттого, насколько сформировались ее основные элементы в данный период, будет зависеть успешность развития игры в будущем. Ведущим субъектом образовательного процесса на этапе раннего возраста являются родители. Их грамотное поведение, ориентированное на интересы развивающейся личности ребенка, является основой будущего успеха. В тоже время, как указывают Е.В. Зворыгина, С.Л. Новосёлова, Н.А. Короткова, Н.Я. Михайленко, Е.О. Смирнова и др., взрослые не всегда владеют умениями, которые позволяют им организовать игровое взаимодействие с детьми. В связи с этим возникает противоречие между потребностью развития игровой деятельности детей в раннем возрасте и неготовностью значительного числа родителей к выполнению данной роли. Это определило цель исследования разработать методику развития игровых умений родителей, воспитывающих детей раннего возраста. Педагогические исследования последних десятилетий уделяют большое внимание изучению вопросов развития игровой позиции воспитателей (Н.П. Аникеева, В.О. Нотман, А.И. Тимонин и др.). Игровая позиция представляет собой сложное образование, важнейшим составляющим элементом которой является игровой опыт воспитателя, под которым понимается совокупность практически освоенных умений по оперированию элементами игры (Груздова, 2001, с. 4). О важности формирования игровых умений воспитателя поднимается вопрос в наиболее востребованном практиками методическом пособии Н.Я. Михайленко и Н.А. Коротковой, в котором указывается, что воспитатель не может научить детей играть, если сам не владеет игровой «грамотой», игровой культурой» (Михайленко, 2000, с. 11). На основе анализа понятий «умение», «педагогическое умение», а также изучения сущности игровой деятельности детей (Смирнова, 2010, с. 64) мы пришли к заключению, что под игровыми умениями родителей следует понимать совокупность основанных на теоретических знаниях способов действий, позволяющих родителям создавать мнимую (изображаемую) ситуацию и развивать ее совместно с детьми. Осваивая игровую деятельность, ребенок раннего возраста постепенно усваивает условные действия с игрушками и предметами-заменителями, а также делает первые шаги по принятию ролевого поведения. Родитель при этом выполняет роль партнера-взрослого, который демонстрирует образцы действий с предметом-заменителем и создает условия для дальнейшего естественного развития детской игры. В связи с этим, в структуре игровых умений родителей, воспитывающих детей раннего возраста мы выделили следующие умения: предложить игру с учетом потребностей ребенка и ситуации, выбрать игрушки и предметы-заменители, принять роль и вести ролевое действие, строить ролевой диалог. Для оценки уровня развития игровых умений родителей (репродуктивного, продуктивного или творческого) были выбраны критерии и характеризующие их показатели. В ходе наблюдения за взаимодействием родителей и детей в игровой комнате и при выполнении родителями заданий по инициированию игры мы установили, что 45% родителей демонстрируют репродуктивный уровень развития игровых умений, что проявляется в шаблонном воспроизведении заученных ранее игр, отказе от использования предметовзаменителей, нарушении позиции в отношении ребенка, однотипности и слабой эмоциональности ролевого диалога. Это может стать препятствием для развития игровой деятельности детей. Для решения обозначенной проблемы нами была разработана методика развития игровых умений родителей, воспитывающих детей раннего возраста. В качестве теоретической основы методики выбран личностно-деятельностный подход, обосновывающий потребность развития личности родителей и детей в процессе активной творческой деятельности. Методика основана на принципах развития, системности и сотрудничества. В качестве ведущих средств работы с родителями были выбраны педагогическое просвещение и игра. Основные формы работы игровой тренинг и игры-занятия. Методика реализуется в три этапа имитационный (приобретение игровых умений родителями в ходе игровых тренингов), организационный (развитие игровых умений в ходе игр со своим ребенком) и творческий (совершенствование игровых умений родителей с привлечением в игру нескольких детей). Методика была апробирована в 2014-2015 учебном году в группах раннего развития на базе Уральского центра дополнительного образования г. Екатеринбурга. В опытно-поисковой работе приняли участие 40 родителей, воспитывающих детей раннего возраста, преимущественно мамы. Сравнительный анализ результатов начального и итогового замеров показал положительную динамику уровня развития игровых умений родителей: 55% родителей достигли творческого уровня развития игровых умений, 45% продуктивного. Таким образом, развитие игровых умений родителей важнейшее направление деятельности образовательных организаций. Игровые умения родителей, являясь неотъемлемым элементом игровой позиции взрослого, позволяют им оперировать основными элементами игры. Недостаточный уровень развития игровых умений родителей является препятствием для становления игры детей. Решить эту проблему позволяет методика развития игровых умений родителей, которая определяет средства, основные формы и этапы развития игровых умений родителей. Апробация методики на базе Уральского центра дополнительного образования подтвердила ее результативность, что дает возможность рекомендовать ее для внедрения в образовательные организации, работающие с семьей, в которой воспитывается ребенок раннего возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика развития игровых умений родителей, воспитывающих детей раннего возраста»

Методика развития игровых умений родителей, воспитывающих детей раннего

возраста

Верхотурова Юлия Анатольевна, Галагузова Юлия Николаевна

Уральский государственный педагогический университет, г.

Екатеринбург

Ключевые слова:

игровые умения, родители, дети раннего возраста, методика

Общеизвестно, что игра имеет высокую значимость в развитии личности ребенка. Она является не только ведущим видом деятельности дошкольников, но и естественной формой обучения детей. В тоже время, игра не возникает сама по себе, не изобретается ребенком. По мнению А.В. Запорожца, В.В. Давыдова, Д.Б.Эльконина игровая деятельность задается взрослым, который учит ребенка играть, знакомит с общественно сложившимися способами игровых действий (Шарапова, 2013, с. 176). Игровая деятельность начинает активно развиваться в раннем возрасте и именно оттого, насколько сформировались ее основные элементы в данный период, будет зависеть успешность развития игры в будущем.

Ведущим субъектом образовательного процесса на этапе раннего возраста являются родители. Их грамотное поведение, ориентированное на интересы развивающейся личности ребенка, является основой будущего успеха. В тоже время, как указывают Е.В. Зворыгина, С.Л. Новосёлова, Н.А. Короткова, Н.Я. Михайленко, Е.О. Смирнова и др., взрослые не всегда владеют умениями, которые позволяют им организовать игровое взаимодействие с детьми. В связи с этим возникает противоречие между потребностью развития игровой деятельности детей в раннем возрасте и неготовностью значительного числа родителей к выполнению данной роли. Это определило цель исследования - разработать методику развития игровых умений родителей, воспитывающих детей раннего возраста.

Педагогические исследования последних десятилетий уделяют большое внимание изучению вопросов развития игровой позиции воспитателей (Н.П. Аникеева, В.О. Нотман, А.И. Тимонин и др.). Игровая позиция представляет собой сложное образование, важнейшим составляющим элементом которой является игровой опыт воспитателя, под которым понимается совокупность практически освоенных умений по оперированию элементами игры (Груздова, 2001, с. 4). О важности формирования игровых умений воспитателя поднимается вопрос в наиболее востребованном практиками методическом пособии Н.Я. Михайленко и Н.А. Коротковой, в котором указывается, что воспитатель не может научить детей играть, если сам не владеет игровой «грамотой», игровой культурой» (Михайленко, 2000, с. 11).

На основе анализа понятий «умение», «педагогическое умение», а также изучения сущности игровой деятельности детей (Смирнова, 2010, с. 64) мы пришли к заключению, что под игровыми умениями родителей следует понимать совокупность основанных на теоретических знаниях способов действий, позволяющих родителям создавать мнимую (изображаемую) ситуацию и развивать ее совместно с детьми.

Осваивая игровую деятельность, ребенок раннего возраста постепенно усваивает условные действия с игрушками и предметами-заменителями, а также делает первые шаги по принятию ролевого поведения. Родитель при этом выполняет роль партнера-взрослого, который демонстрирует образцы действий с предметом-заменителем и создает условия для дальнейшего естественного развития детской игры. В связи с этим, в структуре игровых умений родителей, воспитывающих детей раннего возраста мы выделили следующие умения: предложить игру с учетом потребностей ребенка и ситуации, выбрать игрушки и предметы-заменители, принять роль и вести ролевое действие, строить ролевой диалог. Для оценки уровня развития игровых умений родителей (репродуктивного, продуктивного или творческого) были выбраны критерии и характеризующие их показатели.

В ходе наблюдения за взаимодействием родителей и детей в игровой комнате и при выполнении родителями заданий по инициированию игры мы установили, что 45% родителей демонстрируют репродуктивный уровень развития игровых умений, что проявляется в шаблонном воспроизведении заученных ранее игр, отказе от использования предметов-заменителей, нарушении позиции в отношении ребенка, однотипности и слабой эмоциональности ролевого диалога. Это может стать препятствием для развития игровой деятельности детей.

Для решения обозначенной проблемы нами была разработана методика развития игровых умений родителей, воспитывающих детей раннего возраста. В качестве теоретической основы методики выбран личностно-деятельностный подход, обосновывающий потребность развития личности родителей и детей в процессе активной творческой деятельности. Методика основана на принципах развития, системности и сотрудничества. В качестве ведущих средств работы с родителями были выбраны педагогическое просвещение и игра. Основные формы работы -игровой тренинг и игры-занятия. Методика реализуется в три этапа - имитационный (приобретение игровых умений родителями в ходе игровых тренингов), организационный (развитие игровых умений в ходе игр со своим ребенком) и творческий (совершенствование игровых умений родителей с привлечением в игру нескольких детей).

Методика была апробирована в 2014-2015 учебном году в группах раннего развития на базе Уральского центра дополнительного образования г. Екатеринбурга. В опытно-поисковой работе приняли участие 40 родителей, воспитывающих детей раннего возраста, преимущественно мамы. Сравнительный анализ результатов начального и итогового замеров показал положительную динамику уровня развития игровых умений родителей: 55% родителей достигли творческого уровня развития игровых умений, 45% - продуктивного.

Таким образом, развитие игровых умений родителей - важнейшее направление деятельности образовательных организаций. Игровые умения родителей, являясь неотъемлемым элементом игровой позиции взрослого, позволяют им оперировать основными элементами игры. Недостаточный уровень развития игровых умений родителей является препятствием для становления игры детей. Решить эту проблему позволяет методика развития игровых умений родителей, которая определяет средства, основные формы и этапы развития игровых умений родителей. Апробация методики на базе Уральского центра дополнительного образования подтвердила ее результативность, что дает возможность рекомендовать ее для внедрения в образовательные организации, работающие с семьей, в которой воспитывается ребенок раннего возраста.

Список литературы:

1. Груздова Е.В. 2001. Научно-педагогические основы развития игровой позиции воспитателя: Дис. канд. пед. наук. г. Архангельск.

2. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. 2000. Организация сюжетной игры в детском саду. Москва. 98 с.

3. Смирнова Е.О., Рябкова И.А. 2010. Структура и варианты сюжетной игры дошкольника // Психологическая наука и образование. № 3. С. 62-70.

4. Шарапова С.А. 2013. Игровая позиция воспитателя как условие развития сюжетно-ролевой игры в старшем дошкольном возрасте // Современные наукоемкие технологии. №7. С. 176-177. URL: http://www.top-technologies.ru/ru/artide/view?id=32195 (дата обращения: 26.02.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.