ТЕОРИЯ, МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРОВЕДЕНИЕ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Суслова Е.Н.
Суслова Елена Николаевна - воспитатель высшей квалификационной категории, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида № 2 «Василёк», г. Реутов
Аннотация: в статье говорится о возможностях проведения досуга и досуговой деятельности с детьми дошкольного возраста педагогами в стенах дошкольной образовательной организации. Привлечение родителей к совместным мероприятиям по организации и проведению совместной досуговой деятельности с дошкольниками. Ключевые слова: дошкольная образовательная организация, досуг, досуговая деятельность, эмоциональный настрой, игровые умения, творческая самостоятельность.
В работе современной дошкольной образовательной организации педагоги стремятся разнообразить жизнь детей в стенах ДОО, сделать её интересной и увлекательной. Насыщение разнообразной деятельностью, такой как: образовательная, музыкальная и др.; а также всевозможные праздники, развлечения, разнообразные кружки и др.; продуктивные виды деятельности (лепка, аппликация, конструирование, рисование и др.); обилие всевозможных игр и игрушек; режимные моменты в жизни ребёнка дошкольника оставляют мало времени для его свободного времяпровождения. Но тем не менее воспитатели всё чаще слышат от детей настораживающую фразу: «мне скучно». Скучно детям бывает не потому, что нечем играть, а совсем по другой причине.
К сожалению, современные дошкольники, в своём большинстве, не знают чем себя занять в свободное от образовательной деятельности и режимных моментов время, т.е. на досуге. Обычные игры и игрушки им не интересны, их больше привлекает игра на компьютере или телефоне.
Но в обычной дошкольной образовательной организации таких электронных игрушек не предусмотрено. Что же можно предпринять педагогам в такой ситуации, чтобы побуждать ребёнка интересно и с пользой проводить своё досуговое время.
Досуг, в исследованиях H.A. Ветлугиной, М.Б. Зацепиной, И.Ю. Исаевой, рассматривается как своеобразный вид деятельности, целенаправленно организуемый взрослыми для игры, развлечения, отдыха, свободного времяпровождения детей дошкольного возраста. [2]
Проблема досуга и досуговой деятельности дошкольников рассматривается в работах - М.А. Михайловой, Э.В. Соболевой, Л.С. Фурминой, Е.В. Шульги и др.[3]
Для того чтобы развеять скуку в досуговое время, очень большое значение имеет эмоциональный настрой детей в процессе досуговой деятельности. Педагогам важно создавать положительный эмоциональный фон, постепенно включая в этот процесс детей, вызывая у них радость, удовольствие. Для этого целесообразно использовать:
- для младших дошкольников - всевозможные потешки, стихи, увлекательные сказки и рассказы. Дети в возрасте 4 - 5 лет уже могут понимать шутки, присказки, прибаутки. Их также можно использовать в приобщении ребёнка к досуговой деятельности.
- для старших дошкольников, кроме перечисленного, также подходят поучительные рассказы, сказки, басни наполненные интересным для них содержанием (например Т.А. Шорыгиной).
Доброжелательное отношение педагогов к каждому ребёнку, заинтересованность их чувствами и переживаниями способствуют формированию у дошкольников уверенности в своих силах и возможностях.
Так как ведущей деятельностью детей дошкольников является игра, то педагогам необходимо формировать у детей игровые умения. Развивать интерес к различным видам игр, учить детей самостоятельности в игре, проявлять инициативу, умение договариваться, использовать игрушки - аналоги и игрушки - заместители, без ссор распределять атрибуты и роли для игры и т.д.
Формировать у детей, начиная с младших групп, доброжелательное отношение к сверстникам, учить подчиняться правилам, воспитывать творческую самостоятельность и др.
В основе развития любых отношений детей дошкольного возраста лежит опыт полученный в семье. Ведь семья, в первую очередь, является главным воспитателем у ребёнка основных черт его характера и отношения к окружающим.
Для более продуктивного проведения досугового времени в семье, можно рекомендовать родителям больше гулять с детьми, разговаривать с ними, расспрашивать как прошёл их день, чем они занимались.
В выходные и праздничные дни предложить родителям посещать не только торговые центры, но и игровые площадки, театры и др. мероприятия. Чтобы ребёнок видел и мог сравнить разные виды досуговой деятельности, чтобы ему было интересно, а не скучно, можно организовать совместную экскурсию педагогов, дошкольников и родителей в музей, парк или ближайшему водоёму. Это займёт не много времени, не будет стоить больших затрат, но зато и дети и взрослые получат огромное удовольствие от мероприятия. (Можно организовать фотосессию, игры на открытом воздухе с участием взрослых, которые вспомнят о своём детстве и получат колоссальное удовольствие от прогулки). Дети же придя на следующий день в ДОО будут ещё долго вспоминать совместно проведённое мероприятие, делиться впечатлениями, выражать в играх наиболее понравившиеся моменты. Например: «А ты помнишь, как моя мама играла в салочки...», «А мой папа играл в вышибалу...», «Как мы кормили птичек...», «Ой, как было весело!», «А когда мы ещё пойдём все вместе?»
Таким образом хорошее, приподнятое настроение детей будет залогом положительной эмоциональной атмосферы в группе ДОО. И детей больше не будет посещать скука, т.к. хорошее настроение залог разнообразной творческой деятельности детей в досуговое время.
Итак, подведём итог: для того чтобы дети дошкольного возраста не испытывали скуки в своё досуговое время в ДОО, педагогам необходимо:
1.создавать положительный эмоциональный настрой, постепенно включая в этот процесс детей;
2.мспользовать всевозможные потешки, шутки, прибаутки, увлекательные и поучительные сказки и рассказы;
3.доброжелательно относиться к каждому ребёнку;
4.формировать у дошкольников игровые умения;
5.воспитывать творческую самостоятельность, доброжелательное отношение к окружающим;
б.заинтересовать родителей проведением совместной досуговой деятельности с детьми в ДОО и дома;
7.привлекать родителей к организации совместных досуговых мероприятий в дошкольной образовательной организации и вне её.
Список литературы
1. «Детский сад и семья: Методика работы с родителями. Пособие для педагогов и родителей»: Мозаика Синтез; Москва; 2007.
2. Зацепина. Организация культурно-досуговой деятельности дошкольников : учеб.-метод. Пособие / М.Б. Зацепина. М., 2005. Зацепина, М.Б.. М.: Педагогическое общество России, 2006. 44 с.
3. Исаева И.Ю. И85 Досуговая педагогика: учеб. пособие / И.Ю. Исаева. М.: Флинта: НОУ ВПО «МПСИ», 2010. 200 с.