Научная статья на тему 'Формы и методы превенции административной деликтности несовершеннолетних'

Формы и методы превенции административной деликтности несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
486
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕВЕНЦИЯ / ДЕЛИКТНОСТЬ / ПРАВОНАРУШЕНИЯ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОФИЛАКТИКИ / PREVENTION / OFFENSE / MINORS / FORMS AND METHODS OF PREVENTION / TORT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дорофеева Ж.П., Махина С.Н.

Статья посвящена вопросам форм и методов деятельности государственной системы профилактики правонарушений несовершеннолетних. В статье рассмотрены и раскрыты формы и методы профилактики в современный период, а также их сущность в проведении работы превентивного характера с несовершеннолетними правонарушителями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forms and methods of prevention of administrative tort minors

Paper refers to the forms and methods of the state system of prevention of juvenile delinquency. The article discussed and disclosed the forms and methods of prevention in the modern period, as well as their essence in carrying out preventive work with juvenile offenders.

Текст научной работы на тему «Формы и методы превенции административной деликтности несовершеннолетних»

Наука. Теория. Практика

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРЕВЕНЦИИ АДМИНИСТРАТИВНОМ ДЕЛИКТНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

FORMS AND METHODS OF PREVENTION OF ADMINISTRATIVE Tort MINORs

УДК 342.922:343.85

Ж.П. ДОРОФЕЕВА,

адъюнкт

(Белгородский юридический институт МВД России) e-mail: zhanna.dorofeeva.77@mail.ru

Zh.P. DOROFEEVA,

post-graduate police student (Belgorod Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation)

С.Н. МАХИНА,

доктор юридических наук, профессор (Воронежский государственный университет) e-mail: ppd.bel@mail.ru

S.N. MAHINA,

Doctor of Legal Sciences, Professor (Voronezh state University)

Аннотация: статья посвящена вопросам форм и методов деятельности государственной системы профилактики правонарушений несовершеннолетних. В статье рассмотрены и раскрыты формы и методы профилактики в современный период, а также их сущность в проведении работы превентивного характера с несовершеннолетними правонарушителями.

Ключевые слова: превенция, деликтность, правонарушения, несовершеннолетние, формы и методы профилактики.

Abstract: Paper refers to the forms and methods of the state system of prevention of juvenile delinquency. The article discussed and disclosed the forms and methods of prevention in the modern period, as well as their essence in carrying out preventive work with juvenile offenders.

Keywords: prevention, tort, offense, minors, forms and methods of prevention.

Рассматривая формы и методы деятельности государственной системы профилактики правонарушений несовершеннолетних, необходимо, на наш взгляд, выяснить отличия и сходство, а также существующую взаимосвязь между этими

понятиями применительно к исследуемой нами области деятельности.

Формы деятельности субъектов системы профилактики, в том числе полиции, по предупреждению и пресечению административных правонарушений несовершеннолетних

10

Проблемы правоохранительной деятельности 3’14

Наука. Теория. Практика

разнообразны. Поэтому для выбора конкретной формы или же для определения рационального сочетания между способами и приемами предупредительного воздействия необходимо учитывать сложившиеся условия (факторы), а именно: виды и направления предупредительной деятельности - это может быть как индивидуальная, так и общая превенция[1]; обстоятельства, способствующие совершению административных деликтов - это объективные и субъективные признаки; а также объекты и субъекты превенции, их уровня, структуры и т.п.

Основной организационно-тактической формой воспитательного воздействия на несовершеннолетних лиц, так называемых профилактируемых лиц, как правило, является беседа.

Так, при осуществлении индивидуальной профилактики применяются беседы трех видов:

- ознакомительная;

- предупредительная;

- воспитательная.

Ознакомительная беседа проводится только в индивидуальном порядке в случае, когда несовершеннолетний поставлен на профилактический учет в подразделении по делам несовершеннолетних органа внутренних дел. Такая беседа должна явиться отправной точкой проведения профилактической работы с данным подростком во взаимодействии со всеми субъектами системы профилактики в будущем. При проведении такой беседы психологическая ее атмосфера должна располагать к общению между профилактируемым лицом и субъектом, осуществляющим эту беседу. То есть подросток должен ощущать доброжелательность, заинтересованность в его дальнейшей судьбе. Другими словами, ребенка необходимо вызвать на откровенную беседу с целью выяснения причин и условий, побудивших подростка к совершению противоправных деяний и административных правонарушений. С этой целью необходимо заблаговременно собрать как можно больше информации о самом несовершеннолетнем, его поведении в семье, вне семьи, его окружении, связях, занятиях и т. д.

Предупредительная беседа проводится при наличии фактов антиобщественного поведения лица, поставленного на профилактический учет, или же без каких-либо поводов, т. е. в порядке повседневной работы. Главная задача данной беседы состоит в том, чтобы оказать непосредственное воспитательное воздействие на подростка. Помимо этого,

предупредительная беседа предполагает контроль за поведением несовершеннолетнего, а также информационное обеспечение индивидуальной профилактики [3, с. 121].

Воспитательная беседа по цели, основному содержанию и способам воздействия очень близка к предупредительной беседе. Пути воздействия на сознание, чувства и волю профилактируемого несовершеннолетнего, используемые в ходе предупредительных и воспитательных бесед, во многом сходны. Но при этом воспитательные беседы проводятся, как правило, в неофициальной обстановке, чаще представителями общественности по месту жительства, обучения или работы ребенка.

К числу организационно-тактических форм непосредственного воспитательного воздействия на подучетных несовершеннолетних лиц относится также вовлечение их в социально полезные занятия общественного, спортивного характера с использованием при этом возможностей благотворительных фондов, помощи спонсоров и т. п.

Специфической формой воспитательного воздействия является закрепление за несовершеннолетними лицами, состоящими на профилактическом учете в ПДН ОВД, общественных воспитателей (из числа педагогического коллектива школ, училищ, колледжей и т.п.). Поэтому очень важна помощь тех лиц, которые положительно воздействуют на подростка, и могут при этом минимизировать или нейтрализовать и устранить оказываемое на него негативным окружением отрицательное воздействие.

Методы превенции, в отличие от форм, более устойчивы и стабильны. Согласно положению теории административного права, государственное управление осуществляется двумя основными методами - убеждением и принуждением, которые, в свою очередь, целенаправленно воздействуют на сознание и поведение людей.

Обратим внимание на то, что выбор организационной формы использования общих методов управления или усиления какой-либо их стороны не следует смешивать с выбором самих методов. Общие и комплексные методы не выбираются, как не выбираются объективные законы и принципы управления, проявлением которых они являются. Возможность выбора возникает в тех случаях, когда поставленная цель может быть достигнута посредством использования одного или нескольких из множества альтернативных приемов воздействия. Такая

Проблемы правоохранительной деятельности 3’14

11

Наука. Теория. Практика

ситуация обычно возникает при решении конкретных задач.

Таким образом, к одному из условий, которое необходимо учитывать при разработке рекомендаций по выбору тех или иных форм превенции административных деликтов, совершаемых несовершеннолетними, будет являться предварительное изучение непосредственно сущности методов, выражением которых являются формы их деятельности.

Убеждение и принуждение [4] как общие методы управления не имеют абсолютно альтернативного характера. Таким образом, исключение какого-либо общего метода или принижение его роли влечет за собой отказ от учета требований объективных законов и принципов управления.

Полагаем, что это положение верно и в случаях если объектом управляющего воздействия являются подростки. В сфере же превентивной деятельности целесообразно говорить о комплексном использовании методов и убеждения, и принуждения. Хотя центральную и главную роль в нем и по объему, и по степенности применения играет метод убеждения.

Убеждение проявляется в использовании различных разъяснительных, воспитательных, организационных, поощрительных мер для формирования воли носителя власти или ее преобразования в волю подвластных. Благодаря данному методу достигается единство воли законодателя и граждан.

Значимость метода убеждения в превентивной деятельности сегодня в ходе развития нашего общества возрастает в силу того, что убеждение предполагает систематическую работу по формированию общественного сознания, обосновывая необходимость соблюдения установленных государством правил и выступает как средство предупреждения антиобщественного и противоправного поведения несовершеннолетних лиц, а также обеспечивает правовую информированность всех структур общества в целом и граждан в отдельности. Здесь необходимо подчеркнуть, что жизнь и здоровье человека, его честь и достоинство, права и свободы, а также интересы каждого гражданина Конституция РФ закрепляет как высшие ценности государства [5]. Поэтому неотъемлемой и важной чертой превентивной деятельности является гуманизм, который заключается не только в том, что в этой деятельности используется убеждение, но еще и в том, что принуждение осуществляется только на базе убеждения и вслед за ним. Эта черта также проявляется

в общей направленности превентивных мер, которые носят, как правило, наступательный характер. Их наступательность заключается в том, что субъекты превенции не пассивно наблюдают за подростком, который склонен к совершению административных деликтов, а с помощью гуманных средств активно воздействуют на его негативные качества и ценностные установки и на окружающую микросреду, условия и обстоятельства, способствующие совершению административных и противоправных проступков. Эти методы призваны обеспечить контролируемые социумом, нормами морали и права отношения между субъектами предупреждения и несовершеннолетними лицами, в отношении которых осуществляется такое воздействие.

Многие авторы, которые изучают проблемы предупреждения правонарушений, полагают, что предупреждение следует начинать не с момента совершения проступка, а со времени фиксации асоциальных отклонений в поведении. Так, например, Ф.Л. Лопушанский определяет, что «раннее предупреждение нужно начинать с момента обнаружения у подростков первых признаков аморального поведения» [2, с. 162], с которым мы можем не согласиться по ряду причин. Так, раннюю превенцию административной деликтности несовершеннолетних, на наш взгляд, следует начинать не с того периода, когда у ребенка уже обнаружились первые признаки аморального поведения и выработались антиобщественные установки, которые свидетельствуют о его негативной склонности к совершению правонарушений, а намного раньше. На современном этапе развития нашего общества можно с высокой вероятностью прогнозировать делинквентное поведение, зная среду, в которой формировалась личность подростка. А значит, раннее предупреждение должно начинаться с выявления условий и обстоятельств, которые оказывают устойчивое негативное влияние на формирование личности несовершеннолетнего.

Таким образом, работа по улучшению и активизации превенции нам видится в сочетании разных форм и методов правового регулирования. А регулирование следует основывать на формировании системы, которая бы включала в себя не только положения нормативных актов, но и достаточно объемную совокупность согласованных с законодательством и между собой разноуровневых общих и специальных Программ превенции административных правонарушений несовершеннолетних.

12

Проблемы правоохранительной деятельности 3’14

Наука. Теория. Практика

Литература —

1. Карагодин А.В., Степкин Р.С., Трошев ДБ. Применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность: учебнопрактическое пособие. - Белгород: Бел ЮИ МВД России, 2013. С. 6.

2. ЛопушанскийФА. Следственная профилактика преступлений. Опыт, проблемы, решения / отв. ред. Лановенко И.П. - Киев: Наук. думка, 1980. 212 c.

3. Малков В.Д. Криминология: учебник для вузов. Издательство: ЮстицИнформ, 2011. С. 321.

4. Индивидуальное предупреждение преступлений. Интернет-ресурс: https://ru.wikipedia.org/wiki/.

5. Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 года (с изменениями от 30 декабря 2008 года). Интернет-ресурс: http://www.rg.ru.

6. Понятие и основные направления индивидуального предупреждения (профилактики) преступлений). Интернет-ресурс: http://lib.nspu.ru/umk/ae008f64e0ae34f9/t9/ch2.html.2.

References

1. Karagodin A.V., Stepkin R.S., Troshev D.B. Application of measures of maintenance of manufacture on Affairs about administrative offences against public order and public security: study and practice guide. Belgorod: Belgorod law Institute of the Ministry of internal Affairs of Russia. Р. 6.

2. Lopushansky FA. Investigation crime prevention. Experience, problems and solutions / Ans. Ed .: Lanovenko IP-Kiev: Science. Dumka, 1980. 212 p.

3. Malkov V.D. Criminology: A Textbook for high schools. Publisher: Yustitsinform, 2011. Р. 321.

4. Individual prevention of crimes. Internet resource: https://ru.wikipedia.org/wiki/.

5. Constitution of the Russian Federation of December 25, 1993 (as amended on December 30, 2008). Internet resource: http://www.rg.ru.

6. Concept and main directions of individual prevention (prophylaxis) of crime). Internet resource: http://lib.nspu. ru/umk/ae008f64e0ae34f9/t9/ch2.html.2.

(Статья сдана в редакцию 25.08.2014)

Проблемы правоохранительной деятельности 3’14

13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.