Научная статья на тему 'Формы и методы организации правового и духовно-нравственного воспитания курсантов и слушателей в системе профессиональной подготовки на примере Казанского юридического института МВД России'

Формы и методы организации правового и духовно-нравственного воспитания курсантов и слушателей в системе профессиональной подготовки на примере Казанского юридического института МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
552
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / КУРСАНТ / СЛУШАТЕЛЬ / СОТРУДНИК ПОЛИЦИИ / СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нефёдов С. А.

В данной статье рассмотрены цели правового и духовно-нравственного воспитания курсантов и слушателей в системе силовых структур. Разработаны этапы учебно-воспитательного процесса в системе профессиональной подготовки, направленного на правовое и духовно-нравственное воспитание курсантов и слушателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формы и методы организации правового и духовно-нравственного воспитания курсантов и слушателей в системе профессиональной подготовки на примере Казанского юридического института МВД России»

ВЕСТНИК

Казанского юридического института МВД России

№ 2(24)2016

УДК 37.043

С.А. Нефедов

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАВОВОГО И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ НА ПРИМЕРЕ КАЗАНСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ

В данной статье рассмотрены цели правового и духовно-нравственного воспитания курсантов и слушателей в системе силовых структур. Разработаны этапы учебно-воспитательного процесса в системе профессиональной подготовки, направленного на правовое и духовно-нравственное воспитание курсантов и слушателей.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, правовое воспитание, курсант, слушатель, сотрудник полиции, система воспитания.

Для современного российского государства и общества характерно возрастающее значение всестороннего воспитания сотрудника полиции в системе профессиональной подготовки. Особого внимания требует правовое и духовно-нравственное воспитание.

Система воспитания в системе силовых структур основывается на:

- Программе перехода Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов к единой системе воинского воспитания, утвержденной Президентом Российской Федерации 22.08.2002 № Пр-1462;

- Государственной программе патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы (постановление Правительства РоссийскойФедерацииот30декабря2015г.№1493).

Также воспитание в системе силовых структур осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации, общевоинскими уставами Вооруженных сил Российской Федерации, Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и Присяге сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, другими приказами и распоряжениями силовых ведомств России.

Важное значение духовно-нравственное и правовое воспитание имеет в структуре профессиональной подготовки курсантов и слушателей, которое находит свое отражение в норматив-

но-правовых документах и учебных программах.

Современное законодательство, регламентирующее служебную деятельность сотрудников полиции, в том числе Федеральный закон «О полиции» от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ, предъявляет высокие требования к профессиональной подготовке полицейских. При этом особая роль в подготовке сотрудников органов внутренних дел отводится учебным заведениям МВД России.

Формирование духовно-нравственной и совершенной правовой личности является одним из центральных направлений воспитания будущих сотрудников МВД.

Необходимо выделить основные цели духовно-нравственного воспитания офицеров в системе силовых структур. К ним относится необходимость [1, с. 15]:

- воспитания профессионального и духовно-нравственного облика личности с учетом требований, предъявляемых государством;

- объяснения социальной значимости службы в рядах силовых структур,

- стимулирования потребности личности к совершенствованию морального облика,

- формирования положительного нравственного идеала,

- организации нравственно-значимой деятельности, которая поможет предотвращать негативные поступки и действия, формируя нравственные качества личности (патриотизм, доблесть, честь).

Формы и методы нравственного воспитания

Нефедов Сергей Александрович, заместитель начальника кафедры тактико-специальной и огневой подготовки Казанского юридического института МВД России тел.: 8 903 307 81 91 © Нефёдов С.А., 2016 Статья получена: 19.04.2016

ТРИБУНА МОЛОДЫМ

многочисленны: занесение на Доску почета, пропаганда достижений и опыта лучших сотрудников и коллективов, индивидуальные беседы, обсуждение отчетов о службе и поступках отдельных сотрудников на общих собраниях коллективов, товарищеские и офицерские суды чести, создание общественного совета при МВД, творческие встречи с деятелями культуры, спорта и искусства, развитие самодеятельности, организация концертов и посещение театральных постановок, вовлечение в регулярные занятия спортом, организация профессиональных соревнований, работа с семьями сотрудников и организация коллективных мероприятий с ними (посещение концертов, исторических и памятных мест).

Не менее важное место в воспитании будущих офицеров силовых структур отводится правовому воспитанию. Под правовым воспитанием мы понимаем деятельность, направленную на формирование и укрепление знаний и умений офицеров в области законности и правопорядка, тесно связанную с созданием нравственно-правового климата в коллективе и обществе в целом [2, с. 23].

Правовое воспитание курсантов и слушателей рассматривается в широком и узком смыслах. В широком смысле правовое воспитание направлено на правовое формирование личности и является многогранным процессом формирования правовой культуры и сознания. В узком смысле правовое воспитание - это целенаправленный процесс, который направлен на формирование высокой правовой культуры и правового сознания.

Необходимо выделить цели правового воспитания [2, с. 30]:

- сформировать систему знаний на основе действующего законодательства,

- научить строгому соблюдению законов,

- научить правильно понимать и уяснять смысл правовых норм и предписаний,

- формировать практические умения в области применения правовых знаний,

- формировать привычку правильного правового поведения в точном соответствии с действующим законодательством России,

- закрепить прочные личностные установки на правомерное поведение в обществе,

- воспитывать отрицательное отношение к любым нарушениям правовых норм.

В качестве примера можно привести опыт воспитательной работы Казанского юридического института МВД России (КЮИ).

В институте разработана и действует целевая программа по повышению культурного и интеллектуального уровня курсантов, слушателей и студентов, предусматривающая создание у обу-

чаемых социально-психологических установок на добросовестное отношение к учебе и службе, всестороннее развитие, творческое использование нравственно-духовных ценностей. На ее реализацию ориентированы учебные и внеучебные формы и методы воспитательной работы: лекции, беседы, семинары, конференции, деловые игры, встречи с представителями органов власти, руководителями служб МВД по РТ, общественных организаций, творческой интеллигенции и выдающимися личностями. В коллективах подразделений слу-жебно-боевой подготовки регулярно проводятся общие собрания, организационно оформлены и работают советы собраний курсов, строящие свою деятельность на основе самоуправления с рекомендательными полномочиями, пропагандисты-информаторы, культорги и спорторги. Для переменного состава регулярно организуются посещения культурных и спортивных учреждений города.

Проводятся торжественные мероприятия и праздничные концерты, посвященные дню защитника Отечества, Международному женскому дню, дню Победы, дню сотрудника ОВД, дню Республики Татарстан, дню института, дню открытых дверей, выпуску специалистов для ОВД, принятию Присяги, вручению погон, дню посвящения в первокурсники. При организации этих мероприятий активно используются материалы экспозиции музея института. Ежегодно личный состав института принимает участие в торжественных парадах войск Казанского гарнизона, посвященных дню Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., возложении венков к могилам павших в боях военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел.

Большое внимание в институте уделяется работе по нравственно-этическому воспитанию, разностороннему развитию личности, организации досуга и отдыха сотрудников, курсантов и студентов института. С этой целью установлены тесные контакты с творческими союзами и организациями г. Казани, Республики Татарстан, Министерством по делам молодежи, спорту и туризму РТ, комитетом по делам молодежи администрации г. Казани. Проводятся совместные мероприятия с художественными коллективами Культурного центра МВД по РТ. Курсанты принимают участие в смотре-конкурсе художественного творчества Казанского военного гарнизона.

Учебный процесс в вузе, который направлен на правовое и духовно-нравственное воспитание, должен содержать не только сухие книжные факты, но и содержать в себе большое количество различных педагогических ситуаций, в процессе которого офицеры должны самостоятельно делать

ВЕСТНИК

Казанского юридического института МВД России

№ 2(24)2016

выводы и умозаключения. Воспитание сотрудников органов внутренних дел предусматривает обязательное использование примеров из прошлого, боевых и служебных традиций полиции, современных героических будней. Этот процесс невозможен без целенаправленного воздействия на мысли и чувства сотрудников. Особую роль в повышении эффективности такого воздействия играют традиционные служебные (офицерские) ритуалы.

Для достижения эффективного воспитательного процесса необходимо взаимодействие всех звеньев учебно-воспитательного процесса: начальников, командиров, педагогов, воспитателей и других должностных лиц учебного заведения. И тогда воспитательный процесс будет осуществляться не только через воздействие, но и взаимодействие. Все участники воспитательного процесса должны служить примером для формирования правовой и духовно-нравственной культуры офицеров [3, с. 17].

Таким образом, в КЮИ очень тщательно и требовательно подходят к подбору кадров на командные должности и должности преподава-тельско-профессорского состава, а также к качеству воспитательного процесса обучаемых. Так, например, на факультете профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации КЮИ на начальном этапе обучения проводится диагностика каждого слушателя на

основе подборки определенных методик (анкетирование, определение уровня самооценки, определение характерологических особенностей, определение уровня риска, интеллектуального развития). По истечении определенного срока обучения в учебных группах проводится определение социально-психологического климата в коллективе. На протяжении всего срока обучения на факультете организуются посещения культурных центров РТ, проведение тренингов командообра-зования. В целях обеспечения единства обучения и воспитания, сочетающего в себе выполнение общественных поручений и служебных обязанностей педагога, улучшения качества подготовки специалистов для органов внутренних дел, укрепления служебной дисциплины и законности среди слушателей факультета профессионального обучения и дополнительного профессионального образования на период обучения назначаются преподаватели-кураторы учебных групп. В процессе обучения со слушателями периодически проводятся индивидуальные беседы.

Таким образом, правовое и духовно-нравственное воспитание мы рассматриваем как процесс, который происходит сознательно, целенаправленно и систематически. Он воздействует на личность, чувства, убеждения и вырабатывает устойчивые механизмы правового сознания, духовно-нравственного поведения и культуры.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Военная педагогика: учебное пособие / под ред О.Ю. Ефремова. СПб.: Питер, 2012. 640 с.

2. Военное право: учебник для военно-учебных заведений Вооруженных Сил Российской Федерации / под ред. Н.И. Кузнецова. М.: Военный университет, 2011. 490 с.

3. Полторак С.Н., Смирнов А.Ю. Основы военно-гуманитарных знаний: авторский курс лекций. СПб.: Питер, 2012. 230 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.