Научная статья на тему 'Формы и методы функционирования развитой кредитно-финансовой системы АПК'

Формы и методы функционирования развитой кредитно-финансовой системы АПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
295
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ковыршин М.А.

Рассмотрены вопросы классификации, структуры и функционирования развитой кредитно-финансовой системы АПК, а также выявлены факторы, сдерживающие ее развитие. Представлена схема институтов кредитнофинансовой системы и описаны их функции. Существование развитой кредитно-финансовой системы АПК невозможно без участия государства. Рассмотрен механизм субсидирования процентной ставки банковского кредита.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMS AND METHODS OF FUNCTIONING OF THE DEVELOPED CREDIT AND FINANCIAL SYSTEM OF THE AGRARIAN AND INDUSTRIAL COMPLEX

The paper considers the questions of classification, structure and functioning of the developed credit and financial system of the agrarian and industrial complex and the factors restraining its development. The scheme of credit and financial system institutes is presented and their functions are described. The author proves that the existence of the developed credit and financial system of the agrarian and industrial complex is impossible without the state regulation. The analysis of the past 15 years shows that the subsidizing mechanism of the bank credit interest rate is the main and most effective tool of support.

Текст научной работы на тему «Формы и методы функционирования развитой кредитно-финансовой системы АПК»

ности заемщика. Направления целевого использования кредитов сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации № 71 от 04 февраля 2006 г., на взгляд авторов, не являются достаточными для стимулирования создания кооперативов. Так, не подлежат субсидированию кредиты, направленные кооперативом на приобретение оборудования, а кредиты, используемые на закупку сельскохозяйственного сырья, считаются целевыми только в случае, если сырье закупается для промышленной переработки. Какова логика создания сбытовых кооперативов?

По мнению авторов, продолжает оставаться сложной и до сих пор не до конца отработанной система вхождения коммерческих банков, в том числе и Россельхозбанка, в качестве ассоциированных членов в кредитные кооперативы, что сдерживает развитие последних.

Для реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов области доведены лимиты средств федерального бюджета в сумме 35,7 млн р. Из областного бюджета предусмотрено софинансирование в размере 47,6 млн р.

В качестве сдерживающего фактора в реализации этого направления национального проекта

следует назвать отсутствие финансовой поддержки программы со стороны работодателей, в результате потенциальные участники должны обеспечить за счет собственных средств (сбережений) финансирование в размере не менее 30 % стоимости строительства или приобретения жилья. Естественно, это значительно ограничивает возможности участия в национальном проекте молодых кадров села.

В целом в рамках реализации упомянутого приоритетного проекта выделенная сумма бюджетных средств по Орловской обл. составит 11,0 млрд р. Определен список организаций, заключивших соглашение о сотрудничестве в рамках национального проекта, состоящий из 80 сельскохозяйственных предприятий со стабильным финансовым положением и высокими производственными показателями.

Таким образом, в ходе реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» отчетливо проявилась необходимость изменения аграрной политики России в части обеспечения и поддержания достаточной доходности сельскохозяйственного производства и справедливых экономических отношений с другими отраслями. Без системного решения проблемы диспаритета цен льготные условия кредитования отрасли не обеспечат финансовую стабильность участников проекта, быструю окупаемость инвестиций в АПК.

УДК 336.77:338.43

М.А. Ковыршин, аспирант

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина»

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РАЗВИТОЙ КРЕДИТНО-ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ АПК

Кредитно-финансовая система АПК представляет собой совокупность финансовых институтов (кредитно-банковские учреждения, фондовые биржи, финансовые и страховые компании), действующих в пределах денежного, фондового и инвестиционных рынков и выполняющих функции по обеспечению нормального режима их функционирования и всего регионального комплекса в целом.

Важную функцию оборота кредитно-финансовых ресурсов региона посредством рыночных отношений выполняют кредитно-финансовые институты. Являясь катализатором деловой активности в регионе, коммерческие банки, страховые компании, инвестиционные фонды, располагая крупными денежными ресурсами, способствуют направлению этих ресурсов в те сферы региональной экономики, которые дают наибольшую отдачу и быструю окупаемость.

Проводя исследование кредитно-финансовой системы АПК, стоит описать сдерживающие и благоприятные факторы, определяющие основы ее формирования и развития (см. таблицу).

Количество сдерживающих развитие кредитно-финансовой системы АПК факторов существенно превышает число благоприятствующих, что в конечном счете и объясняет недостаточную эффективность функционирования элементов кредитно-финансовой системы АПК, несбалансированность и отсутствие координации их деятельности.

В то же время можно утверждать, что часть благоприятных факторов в случае своего изменения может перейти в разряд сдерживающих. Укрепление курса рубля является положительным макроэкономическим фактором, но, учитывая жесткую конкуренцию отечественных товаров с зарубежными

МГАУ№5/2'2008 - 35

Факторы, влияющие на формирование и развитие кредитно-финансовой системы АПК

Сдерживающие факторы Благоприятные факторы

1. Спад сельскохозяйственного производства. 2. Неэквивалентность обмена между сельским хозяйством и промышленностью. 3. Значительное количество неплатежеспособных сель-хозорганизаций. 4. Разрушение ранее сложившихся хозяйственных связей. 5. Неразвитость законодательной базы, регулирующей систему финансового рынка. 6. Слабая инвестиционная активность государства. 7. Несовершенство налоговой системы. 8. Неразвитость региональных фондовых рынков. 9. Недостаточная конкуренция между субъектами рынка в сфере размещения кредитных ресурсов и предоставления банковских услуг 1. Институт частной собственности. 2. Наличие потребности в кредитно-финансовых услугах. 3. Укрепление курса рубля. 4. Профицит государственного бюджета. 5. Наличие государственных программ развития отдельных элементов кредитно-финансовой системы. 6. Наличие временно свободных денежных средств субъектов региональной экономики

аналогами и использование инструмента демпинга в процессе реализации своих товаров зарубежными сельхозтоваропроизводителями, изменение курса может нанести удар по конкурентоспособности отечественных товаров и тем самым будут созданы дополнительные барьеры в развитии экспорта отечественной сельскохозяйственной продукции.

Существуют различные точки зрения на состав функций, выполняемых институтами кредитно-финансовой системы АПК. Г.В. Тимофеева* приводит следующие функции:

• функция аккумулирования избыточных сбережений экономических агентов и перераспределения между другими агентами, которые могут их производительно использовать;

• воспроизводственная функция, связанная с обеспечением сбалансированности в движении материальных и финансовых ресурсов на всех стадиях кругооборота капитала в процессе воспроизводства на предприятиях и организациях агропромышленного комплекса;

• мотивационная функция, направленная на стимулирование деятельности субъектов финансовых отношений на научно-техническое развитие и решение социальных проблем;

• контрольная функция, связанная с контролем за правильным и своевременным формированием фондов финансовых средств и за их целенаправленным и производительным использованием;

• функция рационализации и ускорения экономических процессов на основе преодоления временного несовпадения производственных циклов отдельных товаропроизводителей, использования кредитных денег и кредитных операций.

* Тимофеева Г.В. Противоречие современного развития финансово-кредитной инфраструктуры АПК России // Финансы и кредит. — 2005. — № 26. — С. 21.

Стоит отметить, что перечисленные выше функции в настоящее время выполняются не в полном объеме или вообще не выполняются. Для дальнейшего исследования функционального аспекта кредитно-финансовой системы АПК целесообразно уделить внимание исследованию и доработке данных функций.

Кредитно-финансовая система АПК применительно к финансовой системе и деятельности товарных рынков должна обеспечить: организацию рационального товародвижения на основе безналичных денежных расчетов по товарным поставкам; экспортных поставок; развитие различных форм кредитования; развитие страхования финансовых рисков при торговых операциях; организацию работы по долговым обязательствам (в разрезе эмиссии облигаций) и развитие роли государства.

Кредитно-финансовая система АПК является многоуровневой системой взаимодействия включающих в себя институтов (см. рисунок).

В приведенной схеме учтены институты, которые имеют отношение к обслуживанию АПК. Стоит отметить, что в настоящее время организации — профессиональные участники рынка ценных бумаг не играют заметной роли в кредитно-финансовом обеспечении отрасли, но обладают всеми предпосылками стать одним из основных источников привлечения заемных денежных средств.

Стабильное и эффективное функционирование кредитно-финансовой системы АПК невозможно без участия государства. Государственным институтам необходимо уделять большое внимание развитию кредитно-финансовой системы. Каждый государственный институт должен с наибольшим вниманием действовать и реализовывать необходимые проекты в сфере сельского хозяйства России.

Для выработки рекомендаций по повышению эффективности работы государственных институтов на благо становления и развития кредитно-

36

- Вестник ФГОУ ВПО МГАУ № 5/2'2008 -

Производство и переработка продукции

Корпоративные сельскохозяйственные организации, КФХ, ЛПХ, перерабатывающие предприятия

Снабженческие организации, предприятия технического сервиса

Обеспечение материально-техническими ресурсами

Институты

агропродовольственного рынка

Оптовые рынки, товарные биржи, ярмарки, аукционы, городские и сельские рынки

Схема составляющих параметров кредитно-финансовой системы АПК

финансовой системы АПК необходимо изучить опыт прошлых лет.

После распада Советского Союза государственная роль в сельском хозяйстве снижалась большими темпами. Заинтересованность государства характеризовалась следующими действиями. С 1992 г. государство предоставляло сельскохозяйственным товаропроизводителям льготный централизованный кредит под определенный процент. Разница между официально установленными и применявшимися процентными ставками компенсировалась банкам из федерального бюджета. Что, в свою очередь, послужило причиной некоторых злоупотреблений банков и завышения кредитного риска по отношению к сельскохозяйственным организациям.

В 1994 г. предоставление централизованных кредитов сохранилось, но основой для него бралась учетная ставка Центрального банка РФ (ЦБ РФ).

В начале 1995 г. из-за сложившейся сложной экономической ситуации в стране Министерством финансов РФ была разработана схема товарного кредитования аграрного сектора, которая в основном была нацелена на проведение посевных работ. Согласно ей в счет погашения задолженности по налогам перед федеральным бюджетом нефтяные компании поставляли горюче-смазочные материалы сельхозтоваропроизводителям, а те, в свою очередь, должны были возвратить долг государству по окончании сезона, после сбора урожая. Таким образом возникал беспроцентный кредит аграрному сектору. Однако нефтяные компании, поставляя нефтепродукты, устанавливали их цену на 20.. .30 %

выше среднерыночных цен, что наносило большой урон сельскохозяйственным товаропроизводителям, завышались издержки на производство.

Низкий урожай 1995 г. и практически полное отсутствие отлаженности применяемых процедур привели к тому, что товарный кредит на развитие сельского хозяйства не был полностью возвращен. Около 5 трлн р. и долги по централизованным кредитам 1992-1994 г. были списаны. Что нанесло удар по бюджету государства в целом.

В 1995 г. было разрешено выдавать хозяйствам через заготовительные организации авансы под продукцию, поставляемую в федеральные и региональные продовольственные фонды. Недостатком такой формы кредитования явилось то, что она не в полной мере удовлетворяла потребности сельских хозяйств в использовании полученных ресурсов с учетом конкретно складывающихся условий хозяйственной деятельности.

В 1996 г. на базе Агропромбанка была предпринята попытка создать национальную кредитно-финансовую систему обслуживания товаропроизводителей АПК с передачей государству контрольного пакета акций банка. Из-за отсутствия средств в бюджете на эти цели было принято решение о передаче контрольного пакета акций под залог государства на конкурсной основе другому владельцу с целью оздоровления банка, имеющего на тот момент колоссальные невозвраты по кредитам от сель-хоззаемщиков. Победителем конкурса стал частный коммерческий банк «Столичный банк сбережений» (СБС).

МГАУ№5/2'2008 - 37

Объединившись и сменив название на СБС-Агро, банк вошел в число 12 банков, утвержденных Министерством финансов РФ официальными победителями по итогам тендера на право обслуживания фонда льготного кредитования АПК.

В 1997 г. был введен следующий порядок финансирования посевных уборочных работ: бюджетные средства передавались в фонд льготного кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей, откуда аграрный комплекс получал денежные ресурсы с последующим их возвратом до конца финансового года. За пользование средствами фонда льготного кредитования предусматривалась уплата процентов в размере 1/4 ставки рефинансирования ЦБ РФ плюс установленный процент маржи (4 % — 1997 г., 3 % — 1998 г.). Это был первый опыт по прямому субсидированию кредитов сельскохозяйственным товаропроизводителям.

С 2000 г. механизм льготного кредитования был заменен системой компенсации процентных ставок по кредитам, полученным в российских банках. Теперь сельскохозяйственные товаропроизводители при кредитовании в коммерческих банках на законодательно определенные цели имеют право на получение субсидий, размер которых был установлен из расчета 2/3 произведенных ими затрат на уплату процентов, но не более 2/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ при условии своевременной уплаты начисленных процентов по кредиту.

Механизм субсидирования ставки процента более прогрессивен по сравнению с условиями Фонда льготного кредитования: правительство уже не определяет получателей кредитов, а федеральный бюджет не берет на себя кредитный риск. Все риски берут банки, поэтому они вынуждены более основательно оценивать кредитные риски. Новый механизм кредитования сельхозтоваропроизводителей позволяет восстановить реализацию основных принципов функционирования кредитной системы: платности, возвратности, срочности, материальной обеспеченности и целевой направленности кредитов.

В 2005 г. государство приняло решение о реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК». Главным результатом реализации данного проекта стало увеличение размера инвестиций, направляемых в сельское хозяйство. Основным механизмом стимулирования привлечения инвестиций является субсидирование процентной ставки в размере 2/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ по кредитам коммерческих банков на срок до восьми лет на строительство и модернизацию животноводческих комплексов. И субсидирование 95 % ставки рефинансирования Банка России по кредитам, полученным ЛПХ и КФХ.

В конце 2006 г. принят Федеральный закон о развитии сельского хозяйства — главный нормативный акт, который является основой для проводимой политики в рамках развития и повышения эффективности деятельности кредитно-финансовой системы АПК. Основным механизмом политики государства в сельском хозяйстве сохраняется субсидирование процентной ставки по кредитам коммерческих банков.

Решения проблем становления и развития кредитно-финансовой системы не могут быть упрощены, а если такое случается, происходит потеря качества проводимых позитивных преобразований в АПК. Опыт реформирования показал, что практические эксперименты по становлению и совершенствованию кредитно-финансовой системы в АПК рискованны, способны вызывать непредвиденные и необратимые экономические и социальные деформации. Вывод заключается в том, что иерархическая структура совокупности проблем становления и развития кредитно-финансовой системы АПК настолько сложна, насколько, по существу, ее можно исследовать, включая различные внешние и внутренние факторы воздействия, цели, критерии и альтернативы. Системный анализ проблемы открывает новые возможности для понимания того, что происходит как с точки зрения формирования реальных процессов, так и с точки зрения прогнозирования динамики их развития.

УДК 637.13

Э.Б. Цыдыпова, аспирантка

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина»

СОСТОЯНИЕ МОЛОЧНОГО ПОДКОМПЛЕКСА В СФЕРЕ ПРОИЗВОДСТВА И ПЕРЕРАБОТКИ МОЛОКА

В дореформенный период взаимоотношения меж- рез ценовой механизм: государство с особого сче-ду сельскохозяйственными и перерабатывающими та регулирования цен выплачивало дотации перепредприятиями регулировались государством че- рабатывающим предприятиям, устанавливало над-

38 -Вестник ФГОУ ВПО МГАУ № 5/2'2008-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.