Научная статья на тему 'Приоритетные направления повышения эффективности сельского хозяйства Орловской области'

Приоритетные направления повышения эффективности сельского хозяйства Орловской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
153
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Головина Л.А., Скалдина Г.И.

Рассмотрены приоритетные направления повышения эффективности сельского хозяйства региона в рамках реализации национального проекта «Развитие АПК». Определены сдерживающие факторы в реализации направлений национального проекта в Орловской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRIORITY DIRECTIONS OF EFFICIENCY INCREASING OF AGRICULTURE IN THE OREL REGION

The authors consider priority directions of efficiency increasing of regional agricultural systems within the framework of the national project “Development of the agrarian and industrial complex”. They also determine deterrents in realization of the national project directions in the Orel region.

Текст научной работы на тему «Приоритетные направления повышения эффективности сельского хозяйства Орловской области»

Таблица 4

Оценка капитала, вложенного в имущество предприятия

Показатель Номер строки Сумма за 2005 г., тыс. р. Сумма за 2006 г., тыс. р.

на начало года на конец года на начало года на конец года

Источники средств предприятия, всего 1 41 197 41 977 67 160 67 722

в том числе:

собственный капитал 2 54 272 42 963 37 640 26 015

из него: средства, приравненные к соб-

ственным средствам 3 0 0 0 0

заемный капитал 4 11 469 33 356 29 520 41 707

из него: кредиторская задолженность 5 9867 29 385 17 480 21 809

Собственные источники средств для фор-

мирования внеоборотных активов 6 37 100 40717 34 421 36 854

Наличие собственных оборотных средств

(стр. 2 - стр. 3 - стр. 6) 7 17 172 2246 3219 -10 839

ководство предприятия приняло решение о строительстве новой молочной фермы и под эти цели был взят кредит по государственной целевой программе), ООО «Светлый путь» взяло кредит в размере 780 тыс. р. на покупку новой сельскохозяйственной техники.

Подводя итог краткого анализа экономического состояния предприятий Никольского района, следует отметить, что 2002-2006 гг. были сложными для района, многие предприятия прекратили свое существование, на их месте были образованы другие, которые и формируют на данный мо-

мент структуру сельскохозяйственного производства района.

Список литературы

1. Бердникова, Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учеб. пособие / Т.Б. Бердникова. — М.: ИНФРА-М, 2004. — 215 с.

2. Зимин, Н.Е. Анализ и диагностика финансового состояния предприятий / Н.Е. Зимин. — М.: ИКФ ЭКСМО, 2002. — 240 с.

3. Экономика сельского хозяйства / В.Т. Водянников, Е.Г. Лысенко, А.И. Лысюк [и др.]; под ред. В.Т. Водяннико-ва. — М.: Колос, 2007. — 390 с.

УДК 631.152:658.012.3.13

Л.А. Головина, канд. экон. наук, доцент

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Орловский государственный аграрный университет»

Г.И. Скалдина, соискатель

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина»

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

В Орловской обл., как и в других регионах Российской Федерации, начата реализация приоритетного национального проекта «Развитие АПК». Ускорение развития животноводства признано ключевым звеном нацпроекта. За счет увеличения срока предоставления субсидируемых кредитов на строительство и модернизацию животноводческих комплексов и ферм до 8 лет создаются реальные условия для привлечения в отрасль инвестиционных ресурсов с целью проведения технологического переоснащения производства, внедрения инновационных технологий производства животноводческой продук-

ции, соответствующих мировому уровню, повышения генетического потенциала.

В рамках мероприятий, предусмотренных направлением «Ускоренное развитие животноводства», в Орловской обл. в 2006 г. реализовано 16 инвестиционных проектов, в том числе 6 — в молочном скотоводстве, 7 — в свиноводстве, 1 — в птицеводстве. Сельскохозяйственными предприятиями, включенными в перечень заемщиков, часть затрат на уплату процентов которых подлежит возмещению за счет федерального бюджета, заключены кредитные договоры на сумму 4,3 млрд р., согласно которым на суб-

МГАУ№5/2'2008 - 33

Экономика и организация производства в агропромышленном комплексе

сидирование процентных ставок из федерального бюджета в 2006 г. поступило около 80 млн р.

На этапе формирования программы для конкурсного отбора было представлено 105 инвестиционных проектов, сумма капиталовложений по которым составила около 10 млрд р. В свою очередь, рабочей комиссией Минсельхоза России по отбору объектов предпочтение отдавалось крупным комплексами, имеющим высокую экономическую эффективность, со сроком ввода объектов и началом производства животноводческой продукции в 2006-2007 гг. При этом предприятия — участники программы для привлечения в достаточном объеме кредитных ресурсов должны иметь устойчивое финансовое состояние, быть кредитоспособными, не иметь просроченной задолженности по налоговым и иным обязательным платежам. Поэтому реализация инвестиционных проектов в рамках национального проекта оказалась под силу только крупным инвестиционным компаниям. В частности, в свиноводстве региона наиболее крупный проект реализует ООО «Знаменский СГЦ» (дочерняя компания ЗАО «АВК «Эксима»), предусматривающий строительство в Орловской обл. селекционно-гибридного центра со станцией по производству семян, комплексом лабораторных исследований, племенными заводами, двумя племерепродукторами на 4800 свиноматок каждый, комбикормовым цехом, откормочным комплексом на 45 тыс. голов единовременной постановки, цехом по убою и первичной обработке свинины. Ежегодно предприятие планирует реализовывать 300 тыс. голов племенного молодняка и 30 тыс. т мяса свинины.

В процессе реализации упомянутого направления наиболее сложно решаются вопросы по отводу под строительство земельных участков, подготовке проектно-сметной документации, осложняет дело длительное оформление документов для выдачи кредитов в коммерческих банках.

Реализация национального проекта в АПК «спровоцировала» в 2006 г. значительный рост цен, прежде всего на строительные материалы, услуги строительных организаций, что, естественно, негативно отразилось на стимулирующей роли программы по развитию бизнеса в животноводческих отраслях. К сожалению, тенденция глубокого диспаритета цен не изменится и в ближайшей перспективе, что уже определено прогнозом социально-экономического развития России на 2007-2009 гг. И именно этот фактор будет определяющим в дальнейшем развитии первого направления национального проекта.

В Орловской обл. по мероприятиям, определенным направлением «Стимулирование развития малых форм хозяйствования», Россельхозбанком, Орловским отделением Сбербанка России в 2006 г. личным подсобным хозяйствам (ЛПХ) выдано более

34 -ВестникФГОУВПО

1200 кредитов на сумму 170 млн р., 150 кредитов — крестьянским (фермерским) хозяйствам на сумму 180 млн р. и 15 млн р. кредитов — сельскохозяйственным потребительским кооперативам.

На сегодняшний день в регионе участником нацпроекта стал лишь каждый десятый фермер и каждый сотый владелец ЛПХ.

В немалой степени такое положение дел обусловлено сложной процедурой получения кредитов в коммерческих банках, недостаточной разъяснительной работой в муниципальных образованиях, отсутствием правоустанавливающих документов на имущество и землю у большинства владельцев хозяйств.

С наибольшими трудностями реализуется направление нацпроекта по формированию сельскохозяйственных потребительских кооперативов. В соответствии с соглашением между Минсельхо-зом России и губернатором Орловской обл. в 2006 г. предусматривалось создание 51 кооператива, а фактически образованы лишь 14. Негативная ситуация по созданию кредитных кооперативов на селе региона, как выявили исследования, объясняется ограниченностью финансовых возможностей ЛПХ и фермеров при формировании паевых фондов, необходимых для эффективной работы кооперативов. В этой связи без финансовой поддержки для создания сельских кредитных кооперативов намеченная национальным проектом задача обречена на неисполнение.

Среди действенных механизмов государственной поддержки регионов отметим такие, как выделение целевой финансовой помощи из региональных бюджетов вновь создаваемым кредитным кооперативам, формирование гарантийных фондов, региональных и муниципальных залоговых фондов для обеспечения кредитов, привлекаемых малыми формами хозяйствования.

В ряде регионов России эти меры успешно реализуются. В Нижегородской обл., например, в 2006 г. из областного бюджета было выделено 30 млн р. на создание кредитных кооперативов на селе, эти средства распределены на 17 кооперативов в соответствии с количеством членов в каждом из них. В Вологодской обл. функционируют 24 кредитных кооператива (в отдельных районах по два кооператива) причем при создании каждого сельского кредитного кооператива выделена финансовая поддержка из регионального бюджета в размере до 1 млн р.

Среди сдерживающих факторов широкого развития сети сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов следует отметить низкую финансово-экономическую мотивацию создания кооперативов. В частности, получение кредитов вновь созданными кооперативами в коммерческих банках осуществляется на общих основаниях, что создает непреодолимые трудности с точки зрения залогового обеспечения и уровня кредитоспособ-

МГАУ № 5/2'2008-

ности заемщика. Направления целевого использования кредитов сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации № 71 от 04 февраля 2006 г., на взгляд авторов, не являются достаточными для стимулирования создания кооперативов. Так, не подлежат субсидированию кредиты, направленные кооперативом на приобретение оборудования, а кредиты, используемые на закупку сельскохозяйственного сырья, считаются целевыми только в случае, если сырье закупается для промышленной переработки. Какова логика создания сбытовых кооперативов?

По мнению авторов, продолжает оставаться сложной и до сих пор не до конца отработанной система вхождения коммерческих банков, в том числе и Россельхозбанка, в качестве ассоциированных членов в кредитные кооперативы, что сдерживает развитие последних.

Для реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов области доведены лимиты средств федерального бюджета в сумме 35,7 млн р. Из областного бюджета предусмотрено софинансирование в размере 47,6 млн р.

В качестве сдерживающего фактора в реализации этого направления национального проекта

следует назвать отсутствие финансовой поддержки программы со стороны работодателей, в результате потенциальные участники должны обеспечить за счет собственных средств (сбережений) финансирование в размере не менее 30 % стоимости строительства или приобретения жилья. Естественно, это значительно ограничивает возможности участия в национальном проекте молодых кадров села.

В целом в рамках реализации упомянутого приоритетного проекта выделенная сумма бюджетных средств по Орловской обл. составит 11,0 млрд р. Определен список организаций, заключивших соглашение о сотрудничестве в рамках национального проекта, состоящий из 80 сельскохозяйственных предприятий со стабильным финансовым положением и высокими производственными показателями.

Таким образом, в ходе реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» отчетливо проявилась необходимость изменения аграрной политики России в части обеспечения и поддержания достаточной доходности сельскохозяйственного производства и справедливых экономических отношений с другими отраслями. Без системного решения проблемы диспаритета цен льготные условия кредитования отрасли не обеспечат финансовую стабильность участников проекта, быструю окупаемость инвестиций в АПК.

УДК 336.77:338.43

М.А. Ковыршин, аспирант

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина»

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РАЗВИТОЙ КРЕДИТНО-ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ АПК

Кредитно-финансовая система АПК представляет собой совокупность финансовых институтов (кредитно-банковские учреждения, фондовые биржи, финансовые и страховые компании), действующих в пределах денежного, фондового и инвестиционных рынков и выполняющих функции по обеспечению нормального режима их функционирования и всего регионального комплекса в целом.

Важную функцию оборота кредитно-финансовых ресурсов региона посредством рыночных отношений выполняют кредитно-финансовые институты. Являясь катализатором деловой активности в регионе, коммерческие банки, страховые компании, инвестиционные фонды, располагая крупными денежными ресурсами, способствуют направлению этих ресурсов в те сферы региональной экономики, которые дают наибольшую отдачу и быструю окупаемость.

Проводя исследование кредитно-финансовой системы АПК, стоит описать сдерживающие и благоприятные факторы, определяющие основы ее формирования и развития (см. таблицу).

Количество сдерживающих развитие кредитно-финансовой системы АПК факторов существенно превышает число благоприятствующих, что в конечном счете и объясняет недостаточную эффективность функционирования элементов кредитно-финансовой системы АПК, несбалансированность и отсутствие координации их деятельности.

В то же время можно утверждать, что часть благоприятных факторов в случае своего изменения может перейти в разряд сдерживающих. Укрепление курса рубля является положительным макроэкономическим фактором, но, учитывая жесткую конкуренцию отечественных товаров с зарубежными

МГАУ№5/2'2008 - 35

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.