Научная статья на тему 'Государственная поддержка развития сельской кредитной кооперации'

Государственная поддержка развития сельской кредитной кооперации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
118
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Полушкина Т. М.

В статье представлена проблема сельскохозяйственного кооперативного кредита, анализируются основные направления и показатели приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса», первые результаты от их реализации в Республике Мордовия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STATE SUPPORT OF DEVELOPMENT OF RURAL CREDIT COOPERATION

In clause the problem of the agricultural cooperative credit is presented, the basic directions and parameters of the priority national project «Development of agriculture», the first results from their realization in Republic Mordovia are analyzed.

Текст научной работы на тему «Государственная поддержка развития сельской кредитной кооперации»

2 См.: Иванова М.В. Особенности влияния налогового законодательства на формирование бюджетов РФ // Финансы. 2006. № 3. С. 24.

3 См.: Ильин А.В. Налоговая нагрузка в России // Финансы. 2004. № 12. С. 67.

4 См.: Фомин П.А., Кузнецов Н.В. Финансовые механизмы региональной инновационно-инвестиционной стратегии // Финансы и кредит. 2006. № 27. С. 33.

5 См.: Титов К.А. Региональная промышленная политика: формирование и реализация. СПб., 2003. С. 65.

УДК 631.115.8

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА РАЗВИТИЯ СЕАЬСКОЙ КРЕДИТНОЙ КООПЕРАЦИИ

Одним из важнейших условий преодоления кризисных явлений в аграрной сфере экономики современной России является развитие среднего и малого предпринимательства.

Вклад данного сектора в развитие сельского хозяйства нужно расценивать не только с экономической точки зрения, но и с социальной, он вбирает в себя основную часть сельского трудоспособного населения, высвобождаемого из коллективного производства, обеспечивает доход его владельцам.

Однако целенаправленной политики по вовлечению сельского населения в малое предпринимательство в России до сих пор фактически нет Поэтому, начиная свое дело, большинство домохозяйств вынуждены полагаться только на собственные силы, личные сбережения и финансовую помощь своих друзей.

Выход из данной ситуации - это развитие сельской кредитной кооперации. Кредитная кооперация может сделать то, чего не смог сделать банковский капитал, - позволить мелкому и среднему производителю пользоваться кредитными средствами для развития хозяйства.

С первых лет рыночных реформ в Российской Федерации обсуждается проблема возрождения сельскохозяйственного кооперативного кредита. Совсем иначе, значительно острее стали звучать эти проблемы в последние годы, когда основная масса крупного коллективного сельскохозяйственного производства практически разрушена, а представители мелкого агробизнеса при современном уровне технического и технологического развития не в состоянии прокормить страну. Следует отметить, что некоторый положительный опыт кооперативного сельского движения в новой России в Волгоградской, Белгородской, Орловской областях и ряде других регионов уже существует. Его необходимо широко изучать и применять в масштабах всей страны.

Впервые за последние 15 лет по инициативе Президента РФ агропромышленный комплекс и сельское хозяйство вошли в национальную социально-экономическую политику страны как приоритетные направления (таблица).

Основные направления и целевые показатели приоритетного национального проекта «Развитие АПК»

Направления

Ускоренное развитие животноводства

Стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе

Цели

Увеличение производства мяса на 7%, молока - на

4,5% при стабилизации поголовья крупного рогатого

скота на уровне не ниже 2005 г.

Поставка по лизингу 100 тыс. голов племенного скота.

Поставка оборудования для создания 130 тыс. ското-

мест

Увеличение объема реализации продукции личными подсобными и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами (ЛПХ и К(Ф)Х) на 6%.

Модернизация и развитие инфра-структурной сети заготовительных снабженческо-сбытовых сельскохозяйственных потребительских кооперативов - 2550

Обеспечение доступным жильем молодых специалистов (или их семей) на селе

Ввод 1392,9 тыс. кв. м жилья и улучшение жилищных условий для не менее 31,64 тыс. молодых специалистов (или их семей) на селе

Т.М. Полушкина,

кандидат экономических наук, доцент, Мордовский государственный университет

ВЕСТНИК 2007. № 16(2)

Первым направлением в плане реализации проекта определены меры по расширению доступности кредитных ресурсов для ускоренного развития животноводства. Это предполагается решать посредством создания условий для привлечения долгосрочных кредитов на льготных условиях. Процентная ставка по кредитам, полученным на срок до 8 лет на строительство и модернизацию животноводческих комплексов, будет на 2/3 финансироваться из федерального бюджета. На реализацию этого мероприятия планируется выделить 6 млрд 630 млн руб., что позволит привлечь на техническое перевооружение 40 млрд руб. кредитов. Кроме того, значительные средства предполагается направить на обновление основных фондов в животноводстве, а именно - на повышение генетического потенциала животных разводимых в России пород и улучшение условий их содержания по системе государственного лизинга.

Вторым направлением реализации проекта является стимулирование развития малых форм хозяйствования в АПК через расширение доступности кредитных ресурсов для личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств и создаваемых ими сельскохозяйственных кооперативов. Предполагается осуществить 100%-ное субсидирование процентной ставки по привлекаемым кредитам - 95% ставки будет субсидироваться из федерального бюджета и 5% - из бюджета субъекта Федерации. Устанавливается предельный размер кредита для ЛПХ - 300 тыс. руб., К(Ф)К - 3 млн руб., создаваемых ими сельскохозяйственных кооперативов - до 10 млн руб. На реализацию этого направления будет выделено 6 млрд 570 млн руб. - 2,9 млрд в 2006 г и 3,67 млрд в 2007 г.

Реализация второго направления будет направлена и на стимулирование создания заготовительных и снаб-женческо-сбытовых структур, развитие кредитной кооперации, а также производств по переработке сельскохозяйственной продукции, производимой ЛПХ и К(Ф)Х.

На развитие и финансовую поддержку системы сельской кредитной кооперации будут направлены финансовые средства для формирования складочных капиталов кредитных кооперативов. В данной схеме Россель-хозбанк предусматривает рефинансирование ресурсной базы сельских кредитных кооперативов путем предоставления им краткосрочных кредитов. В субъектах Российской Федерации, где отсутствует залоговое обеспечение у сельскохозяйственных кредитных кооперативов, банк может выступать ассоциированным членом.

Создание системы сельской кредитной кооперации будет происходить в соответствии с Концепцией развития системы сельской кредитной кооперации от 23.03.2006 г В 2006 - 2007 гг планируется обеспечить развитие и создание 1000 сельских кредитных кооперативов.

В задачи проекта включено не только развитие сельскохозяйственного производства, но и позитивное изменение качества жизни людей на селе, в том числе через обеспечение доступным жильем молодых специалистов, проживающих и работающих на селе либо изъявивших желание переехать в сельскую местность и работать там. Это стало третьим направлением проекта.

В рамках проекта предполагается выделять средства федерального (не более 30%), региональных (не более 40%) и местных бюджетов, распределять средства работодателя и собственные средства получателя жилья (не менее 30% от расчетной стоимости жилья) на строи-

тельство или приобретение жилья молодыми специалистами на селе.

Однако следует отметить некоторую неподготовленность к данной работе и страны, и ее отдельных регионов . В первую очередь это непроработанность законодательства о кредитной кооперации. Кооперативы как организационно-правовую форму хозяйственной жизни на высоком законодательном уровне легализовал Гражданский Кодекс РФ. Однако в нем классификация представлена только двумя видами - производственным и потребительским. Деятельность кредитных и страховых сельскохозяйственных кооперативов по-прежнему не входит в правовое пространство, что, несомненно, яв -ляется тормозом на пути развития аграрного сектора страны, кооперативной системы и нормальных рыночных отношений.

На наш взгляд, противоречивость и неполнота правовых норм являются в настоящее время одними из основных препятствий для развития сельской кредитной кооперации в РФ. В этой связи необходимо скорейшее принятие федерального закона о кредитной кооперации, в котором должно быть четко определено понятие кооператива, отличающее его от акционерных и других типов предприятий. Нужно функционально разграничить производственные и обслуживающие кооперативы, выработать перечень разрешенной деятельности для кредитных кооперативов. Следует определить паевые отношения, выработать особенности распространения на кооперативы антимонопольного и налогового законодательства.

Определенная работа в этом направлении уже ведется. Подготовлены законопроекты о внесении изменений в Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации» и отдельные законодательные акты РФ.

Министерством сельского хозяйства России разработаны методические документы по развитию сельскохозяйственной потребкооперации.

Другой, не менее важной, проблемой в осуществлении предлагаемых мероприятий по реализации приоритетных национальных проектов является отсутствие опыта работы с сельскохозяйственными кооперативами во многих регионах страны. Теперь очень важно не «рубить с плеча», а действовать осторожно и взвешенно, используя отечественный и зарубежный опыт становления и развития сельхозкооперативов.

Практически сразу после озвучивания Президентом РФ приоритетного национального проекта «Развитие АПК» в регионах началась активная работа по его реализации.

Так, в Республике Мордовия успешно действует достаточно грамотная система поддержки сельских подворий. Причем, помимо финансовой поддержки, позволяющей селянам не просто выживать, а еще и развиваться, с сельскими тружениками ведется постоянная разъяснительная работа, помогающая им адаптироваться к рыночным условиям.

Увеличению производства сельскохозяйственной продукции сельскими подворьями в Республике способствует уникальная система межбюджетных отношений, действующая в Республике в последние годы. В составе доходов сельских поселений предусматривается финансовая помощь в виде дотаций из районного бюджета за поставленное с территории данного поселения сельскохозяйственное сырье для переработки на предприятиях

перерабатывающей промышленности, расположенных на территории Республики Мордовия. Это в конечном итоге способствует активному пополнению бюджетов муниципальных образований жителями сел - владельцами ЛПХ. Размер дотации при этом определяется пропорционально доле доставленных на переработку молока и мяса в фактически уплаченной сумме налогов на прибыль и доходы физических лиц предприятиями промышленной переработки в республиканский бюджет.

Фактическое выделение дотации производят пропорционально выполнению основных показателей социально-экономического развития сельских территорий исходя из их плановой доли в общей сумме дотаций в зависимости от выполнения производственных показателей, в том числе объема закупок скота и молока от ЛПХ граждан.

В реализации второго направления приоритетного национального проекта «Стимулирование развития малых форм хозяйствования в АПК» в Республике Мордовия в 2006 г. приняли участие более 6 тыс. ЛПХ и 70 К(Ф)Х. Для оказания комплекса услуг ЛПХ граждан и К(Ф)Х в Республике создано 73 сельскохозяйственных потребительских кооператива. На конец 2006 г малыми формами хозяйствования привлечено кредитных ресурсов на 790 млн руб., в том числе ЛПХ - 500 млн руб. К(Ф)Х по 89 договорам получили 146 млн руб., 33 сельскохозяйственных потребительских кооператива - кредит в сумме 142,3 млн руб.

За счет полученной ссуды в ЛПХ ремонтируются надворные постройки, строятся новые помещения для содержания скота, приобретаются скот, техника, средства малой механизации, тем самым улучшаются быт и благосостояние селян.

В Республике много внимания уделяется информированию потенциальных участников проекта обо всех его положениях в самых мельчайших деталях. В СМИ постоянно публикуется текущая информация о первых результатах, успехах и неудачах при реализации национального проекта.

Все главы сельских поселений и их заместители прошли специальное обучение со сдачей экзамена по проблемам организации работы по реализации проекта «Развитие АПК». Сегодня они в состоянии грамотно организовать оформление документов для получения кредитов.

95% кредитов ЛПХ, К(Ф)Х и кооперативы получили в Россельхозбанке. Следует отметить, что на начальном этапе филиал Россельхозбанка в Республике Мордовия не всегда успевал рассматривать заявки граждан на кредиты, поэтому пришлось подключать к ним в помощь работников управлений сельского хозяйства. На сегодняшний день более чем в 2 раза увеличено количество дополнительных офисов филиала Россельхозбанка на территории Республики Мордовия, они работают в 15 районах из 22.

В целом по Республике представлено в Минсельхозпрод Республики Мордовия документов с целевым использованием кредитов на возмещение процентных ставок районами на сумму 251 млн руб., что составляет 58% от суммы полученных кредитов.

В связи с тем что сельскохозяйственные потребитель -ские кооперативы и К(Ф)Х испытывают недостаток собственной залоговой базы, для получения ими кредитных средств Правительство Республики Мордовия на конкурсной основе на недостающую сумму залога предоставляет залог имуществом казны Республики Мордовия.

Размер средств, аккумулированных в республиканском залоговом фонде на обеспечение привлекаемых сельскохозяйственными предприятиями кредитов, составляет 2,7 млрд руб. Из них использовано в качестве обеспечения исполнения обязательств по кредитным договорам сельскохозяйственных потребительских кооперативов на сумму 58,9 млн руб., К(Ф)Х - 33,4 млн руб. Стоимость имущества муниципальных образований, предназначенного для передачи в залог по получаемым сельскохозяйственными товаропроизводителями кредитам, составляет 133,2 млн руб.

К сожалению, первые результаты от реализации второго направления приоритетного национального проекта «Развитие АПК» в Республике Мордовия малоутешительны. В 2006 г в ЛПХ населения не произошел рост поголовья животных, производства и реализации животноводческой продукции. За 11 месяцев 2006 г поголовье коров уменьшилось на 11% по сравнению с аналогичным периодом 2005 г., крупного рогатого скота - на 6%. Соответственно с этим снизилось и производство животноводческой продукции: молока - на 6%, мяса - на 3%, яиц - на 9%. Следует отметить, что спад производства продукции животноводства в ЛПХ начался в 2005 г и составил к уровню 2004 г.: по мясу скота и птицы - 7%, молоку - почти 9% (за 2001 - 2004 гг. прирост продукции составил соответственно 17% и 6%). К(Ф)Х не играют в Республике большой роли в производстве продукции сельского хозяйства. Их доля в общем объеме в 2005 г. составила 2,1%, оставаясь практически неизменной за последние 4 года.

Почему последние 2 года наблюдается спад производства сельскохозяйственной продукции сельскими подворьями Республики? Как представляется, ответ очевиден: решить все проблемы селян только при помощи расширения доступности к кредитным ресурсам невозможно. Это всего лишь один из механизмов государственного регулирования, который необходим для развития аграрного производства, в том числе ЛПХ и К(Ф)К. Для серьезного прорыва необходимо использовать все остальные механизмы в комплексе. По большому счету, для того чтобы сделать производство сельскохозяйственной продукции в хозяйствах населения, К(Ф)Х рентабельным, отвечающим современным запросам по продовольственной безопасности страны, в них необходимо принципиально изменить технологию и поднять культуру производства. Для этого надо в корне менять всю финансовую политику государства по отношению к аграрному сектору Нужно, чтобы на федеральном уровне были наконец-то приняты решения о восстановлении паритетности обмена между городом и селом, чтобы селяне получали реальную отдачу от своего тяжелого труда, те. необходима грамотная ценовая политика. В нынешних условиях круглосуточный труд селян практически не оплачивается, их прибыли сводятся к нулю. Как следствие, селяне уже не хотят заниматься товарным производством.

Необходимы малогабаритная техника, технологии, но главное - это цены. Во главу угла всех изменений в аграрной политике должен быть поставлен человек. Нужно, чтобы государство создало достойные условия для жизни и работы на селе. Тогда молодые люди будут оставаться там жить и работать, возвращаться после окончания профильных учебных заведений не от безысходности, а по желанию. Там, где есть заинтересованность в труде, естественно, будет повышаться его эффективность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.