УДК 338.43.02(47+57)
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «РАЗВИТИЕ АПК» -ПЕРЕЛОМНЫЙ ЭТАП В СОВРЕМЕННОЙ
АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ ПОЛИТИКЕ РОССИИ
А.В. Гордеев, академик РАСХН, Министр сельского хозяйства РФ
Национальный пр оект «Развитие АПК» являет собой качественно новый подход государства и общества к сельскому хозяйству. Мы встали на путь возрождения солидарности государства и крестьян. Но главное - наметились положительные тенденции пер елома сознания и настроя самих граждан, которые стали более инициативны в стремлении сохранить каждый хутор, село и деревню. Произошла психологическая адаптация к ыночным условиям людей, кото ые живут и т удятся на селе. Наконец, и власть начинает относиться к сельскому хозяйству как к действительно национальному п ио итету и ст атегическому конку ентному п еимуществу России на ми овых ынках.
С чего начинался нацпроект
Сентябрь 2005 г. Президент Российской Федерации В.В. Путин впер вые озвучил решение о включении сельского хозяйства в число п ио и-тетных национальных п оектов. В соответствии с его по учениями Министе ство сельского хозяйства приступило к разработке нацпр оекта «Развитие АПК», созданию необходимой но мативно-методологической базы, параметр ов пр оекта, плана мер опр иятий и сетевого графика.
Нацп оектом были оп еделены т и основные направления:
- ускор енное развитие животноводства;
-стимули ование азвития малых фо м хозяйствования в аг оп омышленном комплексе;
- обеспечение доступным жильем молодых специалистов на селе.
Октябрь 2005 г. В соответствии с Указом Пр езидента № 1226 «О Совете пр и Президенте Российской Феде ации по еализации п ио итет-ных национальных п оектов» об азована межведомственная абочая г уппа по п ио итетному национальному проекту «Развитие АПК». В ее состав вошли ответственные сот удники Адми-нист ации П езидента Российской Феде ации, П авительства РФ, уководителей оссийских субъектов, ученые и ответственные работники Минсельхоза России.
На заседаниях в пе вую оче едь ассмат ива-лись п облемные воп осы, возникающие в ходе еализации п оекта и т ебующие п инятия согласованных ешений на у овне феде альных о ганов исполнительной власти, фор мир ования методологической и но мативной п авовой базы еа-лизации проекта, о ходе разработки концепции земельно-ипотечного к едитования, но мативно-п авового егули ования в сфе е обо ота земель
сельскохозяйственного назначения, воп осы налогового законодательства и т.д.
Декабрь 2005 г. По итогам заседания Государ -с т в е н н о г о с о в е т а Р о с с и й с к о й Ф е д е ации пе ед субъектами РФ по по учению П езидента поставлена задача аз аботать свои егиональные п оекты «Развитие АПК», кото ые также должны включать в себя план ме оп иятий, с оки их выполнения, ответственных исполнителей, объемы финанси ования и конт ольные показатели.
Между Министе ством сельского хозяйства РФ и главами администраций заключены Соглашения о сот удничестве по еализации нацп оек-та. Регионы п иняли обязательства по целевым показателям его еализации, Министе ство - по обеспечению их но мативными п авовыми актами, оп еделяющими по ядок п едоставления субсидий и своев еменному доведению объемов бюджетных ассигнований из феде ального бюджета.
В целях оказания методической подде жки о ганам исполнительной власти субъектов Российской Феде ации п оводятся вст ечи и выездные зональные совещания уководства Мини-сте ства с уководителями егионов, те ито и-альных и муниципальных об азований, а также аботниками о ганов уп авления АПК субъектов Российской Феде ации.
Предварителъные итоги реализации на-
цпроекта.
П ежде всего, хотелось бы отметить, что в рамках проекта апробированы новые механизмы бюджетной поддержки сельского хозяйства. Их основу составляет «бюджети ование по конечным езультатам», когда госуда ственные есу сы выделяются под конкретные, объективно (с помощью государственной статистики и монитор инга пр оекта) контр олируемые цели. Это делает политику прозрачной, упрощает определение ее эффективности.
Во-вто ых, вся админист ативная ве тикаль, которую в последние три года выстраивало госу-да ство, начинает аботать на АПК (п ичем в е-жиме сетевого г афика).
В-тр етьих, ор ганы, созданные по реализации пр оекта, представляют хор ошую межведомственную площадку для п еодоления п отиво ечий между министе ствами, фо ми ующими аг а -ную политику (и, п ежде всего, между Минсель-хозом, Минфином и Минэконом азвития).
В-четвертых, проект посылает четкий сигнал бизнесу, куда целесооб азно вкладывать деньги. В рамках пр оекта отработаны новые схемы част-но-госуда ственного па тне ства в сельском хозяйстве.
В-пятых, пр оект вовлекает в процесс аграрной политики новые социальные г уппы сельского сообщества, по существу отлученные от госуда -ственной подде жки. Речь идет о личных подсобных хозяйствах (ЛПХ) и сельскохозяйственных пот ебительских (к едитных и нек едитных) кооперативах. ЛПХ - самая распр остраненная фор ма эко номической деятельности на селе.
В рамках нацпроекта мобилизованы финансовые, организационно-управленческие и социально-политические р есурсы и созданы базовые условия для стабильного экономического роста в отрасли и решения социальных проблем российской деревни.
Ускоренное развитие животноводства
Нацпроект способствовал общему росту всех показателей сельскохозяйственного п оизводства, и, прежде всего, в животноводстве.
Производство скота и птииы на убой в живом весе в хозяйствах всех катего ий вы осло примерно на 15% (при контр ольных цифрах нацпроекта - 7%) к уровню соответствующего пер иода 2005 года. Наибольший пр ирост достигнут в Белгородской области, Краснодарском крае, Московской области, Ставропольском крае, Республике Татарстан, Челябинской, Ростовской и Липецкой областях - можно выделить 63 терр ито-р ии, в котор ых общие объемы пр оизводства скота и птицы увеличились.
Выросло и производство молока - в иелом примерно на уровне плановых заданий (4-4,5%) к у овню соответствующего пе иода 2005 года, а в к естьянских (фе ме ских) хозяйствах - более, чем на 27 %. В лидер ы по этому показателю вышли Татар стан, Башкор тостан Дагестан, Карачаево-Черкесская Республика, Саратовская область, Чувашская область, Краснодар ский край.
Численность крупного рогатого скота на 1 нояб я 2007 года в хозяйствах всех катего ий составила 21,4 млн. голов, что на 2,4% больше уровня 2005 года. Увеличение поголовья КРС произошло за счет 48 терр иторий, в числе котор ых Челябинская область, Республики Башкор тостан и Дагестан, Оренбургская область, Алтайский к ай и д .
Позитивные сдвиги в животноводстве, как и во всем АПК, во многом достигнуты благодаря созданию условий для массовой доступности к е-дитов, в том числе долгос очных.
Кредитование животноводческих комплексов ($ерм). С начала р еализации Пр оекта более 2000 животноводческих объектов заключили к едит-ные догово ы на с ок до 8 лет на ст оительство, еконст укцию и моде низацию животноводческих комплексов (фе м) и п едп иятий п омыш-ленного рыбоводства. На эти цели привлечено 115,6 млрд. рублей кр едитных р есур сов. На возмещение части затрат на уплату процентов по к едитам в егионы пе ечислено около 7,3 мл д. ублей с едств феде ального бюджета.
Ряд крупных объектов возводится и в Орловской области. Особо хотел бы выделить возведение ЗАО АВК «Эксима» крупнейшего в стране Знаменского селекционно-гибридного центра по п оизводству свинины и племенного молодняка. С полным вводом его в стр ой будет выращиваться до миллиона голов свиней в год, а п оизводство свинины составит более 100 тысяч тон в год.
Для обеспечения вновь пост оенных и екон-ст уи ованных животноводческих комплексов (фе м) племенным скотом, обо удованием и тех-
никой, а также запасными частями, ко мами, ве-те ина ными п епа атами, сельскохозяйственными това оп оизводителями п ивлекаются краткосрочные кр едиты. Так, в целом по России с начала 2007 года на ссудные счета заемщиков поступили 171,3 млрд. рублей по краткосрочным к едитам и 70,8 мл д. ублей по 5-летним к еди-там.
Дополнительные мероприятия. Для повышения эффективности еализации п ио итетного национального проекта «Развитие АПК» включены дополнительные ме оп иятия по госуда ст-венной подде жке племенного животноводства, овцеводства, севе ного оленеводства и табунного коневодства. Они уже полностью профинансир о-ваны. С начала р еализации Пр оекта ОАО «Росаг-олизинг» поставлено 82,7 тыс. голов племенного КРС и оборудования для модернизации более 200 тысяч скотомест. Наиболее значимые мероприятия по подде жке данных подот аслей - утве -ждение объемов квот и таможенных пошлин на мясо вплоть до 2009 года, отмена ввозных таможенных пошлин на технологическое обо удова-ние для животноводства не имеющее отечественных аналогов, а также внесение изменений в Налоговый кодекс в части отмены НДС на ввоз племенного скота. В результате проведенных меро-п иятий можно с уве енностью гово ить, что установленные п оектом показатели оста поголовья овец, севе ных оленей, табунных лошадей будут полностью выполнены, в частности по ас-четам специалистов Минсельхоза России поголовье овец увеличится на 6% п и плановом показателе 3%.
Стимулирование развития малых форм хозяйствования в АПК
В рамках второго направления приоритетного национального проекта была поставлена цель увеличить к 2008 году объем еализации сельскохозяйственной п одукции, п оизводимой личными подсобными и к естьянскими (фе ме ски-ми) хозяйствами (ЛПХ и КФХ) на 6 пр оцентов. Для стимули ования азвития малых фо м хозяйствования пот ебовалось создание и азвитие сети сельскохозяйственных пот ебительских коопе-ативов (к едитных, пе е абатывающих и снабженческо-сбытовых), а также п ивлечение малыми фор мами кр едитов и займов на условиях суб-сиди ования п оцентной ставки.
Для еализации этого нап авления из феде-ального бюджета выделяются с едства на выплату субсидий малым фо мам хозяйствования для компенсации части зат ат на уплату п оцен-тов по к едитам и займам в азме е 95% ставки рефинансир ования Центрального банка России, а также в феде альном бюджете 2006 года было пр едусмотр ено внесение в уставный капитал ОАО «Россельхозбанка» 9,4 млр д. рублей, котор ые на-п авлены на к едитование заготовительных и снабженческо-сбытовых структур, на создание и азвитие системы земельно-ипотечного к едито-вания.
Механизм стимулирования сельскохозяйственных потребительских кооперативов - пр едостав-ление бюджетных с едств для увеличения паевых фондов коопе ативов, п едоставление в а енду помещений, компьютерной техники и иного имущества, необходимого для о ганизации аботы, организация обучения менеджеров, а также помощь в подготовке уч едительных документов и бизнес-планов азвития. В отдельных субъектах Российской Феде ации п именяются льготные ежимы налогообложения по егиональным и местным налогам (в частности по т анспо тному налогу и налогу на имущество), а также осуществляется п едоставление га антий и по учительств малым фор мам хозяйствования в АПК.
В езультате п едп инятых действий за два года реализации нацпр оекта в стране было создано 3439 сельскохозяйственных потребительских кооперативов всех видов (целевой показатель был установлен на ур овне 2550 единиц), в том числе 1067 кр едитных, 654 пер ерабатывающих и 1718 снабженческо-сбытовых. Лиди ующие позиции по созданию коопе ативов занимают Республики Мордовия, Чувашия, Красноярский край, Орен-бур гская, Новосибир ская, Белгор одская и Калужская области.
Несмот я на достаточно хо ошие темпы создания коопе ативов необходимо отметить, что охват кооперативными отношениями сельского населения (то есть соотношение числа за егист-и ованных коопе ативов к числу ЛПХ, КФХ и ИП) пока еще недостаточен и в целом по России составляет чуть более 1 %.
Но основной задачей является не увеличение количества коопе ативов, а улучшение качества их деятельности. Сегодня нам необходимо добиться того, чтобы созданные кооперативы р еаль-но аботали. По п едва ительным итогам 2007 года из общего количества вновь созданных сельскохозяйственных пот ебительских коопе ативов фактически работающих всего 53%. Поэтому пе ед субъектами стоит задача п инять максимум усилий для достижения удельного веса аботаю-щих коопе ативов не ниже 80 п оцентов. С ней уже справились такие регионы, например, как Республика Саха (Якутия), Республика Мор довия, Тюменская область.
С финансово-экономической точки з ения отмечается существенный рост активов сельскохозяйственных потребительских кооперативов, кото ый в 2007 году вы ос почти в 3 аза по с авнению с 2006 г. К оме того, почти в 4 аза увеличилась выручка от реализации продукции сельскохозяйственными пот ебительскими кооперативами. При этом годовой прирост объема реализации продукции, работ и услуг в среднем на один кооператив составляет 20%. Также по отношению к пр ошлому году в 2 раза возр осли объемы выданных займов кооперативов, а сумма привлеченных кредитов и займов почти в 3 раза.
Банковские ст укту ы за в емя еализации нацп оекта п едоставили коопе ативам к едитов на сумму свыше 5 мл д. ублей, в том числе к е-
дитным коопе ативам на сумму 1,2 мл д. ублей. И здесь особую роль играет ОАО «Россельхозбанк». На его долю пр иходится 82 % общего объема к едитов, выданных коопе ативам. Для активизации деятельности сельскохозяйственных к е-дитных коопе ативов, ОАО «Россельхозбанк» аз аботана п оцеду а вхождения банка в качестве ассоции ованного члена таких коопе ативов. В амках этой п ог аммы банк стал ассоции ован-ным членом в 59 сельскохозяйственных кредитных коопе ативах, а общая сумма взносов составила 551 млн. рублей.
В отношении объемов п ивлеченных к едитов, хочу отметить, что за истекший пе иод малыми фо мами хозяйствования в АПК п едоставлено около 79 мл д. ублей к едитов (п и плановом значении 70,9 мл д. ублей). Из них около 64% составляют к едиты, выданные г ажданам, ведущим личное подсобное хозяйство, 30,7% - к еди-ты, выданные к естьянским (фе ме ским) хозяйствам и остальные (5,3%) - сельскохозяйственным пот ебительским коопе ативам.
Особое место в нацп оекте было отведено вопросу формирования земельно-ипотечного кредитования в сельском хозяйстве. В Российской Феде ации, обладающей значительными есу сами земель сельскохозяйственного назначения, земля пока не стала га антом инвестиций и условием их п ивлечения.
В этой связи Минсельхозом России совместно с ОАО «Россельхозбанк» была п оделана значительная абота в нап авлении заложения основ и азвития системы земельно-ипотечного к едито-вания. В течение двух лет ОАО «Россельхозбанк» успешно осуществлял еализацию пилотных п о-ектов по земельно-ипотечному к едитованию в азличных егионах, п евысив плановые показатели. Так, по данным на 29.10.2007 г. сельхозто-ва оп оизводителям из 35 егионов Российской Федерации предоставлены 165 кредитов на общую сумму 4629 млн.рублей. Общая площадь залогового фонда земель сельскохозяйственного назначения, п инятых в обеспечение земельноипотечных кр едитов, составляет около 260 тыс.га.
Активное участие в пилотных пр оектах по земельно-ипотечному к едитованию п инимают малые фо мы хозяйствования АПК - к естьян-ские (фе ме ские) хозяйства и индивидуальные п едп иниматели, кото ым выдано 79 к едитов на сумму 264,7 млн.р ублей, в залог пр едоставлено 27,4 тыс.га земель сельскохозяйственного назначения.
Одной из главных п облем, сде живающих вовлечение земель сельскохозяйственного назначения в г ажданский обо от, в том числе создание системы земельно-ипотечного к едитования, является высокая стоимость абот по межеванию земельного участка и длительная п оцеду а постановки земельного участка на кадаст овый учет. Минсельхозом России аз аботаны и на-п авлены в Минэконом азвития России п едло-жения по обеспечению уп ощения и удешевления п оцеду ы. Они частично учтены п и аз а-
ботке п оекта феде ального закона «О внесении изменений в некото ые законодательные акты Российской Феде ации в части сове шенствова-ния п оведения землеуст ойства». В настоящее время законопроект доработан к рассмотрению Госуда ственной Думой во вто ом чтении.
Обеспечение доступным жильем молодых специалистов на селе
Успех приоритетного национального проекта «Развитие АПК» зависит во многом от кадр ового обеспечения, у овня п офессионализма специалистов, осуществляющих его р еализацию. Одним из механизмов изменения ситуации в кадровой политике АПК, нап авленной на стимули ование привлечения и закрепления на селе молодых квалифицированных специалистов и подготовленных абочих массовых сельскохозяйственных п офес-сий, является осуществление комплекса ме социального ха акте а. И, п ежде всего, это обеспечение доступности улучшения жилищных условий.
В связи с этим в амках п ио итетного национального п оекта «Развитие АПК» с 2006 года п едусмот ена еализация ме оп иятий по обеспечению доступным жильем молодых специалистов и членов их семей.
Целевыми показателями национального пр оекта на 2006-2007 годы пр едусмотр ено обеспечение жильем 31, 64 тыс. молодых специалистов и молодых семей, для котор ых необходимо постр оить (приобрести) жилья в сельской местности общей площадью 1392,9 тыс. кв. мет ов. Молодым специалистам и молодым семьям п едоставлено п а-во выбо а между несколькими схемами ешения п облемы обеспечения жильем с использованием с едств госуда ственной подде жки.
Финансовый механизм р еализации мер оприя-тий по обеспечению доступным жильем молодых специалистов и молодых семей п едусмат ивает долевое участие с едств феде ального бюджета (30%), бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников. В 2006-2007 гг. на эти цели из феде ального бюджета нап авлено 4,5 мл д. ублей.
В 2006 году еализация ме оп иятий т етьего нап авления п ио итетного национального п о-екта «Развитие АПК» по обеспечению доступным жильем молодых специалистов и молодых семей осуществлялась на сельских те ито иях 79 субъектов Российской Феде ации, а в 2007 - уже в 82 егионах.
В 2006 году целевые показатели III направления приоритетного национального проекта «Развитие АПК» по обеспечению доступным жильем молодых специалистов и молодых семей были выполнены полностью: пост оено и п иоб етено жилья для 16 225 молодых специалистов и членов их семей общей площадью 713,8 тысяч кв. мет-ов.
В 2007 году плани уется осуществить ввод еще 679,5 тыс. кв. метр ов жилья для 15,44 тыс. молодых специалистов и членов их семей. По итогам 9 месяцев 2007 г. введено и п иоб етено
жилья для 5,8 тыс. молодых специалистов и молодых семей общей площадью 365,8 тыс. кв. мет-ов. По п огнозным оценкам специалистов, целевые показатели нацп оекта по обеспечению жильем молодых специалистов будут выполнены в полном объеме.
От нацпроекта - к госпрограмме
Приоритетный национальный проект - это только пе вый шаг к стабильному азвитию села. Вто ым этапом станет Госуда ственная п о-г амма азвития сельского хозяйства и егули о-вания ынков сельскохозяйственной п одукции, сырья и пр одовольствия на 2008-20012 годы. Все отработанные в нацпроекте формы взаимодействия государства, банков и бизнеса нашли отражение в госпр ограмме. Мы и впр едь не собираемся п осто аздавать бюджетные деньги, не будем вести строительство за государственный счет -ничего подобного в госп ог амме не появилось. Успех конк етного п едп иятия по-п ежнему всецело будет зависеть от действий тех, кто на нем т удится.
Госуда ственной п ог аммой оп еделены пять основных нап авлений:
1. Устойчивое азвитие сельских те ито ий. В этом нап авлении, надо п изнаться п ямо, сделаны лишь пер вые шаги. Необходимо пр едложить п авительству модель госуда ственного уп авле-ния этим п оцессом.
2. Создание общих условий функциони ова-ния сельского хозяйства. Речь идет об обеспечении от асли квалифици ованными кад ами и пр оведении научных исследований по пр иоритет-ным нап авлениям сельского хозяйства и яд д у-гих ме оп иятий.
3. Развитие п ио итетных подот аслей сельского хозяйства.
4. Достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства за счет сох анение льготного
ежима налогообложения, сове шенствования законодательной базы, касающейся финансового оздо овления, азвития земельной ипотеки как важнейшего условия обеспечения доступа сельскохозяйственных това оп оизводителей к к е-дитным р есурсам.
5. Регули ование ынка сельскохозяйственной п одукции, сы ья и п одовольствия. Надо выстроить эффективную систему защиты внут-
еннего ынка с помощью ме таможенно-
тарифного регулирования. Добиться взаимовыгодного па тне ства п едп иятий то говли, особенно сетевых, и п оизводителей, покончить с диктатом пос едников п и закупке п одукции в хозяйствах
Госп ог амма пот ебует колоссальной мобилизации сил - и психологических, и политических. Нам п едстоит еще более се ьезная абота над значительным повышением жизненного у ов-ня не только сельских жителей, но и всех оссиян.