Научная статья на тему 'Формы и элементы инновационных территорий'

Формы и элементы инновационных территорий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
281
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕРРИТОРИИ / КЛАССИФИКАЦИЯ / ИНДИКАТОРЫ / ЮРИДИЧЕСКИ ЛЕГАЛЬНЫЕ ГРУППЫ / INNOVATIVE TERRITORIES / CLASSIFICATION / INDICATORS / LEGALLY LEGAL GROUPS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дроздов В. Ф.

В статье рассматриваются формы инновационных территорий, дается их классификация. Основное внимание уделяется развитию территорий с градообразующими научно-производственными комплексами и направлениям их государственной поддержки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMS AND ELEMENTS OF INNOVATIVE TERRITORIES

In the article forms of innovative territories are considered, their classification is given. The basic attention is given to development of territories about a city forming research-and-production complexes and to directions of their state support.

Текст научной работы на тему «Формы и элементы инновационных территорий»

ции проекта, поскольку это приведет к ускорению возврата вложенных средств.

Для определения порядка возмещения средств, вложенных частными инвесторами в создание и развитие объектов инфраструктуры морских портов, относящихся к собственности Российской Федерации, автором предлагается использовать следующую формулу:

ВЗ = [СД-1+СНР/100) х (ПЗ+АО+НИ)] х (1-СНП/100) х (1-НР/100),

где

ВЗ - сумма возмещения затрат частному инвестору;

СД - сумма доходов, получаемых хозяйствующим субъектом, наделенным государством полномочиями эксплуатировать объекты федеральной собственности в морских портах (далее - представитель государства) от эксплуатации вновь создаваемых объектов инфраструктуры морских портов, относящихся к федеральной собственности (портовые сборы, арендные платежи);

СНР - установленная представителем государства ставка накладных расходов;

ПЗ - сумма производственных затрат представителя государства на содержание объектов федеральной собственности, в том числе затрат на проведение ремонтных дноуглубительных работ, заработную плату, отчисления на социальные нужды и т.п.;

АО - сумма амортизационных отчислений в части вновь создаваемых объектов инфраструктуры морских портов, относящихся к федеральной собственности;

НИ - ежемесячная сумма налога на имущество, выплачиваемая представителем государства, в части вновь создаваемых объектов инфраструктуры морских портов, относящихся к федеральной собственности;

СНП - ставка налога на прибыль, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации;

НР - норма рентабельности, установленная для проектов подобного рода представителем государства.

Таким образом, существует множество способов оформления отношений государства и частного сектора при реализации совместных проектов создания и развития объектов инфраструктуры морских портов. Каж-

дый из них имеет свои плюсы и минусы. Выбор того или иного способа зависит от особенностей проекта. Наиболее простым и удобным способом, по мнению автора, является договор подряда с условием рассрочки платежа. Предложенная автором формула определения порядка возврата средств, вложенных частными инвесторами в федеральную собственность, может быть использована представителями государства и частными инвесторами при реализации совместных инвестиционных проектов в морских портах как на стадии предпроектных разработок, так и на стадии заключения договоров подряда на строительство.

Литература:

1. Федерального закона от 11.10.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных предприятиях»;

2. Федеральный закон от 21.07.2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях»;

3. Федеральный закон от 8 11.2007 г. № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

4. Федеральная целевая программа «Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)», утвержденная постановлением Правительства РФ от 05.12.2001 г. № 848;

5. Федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)», утвержденная постановлением Правительства РФ от 05.12.2001 г. № 848, в редакции постановления Правительства РФ от 20.05.2008 г. № 377;

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 10.08.2007 г. № 505 «О порядке принятия федеральными органами исполнительной власти решений о даче согласия на заключение сделок по привлечению инвестиций в отношении находящихся в федеральной собственности объектов недвижимого имущества»;

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 25.09.2002 г. № 705 «О совершенствовании системы управления морскими портами и специализированными портами».

ФОРМЫ И ЭЛЕМЕНТЫ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕРРИТОРИИ

Дроздов В.Ф., к.с.н., преподаватель ГОУ ДПО ГАСИС

В статье рассматриваются формы инновационных территорий, дается их классификация. Основное внимание уделяется развитию территорий с градообразующими научно-производственными комплексами и направлениям их государственной поддержки.

Ключевые слова: инновационные территории, классификация, индикаторы, юридически легальные группы.

FORMS AND ELEMENTS OF INNOVATIVE TERRITORIES

Drozdov V., The candidate of social sciences, lector, GOU DPO GASIS

In the article forms of innovative territories are considered, their classification is given. The basic attention is given to development of territories about a city forming research-and-production complexes and to directions of their state support.

Keywords: innovative territories, classification, indicators, legally legal groups.

Важным шагом в определении связи инноваций и территориального развития стало исследование форм инновационных территорий и их элементов.

Состояние территорий с высоким научно-техническим потенциалом, существующая нормативная правовая база, обеспечивающая их развитие, ее правоприменительная практика, анализ эффективности мер государственной поддержки, а также мировой опыт, показывают возможность развития территории за счет активизации инновационной деятельности, увеличения выпуска наукоемкой продукции.

Основной целью формирования инновационных территорий является как технологическое, так и социально-экономическое развитие территории, на основе результатов инновационной деятельности.

Индикаторами успешности такого социально-экономического развития служат, в первую очередь:

• увеличение налоговых поступлений в бюджет территории;

• повышение занятости и доходов населения территории;

• повышение в составе населения территории доли лиц, занимающихся более квалифицированным трудом и получающих, соответственно, более высокие доходы;

• повышение уровня жизни населения в целом.

В экономической литературе способность того или иного субъекта к инновационному предпринимательству связывается с инновационным потенциалом. Это понятие все чаще встречается в научном обороте, но все же относится к разряду мало разработанных. В структуре

инновационного потенциала выделяются различные компоненты: накопленные научные знания, кадровые, материально-технические, финансовые и иные ресурсы, обеспечивающие осуществление инновационного процесса. Иными словами, инновационный потенциал - это совокупность ресурсов, необходимых для разработки, производства и коммерциализации новой продукции. Принято считать, что наибольшим инновационным потенциалом обладают так называемые инновационные территории.

В настоящее время в различных странах существует множество модификаций инновационных территорий. Исследованию типов инновационных территорий посвящено достаточно работ [3,4, 5, 6 ]. Широко распространенным является понимание инновационной территории как территории, находящейся в границах одного или нескольких муниципальных образований, основу которых составляют создание и реализация конкурентоспособной наукоемкой продукции.

Правовой аспект данной проблемы представлен слабо и исчерпывается единицами работ, посвященных этой проблематике. [6] Проблема правового обеспечения развития инновационных территорий - составная часть общей проблемы правового регулирования научно-технической и инновационной деятельности. И отсутствие на федеральном уровне консолидированного и взаимосогласованного законодательства, посвященного инновационной деятельности, значительно затрудняет исследование данной проблемы. Из существующего законодательного массива можно выделить следующие юридически легальные груп-

пы территорий с высокой концентрацией научного потенциала:

1. Отдельные муниципальные образования (наукограды);

В основу методологии формирования территорий инновационного развития как составного элемента российской инновационной системы, положен опыт разработки программ развития муниципальных образований как наукоградов.

В соответствии с Федеральным законом РФ « О статусе наукограда» от 18 октября 2007 года № 230, наукоград это - муниципальное образование со статусом городского округа, имеющее высокий научно-технический потенциал, с градообразующим научно-производственным комплексом[1].

Муниципальное образование, претендующее на присвоение статуса наукограда, должно иметь научно-производственный комплекс, расположенный на территории данного муниципального образования [12, 13].

Научно-производственный комплекс муниципального образования, претендующего на присвоение статуса наукограда, должен быть градообразующим и отвечать критериям:

- численность работающих в организациях научно-производственного комплекса составляет не менее 15 процентов численности работающих на территории данного муниципального образования;

- объем научно-технической продукции (соответствующей приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники Российской Федерации) в стоимостном выражении составляет не менее 50 процентов общего объема продукции всех хозяйствующих субъектов, расположенных на территории данного муниципального образования, или стоимость основных фондов комплекса, фактически используемых при производстве научно-технической продукции, составляет не менее 50 процентов стоимости фактически используемых основных фондов всех хозяйствующих субъектов, расположенных на территории муниципального образования, за исключением жилищно-коммунальной и социальной сферы.

В научно-производственный комплекс муниципального образования, претендующего на присвоение статуса наукограда, входят юридические лица, зарегистрированные в установленном порядке на территории данного муниципального образования:

- научные организации, учреждения высшего профессионального образования и иные организации, осуществляющие научную, научнотехническую и инновационную деятельность, экспериментальные разработки, испытания, подготовку кадров в соответствии с приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники Российской Федерации, при наличии у них в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, государственной аккредитации;

- организации, независимо от организационно-правовых форм, осуществляющие производство продукции, выполнение работ и оказание услуг, при условии, что доля производства наукоемкой продукции (в стоимостном выражении), соответствующей приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники Российской Федерации в течение предшествующих трех лет, составляет не менее 50 процентов их общего объема производства.

Наукограду Правительство Российской Федерации утверждает приоритетные направления научной, научно-технической, инновационной деятельности, экспериментальных разработок, испытаний, подготовки кадров в соответствии с государственными приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники Российской Федерации.

Присвоение муниципальному образованию статуса наукограда является основанием для финансирования из федерального бюджета в виде субвенций дополнительных расходов наукоградов Российской Федерации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

2. Закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО).

Работы, посвященные региональному развитию [2, 8, 10, 11] позволили сделать вывод, что ЗАТО являются территориями, обладающими особой инновационной активностью (например Озёрск и Сне-жинск Челябинской области).

Из более сорока существующих в настоящее время закрытых административно-территориальных образований градообразующий научно-производственный комплекс, по различным оценкам, имеют не более 16 ЗАТО. Это - Железногорск и Зеленогорск Красноярского края, Мирный Архангельской области, Знаменск Астраханской области, Радужный Владимирской области, Краснознаменск Московской области, Саров Нижегородской области, Заречный Пензенской области, Шиханы Саратовской области, Лесной и Новоуральск Свердловской области, Солнечный Тверской области, Северск Томской области, Озерск, Снежинск и Трехгорный Челябинской области.

3. Академгородки.

Академгородки и ЗАТО с высокой концентрацией научно-технического потенциала выделяются в качестве особых типов территорий с

градообразующими научно-производственными комплексами в связи с их отличием как объектов государственной поддержки от наукоградов. Особенность академгородков заключается в том, что они не являются муниципальными образованиями однако функционируют, как правило, в закрытом режиме, и государственная поддержка инновационного развития в них осуществляется по особым правилам в соответствии с задачами обороны и безопасности государства.

Различные уровни инновационного развития, позволяют сделать заключение, что на рынке инноваций одни территории действуют как агенты спроса, а другие, как агенты предложения [7]. Степень инновационности территорий характеризует территорию со стороны предложения инноваций, а показатель инновационной восприимчивости - со стороны инновационного спроса. Таким образом, в зависимости от характеристики территории со стороны инновационного спроса и предложения позволяют выбрать приоритетные меры воздействия на социально-экономическое развитие. Так как любая территория сочетает в себе функции, как агента инновационного спроса, так и агента инновационного предложения, применение совокупности данных инструментов будет наиболее результативным. В условиях ограниченности средств и ресурсов наиболее перспективными точками, способными генерировать и внедрять новые технологии, технику и продукцию, являются научно-производственные комплексы, размещенные в закрытых административно- территориальных образованиях.

Практически инновационными территориями являются многие крупные города, в составе экономических комплексов которых в достаточном объеме представлен как производственный, так и связанный с ним научный потенциал. Эти территории, объективно характеризующиеся как территории с высоким научно-техническим потенциалом, не охвачены полноценным правовым регулированием, не квалифицированы с точки зрения их дифференциации, а потому в сферу государственной поддержки и участия попадают стихийно и фрагментарно. Как уже отмечалось, в мировой практике такие территории принято относить к инновационным территориям. Эти территории обеспечивают свое развитие как за счет выполнения коммерческих заказов на проведение исследований и разработок, так и за счет выпуска конкурентоспособной продукции и занятия соответствующих ниш, как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

Организации, функционирующие на территориях с высокой концентрацией научно-технического потенциала, в настоящее время получают государственную поддержку на общих условиях поддержки инновационной деятельности наряду с другими ее субъектами. Вместе с тем, формируются институты государственной поддержки территорий с высокой концентрацией научно-технического потенциала, являющихся устойчивыми механизмами содействия воспроизводственным процессам инновационного типа. В настоящее время на федеральном уровне институциональная основа государственной поддержки инновационного развития таких территорий в более или менее целостном виде сформирована только в отношении наукоградов Российской Федерации.

В целях законодательного обособления территорий, на которых есть ресурсы для выпуска товаров глубокой промышленной переработки и технологий, в том числе промышленного назначения, посредством использования интеллектуальной собственности и осуществления инноваций, конкурентоспособных на внутреннем рынке Российской Федерации и на мировых рынках предполагается создание особых экономических зон. Особая экономическая зона - определяемая Правительством Российской Федерации как часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности. Особые экономические зоны создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции и развития транспортной инфраструктуры.

Существенным отличием ОЭЗ от вышеперечисленных форм инновационной территории является:

• Территория особой экономической зоны не должна включать в себя полностью территорию какого-либо административно-территориального образования.

• На территории особой экономической зоны не допускается размещение объектов жилищного фонда.

В качестве инновационной территории может рассматриваться особая экономическая зона технико-внедренческого типа.

В соответствии со ст.10 ФЗ РФ № 116-ФЗ от 22.07.2005 г., регулирующего функционирование ОЭЗ в России, «..под технико-внедренческой деятельностью понимается создание и реализация научно-технической продукции, доведение ее до промышленного применения, включая изготовление, испытание и реализацию опытных партий, а также создание программных продуктов, систем сбора, обработки и передачи данных, систем распределенных вычислений и оказание услуг по внедрению и обслуживанию таких продуктов и систем».

На момент создания технико-внедренческой особой экономичес-

кой зоны земельные участки, образующие ее территорию, за исключением земельных участков, которые предоставлены для размещения и использования объектов инженерной инфраструктуры и на которых размещены такие объекты, не должны находиться во владении и (или) в пользовании граждан и юридических лиц, за исключением образовательных и (или) научно-исследовательских организаций.

По замыслу законодателя, такие экономические зоны (ОЭЗ) должны представлять собой ограниченный участок сухопутной территории Российской Федерации, в пределах которого в соответствии с Федеральным законом и иными законодательными актами Российской Федерации устанавливается режим ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также особой таможенной зоны. Сегодня существуют 4 особые экономические зоны технико-внедренческого типа.

Решение о создании особой экономической зоны на территориях субъекта Российской Федерации и муниципального образования принимается Правительством Российской Федерации и оформляется постановлением Правительства Российской Федерации на конкурсной основе. Особая экономическая зона создается на двадцать лет. Срок существования особой экономической зоны продлению не подлежит.

По соглашению, заключенным между Правительством Российской Федерации и администрацией муниципального образования, о создании особой экономической зоны устанавливаются:

• объем и сроки финансирования создания инженерной, транспортной и социальной инфраструктур особой экономической зоны за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета;

• план обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории;

• комплекс мероприятий по разработке перспективного плана развития особой экономической зоны и порядок их финансирования;

• размеры принадлежащих Российской Федерации, субъекту Российской Федерации и муниципальному образованию долей в праве общей долевой собственности на объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур особой экономической зоны;

• порядок эксплуатации и содержания, в том числе осуществления капитального ремонта, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, находящихся в общей долевой собственности;

• порядок владения, пользования к распоряжения объектами инфраструктуры, находящимися в общей долевой собственности, после прекращения существования особой экономической зоны;

• обязательства органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предоставлению налоговых льгот резидентам особой экономической зоны;

• порядок формирования наблюдательного совета особой экономической зоны;

• обязательства исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации по делегированию федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному осуществлять функции по управлению особыми экономическими зонами, полномочий по управлению и распоряжению земельными участками и другими объектами недвижимости в пределах территории особой экономической зоны на срок ее существования;

• обязательства исполнительно-распорядительного органа муниципального образования по передаче федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному осуществлять функции по управлению особыми экономическими зонами, права на управление и распоряжение земельными участками и другими объектами недвижимости, находящимися в муниципальной собственности, в пределах территории особой экономической зоны на срок ее существования;

Объекты инфраструктуры особой экономической зоны могут создаваться за счет других источников.

Резидент (индивидуальный предприниматель или коммерческая организация) технико-внедренческой особой экономической зоны осуществляет на территории особой экономической зоны только техниковнедренческую деятельность. По соглашению с муниципальной администрацией, резиденту предоставляется право:

1. заключения договора аренды земельного участка, расположенного в пределах территории особой экономической зоны и прошедшего кадастровый учет за счет резидента, на срок действия соглашения о ведении технико-внедренческой деятельности, если меньший срок не заявлен резидентом.

2. заключения договора аренды государственного или муниципального имущества;

Территория, на которой создается особая экономическая зона технико-внедренческого типа, изначально может не являться территорией с высокой концентрацией научно-технического потенциала, а стать таковой только в результате функционирования данной особой экономической зоны.

Конкурсный порядок рассмотрения заявок, а также установленные в проекте закона критерии, при наличии которых территория получает статус особой экономической зоны, свидетельство того, что все существующие инновационные территории, не могут и не должны получить статуса особой зоны. А значит часть потенциально способных к инновационным технологиям территорий, имеющих для этого соответствующий ресурс, не будут иметь специфического правового статуса, и вынуждены будут помогать сами себе. В связи с этим для создания правовой базы инновационных территорий требуется либо специальное законодательство, либо учет интересов таких территорий в готовящихся законопроектах о свободных и экономических зонах.

Особые экономические зоны технико-внедренческого типа существуют в г. Санкт-Петербурге, Зеленоградском административном округе г. Москвы, г. Дубне и г. Томске.

Существует еще ряд территорий, которые могли бы при соответствующей государственной поддержке обеспечить свое развитие за счет инновационной деятельности. Вкратце их можно охарактеризовать следующим образом:

- на территории уже существуют научно-производственный и образовательный комплекс, имеющий потенциальный возможности для разработки и современных наукоемких технологий;

- на территории размещены промышленные предприятия, способные воспринимать наукоемкие технологии и выпускать конкурентоспособную высокотехнологическую продукцию;

- на территории расположены преимущественно предприятия добывающего комплекса и (или) основу экономики составляют сельское хозяйство, животноводство и т.д., т.е. потенциальные потребители наукоемких технологий;

- территориальная экономика ориентирована на оказание услуг различного вида, например, проведение испытаний новой техники по заказам разработчиков (г. Жуковский Московской области), обеспечение культурных потребностей (г. Петергоф, и т.д.);

- территория является депрессивной, т.е. не имеет ни собственных природных ресурсов, ни развитого научно-технологического потенциала, и для ее развития требуется принятие специальных мер.

Для определения необходимого объема участия государства и выбора возможных механизмов государственной поддержки, законодательно все инновационные территории предлагается разделить на группы что позволит объективно соотносить удельный вес прямого государственного участия в их экономико-социальном бытии и действие рыночных механизмов:

1. Территории, инновационный потенциал которых обеспечивает их бездотационное развитие, т.е. для обеспечения жизнедеятельности им не требуется дополнительных субсидий из федерального и регионального бюджетов.

2. Территории, для перехода на бездотационное развитие которых требуется ресурсная поддержка развития научно-производственного потенциала.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Территории, обладающие высокой концентрацией научно-технического потенциала, но в силу специфики основной деятельности в принципе не могут развиваться без дотаций из бюджетов различных уровней.

Стратегическое планирование инновационного развития данных территорий и координация деятельности органов власти может быть обеспечено созданием специальных организаций.

Территории с градообразующими научно-производственными комплексами требуют особой поддержки со стороны органов власти, поскольку высокая зависимость социально-экономического положения данных территорий от функционирования их научно-производственных комплексов может повлечь возникновение социальных проблем, которые характерны для моногородов. С другой стороны, специальная государственная поддержка данных территорий призвана содействовать не только развитию организаций, которые уже на них функционируют, но и привлечению новых организаций, соответствующих специалистов, что будет способствовать усилению интеграции науки, образования и производства. Кроме того, необходимо учитывать структуру градообразующих научно-производственных комплексов данных территорий, в основе своей относящихся к государственному сектору. [9]

К инновационным территориям не относятся объекты инновационной инфраструктуры. Согласно материалам Доклада рабочей группы Государственного совета Российской Федерации «О развитии инновационной системы Российской Федерации» (2008 год) при различных формах государственной поддержки в Российской Федерации создано более 200 объектов инновационной инфраструктуры. Это 55 активно действующих технопарков и свыше 60 инновационно-технологических центров. Созданы 86 центров трансфера технологий, которые оказывают содействие более 2000 организаций - вузам, институтам РАН, отраслевым НИИ, 80 бизнес-инкубаторов. Несмотря на свою разнородность, данные объекты обеспечивают непосредственное со-

действие интеграции науки, производства и рынка и, как правило, являются организациями.

Инновационные кластеры имеют территориальную «привязку», они также не относятся к территориям с высокой концентрацией научно-технического потенциала, поскольку являются совокупностью субъектов, непосредственно осуществляющих инновационную деятельность.

Применительно к разновидностям территории, можно будет реально отследить те звенья недостающего инновационного ресурса, целенаправленное восполнение которых позволит запустить полноценный механизм инновационного предпринимательства.

Подводя итог, можно выделить несколько типов территорий, развитие которых могло бы осуществляться преимущественно за счет инновационной деятельности:

• муниципальные образования с градообразующим научно-производственным и образовательным комплексом - наукограды;

• обособленные территории с высокой концентрацией научно-технологического потенциала, не являющиеся муниципальными образованиями;

• муниципальные образования с градообразующим промышленным предприятием, выпускающим конкурентоспособную наукоемкую промышленную продукцию - технограды;

• муниципальные образования, на территории которых расположены крупнейшие памятники истории и культуры, музеи, сохранение которых играет важнейшую роль для изучения Российской и мировой истории, воспитания подрастающего поколения -культурно-рекреационные территории;

Классификации и определение форм инновационных территорий позволяет, во-первых, создать основу для инвентаризации инновационного потенциала территорий, во-вторых, провести работы по оптимизации размещения инновационных предприятий и организаций, в-третьих, сформулировать приоритетные направления развития конкретных территорий и разработать меры их государственной поддержки.

Литература:

1. Федеральный закон «О статусе наукограда Российской Федерации» в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 18.10.2007 N 230-ФЗ

2. Федеральный закон « Об особых экономических зонах Россий-сой Федерации» в ред. Федеральных законов от 03.06.2006 N 76-ФЗ, от 18.12.2006 N 232-ФЗ, от 30.10.2007 N 240-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ).

3. Авдулов А.Н., Кулькин A.M. Власть, наука, общество: система государственной поддержки научно-технической деятельности: опыт США. - М., l994.

4. Август-Вильгельм Шеер. «Бизнес-процессы. Основные понятия. Теория. Методы». - М.: Весть- МетаТехнология, 1999

5. Анчишкин А.И. Наука-техника-экономика. - М.: Экономика, l996.

6. Аньшин В. Инновационный менеджмент. М.: Дело. 2003 г. 528 с.

7. Афонин И.В. Инновационный менеджмент. М.: Изд-во Гарда-рика. 2005 г. 224 с.

8. Байтина О.В. Опорные корпоративные структуры как основа экономического развития атомной отрасли на примере ОАО «ТВЭЛ» - Вторая Всероссийская научно-практическая конференция: «Современная Россия: экономика и государство», 9-10 ноября 2004 г.

9. Воронова Л.В. Роль стратегии НИОКР при управлении научнотехническими проектами предприятия. Всероссийская научно-практическая конференция «Современная Россия: экономика и государство». М., ГАСИС, 14-15 ноября 2003 (0,25 п.л.)..

10. Глазьев С.Ю. Экономическая политика: проблемы нынешней и императивы новой модели// Российский экономический журнал. -М., 1994. № 5-6.

11. Иванов В.В. Национальные инновационные системы: опыт формирования и перспективы развития // Инновации. - 2002. - №5.

12. Материалы круглого стола «Предпринимательский климат в России: проблемы и перспективы».- Институт открытой экономики, 2004. Медведев В. Горе от ума/ Муниципальная власть. 2001. № 2.

13. Спицин А. Инновационные приоритеты развития // Экономист.

- 2006. - № 5. - С. 31-35.

УДК 331.108.2: 352.075.1

ББК У 242: У 44

КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНАЛЬНОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО) УПРАВЛЕНИЯ

Горшков С.А., к.э.н., доцент, Ермолаев Е.Е., к.э.н., профессор

Самарский государственный архитектурно-строительный университет

В статье рассмотрены современные особенности кадрового обеспечения региона, его социальной сферы и экономики на уровне регионального и муниципального управления. Рассмотрены показатели кадрового потенциала, принципы кадрового программирования и особенности проведения конкурсов на замещение вакансий в государственные и муниципальные органы управления.

Ключевые слова: кадровый потенциал, региональное и муниципальное управление, регион, кадровое программирование, конкурс.

PERSONNEL POTENTIAL OF REGIONAL (MUNICIPAL) MANAGEMENT

Gorshkov S., Cand.Econ.Sci., senior lecturer, Ermolaev E., Cand.Econ.Sci., professor

Samara State University of Architecture and Civil Engineering

In article modern features of personnel maintenance of region, its social sphere and economy at level of regional and municipal management are considered. Indicators of personnel potential, principles of personnel programming and feature of carrying out of competitions on replacement of vacancies in the state and municipal controls are considered.

Keywords: personnel potential, regional and municipal management, region, personnel programming, competition.

Кадры являются национальным, региональным и местным достоянием, одним из основных результатов, а также специфическим ресурсом развития территории сообщества. Однако люди, имея определенные знания и навыки, могут как ускорять, так и замедлять прогресс общества.

Кадровое обеспечение реформ в РФ становится критическим фактором. В то же время работа с персоналом в целом остается преимущественно эмпирической, архаичной и мало восприимчивой к новациям. В кадровой политике недостаточно разбираются не только руководители, но и специалисты соответствующих служб. Потребность в новых идеях, обосновании прорывных принципов и новой технологии кадровой работы в обозримой перспективе будет обостряться.

Проблемы кадрового обеспечения региона, его социальной сферы и экономики не могут быть решены изолированно и «в чистом виде». Это всегда часть проблем социальных, организационно-технических, материальных, психологических и других, значимых для регионов, их ассо-

циаций и страны в целом.

Для кадрового менеджмента в сфере регионального и муниципального управления в сравнении со многими другими сферами характерны существенные отличия - специфика, диктуемая целым рядом факторов.

1. Новые задачи. Руководителям и специалистам органов управления республик, краев, областей, автономных образований и городов все чаще приходится решать принципиально новые задачи: поддерживать социально-экономическую безопасность и устойчивость, обосновывать пути перспективного развития, приобщать население к непосредственному участию в принятии решений и к их выполнению и т. п. Причем делать это приходится с опорой преимущественно на собственные силы и ресурсы, а также под свою реальную ответственность.

В сложившейся за долгие годы практике регионального управления можно было опираться преимущественно на предшествующий опыт и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.