НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 4 (9) 2017
УДК 929
Башкова Инга Сергеевна, старший преподаватель кафедры документоведения и архивоведения Таврической академии ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» e-mail: [email protected]
ФОРМУЛЯРНЫЙ СПИСОК КАК ФОРМА УЧЕТА СЛУЖАЩИХ КАНЦЕЛЯРИИ ТАВРИЧЕСКОГО ГУБЕРНАТОРА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ
XIX В.
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению особенностей формирования системы документов, фиксирующей прохождение государственной службы в России в первой половине XIX в. на примерах архивных материалов, хранящихся в Государственном архиве Республики Крым в фонде 26 Канцелярия Таврического Губернатора. Также анализируются этапы развития формулярного списка, эволюции его структуры и содержания.
Ключевые слова: Таврическая губерния, Канцелярии Таврического Губернатора, чиновники, формулярный список, первая половина XIX в.
Inga Bashkova, Senior Lecturer of the Department of documentation and archival science, Faculty of history, Taurida academy, V. I. Vernadsky Crimea Federal University
e-mail: [email protected]
THE OFFICIAL LIST AS THE FORM OF THE ACCOUNTING OF EMPLOYEES OF OFFICE OF THE TAURIAN GOVERNOR IN THE FIRST HALF OF THE
19TH CENTURY.
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 4 (9) 2017
Summary. Article is devoted to consideration of features of formation of the system of documents fixing passing of public service in Russia in the first half of the 19th century on examples of the archival materials which are stored in the State archive of the Republic of Crimea in the fund 26 Office of the Taurian Governor. Also stages of development of the official list, evolution of its structure and contents are analyzed.
Keywords: Taurian province, Offices of the Taurian Governor, officials, official list, first half of the 19th century.
В первой половине XIX в. в государственных органах управления Российской империи уже сформировалась определенная система документов, фиксирующая прохождение государственной службы. Именно она позволяет определять личный состав чиновников государственных органов власти Таврической губернии указанного периода и понять механизм отбора личного состава, согласно требований учреждений. Наличие таких документов и работа с ними была и остается и сегодня неотъемлемой частью организации делопроизводства в учреждении.
Оформление личных документов, создание учетных форм о зачислении, переводе или увольнении чиновников, формирование дел возлагалось на канцелярию учреждений. Так, в Таврической губернии указанные обязанности возлагались на канцелярию губернатора.
Надо отметить, что еще со второй половины XVIII в. было обращено внимание на повышение качества создания и работы с документами по личному составу чиновников. Именно в это время определился основной перечень документов, необходимых для получения должности в государственных управленческих структурах, и началась регламентация работы с документами общего учета и перемещения личного состава чиновников государственных учреждений всех уровней власти. Обязательным условием был признан процесс документирования каждым учреждением информации об
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 4 (9) 2017 уровне профессиональной подготовки и оценке моральных качеств чиновника («о службе и бытности его») в специальных учетных журналах.
В системе документов по личному составу чиновников любого государственного учреждения определилось две группы.
К первой можно отнести формулярный список, патент на чин, аттестат (свидетельство), т.е. документы, которые принадлежали непосредственно лицу, определяли уровень его подготовки как специалиста и содержали информацию личного характера. Они позволяли занять определенную должность в соответствии с ранговой иерархией в любом административном учреждении в первой половине XIX в.
Вторая группа представлена внутренними документами учреждения о зачислении, переводе или увольнении чиновников, формами их систематизации и учета. Эти документы имели организационно-учетный характер.
Были сформулированы требования относительно обязательного наличия определенных документов (подлинных увольнительных указов, паспортов или аттестатов о прежней службе) при получении должности. Состав перечисленных документов зависел от ее уровня. Например, чиновнику не требовался патент на чин, если он зачислялся на самые низкие должности, не требующие определенного ранга.
Формулярный список, как документ, содержащий сведения о прохождении лицом государственной или военной службы [5] с XVIII в. стал основной формой учета личного состава чиновников любого административного учреждения.
Использование формулярного списка давало возможность иметь исчерпывающую информацию о чиновнике, начиная от даты и места его рождения, семейного положения, предыдущих заслуг или просчетов по службе, и заканчивая имущественным положением и вероисповеданием. Указанный документ имел форму таблицы, состоящей из граф, количество которых менялось в течение первой половины XIX в. от десяти до пятнадцати.
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 4 (9) 2017 В 1827 г. была введена новая форма формулярного списка, в соответствии с которой уточнялась информация относительно вида имущества чиновника. Графа, которая раньше отражала информацию о наличии у чиновника крепостных или недвижимого имущества, была разделена на четыре части, которые должны были отражать не только его собственное состояние или его родителей, а также «родовое и благоприобретенное» имущество жены. Разделение названной графы, вероятно, было обусловлено не только причиной получения как можно более широких сведений относительно чиновничьего состава, который работал в учреждении, но и тем, что уровень материального положения чиновников не мог не влиять на их дальнейшее продвижение по службе. Таким образом, формулярный список был увеличен до 13 граф.
В течение 30-40-х годов XIX в. происходило дальнейшее совершенствование формуляра данного вида документа. В 1835 г. по инициативе Синода в формулярный список, как обязательная, вносилась пометка о вероисповедании чиновника. Форма списка начала содержать 15 граф, которые фиксировали почти ту же информацию, но в несколько иной последовательности. Формулярный список, с целью предотвращения неточностей или ошибок во время его составления, должен был подписываться тем чиновником, на которого он был составлен.
В фонде 26 «Канцелярия Таврического Губернатора» обнаружены формулярные списки губернаторов А. И. Казначеева (губернатор с 1829 по 1837) и В. И. Рославца (губернатор с 1843 по 1845). В частности, это дело «О доставлении в М.В.Д. Формуляров высших губернских чиновников» (черновик формулярного списка о службе и достоинствах гражданского губернатора, действительного статского советника и кавалера Казначеева Александра Ивановича) и дело«О вступлении Таврического Гражданского Губернатора Рославца, в отправление этой должности, по выездам его из Симферополя по делам службы» [1; 2].
Анализируя формулярные списки чиновников Канцелярии Таврического Губернатора, приходим к выводу, что наиболее многочисленной группой были
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 4 (9) 2017 канцелярские служащие, которые не входили в табель о рангах (канцеляристы, подканцеляристы, копиисты и писари). Должность канцеляриста занимали лица достаточно молодого возраста от 19 до 23 лет, преимущественно выходцы из дворян, без высшего образования, без собственного движимого и недвижимого имущества. Чин XII класса, губернского секретаря, имели лица в возрасте от 20 до 45 лет, выходцы из дворян, но без движимого и недвижимого имущества («крестьян и имений не имеют»). Чин X класса, коллежского секретаря, имели лица преимущественно в возрасте от 20 до 43 лет, выходцы из канцеляристов и дворян, но тоже без собственного имущества. Чин IX класса, титулярного «советника», имели те же лица по возрасту и социальному положению, что и коллежские секретари, но владеющие имуществом («душами»).Чин IV класса
— «действительный статский советник» имели гражданские губернаторы.
Итак, личный состав Канцелярии Таврического Губернатора и Таврического Губернского Правления был достаточно пестрым как по социальному положению, так и по уровню образования. При этом подавляющее большинство чиновников составляли молодые выходцы из дворян, для которых служба при губернаторе была своеобразным «трамплином» для того, чтобы со временем получить высшие должности в губернской администрации или перейти на службу в министерство [6, с. 48].
Все сведения, которые фиксировались в формулярных списках, должны были основываться на документах, подтверждающих достоверность этих сведений. Так, подтверждением чина лица был патент на чин - свидетельство о чине, сане, военном звании или ученой степени, изготавливался на пергаменте, заверенный оттиском печати Министерства иностранных дел. Свидетельством права на получение должности в соответствии с уровнем образования был аттестат. Он выдавался учебным заведением, которое имело право подготовки на общую государственную службу с классными чинами. Подтверждением службы в государственных учреждениях был аттестат службы (свидетельство)
- документ, содержащий сведения о прохождении службы, который выдавался работнику при переходе на другую должность или при увольнении.
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 4 (9) 2017
Основными условиями получения государственной должности было происхождение, имущественное положение, возрастной ценз и образование чиновника. Особое внимание обращается на последнее из перечисленных условий. Кроме того, упомянутая система документов сегодня позволяет определить количественные и качественные характеристики состава чиновников государственных органов власти Таврической губернии первой половины XIX в., понять механизм отбора личного состава, в соответствии с требованиями учреждения.
Список литературы:
1. Государственный архив Республики Крым. Ф. 26.Оп. 1. Д. 9752
2. Государственный архив Республики Крым. Ф. 26.Оп. 1. Д. 13148
3. Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. / Н. П. Ерошкин. - М., 1983. - 352 с.
4. Зайончковский П.А. Правительственный аппарат самодержавной России в XIX веке. / П. А. Зайончковский. - М., 1978. - 288 с.
5. Краткий словарь видов и разновидностей документов / под ред. А. С. Малитикова. - М. : ВНИИДАД, 1974. - 80 с.
6. Морякова О. В. Система местного управления при Николае I / О. В. Морякова. - М., 1998. - 272 с.
7. Подмазо А. А. Формулярные (послужные) списки как источники // Эпоха наполеоновских войн: люди, события, идеи. -М., 2001. -С. 169-174.