Научная статья на тему 'К вопросу о статусе канцелярских служителей в первой половине XIX В. (по материалам Канцелярии Таврического губернатора)'

К вопросу о статусе канцелярских служителей в первой половине XIX В. (по материалам Канцелярии Таврического губернатора) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
408
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАНЦЕЛЯРИЯ / ТАВРИЧЕСКАЯ ГУБЕРНИЯ / КАНЦЕЛЯРСКИЕ СЛУЖИТЕЛИ / ХЕРСОНСКОЕ УЧИЛИЩЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ КАНЦЕЛЯРСКИХ СЛУЖИТЕЛЕЙ / OFFICE / TAURIDA PROVINCE / STATIONERY MINISTERS / KHERSON SCHOOL STATIONERY FOR CHILDREN OF MINISTERS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Башкова Инга Сергеевна

На примере Канцелярии Таврического губернатора выявлены проблемы канцелярской службы, появившиеся в связи с реорганизацией государственного аппарата в начале XIX в. Рассматривается вопрос о кадровом обеспечении органов управления губернией, вопрос о статусе канцелярских служителей и их образовании

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF THE STATUS OF OFFICE ATTENDANTS IN THE FIRST HALF OF THE 19TH CENTURY. (ON MATERIALS OF OFFICE OF THE TAURIAN GOVERNOR)

For example, the Office of the Governor Taurian problems identified clerical service, introduced in connection with the reorganization of the state apparatus at the beginning of the XIX century. The question of the staffing of the province administration, the status of the office of ministers and their education

Текст научной работы на тему «К вопросу о статусе канцелярских служителей в первой половине XIX В. (по материалам Канцелярии Таврического губернатора)»

УДК 651.007.3"18" (470)

Башкова Инга Сергеевна, старший преподаватель ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»

e-mail: [email protected]

К ВОПРОСУ О СТАТУСЕ КАНЦЕЛЯРСКИХ СЛУЖИТЕЛЕЙ В

ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В. (ПО МАТЕРИАЛАМ КАНЦЕЛЯРИИ ТАВРИЧЕСКОГО ГУБЕРНАТОРА)

Аннотация: на примере Канцелярии Таврического губернатора выявлены проблемы канцелярской службы, появившиеся в связи с реорганизацией государственного аппарата в начале XIX в. Рассматривается вопрос о кадровом обеспечении органов управления губернией, вопрос о статусе канцелярских служителей и их образовании.

Ключевые слова: канцелярия, Таврическая губерния, канцелярские служители, Херсонское Училище для детей канцелярских служителей

TO THE QUESTION OF THE STATUS OF OFFICE ATTENDANTS IN THE FIRST HALF OF THE 19TH CENTURY. (ON MATERIALS OF OFFICE OF

THE TAURIAN GOVERNOR)

Inga Bashkova, Senior Lecturer of Crimean Federal V.I. Vernadsky University

e-mail: [email protected]

Annotation: for example, the Office of the Governor Taurian problems identified clerical service, introduced in connection with the reorganization of the state apparatus at the beginning of the XIX century. The question of the staffing of the province administration, the status of the office of ministers and their education.

Keywords: Office, Taurida Province, stationery ministers, Kherson School stationery for children of ministers

На современном этапе сразу в нескольких смежных научных направлениях много внимания уделяется эффективности государственного управления. Для успешного решения этой задачи необходима и качественная оценка деятельности бюрократического аппарата. В последнее время в историографии появляется литература, посвященная общим моментам организации государственной службы и непосредственно проблеме

чиновничества. Исследованию личного состава государственного аппарата и его низшего звена - внетабельного чиновничества (канцеляристы, подканцелярист, переписчики) - до сих пор посвящено небольшое количество работ.

Реорганизация государственного аппарата в начале XIX в. и изменения форм управления в губерниях вызвали изменения в количестве чиновников и повысили требования к уровню их квалификации. И в центре, и на местах было определено единообразие структуры штатов, установлены иерархия должностных лиц и обязанности отдельных групп чиновников. Известный исследователь истории государственных учреждений Л.Е. Шепелев одним из основных организационных принципов государственной службы того времени считает обязательный для каждого служащего карьерный рост [5, с. 167-169]. Это диктовалось необходимостью замещения всех должностей и получения необходимого опыта, поскольку сама практика службы была главной школой профессиональной подготовки чиновничества. Условия поступления на низшие должности были достаточно жесткими. Многочисленные распоряжение конца XVIII в. «О неопределении в статскую службу лиц податного состояния и о определении в оную только приказнослужителей и их детей», указ 1827 г. «О канцелярских служителях гражданского ведомства» достаточно сузили список лиц, имеющих право поступать на государственную службу, тем самым делая ее более престижной [4, с. 895-897].

Егоров С.А. отмечает, что поступление на гражданскую службу было привилегированным правом, касающимся не только чиновных должностей, но и обычных канцелярских служителей, таких как копиисты и рассыльные. Главными критериями поступления на службу были происхождение, образованность и возраст [3, с. 17-18]. Соответственно, дети дворян, священнослужителей, купцов первой гильдии могли поступить в гражданское ведомство. Имелась такая возможность и для детей канцелярских (приказных) служителей. Сохранялась она за ними вплоть до достижения двадцати двух лет; если же зачисление на службу не происходило, то человек причислялся к какому-либо податному сословию, или, даже, переводился в разряд бродяг. Лица податных сословий попасть на гражданскую службу практически не могли. Преодолеть ограничение по сословной принадлежности можно было людям, окончившим учебное заведение, которые получили право на чин. Относительно возраста надо отметить, что для поступления на службу необходимо было достигнуть шестнадцати лет, хотя причисление к какому-либо гражданскому ведомству начиналось уже с четырнадцатилетнего возраста.

Оперируя архивными фондами Государственного архива в АР Крым (фонд №26 «Канцелярия Таврического губернатора») и полным собранием законов Российской Империи, сделаем еще несколько замечаний о статусе канцелярских служителей на примере Канцелярии Таврического губернатора (далее - Канцелярия).

Канцелярия начала деятельность в июне 1803 г. Именно через нее осуществлялось взаимодействие с высшими и нижестоящие учреждениями, на нее возлагали обязанности по составлению всевозможных отчетов, сообщений, переписке. Согласно штатному расписанию, утвержденному в 1806 г., в Канцелярии был только один секретарь (переписчики в штат не входили, на их содержание выделялись отдельные гонорары) и губернатор в необходимых случаях привлекал для своей канцелярии чиновников из исполнительной экспедиции губернского правления. В связи с увеличением делопроизводства канцелярии (в 1820 г. из Канцелярии выходило 5285 документов, а в 1829 г. -уже 11 370) и необходимостью рационализации делопроизводства, гражданскими губернаторами неоднократно ставился вопрос о кадровом обеспечении. Например, в обращении Таврического губернатора А.И. Казначеева к Новороссийскому и Бессарабскому генерал-губернатору в 1830 г. находим сведения о составе Канцелярии, которая «...состоит больше из людей, имеющих самые посредственные способности, поступающих на службу из греков и армян, познания коих в русской грамоте простираются до того, что они с трудом могут копировать готовое, но краткое извлечение из иногда обширной бумаги постигать не в состоянии...» [2, с. 3-4].

Итак, можно с уверенностью сделать вывод, что недостаток в знающих и способных делопроизводителях был связан с проблемой образования. Одним из способов ее решения для Таврической губернии стало открытие в 1832 г. в Херсоне училища для детей канцелярских служителей. Этому событию способствовала политика Николая I, направленная, в целом, на повышение эффективности деятельности государственного аппарата, и, в частности, на улучшение положения канцелярских служащих. Среди мер по реализации политики особенно социально-значимой и важной можно считать открытие в губерниях училищ для детей канцелярских служащих. В упомянутом выше указе Николая I от 14.10.1827 г. не только вводилось в действие «Положение о канцелярских служителях гражданского ведомства»; но и предполагалось учреждение в губерниях училищ для детей самых «неимущих» служителей [4, с. 895-897]. Целями «Высочайше утвержденного Устава Училищ для детей канцелярских служителей» от 16.02.1828 г. были: оказание «пособия недостаточным приказным служителям или семействам их в воспитании

детей»; предоставление «сим детям приличного воспитания»; и вообще образование «людей, способных к должностям канцелярским и вообще к Гражданской службе» [1, с. 158-168]. К уставу прилагалась «Роспись, в каких местах и на какое число воспитанников, предполагается учредить Училища в пользу детей канцелярских служителей, с означением, сколько из какой Губернии будет принято воспитанников на счет казны и сколько на счет Приказов Общественного Призрения». В ней называется Херсон, как город, в котором будет образовано Училище, рассчитанное на 50 детей из Херсонской, Екатеринославской и Таврической губерний. В частности, для Таврической губернии было предусмотрено обучение четырнадцати детей в год за счет казны [1 (штаты), с. 64].

Очень остро стояла и проблема оплаты труда. Хотя в императорском указе 1827 г. и предполагалось составление штатов низших канцелярских служителей «с тем, чтобы оклады жалованья их были возвышены» [4, с. 895], но положение не улучшилось. В деле «О сокращении делопроизводства в губернских правительстве и подведомых оному местах» Таврический гражданский губернатор объясняет бесперспективность любых мероприятий отсутствием «... способных и благонадежных чиновников ...», для привлечения которых «...потребны оклады, кои бы могли обеспечить их в содержании себя» [2, с. 2].

Список литературы:

1. Высочайше утвержденный Устав Училищ для детей канцелярских служителей: от 16 февраля 1828 г. № 1814 // Полное собрание законов Российской империи (ПСЗРИ). СПб.: Тип. II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1830-1884. Собрание 2. Т. 3. С. 158168.

2. Государственный архив Республики Крым. Ф. 26 оп. 1, д. 6405

3. Егоров С.А. Государственная гражданская служба: история и современность : учеб. пособие. / С.А. Егоров, Л.А. Чувакова; Яросл. Гос. Ун-т. - Ярославль: ЯрГУ, 2006. - 144 с.

4. О канцелярских служителях гражданского ведомства: Именной указ Сенату от 14 октября 1827 г. № 1469 // ПСЗРИ. СПб.: Тип. II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1827. Собрание 2. Т. 2. С. 895-897.

5. Шепелев, Л.Е. Чиновный мир России: XVIII — начало XX в. / Л. Е. Шепелев. — СПб. : Искусство-СПБ, 1999. — 477, [2] с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.