Научная статья на тему 'К вопросу формирования штата Канцелярии Таврического губернатора'

К вопросу формирования штата Канцелярии Таврического губернатора Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
181
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАНЦЕЛЯРИЯ / ТАВРИЧЕСКАЯ ГУБЕРНИЯ / ГУБЕРНСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ШТАТЫ ГУБЕРНСКИХ КАНЦЕЛЯРИЙ / OFFICE / TAURIDAPROVINCE / PROVINCIAL INSTITUTIONS / THE STAFF OF THE PROVINCIAL OFFICES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Башкова Инга Сергеевна

Современный структурно-функциональный подход к истории местного управления позволяет рассматривать губернаторскую власть как целостную систему учреждений, в которой каждый элемент имеет определенное функциональное назначение. Анализ особенностей организации и деятельности канцелярии Таврического гражданского губернатора, как отдельного элемента механизма управления, позволяет формировать представление об эффективности государственного управления в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To a question of formation of staff of Office of the Taurian governor

Modern structural and functional approach to the history of local governance allows us to consider the governor's power as an integral system of institutions, in which each element has a specific functionality. Analysis of the peculiarities of the organization and activities of the Office of TauridaCivil Governor, as a separate element of the administration mechanism allows us to form an idea of the efficiency of public administration in general.

Текст научной работы на тему «К вопросу формирования штата Канцелярии Таврического губернатора»

УДК 908(470:292.471):930.22 "1801-1850"

Башкова Инга Сергеевна, старший преподаватель ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»

e-mail: inga4777@pochta.ru

К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ ШТАТА КАНЦЕЛЯРИИ ТАВРИЧЕСКОГО ГУБЕРНАТОРА

Аннотация: современный структурно-функциональный подход к истории местного управления позволяет рассматривать губернаторскую власть как целостную систему учреждений, в которой каждый элемент имеет определенное функциональное назначение. Анализ особенностей организации и деятельности канцелярии Таврического гражданского губернатора, как отдельного элемента механизма управления, позволяет формировать представление об эффективности государственного управления в целом.

Ключевые слова: канцелярия, Таврическая губерния, губернские учреждения, штаты губернских канцелярий

Inga Bashkova, Senior Lecturerof Crimean Federal V.I. Vernadsky University

e-mail:inga4777@pochta.ru

Annotation: modern structural and functional approach to the history of local governance allows us to consider the governor's power as an integral system of institutions, in which each element has a specific functionality. Analysis of the peculiarities of the organization and activities of the Office of TauridaCivil Governor, as a separate element of the administration mechanism allows us to form an idea of the efficiency of public administration in general.

Keywords: Office, TauridaProvince, provincial institutions, the staff of the provincial offices

На современном этапе сразу в нескольких смежных научных направлениях много внимания уделяется эффективности государственного управления. Для успешного решения этой задачи необходима качественная оценка управления в регионах с учетом исторической составляющей. Практически все исследования, направленные на изучение высших административно-территориальных органов власти, рассматривают деятельность различных губернских учреждений только в совокупности, а потому и не дают возможности оценить эффективность отдельных элементов механизма управления, являющихся ключевыми. Одним из таких элементов, по нашему мнению, являются канцелярии губернаторов, с помощью которых последние непосредственно реализовывали свои полномочия.

С начала XXI в. ряд исследователей начали разрабатывать структурно-функциональный подход к истории местного управления, что позволило рассматривать губернаторскую власть как целостную систему учреждений, в которой каждый элемент имеет определенное функциональное назначение. Как подчеркивает С.В. Любичанковский, «аппарат регионального управления сегодня необходимо рассматривать уже не как монолит, а как многоэлементную систему со своими внутренними противоречиями, и изучать по частям» [4, с. 420]. А изучение качества основных компонентов функционирования губернских канцелярий обязательно требует рассмотрения внутренней организации: структуры, делопроизводства, штатов, финансирования.

Присоединение Крыма к России было закреплено в 1783, а 02.02.1784 г. Приказом императрицы Екатерины II в была основана Таврическая область[5, с.17]. Это событие гарантировало безопасность южных границ государства и, соответственно, создавало условия для успешного хозяйственного развития земель и территорий, вошедших в состав Российской империи. Управление местными административными органами пограничных, окраинных, многонациональных территорий влияет на целостное существование великой державы. Крым был и остается очень неоднородным в демографическом

отношении регионом страны. Значительные изменения в его народонаселении как раз и проходили в последней четверти XVIII - начала XX в. Процесс ассимиляции присоединенных территорий путем введения общих правил регионального упорядочения, привел к определенным изменениям в административных структурах уровня губернии.

С XVIII в. в России главами местных администраций были губернаторы. Таврическая губерния, образованная по приказу Александра I от 08.10.1802 г.[6, с. 272] не стала исключением: высшим представителем административной и политической власти стал губернатор, которого назначал российский император для осуществления общего надзора за исполнением законов и деятельностью учреждений. Кроме этого, губернатор назначал должностных лиц ведомства Министерства внутренних дел России, утверждал кандидатур на выборных должностях, представлял отчеты о состоянии губернии, пользовался правом издания обязательных постановлений.

Выполнял свои функции губернатор с помощью административных учреждений: канцелярии губернатора, губернского правления, присутствий. Канцелярия Таврического губернатора (далее - Канцелярия) начала деятельность в июне 1803г. Именно через Канцелярию осуществлялось взаимодействие с высшими и нижестоящими учреждениями, на нее возлагали обязанности по составлению всевозможных отчетов, сообщений, ведению переписки.

По штату, утвержденному в 1806 г., В Канцелярии был только один секретарь (переписчики в штат не входили, на их содержание выделялись особые суммы) и губернатор в необходимых случаях заимствовал для своей канцелярии чиновников из исполнительной экспедиции губернского правления[1, с. 5]. В связи с увеличением делопроизводства Канцелярии (например, в 1820 г.изКанцеляриивыходило 5285 документов, а в 1829 г. - уже 11 370)[2, с. 15]неоднократно ставился вопрос о необходимости увеличения количества чиновников. К сожалению обращение к Новороссийскому и

Бессарабскому генерал-губернатору в 1828 г. о необходимости увеличения числа чиновников в Канцелярии осталось без внимания[1, с. 6].

Штат Канцелярии был увеличен в 1830 г. после обращения Таврического губернатора Казначеева А.И. (губернатор с 17 апреля 1829 г. - по 13 февраля 1837 г.)[3, с. 24-26], с просьбой «о необходимости в исходатайствовании содержания для Канцелярии гражданского губернатора»[2, с. 1]. Это письмо дало очень убедительные обоснования необходимости этих мер. К документу прилагались:

1) проект штата Канцелярии (приложение 1)[2, с. 2];

2) распределение дел Канцеляриипо столам (приложение 2)[2, с. 8-11];

3) записка обисходящих номерах по Канцелярии за 1820-1829 гг.[2, с. 15];

4) сведения обисполненных и неисполненных бумагах по Канцелярии за январь, февраль 1830 г.[2, с. 3];

5) правила делопроизводства для регистраторов и столоначальников [2, с. 11-13].

Разделение на столы осуществлено в 1832 г., по утвержденному в январе положению «О разделении канцелярии на столы»[1, с. 6-7]:

I стол - уголовный - вел переписку по следственным делам; о тюрьмах; об арестантах, арестантских ротах, бродягах, дезертирах, разбойниках; о беглых крестьянах, и их жалобах на помещиков; о поимке и розыске людей, их высылке или наблюдении за ними.

II стол - распорядительный - вел переписку об устройстве городов и сел; о земских зданиях; о назначении, увольнении и награждении чиновников; о переводе людей из одного звания в другое; о дворянских и купеческих выборах; о вакуфах.

III стол - исполнительный - вел переписку о взыскании податей и недоимок; о справочных ценах; по вопросам сельского хозяйства; о квартировании войск; о рекрутских наборах; о кантонистах; о выдаче паспортов.

Количество столов со временем увеличивалась за счет разукрупнения существующих и выделения из них какой-либо группы вопросов. Например, в 1840-е годы появились паспортный, тайный и карантинный столы.

Структура Канцелярии еще никогда не была предметом специального рассмотрения. Одной из причин подобного положения является особенность делопроизводственной документации, сохранившейся в архивах - основного источника по проблеме. Как правило, она отражает повседневную текущую деятельность государственного учреждения и не располагает к обобщениям. Достоверные сведения оригиналов документов (приложения 1 и 2) позволят скорее определить функциональное назначение Канцелярии, и в дальнейшем оценить эффективность ее деятельности.

Список литературы:

1. Государственный архив в АР Крым. Обзор фонда №26 «Канцелярия Таврического губернатора». - Симферополь. - 1951. - С.5

2. Государственный архив в АР Крым. Ф. 26 оп. 1, д. 6056

3. Ласковский В. Правители Тавриды // Известия Таврической ученой архивной комиссии. - Симферополь. - 1903. - Т.35. - С.24-26.

4. Любичанковский С.В. Место губернаторской канцелярии в системе управления пореформенной губернией: механизмы власти и их эффективность (исследовательская программа) // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - Т.11, №6(2) . - 2009. - С.419-423.

5. Полное собрание законов Российской империи. - Собр. 1-е. - СПб., 1830. - Т.22, №15920. - С.17.

6. Полное собрание законов Российской империи. - Собр. 1-е. - СПб., 1830. - Т.27, №20449. - С.272.

Приложение 1

Проект Штата Канцелярии Таврического Гражданского Губернатора Число людей Жалования в год На паек Итого

В Канцелярии Таврического Гражданского Губернатора столов три: В Каждом Столе Канцелярских служителей:

Разрядов высшего 1 500 500 500

среднего 1 300 300 100 100 400

низшего 2 200 400 100 200 600

Итого 4 1000 1200 200 300 1500

О трех столах Итого 12 3000 3600 600 900 4500

Вообще по Канцелярии прочих чинов:

Правитель Канцелярии 1 1500 1500 1500

Журналист 1 900 900 900

Архивариус 1 700 700 700

Экзекутор 1 700 700 700

Переводчиков татарского языка 2 500 1000 1000

Сторожей из инвалидов 2 60 120 90 180 300

На канцелярские припасы, на отопление, освещение, прочее 2400

Всего 12000

Приложение 2

Расписание дел по Канцелярии Таврического Гражданского Губернатора

В Канцелярии полагается три стола:

Первый стол:

Дела уголовные, присылаемые от всех мест на ревизию. Следственные вообще.

Ведомости о делах и содержащихся под стражей арестантах. Искоренение пристанодержательства бродяг и дезертиров. Расколы. Происшествия.

Поимка беглецов всякого рода и отыскание разных лиц по Циркулярным предписаниям и требованиям. ^ Препровождение арестантов. ^ Составление срочных сведений по сим предметам. ^ Вся вообще переписка, принадлежащая по роду своему к уголовным и следственным делам.

^ Жалобы на медленность и правильность или злоупотребление по делам уголовным и следственным.

^ Переписка по делам гражданским. Второй стол:

^ Благоустройство городов, статистические сведения и годовые

сметы.

Штаты.

Строительная часть и архив. Медицинская часть и аптеки. Приказ Общественного Призрения. Больницы, богоугодные заведения. Врачебная Управа.

• Дворянские выборы.

• Дворянское собрание.

• Ревизские сказки.

• Землемеры.

• Гвардейский эскадрон.

• Рекрутские наборы.

• Народное продовольствие.

• Судакский Сад.

• Почты и почтовые дома.

• Топливо.

• Подряды.

• Квартирная комиссия.

• Квартирование войск.

• Городовая Дума.

• Городовой Сад и все заведения.

• Бахчисарайский Дворец.

• Переписка по Сельской промышленности.

• Оспенный комитет.

• Взыскание податей и недоимок.

• Духовное правление.

• Казенные здания, Церкви и прочее.

• Определение на службу и отставка.

• Производство и награждения.

• Планы городов.

• Устройство полиции и прочее.

• Мосты и прочее.

• Земские повинности денежные и натуральные.

• Определение и увольнение, отпуска и награды чиновников и служителей, также и все о них сведения.

• Статьи городских расходов.

V Справочные цены на провиант и прочее.

V Казенные и земские строения.

V Переселение людей и увольнение их для поступления в духовные и другие заведения.

V Вызов желающих к подрядам и поставкам.

V Годовые отчеты, равно и все сведения как по сим предметам равно и другим же принадлежащим к уголовным и следственным делам.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

V Выдача паспортов иностранцам на проживание внутри губернии и на следование в другие города.

V Об отыскивающих вольности.

V Жалобы крестьян на дурное обхождение с ними владельцев.

V Жалобы на чиновников и служителей по делам частным.

V Взыскание частных долгов.

V Все вообще жалобы не принадлежащие к предметам первого стола. Третий стол

В сем столе полагается иметь следующие книги на записку:

V

V

V

V

V

V

V

V

V

V

V

Призрения.

V

Сенатских Указов.

Министерских предписаний.

Генерал-губернаторских предписаний.

Отношений и рапортов.

Прошений.

Исходящих бумаг.

Открытых листов.

Подорожных.

Пересылочных денег.

Передаваемых в Губернское правительство подлинников. Передаваемых таковых же бумаг в Приказ Общественного

Объявления Почтовой канторы. Отправляемых в разные места конвертов.

• Всеподданейших донесений Государю Императору.

Поступила в редакцию: 2016-02-16

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.