Научная статья на тему 'Формулировка уравнений установившегося пространственного движения глубоководных трубопроводов морских гидротехнических комплексов'

Формулировка уравнений установившегося пространственного движения глубоководных трубопроводов морских гидротехнических комплексов Текст научной статьи по специальности «Физика»

CC BY
59
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формулировка уравнений установившегося пространственного движения глубоководных трубопроводов морских гидротехнических комплексов»

методом сплайн-коллокации, если проводить коллокацию в направлении оси

С [4].

В таблице приведены результаты расчетов максимального прогиба пластинки под действием равномерно распределенных усилий д для случаев, когда два противоположных края закреплены жестко, а два других — шар-нирно оперты (ЭД^ах) и когда весь контур свободно подкреплен (^тах). Первый случай рассчитывался как с помощью классического, так и с помощью модифицированного метода. При расчетах использовались следующие значения параметров: а = Ь = 10 м, Е = 2 • 1011 Па, Н = 0.01 м, V = 0.3, д = 1 Н.

а Wiar-мет-, м Wmax, м

п/15 2п/15 п/5 4п/15 п/3 9.709E-4 7.693E-4 5.066E-4 2.612E-4 9.258E-5 9.709E-4 7.671E-4 5.058E-4 2.594E-4 9.019E-5 2.056E-3 1.625E-3 9.048E-4 5.193E-4 1.588E-4

Сравнение значений, приведенных во втором и третьем столбцах таблицы, показывает эффективность предложенного метода решения.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Крюков Н.Н. Расчет косоугольных и трапецоидальных пластин с помощью сплайн-функций // Прикладная механика. 1997. Т. 33, № 5. C. 77-81.

2. Григоренко Я.М., Крюков Н.Н. Решение задач теории пластин и оболочек с применением сплайн-функций // Прикладная механика. 1995. Т. 31, № 6. C. 3-27.

3. Годунов С.К. О численном решении краевых задач для систем обыкновенных дифференциальных уравнений // УМН. 1961. Т. XVI, № 3 (99). C. 171-174.

4. Сафонов Р.А. Численное решение задачи изгиба косоугольной пластины под действием поперечной нагрузки // Математика. Механика: Сб. науч. тр. Саратов, 2006. Вып. 8. С. 220-222.

УДК 539.3

О.А. Торопова

ФОРМУЛИРОВКА УРАВНЕНИЙ УСТАНОВИВШЕГОСЯ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ДВИЖЕНИЯ ГЛУБОКОВОДНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ МОРСКИХ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ

Целью статьи является вывод уравнений установившегося пространственного движения глубоководного трубопровода для общего случая его продольных, крутильных и изгибных деформаций. В отличие от известных работ, например, В.А. Светлицкого [1, 2], здесь дополнительно учтены эффекты, вызванные совместным действием внутреннего и внешнего потоков

жидкости (в частности, гидростатическое обжатие стенок трубопровода) и его стационарным пространственным движением.

Введем правую инерциальную систему координат 0x^2x3, начало которой может быть зафиксировано в любой произвольной точке на дне океана на глубине H. Ось x2 направим вертикально вверх, а ось x1 - горизонтально вправо. Свяжем также с центром тяжести произвольного поперечного сечения деформированного трубопровода единичный правосторонний трехгранник {e¿}, направив единичный вектор e1 по касательной к осевой линии и зафиксировав орты e2,e3 в плоскости его поперечного сечения. За начало отсчета эйлеровой дуговой координаты (s) выберем нижний конец трубопровода.

Пусть {¿¿о} = {¿i, —i1,i3} ~ орты локальной системы координат для недеформированной осевой линии. Связь между базисными векторами ej и ij определяется с помощью ортогональной матрицы перехода K [2]: ij = = K¿j (j = 1, 2,3),

(-(sin y cos ф cos 9 + sin ф sin 9) — cos y cos 9 -(sin y sin ф cos 9 — cos ф sin 9 cos y cos ф — sin y sin ф cos у

sin y cos ф sin 9 — sin ф cos 9 sin 9 cos y sin 9 sin ф sin у + cos 9 cos ф

Будем использовать следующие допущения.

1. Трубопровод (гибкий стержень постоянного кольцевого поперечного сечения) в недеформированном состоянии имеет прямолинейную форму.

2. Материал стенок является линейно-упругим, работает в области малых деформаций (1 + s1 ~ 1, ds ~ ds0), но больших перемещений и углов поворота.

3. Движение морской воды и гидросмеси считается установившимся, причем ее скорость (vf) постоянна по сечению и длине трубопровода.

4. Векторы скорости движения плавсредства (vs) и трехмерного потока подводных течений (vc) считаются известными функциями декартовых координат: (Vs = Vs(xi,x3), Vc = (Х1,Х2,Хз)).

5. Движение трубопровода происходит без образования вихревой дорожки Кармана и не оказывает влияния на движение плавсредства.

Вектор распределенных нагрузок, действующих на элемент трубопровода (q), можно записать в виде q = qf + qw — mge10, где qf ,qw - векторы сил взаимодействия с внутренним и внешним потоками жидкости, m - погонная масса трубопровода в воздухе. Пусть элемент трубопровода движется с поступательной скоростью vs = vs1e1 + vs2e2 + vs3e3, а элемент потока гидросмеси - со скоростью Vf jj e1. Тогда вектор ее скорости в инерциальном пространстве 0x1x2x3 : vaf = vs + (vf — vs1)e1. Для детализации компонент qf воспользуемся динамическим уравнением движения элемента потока жидкости, совпадающего в рассматриваемый момент времени с элементом

трубопровода [2]:

((ш/V/)М = -д/дв(Р/вг) - ш/двю - д/,

где ш/ = р/Г/, Р/ = р/Г/, р/ - плотность потока гидросмеси, Р/ -давление для произвольной точки каждой линии ее тока, Г/ = 0.25п(02, (0 - внутренний диаметр трубопровода. Используя векторное равенство

д = (д, в1)в1 + в1 х (д х вг) представим д/ в виде

др (

д/ = дн/ + да/ + дт/ - + (^(ш/Уа/),в1) + ш/д(в10, в1))в1. (1)

Здесь

дн/ = -Р/- ш/дв1 х (в 10 х в1),

да/ = -в1 х (^ (ш/уа/) х в1), (2)

дт/ = 0, 5(ор/Ст/ (V/ - | V/ - У31 | в1

соответственно вектора нормальной силы гидростатического давления потока гидросмеси на стенки, нормальной силы инерции ее присоединенной массы, касательной составляющей гидродинамического сопротивления, ст/ = = ст/(Яв) - коэффициент силы трения, (Яв) - число Рейнольдса. Для внешнего потока жидкости аналогично (1), (2) имеем

дРю (

дю = дню + д

аю + дтю + дп + ("^ + ( ^ (Шю Уаю), в1) + Шю д(в10, в1))вЪ (3)

где

дв1

дню = + Шюдв1 х (в10 х в1), (дню Т1 дн/),

даю = -в1 х (( (штУаю) х в1) , дтю = 0, 5^0рюСтю(Ус1 - У31) | Ус1 - У31 | в1, (4)

дп = -0, 5рюСпА)((у52 - Ус2)в2 + (Vs3 - Ус3)вз) \JJV2-УЗ)2,

Шю рю Гю, Рю рю Гю 1

рю - плотность морской воды, = 0,25п^0, Уаю = + (ус1 - )в1, сп = сп(Яв) - коэффициент нормального гидродинамического сопротивления. Таким образом, вектор д представляется окончательно в виде

д (

д = -шдв10 +( ^ (Рю - Р/ ) + ( ((Шю Уаю-Ш/Уа/ ), в1) + (шю-Ш/)д(в10,в1))в1 +

+дн + да/ + д

аю + дт/ + д тю + д

(5)

где qh = qhf + qhw - вектор силы гидростатического обжатия стенок трубопровода.

Для трубопровода круглого поперечного сечения вектор внешнего распределенного момента (и) имеет единственную составляющую, связанную с кручением: ы = ы^. Она определяется структурой профиля подводных течений (для однослойного потока и1 =0).

Уравнения установившегося движения.

Постановка граничных условий

В осях связанной системы координат векторными уравнениями равновесия элемента трубопровода, а также физическими соотношениями являются

Q' + ж х Q + q = 0, M' + ж х M + e1 х Q + и = 0, M = Аж. (6)

Здесь

q = (t^q^)*, m = (H,Mi,M2)¿, ж = («ь«2,

А = (АИ) = {An = G/b А22 = А33 = E/2},

Te = T + Pw + Pf - эффективное осевое усилие, учитывающее гидростатическое обжатие стенок, Q1,Q2 - перерезывающие усилия, H, M1,M2 - крутящий и изгибающие моменты, ж1, ж2, ж3 - кручение и проекции радиуса-вектора кривизны, (1 + v)G/1 = E/2, E - модуль Юнга, /1,/2 - моменты инерции поперечного сечения, (•)' = d(-)/ds. Введенная переменная Te фактически определяет относительное удлинение элемента трубопровода при условии несжимаемости материала его стенок (v = 0,5). Действительно, если для приближенного отыскания радиальных и окружных напряжений воспользоваться формулами Ламе, подставить их в выражение закона Гука, то £1 = (T + Pw - Pf )/EFo = Te/EEo.

Пространственные равновесные конфигурации осевой линии определяются углами поворота = а и ее декартовыми координатами x¡ = x¿(s) [1]:

а' = L«, x' = K(1,0, 0)*, (7)

где

L = (lj ) = {l11 = — sin /13 = cos /21 = tg ^ cos /23 = tg ^ sin

/31 = cos -0/ cos /33 = sin cos /12 = /32 = 0, /22 = 1}.

Выбирая в качестве основных неизвестных компоненты векторов Q,«, а,х, рассмотрим основные варианты постановки граничных условий

при использовании трубопровода как длинномерного элемента геологоразведочного (задачи стационарной буксировки) и добывающего (при неподвижном закреплении нижнего сечения с подводным технологическим оборудованием) комплексов. В первом случае нижнее сечение обычно шарнирно присоединено к буферному устройству, имеющему известный вес в жидкости Wb с проекциями гидродинамических сил сопротивления QbXi, x = 1,3. Для верхнего сечения, шарнирно соединенного с плавсредством, известны его декартовы координаты. Поэтому

KQ|s=o = (Qbxi, Wb,Qbx3)*, ж(0) = ж(1) = 0, x(l) = (0,H, 0)*. (8)

Для добычных комплексов (vs = 0) аналогично получаем

ж(0) = x(0) = 0, ж(1) = 0, x(l) = (х81,Я,х8э)*, (9)

где xs1, xs3 - заданные координаты смещения плавсредства в горизонтальной плоскости при его удерживании, например, над устьем буровой скважины.

В результате перехода к безразмерным переменным и параметрам и использования в процессе преобразований (1)-(5) геометрических соотношений v's + Ж х vs = 0, e{ — Ж х e задача (6)-(9) сформулируется окончательно следующим образом:

y' = f(s,y,z;м), mz' = F(s,y,z;м) = P(y)z* + r(y)+ Mu(z), (10)

Bo(Y (0); M) = Bi(Y (1)) = 0, Y = {y,z

Здесь

y = {Te, Ж1,^,^,^,Х1,Х2,Хз}*, Z = {Ql, Q2, Ж2, Ж3}*, Z* = (Ж3, Ж2, Q2, Ql)*,

f = {/1, . . . ,/s}*, /1 = cos cos ^ - Ш/(Vf - Vsl) (Жз1>з2 - Ж2^5з)--mw(Vc1 - Vs1)((dVc1/dX2) cos cos ^ + Ж2Vsз - Жзvs2) - Y1 (vf - VS1) |Vf - vS1|-Y2(Vc1 - VS1) | Vc1 - Vs1 | +д(ЖзQ1 - Ж2Q2),

/2 = -W1, fi = (¿Ж);, fi+з = (K(1,0,0)*)j, (i = 3,4, 5; j = 1, 2, 3), P = (pij) = {P11 = -P1, P22 = Pl, Рзз = 1, P44 = -1, Pij = 0 (i = j)},

P1 = Te - mf (Vf - Vs1)2 - mw(Vc1 - vsl)2,

r = r - sin + 7з^2 - Vc2^\/^Сз)2,

cos sin ^ + 7з^з - Vcз)\J(Vs2 - Vc2)2 + (vs3 - Vc3)2, 0, 0

U = {ЖlQ2, -ЖlQl, Ж1Жз^/(1+ V), -Ж1Ж2^/(1+ V)}*,

B0 : R12 х R1 —► R6, B1 : R12 —► R6.

Уравнения статики гибких трубопроводов или гибких стержней во внешнем потоке жидкости [1,2] непосредственно следуют из (10), если принять Шю = Уа = ш1 = ус = 71 = 0 или Ш/ = = V/ = Уа = ш1 = 0. При моделировании морской воды и гидросмеси идеальной несжимаемой жидкостью вектора д/ и дю ортогональны в1, дт/ = дтю = 0, а из (1), (3) можно в явном виде найти Р/ и Рю. В этом случае система (10) формально совпадает с уравнениями статики глубоководных трубопроводов, полученных в [3], если принять в (10) V = 0, 5.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Светлицкий В.А. Механика гибких стержней и нитей. М.: Машиностроение, 1972. 222 с.

2. Светлицкий В.А. Механика трубопроводов и шлангов. М.: Машиностроение, 1982. 280 с.

3. Петров В.В., Кузнецов В.В., Земеров В.Н. Механика длинномерных элементов глубоководных комплексов. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1989. 188 с.

УДК 539.3

Н.С. Хлопцева

ВЕСОВАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТОНКОСТЕННЫХ ОБОЛОЧЕК ПОСТОЯННОЙ И ПЕРЕМЕННОЙ ТОЛЩИНЫ

Решение проблемы уменьшения массы оболочечных конструкций при сохранении их характеристик устойчивости требует применения оболочек с толщиной, переменной вдоль образующей либо в окружном направлении. Если конструкции с дискретно изменяющейся толщиной широко применяются уже не одну сотню лет [1-4], то оболочки со стенками, толщина которых меняется непрерывно, долгое время оставались без внимания. Возможно, именно конструкции, изготовленные по этому принципу, позволят уменьшить массу (а соответственно и стоимость) изделий самых различных отраслей промышленности.

Сравним характеристики «классических» тонкостенных оболочек с постоянной и меняющейся толщиной.

Рассмотрим осесимметричную форму потери устойчивости тонкостенной круговой цилиндрической оболочки при равномерном осевом сжатии. В этом случае ось оболочки остается прямолинейной, а поверхность её при потере устойчивости получает осесимметричные радиальные перемещения ,ш(х), зависящие только от координаты х. При потере устойчивости оболочки с переменной вдоль её образующей толщиной 5(х), напряжения сжатия в различных поперечных сечениях оказываются различными при постоянной величине критического погонного усилия N = а(х)5(х). Задача потери устойчивости здесь сводится к определению Ж*.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.