Научная статья на тему 'Формирования социальной позиции личности в процессе музыкального образования в вузе'

Формирования социальной позиции личности в процессе музыкального образования в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
160
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОТИВОРЕЧИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ ЛИЧНОСТИ / ЭТАПЫ ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ / THE CONTRADICTIONS OF THE FORMATION OF A SOCIAL POSITION OF A PERSON / THE STAGES OF CREATIVE SELF-FULFILLMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чекмарев Г. В.

Автор исследует проблему формирования социальной позиции личности в процессе музыкального образования в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Shaping social position of individual in process of musical education in high school

The author studies the problem of the formation of the social position of a person in the process of the musical education in the university

Текст научной работы на тему «Формирования социальной позиции личности в процессе музыкального образования в вузе»

УДКЧЧ8373 Чекмарев Г. В.

ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ

Автор исследует проблему формирования социальной позиции личности в процессе музыкального образования в вузе.

Ключевые слова: противоречия формирования социальной позиции личности, этапы творческой самореализации.

Актуальность исследования проблемы педагогического обеспечения формирования социальной позиции личности в процессе получения музыкального образования в вузе обусловлена рядом противоречий: во-первых между ориентацией политики государства на создание в системе высшего профессионального образования условий для полноценного образования и социального воспитания студентов, и низкой готовностью вузов (особенно творческих) целостно использовать предлагаемые ресурсы; во-вторых, между стремлением студентов музыкальных вузов к самореализации как музыкантов - виртуозов, связанноой с полным погружением в мир музыки, отрывом при этом от реальных социальных отношений, с одной стороны, а с другой - отсутствием у большинства студентов понимания социальной функции музыканта-исполнителя, ориентации на воспитательный диалог со слушателем; в-третьих, наличием в консерваториях и на музыкальных факультетах вузов, опыта педагогического управления формированием социальной позиции у студентов не только как музыкантов, но и как граждан, осознающих свою социальную миссию, и недостаточным научным и методическим его осмыслением.

Проблема формирования социальной позиции личности является одним из актуальных направлений исследования в философии, социологии, психологии, педагогике. Термин «социальная позиция» встречается в науке и практике чаще всего в двух контекстах: как объяснение местоположения человека в системе общественных отношений (близкими по значению понятиями в этом случае являются: «социальный статус», «социальная роль»); и как характеристика отношения человека к различным социальным явлениям (близкими по значению

являются понятия: «социальная функция», «социальная миссия»). По смыслам и содержанию понятие «социальная позиция личности» является одной из составляющих активно разрабатываемого в психологии и педагогике феномена «саморазвитие личности».

Формирование социальной позиции личности, по мнению ученых, является интеллектуальным процессом, ибо он предполагает определенную осознанность личностью себя, своей деятельности (мотивов, результатов), своего места в мире. Одновременно это и волевой процесс, охватывающий всю жизнедеятельность: от конкретной ситуации до всего образа жизни человека. Интеллектуальная и волевая стороны тесно переплетаются с эмоционально-нравственной, составляя сложную картину самоиз-менения личности. В качестве целевых ориентиров при формировании социальной позиции выступают не только и не столько цели самоутверждения (быть не хуже других, быть лучше других), сколько цели личностного роста (быть лучше, чем ты был; достигать более значимых результатов, чем ты достигал).

В нашем исследовании под социальной позицией личности мы будем понимать устойчивую систему отношений человека к содержанию, результатам и социально детерминируемым последствиям собственной деятельности, проявляющуюся в самостоятельной, целостной, ценностно-ориентированной познавательно-творческой деятельности личности по непрерывному саморазвитию: обогащению индивидуального социального опыта и духовно-нравственных сил соответственно внутреннему образу «Я» и актуальным социальным ожиданиям.

Стремление к самопознанию, самореализации и личностному росту является одной из задач возрастного развития в юности и молодости, что

118

© Чекмарев Г. В., 2009

делает период обучения студента в вузе сензитив-ным к актуализации потребностей в формировании социальной позиции.

Музыкальное образование, методология и содержание которого раскрывается в работах М. Аграновской, Л. Баренбойма, Е. Белан, Л. Бочкарёва, Т. Демко, А. Ковалёва, О. Органо-вой, С. Савшинской, А. Сохора, В. Ражниковой, С. Рапопорта и др. Л.А. Баренбойм, имеет некоторые содержательные и организационные особенности, создающие благоприятные условия для полноценного формирования социальной позиции студентов. Анализ литературы, педагогического опыта, результаты констатирующего эксперимента показали, что к таким особенностям можно отнести: во-первых, индивидуализированный характер взаимодействия преподавателей и студентов, обусловленный спецификой организации обучения; во-вторых, наличие на факультетах и отделениях психологической атмосферы творчества, сформированной содержанием образования; в-третьих, наличие реальных и виртуальных «образцов» реализации социальной миссии музыканта-испол-нителя (знаменитые, успешные композиторы и исполнители - преподаватели, выпускники вуза), служащих для студентов своеобразными целями-ценностями; в-четвертых, сочетание аудиторных занятий и внеаудиторной деятельности с регулярной концертной и фестивальной деятельностью, в которой результаты социально ориентированной творческой деятельности студента имеют возможность аккумулироваться в его творческом потенциале и воплощаться, с одной стороны, в исполнительском искусстве (как сольном, так и оркестровом), с другой стороны, -в осознании музыкантом своей социальной миссии, социально-педагогической функции по отношению к зрителю и коллегам-музыкантам.

Таким образом, формирование социальной позиции у студентов музыкальных специальностей в вузе, имеет свои особенности. Они связаны в первую очередь с личностью молодого музыканта; содержанием и организацией процесса обучения и воспитания; взаимодействием между музыкантами-исполнителями и слушателями.

Процесс формирования социальной позиции у студентов - музыкантов в вузе представляет собой целенаправленное, поступательное

движение по самоизменению и саморазвитию личности, начинающееся с погружения студен-тов-первокурсников в атмосферу высшего музыкального образования и стремящееся к их творческой самореализации как исполнителей. В данном процессе можно условно выделить несколько этапов: ориентировочный, самопре-зентационный, этап осознания социальной миссии музыканта-исполнителя, этап накопления опыта взаимодействия со слушателями и кол-легами-исполнителями; этап творческой самореализации как исполнителя.

Ориентационный этап представляет собой адаптационный процесс, в котором студенты погружаются в содержание, организацию деятельности, систему отношений существующих в вузе в целом и отделении, в частности. Они соотносят свой социальный опыт и музыкальный потенциал с требованиями, прямо и косвенно предъявляемыми в вузе. Самопрезента-ционный этап связан с поиском студентом площадки для демонстрации своих способностей и умений. Эмоциональное переживание успеха/ неудачи в этот период имеет определяющее значение для дальнейшего развития личности. Конструктивное отношение к результатам своей деятельности позволяет студенту не замыкаться на сугубо индивидуальном музыкальном творчестве (исполнение ради исполнения), а видеть социальный смысл музыкального искусства, роль музыки в жизни общества.

Этап осознания социальной миссии музыканта - исполнителя, как показывает наша опытно-экспериментальная работа, является ключевым. Включаясь в различные виды познавательно-творческой, коллективной деятельности (не только и не столько исполнительской, а, в первую очередь, социально ориентированной), студенты получают навыки конструктивного общения и взаимодействия с отдельными людьми и группами, представителями разных сфер деятельности, людьми позитивно и негативно к ним настроенными и т.п. При этом студент позиционирует себя как музыкант-исполнитель. Это позволяет ему осознать свое социальное предназначение как музыканта.

Этап накопления опыта взаимодействия со слушателями и коллегами-исполнителями предполагает активное участие студента в концертной и фестивальной деятельности. Измене-

Экономика образования ♦ № 1, 20091

119

ния, произошедшие на предыдущих этапах, позволяют ему самореализовываться не только в социально приемлемых, но и в социально ожидаемых формах. Он стремится ориентироваться на сотрудничество с коллегами и диалог со зрителем во время выступления.

Этап творческой самореализации как исполнителя является своеобразным показателем успешности формирования социальной позиции студента и формирует его стремление к саморазвитию не только как музыканта-исполни-теля, но и как гражданина, выполняющего определенную социальную функцию, без педагогического сопровождения, в реальных условиях жизни и профессиональной деятельности.

На каждом из этих этапов действует совокупность психолого-педагогических механизмов: самопознания (получение адекватных представлений о своих способностях и возможностях как музыканта и как личности), самоопределения (выработка определенного отношения студента к происходящему с ним и вокруг него), проектирования траектории личностного роста (целеполагание, моделирование развития

ситуации и прогнозирование ее последствий), самореализации в концертной деятельности (демонстрации своих индивидуальных особенностей, социальной позиции, музыкальных способностей, исполнительского мастерства в репетиционном процессе и выступлениях в составе оркестра и как сольный исполнитель), рефлексии (анализ, оценка результатов деятельности и построение линии дальнейшего развития).

Таким образом, формирование социальной позиции личности в процессе музыкального образования в вузе разворачивается на двух уровнях: внутреннем (как процесс личностного саморазвития) и на внешнем (как педагогически управляемый процесс). При этом важно учитывать взаимосвязь между уровнями. Руководство самопознанием и саморазвитием предпочтительнее осуществлять на основе идей педагогического обеспечения, которое, не умаляя роли активности личности, дает возможность создавать условия для успешного формирования у студентов социальной позиции, что не исключает, в случае необходимости, оказание помощи и поддержки отдельным студентам.

Chekmaryov G. V. SHAPING SOCIAL POSITION OF INDIVIDUAL IN PROCESS OF MUSICAL EDUCATION IN HIGH SCHOOL

The author studies the problem of the formation of the social position of a person in the process of the musical education in the university

Keywords: the contradictions of the formation of a social position of a person, the stages of creative self-fulfillment

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.