Russian pediatric journal (Russian journal). 2018; 21(4) DOI: http://dx.doi.org/10.18821/1560-9561-2018-21-4-221-224
social pediatrics
© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2018 УДК 613.22-057.874
Кучма В.Р., Макарова А.Ю., Ямщикова Н.Л., Нарышкина Е.В., Ларионова А.В., Малащенкова А.В., Пятенко Е.А.
ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮщИхСя В ОБЛАСТИ ЗДОРОВОГО ПИТАНИИ
ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова» (Сеченовский Университет) Минздрава России, 119992, г Москва, Россия, Трубецкая ул., д. 8
Внедрение учебной программы образовательного цикла «Формирование знаний в области здорового питания...» (36 ч), предназначенной для непрерывного развития знаний несовершеннолетних в образовательных организациях, педагогов по повышению мотивации на употребление блюд, отвечающих физиологическим потребностям организма, с учётом домашнего питания показало высокую степень эффективности такого обучения. После прохождения цикла обучения число верных ответов повысилось на 46%. Оценка качества обучения педагогов и воспитателей показала высокий процент отличных и хороших ответов (65,4% и 27,3% соответственно). Формирование мотивации на употребление блюд, отвечающих физиологическим потребностям организма, отмечено педагогами как «высокая степень соответствия полученных знаний» (69%) ожидаемым результатам обучения. Показано, что сюжетно-ролевая подача учебной информации вызывает положительные эмоциональные реакции у 61% детей дошкольного возраста и 63% детей младшего школьного возраста, и сопровождается благоприятной эмоциональной реакцией на приём пищи в образовательной организации, что способствует формированию здорового пищевого поведения.
Ключевые слова: дети; гигиена питания; обучение и воспитание; структура питания; пищевое поведение; мотивация к здоровому питанию; профилактика.
Для цитирования: Кучма В.Р., Макарова А.Ю., Ямщикова Н.Л., Нарышкина Е.В., Ларионова А.В., Малащенкова А.В., Пятенко Е.А. Формирование знаний обучающихся в области здорового питания. Российский педиатрический журнал. 2018; 21(4): 221-224.
DOI: http://dx.doi.org/10.18821/1560-9561-2018-21(4)-221-224.
Kuchma V.R.1,2, MakarovaA.Yu.2, YamshchikovaN.L.2, NaryshkinaE.V.2, LarionovaA.V.2, MalashenkovaA.V.2, Pyatenko E.A.2 FORMATION OF KNOWLEDGE OF STUDENTS IN THE FIELD OF HEALTHY NUTRITION
1Medical Research Center of Children's Health, 2, Lomonosov avenue, 119991, Moscow, Russia; 2I.M. Sechenov First Moscow State Medical University, 8-2, Trubetskaya st., 119991, Moscow, Russia
There was implpemented the introduction of the curriculum of the educational cycle "Formation of knowledge in the field of healthy nutrition ..." (36 hours), designedfor the continuous development of knowledge of minors in educational organizations, teachers to increase the motivation to eat dishes that meet the physiological needs of the organism, taking into account the household nutrition showed a high degree of efficiency such training. After completing the training cycle, the number of correct answers increased by 46%. Assessment of the quality of training of teachers and educators showed a high percentage of excellent and good answers (65.4% and 27.3% respectively). The formation of motivation for eating dishes that meet the physiological needs of the organism was noted by teachers as a "high degree of conformity of the knowledge" (69%) to the expected learning outcomes. The subject-role feeding of educational information was shown to cause positive emotional responses in 61% of preschool children and 63% of children of the primary school age and is accompanied by a favorable emotional response to food intake in the educational institutions, which contributes to the formation of healthy eating behavior.
Keywords : children; nutrition hygiene; education and upbringing; food structure; eating behavior; motivation for healthy nutrition.
For citation: Kuchma V.R., Makarova A.Yu., Yamshchikova N.L., Naryshkina E.V, Larionova A.V, Malashenkova A.V, Pyatenko E.A. Formation of knowledge of students in the field of healthy nutrition. Rossiiskiy Pediatricheskiy Zhurnal (Russian Pediatric Journal). 2018; 21(4): 221-224. (In Russian). DOI: http://dx.doi.org/10.18821/1560-9561-2018-21-4-. 221-224. For correspondence: VladislavR. Kuchma, the MD, Ph.D., DSci., Professor, Corr.-member of RAS, Vice Director of the National Medical Research Center of Children's Health, 2, Lomonosov avenue, Moscow, 119991, Russian Federation; Head of the Department of Hygiene of Children and Adolescents of the Pediatric Faculty of the I.M. Sechenov First Moscow State Medical University, 8-2, Trubetskaya st., Moscow,119991, Russian Federation. E-mail: [email protected]
Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest.
Acknowledgment. The study had no sponsorship.
Received 02.08.2018 Accepted 26.08.2018
Для корреспонденции: Кучма Владислав Ремирович, член-корр. РАН, проф., доктор мед. наук, зав. каф. гигиены детей и подростков педиатрического факультета ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России, E-mail: [email protected], 105064, Москва, Малый Казённый пер., 5, стр. 5.
И о
L о
^следования в области здорового питания детей и подростков в современных условиях, оценка их пищевого поведения показывают, что ряд продуктов, блюд и кулинарных изделий, которые предлагаются в меню образовательных учреждений не отвечают вкусовым ожиданиям и предпочтениям детей, отсутствует преемственность домашнего
222
Российский педиатрический журнал. 2018; 21(4) DOI: http://dx.doi.org/10.18821/1560-9561-2018-21-4-221-224
социальная педиатрия
и школьного питания, несовершеннолетние не могут осуществить правильный выбор блюд, отвечающий принципам здорового питания [1, 2]. Несомненно, значительная доля знаний о здоровом питании должна быть получена в семье, затем от воспитателей и педагогов образовательных организаций.
Подавляющее большинство детей имеет нарушенный режим питания, получая только трехразовое питание. Каждый третий родитель 2-3 раза в неделю в качестве поощрения ребёнка за успехи заменяет полдник (в образовательной организации) и ужин (дома) посещением ресторанов быстрого питания. При этом калорийность пищи в таком ресторане для детей 5-6 лет составляет 48-54% от максимальной возрастно-половой нормы [3, 4]. Фактически нет понимания детьми и их родителями принципов здорового питания, провозглашённых ВОЗ [5]. Снижено потребление биологически ценных продуктов: дефицит употребления мяса составляет 60% от физиологической нормы, молочных продуктов - 65%, рыбы - 70%, яиц - 40%, дефицит животных белков составляет 1530%, фруктов и овощей - 70%, растительных масел
- 40%. Остаётся высоким потребление углеводов с преимущественным употреблением хлебобулочных изделий, сахара, картофеля [2, 6].
Для сохранения и укрепления здоровья детей особенно важно, чтобы питание было физиологически полноценным и сбалансированным, как в домашних условиях, так и в организованном коллективе, который посещает ребёнок [2, 7, 8]. Это определяет необходимость обучения родителей, детей, воспитателей правильному формированию навыков здорового питания с учётом пищевых предпочтений школьников
[9, 10]. "
В связи с этим нами были разработаны и апробированы обучающие программы по здоровому питанию для школьников, педагогических работников и родителей.
Материалы и методы
Работа выполнена коллективом кафедры гигиены детей и подростков педиатрического факультета Сеченовского университета в три этапа. На первом этапе с учетом принципов здорового питания были созданы обучающие программы для школьников, педагогических работников и родителей. На 2-м этапе
- проведена пилотная апробация учебной программы образовательного цикла, а затем - серия образовательных семинаров для педагогов, воспитателей и для учащихся образовательных организаций. Пилотные исследования проведены с участием 43 педагогов и 20 воспитателей образовательных учреждений г. Москвы. Всего в период с октября по ноябрь 2016 г. было обучено 113 педагогов школ, 44 воспитателя детских садов, 211 учащихся. На 3-м этапе для реализации цикла обучения были разработаны оригинальные образовательные сценарии для обучающихся и взрослых.
Для объективной оценки знаний в области рационального питания проведено анкетирование взрослых до обучения и после. Для выявления пробелов в
уровне знаний по рациональному питанию был проведён анализ исходного уровня знаний у учащихся школ в сравнении с теми же показателями после обучающего семинара. Отвечали 119 школьников 4-х и 7-х классов. В ходе исследования было проанализировано 2380 ответов.
Для диагностики эмоционального состояния при обучении, психологического климата коллектива для учащихся предшкол использовалась методика Т.В. Воробьевой и для 1-3 классов - методика цветописи. Всего было обследованы 32 учащихся предшкольной ступени (6 лет) и 85 учащихся 1-3 классов.
Исследования выполнены в условиях естественного гигиенического эксперимента. Для проведения анкетирования и психоэмоционального тестирования было получено информированное согласие родителей учащихся. Анкетирование было проведено на добровольных условиях в соответствии с требованиями «Конвенции ООН о правах ребёнка», принятой резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г. (док. ООН А/КЕ5/44/25).
Все полученные данные были обработаны статистически с использованием пакета прикладных программ Statistica 6.1 (StatSoft.Inc, США). Значимость различий между группами определялась по критерию Стьюдента при р<0,05.
Результаты
С учетом принципов здорового питания разработаны учебные программы образовательного цикла «Формирование знаний в области здорового питания и повышению мотивации на употребление блюд, отвечающих физиологическим потребностям организма, школьников, учитывающее индивидуальные особенности» (36 ч), предназначенные для развития знаний несовершеннолетних в образовательных организациях, педагогов, родителей, а также повышения мотивации на употребление блюд на основе разработанного 2-х недельного суточного рациона питания с учётом домашнего питания.
Целью обучения по программам явилось приобретение знаний, практических навыков и умений по формированию практикоориентированной компетенции в области здорового питания.
Цикл обучения был построен по модульному принципу. Каждый модуль структурирован по темам. Курс включал 5 модулей, 14 тем и тесты итоговой аттестации. Модули и темы сформулированы следующим образом.
Модуль 1. Введение в цикл усовершенствования. Тема 1. Цели обучения и организация цикла.
Модуль 2. Основные принципы здорового питания. Тема 1. Теории здорового питания. Тема 2. Функциональное питание как «диетология развития». Тема 3. Потребности организма в основных веществах и энергии.
Модуль 3. Основные пищевые вещества: что в пище главное. Тема 1. Белки, жиры и углеводы - триада основных пищевых веществ. Тема2. Жизненно-важные вещества в питании человека. Тема 3. Основные формы нарушения питания - гипо-и гипервитаминозы.
Russian pediatric journal (Russian journal). 2018; 21(4) DOI: http://dx.doi.org/10.18821/1560-9561-2018-21-4-221-224
social pediatrics
Модуль 4. Правила составления рациона питания. Тема 1. Рациональный режим питания. Тема 2. Пирамида здорового питания. Тема 3. Как оценить правильность рациона питания.
Модуль 5. Необходимые сведения о питании ребёнка в детском саду, школе и дома. Тема 1. Родителям - об организации питания в образовательных организациях. Тема 2. Педагогам и воспитателям - об организации питания в образовательных организациях. Тема 3. Рекомендации по приготовлению отдельных любимых блюд школьника. Тема 4. Рекомендации школьникам по выбору блюд в образовательной организации.
Итоговая аттестация представляет систему 138 тестовых заданий, разработанных по модульному принципу.
Для реализации цикла обучения были разработаны оригинальные образовательные сценарии для обучающихся и взрослых. Всего создано 11 слайд-конспектов по актуальным темам цикла. Сценарии подкреплены сюжетно-ролевой игрой, направленной на правильный выбор продуктов в соответствии с принципами здорового питания.
По данным проведенного анкетирования установлены недостаточные знания о функциях основных пищевых веществ, необходимой калорийности рациона, получаемом в образовательном учреждении, правильном наборе продуктов для завтрака, правилах составления меню в образовательных организациях. Установлена необходимость в повышении уровня научных знаний по темам модуля 2 - 55,5% опрошенных, модуля 3 - 50%, модуля 4 - 38,9%, модуля 5 - 16,7% педагогов и воспитателей. Около 6% опрошенных не выразили желания повысить уровень знаний в области здорового питания.
Больше всего пробелов в знаниях у педагогов имелось по разделам основные пищевые вещества и витамины, принципы здорового питания, организация питания дома, оценка рациона и режим питания. В среднем после прохождения цикла обучения процент верных ответов по этим темам повысился с 28,2 до 79,2%.
По результатам семинара педагоги и воспитатели демонстрировали высокий процент отличных и хороших ответов. Педагогами была отмечена высокая степень соответствия полученных знаний и формирования компетенции ожидаемым результатам обучения.
Для выявления уровня знаний по разделу рациональное питание проводился анализ исходного уровня знаний у учащихся школ в сравнении с теми же показателями после обучающего семинара. Разделы, по которым осуществляется опрос, и процент неправильных ответов представлены в таблице.
Практически по всем темам после семинара произошло некоторое улучшение. Если до проведения семинара учащиеся давали в целом в 74% неверные ответы по вопросам рационального питания, то после окончания семинара этот показатель уменьшился на 31%.
В работе с учащимися использовались сюжетно-ролевые игры, которые закрепляли правильный выбор продуктов питания в соответствии с принципами здорового питания. При оценке эмоционального отношения к основным режимным моментам было установлено, что благоприятные эмоциональные реакции у детей предшкольной ступени обучения вызывали приход в образовательное учреждение (56,1%), обед (53,5%), игра (39,2%), прогулка (50,8%), уход домой (39,5%). Высокий удельный вес нейтральных реакций отмечается на завтрак (43%). У 61% детей проведение сюжетной игры по питанию вызвало благоприятную реакцию. Неблагоприятные реакции у предшкольников вызывали уроки, связанные с динамическим компонентом (32,5%). Занятия, связанные с напряжением умственной деятельности, вызывали у 58,1% обследованных благоприятную реакцию.
Благоприятные эмоциональные реакции у младших школьников вызывали: проведение сюжетно-ролевой игры по питанию (63,3%), приём пищи в школе (50%), кружковые занятия (43,3%). Высокий удельный вес нейтральных реакций отмечался на прогулке (43,3%), на игровом часе (40%). Неблаго-
Анализ уровня знаний школьников до и после обучающих семинаров по основам рационального питания
Раздел образовательной программы Количество неправильных ответов до семинара, (%) Ранговое место недостаточного уровня знаний Количество неправильных ответов после семинара,(%)
Удельный вес неверных ответов: всего 74,2% (абс. - 1766) всего 42,9% (абс. - 1021)
Принципы рационального питания 12,7 2 11,9
Потребности организма в основных веществах и энергии 6,0 6,9
Функциональное питание 5,9 8,3
Основные формы нарушения питания - гипо-и гипервитаминозы 11,0 5 10,0
Рациональный режим питания 6,8 7,4
Белки, жиры и углеводы - триада основных пищевых веществ. 11,9 4 10,3
Как оценить правильность рациона питания 4,7 4,1
Пирамида здорового питания 11,9 3 10,2
Выбор блюд в соответствии с принципами рационального питания 21,8 1 20,5
Жизненно-важные вещества в питании человека 7,3 10,4
Российский педиатрический журнал. 2018; 21(4) DOI: http://dx.doi.org/10.18821/1560-9561-2018-21-4-221-224
социальная педиатрия
приятные реакции у младших школьников вызвали занятия, связанные с чтением и письмом (42,5%).
Обсуждение
Благоприятное эмоциональное состояние у детей предшкольной ступени обучения и учащихся 1-3 классов вызывала деятельность, связанная с предложенными им сюжетно-ролевыми играми, направленными на рационализацию пищевого поведения. Она часто сопрягается с благоприятной эмоциональной реакцией на приём пищи в образовательной организации. Особенно показательно это для учащихся предшкольной ступени - если завтрак вызывал часто нейтральную реакцию, то после игры следующий приём пищи вызвал у 54% благоприятную реакцию. Среди учащихся младших классов сюжетно-ролевая деятельность и последующий вслед за этим приём пищи вызвали благоприятные эмоциональные реакции, в то время как характерная для детей младшего школьного возраста игровая деятельность у большого числа опрошенных вызывала нейтральную реакцию. Выявлено, что деятельность, связанная с динамическим компонентом у предшкольников и прогулки на свежем воздухе у школьников 1-3-х классов, вызывали неблагоприятную и нейтральную реакции, соответственно.
Внедрение учебной программы образовательного цикла по формированию знаний в области здорового питания и повышению мотивации к правильному пищевому поведению показало высокую эффективность такого обучения.
Финансирование. Исследование выполнено по субсидии Департамента образования г. Москвы ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова (Сеченовский Университет) Минздрава России - «Разработка и апробация модели учебного ресурсного центра в области питания, отвечающего физиологическим потребностям и современным особенностям обучающихся образовательных организаций города Москвы».
Конфликт интересов. Авторы данной статьи подтвердили отсутствие конфликта интересов, о которых необходимо сообщить.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кучма В.Р., Чернигов В.В. Мониторинг модернизации организации питания детей в общеобразовательных учреждениях. Здоровье населения и среда обитания. 2012, 8: 7-10.
2. Тутельян В.А. Научные основы здорового питания. М.; Издательский Дом «Панорама», 2010.
3. Маталыгина О.А., Луппова Н.Е. Все о питании детей дошкольного возраста. СПб; Фолиант, 2009.
4. Степанова М.И., Березина Н.О.,Сазанюк З.И. Особенности жизнедеятельности и состояния здоровья московских дошкольников. Российский педиатрический журнал. 2017; 20(1): 44-7.
5. Научно-практическая программа по оптимизации здоровья детей в Российской Федерации. М.; 2015.
6. Онищенко Г.Г. Государственная политика в области здорового питания населения и пути её реализации. Здравоохранение Российской Федерации. 2009; 3:3-9.
7. Кучма В.Р., Горелова Ж.Ю. Международный опыт организации школьного питания. Вопросы современной педиатрии. 2008; 7(2): 14-22.
8. Кучма В.Р., Рапопорт И.К., Горелова Ж.Ю. Научно-организационные основы мониторинга реализации экспериментальных проектов по совершенствованию организации питания обучающихся в ГОУ субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждениях. Здоровье населения и среда обитания. 2009; 5: 9-11.
9. Горелова Ж.Ю. Формирование сбалансированного рациона питания учащихся. Справочник руководителя образовательного учреждения. 2009; 11: 89-94.
10. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Надеждин Д.С. Возрастно-половые особенности психофизического развития школьников. Российский педиатрический журнал. 2016; 19(6): 367-73.
REFERENCES
1. Kuchma V.R., Chernigov V.V. Monitoring of modernizing the organization of nutrition of children in educational institutions. Zdorovye naseleniya i sreda obitaniya. 2012, 8: 7-10. (In Russiun)
2. Tutelyan V.A. Scientific basis of healthy nutrition. [Nauchnie osnovy zdorovogo pitaniya]. Moscow; Izdatelskiy dom «Panorama», 2010. (In Russiun)
3. Mataligina O.A., Luppova N.E. All about nutrition of preschool children. [Vse o pitanii detey doschkolnogo vozrasta]. SPb; Foliant, 2009. (In Russiun)
4. Stepanova M.I., Berezina N.O., Sazanyuk Z.I. Features of the vital activity and the state of the health of Moscow preschool children. Rossyskiy pediatricheskiy zhurnal. 2017; 20(1): 44-7. (In Russiun)
5. Scientific and practical program to optimize children's health in the Russian Federation. [Nauchno-prakticheskaya programma po optimizatsiizdorovyadetey vRossiyskoyFederatsii]. Moscow; 2015. (In Russiun)
6. Onischenko G.G. State policy in the field of healthy nutrition of the population and ways of its implementation. Zdravookhranenie Rossiyskoy Federatsii. 2009; 3: 3-9. (In Russiun)
7. Kuchma V.R., Gorelova Zh.Yu. International experience in the organization of school meals. Voprosy sovremennoy pediatrii. 2008; 7(2): 14-22. (In Russiun)
8. Kuchma V.R., Rapoport I.K., Gorelova Zh.Yu. Scientific and organizational bases of monitoring of implementation of experimental projects on improvement of the organization of food of the subjects of the Russian Federation trained in GOU and municipal educational institutions. Zdorovye naseleniya i .sreda obitaniya. 2009; 5: 9-11. (In Russiun)
9. Gorelova Zh.Yu. Formation of a balanced diet of students. Spravochnik rykovoditelya obrazovatelnogo uchrezhdeniya. 2009; 11: 89-94. (In Russiun)
10. Kuchma V.R., Sukhareva L.V., Nadezhdin D.S. Age-gender features of the psychophysiological development of schoolchildren. Rossyskiy pediatricheskiy zhurnal. 2016; 19(6): 367-73. (In Russiun)
Поступила 02.08.2018 Принята в печать 26.08.2018
Сведения об авторах:
Макарова Анна Юрьевна, канд. мед. наук, доцент каф. гигиены детей и подростков педиатрического факультета ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России, E-mail: [email protected], 105064, г. Москва, Россия, Малый Казённый пер., д. 5, стр. 5; Ямщикова Наталия Львовна, канд. мед. наук, доцент каф. гигиены детей и подростков, E-mail: [email protected], 105064, г. Москва, Россия, Малый Казённый пер., д. 5, стр. 5 а; Нарышкина Елена Вячеславовна, канд. мед. наук, доцент каф. гигиены детей и подростков, тел., E-mail: [email protected], 105064, г. Москва, Россия, Малый Казённый пер., д. 5, стр. 5 а; Ларионова Алина Владиславовна, студент 4 курса, 11 группы педиатрического факультета Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, E-mail: alina_larson@mail. ru; Малащенкова Анна Вячеславовна, студент 4 курса, 11 группы педиатрического факультета Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, E-mail: [email protected]; Пятенко Елена Александровна, студент 4 курса, 11 группы педиатрического факультета Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, E-mail: [email protected]