Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЖАНРОВО-СТИЛЕВЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА'

ФОРМИРОВАНИЕ ЖАНРОВО-СТИЛЕВЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
36
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖАНРОВО-СТИЛЕВЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / ОБУЧЕНИЕ ИГРЕ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ / МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / МУЗЫКАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЕ КОЛЛЕДЖИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Заболоцкая Анна Викторовна

Статья посвящена рассмотрению теоретических и методико-технологических аспектов процесса формирования жанрово-стилевых представлений у обучающихся хореографического колледжа при обучении игре на музыкальном инструменте. В ней представлена методика, которая включает четыре базовых компонента педагогического процесса: целевой, теоретико-методологический, процессуально-содержательный и результативно-оценочный. Специфика предлагаемой методики заключается в комплексном освоении будущим хореографом категорий стиля и жанра: от накопления слуховых представлений (слушательская деятельность), изучения теории на перцептивно-мотивационном этапе, через сбор, анализ и оценку жанрово-стилевой специфики музыкального произведения (аналитическая деятельность) на когнитивно-аналитическом этапе, к воплощению знаний и навыков в собственной интерпретации с учетом его жанрово-стилевой специфики (исполнительская деятельность) на заключительном - рефлексивно-деятельностном этапе. Предложенная методика формирования жанрово-стилевых представлений обучающихся хореографического колледжа отражает способы организации формирования профессиональной компетентности будущего хореографа и позволяет обосновать цели и содержание данного процесса при обучении игре на музыкальном инструменте (фортепиано); дает возможность разработать наиболее эффективные методы и формы работы, способствующие формированию понимания о взаимосвязанной целостности структуры стиля, накоплению понятийной, терминологической базы и слуховых представлений («слухового багажа»), выявлению социально-исторической обусловленности стиля, а также практическому претворению теоретических знаний о жанрах и стилях в своей музыкально-творческой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF GENRE AND STYLE REPRESENTATIONS OF STUDENTS OF THE CHOREOGRAPHIC COLLEGE

The article is devoted to the consideration of theoretical and methodological and technological aspects of the process of formation of genre and style representations among students of the choreographic college when learning to play a musical instrument. It presents a methodology that includes four basic components of the pedagogical process: target, theoretical and methodological, procedural and substantive, and performance-evaluation. The specificity of the proposed technique consists in the complex development of the categories of style and genre by the future choreographer: from the accumulation of auditory representations (listening activity), the study of theory, at the perceptual-motivational stage, through the collection, analysis and evaluation of genre-style specifics of a musical work (analytical activity) at the cognitive-analytical stage, to the embodiment of knowledge and skills in his own interpretation, taking into account his genre-style specifics (performing activity) at the final - reflexive-activity stage. The proposed methodology for the formation of genre-style representations of students of the choreographic college reflects the ways of organizing the formation of professional competence of the future choreographer and allows to substantiate the goals and content of this process when learning to play a musical instrument (piano); to develop the most effective methods and forms of work that contribute to the formation of an understanding of the interrelated integrity of the style structure, the accumulation of conceptual, terminological base and auditory representations (“auditory baggage”), the identification of socio-historical conditionality of the style, as well as the practical implementation of theoretical knowledge about genres and styles in their musical and creative activities.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЖАНРОВО-СТИЛЕВЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА»

УДК 377.016:785

ББК Щ315,70 ГРНТИ 14.33.07 Код ВАК 5.8.2

Заболоцкая Анна Викторовна,

преподаватель, Южно-Уральский государственный институт искусств им. П. И. Чайковского; 454091, Россия, г. Челябинск, ул. Плеханова, 41; e-mail: vervalanna@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ЖАНРОВО-СТИЛЕВЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: жанрово-стилевые представления; обучение игре на музыкальных инструментах; музыкальные инструменты; музыкальная педагогика; хореографические колледжи; образовательный процесс

АННОТАЦИЯ. Статья посвящена рассмотрению теоретических и методико-технологических аспектов процесса формирования жанрово-стилевых представлений у обучающихся хореографического колледжа при обучении игре на музыкальном инструменте. В ней представлена методика, которая включает четыре базовых компонента педагогического процесса: целевой, теоретико-методологический, процессуально-содержательный и результативно-оценочный. Специфика предлагаемой методики заключается в комплексном освоении будущим хореографом категорий стиля и жанра: от накопления слуховых представлений (слушательская деятельность), изучения теории на перцептивно-мотивационном этапе, через сбор, анализ и оценку жанрово-стилевой специфики музыкального произведения (аналитическая деятельность) на когнитивно-аналитическом этапе, к воплощению знаний и навыков в собственной интерпретации с учетом его жанрово-стилевой специфики (исполнительская деятельность) на заключительном - рефлексивно-деятельностном этапе. Предложенная методика формирования жанрово-стилевых представлений обучающихся хореографического колледжа отражает способы организации формирования профессиональной компетентности будущего хореографа и позволяет обосновать цели и содержание данного процесса при обучении игре на музыкальном инструменте (фортепиано); дает возможность разработать наиболее эффективные методы и формы работы, способствующие формированию понимания о взаимосвязанной целостности структуры стиля, накоплению понятийной, терминологической базы и слуховых представлений («слухового багажа»), выявлению социально-исторической обусловленности стиля, а также практическому претворению теоретических знаний о жанрах и стилях в своей музыкально-творческой деятельности.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Заболоцкая, А. В. Формирование жанрово--стилевых представлений у обучающихся хореографического колледжа / А. В. Заболоцкая. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. - 2023. - № 2. - С. 82-87.

Zabolotskaya Anna Victorovna,

Lecturer, South Ural State Institute of Arts named after P. I. Tchaikovsky, Chelyabinsk, Russia

FORMATION OF GENRE AND STYLE REPRESENTATIONS OF STUDENTS OF THE CHOREOGRAPHIC COLLEGE

KEYWORDS: genre and style representations; learning to play musical instruments; musical instruments; musical pedagogy; choreographic colleges; educational process

ABSTRACT. The article is devoted to the consideration of theoretical and methodological and technological aspects of the process of formation of genre and style representations among students of the choreographic college when learning to play a musical instrument. It presents a methodology that includes four basic components of the pedagogical process: target, theoretical and methodological, procedural and substantive, and performance-evaluation. The specificity of the proposed technique consists in the complex development of the categories of style and genre by the future choreographer: from the accumulation of auditory representations (listening activity), the study of theory, at the perceptual-motivational stage, through the collection, analysis and evaluation of genre-style specifics of a musical work (analytical activity) at the cognitive-analytical stage, to the embodiment of knowledge and skills in his own interpretation, taking into account his genre-style specifics (performing activity) at the final - reflexive-activity stage. The proposed methodology for the formation of genre-style representations of students of the choreographic college reflects the ways of organizing the formation of professional competence of the future choreographer and allows to substantiate the goals and content of this process when learning to play a musical instrument (piano); to develop the most effective methods and forms of work that contribute to the formation of an understanding of the interrelated integrity of the style structure, the accumulation of conceptual, terminological base and auditory representations ("auditory baggage"), the identification of socio-historical conditionality of the style, as well as the practical implementation of theoretical knowledge about genres and styles in their musical and creative activities.

FOR CITATION: Zabolotskaya, A. V. (2023). Formation of Genre and Style Representations of Students of the Choreographic College. In Pedagogical Education in Russia. No. 2, pp. 82-87.

Ф:

.ормирование жанрово-стилевых лостности стилевои системы взаимосвязан' представлений у обучающихся хо- ных содержательных и атрибутивных при-реографического колледжа трактуется как знаков музыкально-хореографического процесс, направленный на понимание це- произведения. Такое формирование наце-

© Заболоцкая А. В., 2023

лено на полноценное постижение будущими хореографами категорий музыкального жанра и музыкального стиля, проявляющихся в творческой индивидуальности автора, особенностей эпохи, национальной исполнительской школы. В основе данного процесса лежат способности вычленять отличительные признаки музыкальных и хореографических выразительных средств через накопление музыкально-слухового опыта, осознано воспроизводить интонационно-мелодические, темпо-ритмические, динамические особенности музыкального произведения [2].

В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования по специальности 52.02.02 Искусство танца (по видам) и 52.02.01 Искусство балета курс «Основы игры на музыкальном инструменте» является составной частью общеобразовательного учебного цикла. Обучение будущих хореографов в классе фортепиано наряду с художественным и общемузыкальным развитием направлено не только на овладение элементарными инструментальными навыками для исполнения несложных танцевальных пьес, но и на понимание ими категорий стиля и жанра, что является одной из основ их профессиональной деятельности, так как понимание стилевой специфики и жанровых особенностей обеспечивает грамотную интерпретацию музыкального текста, а следовательно, и хореографического произведения.

Основой процесса формирования жан-рово-стилевых представлений обучающихся хореографического колледжа в процессе обучения игре на музыкальном инструменте должно стать понимание ими целостности структуры стиля и жанра (их содержательных и атрибутивных элементов), что дает основание для их освоения и претворения в процессе исполнения музыкальных произведений или их фрагментов.

На основе проведенного анализа научной литературы по проблеме исследования (А. Н. Николаева, А. И. Николаева, О. В. Усачева, А. В. Поляков, Д. В. Чиркина, М. С. Стар-

чеус, А. В. Полозова и др.) была разработана методика организации педагогического процесса по формированию жанрово-стилевых представлений обучающихся хореографического колледжа в процессе обучения игре на музыкальном инструменте (фортепиано).

Содержательные характеристики методики представлены в структурно-функциональной модели методики, характеризующейся целостностью (взаимосвязанностью всех компонентов, нацеленных на достижение конечного результата), практичностью (выступая в качестве педагогического сопровождения, направленного на развитие жанрово-стилевых представлений, обучающихся в достижении результата) и открытостью (может быть встроена в контекст образовательного процесса в системе среднего профессионального образования) (рис.).

Предложенная методика формирования жанрово-стилевых представлений обучающихся хореографического колледжа в процессе обучения игре на музыкальном инструменте отражает способы организации процесса формирования профессиональной компетентности будущего хореографа и позволяет научно обосновать цели и содержание данного процесса, что способствует выбору методов и форм работы, которые приведут к формированию способности обнаруживать и аргументировать жан-рово-стилевые особенности, их атрибутивные элементы по нотному тексту и на слух; развитию умения воплощать жанрово-стилевые особенности в процессе исполнения музыкального произведения и оценивать степень жанрово-стилевого соответствия средств музыкальной выразительности в ходе интерпретации музыкальных произведений.

Методика формирования жанрово-стилевых представлений обучающихся хореографического колледжа в процессе обучения игре на музыкальном инструменте включает четыре базовых компонента педагогического процесса, обеспечивающих реализацию поставленной цели.

Целевой компонент

Перцептивно-мотивационный этап: мотивационно-ориентационная функция

±

Когнитивно-аналитический этап:

аналитико-информационная функция

Рефлексивно-деятельностный этап: интерпретационно-деятелъностная функция

{

{

{

Методы: эмоциональной драматургии, контрастного сопоставления произведений, сопереживания, осознания личностного смысла музыкального произведения, создания художественного контекста, содержательного анализа инструментальных произведений, информационно-рецептивный метод

Приемы: знакомство с творчеством различных композиторов, прослушивание и беседы о музыкальном произведении, рассматривание репродукций картин и др. Форма: беседа, объяснение, слушание музыки, урок-конференция, слушание аудиозаписей / фонох-рестоматий, чтение с листа, эскизное разучивание фрагментов_

Методы: стилевой атрибуции, метод слуховой экспертизы, интонационно-стилевого постижения музыки, сравнительной стилевой характеристики Приемы: анализ музыкального произведения на слух и по нотному тексту, аргументация жанрово-стилевых признаков Форма: работа с нотным текстом, анализ музыкальных произведений, урок-исследование

Методы: наглядно-слухового показа, стилевого варьирования / интерпретации, моделирования художественно-творческого процесса, соотнесения с историко-стилевым контекстом, метод «сочинение уже сочиненного» Приемы: слушание фонохресто-матий, видеозаписей; чтение с листа; исполнение (интерпретация) музыкальных произведений или их фрагментов, посещение концертов/мастер-классов Форма: исполнительская работа с музыкальным текстом, самостоятельная работа, урок-концерт

Результативно-оценочный компонент

Эмоциональный критерий

«жанрово-стилевое чувство»

Когнитивно-аналитический критерий

«жанрово-стилевое мышление»

Деятельностно-оценочный критерий

«жанрово-стилевое творчество»

I

Диагностический инструментарий

метод опроса метод анкетирования / тестирования метод экспертной оценки

Уровни сформированности жанрово-стилевых представлений

пороговый достаточный оптимальный

Результат: сформированность жанрово-стилевых представлений обучающихся хореографического колледжа

Рис. Модель методики формирования жанрово-стилевых представлений обучающихся хореографического колледжа в процессе обучения игре на музыкальном инструменте (фортепиано)

Целевой компонент методики отражает необходимость разработки и реализации системы комплексных мер для педагогического сопровождения процесса формирования

музыкально-хореографической культуры обучающихся хореографического колледжа, одной из составляющей которого является сформированность жанрово-стилевых пред-

ставлений у будущих хореографов.

Теоретико-методологический компонент раскрывает методологическую основу методики и в силу многоаспектности изучаемой проблемы включает комплекс методологических подходов (системно-деятельностного, культурологического и стилевого), а также соответствующих им принципов.

Процессуально-содержательный компонент методики задает организационные характеристики процесса формирования жанрово-стилевых представлений, отражая логичную последовательность трех этапов: накопление слуховых представлений и изучение теории - анализ жанрово-стилевой специфики музыкально-хореографического произведения - собственная интерпретация музыкально-хореографического произведения с учетом жанрово-стилевой специфики.

Перцептивно-мотивационный этап процессуально-содержательного компонента методики предусматривает накопление первоначальных музыкально-слуховых представлений, формирование готовности обучающихся к целостному восприятию стиля и жанра на основе сформированных мотивов и ценностей, знаний, умений и способов овладения ими. Данный этап предполагает использование таких форм, как урок-конференция, слушание и эскизное разучивание фрагментов произведений, чтение с листа (одноголосных мелодий; пьес, основанных на чередовании рук; пьес с мелодией в обеих руках в октаву; пьес с сопровождением бурдонного баса, с остинатной фигурой и пр.). В качестве музыкального материала используется музыка барокко, классицизма, романтизма, отечественная музыка XIX и ХХ веков (пьесы или фрагменты произведений И. С. Баха, И. Пахель-беля, В. А. Моцарта, Й. Гайдна, С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, Г. В. Свиридова, А. Г. Руббаха, Е. Железновой, Н. В. Мор-дасова и др.).

Когнитивно-аналитический этап процессуально-содержательного компонента методики предполагает сбор, анализ и оценку жанрово-стилевой специфики музыкального произведения на слух и по нотному тексту на основе имеющихся знаний и основан на методах стилевой атрибуции, слуховой экспертизы, стилевого анализа, сравнительной стилевой характеристики, интонационно-стилевого постижения музыки [4; 8; 10]. В качестве примера предлагаются простые и знакомые произведения, в которых жанровые и стилевые приметы (темп, размер, полифоническое слияние голосов) легко различимы на слух: произведения Г. Ф. Генделя, И. С. Баха из «Нотной тетради А. М. Бах», включающей разнооб-

разные по настроению небольшие танцевальные пьесы: марши, менуэты, полонезы. Для иллюстрации танцевальных жанров предлагаются музыкальные произведения В. А. Моцарта, Л. В. Бетховена, М. И. Глинки, П. И. Чайковского. Для сравнительной характеристики одножанровых произведений, разных по стилю, предлагаются две пьесы с одинаковым названием (например, вальсы Ф. Шопена и П. И. Чайковского) или одного и того же жанра в разных стилях (например, менуэт эпохи барокко и классицизма).

Рефлексивно-деятельностный этап процессуально-содержательного компонента методики предполагает формирование жанрово-стилевых представлений через интерпретацию музыкального произведения с учетом его жанрово-стилевой специфики. Данный этап предусматривает применение таких методов, как:

- метод наглядно-слухового показа [5];

- метод стилевого варьирования;

- метод сознательного акцентирования жанрово-стилевой специфики во время интерпретации музыкального произведения / фрагмента [6; 11];

- метод моделирования художественно-творческого процесса (разработка логики развития музыкального образа, выбор музыкально-выразительных средств и приемов воплощения музыкального образа на музыкальном инструменте, предусматривающий воспроизведение стилевых особенностей) [3; 12];

- метод соотнесения с историко-стилевым контекстом (приобретение исто-рико-теоретических знаний для дальнейшей интерпретации авторского текста с учетом его жанрово-стилевых особенностей и грамотного воплощения средств выразительности музыкального языка) [7];

- метод «сочинения уже сочиненного» (личностно-творческая интерпретация музыкального произведения или его фрагмента) [8; 12].

Для исполнения предлагаются доступные музыкальные произведения (или их фрагменты) различных жанров или стилей, которые необходимо исполнить с учетом специфики ритма, темпа, динамики, штрихов, артикуляции и т. п. Например, в менуэте И. С. Баха необходимо подчеркнуть исполнительские признаки, характеризующие стиль и жанр произведения: различие тембра, фразировки, штрихов, ритмических рисунков самостоятельных голосов.

Наконец, результативно-оценочный компонент методики представляет пара-метральные характеристики сформирован-ности жанрово-стилевых представлений (критерии, уровни, показатели). Выделены

следующие критерии сформированности жанрово-стилевых представлений у будущих хореографов:

- эмоциональный критерий («жанрово-стилевое чувство»), позволяющий выявить уровень эмоциональной отзывчивости при восприятии музыки и эмоциональной выразительности в процессе собственного исполнения;

- когнитивно-аналитический критерий («жанрово-стилевое мышление»), характеризующий способности обучающихся определять и аргументировать жанрово-стилевые особенности и их атрибутивные элементы на слух и по нотному тексту;

- деятельностно-оценочный критерий («жанрово-стилевое творчество»), определяющий умение воплощать жанрово-стилевые особенности в процессе исполнения музыкального произведения и умение оценивать степень жанрово-стилевого соответствия средств музыкальной выразительности в своей интерпретации музыкально-хореографических произведений [1].

Для выявления точности понимания эмоциональной модальности музыкально-хореографического произведения в процессе его восприятия и собственного исполнения (эмоциональный критерий) был использован модифицированный «Опросный лист» Д. В. Чиркиной) [11]. Выявление спо-

собности распознавать на слух и по нотному тексту жанрово-стилевые признаки и содержательно-атрибутивные элементы музыкально-хореографического произведения (когнитивно-аналитический критерий) осуществлялось на основе модифицированного дидактического теста-опросника Д. В. Чиркиной) [11]. Уровень владения (оперирования) жанрово-стилевыми элементами в исполнительской деятельности (деятель-ностно-оценочный компонент) определялся на основе метода экспертной оценки.

Таким образом, повышение уровня качества музыкально-инструментальной подготовки обучающихся-хореографов, в том числе развитие способности обнаруживать и аргументировать жанрово-стилевые особенности, их атрибутивные элементы на слух и по нотному тексту; освоение умения воплощать жанрово-стилевые особенности в процессе исполнения музыкального произведения и умения оценивать степень жанрово-стилевого соответствия средств музыкальной выразительности в своей интерпретации музыкальных произведений в рамках курса «Основы игры на музыкальном инструменте (фортепиано)» станут основой формирования жанрово-стилевых представлений обучающихся хореографического колледжа.

ЛИТЕРАТУРА

1. Волчегорская, Е. Ю. Критериально-уровневые характеристики сформированности жанрово-стилевых представлений у студентов хореографического колледжа / Е. Ю. Волчегорская, А. В. Заболоцкая // Балтийский гуманитарный журнал. - 2020. - Т. 9, № 4 (33). - С. 30-33.

2. Заболоцкая, А. В. Формирование жанрово-стилевых представлений в профессиональной подготовке хореографов / А. В. Заболоцкая. - Текст : электронный // Современные проблемы науки и образования. -2020. - № 3. - URL: http://www.science-education.ra/article/view?id=29876 (дата обращения: 22.01.2023).

3. Критская, Е. Д. Методы интонационно-стилевого постижения музыки / Е. Д. Критская // Теория и методика музыкального образования детей : научно-методическое пособие / Л. В. Школяр, М. С. Красиль-никова, Е. Д. Критская [и др.]. - М. : Флинта : Наука, 1998. - С. 108-140.

4. Назайкинский, Е. В. Стиль и жанр в музыке : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. В. Назайкинский. - М. : Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2003. - 248 с.

5. Нейгауз, Г. Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога / Г. Г. Нейгауз. - 5-е изд. - М. : Музыка, 1987. - 240 с.

6. Николаева, А. И. Категория художественного стиля в теории и практике преподавания музыки : дис. ... д-ра пед. наук / Николаева А. И. - Москва, 2004. - 455 с.

7. Поляков, А. В. Формирование стилевой компетентности у студентов музыкально-педагогических ВУЗов в процессе профессионального образования : дис. ... канд. пед. наук / Поляков А. В. - Екатеринбург, 2015. - 148 с.

8. Усачева, О. В. Стилевой подход к содержанию и организации слушания музыки в школе: на материале вузовской подготовки учителя музыки : дис. ... канд. пед. наук / Усачева О. В. - Москва, 2006. - 174 с.

9. Усачева, В. О. Уроки сочинения / В. О. Усачева // Теория и методика музыкального образования детей : научно-методическое пособие. - М. : Наука, 1999. - С. 232-233.

10. Цыпин, Г. М. Обучение игре на фортепиано : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2119 «Музыка и пение» / Г. М. Цыпин. - М. : Просвещение, 1984. - 176 с.

11. Чиркина, Д. В. Развитие стилевого слуха у учащихся старших классов детской школы искусств : дис. ... канд. пед. наук / Чиркина Д. В. -Челябинск, 2012. - 230 с.

12. Школяр, Л. В. Изучение музыкальной культуры младших школьников / Л. В. Школяр // Теория и методика музыкального образования детей : научно-методическое пособие. - М. : Флинта : Наука, 1998. -С. 290-323.

REFERENCES

1. Volchegorskaya, E. Yu., Zabolotskaya, A. V. (2020). Kriterial'no-urovnevye kharakteristiki sformirovan-nosti zhanrovo-stilevykh predstavlenii u studentov khoreograficheskogo kolledzha [Criteria-Level Characteristics

of the Formation of Genre-Style Representations among Students of the Choreographic College]. In Baltiiskii gumanitarnyi zhurnal. Vol. 9. No. 4 (33), pp. 30-33.

2. Zabolotskaya, A. V. (2020). Formirovanie zhanrovo-stilevykh predstavlenii v professional'noi podgotovke khoreografov [Formation of Genre and Style Representations in the Professional Training of Choreographers]. In Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. No. 3. URL: http://www.science-education.ru/article/view?id=29876 (mode of access: 22.01.2023).

3. Kritskaya, E. D. (1998). Metody intonatsionno-stilevogo postizheniya muzyki [Methods of IntonationStyle Comprehension of Music]. In Shkolyar, L. V., Krasilnikova, M. S., Kritskaya, E. D. et al. Teoriya i metodika muzykal'nogo obrazovaniya detei: nauchno-metodicheskoe posobie. Moscow, Flinta, Nauka, pp. 108-140.

4. Nazaykinsky, E. V. (2003). Stil' i zhanr v muzyke [Style and Genre in Music] Moscow, Gumanitarnyi iz-datel'skii tsentr «VLADOS». 248 p.

5. Neygauz, G. G. (1987). Ob iskusstve fortepiannoi igry: Zapiski pedagoga [About the Art of Piano Playing. Notes of a Teacher] 5th edition. Moscow, Muzyka. 240 p.

6. Nikolaeva, A. I. (2004). Kategoriya khudozhestvennogo stilya v teorii ipraktike prepodavaniya muzyki [Category of Artistic Style in the Theory and Practice of Music Teaching]. Dis. ... d-ra ped. nauk. Moscow. 455 p.

7. Polyakov, A. V. (2015). Formirovanie stilevoi kompetentnosti u studentov muzykal'no-pedagogicheskikh VUZov v protsesse professional'nogo obrazovaniya [Formation of Stylistic Competence among Students of Music and Pedagogical Universities in the Process of Professional Education]. Dis. ... kand. ped. nauk. Ekaterinburg. 148 p.

8. Usacheva, O. V. (2006). Stilevoi podkhod k soderzhaniyu i organizatsii slushaniya muzyki v shkole: na materiale vuzovskoi podgotovki uchitelya muzyki [A Stylistic Approach to the Content and Organization of Listening to Music at School: Based on the Material of the University Training of a Music Teacher]. Dis. ... kand. ped. nauk. Moscow. 174 p.

9. Usacheva, V. O. (1999). Uroki sochineniya [Composition Lessons]. In Teoriya i metodika muzykal'nogo obrazovaniya detei: nauchno-metodicheskoe posobie. Moscow, Nauka, pp. 232-233.

10. Tsypin, G. M. (1984). Obuchenie igre na fortepiano [Learning to Play the Piano]. Moscow, Prosvesh-chenie. 176 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Chirkina, D. V. (2012). Razvitie stilevogo slukha u uchashchikhsya starshikh klassov detskoi shkoly is-kusstv [The Development of Style Hearing in High School Students of the Children's Art School]. Dis. ... kand. ped. nauk. Chelyabinsk. 230 p.

12. Shkolyar, L. V. (1998). Izuchenie muzykal'noi kul'tury mladshikh shkol'nikov [Studying the Musical Culture of Primary School Children]. In Teoriya i metodika muzykal'nogo obrazovaniya detei: nauchno-metodicheskoe posobie. Moscow, Flinta, Nauka, pp. 290-323.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.