Научная статья на тему 'КРИТЕРИАЛЬНО-УРОВНЕВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СФОРМИРОВАННОСТИ ЖАНРОВО-СТИЛЕВЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТУДЕНТОВ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА'

КРИТЕРИАЛЬНО-УРОВНЕВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СФОРМИРОВАННОСТИ ЖАНРОВО-СТИЛЕВЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТУДЕНТОВ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
58
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЖАНР / МУЗЫКАЛЬНЫЙ СТИЛЬ / ЖАНРОВО-СТИЛЕВЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / СТУДЕНТЫ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА / ПАРАМЕТРАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СФОРМИРОВАННОСТИ ЖАНРОВО-СТИЛЕВЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ / MUSICAL GENRE / MUSICAL STYLE / GENRE-STYLE REPRESENTATIONS / STUDENTS OF THE CHOREOGRAPHIC COLLEGE / PARAMETRIC CHARACTERISTICS OF THE FORMATION OF GENRE-STYLE REPRESENTATIONS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Волчегорская Евгения Юрьевна, Заболоцкая Анна Викторовна

В статье рассматриваются особенности формирования жанрово-стилевых представлений у студентов хореографического колледжа. Развитие жанрово-стилевых представлений студентов-хореографов является важнейшим элементом их музыкальной культуры и одним из показателей профессионализма. В статье проанализированы работы, посвященные проблемам выявления критериев и уровней оценки сформированости жанровых и стилевых представлений. Выделены и представлены параметрические характеристики сформированности жанрово-стилевых представлений, включающие эмоциональный, когнитивный и деятельностно-оценочный критерии. Показатели эмоционального критерия позволят определить уровни эмоциональной отзывчивость студентов при восприятии музыки и эмоциональной выразительности в процессе собственного исполнения. Показатели когнитивно-аналитического критерия позволят определить способность обнаруживать и аргументировать жанрово-стилевые особенности и их атрибутивные элементы на слух и по нотному тексту. Показатели деятельностно-оценочного критерия позволят определять умение студентов воплощать жанрово-стилевые особенности в процессе исполнения музыкально-хореографического произведения и умение оценивать степень жанрово-стилевого соответствия средств музыкальной выразительности в своей интерпретации музыкально-хореографических произведений. Выделены три уровня сформированности жанрово-стилевых представлений у студентов хореографического колледжа: оптимальный, достаточный и пороговый. Указан диагностический инструментарий для выявления сформированности эмоционального, когнитивно-аналитического и деятельностно-оценочного критериев жанрово-стилевых представлений у студентов хореографического колледжа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRITERIA-LEVEL CHARACTERISTICS OF THE FORMATION OF GENRE-STYLE REPRESENTATIONS IN STUDENTS OF THE CHOREOGRAPHIC COLLEGE

The article discusses the features of the formation of genre and style representations among students of the choreographic College. The development of genre and style representations of students-choreographers is an important element of musical culture, as well as an indicator of their professionalism. The article analyzes the works devoted to the problems of determining the criteria and levels of assessment of the formation of genre and style representations. Parametric characteristics of the formation of genre-style representations, including emotional, cognitive and activity-evaluation criteria, are identified and presented. Indicators of the emotional criterion will determine the levels of emotional responsiveness of students in the perception of music and emotional expressiveness in the process of their own performance. Indicators of the cognitive-analytical criterion will determine the ability to detect and argue genre-style features and their attribute elements by ear and by musical text. Indicators of the activity-evaluation criterion will determine the ability of students to embody genre-style features in the process of performing a musical and choreographic work and the ability to assess the degree of genre-style compliance of musical expressiveness in their interpretation of musical and choreographic works. There are three levels of formation of genre and style representations among students of the choreographic College: optimal, sufficient and threshold. The diagnostic tools for identifying the formation of emotional, cognitive-analytical and activity-evaluation criteria of genre and style representations in students of the choreographic College are specified.

Текст научной работы на тему «КРИТЕРИАЛЬНО-УРОВНЕВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СФОРМИРОВАННОСТИ ЖАНРОВО-СТИЛЕВЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТУДЕНТОВ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА»

Volchegorskaya Evgenia Yuryevna, Zabolotskaya Anna Viktorovna CRITERIA-LEVEL CHARACTERISTICS OF THE FORMATION ..

pedagogical sciences

УДК 377.6

DOI: 10.26140/bgz3-2020-0904-0008

КРИТЕРИАЛЬНО-УРОВНЕВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СФОРМИРОВАННОСТИ ЖАНРОВО-СТИЛЕВЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТУДЕНТОВ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА

© 2020

SPIN-код: 7588-0170 AuthorlD: 290646 ORCID: 0000-0001-6764-7747

Волчегорская Евгения Юрьевна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой «Педагогика, психология и предметные методики» Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (454091, Россия, Челябинск, пр. Ленина, 69, e-mail: evgvolch@list.ru) ORCID: 0000-0002-1965-5934

Заболоцкая Анна Викторовна, аспирант

Южно-Уральский государственный институт искусств имени П.И. Чайковского (454080, Россия, Челябинск, пр. Плеханова, 41, e-mail: vervalanna@mail.ru) Аннотация. В статье рассматриваются особенности формирования жанрово-стилевых представлений у студентов хореографического колледжа. Развитие жанрово-стилевых представлений студентов-хореографов является важнейшим элементом их музыкальной культуры и одним из показателей профессионализма. В статье проанализированы работы, посвященные проблемам выявления критериев и уровней оценки сформированости жанровых и стилевых представлений. Выделены и представлены параметрические характеристики сформированности жан-рово-стилевых представлений, включающие эмоциональный, когнитивный и деятельностно-оценочный критерии. Показатели эмоционального критерия позволят определить уровни эмоциональной отзывчивость студентов при восприятии музыки и эмоциональной выразительности в процессе собственного исполнения. Показатели когнитивно-аналитического критерия позволят определить способность обнаруживать и аргументировать жанрово-стилевые особенности и их атрибутивные элементы на слух и по нотному тексту. Показатели деятельностно-оценочного критерия позволят определять умение студентов воплощать жанрово-стилевые особенности в процессе исполнения музыкально-хореографического произведения и умение оценивать степень жанрово-стилевого соответствия средств музыкальной выразительности в своей интерпретации музыкально-хореографических произведений. Выделены три уровня сформированности жанрово-стилевых представлений у студентов хореографического колледжа: оптимальный, достаточный и пороговый. Указан диагностический инструментарий для выявления сформированности эмоционального, когнитивно-аналитического и деятельностно-оценочного критериев жанрово-стилевых представлений у студентов хореографического колледжа.

Ключевые слова: музыкальный жанр, музыкальный стиль, жанрово-стилевые представления, студенты хореографического колледжа, параметральные характеристики сформированности жанрово-стилевых представлений.

CRITERIA-LEVEL CHARACTERISTICS OF THE FORMATION OF GENRE-STYLE REPRESENTATIONS IN STUDENTS OF THE CHOREOGRAPHIC COLLEGE

© 2020

Volchegorskaya Evgenia Yuryevna, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Department "Pedagogy, Psychology and Subject Methods

South Ural state University of Humanities and education (454091, Russia, Chelyabinsk, Lenin Ave., 69, e-mail: evgvolch@list.ru) Zabolotskaya Anna Viktorovna, post-graduate student South Ural state Institute of arts named after P. I. Tchaikovsky (454091, Russia, Chelyabinsk, Plekhanov Ave., 41, e-mail: vervalanna@mail.ru) Abstract. The article discusses the features of the formation of genre and style representations among students of the choreographic College. The development of genre and style representations of students-choreographers is an important element of musical culture, as well as an indicator of their professionalism. The article analyzes the works devoted to the problems of determining the criteria and levels of assessment of the formation of genre and style representations. Parametric characteristics of the formation of genre-style representations, including emotional, cognitive and activity-evaluation criteria, are identified and presented. Indicators of the emotional criterion will determine the levels of emotional responsiveness of students in the perception of music and emotional expressiveness in the process of their own performance. Indicators of the cognitive-analytical criterion will determine the ability to detect and argue genre-style features and their attribute elements by ear and by musical text. Indicators of the activity-evaluation criterion will determine the ability of students to embody genre-style features in the process of performing a musical and choreographic work and the ability to assess the degree of genre-style compliance of musical expressiveness in their interpretation of musical and choreographic works. There are three levels of formation of genre and style representations among students of the choreographic College: optimal, sufficient and threshold. The diagnostic tools for identifying the formation of emotional, cognitive-analytical and activity-evaluation criteria of genre and style representations in students of the choreographic College are specified.

Keywords: musical genre, musical style, genre-style representations, students of the choreographic College, parametric characteristics of the formation of genre-style representations.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В профессиональном хореографическом образовании одной из первоочередных задач является формирование творческой личности, способной воспринимать и понимать искусство в целом, интерпретировать в танце художественно-эстетическое содержание музыки. Формирование музыкальной культуры будущего хореографа является неотъемлемой составляющей его профессиональной готовности и включает в себя эмоциональное восприятие музыкально-хореографических про-

изведений и их адекватную музыкально-эстетическую оценку. Фундаментом музыкально-хореографической культуры и важнейшим показателем профессиональной компетентности будущих хореографов является владение ими такими художественно-эстетическими категориями как категории жанра и стиля. Одним из путей становления музыкально-стилевых представлений может стать процесс обучения игре на музыкальном инструменте. Овладение жанрово-стилевым анализом необходимо студенту-хореографу как на уровне восприятия музыкально-хореографического произведения, так и в

30

Baltic Humanitarian Journal. 2020. Т. 9. № 4(33)

педагогические науки

Волчегорская Евгения Юрьевна, Заболоцкая Анна Викторовна КРИТЕРИАЛЬНО-УРОВНЕВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ...

процессе его исполнения.

Выявление жанрово-стилевых особенностей музыкально-хореографического произведения включает в себя целый ряд компонентов, к которым относятся:

- перцептивная обработка: восприятие и понимание музыкального и хореографического контента музыкально-хореографического произведения;

- аффективная реактивность: эмоциональная реакция в процессе восприятия и исполнения музыкально-хореографического произведения;

- интеллектуальная интерпретация: интерпретация отдельных звуковых элементов, их соотношение с целостным музыкально-хореографическим образом, предвидение ожидаемого направления развития музыкально-хореографического образа (например, мелодии, настроения или сюжета).

Анализ и деконструкция особенностей детализированных элементов музыкально-хореографического произведения при его интерпретации напрямую связаны с формированием у будущих хореографов представлений об атрибутивных признаках, типичных чертах и элементах, характеризующих эмоционально-образное содержание, выразительные средства музыкально-хореографического языка, музыкально-хореографических стилей различных эпох, национальных музыкальных школ, творчества различных композиторов. Представления о жанрово-стилевых особенностях позволяют создать в процессе исполнения на музыкальном инструменте более точную интерпретацию музыкально-хореографического произведения, отразив как конкретный замысел композитора, так и семантическое значение, основанное на генезисе определенного музыкально-хореографического стиля [1; 2; 3;4].

Таким образом, жанрово-стилевые представления являются сложным и многоаспектным конструктом, что требует разработки сложной системы их параме-тральной оценки, включающей разработку критериев и параметров их уровневой диагностики, а также выявления диагностических инструментов для отслеживания сформированности каждого компонента у учащихся-хореографов в рамках обучения игре на музыкальном инструменте.

Функция оценивания является необходимым компонентом музыкально-образовательного процесса, позволяя получить необходимые сведения в процессе сбора и анализа информации о текущих и итоговых стадиях обучения. Жанрово-стилевые представления хореографов являются сложной и многогранной системой, включающей знания (о жанрах, стилях, средствах выразительности и пр.), умения (воспринимать, анализировать музыку различных жанров и стилей) и владение различными видами музыкальной деятельности (в т.ч. исполнительской деятельностью - игре на музыкальном инструменте).

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.

Анализ музыкально-педагогической литературы показал, что работы, посвященные проблемам определения критериев и уровней оценки сформированости жан-рово-стилевых представлений не столь многочисленны. Так, Т.И. Клочкова, рассматривая процесс освоения музыкальных стилей студентами музыкально-педагогического факультета в рамках музыкально-теоретических дисциплин, подчеркивает продолжительность и целостность процесса овладения пониманием музыкального стиля. Исследователь выделяет три критерия сформиро-ванности представлений студентов о музыкальном стиле: понимание стиля («стилевое мышление»), чувство стиля и проявление креативности («стилевое творчество»). Последнее анализируется автором как на содержательном, так и на психолого-педагогическом уровне

151_

Исходя из структуры понятия «стилевая компетентность», А.В. Поляков выделяет три критерия стилевой компетентности студентов музыкально-педагогических ВУЗов: когнитивный (знания о композиторе, принадлежности музыкального произведения к той или иной национальной музыкальной школе, стилю), аналитический (умение вычленять средства музыкальной выразительности в анализируемом музыкальном произведении); исполнительский (навыки воплощения стилевых особенностей в процессе исполнения музыкального произведения) [6].

Д.В. Чиркина в определении эффективности развития стилевого слуха у учащихся старших классов детских школ искусств также выделяет когнитивный и деятельностный критерии. При этом ученый обращает внимание на необходимость рассмотрения также эмоционального и ценностного компонентов. Предлагая свою систему параметральных характеристик, автор выделяет низкий, средний и высокий уровни их сформированно-сти [7].

В исследованиях М.Г. Кругловой анализируются критериально-уровневые характеристики сформиро-ванности культурологических интегративных знаний. Выявляя пути их диагностики, автор логично делает акцент на теоретико-аналитических критериях, прежде всего на таких знаниевых показателях как уровень (от низкого до высокого) владения музыкально-историческими, музыкально-теоретическими, общехудожественными, общенаучными знаниями. Наряду с этим автор предлагает выделить критерий, связанный с ценностно-смысловой оценкой произведения искусства. Он связан с умением сопоставить его образно-смысловое содержание с личностно-значимой оценкой в процессе культурологического анализа [8].

Личностный критериальный аспект является ведущим в исследовании Н.Г. Куприной, речь в котором идет об освоении музыкального стиля будущим учителем музыки. Рассматривая сформированность слушательского сознания студентов в процессе восприятия художественных образов на трех уровнях (достаточном, среднем и недостаточном), исследователь предлагает сделать акцент на способности студентов вычленять в процессе стилевого анализа личностный ценностно-смысловой контекст, так называемые «стилевые ассоциации», которые отражают способность слушателя понять музыкальный образ разных стилевых периодов. Рассматривая эмоциональную критериальную составляющую, Н.Г. Куприна говорит не просто о эмоциональном восприятии музыки, а о способности к «эмоциональной синхронизации», которую исследователь понимает как эмоциональное принятие будущими учителями музыки музыкальных образов разных эпох [9].

Свою систему показателей предлагает Е.М. Панферова, также выделяя знаниевый (музыкально-художественная грамотность), творческий (музыкально-творческая деятельность) компоненты и музыкально-художественное восприятие. При этом в данной параметраль-ной системе ученый выделяет мотивацию (как сложную динамическую систему побудителей) и музыкальную память. Опираясь на указанные критерии, автор предлагает три уровня сформированности музыкальной культуры учащихся: пороговый (репродуктивный), средний (продуктивный) и высокий (творческий) [10].

Оригинальную критериально-уровневую характеристику представляет в своем монографическом психолого-педагогическом исследовании М.С. Старчеус. Изучая специфику музыкального слуха как составляющую музыкальной обучаемости, автор делает акцент на способности будущего музыканта-профессионала к слуховой рефлексии, которую он трактует как готовность и умение анализировать и контролировать собственную музыкальную деятельность. Авторские критериальные характеристики включают комплекс, состоящий из трех компонентов. Перцептивный критерий связан с умени-

Volchegorskaya Evgenia Yuryevna, Zabolotskaya Anna Viktorovna pedagogical

CRITERIA-LEVEL CHARACTERISTICS OF THE FORMATION ... sciences

ем эмоционально воспринимать музыкальный образ. Репродуктивный критерий характеризует способность эмоционально и точно воспроизводить музыкальный текст в процессе музыкального исполнения (с помощью голоса или музыкального инструмента) в соответствии с замыслом композитора. Креативный критерий свидетельствует о способности учащегося к музыкально-слуховой рефлексии, к «слуховому самонаблюдению» и самоанализу [11]. В данном исследовании предлагается три уровня сформированности способности к музыкально-слуховому анализу. На первом уровне будущий музыкант демонстрирует лишь способность анализировать особенности музыкального образа: его целостность-дифференцированность, мелодические и ритмические связи и т.п. На втором уровне проявляется умение исполнять музыкальное произведение на основе жанрово-стилевого анализа. На третьем уровне демонстрирует способность гибко менять музыкальное исполнение в зависимости от изменяющейся цели учебно-творческой задачи.

В исследовании А.И. Николаевой, посвященном анализу категории художественного стиля, автор ведет речь о развитии понимания стиля в процессе преподавания музыки. Так же как Н.Г. Куприна, автор размышляет о формировании у учащихся стилевых чувств, мышления и творчества как составляющих «исполнительской стилевой адекватности» [12]. Выделенные автором алгоритмы ее сформированности выявляются в процессе исполнения учащимися музыкального произведения. Качество его исполнения оценивается, с одной стороны, по стилевому соответствию интерпретации особенностям композиторского стиля. С другой стороны, анализируется личностное отношение будущего музыканта к традициям исполнения, творческая интерпретация отдельных стилевых элементов. Исследователь предлагает сложный уровневый конструкт, в который вводит несколько уровней. На самом низком уровне, обозначенном автором как продуктивное непонимание, учащийся демонстрирует лишь попытки отразить отдельные стилевые компоненты. На следующих уровнях (уровне предпонимания и понимания) исполнитель способен дать анализ всех стилевых компонентов музыкального произведения в процессе анализа музыкального текста. Наконец, на самом высоком уровне (уровне «стилевого эталона») в процессе исполнения учащийся осознанно демонстрирует владение адекватной стилевой интерпретацией.

В современных музыкально-педагогических исследованиях мы можем встретить различные подходы к критериально-уровневому анализу сформированно-сти знаний о жанре и стиле как в процессе теоретической, так и исполнительской подготовки музыкантов. Музыкально-эстетическая деятельность связывается с формированием широкого спектра составляющих жан-рово-стилевых представлений - эмоциональных, когнитивных, деятельностных и ценностных [13-21].

Формирование целей статьи (постановка задания).

На основе проанализированных научных трудов музыкантов-педагогов мы разработали параметральные характеристики сформированности жанрово-стилевых представлений у будущих хореографов, включающие эмоциональный, когнитивный, деятельностно-оценоч-ный критерии.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

Первый критерий - эмоциональный («жанрово-сти-левое чувство») - определяет точность понимания и интерпретации эмоционально-образного содержания музыкально-хореографических произведений различных жанров и стилей в процессе восприятия и собственного исполнения. К показателям данного критерия относятся: эмоциональность (эмоциональная отзывчивость) при восприятии музыки; эмоциональная выразительность в процессе собственного исполнения. 32

В качестве второго критерия мы предлагаем коги-нитивно-аналитический критерий («жанрово-стилевое мышление») - способность определять (на слух и по нотному тексту) и аргументировать жанрово-стилевые особенности и их атрибутивные элементы: композиционные, языковые характеристики и признаки жанро-во-стилевой типизации музыкально-хореографических произведений (социальное предназначение, формы бытования, способ, средства исполнения и восприятия и пр.). К показателям данного критерия относятся: способность определять жанрово-стилевые особенности и их атрибутивные элементы на слух и по нотному тексту; способность аргументировать жанрово-стилевые особенности и их атрибутивные элементы (аналитико-слу-ховая деятельность).

В качестве третьего критерия мы выделяем деятель-ностно-оценочный критерий («жанрово-стилевое творчество») как умение воплощать жанрово-стилевые особенности в процессе исполнения и оценивать степень жанрово-стилевого соответствия средств музыкальной выразительности в своей интерпретации музыкально-хореографических произведений. К показателям данного критерия относятся: умение воплощать жанрово-сти-левые особенности в процессе исполнения музыкально-хореографического произведения; умение оценивать степень жанрово-стилевого соответствия средств музыкальной выразительности в своей интерпретации музыкально-хореографических произведений.

Исходя из степени сформированности мы предлагаем выделить три уровня сформированности жанрово-стилевых представлений у студентов хореографического колледжа: оптимальный, достаточный и пороговый.

Рассмотрим выраженность показателей выделенных нами критериев на каждом уровне.

Демонстрирующие оптимальный уровень сформиро-ванности жанрово-стилевых представлений студенты-хореографы точно определяют эмоционально-образное содержание музыки различных жанров и стилей. У них сформирована способность к музыкальному переживанию, грамотному воплощению (передаче) заключенных в музыке эмоций, настроений, чувств в процессе собственного исполнения музыкально-хореографического произведения. Они имеют хорошие знания и умения аргументации системы отличительных признаков жанра и стиля, средств музыкальной выразительности. Развита способности выразить характер музыки и собственные эмоции в процессе собственного исполнения; точно оценить степень жанрово-стилевого соответствия средств музыкальной выразительности определенным нормам и эталонам в интерпретации произведения.

Достаточный уровень характеризуется тем, что у студентов-хореографов хотя и выражено личное эмоциональное отношение к образному содержанию музыки различных жанров и стилей, но присутствуют неточности в понимании и осознании заключенных в музыке эмоций, настроений, чувств, переживаний в процессе собственного исполнения музыкально-хореографического произведения. Они совершают ошибки при анализе жанрово-стилевой специфики произведения; не вполне точно и полно определяют средства музыкальной выразительности музыкально-хореографических произведений. Учащиеся не всегда учитывают особенности музыкального языка и средства музыкальной выразительности при исполнении музыкально-хореографического произведения; допускают неточности в оценивании степени жанрово-стилевого соответствия средств музыкальной выразительности определенным нормам и эталонам в интерпретации произведения.

Пороговый уровень характеризуется тем, что студенты-хореографы демонстрируют низкий уровень выражения личного эмоционального отношения к образному содержанию музыки различных жанров и стилей. У них слабо выражена эмоциональная передача содержания музыкально-хореографического произведения в про-Baltic Humanitarian Journal. 2020. Т. 9. № 4(33)

педагогические науки

Волчегорская Евгения Юрьевна, Заболоцкая Анна Викторовна

КРИТЕРИАЛЬНО-УРОВНЕВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ...

цессе собственного исполнения, слабо сформирована способность к музыкальному переживанию. Они также допускают грубые ошибки при аргументации системы отличительных признаков жанра и стиля, средств музыкальной выразительности; демонстрируют ограниченные суждения в определении характерных специфических признаков жанра и стиля, неспособность самостоятельно определять средства музыкальной выразительности музыкально-хореографических произведений. При исполнении музыкально-хореографического произведения они не учитывают особенности музыкального языка и средств музыкальной выразительности, не способны самостоятельно оценить степень жанрово-стилевого соответствия средств музыкальной выразительности определенным нормам и эталонам в интерпретации произведения.

Для выявления уровня сформированное™ жанрово-стилевых представлений у студентов хореографического колледжа мы предлагаем использовать следующий диагностический инструментарий.

Для выявления характера эмоционально-образного восприятия музыки различных жанров и стилей используется метод опроса, позволяющий определить адекватность образно-содержательного восприятия жанра и стиля. Опросник позволяет выявить адекватность осознания эмоциональной окраски музыкально-хореографических произведений различных стилей и жанров, умения описать эмоциональную палитру воплощенных композитором чувств и настроений. Вопросы, включенные в опросный лист, направлены на выявление эмоциональной модальности музыкально-хореографического произведения (переработанный модифицированный «Опросный лист» Д.В. Чиркиной) [7]. Для оценки эмоционального компонента в процессе собственного исполнения используется творческое задание (диагностика музыкально-творческих способностей Н.И. Мигунова, И.С. Кобозева) [22]

Для выявления способности распознавания на слух и по нотному тексту жанрово-стилевых признаков и содержательно-атрибутивных элементов (жанровых, композиционных, языковых характеристик) музыкально-хореографического произведения (когнитивно-аналитический компонент) используется метод анкетирования (модифицированная «Анкета слушателя» с тестовыми заданиями Д.В. Чиркиной) [7].

Для выявления уровня владения (оперирования) жанрово-стилевыми элементами в исполнительской деятельности (деятельностно-оценочный компонент) используется метод экспертной оценки. Экспертный лист оценки включает параметры, позволяющие выявить уровень владения навыками самостоятельного исполнения (интерпретации) и умения оценивать качества исполнения несложных музыкально-хореографических произведений с учетом жанрово-стилевой специфики произведения, используя соответствующие исполнительские приёмы и выразительные средства (штрихи, темп, динамику, ритм, тембр, артикуляции и т.д.).

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Таким образом, рассмотренные параметральные характеристики позволяют отследить уровень сформированности жанрово-стиле-вых представлений у студентов хореографического колледжа.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Полозова А.В. Развитие музыкальных предпочтений у старших школьников к классической музыке в условиях взаимодействия с массовыми музыкальными жанрами: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. М, 2011. 212 с.

2. Андрющенко В.П. Психолого-педагогические особенности формирования готовности студентов к музыкально-эстетической деятельности: учебное пособие. М.; Берлин: Директ-Медиа, 2018. 105 с.

3. Логунова Е.М. Музыкальное воспитание в структуре хореографического образования. Вестник МГУКИ. 2012, 4 (48). С 170-173.

4. Абдуллин Э.Б. Методика музыкального образования. М.: Музыка, 2006. 324 с.

5. Клочкова Т.И. Методика освоения музыкальных стилей в про-

цессе теоретической подготовки учителя музыки: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. М, 2003. 196 с.

6. Поляков А.В. Формирование стилевой компетентности у студентов музыкально-педагогических ВУЗов в процессе профессионального образования: дис. ... канд.пед. наук: 13.00.02. Екатеринбург, 2015. 148 с.

7. Чиркина Д.В. Развитие стилевого слуха у учащихся старших классов детской школы искусств: дис. ... канд.пед. наук:13.00.02. Екатеринбург, 2012. 212 с.

8. КругловаМ.Г. Формирование культурологических интегратив-ных знаний у студентов-музыкантов в процессе музыкально-исторической подготовки: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. М., 2009. 191 с.

9. Куприна Н.Г. Педагогические аспекты освоения музыкального стиля будущим учителем: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. М., 1996. 190 с.

10. Панферова Е.М. Критерии и показатели сформированности музыкальной культуры у учащихся // Образование и воспитание 2019. №1 (21). С. 43-46

11. Старчеус М.С. Слух музыканта: психолого-педагогические проблемы становления и совершенствования: дис. . докт. пед. наук: 13.00.08/19.00.01. М., 2005. 433 с.

12. Николаева А.И. Категория художественного стиля в теории и практике преподавания музыки: дис. ... докт. пед. наук: 13.00.02. М., 2004. 455 с.

13. Панферова Е.М. Критерии и показатели сформированности музыкальной культуры у учащихся // Образование и воспитание. 2019. №1. С.43-46

14. Муханова О.А. Критериальная основа определения уровней музыкальной культуры учащихся на начальном этапе обучения в ДШИ // Педагогический журнал. 2018. Т. 8. № 5А. С. 139-144. Режим доступа: http://www.publishing-vak.ru/file/archive-pedagogy-2018-5/17-mukhanova.pdf

15. Третьяков П.И. Методика определения уровня обученности // Управление современной школой. Завуч. 2009. № 1. С. 84-86.

16. Усова А.В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения. М.: Педагогика, 1986. 171 с.

17. Методики психо-педагогической диагностики одаренности детей. Гродно: ГрГУ, 2007. 102 с.

18. Сватушка Л. Хорошо ли вы управляете // ЭКО. 1972. № 5. С. 175-183.

19. Полозова А.В. Развитие музыкальных предпочтений у старших школьников к классической музыке в условиях взаимодействия с массовыми музыкальными жанрами: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. М., 2011. 212 с.

20. Груздова И.В. Музыкально-эстетическое воспитание в профессиональном становлении бакалавров психолого-педагогического образования // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 16-18.

21. Калинина Л.Ю. Новое в постановке проблемы эстетического воспитания учащихся средствами литературно-музыкальной композиции //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 79-82.

22. Мигунова Н.И., Кобозева И. С. Диагностика компонентов музыкально-исполнительской деятельности учащихся //Материалы VIII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». Режим доступа: https://scienceforum.ru/2016/arti-cle/2016019315

Статья поступила в редакцию 03.06.2020 Статья принята к публикации 27.11.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.