Научная статья на тему 'Формирование художественно-стилевых представлений средствами музыкальных произведений XVII - XVIII веков'

Формирование художественно-стилевых представлений средствами музыкальных произведений XVII - XVIII веков Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
144
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННО-СТИЛЕВЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / ЭПОХА БАРОККО / БАРОЧНЫЙ СТИЛЬ / МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТИЛЕВОЙ ПОДХОД / ART-STYLE PRESENTATION / BAROQUE / BAROQUE STYLE / MUSICAL PERFORMANCE / STYLISTIC APPROACH

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Рыжкова-Дудонова Татьяна Александровна

Статья посвящена проблеме формирования художественно-стилевых представлений средствами музыкальных произведений XVII XVIII веков. Показано, что музыкально-исполнительская скрипичная деятельность предполагает решение стилевых задач интерпретации музыкальных произведений. Раскрыты общие психолого-педагогические закономерности формирования художественно-стилевых представлений при восприятии музыкальных произведений. Описана сущность и структура музыкального стиля, особенности музыкального стиля Барокко. Раскрыты педагогические условия формирования художественно-стилевых представлений учащихся на примере музыкальных произведения эпохи Барокко с позиции стилевого подхода

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of artistic and stylistic representations of musical works by means of XVII - XVIII centuries

The article deals with the formation of artistic and stylistic ideas by means of music XVII XVIII centuries. It is shown that the musical performance violin activity involves solving stylistic problems of interpretation of musical works. Revealed common psycho-pedagogical regularities in the formation of artistic and stylistic ideas in the perception of music. The essence and structure of the musical style, features of the Baroque musical style are described. Revealed pedagogical conditions of formation of artistic and stylistic representations of pupils on an example of the musical works of the Baroque era from the perspective of stylistic approach

Текст научной работы на тему «Формирование художественно-стилевых представлений средствами музыкальных произведений XVII - XVIII веков»

Формирование художественно-стилевых представлений средствами музыкальных произведений XVII - XVIII веков

Рыжкова-Дудонова Татьяна Александровна,

кандидат культурологии, профессор, кафедра музыкально-исполнительского искусства (скрипка), Московский педагогический государственный университет, tard@inbox.ru

Статья посвящена проблеме формирования художественно-стилевых представлений средствами музыкальных произведений XVII - XVIII веков. Показано, что музыкально-исполнительская скрипичная деятельность предполагает решение стилевых задач интерпретации музыкальных произведений. Раскрыты общие психолого-педагогические закономерности формирования художественно-стилевых представлений при восприятии музыкальных произведений. Описана сущность и структура музыкального стиля, особенности музыкального стиля Барокко. Раскрыты педагогические условия формирования художественно-стилевых представлений учащихся на примере музыкальных произведения эпохи Барокко с позиции стилевого подхода. Ключевые слова: художественно-стилевые представления, эпоха Барокко, барочный стиль, музыкально-исполнительская деятельность, стилевой подход.

о

Е

£

СП

0

(Ч ^

01 г

Формирование художественно-стилевых представлений в скрипичной педагогике на основе изучения музыкального наследия прошлого является актуальной проблемой, как для музыкальной педагогики, так и для теории и практики скрипичного исполнительства. Одной из характерных особенностей современной музыкальной скрипичной педагогики является стремление к созданию целостной картины истории музыкальной культуры. Анализ барочного стиля музыкальных произведений XVII - XVIII веков в музыкальном искусстве способен стать ключом к современной музыкально-исполнительской и педагогической скрипичной практике, что предполагает в педагогической деятельности обратиться к эпохе Барокко, позволяющей осмыслить современное музыкальное исполнительство на основе историко-культурной музыкальной традиции барочного стиля. Музыкально-исполнительская скрипичная деятельность предполагает решение стилевых задач интерпретации музыкальных произведений. Поэтому в скрипичной педагогике возникает необходимость создания условий для развития стилевого чувства и воспитания музыкального вкуса учащихся на основе изучения стилевых особенностей музыкальных произведений эпохи Барокко. В этой связи необходимо осветить общие психолого-педагогические закономерности формирования художественно-стилевых представлений учащихся при восприятии музыкальных произведений.

Традиционное определение музыкального восприятия включает в себя «способность переживать настроения и чувства, выражаемые композитором в музыкальном произведении и получать от этого эстетическое удовольствие» [4, с. 152]. Как отмечает Н.Е. Педченко, «музыкальное восприятие есть отражение звукового образа в психике человека. Отличительной особенностью полноценного восприятия музыкального образа является его целостность» [3, с. 66]. Именно художественно-стилевые предоставления в процессе восприятия музыки обеспечивают формирование полноценного целостного образа музыкального произведения. Опыт музыкального восприятия способствует совершенствованию слуховых действий, их координации, обусловленных процессуальным характером музыки, служит формированию у учащихся художественно-стилевых представлений.

Музыкально-педагогический процесс, включающий цели, методы, организацию и психологические условия, направленные на формирование художественно-стилевых представлений скрипачей с использованием музыкальных произведений эпохи Барокко, должен опираться не только на знании особенностей восприятия музыки Барокко, но и на понимании стилевых характеристик музыкальных произведений XVII - XVIII веков. Стиль в музыкальном искусстве — это «почерк, то есть отличительные характерные черты, проявляющиеся в самом тексте произведения, в его организации, в отборе средств музыкального языка» [1, с. 23]. А.И. Николаевой предлагается трехуровневая структура музыкального стиля, в которой нижний уровень отражает материальное звуковое «тело» музыки, средний уровень - область образного содержания музыкального произведения, высший уровень отражает идейно-концептуальный образ музыкального произведения [2]. В силу интонационной специфики музыкального искусства художественно-стилевые особенности музыкального произведения проявляются с особой непосредственностью и яркостью. Система стилей характеризуется в музыке множественностью и иерархичностью.

Индивидуальные стили музыкального творчества взаимодействуют со стилями более высоких рангов, такими, как стиль школы, направления, исторической эпохи [1].

Музыка, как и все виды искусства, есть живое выражение исключительно своей эпохи, отвечающая духовной ситуации своего времени, поэтому полностью понятна только своим современникам. Музыкальное произведение каждой эпохи имеют различия и требуют разной техники скрипичного исполнительства. В соответствии с духом времени подвергались изменению прочтения музыкальной нотации и практика импровизации и орнаментации, изменялись и звуковые представления, и звуковой идеал, а вместе с ними и инструменты, и способ игры на них. Стиль Барокко, по мнению Е.В. Назайкинского, выступает «как искусство и как эстетика, как стиль и как эпоха» [1, с. 59]. Ключ к стилевой интонации барокко -аутентичное понятие аффекта, согласно которому музыкальное произведение, с одной стороны, призвано возбуждать в исполнителе различные состояния души, с другой - в нем самом отражаются эти состояния.

Аутентичное исполнение музыкальных произведений эпохи Барокко подразумевает не только умение интерпретировать нотный текст в оригинале, но и историческую осведомленность исполнителя обо всех аспектах музыкальной практики и теории того исторического периода и той страны, в которой создано музыкальное произведение.

Становление стилевого подхода в скрипичной педагогике связано с необходимостью решения проблемы формирования музыкально-исполнительской деятельности, адекватной стилю исполняемой музыки при сохранении творческой индивидуальности учащихся [Николева].

Раскроем педагогические условия формирования художественно-стилевых представлений учащихся на примере музыкальных произведения эпохи Барокко с позиции стилевого подхода. К педагогическим задачам реализации стилевого подхода при ознакомлении с музыкальными произведениями эпохи Барокко относятся:

- формирование знаний, умений и навыков, позволяющих учащемуся адекватно воспринимать и трактовать авторский замысел;

- накопление опыта слухового восприятия музыкальных произведений, сценического и музыкально-исполнительского опыта исполнения музыки эпохи Барокко;

- углубление теоретических представлений у учащихся о природе стиля Барокко и его характерных особенностях.

К педагогическим методам, обеспечивающим формирование художественно-стилевых представлений учащихся, относятся:

- оценка и прослушивание произведений одного композитора различных жанров;

- изучение структуры музыкального языка того или иного композитора на примере изучаемого произведения;

- изучение отдельных деталей нотного текста, а также авторских указаний;

- проникновение в «дух эпохи» посредством ознакомления с произведениями искусства, художественным творчеством, отражающим дух эпохи;

- изучение разных исполнительских толкований рассматриваемого музыкального произведения.

- метод «объемной игры - вслушивания», при котором ученик проникает в самую глубину интонационного смысла музыкального произведения;

- стилизация, которая предполагает сочинение в каком-либо стиле, что требует хорошего знания структурных элементов того или иного стиля;

- стилевое варьирование, основанное на изменении фактуры как одного из ярких стилистических средств;

- межстилевое сопоставление - познавание стиля в сравнении с каким-то иным, противоположным по базовым свойствам стилем.

Формированию художественно-стилевых представлений учащихся способствует метод слуховой экспертизы, с помощью которого проводится распознавание стилей нескольких музыкальных произведений. Для осуществления этого метода подбираются несколько небольших музыкальных отрывков, где отмечены стилевые черты, относящиеся к какому-либо одному уровню стилевой иерархии - к исторической эпохе, к жанру и т.п.

Основная задача ученика, выступающего в роли эксперта, дать каждому из образцов стилевую характеристику музыкального произведения. В процессе прослушивания и анализа фрагментов музыкальных произведений, в основе которых лежат художественно-стилевые представления ученика, выявляется его умение определять стилевую принадлежность музыкальных произведений.

Итак, в основе формирования художественно-стилевых представлений средствами музыкальных произведений XVII - XVIII веков лежит стилевой педагогический подход, позволяющий освоить аутентичный способ исполнения скрипичной музыки Барокко. Педагогические приемы и методы, реализуемые в рамках данного подхода, позволяют формировать интерес учащихся к музыке Барокко, вызывают стремление к самостоятельному изучению особенностей стиля, художественной выразительности и историко-исполнительской достоверности.

Литература

1. Назайкинский Е.В. Стиль и жанр в музыке. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 248 с.

2. Николаева А.И. Категория художественного стиля в теории и практике преподавания музыки: дис. ... доктора педагогических наук: 13.00.02: Москва, 2004. - 455 с.

3. Педченко Н.Е. Проблема дифференцированного подхода к обучению музыке (на материале начального этапа музыкальных занятий): дис. ... канд. педагогических наук: 13.00.02. - М., 2015. - 192 с.

4. Петрушин В.И. Музыкальная психология: учебное пособие для студентов и преподавателей. - М.: ВЛАДОС, 1997. - 384 с.

Formation of artistic and stylistic representations of musical

works by means of XVII - XVIII centuries Ryzhkova-Dudonova T.A.

Moscow State Pedagogical University (MSPU) The article deals with the formation of artistic and stylistic ideas by means of music XVII - XVIII centuries. It is shown that the musical performance violin activity involves solving stylistic problems of interpretation of musical works. Revealed common psycho-pedagogical regularities in the formation of artistic and stylistic ideas in the perception of music. The essence and structure of the musical style, features of the Baroque musical style are described. Revealed pedagogical conditions of formation of artistic and stylistic representations of pupils on an example of the musical works of the Baroque era from the perspective of stylistic approach. Keywords: art-style presentation, Baroque, Baroque style, musical

performance, stylistic approach. References

1. Nazaikinsky E.V. Style and genre in music. - M .: VLADOS, 2003

.- 248 p.

2. Nikolaev A.I. The category of artistic style in the theory and practice of teaching music: dis. ... doctors of pedagogical sciences: 13.00.02. - Moscow, 2004. - 455 c.

3. Pedchenko N.E. The problem of a differentiated approach to teaching music (based on the material of the initial stage of musical studies): dis. ... cand. pedagogical sciences: 13.00.02. -Moscow, 2015. - 192 p.

4. Petrushin V.I. Musical Psychology: a textbook for students and

teachers. - Moscow: VLADOS, 1997. - 384 p.

о о и n m

О m n m й А

X £ m О

x О m

0

01 n А ы О и А X X m

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.