Научная статья на тему 'Формирование здорового образа жизни учащихся как приоритет воспитательной деятельности современной школы'

Формирование здорового образа жизни учащихся как приоритет воспитательной деятельности современной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
239
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЖИМ / MODE / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / HEALTHY LIFESTYLE / ГИГИЕНА / ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НАВЫКИ / HYGIENE / HYGIENICAL EXPERIENCE / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PHYSICAL EDUCATION / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / MOTOR ABILITIES / ОТДЫХ / RECREATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бачиева Э. Ю., Асадулаева Ф. Р.

В статье раскрываются вопросы здорового образа жизни учащихся начальных классов, как одной из задач современной школы. Анализируются условия для сохранения и укрепления здоровья младших школьников как фактора формирования культуры здорового образа жизни. Авторы делают вывод о том, что организованный двигательный режим, включающий различные формы физического воспитания являются эффективным средством укрепления здоровья и повышения работоспособности младших школьников. Правильно организованное физическое воспитание способствует развитию у детей двигательных способностей, воспитанию физических и нравственно-волевых качеств. Физическому воспитанию принадлежит одно из ведущих мест в системе воспитательно-образовательной и оздоровительной работы, направленной на развитие валеологических знаний у младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HEALTHY LIFESTYLES OF STUDENTS AS A PRIORITY OF THE EDUCATIONAL ACTIVITIES OF MODERN SCHOOLS

The research reveals a healthy lifestyle issue among primary school pupils as one of major tasks of the modern school. The authors analyze conditions for preservation and strengthening of health of junior high school students as a factor in creating culture of healthy lifestyles. The authors conclude that an organized motor education schedule, which would include various forms of physical education, is an effective means of promoting health and improving the health of junior high school students. Properly organized physical education contributes to the development of children's motor skills, physical education and moral and volitional qualities. Physical education belongs to one of the leading places in the system of educational and recreational activities aimed at the development of valeological knowledge among primary schoolchildren.

Текст научной работы на тему «Формирование здорового образа жизни учащихся как приоритет воспитательной деятельности современной школы»

Современная сеть Интернет характеризуется широким спектром служб, направленных на коммуникацию между людьми различных категорий и возрастных групп.

С этих позиций социальные сети в Интернет выступают ключевым средством реализации данного взаимодействия. При обращении к социальным сетям пользователи отмечают удобство общения без временных ограничений, возможность быстро и просто управлять контентом, осуществлять контроль за информацией в сети. Популярные социальные сети, такие как Facebook; Odnoklassniki; VKontakte, наряду с неоспоримым преимуществом в виде привычной среды обитания для ее участников, обладают высоким уровнем «шума» в виде развлекательных блоков, квазипознавательных подписок, пустых разговоров с виртуальными друзьями и др. Поэтому для научного и делового общения пользователи Интернет все чаще выбирают академические и профессиональные социальные сети, которые играют в современном образовательном пространстве особое значение. Так, сотрудники Горно-Алтайского государственного университета используют следующие академические и профессиональные социальные сети: academia.edu, schoolar.google.ru, mendeley. com, researchgate.net, epistemio.com, linkedin.com и slideshare. net. Каждая из перечисленных сетей обладает своими особенностям и уникальными свойствами, неизменным остается высокий профессиональный уровень пользователей, настроенных на продуктивное взаимовыгодное сотрудничество. Кратко охарактеризуем некоторые из упомянутых выше социальных сетей.

Сайт linkedin.com является профессиональной социальной сетью сотрудников и работодателей. Каждый пользователь заводит электронное резюме, отражающее его опыт работы, образование, профессиональные контакты и навыки, публикации в т. ч. с соавторами, повышение квалификации, волонтерский опыт, рекомендации и отзывы от других участников проекта. Здесь организованна продуманная сеть связей с профессиональными людьми. В личный список контактов не попадет случайный чело-

Библиографический список

век, т. к. для связи с кем-либо из участников необходимо выполнить одно из обязательных условий: знать e-mail этого участника, иметь опыт работы с ним в одно время в одной организации или быть рекомендованным общим знакомым. Такой подход позволяет избежать праздных контактов и настраивает на серьезное общение. На сайте есть платная версия, нацеленная на трудоустройство и общение с потенциальными работодателями.

Место работы, профессиональный опыт, образование, исследовательские интересы и публикации являются основой информации о себе для участников проекта mendeley.com, который объединяет ученых и исследователей по всему миру. Ресурс позволяет хранить и просматривать труды участников, введет статистику просмотра документов, предоставляет возможность создавать папки и автоматически управлять загружаемыми документами. Пользователям предоставляется 2 ГБ дискового пространства и возможность автоматического импортирования документов в библиотеки других сайтов.

Сеть epistemio.com позволяет самостоятельно создавать группы и объединяться по интересам. Созданы группы вузов, научных и государственных организаций. Сотрудники Горно-Алтайского государственного университета объединены в группу GASU. Каждый участник сети, добавляя публикации в личное портфолио, будет приятно удивлен автоматическим подкреплением научных статей из ресурса «Киберленинка».

Таким образом, академические и профессиональные сети рассматриваются сегодня как образовательный ресурс нового поколения, задающий современный формат научного и делового общения в Интернет, позволяющий активизировать и интегрировать различные формы и методы обучения с целью реализации образовательных задач вуза в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов.

Статья подготовлена при поддержке РГНФ (Проект №16-16-04007).

1. Темербекова А.А., Чугунова И.В. Возможности интерактивных технологий в формировании информационной компетентности будущего учителя. Мир науки, культуры, образования. 2010; 6(25): 96 - 98.

2. Темербекова А.А. Ведущие тенденции, принципы и педагогические условия эффективного формирования информационной компетентности учителя. Мир науки, культуры, образования. 2009; 3 (15): 122 - 124.

3. Алькова Л.А., Осокин А.Е Система Moodle как средство реализации электронной-информационно-образовательной среды вуза. Информация и образование: границы коммуникаций. 2016; 8 (16): 58 -59.

References

1. Temerbekova A.A., Chugunova I.V. Vozmozhnosti interaktivnyh tehnologij v formirovanii informacionnoj kompetentnosti buduschego uchitelya. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2010; 6(25): 96 - 98.

2. Temerbekova A.A. Veduschie tendencii, principy i pedagogicheskie usloviya 'effektivnogo formirovaniya informacionnoj kompetentnosti uchitelya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2009; 3 (15): 122 - 124.

3. Al'kova L.A., Osokin A.E Sistema Moodle kak sredstvo realizacii 'elektronnoj-informacionno-obrazovatel'noj sredy vuza. Informaciya i obrazovanie: granicy kommunikacij. 2016; 8 (16): 58 -59.

Статья поступила в редакцию 06.10.16

УДК 372

Bachieva E.Yu., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Psychology of Primary Education,

Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

Asadulaeva F.R., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Department of Pedagogy and Psychology of Primary

Education, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

HEALTHY LIFESTYLES OF STUDENTS AS A PRIORITY OF THE EDUCATIONAL ACTIVITIES OF MODERN SCHOOLS. The

research reveals a healthy lifestyle issue among primary school pupils as one of major tasks of the modern school. The authors analyze conditions for preservation and strengthening of health of junior high school students as a factor in creating culture of healthy lifestyles. The authors conclude that an organized motor education schedule, which would include various forms of physical education, is an effective means of promoting health and improving the health of junior high school students. Properly organized physical education contributes to the development of children's motor skills, physical education and moral and volitional qualities. Physical education belongs to one of the leading places in the system of educational and recreational activities aimed at the development of valeological knowledge among primary schoolchildren.

Key words: mode, healthy lifestyle, hygiene, hygienical experience, physical education, motor abilities, recreation.

Э.Ю. Бачиева, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики и психологии начального образования, ФГБОУ ВПО «Дагестанский

государственный педагогический университет», г. Махачкала, Е-mail: [email protected]

Ф.Р. Асадулаева, канд. пед. наук, доц., зав. каф. педагогики и психологии начального образования, ФГБОУ ВПО

«Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, Е-mail: [email protected]

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ

КАК ПРИОРИТЕТ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ

В статье раскрываются вопросы здорового образа жизни учащихся начальных классов, как одной из задач современной школы. Анализируются условия для сохранения и укрепления здоровья младших школьников как фактора формирования культуры здорового образа жизни. Авторы делают вывод о том, что организованный двигательный режим, включающий различные формы физического воспитания являются эффективным средством укрепления здоровья и повышения работоспособности младших школьников. Правильно организованное физическое воспитание способствует развитию у детей двигательных способностей, воспитанию физических и нравственно-волевых качеств. Физическому воспитанию принадлежит одно из ведущих мест в системе воспитательно-образовательной и оздоровительной работы, направленной на развитие валеологических знаний у младших школьников.

Ключевые слова: режим, здоровый образ жизни, гигиена, гигиенические навыки, физическая культура, двигательные способности, отдых.

Мы все хорошо знаем, что младшие школьники уже с начальной школы должны знать основы здорового образа жизни, иметь представление о здоровье человека. Мало того, должны знать начальные основы личной и общественной гигиены, рационального питания, закаливания, двигательного режима, которые способствуют сохранению и укреплению здоровья. Каждый младший школьник должен элементарно представлять те факторы, которые могут влиять одинаково как благоприятно, так и отрицательно на его здоровье. В связи с этим, на наш взгляд, было бы целесообразным учителю начальных классов знакомить детей с определенными рекомендациями по укреплению здорового образа жизни. Для этого можно учесть следующие вопросы: знание и развитие гигиенических навыков в условиях школы и семьи; соблюдение основных положений режима дня для детей младшего школьного возраста; развитие двигательных способностей и воспитания физических и нравственно-волевых качеств у младших школьников [1].

Как мы уже отметили, одним из необходимых элементов сохранения, укрепления и формирования здорового образа жизни младших школьников должна стать личная гигиена. Она включает в себя рациональный суточный режим, предусматривающий обеспечение баланса разных видов деятельности детей (умственной, физической, игровой) в течение всего дня. При правильном построении режима дня и соблюдении личной гигиены вырабатывается четкий ритм функционирования организма, и создаются оптимальные условия для физического и психического развития ребёнка, сохранения и укрепления его здоровья. Важно, чтобы все дети соблюдали: выполнение различных видов деятельности в строго определенное время, правильное чередование работы и отдыха, регулярное питание, систематические занятия физической культурой и спортом, полноценный сон. Нельзя так же забывать о том, что формирование навыков личной и общественной гигиены играет важную роль в сохранении, укреплении здоровья младшего школьника и способствует правильному поведению в быту и общественных местах. Поэтому, младшие школьники должны иметь не только гигиенические навыки, но и необходимый минимум знаний в этой области, понимать значимость соблюдения гигиенических требований для охраны и укрепления своего здоровья и здоровья своих товарищей. Потому, необходимо, чтобы в семье и школе были созданы условия, которые способствовали бы формированию навыков личной и общественной гигиены. А для этого, важно, чтобы в каждом классе был гигиенический уголок, где еженедельно вывешивались бы показатели санитарной культуры, проводились различные беседы по воспитанию культурно-гигиенических навыков и формированию гигиенических знаний и др. [2]

В семье же ребёнка должны быть созданы все необходимые условия для выполнения гигиенических требований, для этого в первую очередь следует выделить отдельную комнату для сна, игр и занятий. К тому же, учитель должен проводить просветительную работу среди родителей. В содержании этой работы входят: разъяснение важности и необходимости выполнения в семье режима дня, установленного в начальной школе; ознакомление их с основами рационального питания детей, с мерами профилактики детских инфекционных заболеваний и с формами, методами проведения закаливающих процедур в домашних условиях. Работу с родителями желательно проводить в форме бесед, консультаций и инструктажей во время приема детей, посещения их дома. Родители должны знать, что снижение длительности ночного и дневного сна, нерациональная организация деятельности и отдыха детей в семье ведут к нарушению общего режима дня и ухудшению умственной и физической работоспо-

собности. В связи с этим особое внимание следует уделять сну. Он - главный и ничем не заменимый вид отдыха. Нарушение сна вызывает истощение нервной системы, снижение работоспособности, ослабление защитных сил организма и ухудшение здоровья детей младшего школьного возраста [3].

Рационально организованное питание - также важное условие для сохранения и укрепления здоровья младшего школьника. Оно обеспечивает рост и формирование организма, способствует сохранению здоровья, повышению работоспособности детей. Родители должны знать и соблюдать режим питания и обеспечивать тренировку защитных сил организма путем закаливания, так как закаливание - один из слагаемых формирования здоровья и здорового образа жизни детей, повышение его устойчивости к воздействию различных факторов внешней среды. Эффективной формой пропаганды гигиенических и педагогических знаний среди учащихся начальных классов и родителей является также организация просмотра видеофильмов.

Возрастные и индивидуальные особенности физического и психического развития детей младшего школьного возраста указывают на необходимость использования различных видов и форм поощрений для стимулирования учебно-познавательной деятельности и повышения активности. Поощрение побуждает ребёнка преодолеть застенчивость, стеснительность, нерешительность и поверить в свои силы. Следовательно, чтобы заинтересовать и, расположить детей к выполнению заданий, необходимо создать личностно-ориентированную, развивающую среду и благоприятные условия, способствующие развитию личности младшего школьника, укреплению физического и психического здоровья, устранению учебной перегрузки и повышению работоспособности. Учитель начальных классов, должен стремиться сохранить и укрепить здоровье ребят, в связи с этим, направить свою деятельность на решение, прежде всего, следующих задач: улучшение осанки; профилактика плоскостопия; развитие двигательных и координационных способностей (силы, быстроты, ловкости, выносливости, равновесия - координации движения); воспитание нравственно-волевых качеств (дисциплинированности, организованности, самостоятельности, доброжелательности, честности, отзывчивости, смелости); воспитание потребности в физкультурных занятиях и формирование положительной мотивации к здоровому образу жизни; приобщение детей к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и подвижным играм [4; 5].

Приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определенным видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта являются важнейшими задачами учителя начальных классов. Вся физкультурно-оздоровительная и воспитательно-образовательная работа начальной школы и семьи должны быть направлены на воспитание физически, интеллектуально и духовно-нравственной развитой личности и способствовать развитию интеллектуальных способностей и психических процессов (памяти, внимания, воображения и мышления). Нельзя забывать о том, что важное стимулирующее значение в физическом воспитании младших школьников имеют методы одобрения, поощрения и похвалы. Похвала и поощрение учебно-познавательной деятельности являются самыми сильными стимулами повышения активности детей и развития их интереса к занятиям физическими упражнениями.

Таким образом, оптимально организованный двигательный режим, включающий различные формы физического воспитания являются эффективным средством укрепления здоровья и по-

вышения работоспособности младших школьников. Правильно организованное физическое воспитание способствует развитию у детей двигательных способностей, воспитанию физических и нравственно-волевых качеств. Кроме того занятия физическими упражнениями имеют огромное значение для сохранения,

Библиографический список

укрепления здоровья, коррекции нарушенных функций и профилактики различных заболеваний. Физическому воспитанию принадлежит одно из ведущих мест в системе воспитательно-образовательной и оздоровительной работы, направленной на развитие валеологических знаний у младших школьников.

1. Волков Н.И. Двигательная активность и рациональное питание школьников. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 2000; 3: 13.

2. Дыхан Л.Б. Возможности валеологизации образовательной среды в начальной школе. Начальная школа: плюс-минус. 2000; 7: 39 - 40 .

3. Концепция развития физической культуры и спорта на период до 2005 года. Теория и практика физической культуры , 2001; 12.

4. Петрова Н.Ф. Реализация здоровьесберегающих технологий в условиях школ-интернатов. Мир науки, культуры, образования. 2013; 2 (39): 20 - 21.

5. Петрова Н.Ф. Здоровье человека как многоаспектный феномен. Мир науки, культуры, образования. 2015; 1 (50): 113 - 115. References

1. Volkov N.I. Dvigatel'naya aktivnost' i racional'noe pitanie shkol'nikov. Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka, 2000; 3: 13.

2. Dyhan L.B. Vozmozhnosti valeologizacii obrazovatel'noj sredy v nachal'noj shkole. Nachal'naya shkola: plyus-minus. 2000; 7: 39 - 40 .

3. Koncepciya razvitiya fizicheskoj kul'tury i sporta na period do 2005 goda. Teoriya ipraktika fizicheskoj kultury , 2001; 12.

4. Petrova N.F. Realizaciya zdorov'esberegayuschih tehnologij v usloviyah shkol-internatov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2013; 2 (39): 20 - 21.

5. Petrova N.F. Zdorov'e cheloveka kak mnogoaspektnyj fenomen. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 1 (50): 113 - 115.

Статья поступила в редакцию 08.10.16

УДК 37.036

Belinskaya O.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]

Olenina G.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia),

E-mail: [email protected]

FESTIVALS OF FOLK ART IN THE CONTEXT OF PRESERVATION AND TRANSMISSION OF ETHNO-CULTURAL HERITAGE. The article discusses festivals of folk art in the context of preservation and transmission of ethnocultural heritage. The work studies the basics of the concept of "ethno-cultural heritage", analyzes the place of festivals in the classification of cultural heritage of UNESCO. The authors consider the festival movement in the context of the development of its new trends, meet the modern requirements. The research determines the degree up to which the phenomenon of a festival as a form of culture, ethnic socialization, a method of event-driven festival tourism is studied. The authors give examples of festivals, included in the cultural life of Altai. The conclusion is that festivals of folk art are a universal means of preservation and transmission of ethnic and cultural heritage, they form a cultural identity of the nation, its spirituality and keep historical memory.

Key words: ethnocultural heritage, cultural heritage, festival, preservation and translation of cultural heritage.

О.Н. Белинская, канд. пед. наук, Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул,

E-mail: [email protected]

Г.В. Оленина, д-р пед. наук, проф., Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул,

E-mail: [email protected]

ФЕСТИВАЛИ НАРОДНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА В КОНТЕКСТЕ СОХРАНЕНИЯ И ТРАНСЛЯЦИИ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

В статье рассматриваются фестивали народного художественного творчества в контексте сохранения и трансляции этнокультурного наследия. Раскрывается сущность понятия «этнокультурное наследие», анализируется место фестивалей в классификации культурного наследия ЮНЕСКО, рассматривается фестивальное движение в контексте развития его новых тенденций, отвечающих современным требованиям. Определяется степень изученности феномена фестиваля как формы культуры, формы этнической социализации, способа организации событийного фестивального туризма, приводятся примеры фестивалей, вошедших в культурную жизнь современного Алтая.

Ключевые слова: этнокультурное наследие, культурное наследие; фестиваль, сохранение и трансляция культурного наследия.

Для понимания сущности этнокультурного наследия необходимо обратиться к понятию «культурное наследие». Дать определение феномену «культурное наследие» также сложно, как и дать определение самой культуре. В самом общем виде под культурным наследием понимают совокупность объектов окружающего человека мира, признаваемых на основе культурного опыта человечества и его предпочтений культурных ценностей [1].

Происходящие глобальные изменения в современном обществе изменили понятие «культурное наследие», оказались трансформированы и поглощены не только традиционные представления, но также и разнообразные проявления повседневной жизни. Введение терминов «материальное и нематериальное наследие» в рабочий словарь ЮНЕСКО - последствия этого видения. Конвенция ЮНЕСКО по защите всемирного культурного наследия, принятая в 1972 г., классифицировала понятие куль-

турного наследия по трем категориям. Причем в первую категорию были включены памятники, имеющие выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, искусства или науки, а в третью - достопримечательные места, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, имеющие ценность с этнологической или антропологической точки зрения [2]. Рассматривая классификации ЮНЕСКО по защите всемирного культурного наследия, следует отметить, что фестиваль является той универсальной формой, которая сочетает характеристики третьей категории классификации, а именно: это и достопримечательные места, созданные человеком, и совместные творения человека и природы.

Фестивали народного художественного творчества дают мощный всплеск всем направлениям творческой деятельности. Изучение фестиваля как формы культуры определяется научной традицией в исследованиях культуры и духовной жизни

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.