вышения работоспособности младших школьников. Правильно организованное физическое воспитание способствует развитию у детей двигательных способностей, воспитанию физических и нравственно-волевых качеств. Кроме того занятия физическими упражнениями имеют огромное значение для сохранения,
Библиографический список
укрепления здоровья, коррекции нарушенных функций и профилактики различных заболеваний. Физическому воспитанию принадлежит одно из ведущих мест в системе воспитательно-образовательной и оздоровительной работы, направленной на развитие валеологических знаний у младших школьников.
1. Волков Н.И. Двигательная активность и рациональное питание школьников. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 2000; 3: 13.
2. Дыхан Л.Б. Возможности валеологизации образовательной среды в начальной школе. Начальная школа: плюс-минус. 2000; 7: 39 - 40 .
3. Концепция развития физической культуры и спорта на период до 2005 года. Теория и практика физической культуры , 2001; 12.
4. Петрова Н.Ф. Реализация здоровьесберегающих технологий в условиях школ-интернатов. Мир науки, культуры, образования. 2013; 2 (39): 20 - 21.
5. Петрова Н.Ф. Здоровье человека как многоаспектный феномен. Мир науки, культуры, образования. 2015; 1 (50): 113 - 115. References
1. Volkov N.I. Dvigatel'naya aktivnost' i racional'noe pitanie shkol'nikov. Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka, 2000; 3: 13.
2. Dyhan L.B. Vozmozhnosti valeologizacii obrazovatel'noj sredy v nachal'noj shkole. Nachal'naya shkola: plyus-minus. 2000; 7: 39 - 40 .
3. Koncepciya razvitiya fizicheskoj kul'tury i sporta na period do 2005 goda. Teoriya ipraktika fizicheskoj kultury , 2001; 12.
4. Petrova N.F. Realizaciya zdorov'esberegayuschih tehnologij v usloviyah shkol-internatov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2013; 2 (39): 20 - 21.
5. Petrova N.F. Zdorov'e cheloveka kak mnogoaspektnyj fenomen. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 1 (50): 113 - 115.
Статья поступила в редакцию 08.10.16
УДК 37.036
Belinskaya O.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: bony-ru@yandex.ru
Olenina G.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia),
E-mail: ustlama@mail.ru
FESTIVALS OF FOLK ART IN THE CONTEXT OF PRESERVATION AND TRANSMISSION OF ETHNO-CULTURAL HERITAGE. The article discusses festivals of folk art in the context of preservation and transmission of ethnocultural heritage. The work studies the basics of the concept of "ethno-cultural heritage", analyzes the place of festivals in the classification of cultural heritage of UNESCO. The authors consider the festival movement in the context of the development of its new trends, meet the modern requirements. The research determines the degree up to which the phenomenon of a festival as a form of culture, ethnic socialization, a method of event-driven festival tourism is studied. The authors give examples of festivals, included in the cultural life of Altai. The conclusion is that festivals of folk art are a universal means of preservation and transmission of ethnic and cultural heritage, they form a cultural identity of the nation, its spirituality and keep historical memory.
Key words: ethnocultural heritage, cultural heritage, festival, preservation and translation of cultural heritage.
О.Н. Белинская, канд. пед. наук, Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул,
E-mail: bony-ru@yandex.ru
Г.В. Оленина, д-р пед. наук, проф., Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул,
E-mail: ustlama@mail.ru
ФЕСТИВАЛИ НАРОДНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА В КОНТЕКСТЕ СОХРАНЕНИЯ И ТРАНСЛЯЦИИ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
В статье рассматриваются фестивали народного художественного творчества в контексте сохранения и трансляции этнокультурного наследия. Раскрывается сущность понятия «этнокультурное наследие», анализируется место фестивалей в классификации культурного наследия ЮНЕСКО, рассматривается фестивальное движение в контексте развития его новых тенденций, отвечающих современным требованиям. Определяется степень изученности феномена фестиваля как формы культуры, формы этнической социализации, способа организации событийного фестивального туризма, приводятся примеры фестивалей, вошедших в культурную жизнь современного Алтая.
Ключевые слова: этнокультурное наследие, культурное наследие; фестиваль, сохранение и трансляция культурного наследия.
Для понимания сущности этнокультурного наследия необходимо обратиться к понятию «культурное наследие». Дать определение феномену «культурное наследие» также сложно, как и дать определение самой культуре. В самом общем виде под культурным наследием понимают совокупность объектов окружающего человека мира, признаваемых на основе культурного опыта человечества и его предпочтений культурных ценностей [1].
Происходящие глобальные изменения в современном обществе изменили понятие «культурное наследие», оказались трансформированы и поглощены не только традиционные представления, но также и разнообразные проявления повседневной жизни. Введение терминов «материальное и нематериальное наследие» в рабочий словарь ЮНЕСКО - последствия этого видения. Конвенция ЮНЕСКО по защите всемирного культурного наследия, принятая в 1972 г., классифицировала понятие куль-
турного наследия по трем категориям. Причем в первую категорию были включены памятники, имеющие выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, искусства или науки, а в третью - достопримечательные места, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, имеющие ценность с этнологической или антропологической точки зрения [2]. Рассматривая классификации ЮНЕСКО по защите всемирного культурного наследия, следует отметить, что фестиваль является той универсальной формой, которая сочетает характеристики третьей категории классификации, а именно: это и достопримечательные места, созданные человеком, и совместные творения человека и природы.
Фестивали народного художественного творчества дают мощный всплеск всем направлениям творческой деятельности. Изучение фестиваля как формы культуры определяется научной традицией в исследованиях культуры и духовной жизни
общества в таких гуманитарных областях знания, как философия культуры (С.А. Аверинцев, М.М. Бахтин, С.Н. Иконникова, М.С. Каган, A.C. Кармин, Э.С. Маркарян, Дж.П. Мердок, В.Г. То-росян, В.Н. Топоров, А.Я. Флиер и др.); социология и социальная антропология (В.Г. Виноградский, Б.С. Ерасов, Е.Р Ярская-Смир-нова), этнография (В.П. Алексеев, А.К. Байбурин, Т.А. Бернштам, H.H. Велецкая, JI.M. Ивлева), искусствоведение (А.Д. Авдеев, М.А. Некрасова, Т.С. Семенова), фольклористика (A.C. Каргин, В.Я. Пропп) и культурология (В.Е. Гусев, Б.Н. Путилов) и др. [3].
Фестиваль как явление художественной жизни отличается особой атмосферой праздника, ориентацией на показ лучших художественных коллективов и исполнителей, оригинальностью репертуарного предложения, отличного от репертуара стационарных коллективов. Основная задача фестиваля - внести свежую струю в культурную жизнь страны, региона, города, создать максимально широкое поле притяжения как для профессионалов в области театра и музыки, так и для рядовых зрителей и слушателей. Большая советская энциклопедия трактует понятие «Фестиваль - (франц. Festival, от лат. Festivus праздничный) как массовое празднество, показ (смотр) достижений музыкального, циркового или киноискусства [4, с. 339].
Фестивали народного художественного творчества являются важнейшей формой этнической социализации. Они создают культурную среду, дающую возможность всем этносам почувствовать свою сопричастность к современным процессам. Это и возрождение национальных обычаев, традиций, ремесел. Фестивали выступают самым доступным способом передачи народной культуры, способствуют не только возрождению и сохранению культуры этноса, но и консолидации общества, укреплению дружбы и взаимопонимания в конкретном регионе, важным средством формирования этнической толерантности [5].
Содержание фестиваля народного художественного творчества основано на признанных или признаваемых ценностях межличностного общения (межличностных отношений), на ценностях коллективных и индивидуальных человеческих переживаний, на ценностях художественного творчества людей. Фестивали народного творчества проводят по всему миру. Общаясь на языке фантазии и творчества, представители разных народов мира встречаются и обмениваются самым сокровенным: творениями культурного и художественного выражения, которые были обусловлены их вековыми обычаями. Это помогает им, посредством соучастия и языка творчества, прокладывать путь к новым формам общения. Язык искусства устраняет все имеющиеся преграды: культурные, общественные, экономические, и другие, оставляя уровень общения свободным[6].
Востребованным и широко использованным способом формирования культуры межнациональных отношений в России стал фестивальный туризм, который предполагает посещение различного рода фестивалей: музыкальных, фольклорных, этнических, танцевальных с проведением дегустаций, участием в конкурсах и массовых весельях. Проведение различных видов фестивалей в последние годы прочно вошло в повседневный обиход жизни современного общества, и стал одной из самых популярных и востребованных в мире форм массовых мероприятий. Фестивали условно разделились по жанрам, по видам, а также разделяют их в зависимости от времени и места проведения, от масштабности, от идейной направленности, от основной аудитории, от вида искусств. Фестиваль может функци-
Библиографический список
онировать и как систематически повторяемая культурная акция и как акция единовременная [7, с. 72 - 73].
Финансирование такого рода проектов, как правило, ориентировано на следующие источники: гранты культурных комиссий международных политических институтов, таких как ЮНЕСКО, Совет стран Баренцева Евро-арктического региона; гранты самих культурных организаций и средства их национальных комитетов; средства национальных комитетов.
Фестивали народного художественного творчества динамично входят в жизнь больших и малых городов, а также поселков и деревень, становясь их важной культурной частью. Также фестивали народного художественного творчества позволяют выявить таланты и дают возможность творческого роста в условиях наиболее благоприятного профессионального общения, сформировать культурный образ места проведения, оказывают позитивное влияние на экономику и объединяют различные социальные группы для участия в культурной жизни местного сообщества. Событийная жизнь народного искусства и творчества получает новый сильный толчок для ее развития. Формы ее выражения многолики и неповторимы и каждая из них имеет свое право на существование, поскольку направлены на одну и ту же цель - продлить жизнь народных традиций, помочь людям достичь совершенства в овладении любимым видом искусства, поддержать в них интерес к народному художественному творчеству. Организация и проведение фестивалей народного художественного творчества имеет огромное значение и для сохранения и трансляции этнокультурного наследия.
За последние десятилетия фестивали прочно вошли в культурную жизнь Алтая. К ежегодным традиционным фестивалям, таким как Всероссийский фестиваль «Шукшинские дни на Алтае» и Всероссийский фестиваль народного творчества и спорта имени Михаила Евдокимова «Земляки», присоединяются вновь открытые фестивали. Вот только некоторые из них: межрегиональный фестиваль традиционной культуры «День России на Бирюзовой Катуни» [8]; фестиваль парковой скульптуры и ландшафтного дизайна «Легенды и сказки Алтая». Фестиваль проходит в рамках всероссийского фестиваля «Шукшинские дни на Алтае» [9]; фестиваль народного творчества «Калина красная» [10]; региональный фестиваль казачьей культуры и народного творчества «Казачья станица» [8]; краевой фольклорной фестиваль «Традиции Алтая» в Мамонтовском районе [8]; краевой фестиваль народного творчества «Вместе мы - Россия» в ЗАТО Сибирский [10]; республиканский фестиваль народного творчества старшего поколения «Золотая осень - Алтын Кус» [11]; фестиваль «Войлок кочевников» в природном парке «Уч-Энмек» в Онгудайском районе [12]; фестиваль бардовской песни «Золотая песня Золотого озера» на берегу Телецкого озера [13]; этнический фестиваль «Вотэтно» на Алтае на территории туристического комплекса «Талда» [10].
В заключении хотелось бы отметить, что этнокультурное наследие - это материальные и нематериальные свидетельства жизнедеятельности любого этноса, сохраняющие и передающие социально значимую информацию об этнических культурах последующим поколениям различными средствами. Одним из универсальных средств сохранения и трансляции этнокультурного наследия являются фестивали народного художественного творчества, которые формируют культурную идентичность нации, её духовность, сохраняют историческую память.
1. Дьячков А.Н. Культурное наследие. Российская музейная энциклопедия. Москва: Прогресс, 2001; Т. 1.
2. Convention Concerning the Protection of the World Cultural and Natural Heritage, 1972. Available at: www.unesco.org
3. Ариарский М.А. Прикладная культурология как область научного знания и социальной практики. Санкт-Петербург: Эго, 2001.
4. Большая советская энциклопедия. Москва: «Советская энциклопедия», 2001; Т. 27.
5. Волкова П.С., Рудь М.Ю., Фатальникова Е.В. Социальная природа искусства: учебное пособие. Краснодар, 2007.
6. Меньшиков A.M. Фестиваль как социокультурный феномен современного театрального процесса: Диссертация ... кандидата искусствоведения. Москва, 2004.
7. Ивлева Л.М. Ряженье в русской традиционной культуре. Санкт-Петербург, 1994.
8. Информационный портал НКО Алтайского края. Available at: http: //nko22.ru
9. Фестиваль народного творчества «Ремесло - душа народа» в селе Полеводка. Available at: http: //liidweb.com
10. Твой Алтай. Available at: http: http://altai4u.com
11. Республиканский фестиваль народного творчества старшего поколения «Золотая осень - Алтын Кус». Available at: http: // mintrud-altay.ru
12. Республика Алтай. Официальный интернет-портал. Фестиваль «Войлок кочевников» в природном парке «Уч-Энмек» в Онгудайском районе. Available at: http: // altai-republic.ru
13. Фестиваль бардовской песни «Золотая песня Золотого озера». Available at: http: // altai-tourist.ru
References
1. D'yachkov A.N. Kul'turnoe nasledie. Rossijskaya muzejnaya 'enciklopediya. Moskva: Progress, 2001; T. 1.
2. Convention Concerning the Protection of the World Cultural and Natural Heritage, 1972. Available at: www.unesco.org
3. Ariarskij M.A. Prikladnaya kul'turologiya kak oblast'nauchnogo znaniya i social'nojpraktiki. Sankt-Peterburg: 'Ego, 2001.
4. Bol'shaya sovetskaya 'enciklopediya. Moskva: «Sovetskaya 'enciklopediya», 2001; T. 27.
5. Volkova P.S., Rud' M.Yu., Fatal'nikova E.V. Social'naya priroda iskusstva: uchebnoe posobie. Krasnodar, 2007.
6. Men'shikov A.M. Festival' kak sociokul'turnyj fenomen sovremennogo teatral'nogo processa: Dissertaciya ... kandidata iskusstvovedeniya. Moskva, 2004.
7. Ivleva L.M. Ryazhen'e vrusskoj tradicionnoj kul'ture. Sankt-Peterburg, 1994.
8. Informacionnyj portal NKO Altajskogo kraya. Available at: http: //nko22.ru
9. Festival'narodnogo tvorchestva «Remeslo - dusha naroda» vsele Polevodka. Available at: http: //liidweb.com
10. Tvoj Altaj. Available at: http: http://altai4u.com
11. Respublikanskij festival' narodnogo tvorchestva starshego pokoleniya «Zolotaya osen'- Altyn Kus». Available at: http: //mintrud-altay.ru
12. Respublika Altaj. Oficial'nyj internet-portal. Festival'«Vojlokkochevnikov» vprirodnom parke «Uch-'Enmek» vOngudajskom rajone. Available at: http: // altai-republic.ru
13. Festival' bardovskojpesni «Zolotaya pesnya Zolotogo ozera». Available at: http: // altai-tourist.ru
Статья принята к публикации 23.09.16
УДК 378
Bokova O.A., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Department of Psychology, Altai State Pedagogical (Barnaul, Russia), E-mail: bokova_oa@altspu.ru
Veretennikova L.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Director of Institute of Additional Education, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: la_v@list.ru
Shamarina Е.V., Cand. of Sciences (Philosophy), senior lecturer, Department of Philosophy and Cultural Studies, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: shamarina_ev@uni-altai.ru
SCIENTIFIC-METHODOLOGICAL BASES OF FORMATION OF AN INNOVATIVE EDUCATIONAL AREA TO DEVELOP PROFESSIONAL GROWTH OF YOUNG TEACHERS THROUGH NETWORKING. The article discusses a possibility of formation of an innovative educational environment to ensure professional development of a young teacher on the basis of networking, as well as the direction of the formation of a single educational space that promotes the formation of conditions for comprehensive support of professional development of a young teacher. The relevance of the objectives of the project relate to the necessity to improve the training and retraining of young teachers, making conditions for effective introduction of Federal Educational Standards and the professional standards of the teacher. The results presented by the project allow forming a scientifically based integrated system of professional development of the young teacher on the basis of networking in the space of a corporate university, as well as to develop and implement a model and technologies of the process into practice. Its theoretical development will expand the idea of the specifics of this process and organize it on the basis of the scientific approach.
Key words: innovative educational environment, professional development of young teachers, networking, project teams, network technology.
О.А. Бокова, канд. психол. наук, доц. каф. психологии, ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет», г. Барнаул, E-mail: bokova_oa@altspu.ru
Л.А. Веретенникова, канд. пед. наук, доц., директор Института дополнительного образования, ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет», г. Барнаул, E-mail: la_v@list.ru
Е.В. Шамарина, канд. филос. наук, доц. каф. философии и культурологии, ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет», г. Барнаул, E-mail: shamarina_ev@uni-altai.ru
НАУЧНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА НА ОСНОВЕ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
В статье рассмотрены возможности формирования инновационного образовательного пространства обеспечения профессионального развития молодого педагога на основе сетевого взаимодействия, а также направления формирования единого образовательного пространства, которое способствует формированию условий для комплексного сопровождения профессионального развития молодого педагога. Актуальность решаемых в процессе реализации проекта задач связана с необходимостью совершенствования системы подготовки и переподготовки молодых учителей, создания условий для эффективной реализации ФГОС и профстандарта педагога. Результаты представленного проекта позволяют сформировать научно обоснованную целостную систему профессионального развития и становления молодого педагога на основе сетевого взаимодействия в пространстве Корпоративного университета, а также разработать и на практике реализовать модель и технологию данного процесса. Его теоретическая разработка позволит расширить представления о специфике данного процесса и организовать его на основе научного подхода.
Ключевые слова: инновационное образовательное пространство, обеспечение профессионального развития молодого педагога, сетевое взаимодействие, проектные группы, сетевые технологии.
Анализ литературы и практических разработок последних лет показывает, что изучение научно-методологических основ формирования инновационного образовательного пространства обеспечения профессионального развития молодого педагога на основе сетевого взаимодействия является актуальной, но мало изученной проблемой, именно поэтому разработка модели и технологи организации данного процесса, а также проведение мониторинга и психолого-педагогического исследования придает данной теме высокий уровень научной новизны и фундаментальности. Актуализация данной проблемы в научно-об-
разовательном сообществе предполагает реализацию проекта, целевым назначением которого является создание целостного образовательного пространства для научно-исследовательского, учебно-методического, технологического, организационного, информационного, психолого-педагогического обеспечения профессионального развития молодого педагога в логике требований профессионального стандарта с учетом корпоративной принадлежности [1]. Актуальность его реализации также связана с необходимостью: совершенствования системы подготовки и переподготовки молодых учителей; создания условий для эф-