Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
315
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ СРЕДА / ЗДОРОВЬЕ / ОБРАЗ ЖИЗНИ / КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ / СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Самарин Артем Викторович

Университет должен создавать благоприятные условия для обучения студентов. Образовательная среда должна быть здоровьесберегающей и объединяющей как учебную, так и внеучебную деятельность студентов. Необходимо совершенствовать процесс подготовки и переподготовки педагогических кадров, формировать их готовность работать в условиях личностно-ориентированного обучения. Одной из задач преподавательского состава вуза является усиление пропаганды идеи сохранения и укрепления здоровья студентов, которая должна стать как национальной, так и корпоративной идеей и интегрировать все направления образовательной деятельности вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF HEALTH-SAVING ENVIRONMENTS IN SYSTEM OF TRAINING

It is stated that the university should create favorable conditions for training of students. The educational environment should be health-saving and combining both the educational, and outside activity of students. It is necessary to improve the process ofpreparation and retraining ofpedagogical staff, to form their readiness to work in the conditions of the personal-focused training. One of the tasks of the high school teachers team is improvement of promotion of the idea of preservation and strengthening of health of students which should become a national and corporate idea and integrate all directions of high school educational activity.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ»

где Би — это итоговое количество баллов, полученное студентом за выполненное задание и представленное в зависимости от срока; Бб — это базовое (фактическое) количество баллов, выставленное преподавателем за задание исходя из максимально возможного количества; Ккор — это корректирующий коэффициент, применяемый в соответствии с тем, на какое количество дней задание было представлено позже установленного срока Т.

Коэффициент применяется в следующей зависимости от даты, когда задание было представлено на проверку:

• не позже даты Т, то Ккор= 1,25;

• если в период с даты Т+1 по Т+7 включительно, то Ккор = 1;

• если в период с даты Т+8 по Т+14 включительно, то Ккор = 0,75;

• если в период с даты Т+15 и позже, то Ккор = 0,5.

Представленная стимулирующая модель, по мнению автора, позволит вернуться к одному из основополагающих принципов формирования компетенции исполнительской дисциплины у студента при использовании четких и прозрачных мотивирующих инструментов к получению качественного высшего профессионального образования. Автор также уверен, что те обучающиеся, к которым будет применяться представленная модель стимулирования исполнительской дисциплины, смогут значительно лучше адаптироваться к трудовой деятельности и иметь значительное преимущество перед теми, кто не обладает этой компетенцией.

Список литературы

1. Белоножко М. Л., Хиту Е. Ф. Об особенностях высшего образования для взрослых // Социологические исследования. - 2007. - № 4. - C. 61-64.

2. Тихонов Э. А. Качество субъектов многоуровневого профессионального образования // Известия высших учебных заведений Социология. Экономика. Политика. - 2013. - № 1. - C. 90-95.

3. Мартыненко О. О., Черная И. П. Проблема взаимодействия вузов с бизнес-сообществом для обеспечения качества высшего образования // Качество. Инновации. Образование. - 2007. - № 5. - C. 11-16.

4. Варченко Е. И. Управление качеством образования в образовательном учреждении // Молодой ученый. - 2013. -№ 3. - С. 471-474.

5. Маслова Л. Д., Гаффорова Е. Б. О системах оценки качества высшего образования // Педагогические науки. -2013. - № 3. - С. 52-57.

Сведения об авторе

Пезин Дмитрий Александрович, к. с. н., доцент кафедры «Маркетинг и муниципальное управление», Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень, тел. 8(3452)208456, e-mail: dmitriybank@mail.ru

Pezin D. А., associate professor of the chair «Marketing and municipal management», Tyumen State Oil and Gas University, phone: 8(3452)208456, e-mail: dmitriybank@mail.ru

УДК 316.64

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

FORMATION OF HEALTH-SAVING ENVIRONMENTS IN SYSTEM OF TRAINING

А. В. Самарин

А. V. Samarin

Ключевые слова: здоровьесберегающая среда, здоровье, образ жизни, культура здоровья, студенты Key words: health-saving environment, health, way of life, culture of health, university, students

Университет должен создавать благоприятные условия для обучения студентов. Образовательная среда должна быть здоровьесберегающей и объединяющей как учебную, так и внеучебную деятельность студентов. Необходимо совершенствовать процесс подготовки и переподготовки педагогических кадров, формировать их готовность работать в условиях личностно-ориентированного обучения. Одной из задач преподавательского состава вуза является усиление пропаганды идеи сохранения и укрепления здоровья студентов, которая должна стать как национальной, так и корпоративной идеей и интегрировать все направления образовательной деятельности вуза.

It is stated that the university should create favorable conditions for training of students. The educational environment should be health-saving and combining both the educational, and outside activity of students. It is necessary to improve the process of preparation and retraining of pedagogical staff, to form their readiness to work in the conditions of the personal-focused training. One of

the tasks of the high school teachers team is improvement of promotion of the idea of preservation and strengthening of health of students which should become a national and corporate idea and integrate all directions of high school educational activity.

Здоровье нации — одна из актуальнейших проблем современного общества. Одним из показателей образованности человека является осознание необходимости быть здоровым. Основываясь на данном заключении, целесообразно говорить о том, что в системе образовательного процесса должны применяться здоровьесберегающие технологии.

Закон Российской Федерации «Об образовании», Национальная доктрина образования в России, Концепция модернизации российского образования и ряд других документов создали основу для активизации в образовательных учреждениях инновационной деятельности, в том числе и по здоровьесбережению. Таким образом, проблема здоровья студентов в настоящее время осознается как наиболее значимая.

Активизация внимания к здоровому образу жизни (ЗОЖ) студенческой молодежи связана с озабоченностью общества ростом заболеваемости среди выпускников вузов. Последние данные Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации свидетельствуют о том, что 87 % студентов нуждаются в специальной поддержке. До 60-70 % студентов к окончанию вуза имеют нарушения зрения; 30 % — хронические заболевания; 60 % — нарушенную осанку. Анализ литературы по данному вопросу позволил выявить связь между ухудшением состояния здоровья студентов и отсутствием у них должной мотивации к здоровому образу жизни [1].

Состояние здоровья студентов отражается на всех сферах их жизнедеятельности. Уровень здоровья и физического развития молодого человека является важным условием осуществления им функций будущего специалиста, а потребность в здоровом образе жизни — фактором социальной адаптации. В то же время проявляется и обратная зависимость: образ жизни студентов, степень и характер активности их учебной и внеучебной деятельности во многом определяют состояние их здоровья.

В научной литературе встречаются различные подходы к определению здоровьесберегающей среды образовательного учреждения. В. Е. Фертик характеризует здоровьесберегающую образовательную среду как «взаимосвязь факторов, способствующих становлению личности учащегося, формированию потребности в здоровом образе жизни посредством организации пространства учебного и свободного времени, приобщения к нравственно-экологическим ценностям, юридической и психологической защиты физического, психического, социального и духовного здоровья студентов, профилактики асоциальных условий» [2].

Р. В. Рожнов здоровьесберегающую среду образовательного учреждения определяет как гибкую, меняющуюся совокупность предметно-пространственных и социальных условий, направленных на актуализацию субъектности студента в отношении сохранения и развития своего здоровья [3].

И. П. Мавзютова рассматривает здоровьесберегающую среду как «единство необходимых и достаточных условий для конкретного субъекта, обеспечивающих его продуктивно-личностное развитие и саморазвитие при условии сохранения здоровья» [4].

Достоинством данных подходов является акцентуализация на индивидуальности конкретного субъекта. Личностное развитие и саморазвитие студента при условии сохранения здоровья возможно при создании в образовательном учреждении индивидуальных условий для каждого конкретного субъекта. Если условия индивидуальны (разные), то среда должна быть гибкой, адаптивной и способной изменяться.

На основании подходов В. Е. Фертика, Р. В. Рожнова и И. П. Мавзютовой к определению «здоровьесберегающая среда» мы выделили следующие его значения:

• совокупность условий образовательного учреждения (материально-технических и социальных), ориентированных на развитие духовно, нравственно и физически здоровой личности студента;

• условия создания здоровьесберегающей среды образовательного учреждения многофакторны, и с помощью определенных методических приемов и методов можно обеспечить условия, в которых студенты выбирают субъектную позицию в отношении сохранения и развития своего здоровья;

• здоровье и здоровый образ жизни индивидуальны, поэтому нельзя создать в образовательном учреждении некие универсальные условия, которые гарантировали бы сохранение и развитие здоровья каждого студента.

Под созданием здоровьесберегающей среды мы понимаем оптимизацию взаимодействия всех ее компонентов, направленную на усиление непосредственного и опосредованного сохранения, укрепления и развития здоровья студентов.

Здоровьесберегающая среда подразумевает наличие статичных (пространственно-предметных) и динамичных (социальных) компонентов. Статичные (пространственно-предметные) компоненты здоровьесберегающей среды вуза — это материальные условия учебной, воспитательной и производственной деятельности (наличие спортивного зала, комплексной спортивной площадки, лыжной базы, медицинского пункта, столовой, библиотеки, читального зала, кабинета психологической помощи, учебных кабинетов, лабораторий и учебно-производственных мастерских, оборудованных в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и т. д.). Динамичные (социальные) компоненты — это система отношений в студенческом коллективе, уровень культуры здоровья преподавателей, нормы и правила, которые регулируют отношения между субъектами образовательного процесса [3].

Важный элемент системы формирования здоровьесберегающей среды — это физическая культура. Физическая культура, как никакая другая учебная дисциплина, влияет на сохранение и развитие здоровья студентов. Многие исследователи в области здоровьесбережения учащихся и студентов (Р. К. Бикмухаметов, Н. А. Бирюков, Э. М. Казин, З. Н. Литвинова, С. Ю. Щетинина и др.) считают, что сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса — это прерогатива физического воспитания.

С. Г. Добротворская, Р. В. Рожнов, В. Е. Фертик выделяют несколько основных подходов к переосмыслению содержания физкультурно-спортивной работы в образовательных учреждениях в целях здоровьесбережения студентов [2, 3, 5]. Один из подходов ориентирует студентов на усвоение определенных знаний в сфере физической культуры, спорта, здоровья и ЗОЖ. В рамках другого подхода акцентируется внимание на развитии физических качеств путем увеличения объема занятий физической культурой или организации альтернативных тренировочных занятий за пределами академического расписания. При этом студенты сами выбирают форму занятия в соответствии с их интересами, а перед преподавателем ставится задача формирования у студентов привычки систематически заниматься избранными видами двигательной активности. Третий подход, который можно назвать здоровьесберегающим, предлагает в качестве высшей ценности рассматривать здоровье студентов и их соответствующий уровень физического развития.

Таким образом, модернизацию и оптимизацию системы физического воспитания можно считать одним из условий создания здоровьесберегающей среды в учреждении высшего профессионального образования. В контексте рассматриваемой нами проблемы принципиально важно обеспечить ценностно-смысловую и содержательную преемственность физического воспитания учреждений высшего профессионального образования.

С. Г. Добротворская в своей работе отмечает, что неотъемлемым элементом и отличительной особенностью здоровьесберегающей среды вуза являются здоровьесберегающие технологии, которые рассматриваются как совокупность принципов, методов, приемов образовательной деятельности. Здоровьесберегающие технологии наделяют традиционные технологии, применяющиеся в образовательной деятельности, признаком здоровьесбережения. Здоровьесбережение как качественная характеристика любой технологии показывает, насколько данная технология решает проблему сохранения и развития здоровья субъектов образовательного процесса [5].

Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым студенты учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Технологии предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности студента, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становлении самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формировании ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.

Под здоровьесберегающей образовательной технологией К. Петров понимает систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования.

Здоровьесберегающие образовательные технологии вуза представляются нам как функциональная система организационных способов управления учебно-познавательной и практической деятельностью студентов, научно и инструментально обеспечивающая сохранение и укрепление их здоровья.

Известно, что система подразумевает наличие структуры, элементов ее составляющих, их взаимосвязь и подчиненность единой цели.

В совокупность основных элементов здоровьесберегающих технологий включены следующие составляющие:

• Информационная — ее содержание и принципы, обеспечивающие реализацию цели и задач.

• Инструментальная — это материальная база (помещения, аудитории, лаборатории, кабинеты, спортивные залы, площадки и т. д.) и ее гигиеническое состояние (освещение, вентиляция и пр.). Инструментальная составляющая технологии включает также оборудование, инвентарь, технические средства, а также учебно-методическое обеспечение.

• Социальная (кадры) — это преподавательский и учебно-вспомогательный состав. Его компетентность, готовность и устремленность к реализации здоровьесберегающей технологии в образовании.

• Финансовая — бюджетные и внебюджетные поступления, их соотношение.

• Нормативно-правовое обеспечение — использование государственных нормативных актов (федерального, регионального и муниципального уровня, собственных средств). Ведение делопроизводства по данному направлению.

На наш взгляд, системный подход в здоровьесберегающих технологиях в условиях вуза является наиболее целесообразным, так как:

• все применяемые методы, приемы, используемые средства являются обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью студента;

• приоритет заботы о здоровье студентов — все используемое оценивается с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса;

• непрерывность и преемственность — работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом учебном занятии;

• субъект-субъектные взаимоотношения — студенты являются непосредственными участниками здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном аспектах;

• комплексный, междисциплинарный подход — единство в действиях администрации вуза, сотрудников, преподавателей и врачей.

При анализе системного подхода в здоровьесберегающих технологиях сферы образования представляется возможным выделить основные направления, которые необходимо рассматривать в комплексе.

• Формирование культуры здоровья начинается с семьи. Работа с родителями по сохранению и укреплению здоровья детей — важный вектор образовательной политики.

• Использование здоровьесберегающего потенциала дошкольных образовательных учреждений. Создание детских здоровьесберегающих комплексов и программ. Главная задача ДОУ — подготовить здоровых детей к обучению в школе.

• Система начального образования — ступень формирования сознания школьников о здоровье. Актуализация двигательной активности младших школьников, соблюдение санитарно-гигиенических правил, формирование мотивов нравственного поведения, систематические занятия физкультурой и спортом.

• Средняя общеобразовательная школа должна стать школой, содействующей здоровью, то есть систематически и последовательно формирующей культуру здоровья.

• Система высшего образования строит свою работу не только на профилактике негативных явлений, но и активно вовлекает студентов в спортивно-массовые мероприятия, досуговые формы, различные виды деятельности по формированию культуры здоровья.

• Подготовка и переподготовка педагогических кадров для работы в этом направлении. Преподаватель должен быть сам здоров, знать законы здорового образа жизни и уметь передавать эти знания и личный опыт студентам.

Таким образом, можно констатировать, что знания о здоровье и здоровом образе жизни актуальны для студенческой молодежи. Не вызывает сомнения тот факт, что эффективность обучения здоровому образу жизни будет определяться тем, насколько студент заинтересован в этом.

В вузе молодежь сталкивается с образовательными задачами повышенного уровня сложности, следовательно, здесь необходим более тщательный контроль за состоянием физического и психологического здоровья и повышенные требования к уровню здоровьесберегающего потенциала образовательной среды. На практике можно наблюдать обратную ситуацию. Многие параметры образовательной среды в вузах контролируются не так жестко, как в общеобразовательных учреждениях, да и сами учебные аудитории и спортивные сооружения часто не соответствуют нормам САНПИН в силу своих архитектурно-конструкционных особенностей.

На наш взгляд, одной из важнейших долговременных целей образования является изменение отношения к здоровью у всех слоев нашего общества, а ближайшей — разработка и внедрение в вузах комплекса мер по укреплению здоровья и перенацеливанию студентов на здоровую жизнь, а именно:

• создание кабинетов здоровья, оснащенных средствами мониторинга здоровья, переподготовка преподавателей и медиков учебных заведений;

• разработка учебных курсов, создание специализированных аппаратно-программных средств наблюдения и изучения здоровья, предназначенных для решения как учебно-исследовательских, так и профессиональных медицинских задач, и т. п;

• создание в среде всех преподавателей предельно заинтересованного отношения к здоровью, личное участие в оздоровительных мероприятиях, усиление внеучебной работы со студентами в объединениях по интересам и занятиям физкультурой.

Университет должен создавать благоприятные условия для обучения студентов. Образовательная среда должна быть здоровьесберегающей и объединяющей как учебную, так и внеучебную деятельность студентов. Необходимо совершенствовать процесс подготовки и переподготовки педагогических кадров, формировать их готовность работать в условиях личностно-ориентированного обучения. Одной из задач преподавательского состава вуза является усиление пропаганды идеи сохранения и укрепления здоровья студентов, которая должна стать как национальной, так и корпоративной идеей и интегрировать все направления образовательной деятельности вуза.

Список литературы

1. Морозова А. А. Основные направления работы учреждения среднего профессионального образования по здоровьесбережению студентов: сборник научно-методических материалов / Под ред. В. И. Авершина. - Пенза: ИПК и ПРО, 2005. - 42 с.

2. Фертик В. Е. Профессионально-творческое совершенствование студентов-хореографов в условиях здоровьесберегающей среды. - Москва, 2009 - 25 с.

3. Рожнов Р. В. Преемственность формирования культуры здоровья учащихся в образовательной среде региона: коллективная монография / науч. ред. Р. В. Рожнов. - Пенза : Информационно-издательский центр ПГУ, 2006. - 104 с.

4. Мавзютова И. П. Здоровьесберегающее образовательное пространство медицинского колледжа как условие в подготовке конкурентоспособных специалистов. - Казань, 2003. - 19 с.

5. Добротворская С. Г. Проектирование и реализация системы педагогической ориентации студентов на здоровый образ жизни. - Казань, 2003.

6. Петров К. Здоровьесберегающая деятельность в школе // Воспитание школьников. - 2005. - № 2. - С.19-22.

7. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. - М.: АПК и ПРО, 2002. - 121 с.

8. Здоровьесберегающая деятельность школы в учебно-воспитательном процессе: проблемы и пути их решения // Школа. - 2005. - № 3. - С. 52-87.

Сведения об авторе

Самарин Артем Викторович, старший преподаватель кафедры лыжного спорта, Тюменский государственный университет, г. Тюмень, тел. 89199258882, samara4572@yandex.ru

Samarin A. V., senior teacher of the chair of skiing, Tyumen State University, phone: 89199258882, e-mail: sama-ra4572 @yandex. ru

УДК 316.444

О ПЕРСПЕКТИВАХ РАСШИРЕНИЯ ПРОГРАММ ОБРАЗОВАНИЯ ПОЖИЛЫХ РОССИЯН

ABOUT PROSPECTS OF EXPANDING THE PROGRAMS FOR THE ELDERLY RUSSIANS TRAINING

Г. Г. Сорокин

G. G. Sorokin

Ключевые слова: деятельность высшей школы, образование пожилых людей, университет третьего возраста Key words: activities of high school, education elderly, University of the Third Age

Анализируется существующий опыт организации университетов третьего возраста на базе вузов, обосновывается целесообразность распространения деятельности высшей школы на новую целевую группу — пожилых граждан.

The article analyzes the existing experience of organization of the third age universities on the basis of higher education institutions. The author proves the feasibility of extending the higher school activity to a new target group , that is senior citizens.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.