УДК 378.172+612 ББК 4510
ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ КАК ПАРАМЕТР КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
М.А. Волкова
Южно-Уральский государственный университет
STUDENTS’ HEALTH AS THE QUALITY FACTOR OF THE EDUCATIONAL PROCESS
M.A. Volkova South Ural State University
Обосновывается введение такого параметра качества результатов образовательного процесса, как здоровье. Предложены показатели и критерии оценки образовательного процесса с точки зрения сохранения здоровья студентов в ходе реализации данного процесса.
Ключевые слова: здоровье, здоровьесбережение, параметр качества образовательного процесса.
The article reveals the importance of students’ health as one of the quality factors of the educational process. Figures and criteria of educational process assessment from the point of conservation of students9 health in the realization of this process are offered.
Keywords: health, healthkeeping, a quality factor of the educational process.
Проблема поддержания и укрепления здоровья граждан России в последние годы стала восприниматься обществом на всех его уровнях как первоочередная, важнейшая. От разрешения этой проблемы напрямую зависит будущее государства. Ухудшающееся состояние здоровья граждан России, в том числе молодежи, представляет серьезную социальную опасность. В исследованиях последних лет отмечается существенный рост врожденных пороков развития, психических и злокачественных заболеваний, увеличение количества хронических больных, сокращение продолжительности жизни населения. Постоянно возрастающая техногенная нагрузка на окружающую среду превратила значительную часть территории нашей страны в зону повышенного экологического риска. Это касается и Челябинской области, где до сих пор в ряде городов и районов (Кунашакском районе, г. Озерске, Карабаше и др.) последствия экологической катастрофы 1957 года пагубно сказываются на здоровье населения [3].
Истоки этих явлений понятны. Долгие годы в нашей стране здоровье не являлось приоритетной социальной ценностью. Госу-
дарство гарантировало социальную защиту людям, прежде всего, имеющим проблемы со здоровьем, хотя во многих случаях именно они были повинны в возникновении заболеваний.
В рамках новой доктрины социального управления поддержание здоровья населения становится важнейшей целью государственной политики, ведь здоровье рассматривается как стратегический ресурс общества, определяющий социальное, экономическое и политическое благополучие страны. Особая роль в этом отводится молодежи, представляющей собой потенциал социального развития и основу воспроизводства нации. Здоровье сегодняшнего студента - качественная предпосылка его будущей самореализации в профессиональной, общественно-политической, семейной, бытовой и иных сферах.
Вопросам формирования здорового образа жизни уделено значительное внимание в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года». Одним из приоритетных направлений государственной демографической политики названо «сохранение и укреп-
ление здоровья населения, увеличение роли профилактики заболеваний и формирование здорового образа жизни» [15, с. 29]. В этом документе формирование здорового образа жизни охарактеризовано как «важнейшее направление политики в области охраны здоровья». Отмечается, что «основой пропаганды здорового образа жизни должно стать наряду с информированием о вреде низкой физической активности, нерационального и несбалансированного питания, потребления алкоголя, табака, наркотических и токсических веществ также обучение навыкам по соблюдению правил гигиены и режима труда, учебы, режима и структуры питания» [15, с. 30].
Отражением новой доктрины социального управления поддержания здоровья россиян стало проведение в рамках пятого Всероссийского форума «Здоровье нации - основа процветания России» (сентябрь 2009 года) выставки федеральных и региональных программ развития здравоохранения, образования, массового спорта и охраны окружающей среды. Не вызывает сомнения, что только интеграция усилий деятелей различных научных областей и представителей всех заинтересованных министерств и ведомств, а также общественных организаций позволит изменить ситуацию к лучшему.
Применительно к образовательному процессу, в частности к образовательному процессу в учреждениях высшего профессионального образования, решению проблемы поддержания здоровья студентов может способствовать введение такого параметра качества результатов образовательного процесса, как здоровье. Причем представляется целесообразным использование данного параметра как внешними, так и внутренними субъектами оценки качества образования. Внешним субъектом оценки качества результатов образовательного процесса учреждения высшего профессионального образования являются представители надзорного органа, осуществляющего процедуру аттестации вуза. Рассмотрение ими здоровья студентов как параметра оценки качества результатов образовательного процесса, разумеется, возможно только на основе определенных нормативных (инструктивных) документов. Внутренним субъектом оценки качества образовательного процесса учреждения высшего профессионального образования являются преподаватели и администрация вуза.
По нашему мнению, возможно использо-
вание двух уровней при оценке образовательного процесса с точки зрения сохранения здоровья студентов: 1) оценка факта проведения работы по здоровьесбережению в вузе;
2) оценка качества ее осуществления. При этом можно ориентироваться на показатель «Воспитательная деятельность образовательного учреждения», используемый при проведении комплексной оценки деятельности образовательных учреждений высшего профессионального образования, который содержит 2 критерия, 10 показателей (по 5 показателей в каждом из критериев), а также систему экспертной оценки по 10-балльной шкале. Первым критерием оценки работы учреждения высшего профессионального образования может служить наличие в образовательном учреждении условий для осуществления здо-ровьесберёжения. Одним из показателей данного критерия, на наш взгляд, может являться наличие концепции здоровьесбережения в образовательном учреждении (программы, плана, локальных актов, регламентирующих деятельность по здоровьесбережению, методических рекомендаций и т. д.).
Представляется целесообразным отражение в данной концепции (программе) анализа состояния здоровья учащихся данной социальной группы (студентов) в общем, состояния здоровья учащихся данного образовательного учреждения высшего профессионального образования и проводящейся работы по сохранению здоровья студентов* а также определение основных целей, задач и способов совершенствования данной работы на основе применения системного подхода. В концепции (программе) определяются этапы осуществления и предполагаемые результаты по осуществлению здоровьесбережения студентов.
При разработке программы, составлении методических рекомендаций, проведении семинаров по данной проблематике мы считаем целесообразным рассмотрение содержания ключевых понятий, прежде всего понятия «здоровье», соотнесение его с понятиями «здоровый образ жизни», «качество жизни», «формирование ценностных ориентаций на здоровый образ жизни». Исследованию данных понятий посвящено значительное количество социологических, медицинских и пси-холого-педагогических научных работ [1, 4, 5,
10, 12,17].
Теоретические аспекты формирования культуры здоровья студенческой молодежи как личной и общественной ценности пред-
ставлены в работе А.М. Козина [13]. Важным для разработки теоретических оснований концепции здоровьесбережения нам представляется выделение «двух векторов в работе по здравостроительству:
- формирование мотивации и восприятия здоровья как ценности, необходимой для профессиональной и творческой самореализации будущих специалистов на уровне профессионально значимых, личностно и социально желаемых стандартов, и предполагающей совершенствование и усиление того позитивного, что есть в каждом человеке, расширение его внутренних жизненных ресурсов, чувства благополучия, радости жизни;
— формирование открытой, гибкой и когерентной потребностям субъектов внутривузов-ской здоровьеобеспечивающей воспитательнообразовательной среды, как совокупности различных условий и возможностей, содержащихся в пространственно-предметном и социальном окружении» [13, с. 62-63].
Одним из подтверждений целесообразности выбора системного подхода в качестве теоретического основания разработки программы здоровьесбережения образовательного учреждения является, в частности, положение автора одной из работ о том, что «взаимодействие образа жизни и здоровья представляет собой целостную систему, которая функционирует в определённых социальных, экологических и культурных условиях. Будучи взаимосвязанными и соподчинёнными, эти условия создают объективную основу, на которой образ жизни и здоровье формируются и воспроизводятся как единая системообразующая структура, обладающая комплексом общих, особенных и единичных свойств» [12, с. 12]. Автором обоснованно подчеркивается необходимость рассмотрения здорового образа жизни «как целенаправленной формы поведения, которая обеспечивает не только сохранение и поддержание здоровья, но и повышение адаптационных возможностей индивида к изменениям социальной среды... Выбор образа жизни, с одной стороны, объективно задан доминирующими в данном обществе социальными, экологическими, культурными и другими условиями, с другой - определяется субъективным набором жизненных ценностей индивида» [12, с. 12].
Отражением системного подхода к сохранению здоровья студенческой молодежи на уровне образовательного учреждения высшего профессионального образования являет-
ся создание и реализация в ходе осуществления образовательного процесса программы по здоровьесбережению, предполагающей внесение необходимых изменений в содержание, средства, формы и методы образовательного процесса.
При разработке такой программы представляется целесообразным использовать имеющийся опыт. Так, в работе H.A. Безруких представлены теоретические основания разработки и результаты апробации комплексной программы формирования установки студентов на здоровый образ жизни, представленной «концептуальной, содержательной, организационно-методической и диагностической составляющими и позволяющей интегрировать в образовательном процессе профессиональной школы внешние педагогические воздействия на личность студента и встречное самодвижение самого студента, на индивидуально-личностном уровне осознающего потребность в здоровой жизнедеятельности» [2].
Для определения концепции здровьесбе-режения образовательного учреждения высшего профессионального образования вызывает интерес педагогическая стратегия ориентирования студента на здоровый образ жизни, разработанная H.A. Красноперовой. Данная стратегия адекватна реальной ситуации развития личности студента, не противоречит основным образовательным потребностям студента, затрагивает основные сферы личности (познавательную, эмоционально-мотивационную, деятельностную) и предполагает комплекс мероприятий ознакомительного, рекомендательного, поддерживающего характера, направленных на достижение поставленной цели, на определенный результат. Как справедливо замечает автор работы, посредством данной стратегии развертываются основные педагогические способы ориентирования: знакомить, обращать внимание, направлять, помогать, поддерживать, содействовать, активизировать, способствовать адекватному оцениванию. Кроме того, ориентирование как стратегия отличается ценностносмысловым содержанием. В результате реализации этой стратегии происходит осознанный выбор ценностных ориентаций, направления становления личности, самореализации в политической, экономической, профессиональной и культурной жизни. Таким образом, особенности студенческого возраста и сущностные характеристики педагогической страте-
гии ориентирования позволяют рассматривать ее как стратегию включения студента как субъекта в здоровьесберегающую деятельность [16].
Нам представляется, что при разработке раздела программы по здоровьесбережению, в частности раздела, посвященного формированию у студентов ориентации на здоровый образ жизни, возможно обращение к работам С.Г. Добротворской. В исследовании этого автора подчеркивается значение смыслов и жизненных перспектив в данном процессе. Автор доказывает, что процесс формирования у студентов ориентации на здоровый образ жизни успешен, если предполагает: развитие психолого-педагогической и валеологической культуры студентов; развитие духовнонравственной культуры; наличие целей и смысла в жизни; гармоничность ценностной структуры, в которой гуманистические ценности занимают приоритетные места, желательно при этом, чтобы ценность «здоровье» в ценностной структуре личности студента занимала 1-3 место [9].
Рассматривая ряд направлений, ориентированных на здоровьесбережение студентов в образовательном пространстве вуза, ряд авторов уделяют особое внимание интеграции учебной и внеучебной работы по здоровьес-бережению [2, 8, 9, 13, 16]. Разделяя данную точку зрения, мы бы хотели подчеркнуть следующее. Представляется целесообразным некое изменение акцентов при осуществлении внеучебной воспитательной работы вуза. Изменение подходов к построению системы внеучебной работы в контексте программы образовательного учреждения высшего профессионального образования по здоровьесбе-режению предполагает, по нашему мнению, рассмотрение формирования ценностных ориентаций студентов на здоровый образ жизни и приобщение к ЗОЖ в качестве системообразующего фактора. На это существуют определенные основания. Здоровье - многоаспектное интегративное понятие. Согласно определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье - это отсутствие болезней в сочетании с состоянием полного физического, психического и социального благополучия. Многие авторы связывают здоровье со способностью к адаптации организма в изменяющихся условиях среды. При этом условно выделяют три группы факторов, влияющих на человека: а) социальные, б) гигиенические, в) психологические [4]. При
этом физическое здоровье рассматривается как отсутствие каких-либо функциональных отклонений, хороший уровень функций различных систем, гармоничность физического развития.
Социальное здоровье понимается как состояние личности в обществе, т.е. социальное благополучие, социальная безопасность, жизненная активность, выполнение социальных ролей; рациональные социальные притязания; социальная обусловленность здоровья поведением человека, образом жизни и образом мыслей.
Психическое здоровье можно представить как «состояние благополучия, при котором каждый человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества» [11]. Рассмотрению понятия психического здоровья личности, выявлению факторов, влияющих на состояние психического здоровья, посвящен солидный ряд исследований [4, 14,17, 19].
Таким образом, все остальные направления внеучебной воспитательной работы образовательного учреждения высшего профессионального образования (организация творчества и досуга, оздоровление студентов и аспирантов, профориентационные мероприятия, организация содействия во временном и сезонном трудоустройстве студентов, организация физкультурно-спортивного движения студенческой молодежи, нравственно-патриотическое воспитание, правовое воспитание студентов и др.) «работают» на формирование одного из компонентов здоровья (физического, психического или социального).
Необходимо отметить, что значимость постановки акцента на формирование ценностного отношения к здоровью и приобщение студентов к ЗОЖ осознают субъекты образовательного процесса различных структурных уровней.
Так, нами был разработан и с 2006 года реализуется на механико-техническом факультете ЮУрГУ проект «За здоровый образ жизни». Формирование ценностных ориентаций студентов проводится, во-первых, через обучение научному пониманию сущности здоровья и ЗОЖ, во-вторых, через воспитание креативного валеогенного мышления и поведения, в-третьих, через формирование по-требностно-мотивационной сферы личности для построения индивидуального здорового
образа жизни. Данные педагогические условия приобщения студентов к ЗОЖ позволят им стать авторами и активными участниками процесса здравотворчества. Методологическое решение этой проблемы предусматривает четыре последовательных этапа: знания (овладение определенной информацией); убеждения (трансформация в сознание необходимых знаний); умения (выработка способности правильно выполнять рекомендации); навыки (выработка динамического стереотипа в выполнении комплекса оздоровительных мероприятий). Таким образом, приобщение студентов к ЗОЖ решает общие (информационные, практические) и специфические (ценностно-ориентационные, воспитательные, оздоровительные) задачи.
Для оценки эффективности реализации проекта нами выявлены следующие критерии, позволяющие определить уровень сформированное™ ценностного отношения к здоровью у студентов:
1) наличие здоровьесберегающих интересов, желания самосовершенствоваться, фундаментальных знаний и представлений о здоровом образе жизни, а также навыков сохранения и укрепления своего здоровья;
2) сформированность системы убеждений и ценностей, характеризующих отношение личности к своему здоровью;
3) умение действовать в соответствии с полученными знаниями о здоровом образе жизни и негативном влиянии вредных привычек;
4) постоянная потребность в заботе о своем здоровье.
Наличие ярко выраженного одного или нескольких из названных критериев еще не означает высокий уровень сформированное™ ценностного отношения к здоровью. Только при максимально возможном для каждой личности одновременном наличии всех или большинства предложенных критериев можно говорить о высоком уровне сформированно-сти ценностного отаошения к здоровью.
Данный проект может быть охарактеризован с точки зрения системного подхода. Он представляет собой целостность трех компонентов (целевого, содержательного и практи-ко-ориентирующего), реализуемых поэтапно. На каждом этапе компоненты проекта реализуются во взаимодействии.
Все компоненты объединены в систему по общему основанию - цели проекта. Каждый из компонентов направлен на достижение
цели - формирование ценностного отношения студентов к здоровью. Для этого продумано содержание и формы организации, на это направлены и функции системы.
Для достижения поставленной цели содержание отобрано с учетом возрастных и психологических особенностей студентов и опирается на знания, полученные на предшествующих этапах обучения.
Системные свойства проекта: открытость системы, полезное содержание сообщаемых сведений, подбор форм и методов, соответствующих возрастным особенностям студентов [8].
Содержание всех акций и мероприятий проекта, реализующегося уже в течение 3 лет, отражено на сайте механикотехнологического факультета ЮУрГУ, где в разделе «Студенту» присутствует подраздел «Проект ЗОЖ» (http://www.mt.susu.ru /student/zog/).
При формировании ценностных ориентаций студентов на ЗОЖ представляется целесообразным дифференцированный подход с учетом общесоциальных, групповых и личностных характеристик. Социологическое исследование, проведенное О.Г. Кирилюком, позволяет выделить в студенческой среде четыре условные группы, демонстрирующие различные жизненные стили, в том числе и в отношении здоровья. Первая группа (3,2 %) не рассматривает здоровье как ценность, не соблюдает нормы здорового образа жизни, но стремится к ним. Представители второй группы (16,0%) считают, что здоровье не очень важно, а их образ жизни скорее не соответствует здоровому. В третье группе (44,9 %) наблюдается рассогласованность между декларируемыми ценностями и реальным поведением. Ее представители считают, что здоровье является ценностью, оно их стиль жизни направлен скорее на разрушение здоровья, чем на его поддержание. Четвертую группу (34,6 %) составили студенты, признающие здоровье в качестве доминирующей ценное™ и их поведенческие ориентации практически полностью соответствуют принципам здорового образа жизни [12].
При формировании программы, направленной на здоровьесбережение в ходе реализации образовательного процесса учреждения высшего профессионального образования важно учитывать значимость, «вес» тех или иных причин, влияющих на ухудшение здоровья. Рейтинг причин, с которыми связано
происшедшее ухудшение здоровья, указывает на три ведущих обстоятельства в образе жизни студентов. «Первое - неправильный, по мнению студентов, режим учебного дня, не оставляющий возможности для ведения здорового образа жизни. Второе - неудовлетворительное питание. Третье - невозможность следить за собственным здоровьем» [12, с. 32]. Как отмечает автор исследования, мнение студентов совпадает с экспертными оценками специалистов по гигиене и санитарии. Первая из названных причин, скорее всего, оказывается в зоне ответственности вуза, а вторая и третья в решающей степени обусловлены социально-экономическим положением студентов, их культурой и ценностным отношением к собственному здоровью, адаптацией в социально-медицинском пространстве по месту жительства [12].
Итак, для оценивания образовательного процесса с точки зрения сохранения здоровья студентов мы предлагаем в качестве первого критерия рассматривать наличие в образовательном учреждении условий для осуществления здоровьесбережения. Показателями данного критерия могут являться:
1) наличие концепции здоровьесбережения в образовательном учреждении (программы, плана, локальных актов, регламентирующих деятельность по здоровьесбережению, методических рекомендаций, семинаров и т. д.);
2) наличие административной структуры, координирующей деятельность различных структурных подразделений по здоровьесбережению (в том числе по формированию ценностных ориентаций студентов на ЗОЖ с учетом общесоциальных, групповых и личностных характеристик студентов), а также осуществляющей межведомственное взаимодействие, направленное на сохранение здоровья студентов;
3) наличие органов студенческого самоуправления (клубов, объединений и т. д.), участвующих в реализации программы по здоровьесбережению;
4) наличие и эффективность использования материально-технической базы для сохранения здоровья студентов (достаточное количество точек для организации питания студентов, качество и ассортимент предлагаемых там блюд и продуктов, наличие спортивных и тренажерных залов, помещений для клубов, студий, объединений и т. д.);
5) финансовая обеспеченность здоровьесберегающей деятельности (целевое финанси-
рование информационной, ценностно-ориен-тирующей, спортивно-оздоровительной деятельности, наличие механизмов стимулирования субъектов данной деятельности).
В качестве второго критерия для оценивания образовательного процесса с точки зрения сохранения здоровья студентов мы предлагаем рассматривать организацию работы по здоровьесбережению. В качестве первого показателя данного критерия может выступать использование в целях здоровьесбережения возможностей образовательного процесса (наличие в рабочих учебных программах дисциплин здоровьесберегающих аспектов, разработка специализированных (интегрированных) курсов по проблеме здоровьесбережения.
Без сомнения, при наличии программы здоровьесбережения даже корректировка содержания изучаемых студентами дисциплин в аспекте усиления содержательного компонента, посвященного проблемам здоровьесбережения и формирования ценностных ориентаций на здоровый образ жизни, оказалась бы полезной. Но более действенным представляется еще и введение в учебный план вуза интегративного курса (дисциплины), предполагающего освоение студентами знаний в области сохранения и укрепления здоровья, развития аналитических умений в определении собственных «маршрутов» здравотворческой деятельности, трансляции гуманистических ценностей и эталонов самосохранительного, социально активного гражданского поведения.
Разработка содержания интегративного курса (авторского специализированного курса, факультативных курсов «Культура здорового образа жизни», «Основы культуры здоровья», «Философия здоровья» и пр.) и его введение в образовательный процесс уже осуществляются на уровне образовательных учреждений высшего профессионального образования в ряде вузов [2, 13]. В содержании данного курса прослеживаются межпредметные связи с такими дисциплинами, как «Основы медицинских знаний», «Физическая культура», «Психология и педагогика», «Философия», «Социология» и др.
Таким образом, значительный вклад в реализацию здоровьесбережения может вносить деятельность не только преподавателей-кураторов, но и преподавателей-предметников.
Рассматривая аналитическую деятельность преподавателя, ряд авторов формулируют ее задачу следующим образом: «оценка сложившихся состояний образованности, здо-
ровья и ценностных отношений студентов». Оценивание предполагает интерпретацию «достигнутых средних уровней, имеющихся резких отклонений от него, наличие дифференцированных по соответствующим признакам групп» [18, с. 37]. Рассматривая такой предлагаемый для оценки результатов образовательного процесса показатель, как здоровье студентов, авторы предлагают дополнить традиционные медико-биологические показатели (общая заболеваемость, острая заболеваемость, процент студентов с хроническими болезнями и пр.; показатели физического развития и физической подготовленности) показателями, на которые могли бы ориентироваться педагогические работники в осуществлении взаимодействия со своими подопечными. Авторы называют такие показатели «педагогически обусловливаемыми свойствами здоровья студентов». В качестве основания вычленения педагогически обусловливаемых свойств здоровья студентов называется утомление как внутриорганизменное явление, наступающее вследствие энергозатрат, осуществленных в образовательном процессе.
Представляются интересными предложения данных авторов о выделении пяти основных показателей здоровья студентов, выступающих как его педагогически обусловливаемые свойства. Это сопротивляемость и адаптируемость организма к нагрузкам, а также восстанавливаемость, мобилизуемость и раз-виваемость здоровья. Соответствующие свойства предлагается рассматривать как ориентир в осуществлении педагогической диагностики здоровья студентов. В зависимости от реакции здоровья на нагрузки, возникающие в образовательном процессе, целесообразно вычленить четыре основные группы студентов.
К первой группе относят тех, кто не справляется с соответствующими нагрузками. Их внутриорганизменные энергетические потенциалы недостаточны для поддержания активных отношений с собой, партнерами по образованию и образовательными системами. Авторы исследования условно обозначают данную группу как «группа острого реагирования».
Во вторую группу включаются те, кто справляется с соответствующими нагрузками на пределе своих возможностей. После их преодоления энергетические потенциалы организма оказываются практически или полностью исчерпаны. Соответствующую группу назвали «пограничной».
Третья группа характеризуется как «безопасная». В нее входят те студенты, которые нормально справляются с предлагаемыми нагрузками. Их внутриорганизменных энергетических потенциалов достаточно для того, чтобы поддерживать активные отношения с собой и соответствующим окружением. После преодоления нагрузок остаются некоторые энергетические резервы, которые могут быть задействованы в других видах деятельности.
Четвертая группа условно названа «группа нереализованных потенциалов». Студенты, составляющие данную группу, легко справляются с возникающими нагрузками. Их энергетические потенциалы высоки и соответствующие нагрузки не вызывают серьезных энергетических затрат. После их преодоления остаются неисчерпанными значительные потенциалы. Как отмечают авторы работы, такая группа вызывает определенные опасения, поскольку выполняемые нагрузки недостаточны для реализации природоопределенных задатков. Другими словами, они не стимулируют развитие и даже могут вести к определенной деградации [18].
Без сомнения, повышение «внутриорганизменных энергетических потенциалов» позволит студентам выдерживать необходимую учебную нагрузку. Этому могла бы способствовать реализация программы здоровь-есбережения образовательного учреждения.
Есть и другой подход к сохранению здоровья студентов при достижении ими уровня образованности, не ниже определенного государственными образовательными стандартами специальностей или направлений подготовки - нормативное (на уровне государственных образовательных стандартов) уменьшение недельной нагрузки студента. Такая тенденция нашла отражение в проектах новых стандартов высшего профессионального образования. Индивидуализация же обучения (применительно к учебной нагрузке конкретных студентов) является принципом обучения и «по умолчанию» присутствует при организации учебно-познавательной и учебнопрофессиональной деятельности студентов.
Учебная нагрузка определяется тем, какие именно задачи, в какой последовательности и какими способами решают студенты. «Задачный подход» к построению учебнопознавательной и учебно-профессиональной деятельности позволяет выразить «внешний план» учебной нагрузки (т. е. содержание образования) через такую единицу, как учеб-
ная задача. Вопросам регулирования учебной нагрузки на основе системы задач различного типа и характера посвящен ряд публикаций [6, 7].
Значительные возможности для учета индивидуальных особенностей студентов при формировании учебной нагрузки предоставляют новые информационные технологии. К ним можно отнести технологии адаптивного планирования различного вида, технологии интеллектуального анализа решений студента, технологии поддержки интерактивного решения задач. Внедрение мультимедийного учебно-методического обеспечения образовательного процесса, универсальных учебнометодических комплексов с внутренними семантическими связями, учебных мультимедийных комплексов, электронных учебников, обучающих программ, тестирующих систем, адаптивных информационных систем, которые служат для персонализации информации в режиме on-line, и т. п. способствует регулированию учебно-познавательной и учебнопрофессиональной деятельности студентов с различными психофизическими особенностями с целью формирования допустимой учебной нагрузки [6].
С нашей точки зрения, в качестве показателей второго критерия (организация работы по здоровьесбережению) могут выступать:
1) использование в целях здоровьесбере-жения возможностей образовательного процесса (наличие в рабочих учебных программах здоровьесберегающих аспектов, разработка специализированных (интегрированных) курсов, предполагающих освоение студентами знаний в области сохранения и укрепления здоровья, развитие аналитических умений в определении собственных «маршрутов» здравотворческой деятельности, трансляция гуманистических ценностей и эталонов самосохранительного, социально активного гражданского поведения);
2) наличие в образовательном учреждении системы оценки состояния работы, направленной на здоровьесбережение (опросы обучающихся, преподавателей, данные об изменении в уровне здоровья студентов, аналитические отчеты, созданные на данном материале);
3) наличие системы работы по здоровьесбережению, включающей взаимосвязанные компоненты (например, целевой, содержательный и практико-ориентирующий, стиму-
лирующий или познавательный, эмоционально-мотивационный, деятельностный);
4) осуществление регулирования учебной нагрузки студентов на основе системы задач различного типа и характера с учетом пяти основных показателей здоровья студентов (сопротивляемости и адаптируемости организма к нагрузкам, а также восстанавливаемости, мобилизуемое™ и развиваемое™ здоровья);
5) организация взаимодействия с представителями системы здравоохранения, социальной защиты населения и других заинтересованных ведомств для проведения диагностической, консультационной и профилактической работы (профилактика вредных привычек, наркомании и ВИЧ-инфекции, диагностика состояния здоровья студентов, создание индивидуальных «маршрутов» здравотворческой деятельности).
Итак, на наш взгляд, решению проблемы поддержания здоровья студентов может способствовать введение такого параметра качества результатов образовательного процесса, как здоровье. При оценке образовательного процесса с точки зрения сохранения здоровья студентов в ходе реализации данного процесса представляется необходимой оценка факта проведения работы по здоровьесбережению в образовательном учреждении и оценка качества ее осуществления. Для проведения такой оценки целесообразным представляется использование представленных выше показателей.
Литература
1. Агаджанян, НА. Здоровье студентов:. монография / Н.А. Агоджанян. - М.: Изд-во РУДН; 1997. - 199 с.
2. Безруких, НА. Формирование установки студентов на здоровый образ жизни в образовательном процессе профессиональной школы: автореф. дис. ... канд. пед. наук / НА. Безруких. - Саратов, 2006.
3. Бредихина, Н.В. Ориентация населения на здоровый образ жизни: региональный аспект: автореф. дис. ...канд. социол. наук/ Н.В. Бредихина. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2006.-24 с.
4. Виленский, В.К. Социально-психологи-ческие детерминанты формирования здорового образа жизни / В. К. Виленский // Теория и практика физической культуры. - 1994. -№9. - С. 9-15.
5. Воинов, В. Б. Критерии оценки уровня здоровья / В.Б. Воинов, 2?./£ Кирой // Валеоло-гия. - 1998. -№3.~ С. 43-48.
6. Волкова, MÆ Нормализация учебной нагрузки студентов вуза как процессуальный ресурс здоровьесбережения / М.А. Волкова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2009. - Вып. 2. -№ 4(137). - С. 29-38.
7. Волкова, М.А. Технология педагогического регулирования и коррекции образовательного процесса: учеб. пособие /М.А. Волкова. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2004. - 66 с.
8. Волкова, М.А. Формирование ценностного отношения к здоровью у студентов технического факультета университета / М.А. Волкова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура». - 2007. - Вып. 13. - № 26 (98). -С. 108-115.
9. Добротворская, С.Г. Проектирование и реализация системы педагогической ориентации студентов на здоровый образ жизни: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / С.Г. Добротворская. - Казань, 2002. - 49 с.
10. Здоровье студентов с позиции про-
фессионализма / А. О Егорычев, Б.Н. Пенцик, КА. Бондаренко, Ю.А. Смирнова // Теория и практика физической культуры: научно-
теоретический журнал. - 2003. - № 2. -http:/Aib. sportedu. ru/press/tpfk/2003n2/p53-56. htm
11. Информационный бюллетень Всемир-
ной организации здравоохранения. - № 220. -Сентябрь 2007. - http://www.who.int
/mediacentre/factsheets/fs220/ru/index.html
12. Кирилюк, О.Г. Социальная ценность здорового образа жизни ётуденческой молодежи в современном российском обществ:
автореф. дис. ... канд. социол. наук/ О.Г. Кирилюк. - Пенза, 2007. - 36 с.
13. Козин, А.М. Интерпретация системообразующих детерминант в здоровьесберегающем образовательном пространстве / А.М. Козин //Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2009. -Вып. 6. -№ 38 (171). - С. 57-64.
14. Козин, А.М. Повышение уровня психического здоровья молодежи в условиях изменяющегося общества / А.М. Козин // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2009. - Вып. 2. - № 4 (137). -С. 38-42.
15. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. - http:// www.govemment.ru/content / govemmentactivity/ rfgovemmentdecisions / archive/ 2008/ 11/ 17/ 2982752.htm
16. Красноперова, H.A. Ориентирование студента на здоровый образ жизни в процессе профессионального становления: автореф. дис ... канд. пед. наук / H.A. Красоноперова. -Красноярск, 2004.
17. Никифоров, Г. С. Психология здоровья: учебник для вузов. / Г.С. Никифоров. - СПб: Речь, 2002. - 256 с.
18. Показатели оценки качества результатов образовательного процесса/И.О. Кот-лярова, Г.Н. Сериков, С.Г. Сериков, O.A. Хан-жина // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура». -2008. - Вып. 17.-М 29 (129). - С. 34-54.
19. Сериков, Г.Н. Здоровьесбережение в
гуманном образовании: монография /
Г.Н. Сериков, С.Г. Сериков. - Екатеринбург, Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 1999. - 242 с.
Поступила в редакцию 25 сентября 2009 г.