Научная статья на тему 'Адаптация к учебной нагрузке посредством формирования здоровьесберегающего пространства вуза'

Адаптация к учебной нагрузке посредством формирования здоровьесберегающего пространства вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
187
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА / СТУДЕНТЫ / ЗДОРОВЬЕ / ADAPTATION / EDUCATIONAL PROGRAM / STUDENTS / HEALTH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Викторов Д. В., Сафронова И. Р.

В процессе модернизирования российской системы образования возрастает несоответствие между требованиями со стороны образовательных процессов к человеку как субъекту профессиональной деятельности и его адаптационными возможностями. Результатом является устойчивое, нецелесообразное изменение здоровья учащихся, чувство неопределенности относительно своего будущего и как следствие дезадаптация организма к различным условиям среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Study load adaptation by means of university healthcare space organization

In the process of modernization of Russian education system is increasing disparity between the demands from the educational process to the person as a subject of professional activity and his adaptive capacity. The result is a stable, inappropriate change in students' health, a sense of uncertainty about their future and as a consequence of maladjustment of the organism to various environmental conditions

Текст научной работы на тему «Адаптация к учебной нагрузке посредством формирования здоровьесберегающего пространства вуза»

Оздоровительные технологии в образовательном процессе

УДК 796

АДАПТАЦИЯ К УЧЕБНОЙ НАГРУЗКЕ ПОСРЕДСТВОМ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА ВУЗА

Д.В. Викторов, И.Р. Сафронова ЮУрГУ, г. Челябинск

В процессе модернизирования российской системы образования возрастает несоответствие между требованиями со стороны образовательных процессов к человеку как субъекту профессиональной деятельности и его адаптационными возможностями. Результатом является устойчивое, нецелесообразное изменение здоровья учащихся, чувство неопределенности относительно своего будущего и как следствие дезадаптация организма к различным условиям среды.

Ключевые слова: адаптация, учебная программа, студенты, здоровье.

Качество образования не может рассматриваться вне контекста здоровья субъектов образовательного процесса. Нет смысла в образовании, если система наносит вред здоровью человека. Многолетние исследования состояния здоровья детей и молодежи показывают, что за последние 10 лет положительной динамики в улучшении их здоровья не наблюдается, и этот факт становится предметом острой общественной тревоги. В этом плане на образование как на целостную государственную структуру, обеспечивающую социальное развитие личности, ложится, помимо сугубо образовательных задач, задача сохранения психического, физического и нравственного здоровья молодежи [1,3,4, 6].

Анализ проблемы показал, что законы здорового образа жизни оказались более сложными, чем представленные медицинские факторы риска. Обнаружена важная роль внутренних резервов организма (механизмов психической и физиологической адаптации) для обеспечения его жизнеспособности. При малых резервах здоровья даже в нормальных условиях человек не доживает до необходимого возраста, а при больших резервах живёт долго и в неблагоприятной среде. В целом, здоровый образ жизни (ЗОЖ) предстаёт как гармоничное взаимодействие между внешней средой, особенностями поведения человека и его резервами здоровья. ЗОЖ - это такой образ жизни, при котором индивидуальные резервы здоровья превышают силу патогенного влияния среды, обеспечивая человеку необходимую продолжительность жизни, достаточную удовлетворенность собой и адекватную учебно-познавательную активность.

По мнению многих авторов, адаптация к учебной нагрузке зависит как от величины самой нагрузки, так и от пола, возраста, тренированности, уровня мотивации и личностных особенностей человека.

По данным исследований [2] выявлено, что процесс адаптации учащихся к учебной деятельности сопровождается существенным нарастанием активности нейродинамических и психических функций, усилением симпатических влияний в регуляции сердечного ритма. На фоне снижения адаптивных возможностей сердечно-сосудистой системы отмечается ухудшение нейродинамических показателей. Функциональное состояние и здоровье учащихся зависит от степени утомления в учебном процессе.

По мнению авторов [2], доминирующими психофизиологическими показателями при адаптации являются уровень функциональной подвижности и силы нервных процессов, определяющие информационно-адаптивные возможности нервной системы индивида. Показано, что низкие скоростные характеристики нервной системы приводят к активации компенсаторных возможностей: росту тонуса вегетативной нервной системы, личностной тревожности, что проявляется в увеличении числа корреляционных связей в покое и при умственной нагрузке.

Условия обучения оказывают влияние и на вариабельность сердечного ритма. После длительного обучения у учащихся отмечается превалирование симпатических влияний, понижение активности автономного и центрального контура управления сердечным ритмом. Среди первокурсников

около 1/3 учащихся находится в состоянии высокой тревожности, что сочетается с повышенным индексом напряжения.

Таким образом, механизмы адаптационных реакций организма учащихся на эмоциональные интеллектуальные нагрузки зависели от длительности обучения.

В современной профилактической медицине адаптивные возможности организма игнорируются вследствие преувеличенного внимания к внешним факторам риска. Из-за этого не внедряются технологии измерения резервов здоровья и индивидуального прогнозирования жизнеспособности человека, не разрабатываются методы их эффективной коррекции.

В человеческой жизни важное место принадлежит педагогической деятельности, обеспечивающей преемственность в развитии цивилизации. В этом смысле в технологии человеческой деятельности большая роль должна быть отведена педагогической технологии, как алгоритмизации формирования здорового образа жизни и профилактике факторов риска для здоровья.

Разделяя точку зрения, согласно которой технологии образовательного процесса - это последовательная, взаимообусловленная система действий педагога, связанных с применением той или иной совокупности методов воспитания и обучения, осуществляемых в педагогическом процессе с целью решения различных педагогических задач: структурирование и конкретизация целей педагогического процесса; преобразование содержания образования в учебный материал; анализ межпредметных и внутрипредметных связей; выбор методов, средств и организационных форм педагогического процесса и т. д. [1], тем не менее, хотелось бы отметить, что для выбора оптимального варианта обучения нужно учитывать взаимодействие субъектов управления, рассматривать в единстве проектирование, организацию, регулирование, обратную связь, коррекцию, прогнозирование и анализ результатов, существенным образом перестроить содержание и методику, что обуславливает создание педагогической технологии как части педагогического процесса.

Предварительные данные показали, что у большинства студентов ЮУрГУ отсутствует установка на здоровый образ жизни, более 50 % нуждаются в перестройке своего образа жизни и только 7 % опрошенных считали состояние своего здоровья хорошим. 62 % опрошенных студентов не проявляют интереса к здоровью.

Анализ результатов исследований состояния здоровья и образа жизни показывает, что основными причинами развития функциональных расстройств у опрошенных является гиподинамия (58 %), которая в сочетании с неправильным питанием (39 %) приводит к избытку массы тела (у 73 % юношей и 64 % девушек). Изучение отношения ответственности студенческой молодежи за со-

стояние своего здоровья показало, что эти вопросы делегируются либо родителям (48 %), либо государству (32 %), либо медицине (20 %). Почти 70 % респондентов хотели бы изменить свой образ жизни, сделать его более здоровым, но не знают, как это сделать и с чего начать. Что касается уровня депрессивных состояний, то 100% юношей и девушек первокурсников таковым недугом не страдают. У 12 % девушек 2-го и 4,5 % девушек 3-го курса отмечается легкая степень депрессии. 3-й курс более подвержен депрессиям: у 12,5 % юношей, у 11 % девушек выявлена легкая степень. Используемая методика опроса позволяет вовремя выявить признаки надвигающейся депрессии и вовремя принять упреждающие меры. Определение уровня эмоционального состояния (эмоциональная стабильность / нестабильность) показало, что самыми спокойными в этом отношении являются студенты 1-го курса, причем юноши (64%) более спокойны, чем девушки (42 %). На 2-м курсе не обладают гармоничным постоянством своего характера 54,4 % юношей и 73 % девушек, на 3-м -75 % юношей и 78 % девушек. Юноши 3-го курса подвержены наиболее частым переменам в настроении (100 % опрошенных эмоционально нестабильны), в то время как 59 % девушек показали обратный результат.

Рассмотрение «факторов риска», оказывающих влияние на состояние здоровья студентов, является необходимым условием построения успешной адаптации. Специфика обучения студентов в высшем учебном заведении позволяет выделить следующие «факторы риска»: первый - реальные условия сопровождения учебного процесса (освещение, вентиляция, температура, параметры учебников и компьютерного обеспечения); второй — информационная сторона учебного процесса и организация обучения (объем заданий, распределение видов учебной деятельности в течение учебного дня, недели, семестра, сессии); третий -образ жизни студентов (питание, режим дня, двигательная активность, вредные привычки и др.); четвертый - стиль взаимоотношений между преподавателем и студентом, включая оценку результатов их деятельности. Таким образом, к «факторам риска» относится любое несоответствие условий, требований, взаимоотношений индивидуальным возможностям студента и особенностям обучения студентов.

С данной позиции в ЮУрГУ (Южно-Уральский государственный университет) было проведено анкетирование, с целью выявления факторов риска, результаты которого показали, что технократическая модель специалиста по многим аспектам себя исчерпала и уже не отвечает новым требованиям, предъявляемым к высшей школе современным социумом.

Анкета состояла из 25 вопросов, направленных на: социально-гигиенический портрет студента, самооценку здоровья, знание и отношение

Оздоровительные технологии в образовательном процессе

учащихся к здоровьесбережению, навыки здоровье-сбережения.

Ответы на вопросы из области социальногигиенического портрета студента выявили характерную особенность: фокус рассмотрения помещается либо в область внутреннего опыта (самоощущения) субъекта, либо - в сферу внешних по отношению к субъекту условий, к которым ему необходимо приспосабливаться.

Стоит отметить достаточно высокий процент студентов, которые не смогли однозначно определить свой образ жизни и сформулировать своё отношение к методикам сохранения здоровья.

От молодёжи, обучающейся в высшем учебном заведении, ожидают разумных, ответственных действий, подтверждающих их «зрелость». В то же время именно процесс обучения в вузе воспринимается молодёжью как независимость, «свобода» выбора действий, в том числе в отношении своего здоровья, при этом молодые люди, зачастую используют метод проб и ошибок. Однако своевременное предоставление информации, знаний о последствиях «рискованного» поведения для здоровья, а также моделях поведения, позволяющих сохранить и укрепить здоровье, может позволить сформировать позитивное отношение у молодёжи к собственному здоровью и здоровьесбережению.

Стало очевидным, что успешное решение проблемы адаптации учащихся к учебным нагрузкам возможно при междисциплинарном подходе и комплексном решении задач. Следовало определить психолого-педагогические условия формирования здоровьесберегающего образовательного пространства высшей школы, которые должны раскрывать необходимые факторы, способствующие позитивной динамике в решении задач формирования, сохранения и укрепления здоровья всех участников образовательного процесса, условия, затрагивающие сферу мотиваций и потребностей жизнедеятельности.

Важно отметить необходимость стимулирующего характера условий, позволяющих реализовать не только актуальные потребности, но и развивать на их основе новые потенциальные мотивы и интересы, формировать новые потребности. В процессе моделирования необходимых пси-холого-педагогических условий формирования здоровьесберегающего образовательного пространства высшей школы реализовывались принципы интегративности, комплексности и многомерности.

В связи с этим были обусловлены следующие теоретические основания:

1. Технология формирования здоровьесберегающего пространства должна представлять собой педагогический проект деятельности преподавателя, системы решаемых им профессиональных функций и задач, а значит необходимо: подробное расписывание конкретных рабочих задач согласно концептуальной модели; определение промежу-

точных и итоговых результатов; описание процедуры управления процессом формирования ЗОЖ.

2. Технология задает систему переходов от направленности личности студента на знания ЗОЖ и факторов риска для здоровья к профессиональной деятельности, что определяет: предвидение компенсаторных и коррекционных средств управления в связи с индивидуальными конкретными результатами и неожиданными включениями посторонних влияний в педагогический процесс; разработку диагностического аппарата, способного регистрировать состояние системы «преподаватель - студент», чтобы регулировать эффективность связи и согласованность действий обучающегося и обучающих; предусмотреть гибкость технологии управления, ее адаптивности, способности изменять прямое и косвенное воздействие на студентов в зависимости от промежуточных результатов, обучение студентов самоанализу своей деятельности и формирование педагогической рефлексии.

3. Технология ориентирует студентов на достижение не сиюминутного результата, что указывает на необходимость: прогнозирования возможных затруднений студентов, «проектирования» соответствующей помощи как группам, так и индивидуальной помощи конкретным студентам; создание эмоционально-психического фона процесса обучения (учет интересов, желаний и мотивов деятельности студентов).

В целом проведённое исследование позволило выявить насущные для данного учебного заведения проблемы адаптации к учебной нагрузке: отсутствие чёткости в определении здорового образа жизни, слабая ориентация учащихся на решение здоровьесберегающих проблем; отсутствие приоритетов в здоровьесберегающих мероприятиях в плане их связи со здоровым образом жизни; неполное соответствие здоровьесберегающего потенциала университета требованиям социальногосударственного заказа; слабая педагогическая освоенность таких видов деятельности.

В соответствии с вышесказанным, возможно, выделить этапы или блоки адаптации студенческой молодёжи к учебной нагрузке через формирование здоровьесберегающего пространства: диагностический, проектировочный, организационный, контролирующий, аналитический, корректировочный. Каждый этап состоит из инвариантных видов деятельности преподавателя, называемых в дальнейшем блоками. Это блоки задач, содержания, средств педагогической коммуникации, методического обеспечения, контроля и коррекции. Выделение блоков контроля и коррекции обусловлено их важностью не только в целостном управленческом цикле (технологии управления формированием направленности личности студентов на занятия физической культурой), но и их значимости в реализации каждого технологического этапа.

Каждый из указанных блоков проектирования педагогической технологии имеет свою логику и особенности. Вместе с тем они тесно связаны друг с другом, взаимно переплетаются и дополняются. Происходит совершенствование каждого из блоков, и вся стратегия проектирования педагогической технологии приобретает свое внутреннее единство в разноструктурности воспроизводящей и творческой деятельности преподавателя.

Этапы формирования здоровьесберегающего пространства вуза через управление факторами риска не следует определять по годам обучения. Это затрудняет возможность дифференцированных воздействий, усложняет подбор форм стимулирования активности.

Студенты должны не только твердо знать, чему следует научиться, но и как это следует делать и почему так, а не иначе. При этом важен не столько конечный результат, сколько сам процесс его достижения. Декларативные заявления и призывы о необходимости, обязательности и пользе рационального, здорового образа жизни зачастую не находят отзвука в сознании студентов. Успех может принести лишь соответствующая организация их деятельности.

Таким образом, с опорой на данное исследование, возможно заключить, что если на педагогический процесс посмотреть как на разновидность технологии, то в нем должны быть предусмотрены действия по изменению и дальнейшему определению результатов обучения. Таким образом, педагогически профессиональное и полное раскрытие содержания проблемы факторов риска для здоро-

вья приводит к идее разработки рациональных методов проектирования здоровьесберегающего пространства в рамках технологии обучения, обуславливая управление данной технологией, суть которого заключается в координации деятельности обучающих и обучаемых в пространстве, и синхронизации их действий во времени.

Литература

1. Быков, B.C. Формирование здорового стиля жизни у студенческой молодёжи / B.C. Быков // Физическая культура и здоровье студентов вузов: материалы V междунар. науч.-практ. конф. — СПб.: Изд-во СПбГУП, 2009. - С. 10-11.

2. Гаттаров, Р. У. Психофизиологический потенциал и уровень здоровья студентов / Р. У. Гаттаров. — Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2005. - 192 с.

3. Исаев, А.П. Информационные технологии в здравостроении, образовании и формировании современного человека / А.П. Исаев // Проблемы и перспективы здравостроения: сб. науч. работ / под ред. А.П. Исаева. — Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000. - Вып. II. - С. 84-85.

4. Ильинич, В.И. Студенческий спорт и жизнь: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений/В.И. Ильинич. - М.: АО «Аспект Пресс», 1995. -144 с.

5. Лубышева, Л.И. Современные подходы к формированию физкультурного знания у студентов вузов / Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. - 1993. —№ 3. - С. 19-21.

6. Сериков, Г.Н. Образование и развитие человека /Г.Н. Сериков. - М.: Мнемозина, 2002. -416 с.

Поступила в редакцию 10 февраля 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.