Научная статья на тему 'Здоровьесбережение и анализ факторов риска студентов'

Здоровьесбережение и анализ факторов риска студентов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
336
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ЗДОРОВЬЕ / ЗАБОЛЕВАНИЕ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / STUDENTS / HEALTH / DISEASE / PHYSICAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Викторов Д. В., Мельникова О. В.

Nation health is defined by not so much level of development of medicine, how many the preventive actions directed on the organization of a healthy way of life. In modern social conditions various kinds of fizkulturno-improving activity within the limits of physical training should provide ways effective health improvement pupils on a basis collected corresponding information which will be used for an estimation of degree of potential risk.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Health improvement and the analysis of risk factors of students

Nation health is defined by not so much level of development of medicine, how many the preventive actions directed on the organization of a healthy way of life. In modern social conditions various kinds of fizkulturno-improving activity within the limits of physical training should provide ways effective health improvement pupils on a basis collected corresponding information which will be used for an estimation of degree of potential risk.

Текст научной работы на тему «Здоровьесбережение и анализ факторов риска студентов»

УДК 796.011.3

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ И АНАЛИЗ ФАКТОРОВ РИСКА СТУДЕНТОВ

Д.В. Викторов, О.В. Мельникова

Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск

Здоровье нации определяется не столько уровнем развития медицины, сколько профилактическими мероприятиями, направленными на организацию здорового образа жизни. В современных социальных условиях различные виды физкультурнооздоровительной деятельности в рамках физического воспитания должны обеспечивать пути эффективного здоровьесбережения учащихся на основе собранной соответствующей информации, которая будет использована для оценки степени потенциального риска.

Ключевые слова: студенты, здоровье, заболевание, физическое воспитание.

Высокий темп жизни, наличие нервно-эмоционального компонента, дефицита времени, гипокинезии, монотонности деятельности предъявляют повышенные требования к организации здоровьесбережения человека. В этих условиях уменьшение физических нагрузок как одного из элементов здоровьесбережения является фактором риска развития многих заболеваний. У людей с низкой двигательной активностью возникают различные функциональные расстройства, быстрая утомляемость и уменьшение работоспособности. Сочетание различных факторов в области экологии, уровня жизни, питания, употребления алкоголя, курения и др. вошли в доклад Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) «Глобальные факторы риска для здоровья», в котором 27 октября 2009 года описаны 24 фактора, влияющих на здоровье людей, представляющих собой по данным статистики 15 миллионов ежегодных случаев смерти. Многочисленные данные свидетельствуют о существовании зависимости развития серьезных заболеваний от образа жизни и уровня двигательной активности [1, 4]. Профессиональные физические нагрузки в настоящее время низки, поэтому двигательная активность определяется в основном мышечной деятельностью в часы досуга, занятиями физическими упражнениями [2, 3]. Поэтому важным является оценка факторов риска заболеваний и образа жизни студентов и разработка на этой основе рекомендаций, направленных на повышение здоровьесбережения.

Цель исследования - определить риск развития отдельных заболеваний и образ жизни студентов, что позволит разработать программу мероприятий, направленных на обеспечение здоровье-сбережения учащихся.

Анализ проблемы показал, что законы здорового образа жизни (ЗОЖ) оказались более сложными, чем представленные ранее медицинские факторы риска. Обнаружена важная роль внутренних резервов организма (механизмов психической

и физиологической адаптации) для обеспечения его жизнеспособности. При малых резервах здоровья даже в нормальных условиях человек не доживает до необходимого возраста, а при больших резервах живёт долго и в неблагоприятной среде. В целом, здоровый образ жизни предстаёт как гармоничное взаимодействие между внешней средой, особенностями поведения человека и его резервами здоровья. ЗОЖ - это такой образ жизни, при котором индивидуальные резервы здоровья превышают силу патогенного влияния среды, обеспечивая человеку необходимую продолжительность жизни, достаточную удовлетворенность собой и адекватную трудовую активность. Этим обуславливается специфический характер здо-ровьесбережения, формируемый не только вследствие присвоения ценностей физической культуры, свободно избираемых им в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности, не только ранжированием потребностей, представляемых ему обществом, а всей фактичностью обстоятельств, связывающих его с окружающей действительностью.

Поэтому в реальном процессе здоровьесбере-жения нет несущественного: вся фактичность человеческого участия в мире одинаково формирует физический, психический и социальный компоненты резерва здоровья учащихся.

Методика исследования. Оценка факторов риска отдельных заболеваний проводилась нами на основе данных анкетирования среди студентов архитектурного факультета и факультета журналистики ЮУрГУ. В анкете оценивались шесть факторов образа жизни: факторы развития болезни сердца (включали оценку показателей артериального давления, массы тела, наследственных факторов, курение, стресс, пол); факторы образа жизни (соблюдение режима труда и отдыха, рациональное питание, полноценный сон); заболеваемость (хронические заболевания органов и систем); факторы, связанные с соблюдением тех-

Оздоровительные технологии в образовательном процессе

ники безопасности (езда в автомобиле, виды деятельности, связанные с повышенным риском для жизни (подводное плавание, скалолазание, планеризм и т. п.)); индивидуальные факторы (диета, семейные отношения, образование, удовлетворение работой или учёбой и т. п.); психологические факторы (тревожность, депрессия).

Определение уровня двигательной активности и характера занятий физическими упражнениями позволяет выявить лиц, не занимающихся или имеющих незначительный опыт занятий физическими упражнениями. Как указывалось выше, низкий уровень двигательной активности является основным фактором риска развития заболеваний сердечно-сосудистой системы и нуждается в оценке, направленной на определение возможных проблем и степени риска.

Оценка двигательной активности и характера занятий физическими упражнениями включала определение объема специально организованной двигательной активности, ее кратности, объема и уровня интенсивности.

Стоит отметить достаточно высокий процент студентов, которые не смогли однозначно определить свой образ жизни и сформулировать своё отношение к методикам сохранения здоровья.

Выявлено, что студенты в основном имеют низкий уровень двигательной активности. От молодёжи, обучающейся в высшем учебном заведении, ожидают разумных, ответственных действий, подтверждающих их «зрелость». В то же время именно начало процесса обучения в вузе воспринимается молодёжью как независимость, «свобода» выбора действий, в том числе в отношении своего здоровья, при этом молодые люди, зачастую используют метод проб и ошибок. Кроме того, 36 % респондентов отметили наследственную склонность к развитию заболеваний сердечнососудистой системы. 23 % студентов имеют превышение массы тела, а 18 % - массу тела ниже идеальной, 67 % респондентов достаточно часто злоупотребляют сигаретами, у 33 % курят члены семьи.

Положительным показателем является низкий процент студентов (6%), имеющих артериальную гипертензию. Среди факторов здорового образа жизни нами особое внимание обращается на соблюдение режима дня и режима питания. К сожалению, у исследуемого контингента учащихся наблюдается неупорядоченный режим дня и отсутствие сбалансированного питания: 42 % студентов не завтракают, 71 % отмечают частое употребление алкогольных напитков (более 2 раз в неделю). Вследствие этого определённое количество респондентов имеют проблемы с желудочнокишечным трактом. 7 % имеют язвы, колиты, заболевания желчного пузыря или печени. 33 % студентов имеют регулярные проблемы со сном.

Согласно данным анкеты периодически проходят медицинские осмотры 87 % студентов, про-

хождение которых обеспечивается ЮУрГУ для всех студентов, что является значительным снижением фактора риска для здоровья.

Анализ заболеваемости студентов выявил, что наиболее распространенными среди данного контингента являются заболевания органов дыхательной системы (52,9 %), а также заболевания нервной системы и органов чувств.

Нами также был оценен аспект соблюдения техники безопасности как продолжительности и качества жизни. Основными факторами ухудшения этого показателя являются езда на автомобиле, занятия экстремальными видами деятельности. Выявлено, что 55 % респондентов не применяют ремни безопасности, либо применяют крайне редко. 22 % студентов (в основном среди юношей) постоянно занимаются видами деятельности, связанными с высоким уровнем риска, такими как скалолазание, спелеотуризм, подводное плавание, прыжки с парашютом т. д.

Исследование индивидуальных факторов показало, что пищевые привычки большинства опрошенных не соответствуют рациональным нормам. Сбалансированной, с низким содержанием жиров и сложными углеводами диеты придерживаются только 20 % опрошенных, из них же 6 % -чередуют переедание и недоедание.

Положительным фактом является хорошая наследственность. У большинства респондентов среди членов семьи отсутствуют заболевания сердечно-сосудистой системы, продолжительность жизни родственников составляет более 70 лет. Также большая часть опрошенных декларирует высокую степень социального взаимодействия. Все это положительно влияет на уровень здоровья исследуемого контингента и является важным фактором повышения продолжительности жизни. Но вместе с тем отмечается высокий процент студентов периодически имеющих легкую депрессию и нестабильное психическое состояние, тревожность. Большинство студентов (73 %) постоянно находятся в напряженном состоянии из-за высоких учебных нагрузок или семейных проблем. Настораживает, что в условиях социально-экономической нестабильности половина респондентов на вопрос об оценке перспектив выбирает ответ неуверенность в настоящем и будущем.

Результаты исследования. В целом проведённое исследование позволило выявить насущные для данного учебного заведения проблемы формирования здоровьесбережения: отсутствие

чёткости в определении здорового образа жизни, слабая ориентация учащихся на решение здоровьесберегающих проблем; отсутствие приоритетов в здоровьесберегающих мероприятиях в плане их связи со здоровым образом жизни; неполное соответствие здоровьесберегающего потенциала университета требованиям социально-государственного заказа; слабая педагогическая освоенность таких видов деятельности.

10

Вестник ЮУрГУ, № 8, 2012

Викторов Д.В., Мельникова О.В.

Здоровьесбережение и анализ факторов риска студентов

Для студентов основными факторами риска развития заболеваний являются нерациональное питание, курение и нервно-эмоциональные перегрузки, а также значительное место занимает низкая двигательная активность. Преобладающим для данного контингента является низкий и ниже среднего уровень физического здоровья. В структуре заболеваемости преобладают болезни органов дыхания, нервной системы и органов чувств, пищеварительной системы. Исправить такую критическую ситуацию с физическим состоянием студентов возможно путем привлечения их к регулярным физкультурно-оздоровительным занятиям.

Обязательный курс физического воспитания в вузе должен служить лишь предпосылкой, своеобразным перекидным мостиком для логического завершения формирования потребности в физкультурно-спортивной деятельности, он призван обеспечить переход от жесткой регламентации обязательного курса физического воспитания в вузе к самостоятельной форме физкультурноспортивной деятельности. Технологический процесс здоровьесбережения студентов с использованием знаний о факторах риска и разнообразных средств, методов и форм физкультурно-спортивной деятельности в вузе состоит из следующих этапов: диагностический, проектировочный, организационный, контролирующий, аналитический, корректировочный. Каждый этап состоит из инвариантных видов деятельности преподавателя -блоки задач, содержания, средств педагогической коммуникации, методического обеспечения, контроля и коррекции. Выделение блоков контроля и коррекции обусловлено их важностью не только в целостном управленческом цикле (технологии управления формированием направленности личности студентов на занятия физической культурой), но и их значимости в реализации каждого этапа.

Каждый из указанных блоков проектирования здоровьесбережения имеет свою логику и особенности. Вместе с тем они тесно связаны друг с другом, взаимно переплетаются и дополняются. Происходит совершенствование каждого из блоков, и вся стратегия проектирования здоровьесбережения приобретает свое внутреннее единство в разно-структурности воспроизводящей и творческой деятельности преподавателя.

Этапы формирования здоровьесбережения студенческой молодёжи через управление факторами риска не следует определять по годам обучения. Это затрудняет возможность дифференцированных воздействий, усложняет подбор форм стимулирования активности.

Выводы. С опорой на данное исследование, возможно заключить, что если на педагогический процесс посмотреть как на разновидность технологии, то в нем должны быть предусмотрены действия по изменению и дальнейшему определению результатов обучения. Таким образом, педагогически профессиональное и полное раскрытие содержания проблемы факторов риска для здоровьесбе-режения приводит к идее разработки рациональных методов проектирования технологии обучения, обуславливая управление данной технологией, суть которого заключается в координации деятельности обучающих и обучаемых в пространстве, и синхронизации их действий во времени.

Студенты должны не только твердо знать, чему следует научиться, но и как это следует делать и почему так, а не иначе. При этом важен не столько конечный результат, сколько сам процесс его достижения. Декларативные заявления и призывы о необходимости, обязательности и пользе рационального, здорового образа жизни зачастую не находят отзвука в сознании студентов. Успех может принести лишь соответствующая организация их деятельности.

Литература

1. Быков, В. С. Формирование здорового стиля жизни у студенческой молодёжи / В. С. Быков // Физическая культура и здоровье студентов вузов: материалы V Междунар. науч.-практ. конф. -СПб.: Изд-во СПбГУП, 2009. - С. 10-11.

2. Виру, А.А. Аэробные упражнения: учеб. пособие / А.А. Виру, Т.А. Юри-мяэ, Т.А. Смирнова. -М.: Физкультура и спорт, 1988.

3. Иващенко, Л.Я. Самостоятельные занятия физическими упражнениями / Л.Я. Иващенко, Н.П. Страпко. - Киев: Здоровье, 1988. - 160 с.

4. Исаев, А.П. Информационные технологии в здравостроении, образовании и формировании современного человека / А.П. Исаев // Проблемы и перспективы здравостроения: сб. науч. работ / под ред. А.П. Исаева. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000. - Вып. II. - С. 84-85.

Поступила в редакцию 28 ноября 2011 г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.