Научная статья на тему 'К вопросу о формировании культуры здоровья будущего учителя'

К вопросу о формировании культуры здоровья будущего учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
158
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Багнетова Е. А.

Статья посвящена вопросу формирования культуры здоровья будущих учителей. В работе представлены результаты исследования среди учителей и студентов педагогического вуза по вопросам сохранения здоровья участников образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о формировании культуры здоровья будущего учителя»

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

ЕЛ. Багнетова,

Сургутский государственный педагогический университет, г. Сургут

Статья посвящена вопросу формирования культуры здоровья будущих учителей. В работе представлены результаты исследования среди учителей и студентов педагогического вуза по вопросам сохранения здоровья участников образовательного процесса.

Сегодня все более наблюдается тенденция пристального внимания к вопросам сохранения здоровья субъектов образовательного процесса и соответственно, воспитания культуры здоровья педагогов и учащихся. Здоровье признается приоритетной ценностью и необходимым условием успешной деятельности любого образовательного учреждения. Для студента педагогического вуза культура здоровья является не только залогом успешного обучения, но и тем условием, которое позволит в дальнейшем строить свою профессиональную деятельность с позиций здоровьесбережения.

Современный учитель нуждается в охране здоровья не меньше, чем школьники, так как находится в сложнейших условиях жизнедеятельности. Это, прежде всего, невысокая оплата труда, социальная незащищенность, недоступность медикопсихологических консультаций по вопросам собственной сохранности в условиях работы современной школы, низкий уровень психологической грамотности, не позволяющий сохранять внутреннее равновесие в многочисленных проблемных ситуациях школьной жизни. Так, например, по данным Г.К. Зайцева [2] только у 15,8 % учителей в школе доминируют позитивные психические состояния (им в школе интересно, они уверены в себе, активны и часто испытывают вдохновение), а 73,3 % находятся в переменном неустойчивом настроении.

Педагоги общеобразовательных школ составляют одну из самых неблагополучных групп по состоянию здоровья [1, 3, 4]. По данным Н.А. Литвиновой [5], 85 % учителей испытывают в школе состояние устойчивого стресса. Постоянная тревожность отмечается у большинства учителей, а высокая кратковременная - у 30 %. Около 70 % педагогов страдают неврозами. С особенностями труда учителя связана необходимость бережного отношения к психическому здоровью. У трети учителей показатель степени социальной адаптации такой же, или даже ниже, чем у больных неврозами [6]. Известно также, что для учителей, как профессиональной группы, свойственен, так называемый, синдром «психического выгорания», под которым понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения [7].

Проблема здоровья педагогов обусловлена не только объективными особенностями трудовой дея-

тельности, но и отношением к своему здоровью, знанием профессиональных факторов риска и способов профилактики профессиональных заболеваний. Таким образом, перед педагогическими вузами встает задача формирования как общей культуры здоровья будущего учителя, так и ее профессиональной составляющей, которая позволила бы сохранить в процессе трудовой деятельности здоровье участников образовательного процесса.

С целью изучения наиболее актуальных направлений формирования культуры здоровья будущего учителя, в 2005/2006 учебном году нами проводилось комплексное исследование среди педагогического коллектива некоторых школ Сургута и Сургутского района. Для реализации поставленной цели составлен пакет тестов и анкет, включающий в себя: методику диагностики эмоционального выгорания В.В. Бойко; опросник «Выявление признаков вегетативных изменений» А.М. Вейна; специально разработанные анкеты, позволяющие изучить особенности образа жизни и отношения педагогов к вопросам сохранения здоровья участников образовательного процесса.

По нашим данным, из 54 учителей, участвующих в исследовании, наблюдаются периодические головные боли (при волнении, после физической нагрузки, после посещения работы) - у 70,3 %. Отмечают у себя: слезливость, частые колебания настроения - 20,3 % педагогов; слабость, утомляемость после работы -81,5 %; нарушение сна - у 55,5 % учителей; боли, неприятные ощущения в области сердца и сердцебиение - 59,2 %. Жалуются на повышенное давление - 48,1 %, пониженное - 40,7%. Частый насморк, кашель и потери голоса испытывают 46,3 % респондентов.

При изучении степени «эмоционального выгорания» мы получили следующие данные: 35,1 % педагогов эмоционально истощены; 37 % - работают с постоянным напряжением; 51,8% - психологически неустойчивы в условиях нововведений.

Считают, что образовательные учреждения должны создавать условия гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся - 81,5 % учителей. При этом, не согласны с тем, что все используемые на уроке методы обучения, педагогические приемы могут быть оценены с точки зрения влияния их на здоровье учащихся - 74 % респондентов.

Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура», выпуск 5, том 2

269

Актуальные проблемы здравостроения. Двигательная активность. Образование. Спорт

Потребность в дополнительном образовании по вопросам сохранения собственного здоровья в условиях профессиональной деятельности имеют 42,5 % учителей, в области здоровьесберегающих технологий обучения - 66,7 %.

Проблемы, связанные со здоровьем участников образовательного процесса, в том числе и учителей, закладываются еще в процессе обучения студентов в педагогическом вузе. Так, из 400 участвовавших в исследовании студентов СурГПУ, не удовлетворены состоянием своего здоровья, имеют те или иные жалобы - 73,7 %. Отмечают в последнее время: снижение работоспособности и быструю утомляемость - 65,5 % студентов. Исследование отношения студентов к здоровому образу жизни (ЗОЖ) выявило, что большинство респондентов (96,5 %) считают необходимым соблюдать ЗОЖ для сохранения своего здоровья. Но на вопрос «Ведете ли вы здоровый образ жизни?» 22,5 % ответили «нет», 16 % - «не всегда», 17,5 % - «частично» и 44 % - «да». Из 176 человек, ответивших, что ведут здоровый образ жизни, 45,2 % - курят, 22,6 % - не занимаются самостоятельно физической культурой, 54,8 % - не соблюдают режим труда и отдыха, 73,4 % нарушают режим питания.

Из 400 опрошенных никто не смог описать признаки и способы профилактики профессионального выгорания, столь свойственного людям коммуникативных профессий, в частности учителям. Из профессиональных заболеваний, свойственным педагогам, только 14 % респондентов назвали одно или два (чаще всего - нервные расстройства и проблемы с речевьм аппаратом).

Из перечисленных образовательных технолог гий верно выбрали здоровьесберегающие 34 % студентов. Из предложенного перечня причин нарушения здоровья учащихся в школе 38 % респондентов сделали правильный выбор. Грамотны в оценке внутришкольных факторов, нарушающих здоровье учащихся - 19,5 %. Сохранение здоровья учащихся в учебно-воспитательном процессе назвали приоритетной ценностью - 22 % студентов.

Из общего числа опрошенных, 67,5 % респондентов культуру здоровья определили как синоним понятия «ЗОЖ»; 32,5 % - затруднились ответить. И ни один не оказался близок к осознанию этого понятия. В иерархии ценностей здоровье не занимает пока первого места у 63,5 % опрошенных.

Проведенное исследование позволило выявить некоторые актуальные направления формирования культуры здоровья будущего учителя. В существующей практике подготовки студентов педагогических вузов формируются лишь отдельные составляющие культуры здоровья. Без специального образования в этой области студенты мало информированы о проблемах, связанных со здоровьем субъектов образовательного процесса; не-

достаточно ориентированны в знании профессиональных факторов риска. Обращает на себ!я внимание тот факт, что культуру здоровья студенты не рассматривают в качестве одного из важнейших условий своего профессионального становления и не воспринимают как приоритетный акцент в своей будущей работе с детьми.

Совершенно очевидно, что необходимо еще в процессе обучения в вузе формировать культуру здоровья будущих учителей, которая включает в себя: понимание основ сохранения собственного здоровья в процессе профессиональной деятельности; грамотность в области здоровьесберегающих образовательных технологий, помогающих беречь здоровье учащихся; самоуважение к себе и своему труду, позволяющее занимать активную жизненную позицию в отстаивании своих профессиональных прав; высокий уровень психологической грамотности, включающий в себя знание стратегий поведения в профессиональной среде, способствующих психическому здоровью и личностному росту.

Между образом студента, обучающегося в педагогическом вузе, и образом учителя, которого мы хотели бы видеть, должна существовать четкая взаимосвязь, по крайней мере, по параметрам отношения к себе, своему здоровью. Учитель, не заботящийся о собственном здоровье, едва ли сможет воспитать здорового ученика.

Литература

1. Вишневский В.А. Теория и технология построения внутришколъной системы оздоровления в специфических условиях природной и социальной среды. - Сургут: СурГУ, 2005. - 224 с.

2. Зайцев Г.К. Валеология и современные тенденции в образовании // Валеология, 1997. -№4. -С. 9-16.

3. Коган В.З., Барсукова Н.К., Полесский В.А. Охрана и укрепление здоровья учителя // Школа здоровья. -1997. -Ns 2.- С. 108-113.

4. Кураев Г.А., Казин Э.А., Заруба Н.А., С.И. Петухов. Проблемы валеологизации образовательной среды. Межрегиональный опыт, перспективы. Учебно-методическое пособие. - Рос-тов-на-Дону: Кузбасс, 1999. -316 с.

5. Литвинова НА., Казин Э.М., Шорин Ю.П. Комплексная оценка здоровья и профессионального развития лиц умственного труда // Физиология человека. -1995. - Т. 21. -No 5. -С. 147-150.

6. Митина Л.М. Профессиональное здоровье учителя: стратегия и технология // Конференция «Здоровье школьников: медико- психологическая поддержка и физическая культура». Тезисы докладов // Школа здоровья. -1996. - Т. 3.-№ 4.-С. 55—57.

7. Kyriacou С. Teacher stress and burnout: An international review // Educational Research, 1987. - 29 p.

270

Вестник ЮУрГУ, № 4, 2005

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.