DOI 10.14526/01_1111_131 УДК 378
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЙ АСПЕКТ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ
В.И. Осик — кандидат медицинских наук, профессор О.Г. Лызарь — кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта
и туризма»,
Улица им. Буденного, 161, Краснодар, Россия, 350015
E-mail: [email protected]
Аннотация: Успешная реализация образовательных программ в современной школе возможна только тогда, когда педагог является носителем как профессиональных, так и культурных ценностей, к которым относится здоровье человека и личностная физическая культура, и постоянно совершенствуется в данном направлении. Методы исследования: анализ и обобщение научной и научно-методической литературы, социологические методы, анкетирование, методы математической статистики. Материал. В статье представлены результаты социологического исследования самооценки учителями общеобразовательных школ г. Краснодара личностной физической культуры, состояния здоровья и выполнения рекомендаций по здоровому образу жизни. Результаты. Анализ полученных ответов свидетельствует о том, что две трети учителей ФК в первый период зрелого возраста выполняют рекомендации Всемирной организации здравоохранения о должной физической активности. Во второй возрастной группе (36-65 лет) число опрошенных учителей ФК обеих полов, включающих двигательную деятельность в перечень направлений первичной профилактики неинфекционных заболеваний, существенно сократилось. Наименьшее число занимающихся физическими упражнениями в возрасте 32-71 г оказалось среди учителей-мужчин по учебной дисциплине ОБЖ и учителей иных предметов. Результаты самооценки кардиореспираторной подготовленности продемонстрировали значительное снижение с возрастом уровня функциональных резервов во всех группах обследованных, достигая максимальных темпов падения у учителей-женщин. Результаты самооценки учителями индекса массы тела показывают, что в первых возрастных группах независимо от пола практически у каждого второго педагога выявлен избыточный вес или ожирение, а с возрастом число их значительно увеличивается, достигая максимальных величин у учителей-мужчин ОБЖ и учителей-женщин иных предметов. Заключение. Изучение учебно-методических материалов по подготовке бакалавров по направлениям Физическая культура и Педагогическое образование показало, что вопросам укрепления здоровья, личностной физической культуры и формирования здорового образа жизни будущих педагогов уделяется недостаточно внимания. Ключевые слова: здоровье, личностная физическая культура, безопасный образ жизни, образовательная деятельность, рекомендации ЗОЖ, физическая активность, избыточный вес и ожирение, неинфекционные заболевания.
PROFESSIONAL-PERSONAL ASPECT OF A TEACHER'S HEALTH-IMPROVING
ACTIVITY
Vladimir I. Osik — candidate of medicine, professor, Oleg G. Lyzar — candidate of pedagogics, associate professor Kuban State University of Physical Culture, Sport and Tourism,
Street nomed after Budyonny, 161, Krasnodar, 350015, Russia
E-mail: [email protected]
Annotation: A successful realization of educational programs in modern school is possible only when a teacher has professional and cultural values, which include a person's health and a personal physical culture, and constantly develops in this direction. Research methods: scientific and scientific-methodical literature analysis and summarizing, sociological methods, survey. Material. The article presents the results of a sociological study of teachers' self-estimation at comprehensive schools in Krasnodar, personal physical culture, health state and the recommendations on a healthy life style fulfillment. Results. The received answers analysis proves the fact, that two thirds of physical culture teachers during the first period of adulthood fulfill the recommendations of World Health Organization about a corresponding physical activity. In the second age group (36-65 years-old) the number of examined physical culture teachers (both men and women), who include physical activity into the list of the initial prophylaxis of non-infectious diseases, decreased. The least number of people going in for physical exercises at the age of 32-71 turned out to be among men-teachers of Life safety fundamentals and other disciplines. The results of self-appraisal of cardiorespiratory readiness showed considerable level decrease of functional reserves with age in all groups of the examined people, achieving the maximum tempo of decrease among women-teachers. The results of teachers' body mass index self-appraisal show, that in the first age groups, regardless of sex, almost every second teacher had overweight or obesity and with age the number of such kind of teachers just increased, achieving its maximum values among Life safety fundamentals men- teachers and women-teachers in other subjects. Conclusion. Educational-methodical materials study in training bachelors of Physical Culture and Pedagogical education showed, that the questions of health improvement, personal physical culture and a healthy life style formation among the future teachers are not studied enough. Keywords: health, personal physical culture, safe life style, educational activity, a healthy life style (HLS) recommendations, physical activity, overweight and obesity, non-infectious diseases.
В условиях роста научных знаний, информатизации и ориентации государства на реформирование образования особое внимание уделяется качеству
профессиональной деятельности учителя, что отражено в Законе РФ «Об образовании» (2008 г.). Учитель должен управлять процессом развития и воспитания школьника, быть
ответственным не только за качество обучения, но и за создание условий, гарантирующих школьнику укрепление здоровья и формирование культуры здорового и безопасного образа жизни. Однако руководители образовательных организаций, ведущие ученые,
представители бизнеса и широкая общественность считают, что самой серьезной проблемой современного общества стал кризис авторитета учителя. В то же время успешная реализация образовательных программ в современной
школе возможна только тогда, когда у учителя есть моральный авторитет. Поэтому педагог должен быть носителем как профессиональных, так и культурных ценностей, к которым относится здоровье человека и личностная физическая культура. По мнению Н. В. Бестужева-Лады, воспитание есть система передачи стереотипов сознания и поведения от поколения к поколению, поэтому учителя являются модельной группой
психофизического совершенства для школьников, демонстрируя здоровье как непревзойденную ценность и важнейший ресурс, обеспечивающий человеку личное счастье, успешную карьеру и обеспеченную старость [2,3,12]. Для качественного выполнения
здоровьесберегающих функций учителю постоянно необходимо
совершенствоваться в данном
направлении: повышать знания в области
психофизического здоровья, осваивать умения и навыки формирования культурного и безопасного образа жизни и приобретать опыт рекреационной деятельности, обогащать его новыми идеями и технологиями [11, 15,16].
В современной науке созданы теоретические предпосылки подготовки учителя к здоровьеформирующей деятельности. Стиль и образ жизни человека как система самоуправления здоровьем рассматриваются в работах Н. М. Амосова, И. И. Брехмана, Э. Н. Вайнера, В. П. Казначеева, В. П. Петленко, Л. Г. Татарниковой и других. Исследованию здоровья учителя посвящены исследования Н. П. Абаскаловой, Р. И. Айзмана, Н. Г. Блиновой, Р. А. Захаровой, М. Казина, Н. А. Литвиновой, Л. М. Митина, Т, С, Паниной, Н. К. Смирнова, А. А. Чиркова и др.
По данным вышеотмеченных авторов, учительство как
профессиональная группа отличается крайне низкими показателями физического и психического здоровья, и они снижаются по мере увеличения стажа работы в школе. Согласно результатам исследования, более 60% учителей постоянно испытывают психологический дискомфорт во время работы, 85% находятся в постоянном стрессовом состоянии, для 85% женщин-педагогов их деятельность является фактором, отрицательно влияющим на семейные отношения. Все это приводит к развитию синдрома «выгорания» и к нарушению обмена веществ, что и завершается патологическими
изменениями кардиореспираторной
системы, органов пищеварения, нервно-психическими расстройствами,
дегенеративными изменениями
позвоночника и крупных суставов и другими заболеваниями, что снижает эффективность образования и воспитания учащихся школ [6,7,9]. Однако в вышеотмеченных исследованиях
недостаточно освещаются вопросы сохранения и укрепления соматического здоровья, общей физической
подготовленности и образа жизни учителей.
Цель исследования: на основе системного анализа результатов самооценки своего здоровья и некоторых аспектов образа жизни учителями ФК, ОБЖ и иных предметов, работающих в общеобразовательных школах г. Краснодара и края, разработать рекомендации по совершенствованию здоровьесберегающей деятельности в образовательных организациях.
Исследования проводились на базе Краснодарского института развития образования с учителями, повышающими профессиональную квалификацию.
Посредством анонимного анкетирования была изучена самооценка соматического здоровья и личностной физической культуры 311 учителей, реализующих образовательные программы по учебным предметам «Физическая культура» (ФК) (п=192), «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) (п=49) и иным предметам (п=70) с учетом половозрастных особенностей (таблица 1).
Вопрос 1. За последние 7 дней сколько дней Вы занимались физическими упражнениями не менее 60 минут в день?
Учителя Число занятий в неделю
< 2 раз > 3 раз
в ФК 23-35 лет (n=46) 30,1 69,9
вФК 36-65 лет 40,4 59,6
Таблица 1 - Сравнительный анализ показателей самооценки здоровья и образа жизни учителей МБОУ СОШ г. Краснодара и края (%)
(n=72)
вОБЖ 32-71 (n=49) 53,6 46,4
$ФК 23-35 (n=33) 33,5 66,5
$ФК 36-65 (n=41) 47,8 52,2
Учителя иных предметов
Продолжение таблицы 1
$ 23-35 (n=32) 54,1 45,9
$ 36-67 (n=38) 76,3 23,7
Вопрос 2. Как Вы оцениваете состояние своего здоровья?
Учителя хорошее удовлетворительное плохое
^ФК 23-35 лет (п= 46) 62,8 37,2 -
^ФК 36- 65 лет (п= 72) 30,7 61,5 7,8
^ОБЖ 32- 71год (п= 49) 32,1 64,3 3,6
$ФК 23-35 лет (п= 33) 52,2 47,8 -
$ФК 36- 65 лет (п= 41) 15,3 78,9 -
Учителя иных предметов
$ 23-35 (п=32) 25,2 78,8 -
$ 36-67 (п=38) 16,1 74,8 9,1
Вопрос 3. Можете ли Вы пробежать трусцой расстояние 4 км в умеренном темпе без остановки и без чувств дискомфорта?
Учителя Да Нет
в ФК 23-35 лет (n=46) 91,5 8,5
вФК 36-65 лет (n=72) 56,2 43,8
вОБЖ 35-71 (n=49) 46,2 53,8
$ФК 23-35 (n=33) 47, 8 52,2
$ФК 36-65 (n=41) 26,3 73,7
Учителя иных предметов
$ 23-35 (n=32) 25,2 74,8
$ 36-67 (n=38) 16, 4 83,6
Индекс массы тела (кг • м 2)
Учителя Истощение ИМТ <20 Норма ИМТ 20-25 Предожирение ИМТ= 26-30 Ожирение ИМТ > 31
в ФК 23-35 лет (n=46) 2,9 47,1 41,3 8,7
вФК 36-65 лет (n=72) - 37,0 52,6 10,4
Продолжение таблицы 1
вОБЖ 32-71 - 20,0 43,1 36,9
(n=49)
$ФК 23-35 (n=33) 4,3 56,5 30,4 8,8
$ФК 36-65 (n=41) - 24,3 51,8 23,9
Учителя иных
предметов
$ 23-35 (n=32) 14,1 35,5 43,5 6,9
$ 36-67 (n=38) - 19,1 56,2 24,7
Анализ результатов самооценки двигательной активности педагогов школы показал, что только 69,9 % учителей-мужчин по ФК в возрасте 23-35 лет (первый период зрелого возраста) выполняют рекомендации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по адекватной двигательной активности [1,13] (таблица 1). Во второй возрастной группе учителей ФК - мужчины второго периода зрелого возраста (36-65 лет) - число занимающихся физическими
упражнениями три и более раз в неделю существенно снижается и составляет 59,6%.
Аналогичные результаты
самооценки двигательной активности получены при опросе учителей-женщин по ФК в обеих возрастных группах, причем с возрастом уменьшение числа активно занимающихся физическими
упражнениями оказалось более
выраженным и равнялось 52,2%,
При оценке результатов
анкетирования учителей по предмету ОБЖ регулярно занимаются физическими упражнениями 46,4%, что ниже по сравнению с результатами учителей физической культуры.
Наконец, уровень физической активности учителей иных предметов в первой и второй возрастной группах оказался существенно ниже по сравнению с показателями двигательной активности вышеотмеченных коллег и составил, соответственно, 45,9% и 23,7% (таблица 1).
Из этого следует, что две трети опрошенных учителей, принявших участие в социологическом обследовании, не
выполняют базовые рекомендации ВОЗ по физической активности с целью сохранения физической
работоспособности и профилактики неинфекционных заболеваний. Эти педагоги под влиянием социально-биологических факторов риска формируют либо группу маргиналов («еще не больной, но уже не здоровый»), либо становятся хронически больными [1,5].
Подтверждением отмеченного явились результаты самооценки своего здоровья учителями-мужчинами по ФК, полученные в ответах на второй вопрос (таблица 1). Так, если в первой возрастной группе число оценивающих свое здоровое как удовлетворительное составило 37,2%, то число учителей во второй возрастной группе, определяющих его как удовлетворительное или плохое, возросло более чем в два раза. Результаты самооценки здоровья учителями ОБЖ существенно не отличались от таковых у учителей-мужчин ФК, тогда как у женщин они оказались более тревожными - только 52,2 % учителей по ФК, женщин в возрасте 25-35 лет, определяют свое здоровое как хорошее. В старшей возрастной группе их число значительно уменьшилось и составило 15,3%. Самые низкие показатели результатов самооценки своего здоровья получены при опросе учителей иных предметов, среди которых в первой возрастной группе оценили его как хорошее всего 25,2%. и во второй возрастной группе - всего 16,1%.
По мнению отечественных и зарубежных ученых, наиболее
информативным показателем,
характеризующим уровень
функциональных резервов организма, является кардиореспираторная
выносливость человека. Именно она на 7585% определяет здоровье современного человека и обеспечивает его социальную адаптацию и продуктивную активность [1, 5, 9, 13, 15]. Оценка её величины в полевых условиях возможна тестом, изложенным в третьем вопросе анкеты. Из данных, представленных в таблице 1, следует, что 91,5% учителей ФК - мужчин, отнесенных к первой возрастной группе, считают себя способными выполнить предложенный тест. В остальных половозрастных группах обследованных в половине случаев учителя ответили отрицательно, что позволяет
охарактеризовать уровень их
кардиореспираторной выносливости как низкий. Особую тревогу вызывает функциональное состояние женщин, отнесенных ко второй возрастной группе, где 73,7% опрошенных учителей по ФК и 83,9% учителей иных предметов ответили на этот вопроса отрицательно.
Мировая практика показывает, что избыточный жировой компонент массы тела представляет собой одну из наиболее серьезных проблем общественного здравоохранения ХХ1 века, т.к. свидетельствует о нарушения обмена веществ и развитие неинфекционных заболеваний. Поэтому индекс массы тела (ИМТ) используется в профилактической медицине и физкультурно-
оздоровительных технологиях для скрининга и мониторинга
психофизического здоровья человека. Результаты самооценки ИМТ учителей, представленные в таблице 1 и на рисунке 1, свидетельствуют о том, что даже в первых возрастных группах у половины учителей независимо от пола выявлен избыточный вес и ожирение. С возрастом число учителей по ФК с избыточным весом или ожирением (ИМТ > 25 кг/м"2) увеличивается и отмечается у 63% мужчин и у 75 % женщин. Наиболее тревожные показатели ИМТ отмечены у учителей ОБЖ и у женщин-учителей иных
предметов, ИМТ которых превышал нормативные уровень в 80% случаев.
Основной причиной наблюдаемой сейчас эпидемии избыточной массы тела и ожирения является сочетание
нерационального питания и дефицита физической активности. В настоящее время рацион питания населения характеризуется высокой энергетической плотностью и низкой насыщающей способностью. Принимая во внимание тот факт, что две трети взрослого населения развитых и развивающихся стран имеют уровень физической активности ниже рекомендуемого, пищевые привычки и приводят к нарушению жирового обмена и развитию ожирения [13].
Многочисленные исследования показывают, что гиподинамия и как результат - нарушение обмена веществ, избыточный вес и ожирение являются риском развития сердечно-сосудистых заболеваний, сахарного диабета, дегенеративных и дистрофических изменений в позвоночнике и крупных суставах и других неинфекционных заболеваний [5, 6, 9, 12, 15, 16].
Как подтверждение этого следует рассматривать результаты ответов учителей на вопросы о количестве обращений к врачу. Согласно ответам в структуре заболеваемости первые ранговые места принадлежат заболеваниям крупных суставов и позвоночника, заболеваниям сердца, гипертонической болезни и болезни щитовидной железы.
Естественно, в ответах на вопрос о локализации болевого синдрома наиболее часто беспокоящего учителей, были отмечены боли в области спины, боли в ноге, боли в руке или плече, боли за грудиной и в области сердца, головные боли, одышка при физических нагрузках и головокружение.
Мужчины
Учителя ФК < 35 лет
Учителя ФК >36 лет
Учителя ОБЖ 32- 71 год
Учителя иных предметов 2 23-35 (п=32)
2 36-57 (п=38)
Женщины
ш
ш 41,3 30,4
52,6 23,9 1
36,9 43,1
43,5
24,7 1
100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100
Проценты
предожирение ожирение
Примечание: Избыточная масса определяется как ИМТ > 25 кг • м 2
Ожирение определяется как ИМТ > 30 кпм_2
Рисунок 1 - Распространенность избыточной массы тела и ожирения среди учителей
г. Краснодара и края (%)
Характеризуя результаты
исследования, следует признать, что более половины участвующих в эксперименте учителей общеобразовательных школ не выполняют рекомендации ЗОЖ и не являются в полной мере модельной группой для учащихся при формировании личностной физической культуры школьников и выполнении ими рекомендаций ЗОЖ. В определенной степени это находит объяснение с низкой компетентностью в вопросах
здоровьесберегающей деятельности,
направленной как на сохранение и улучшение собственного здоровья, так и на здоровье школьников [1, 5, 6, 10].
Вот почему в ФГОС 3+ при подготовке бакалавров по направлению 44.03.01 педагогическое образование и 49.03.01 физическая культура в общекультурные и
общепрофессиональные компетенции включаются способности к обеспечению
охраны жизни и здоровья обучающихся и формирование у них культурного и безопасного образа жизни, осуществляя пропаганду и обучение навыкам ЗОЖ [14].
В то же время в соответствующих рабочих программах
общепрофессиональных и
профессиональных дисциплин для подготовки бакалавров вышеотмеченных направлений отсутствуют разделы и темы, содержание которых направленно на формирование у участников
образовательного процесса личностной и социальной мотивации физической активности и выполнение рекомендации здорового образа жизни.
Необходимо также помнить, что здоровье учителя есть экономический ресурс для образовательной организации, поэтому создание условий
организационно-педагогического сопровождения здоровьесберегающей деятельности в школе по проекту т. н.
Healthcare management - управление здоровьем персонала, является главным направлением первичной и вторичной профилактики неинфекционных
заболеваний.
Резюмируя изложенное, следует заключить, что скрининг и мониторинг состояния здоровья и образа жизни учителей методом анонимного
анкетирования информативны и их рекомендуется использовать при оценке эффективности здоровьесберегающей деятельности в образовательных организациях. При разработке
рекреационных программ в качестве основных направлений по улучшению условий и возможностей для физической активности учителей и выполнения ими рекомендаций ЗОЖ следует признать:
- разработку и реализацию программ сопровождения здоровьесберегающей деятельности учителя,
- включение учителя в проблемно-ориентированный анализ отношения к здоровьесберегающей деятельности и формирование ценностных представлений и личностной мотивации на «идеальный образ профессионала».
Литература
1. Апанасенко, Г. Л. Депопуляция и валеология (Основы концепции государственной программы) / Г. Л. Апанасенко // Качество жизни и здоровье : материалы 1-го национального конгресса по валеологии. - СПб., 2005. - С. 3-18.
2. Бестужев-Лада, И. В. Российская школа: тупик или реформы : Материалы второй рабочей конференции Консультативного совета МАОО МФО. - Ярославль., 2002. - С. 39-49.
3. Бахтин, Ю. К. Из опыта медико-валеологического образования студентов педагогического вуза / Ю. К. Бахтин, Л. Г. Буйнов, Л. П. Макарова, Н. Н. Плахов // Молодой ученый. -2015. - № 6. - С. 566-575.
4. Дворкина, Н. И. Система формирования базовой личностной физической культуры дошкольников / Н. И. Дворкина. - М. : Теория и методика физической культуры, 2014. - 469 с.
5. Горбенко, П. П. Валеология - наука о качестве жизни и здоровье / П. П. Горбенко // Качество жизни и здоровье : материалы 1 национального конгресса по валеологии. - СПб., 2005. - С. 3-6.
6. Казин, Э. М. Основы индивидуального здоровья человека : учебное пособие для вузов / Э.
М. Казин, Н. Г. Блинова, Н. А. Литвинова. - СПб. : Владос, 2000. - 185 с.
7. Кирий, Е. В. Адекватная самооценка как составляющая личностного адаптационного потенциала студента вуза (на примере физической культуры) / Е. В. Кирий // Медико-биологические и психолого-педагогические аспекты адаптации, социализации и реабилитации человека : Сборник статей международной научно-практической конференции. Москва-Пенза, 15 апреля 2015 г. / Под. Ред. В.Б. Соловьева. - Пенза : Научно -издательский центр «Актуальность. РФ», 2015. - С. 81-84. ISBN 978-5-9906794-0-5.
8. Ланда, Б. Х. Международный конгресс учителей физической культуры «Здоровье в школы!» / Б.Х. Ланда // Теория и практика физической культуры. - 2010. - № 10. - С. 88-95.
9. Лебедева О.В. Особенности профессиональной направленности личности студента будущего учителя физической культуры / О.В. Лебедева, М.Б. Батюта // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2015. -Том 11. - №2. - С. 143-152. DOI: 10.14526/01_1111_113. http://journal-science.org/ru/article/592. html.
10. Лызарь, О. Г. Проблемы медико-педагогического обеспечения фитнеса / О. Г. Лызарь // Научно-методический журнал «Физическая культура, спорт - наука и практика». - Краснодар, КГУФКСТ. - № 3. -2011. - С .54-56.
11. Лободин, В. Т. Как сохранить здоровье учителя / В. Т. Лободин, Г. В. Лавренова, С. В. Лободина. - М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2005. - 136 с.
12. Митина, Л. М. Психология профессионального развития учителя : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Л. М. Митина. - М., 1995. -С. 15-21.
13. Осик, В. И. Гуманизация условий физкультурно-оздоровительной деятельности : учебное пособие / Составители: В. И. Осик, О. Г. Лызарь, С. Н. Воеводина, Н. И. Романенко. -Краснодар : ФГБОУ ВО КГУФКСТ, 2015. -149 с.
14. Стожарова М.Ю. Применение здоровьесберегающих технологий как условие формирования физического компонента школьной зрелости детей старшего дошкольного возраста / М.Ю. Стожарова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2015. - Том 11. - №2. - С. 153162. DOI: 10.14526/01_1111_114. http://journal-science.org/ru/article/594. html.
1 5. Стратегии и рекомендации здорового образа жизни и двигательной активности : сб. материалов ВОЗ / Составители: И. В. Ивас, М. В. Дутчак, С. В. Ткачук. - К. : НУФВСУ: Изд-во «Олимп. лит.», 2013. - С. 257-270.
16. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» : Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 - ФЗ [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://
base/consultant.r/cons/cgi/onlain.cgi? req=doc ;bas=LAW:n=140174/
17. Хайров, Р. А. Специальная компетентность - основа управленческой деятельности руководителя дополнительного образовательного учреждения сферы физической культуры и спорта / Р. А. Хайров // Физическое воспитание и детско-юношеский спорт. - М. - № 2.
- 2012. - С. 37-42.
18. Хоули Эдвард Т. Оздоровительный фитнес / Эдвард Т. Хоули / пер. с англ. А. Ященко.
- М. : Олимп. лит., 2000. - с. 320.
References
1. Apanaseniko, G. L. Kachestvo zhizni i zdorov'e [Life quality and health], materials of the 1it national congress in valeology, Saint-Petersburg2005, pp. 3-18.
2. Bestuzhev-Lada I V. Rossiiskaya shkola: tupk ili re/omy [Russian school: deadlock or reforms], materials of the 2nd conference of the Consulting council of the International Association of Social Union "IntemationalFederationofEducatiori', Yaroslavl,2002, pp. 39-49.
3. Bakhtin Y. K, Buynov L.G., Makarova LP., Plakhhov NN. Molodoi uchenyi, 2015, No. 6, pp. 566-575.
4. Dvorkina N. I Sistema formirovcniya bazovoi lichnostnoi fizicheskoi kul'tury doshkol'nikov [The system of the base personal physical culture formation among pre-school children], Moscow : theory and methodology of physical culture, 2014, 469 p.
5. Gorbenko P. P. Kachestvo zhizni i zdorov'e [Life quality and health], materials of the 1st national congress in valeology. - Saint-Petersburg, 2005, pp. 36.
6. Kazin E. M., Blinova N.G., Litvinova N.A. Osnovy individual'nogo zdorov'ya cheloveka [The basis of a person's individual health], Saint-Petersburg : Vlados, 2000, 185 p.
7. Kiriy E. V. Mediko-biologicheskie i psikhologo-pedagogicheskie aspekty adaptatsii, sotsializatsii i reabilitatsii cheloveka [Medical-biological and psychological-pedagogical aspects of adaptation, socialization and rehabilitation of a person], collection of the articles from the International scientific-practical conference. Moscow-Penza, April, 15, 2015, Penza : Scientific-publishing center "Aktualnost. RF", 2015, pp. 81-84. ISBN 978-59906794-0-5.
8. Landa B. K. Teoriya i praktika fizicheskoi
Подано: 16.08.2016 г. Принято: 19.08.2016г.
kul'tury, 2010, No. 10, pp. 88-95.
9. Lebedeva O.V. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta, 2015, Tom 11, No. 2, pp. 143-152, DOI: 10.14526/01_1111_113. http://journal-science.org/ru/article/592. html.
10. Lyzar O. G. Fizicheskaya kul'tura, sport -nauka ipraktika, 2011, No. 3, pp. 54-56.
11. Lobodin V. T., Lavrenova G.V., Lobodina S.V. Kak sokhranit' zdorov'e uchitelya [How to preserve teacher's health], Moscow : LINKA-PRESS, 2005, 136 p.
12. Mitina L. M. Psikhologiya professional'nogo razvitiya uchitelya [Psychology of a teacher's professional development], abstract of the dissertation of the doctor of pedagogics, Moscow, 1995, pp. 15-21.
13. Osik V. I., Lyzar O.G., Voevodina S.N., Romanenko N.I. Gumanizatsiya uslovii fizkul'turno-ozdorovitel'noi deyatel'nosti [Conditions humanization of physical-health-improving activity], Krasnodar : Federal State Budgetary Educational Establishment of Higher Education Kuban State University of Physical Culture, Sport and Tourism, 2015, 149 p.
14. Stozharova M.Y. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta, 2015, Tom 11, No. 2, pp. 153-162, DOI: 10.14526/01_1111_114. http://journal-science.org/ru/article/594.html.
15. Strategii i rekomendatsii zdorovogo obraza zhizni i dvigatel'noi aktivnosti [Strategies and recommendations of a healthy life style and physical activity], Kiev : National University of Physical Upbringing and Sport of the Ukraine: publishing house "the Olympic Literature", 2013, pp. 257-270.
16. FZ 29.12.2012 № 273
17. Khayrov R. A. Fizicheskoe vospitanie i detsko-yunosheskii sport, 2012, No. 2. - 2012, pp. 3742.
18. Edward T. Ozdorovitel'nyi fitnes [Howley Health Fitness], translation from English A. Yashchenko, Moscow : the Olympic Literature, 2000, 320 p.
Владимир Иванович Осик - кандидат медицинских наук, профессор кафедры физкультурно-оздоровительных технологий, ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма», Улица им. Буденного, 161, Краснодар, Россия, 350015, E-mail: alexanyanc@mail. ru
Олег Григорьевич Лызарь - кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета адаптивной и оздоровительной физической культуры, ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма», Улица им. Буденного, 161, Краснодар, Россия, 350015, E-mail: alexanyanc@mail. ru