Научная статья на тему 'Анализ факторов риска студентов в контексте здоровьесбере-жения'

Анализ факторов риска студентов в контексте здоровьесбере-жения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
241
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ЗДОРОВЬЕ / ЗАБОЛЕВАНИЕ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / STUDENTS / HEALTH / DISEASE / PHYSICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Викторов Д. В.

Здоровье нации определяется не столько уровнем развития медицины, сколько профилактическими мероприятиями, направленными на организацию здорового образа жизни. В современных социальных условиях различные виды физкультурно-оздоровительной деятельности в рамках физического воспитания должны обеспечивать пути эффективного здоровьесбережения учащихся на основе собранной соответствующей информации, которая будет использована для оценки степени потенциального риска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RISK FACTORS ANALYSIS OF THE STUDENTS IN THE CONTEXT OF HEALTHSAVING

Health of the nation is defined not so much by the level of medicine development, but by the prevention activities, directed to the organization of healthy lifestyle. In modern social conditions different kinds of sports and health improving activities in the physical education must provide ways of effective healthsaving of students based on the relevant information that will be used to assess the level of potential risk.

Текст научной работы на тему «Анализ факторов риска студентов в контексте здоровьесбере-жения»

В процессе различного рода взаимодействий активность студентов и преподавателя, т.е. вопрошающая, отвечающая, соглашающаяся, возражающая, позволит достаточно эффективно сформировать социально-экономические ценностные ориентации.

По мере продвижения от внешних практических форм взаимодействий и переходу к диалогу участников происходит становление внутренней регуляции интеллектуальных, коммуникативных и мотивационных компонентов формируемой деятельности и взаимодействий [7, с. 81].

Важнейшим качеством, определяющим профессионализм специалиста, является сформированная система социальноэкономических ценностных ориентаций, которая существенно влияет на эффективность профессионально-творческого развития личности, продуктивность профессионального труда. Поэтому, очень важно при поступлении студента в учреждение среднего профессионального образования начинать приобщать его к этическим нормам экономической деятельности.

Для того чтобы предпринимательская этика формировалась не в разрез с общественными нравственными принципами, идеология бизнеса должна основываться на таких понятиях, как право, пропаганда, стабильность, сотрудничество, свобода. Именно свобода предполагает, что люди добровольно делают свой выбор, сознательно идут на ограничения, когда это целесообразно. По сути, сам процесс рыночной купли-продажи всегда является нахождением компромисса между продавцом и покупателем. Рыночная экономика, кроме всего прочего, - это механизм, позволяющий с помощью конкуренции превратить личный, эгоистический интерес человека в общественное благо.

Построение учебного сотрудничества со студентами, на наш взгляд, требует создания таких ситуаций, которые блокируют возможность действовать репродуктивно и обеспечивают поиск новых способов действия и взаимодействия. Учебное сотрудничество со сверстниками требует такой организации действий, при которой стороны понятийного противоречия представлены группе как предметные позиции участников совместной работы, нуждающейся в координации. Для того чтобы возникло учебное сотрудничество «с самим собой», нужно научить студента обнаруживать изменения собственной точки зрения.

Главная идея обучения в сотрудничестве - учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе [8, с. 28].

Для приобщения студентов к этическим нормам экономической деятельности необходимо построение в рамках учебного заведения единой среды, которая обеспечивает интеграцию факторов образовательного пространства, более раннюю, непрерывную, согласованную, целенаправленную и пролонгированную подготовку специалистов.

Общество нуждается в людях профессионально компетентных, трудолюбивых, способных принимать обоснованные решения в постоянно изменяющихся условиях, способных найти применение своим знаниям и умениям в различных сферах деятельности [9, с. 190].

Таким образом, разработанная на основе системно-деятельностного и компетентностно-аксиологического подходов модель позволяет повысить уровень сформированности социально-экономических ценностных ориентаций студентов учреждений среднего профессионального образования.

Библиографический список

1. Саламатов, А.А. Методологические подходы в педагогических исследованиях: системный подход. // Профессиональный проект: идеи, технологии, результаты: науч. журнал. - 2013. - № 1 (10).

2. Пидкасистый, П.И. Педагогика. - М., 2004.

3. Саламатов, А.А. Предпосылки и ключевые аспекты инновационной деятельности образовательных учреждений. // Профессиональный проект: идеи, технологии, результаты: науч. журнал. - 2011. - № 3 (4).

4. Сластенин, В.А. Педагогика. - М., 2011.

5. Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии: активное обучение. - М., 2011.

6. Подласый, И.П. Педагогика. - М., 2003.

7. Ляудис, В.Я. Методика преподавания психологии. - М., 2003.

8. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров. - М., 2009.

9. Мнайдарова, С.С. Состояние и развитие проблемы формирования социально-экономических ценностных ориентаций студентов учреждений среднего профессионального образования // Образование: история, современность, перспективы: материалы и статьи III Международной научно-практич. конф. - Казань, 2013.

Bibliography

1. Salamatov, A.A. Metodologicheskie podkhodih v pedagogicheskikh issledovaniyakh: sistemnihyj podkhod. // Professionaljnihyj proekt: idei, tekhnologii, rezuljtatih: nauch. zhurnal. - 2013. - № 1 (10).

2. Pidkasistihyj, P.I. Pedagogika. - M., 2004.

3. Salamatov, A.A. Predposihlki i klyuchevihe aspektih innovacionnoyj deyateljnosti obrazovateljnihkh uchrezhdeniyj. // Professionaljnihyj proekt: idei, tekhnologii, rezuljtatih: nauch. zhurnal. - 2011. - № 3 (4).

4. Slastenin, V.A. Pedagogika. - M., 2011.

5. Panfilova, A.P. Innovacionnihe pedagogicheskie tekhnologii: aktivnoe obuchenie. - M., 2011.

6. Podlasihyj, I.P. Pedagogika. - M., 2003.

7. Lyaudis, V.Ya. Metodika prepodavaniya psikhologii. - M., 2003.

8. Polat, E.S. Novihe pedagogicheskie i informacionnihe tekhnologii v sisteme obrazovaniya / E.S. Polat, M.Yu. Bukharkina, M.V. Moiseeva, A.E. Petrov. - M., 2009.

9. Mnayjdarova, S.S. Sostoyanie i razvitie problemih formirovaniya socialjno-ehkonomicheskikh cennostnihkh orientaciyj studentov uchrezhdeniyj srednego professionaljnogo obrazovaniya // Obrazovanie: istoriya, sovremennostj, perspektivih: materialih i statji III Mezhdunarodnoyj nauchno-praktich. konf. - Kazanj, 2013.

Статья поступила в редакцию 12.11.13

УДК 796.011.3

Viktorov D. V. RISK FACTORS ANALYSIS OF THE STUDENTS IN THE CONTEXT OF HEALTHSAVING. Health of the nation is defined not so much by the level of medicine development, but by the prevention activities, directed to the organization of healthy lifestyle. In modern social conditions different kinds of sports and health improving activities in the physical education must provide ways of effective healthsaving of students based on the relevant information that will be used to assess the level of potential risk.

Key words: students, health, disease, physical education.

Д.В. Викторов, канд. пед. наук, доц. ЮУрГУ, г. Челябинск, Челябинская область,

Е-mail: [email protected]

АНАЛИЗ ФАКТОРОВ РИСКА СТУДЕНТОВ В КОНТЕКСТЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ

Здоровье нации определяется не столько уровнем развития медицины, сколько профилактическими мероприятиями, направленными на организацию здорового образа жизни. В современных социальных условиях различные виды физкультурно-оздоровительной деятельности в рамках физического воспитания должны обеспечивать пути эффективного здоровьесбережения учащихся на основе собранной соответствующей информации, которая будет использована для оценки степени потенциального риска.

Ключевые слова: студенты, здоровье, заболевание, физическое воспитание.

27 октября 2009 года Всемирной Организацией здравоохранения (ВОЗ) в программном документе «Глобальные факторы риска для здоровья» были описаны 24 фактора, влияющих на здоровье людей и представляющих собой, по статистике, 15 миллионов ежегодных случаев смерти. Многочисленные данные свидетельствуют о существовании зависимости развития серьезных заболеваний от образа жизни и уровня двигательной активности [1; 4]. Профессиональные физические нагрузки в настоящее время низки, поэтому двигательная активность определяется в основном мышечной деятельностью в часы досуга, а также занятиями физическими упражнениями [2; 3]. Тем более высокий темп жизни, наличие нервно-эмоционального компонента, дефицита времени, гипокинезии, монотонности деятельности обусловливают повышенные требования к организации здоровьесбережения человека. Уменьшение физических нагрузок как одного из элементов здоровьесбережения является фактором риска развития многих заболеваний. У людей с низкой двигательной активностью возникают различные функциональные расстройства, быстрая утомляемость и уменьшение работоспособности. Сочетание различных факторов в области экологии, уровня жизни, питания, употребления алкоголя, курения и многих др. также способствуют ослаблению здоровья личности. Поэтому так важны оценка факторов риска заболеваний и образа жизни студентов и разработка на ее основе рекомендаций, направленных на здоровьесбережение учащихся.

В настоящее время выделяют четыре состояния здоровья: а) состояние организма с достаточными функциональными (адаптационными) возможностями (резервами); б) донозологи-ческие состояния, при которых функции организма реализуются более высоким напряжением регуляторных систем; в) премор-бидное состояние (предболезнь), характеризуемое снижением функциональных резервов; г) состояние срыва адаптации, отличающееся резким снижением функциональных возможностей, наличием заболеваний.

Вышеперечисленные состояния как категории качества жизни, обусловленной физиологическими механизмами адаптации организма к условиям среды, его способностью к самоорганизации, саморазвитию, самосохранению, составляют предмет здоровьесбережения, направленного не на предупреждение болезней, а на изучение резервов отдельных систем организма, их компенсаторного взаимодействия для обеспечения устойчивой реализации и сохранения генетических, физиологических, психологических, генеративных функций, а также восстановления возможностей организма за счёт компенсации резервов внут-риорганных механизмов, активации существующих и формировании внутрисистемных и межсистемных взаимоотношений.

Цель данной работы - определить риск развития отдельных заболеваний, что позволит разработать программу мероприятий, направленных на обеспечение здоровьесбережения учащихся.

Анализ проблемы показал, что законы здорового образа жизни оказались более сложными, чем представленные ранее медицинские факторы риска. Обнаружена важная роль внутренних резервов организма (механизмов психической и физиологической адаптации) для обеспечения его жизнеспособности. При малых резервах здоровья даже в нормальных условиях человек не доживает до необходимого возраста, а при больших резервах живёт долго и в неблагоприятной среде. В целом, здоровый образ жизни (ЗОЖ) предстаёт как гармоничное взаимодействие между внешней средой, особенностями поведения человека и резервами его здоровья. ЗОЖ - это такой образ жизни, при котором индивидуальные резервы здоровья превышают силу патогенного влияния среды, обеспечивая человеку необходимую продолжительность жизни, достаточную удовлетворенность собой и адекватную трудовую активность. Этим обуславливается специфический характер здоровьесбережения, формируемый не

только вследствие присвоения ценностей физической культуры, свободно избираемых им в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности, не только ранжированием потребностей, представляемых ему обществом, а всей совокупностью обстоятельств, связывающих его с окружающей действительностью. Поэтому в реальном процессе здоровьесбережения нет несущественного: вся фактичность человеческого участия в мире одинаково формирует физический, психический и социальный компоненты резерва здоровья учащихся.

Оценка факторов риска отдельных заболеваний проводилась нами на основе данных анкетирования среди студентов Архитектурного факультета ЮУрГУ и Факультета музыкального искусства ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского. В анкете оценивались шесть факторов образа жизни: факторы развития болезни сердца (включали оценку показателей артериального давления, массы тела, наследственных факторов, курение, пол, стресс); факторы образа жизни (соблюдение режима труда и отдыха, рациональное питание, полноценный сон); заболеваемость (хронические заболевания органов и систем); факторы, связанные с соблюдением техники безопасности (езда в автомобиле, виды деятельности, связанные с повышенным риском для жизни -подводное плавание, скалолазание, планеризм и т. п.); индивидуальные факторы (диета, семейные отношения, образование, удовлетворение работой или учёбой и т.п.); психологические факторы (тревожность, депрессия).

Определение уровня двигательной активности и характера занятий физическими упражнениями позволяет выявить лиц, не занимающихся или имеющих незначительный опыт занятий физическими упражнениями. Как указывалось выше, низкий уровень двигательной активности является основным фактором риска развития заболеваний сердечно-сосудистой системы и нуждается в оценке, направленной на определение возможных проблем и степени риска.

Оценка двигательной активности и характера занятий физическими упражнениями включала определение объема специально-организованной двигательной активности, ее кратности, объема и уровня интенсивности.

Стоит отметить достаточно высокий процент студентов, которые не смогли однозначно определить свой образ жизни и сформулировать своё отношение к методикам сохранения здоровья.

Выявлено, что студенты в основном имеют низкий уровень двигательной активности. От молодёжи, обучающейся в высшем учебном заведении, ожидают разумных, ответственных действий, подтверждающих их «зрелость». В то же время именно начало процесса обучения в вузе воспринимается молодёжью как независимость, «свобода» выбора действий, в том числе в отношении своего здоровья, при этом молодые люди, зачастую используют метод проб и ошибок. Кроме того, 36% респондентов отметили наследственную склонность в развитии заболеваний сердечно-сосудистой системы. 23% студентов имеют превышение массы тела, а 18% - массу тела ниже идеальной. 67% респондентов достаточно часто злоупотребляют сигаретами, у 33% курят члены семьи.

Положительным показателем является низкий процент студентов (6 %), имеющих артериальную гипертензию. В современный период развития общества, когда наибольшую угрозу здоровью человека наносят компьютерные технологии, сложность адаптационных процессов у студентов ложится тяжелым грузом на сердечно-сосудистую систему, приводит к застойным явлениям в системе позвоночных артерий, нарушению нормального кровоснабжения мозга и, как следствие, может привести к головным болям, утомляемости, снижению памяти, к повышению артериального давления, и даже к болям в сердце и к нарушениям сердечного ритма. Это позволяет говорить о том, что данный фактор риска преобладает в повседневной жизни совре-

менного студента, особенно это актуально в век всеобщей информатизации общества, когда большую часть своего времени человек проводит за компьютером. К сожалению, это касается не только взрослых работающих людей, но и студентов, для которых мир компьютерных технологий - неотъемлемая часть жизни, порой полностью заменяющий иные ее сферы.

Среди факторов здорового образа жизни нами особое внимание обращается на соблюдение режима дня и режима питания. К сожалению, у исследуемого контингента учащихся наблюдается неупорядоченный режим дня и отсутствие сбалансированного питания: 42 % студентов не завтракают, 71 % отмечают частое употребление алкогольных напитков (более двух раз в неделю). Вследствие этого определённое количество респондентов имеют проблемы с желудочно-кишечным трактом; 7 % имеют язвы, колиты, заболевания желчного пузыря или печени; 33 % студентов имеют регулярные проблемы со сном.

Согласно данным анкеты периодически проходят медицинские осмотры 87 % студентов. Важным показателем можно считать тот факт, что прохождение медицинского контроля обеспечивается и ЮУрГУ, и ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского для всех студентов. Это является значительным снижением фактора риска для здоровья.

Анализ заболеваемости студентов выявил, что ведущее место в структуре заболеваемости занимают болезни сердечно-сосудистой системы (53,3%), на втором органов дыхания (10,8%), на третьем - опорно-двигательного аппарата (8,2%), т. е. заболевания, наиболее значимые для обеспечения жизнедеятельности. Достаточно большое количество учащихся -с болезнями нервной системы; продолжает интенсивно увеличиваться патология зрения. Нередки заболевания ЛОР-органов, желудочно-кишечного тракта, эндокринной системы (ожирение), почек, кожи, мочеполовой системы, онкологией. Также были выявлены случаи недостатка физического развития и инвалидности. Около 22% студентов имеют от двух и более негативных отклонений.

Однако на практике здоровьесбережение требует высокого уровня противодействия несчастным случаям, чрезвычайным ситуациям и другим негативным явлениям, имеющим организационно-психологический характер. В связи с этим нами был оценен аспект соблюдения техники безопасности как продолжительности и качества жизни. Основные факторы ухудшения этого показателя - езда на автомобиле, занятия экстремальными видами деятельности. Выявлено, что 55% респондентов не применяют ремни безопасности, либо применяют крайне редко. 22% студентов (в основном среди юношей) постоянно занимаются видами деятельности, связанными с высоким уровнем риска, такими как скалолазание, спелеотуризм, подводное плавание, прыжки с парашютом и т.д.

Исследование индивидуальных факторов показало, что пищевые привычки большинства опрошенных не соответствуют рациональным нормам. Сбалансированной, с низким содержанием жиров и сложными углеводами диеты, придерживаются только 20% опрошенных, из них же 6% чередуют переедание и недоедание.

Положительным фактом является хорошая наследственность. У большинства респондентов среди членов семьи отсутствуют заболевания сердечно-сосудистой системы; продолжительность жизни родственников составляла более 70 лет. Также большая часть опрошенных декларирует высокую степень социального взаимодействия. Все это положительно влияет на уровень здоровья исследуемого контингента и служит важным фактором повышения продолжительности жизни. Но вместе с тем отмечается высокий процент студентов, периодически имеющих легкую депрессию и нестабильное психическое состояние, тревожность. Большинство студентов (73%) постоянно находятся в напряженном состоянии из-за высоких учебных нагрузок или семейных проблем. Настораживает, что в условиях социально-экономической нестабильности половина респондентов на вопрос об оценке перспектив выбирает ответ неуверенность в настоящем и будущем.

Библиографический список

В целом проведённое исследование позволило выявить насущные для современных учебных заведений проблемы формирования здоровьесбережения: отсутствие чёткости в определении здорового образа жизни, слабая ориентация учащихся на решение здоровьесберегающих проблем; отсутствие приоритетов в здоровьесберегающих мероприятиях в их связи со здоровым образом жизни; неполное соответствие здоровьесберегающего потенциала вузов требованиям социально-государственного заказа; слабая педагогическая освоенность таких видов деятельности.

Для студентов основными факторами риска развития заболеваний являются нерациональное питание, курение и нервноэмоциональные перегрузки, а также низкая двигательная активность. Преобладают низкий и ниже среднего уровни физического здоровья. В структуре заболеваемости преобладают болезни органов дыхания, нервной системы и органов чувств, пищеварительной системы. Исправить такую критическую ситуацию с физическим состоянием студентов возможно лишь путем привлечения их к регулярным физкультурно-оздоровительным занятиям.

Обязательный курс физического воспитания в вузе должен служить лишь предпосылкой, своеобразным перекидным мостиком для формирования потребности в физкультурно-спортивной деятельности; он призван обеспечить переход от жесткой регламентации обязательного курса физического воспитания в вузе к самостоятельной форме физкультурно-спортивной деятельности. Технологический процесс здоровьесбережения студентов с использованием знаний о факторах риска и разнообразных средств, методов и форм физкультурно-спортивной деятельности в вузе состоит из следующих этапов: диагностический, проектировочный, организационный, контролирующий, аналитический, корректировочный. Каждый этап состоит из инвариантных видов деятельности преподавателя - блоков задач, содержания, средств педагогической коммуникации, методического обеспечения, контроля и коррекции. Выделение блоков контроля и коррекции обусловлено их важностью не только в целостном управленческом цикле (технологии управления формированием направленности студентов на занятия физической культурой), но и их значимости в реализации каждого этапа.

Каждый из указанных блоков проектирования здоровьесбе-режения имеет свою логику и особенности. Вместе с тем они тесно связаны друг с другом, взаимно переплетаются и дополняются. Происходит совершенствование каждого из блоков, и вся стратегия проектирования здоровьесбережения приобретает свое внутреннее единство в разноструктурности воспроизводящей и творческой деятельности преподавателя.

Этапы формирования здоровьесбережения студенческой молодёжи через управление факторами риска не следует определять по годам обучения. Это затрудняет возможность дифференцированных воздействий, усложняет подбор форм стимулирования активности.

Опираясь на проведенный анализ, можно заключить, что если на педагогический процесс посмотреть как на разновидность технологии, то в нем должны быть предусмотрены действия по изменению и дальнейшему определению результатов обучения. Таким образом, педагогически профессиональное и полное раскрытие содержания проблемы факторов риска для здоровьесбережения приводит к разработке рациональных методов проектирования технологии обучения, обуславливая управление данной технологией, суть которого заключается в координации деятельности обучающих и обучаемых в пространстве, синхронизации их действий во времени.

Обобщим сказанное. Студенты должны не только твердо знать, чему следует научиться, но и как это следует делать и почему так, а не иначе. Декларативные заявления и призывы о необходимости, обязательности и пользе рационального, здорового образа жизни зачастую не находят отзвука в сознании студентов. Успех может принести лишь соответствующая организация их деятельности в педагогическом процессе.

1. Викторов, Д.В. Здоровьесбережение: проблемы развития мотивации у студентов вузов. - Омск, 2009.

2. Виру, А.А. Аэробные упражнения. - М., 1988.

3. Иващенко, Л.Я. Самостоятельные занятия физическими упражнениями / Л.Я. Иващенко, Н.П. Страпко. - Киев, 1988.

4. Исаев, А.П. Информационные технологии в здравостроении, образовании и формировании современного человека // Проблемы

и перспективы здравостроения: сборник науч. работ. - Челябинск, 2000. - Вып. II.

Bibliography

1. Viktorov, D.V. Zdorovjesberezhenie: problemih razvitiya motivacii u studentov vuzov. - Omsk, 2009.

2. Viru, A.A. Aehrobnihe uprazhneniya. - M., 1988.

3. Ivathenko, L.Ya. Samostoyateljnihe zanyatiya fizicheskimi uprazhneniyami / L.Ya. Ivathenko, N.P. Strapko. - Kiev, 1988.

4. Isaev, A.P. Informacionnihe tekhnologii v zdravostroenii, obrazovanii i formirovanii sovremennogo cheloveka // Problemih i perspektivih zdravostroeniya: sbornik nauch. rabot. - Chelyabinsk, 2000. - Vihp. II.

Статья поступила в редакцию 17.11.13

УДК 37.01

Gumashvili I.R. THE MAIN DIRECTIONS OF PROFESSIONAL TRAINING FUTURE TEACHERS TO THE IMPLEMENTATION OF PEDAGOGICAL SUPPORT OF GIFTED HIGH SCHOOL STUDENTS. Education reforms define new requirements not only to the graduate of the main school, but also to the modern teacher who has to be not only professionally competent, but also personally self-actualized. The priority direction of modern educational policy - identification and creation of conditions for development of intellectual endowments. In article the concept of this phenomenon is specified, criteria of intellectual endowments, of the high school student are allocated, the diagnostic tools of detection of intellectual endowments at the advanced school age are described. The main directions of vocational training of future teacher to realization of pedagogical support of intelligently gifted high school students are considered.

The special attention is paid to relevance of training of students on a lecture and practical training through this technology in higher education institution.

Key words: vocational training, future teacher, teacher, pedagogical support, intellectual giftedness, high school student.

И.Р. Гумашвили, преп. ФГОУ ВПО «Чеченский гос. педагогический институт», г. Грозный,

Е-mail: [email protected]

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО ОДАРЕННЫХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Реформы образования определяют новые требования не только к выпускнику основной школы, но и к современному педагогу, который должен быть не только профессионально компетентным, но и личностно самореа-лизованным. Приоритетное направление современной образовательной политики - выявление и создание условий для развития интеллектуальной одаренности. В статье уточнено понятие данного феномена, выделены критерии интеллектуальной одаренности старшеклассника, описан диагностический инструментарий выявления интеллектуальной одаренности в старшем школьном возрасте. Рассматриваются основные направления профессиональной подготовки будущего учителя к реализации педагогической поддержки интеллектуально одаренных старшеклассников. Особое внимание уделяется актуальности обучения студентов на лекционных и практических занятиях через данную технологию в вузе.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, будущий учитель, педагог, педагогическая поддержка, интеллектуальная одаренность, старшеклассник.

Динамично изменяющиеся реалии нашего времени ставят перед системой образования задачу полноценного развития личности ребенка. Приоритетом общества и системы образования является способность вступающих в жизнь молодых людей самостоятельно решать возникающие перед ними новые, еще неизвестные задачи. Модернизация образования отражается не только на результатах обучения ребенка, но в первую очередь на профессиональной деятельности учителя. Формируется социальный заказ системе педагогического образования, выражающийся в требованиях к подготовке поколения педагогов, реализующих инновационную профессиональную деятельность, обладающих необходимым уровнем методологической культуры и сформированной готовностью к непрерывному процессу образования в течение всей жизни. Требования к компетентности педагога проявляются в знании и учете возрастных особенностей ученика, типа и вида учебного заведения, особенностей педагогической теории, лежащей в основе организации образовательного процесса. Поэтому профессиональная подготовка будущего учителя должна быть направлена в первую очередь на формирование адаптивной, мобильной и профессионально компетентной личности учителя.

Будущему педагогу необходимо не только видеть траекторию развития ученика в образовательном процессе, но и понимать необходимость формирования особых условий, стимулирующих интеллектуальное и социальное развитие обучающегося, учитывать социальный заказ к выпускнику школы.

Приоритетным направлением современной образовательной политики является выявление и поддержка одаренных де-

тей. Особое внимание общественности во все времена привлекала интеллектуальная одаренность как потенциал интеллектуального достояния нации. В этой связи федеральные государственные образовательные стандарты общего образования в качестве требований к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы выделяют владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности. Также старшеклассник должен научиться разрешать проблемы, быть способным и готовым к самостоятельному поиску методов решения практических задач и применению различных методов познания. Данные положение получили развитие в ряде публикаций наших коллег [1 и др.].

Будущий учитель должен понимать, что работа с интеллектуально одаренными обучающимися будет одним из направлений его деятельности, а возможно и вектором профессионального развития. В этой связи профессиональная подготовка будущего учителя к работе с одаренными обучающимися должна включать теоретическое и практическое знакомство студентов с психологией одаренного ребенка, особенностями выявления интеллектуально одаренных старшеклассников и условиями их дальнейшего развития.

Основная задача учителя при взаимодействии с интеллектуально одаренными обучающимися - это организация специальной психолого-педагогической среды, стимулирующей их дальнейшее интеллектуальное и социальное развитие. По нашему мнению формированию такой среды отвечает технология педагогической поддержки одаренных старшеклассников. В этой связи у студентов педагогических вузов важно сформировать

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.