Научная статья на тему 'Обоснование изучения и формирования личностной стратегии учителя МОУ СОШ в процессе реализации современных здоровьеформирующих образовательных технологий'

Обоснование изучения и формирования личностной стратегии учителя МОУ СОШ в процессе реализации современных здоровьеформирующих образовательных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
173
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ / УЧАЩИЕСЯ / УЧИТЕЛЯ / EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / HEALTH IMPROVEMENT / PUPILS / TEACHERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черепов Е. А.

Рассматривается обязательность обеспечения в реализации здоровьеформирующих образовательных технологий субъект-субъектной основы взаимодействия учащихся и учителей. Автором выявлены личностные здоровьеформирующие стратегии учителей и мотивы, влияющие на реализацию выбранных стратегий. На основе проведенных исследований показана возможность и необходимость в современных реалиях формирования культуры здоровья и здоровьеформирующей личностной позиции учителей МОУ СОШ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Черепов Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Substantiation of studying and formation of personal strategy of the teacher of schools in the course of realization modern the health of the formation of the educational technologies

In the publication compulsion of maintenance in realization the health of the formation of the educational technologies the subject-subject of a basis of interaction of pupils and teachers is considered. By the author are revealed personal the health of the formation of the strategy of teachers and the motives influencing realization of chosen strategy. On the basis of the spent researches possibility and necessity for modern realities of formation of culture of health and the health of the formation of the is shown a personal position of teachers of Municipal educational institution average educational school.

Текст научной работы на тему «Обоснование изучения и формирования личностной стратегии учителя МОУ СОШ в процессе реализации современных здоровьеформирующих образовательных технологий»

УДК 371.037

ОБОСНОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНОЙ СТРАТЕГИИ УЧИТЕЛЯ МОУ СОШ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ЗДОРОВЬЕФОРМИРУЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Е.А. Черепов

Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск

Рассматривается обязательность обеспечения в реализации здоровьеформирующих образовательных технологий субъект-субъектной основы взаимодействия учащихся и учителей. Автором выявлены личностные здоровьеформирующие стратегии учителей и мотивы, влияющие на реализацию выбранных стратегий. На основе проведенных исследований показана возможность и необходимость в современных реалиях формирования культуры здоровья и здоровьеформирующей личностной позиции учителей МОУ СОШ.

Ключевые слова: образовательные технологии, здоровьесбережение, учащиеся, учителя.

В настоящее время в педагогической практике наметилась тенденция к переходу от массового унифицированного образования к образованию, ориентированному на личностные особенности и способности каждого индивида, а также на уровень его здоровья.

В «Национальной доктрине развития образования», в «Концепции долгосрочного социальноэкономического развития РФ до 2020 года», в «Основных направлениях правительства РФ на период до 2012 года» отмечается, что сегодня приоритетной задачей системы образования в нашей стране является воспитание человека в духе ответственного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих, как наивысшей социальной ценности, формирование высокого уровня здоровья детей и учащейся молодежи во всех его аспектах - духовном, психическом, физическом.

1 декабря 2007 г. в закон Российской Федерации «Об образовании» внесена поправка, определяющая формирование духовно-нравственной личности, ориентированной в том числе на здоровый и безопасный образ жизни, как одно из основных общих требований к содержанию образования.

Новая модель образования смещает фокус внимания с формирования знаний, умений и навыков у учащихся на целостное развитие личности. В этих условиях возрастает социальная и педагогическая значимость формирования ценностного отношения к здоровью детей и учащейся молодежи в процессе образовательной деятельности, определяющего в дальнейшем полноту реализации их жизненных целей и смыслов.

В этой связи одна из главных задач современной школы - помочь детям осознать ценность здоровья и значение здорового образа жизни (ЗОЖ) для современного человека, сформировать ответственное отношение к собственному здоровью.

Для этого учащиеся должны осознать и, главное, принять для себя основные принципы ЗОЖ, а это возможно только в результате целенаправленной совместной работы педагогов, родителей и самого ребёнка. Не вызывает сомнения тот факт, что вести детей по пути здоровья должен тот, кто, во-первых, понимает, что такое здоровье; во-вторых, сам на собственном примере демонстрирует деятельность, имеющую здоровьеформирующую направленность; в-третьих, сможет помочь ребенку строить свою собственную, соответствующую его индивидуальности, траекторию здорового образа жизни. Такой личностью, способной взять на себя ответственность за формирование у детей готовности к здоровьеформирующей деятельности, может стать педагог, при условии организации необходимого профессионального совершенствования.

В публикациях последних лет представлено значительное количество образовательных программ и технологий, обеспечивающих сохранение здоровья учащегося в процессе обучения в школе. В то же время в работах, освещающих проблемы подготовки педагогов к осуществлению здоровьесберегающей деятельности в образовательных учреждениях [1, 3], на наш взгляд, достаточно фрагментарно рассмотрены вопросы организации здоровьесберегающего обучения; формирования систем и моделей здоровьесберегающей деятельности в образовательных учреждениях; готовности педагогов к осуществлению здоровьесберегающей деятельности; реализации валеологического компонента профессиональной подготовки.

Мы считаем крайне важным при планировании и реализации здоровьеформирующих педагогических технологий обеспечить ориентацию образования на субъект-субъектную основу взаимодействия учащихся и учителей, а также, по

возможности, родителей и формирование у них готовности к здоровьеформирующей деятельности, обусловливающей сохранение, становление и приращение здоровья за счет актуализации их здоровьеформирующего потенциала. Кроме того, реализация здоровьеформирующей функции образования обусловливается системным включением субъектов педагогического процесса в активную здоровьеформирующую деятельность в учебное и во внеурочное время с учетом комплекса психоло-го-педагогических условий: внедрения в педагогический процесс принципов здоровьеформирующего образования, здоровьеформирующих педагогических технологий, организацию здоровьеформирующего педагогического процесса, психологопедагогического сопровождения индивидуальной образовательной траектории ученика, мониторинга состояния здоровья и, что важно, отношения к здоровью учащихся и учителей и выявление особенностей влияния учебно-воспитательного процесса на здоровье личности.

Анализ практики современного образования в аспекте здоровьеформирующей ориентации позволил выявить две группы факторов, оказывающих влияние на здоровье как учителя, так и учащихся, одна из которых связана с нормативными требованиями в организации учебно-воспитательного процесса (объективные факторы), а другая -с системой взаимоотношений между его субъектами (субъективные факторы).

В результате поиска эффективных способов преодоления негативного воздействия образовательной деятельности на здоровье учащихся и учителей мы пришли к выводу, что одним из современных средств, обеспечивающим улучшение здоровья учащихся и учителей, является изменение системы взаимоотношений, в которые они вступают в процессе педагогического взаимодействия.

Необходимость построения у учителей здоровьеформирующей личностной позиции обусловливается также низким уровнем их собственного здоровья. Поэтому ведущей целью профессионально-педагогического сопровождения работающих учителей является формирование у них культуры здоровья, которая может выступать в качестве инструмента управления их собственным здоровьем и здоровьем своих воспитанников. Достижение этой цели обеспечивается в процессе решения трех задач: 1) овладения культурным наследием человечества в области здоровья; 2) распредмечивания этого опыта как условия укрепления собственного здоровья; 3) практического овладения способами организации здоровьеформирующего образования в современной школе как условия сохранения, поддержания, укрепления и приращения здоровья учащихся.

Проведенное нами на базе пяти МОУ СОШ Ленинского района г. Челябинска пилотажное исследование (было задействовано 150 учителей)

показало, что у значительного числа педагогов (74,3 %) отсутствует готовность к деятельности, имеющей здоровьеформирующую направлен-

ность, лишь незначительная часть (25,7 %) реализуют здоровый образ жизни и осуществляют профессиональную деятельность с ориентацией на сохранение своего здоровья.

В ходе исследования нами изучались следующие праксиологические характеристики учителей: функциональные, соматические показатели; социально-профессиональное самочувствие; цели и особенности профессиональной деятельности; представления о здоровье, валеологической стратегии поведения и деятельности, факторах, влияющих на их формирование; взаимосвязь здоровья и здорового образа жизни с профессиональной деятельностью; мотивы и компоненты здоровьеформирующей стратегии; особенности взаимосвязи изученных параметров с готовностью педагогов к здоровьеформирующей деятельности.

При выявлении характера отношения к своему здоровью у педагогов мы, опираясь на труды отечественных исследователей [2], сочли целесообразным выделить пять ведущих компонентов здоровьеформирующей стратегии деятельности: когнитивный, ценностно-потребностный, эмоционально-волевой, деятельностно-практический.

В контексте исследования мы также выявили взаимосвязь и взаимообусловленность всех компонентов здоровьеформирующей стратегии. Так, ценностное отношение к здоровью стимулирует мотивацию, обеспечивающую реализацию здоровьеформирующей стратегии, влияет на формирование когнитивного компонента. Сформированная мотивация, в свою очередь, оказывает воздействие на развитие эмоционально-положительного отношения к самому процессу реализации стратегии, способствует проявлению волевых усилий. Положительные эмоции, сопровождающие ситуации успеха, фиксируются в сознании и стимулируют развитие когнитивного, волевого и рефлексивного компонентов. Развитые рефлексивные способности позволяют адекватно оценивать свою активность с позиции здоровьесбережения и здо-ровьеформирования, корригировать эмоциональноволевые проявления, влияют на формирование потребности в углублении и систематизации знаний.

Для реализации индивидуального и дифференцированного подходов в ходе формирования здоровьеформирующей стратегии педагогов важно было выяснить, что мотивирует их к ведению здорового образа жизни. С этой целью педагогам была предложено задание: проранжировать по значимости мотивы, влияющие на реализацию здоровьеформирующей стратегии.

В ходе эмпирического исследования были выявлены три вида здоровьеформирующих стратегий (самосохранения, адаптации, развития) и выявлены мотивы, влияющие на реализацию указанных стратегий (рис. 1).

Оздоровительные технологии в образовательном процессе

147235689

Рис. 1. Мотивы, влияющие на реализацию здоровьеформирующей стратегии:

1 - потребность в личностном и профессиональном совершенствовании; 2 - окружение ведет здоровый образ жизни; 3 - стимулирование педагогов, реализующих здоровьесберегающую стратегию деятельности; 4 - знание о своих индивидуальных особенностях; 5 - условия работы позволяют реализовывать стратегию; 6 - боязнь заболеть или болезнь; 7 - высокая степень ответственности за свое здоровье; 8 - критика со стороны коллег или администрации; 9 - отсутствие материальных возможностей для обеспечения стратегии

В соответствии с программой опытноэкспериментальной работы проверялась эффективность разработанной концептуальной модели здоровьеформирующей функции образования, важным компонентом которой являлось формирование культуры здоровья и здоровьеформирующей личностной позиции учителей.

В ходе семинарских занятий по курсу «Основы проектирования здоровьеформирующей образовательной среды в современной школе», разработанному и предложенному к изучению учеными кафедры теории и методики физической культуры и спорта и Центра оперативной оценки состояния человека ЮУрГУ, нами проводилось три диагностических среза (до, после обучения и через шесть месяцев). Результаты опытно-экспериментальной работы представлены на рис. 2.

Объективность полученных данных гарантировалась самооценкой, экспертной оценкой, производимой преподавателями кафедры теории и методики физической культуры и спорта и сотрудниками Центра оперативной оценки состояния человека ЮУрГУ. В ходе исследования были получены следующие эмпирические данные: сократилось число педагогов с несформированной стратегией (с 39 % в начале эксперимента до 19 % в конце эксперимента), увеличилось число

педагогов со стратегией адаптации (с 21 % до 37 %) и со стратегией развития (с 9 % до 16 %) (см. рис. 2).

Представленные данные свидетельствуют о значительной эффективности проведенной работы по формированию здоровьеформирующей личностной позиции учителей МОУ СОШ и, как следствие, о повышении потенциальной их готовности для реализации здоровьеформирующей функции образования в школах Ленинского района г. Челябинска.

Следует отметить, что при построении курса «Основы проектирования здоровьеформирующей образовательной среды в современной школе» мы уделили большее внимание содержательно-функциональным принципам [2], в которых общие и частные методологические принципы конкретизируются в соответствии с их содержательной и функциональной спецификой:

- принцип холистического подхода к здоровью, требующий учета всех его составляющих, а также всего многообразия факторов, оказывающих на него влияние, при разработке содержания образования;

- принцип аксиологической направленности, обеспечивающий формирование в процессе образования ценностного отношения к здоровью, т. е.

Начало эксперимента Окончание эксперимента Через три года

Рис. 2. Динамика изменения типов здоровьеформирующей стратегии педагогов в ходе эксперимента, %

осознание его как индивидуальной, личностной и социальной ценности, и на основе этого - ответственного отношения к нему, которое выражается в признании, что здоровье человека - это его долг перед собой и обществом;

- принцип акцентуализации деятельностного здоровьеформирования, обусловливающий необходимость формирования в процессе образования систематизированных представлений о практических способах здоровьеформирования и готовности к их регулярному использованию в целях формирования здоровьеформирующей личностной позиции;

- принцип единства образования и самодиагностики здоровья, в соответствии с которым образование ориентирует обучающегося на саморегуляцию здоровьеформирующей деятельности;

- принцип резонансного подхода к организации здоровьесозидающей образовательной деятельности, ориентированный на то, что стимулы, релевантные потребностям или ценностям личности, воспринимаются правильнее и быстрее, чем не соответствующие им.

Рассмотренные принципы позволяют определить целеполагание и критерии отбора содержания при реализации здоровьеформирующей функции образования: целостное отражение в содержании общего образования задач гармоничного развития здоровой личности и формирование ее культуры здоровья; научная и практическая значимость предметного содержания по различным аспектам

целостного здоровья, включаемого в основы наук; системность, что означает рассмотрение в системе приобретаемых знаний и умений в аспекте здоровья человека; соответствие сложности содержания учебных предметов реальным учебным возможностям учащихся того или иного возраста, сохраняя при этом его индивидуальное здоровье; соответствие объема содержания учебного предмета имеющемуся времени на его изучение; учет международного опыта построения школы здоровья.

Литература

1. Клестова, О.А. Направленность методической работы на формирование готовности педагогов к осуществлению здоровьесберегающего процесса / О.А. Клестова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура». - 2006. - Вып. 8. - № 9. - С. 22-25.

2. Маджуга, А.Г. Валеоакмеологические аспекты формирования моти-вации к здоровому образу жизни у субъектов образовательного процесса в вузе / А.Г. Маджуга, Р.М. Салимова, Е.В. Титова // Известия Самарского научного центра РАН. - 2010. - Т. 12, № 3(2). - С. 402-407.

3. Ратенко, С.Е. Диагностика результативности муниципальной системы здоровьесберегающей деятельности общеобразовательных учреждений / С.Е. Ратенко //Вестник Тамбовского университета. Серия «Естественные и технические науки». - 2006. - Т. 11, № 4- С. 506-509.

Поступила в редакцию 29 октября 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.