Научная статья на тему 'Педагог в роли субъекта здоровьеформирующей деятельности школы'

Педагог в роли субъекта здоровьеформирующей деятельности школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
357
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ТЕОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЗДОРОВЬЕФОРМИРУЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В ШКОЛЕ / ACTIVITY THEORY / HEALTHCARE ACTIVITY / EDUCATIONAL PROCESS IN SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черепов Е. А.

Автор статьи предлагает рассматривать педагога школы, в первую очередь, как субъекта здоровьеформирующей деятельности. По результатам исследования проанализированы причины прогрессивного ухудшения уровня здоровья учителей. Обобщены и кратко описаны основные направления модели здоровьеформирующей деятельности педагогов школы, позволяющие сохранять в образовательном процессе здоровье, как учащихся, так и учителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teacher as a Person Taking Care of Health within the Framework of the School Activity

The author of the article suggests to consider a teacher of a school, as a person who takes care of a person's health. By the results of research the reasons of progressive deterioration of the level of health of teachers are analyzed. The basic directions of the healthcare activity model of the school teachers are generalized and is short described, allowing to keep in educational process health, both pupils, and teachers.

Текст научной работы на тему «Педагог в роли субъекта здоровьеформирующей деятельности школы»

Проблемы двигательной активности и спорта

УДК 796

ПЕДАГОГ В РОЛИ СУБЪЕКТА ЗДОРОВЬЕФОРМИРУЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЫ

ЕЛ. Черепов ЮУрГУ, г. Челябинск

Автор статьи предлагает рассматривать педагога школы, в первую очередь, как субъекта здоровьеформирующей деятельности. По результатам исследования проанализированы причины прогрессивного ухудшения уровня здоровья учителей. Обобщены и кратко описаны основные направления модели здрповьеформирующей деятельности педагогов школы, позволяющие сохранять в образовательном процессе здоровье, как учащихся, так и учителей.

Ключевые слова: теория деятельности, здоровьеформирующая деятельность, образовательный процесс в школе.

Учитель - ключевая фигура учебно-воспитательного процесса в школе. По своему положению, по своей профессиональной и социальной роли он является не только носителем специальных знаний, но и воплощением нравственных норм, образцом поведения, здорового стиля жизни и адекватного отношения к здоровью.

Обобщая основные научные взгляды на здоровье, следует отметить, что существенными признаками данной характеристики человека является способность к адаптации в условиях окружающей среды, к проявлению активности в отношениях с ней. Более того, поскольку объект, носитель здоровья, сосуществует с собой и со своим окружением, то само здоровье имеет смысл рассматривать сквозь призму соответствующих отношений.

Результаты исследований последних лет свидетельствуют, что резкое ухудшение здоровья учащихся во многом определяется невротизирую-щей средой обитания, создаваемой в том числе и учителями [3,4,7].

Однако и сама профессия учителя может быть отнесена к группе профессий повышенного риска [2, 7].

Медицинские и социологические исследования свидетельствуют о негативных тенденциях в состоянии здоровья современных учителей. Около 80% из них имеют типичные для людей стрессогенных профессий заболевания сердечно-сосудис-той, дыхательной, пищеварительной и нервной систем, переходящие со временем в хроническую форму [1, 3]. Особо следует отметить, что с увеличением педагогического стажа у учителя происходит нарастание дезадаптационных процессов и психопатологических состояний невротического или психопатического характера. Рост невротиче-

ских и психопатических реакций у учителя негативно сказывается на его отношениях с учащимися [3]. В результате сам учитель нередко становится фактором риска для нервно-психической дезадаптации школьников и ухудшения их здоровья, формирования у них различного рода дидактогений, что недопустимо.

С особенностями труда учителя, прежде всего, связана необходимость бережного отношения к их психическому здоровью. По данным исследователей 85 % учителей испытывают в школе состояние устойчивого стресса. Постоянная тревожность отмечается у большинства учителей, а высокая кратковременная - у 30 %. Все это приводит к нервным отклонениям, в частности, к неврозам. По официальным данным, ими страдают около 70 % педагогов [5]. У трети учителей показатель степени социальной адаптации равен или даже ниже, чем у больных неврозами [3].

Интенсивная нагрузка на речевой аппарат приводит к формированию дисфонии и афонии, которые входят в перечень профессиональных заболеваний педагогов [1].

Гиподинамия, значительная ортостатическая нагрузка, речевые и психические перегрузки вызывают патологические изменения в дыхательной и сердечно-сосудистой системах, другие соматические заболевания.

Принципиально важно, что значительное ухудшение здоровья и физической работоспособности приходится на самый продуктивный для учителя период - 35-45 лет [3, 6, 7]. С возрастом существенно уменьшается число лиц с удовлетворительной адаптацией и увеличивается процент педагогов со срывом механизмов вегетативной регуляции [1].

Среди ведущих причин нарушения здоровья учителя называют: высокое психоэмоциональное напряжение; переключение внимания на самые разнообразные виды деятельности; повышенные требования к вниманию, памяти; повышенная нагрузка на речевой аппарат; учебная перегрузка; гиподинамия; ортостатические нагрузки; неудовлетворенность своим трудом; продолжительное пребывание в аудитории; низкий уровень психологической культуры; недостаточное развитие коммуникативных способностей и навыков самоорганизации; индивидуальные психофизиологические свойства (например, слабая нервная система); слабая профессиональная подготовленность (низкий уровень компетенции и неспособность к новаторству).

Изучение наличия у педагогов навыков профилактики заболеваний, связанных с профессиональной деятельностью, обнаружило, что преподаватели не соблюдают в достаточной мере правила здорового стиля жизни, в недостаточной степени контролируют свое самочувствие и здоровье, имеют пристрастие к лекарствам. Только 24,2 % учителей используют методики профилактики дисфонии, всего 16,9 % педагогов выполняют упражнения, направленные на предотвращение нервно-психического переутомления, 42,6 % преподавателей переносят заболевания на ногах [1].

В подавляющем большинстве случаев забота о здоровье учителя сводится к купированию соматических и психических расстройств, санитарно-гигиеническому просвещению. Такой подход имеет как минимум два существенных недостатка.

Во-первых, педагог в данном случае выступает в качестве пассивного объекта, которого лечат, оздоравливают, охраняют, а управление своим здоровьем происходит на достаточно низком уровне саморе1уляции [3]. В этой связи профессор Л.М. Митина определяет профессиональное здоровье учителя как «...способность сохранять и активизировать компенсаторные, защитные и регуляторные механизмы, обеспечивающие работоспособность, эффективность и развитие личности учителя во всех условиях протекания профессиональной деятельности».

Рассмотрев две модели труда учителя (модель адаптивного поведения и модель профессионального развития), автор делает вывод о том, что предупреждение или преодоление сравнительно быстро наступающей профессиональной стагнации обеспечивает только модель профессионального развития, где фактором развития выступают внутренняя среда личности, ее активность, потребность в самореализации.

Аналогичной точки зрения придерживается

Н.Н. Трушина, считающая, что одной из причин невротизации учителя является несовпадение его смысловых установок с ценностными ориентациями учеников В этой связи можно сделать вывод о том, что для сохранения здоровья учителю необхо-

димо постоянно пересматривать свою ценностносмысловую позицию по отношению к учащимся (6).

Понятие «профессиональное здоровье» применительно к профессии учителя имеет еще одну существенную особенность, которая возникает в том случае, если перед педагогом ставится задача быть не только учителем-предметником и воспитателем, но и учителем здоровья. В этом случае следует говорить уже не только о способности сохранять и укреплять свое здоровье, обеспечивать эффективность и развитие личности, но и о способности осуществлять здоровьеформирующую деятельность.

Для реализации этих широкомасштабных задач недостаточно профилактических мероприятий по устранению производственных и непроизводственных факторов риска для здоровья педагогов. Необходима комплексная и эффективная система мер по охране и укреплению профессионального здоровья работников народного образования. В настоящее время существует несколько подобного рода моделей.

Так, в информационном письме, подготовленном Федеральным НИИ медицинских проблем формирования здоровья, предлагается модель, включающая девять модулей: организационный, социально-психологический, психодиагностический, медико-диагностический, информационнопознавательный, психопрофилактический, рекреа-ционно-оздоровительный, социальной помощи и поддержки и педагогический [2].

Близкая по структуре модель, обоснованная в трудах профессора Л.М. Митиной (предполагающая решение проблем профессионального здоровья учителя на федеральном, региональном, городском, школьном и индивидуальном уровнях) была адаптирована нами в соответствии со спецификой образовательного учреждения и реализована на площадке МОУ СОШ № 118 г. Челябинска. Здоровьеформирующая деятельность учителей, предполагалось, включает следующие направления: информационно-мотивирующее, организационное, медико-диагностическое, психодиагностическое, общеоздоровительное, социальное, психологическое, психотерапевтическое [3].

Опыт нашей работы свидетельствует, что, с технологической точки зрения, достаточно наличия в программе работы с учителем пяти блоков (модулей): организационного, диагностического, информационно-познавательного, оздоровительнопрофилактического и педагогического.

В рамках организационного модуля необходимо осуществить работу по анализу ситуации, организовать педсоветы, «круглые столы» и деловые игры под рубрикой «Учитель и здоровье», «Школа и здоровье», укрепить материальную базу образовательного учреждения, как правило, за счет внебюджетного финансирования. Должны быть подвергнуты существенной коррекции целевые установки и критерии оценки деятельности, как всей школы, так и каждого учителя. Оздоровительные задачи долж-

Проблемы двигательной активности и спорта

ны занять равноправное положение наряду с образовательными и воспитательными. Необходимо также обеспечить стимулирование экспериментальной и поисковой работы. Важной формой интеграции в деятельности специалистов различного профиля являются временные творческие группы, которые создаются для проработки и решения наиболее актуальных проблем.

Принципиально важно в контексте заявленной интеграции специалистов находить средства и методы включения элементов здоровьеформиро-вания в изучение отдельных предметов школьного образовательного цикла.

На уроках иностранного языка в средней и старшей школе в рамках эксперимента затрагивают проблемы взаимозависимости правильного питания и поддержания организма в хорошей форме, диетического питания и активности, профессионального и любительского спорта и его влияния на продолжительность жизни. Всесторонне обсуждаются вредные привычки молодежи, такие, как курение, употребление спиртных напитков и наркотиков и их влияние не только на физическое, но и на психическое здоровье неокрепшего организма, на деторождение и др. Учащиеся не только читают тексты по проблемам, они обсуждают их в диалогах, группах, проводят пресс-конференции, готовят проекты по этим темам, доклады и рефераты, находя и творчески перерабатывая информацию по интересующим их вопросам, что способствует воспитанию их творческих способностей.

Преподавание предметов цикла естествознания позволяет органично вписывать принципы здоровьеформирования в темы уроков, в различные задания, как на уроках, так и во время подготовки домашнего задания.

В методическом отношении одной из главных целей является создание здорового психологического климата на уроках и повышение интереса к изучаемым предметам, так как раннее повреждение нервной системы является причиной различных отклонений в функционировании ряда систем организма. Учителя предметов цикла естествознания на своих уроках максимально используют игровые моменты, аудио- и видеоаппаратуру для демонстрации интересных материалов. Среди форм проведения уроков часто встречаются такие, как урок-викторина, урок-соревнование, урок-путешествие и т.д. Использование компьютерных технологий позволяет повысить заинтересованность учащихся, а также улучшить качество восприятия материала, кроме того, дает возможность отдохнуть и размять пальцы рук.

На уроках биологии учащиеся знакомятся со строением опорно-двигательной системы, значением физических упражнений для ее развития. На заседаниях методического объединения рассматривался вопрос о более активном внедрении физкультминуток в структуру урока. Учителя следят за правильностью осанки учеников. Тренировка

дыхания, не занимая много времени, позволяет не только развивать дыхательную систему, но и способствует повышению культуры общения. Игры, направленные на повышение эмоциональности, облегчают восприятие материала и тренируют мимические мышцы.

На уроках биологии, физики и химии дети знакомятся с составом пищевых продуктов, их энергетической ценностью, с потребностью человека в энергии, получаемой с пищей. Обращается внимание учеников на необходимость своевременного и сбалансированного питания. Школьники учатся составлять меню с учетом требований к здоровому питанию, получают необходимые сведения о процессах, происходящих с пищей во время ее приготовления. Проводится работа по повышению культуры приема пищи, а также соблюдению основных гигиенических требований.

Большое внимание уделяется строгому нормированию домашних заданий по предметам цикла для недопущения перегрузок. Учителя обращают особое внимание на объем и сложность материала, задаваемого на дом. Основные пункты задания разбираются на уроке, а на дом остается повторение.

Кабинеты истории насыщены зелеными растениями, и это положительно влияет на эмоционально-психологическое состояние учащихся и создает неповторимый микроклимат в помещении.

Элементы здоровьеформирующей деятельности применяются не только в образовательном процессе, но и в сфере организации досуга и внеклассной работы.

Задачи классных руководителей и педагогов дополнительного образования состоят в следующем: создать условия для познания своих психических, физиологических, умственных особенностей, понимания сущности здоровья и здорового образа жизни и использования этих знаний для решения проблем своего здоровья и развития. Кроме того, помочь выработать способность к самостоятельной организации здорового образа жизни и научиться управлять своим здоровьем.

В рамках диагностического блока программы осуществлены социально-психологическая, медикобиологическая и психологическая оценки здоровья педагогов школы. Изучены социально-психологический статус учителя, его отношение к здоровью, образ жизни, психологический климат в коллективе. Результаты исследований свидетельствуют, что только 11,1 % педагогов школы имеют удовлетворительный тип адаптации. Основная часть коллектива (73,3 %) находится в донозологической стадии пограничного состояния и требует серьезных усилий по снятию напряжения и другой коррекционной работы. Наконец, 15,6 % учителей имеют декомпенсированный тип адаптации, критическое напряжение систем регуляции и нуждаются в не медленном восстановлении функциональных резервов.

Большинство учителей пассивно ведут себя по отношению к своему здоровью - 45 % не занимаются своим здоровьем, только 40 % делают утреннюю гигиеническую гимнастику и лишь единицы занимаются оздоровительной физкультурой и то, эпизодически, ссылаясь на отсутствие свободного времени, финансов, силы воли. Большинство педагогов (70 %) считают проблему снижения здоровья учащихся в учебном процессе острой для школы.

Учителя отмечают следующие негативные факторы, влияющие на здоровье учащихся в школе: перегрузка учащихся; отсутствие умения правильно распределять свои силы, безответственное отношение к здоровью; недостаток физической активности; переутомление; неправильно составленное расписание; отсутствие систематических организованных динамических часов.

На вопрос, координируете ли вы с учителями-предметниками, работающими с вами в одном классе, график проведения самостоятельных, контрольных работ, учителя ответили следующим образом: да - 30 %; нет - 33 %; иногда 37 %. Сроки изучения сложных тем согласуют между собой 20 % учителей; не делают этого - 50 %; делают это иногда - 30 % учителей.

На вопрос, часто ли приходится задерживать учащихся на перемене, утвердительно ответило 2 % учителей; иногда - 60 %; и никогда - 38 %. Большинство учителей, 80 % сказали, что не используют в классе, в котором работают, здоровьеформирующие технологии обучения и воспитания, и лишь 6 % ответили, что используют данные технологии, 15 % учителей затруднились ответить на этот вопрос.

Службой здоровья совместно с учеными и специалистами факультета ФКиС ЮУрГУ был организован постоянно действующий семинар для учителей под рубрикой «Познай и сотвори себя сам?». Мы понимали, что пока каждый учитель не сможет разобраться с проблемами собственного здоровья, трудно ожидать, что он станет активным проводником идей оздоровления школы. С учетом большой загруженности педагога и крайнего дефицита времени работа семинара была жестко алгоритмизирована. Сообщалась только информация, необходимая и достаточная для того, чтобы каждый учитель смог оценить факторы риска для своего здоровья, провести самодиагностику, познакомиться с возможными средствами оздоровления, разработать для себя индивидуальную оздоровительную программу. Причем все это в основном делалось на самих занятиях.

Кроме того, были организованы медикопсихосоциальные консультации. Желающие могли познакомиться с простейшими приемами совершенствования механизмов саморегуляции, восприятия, познания, понимания, самопрезентации, самоанализа, самоконтроля, идентификации и другими психологическими техниками.

В рамках коррекционно-профилактического блока в школе созданы группы здоровья для занятий в бассейне и аэробикой, организовано питание в школьной столовой. Осуществляются мероприятия по снятию эмоционального напряжения, совершенствованию коммуникативной компетентности, социальной помощи педагогам.

Кроме того, сделаны уверенные шаги в рамках самого сложного педагогического блока по формированию у педагогов готовности быть «учителем». Изучена степень готовности учителя к реализации здоровьеформирующей функции через свой учебный предмет и на уроке. Выявлены слабые стороны этой подготовки. Для ликвидации пробелов в подготовке к оздоровительной деятельности организован постоянно действующий внутришкольный семинар. Осуществляется наполнение валеологиче-ским содержанием образовательного процесса.

Конечно, выработка положительной мотивации учителя к здоровьеформирующей деятельности - наиболее сложный, противоречивый и ответственный этап оздоровления школы. Коренная задача службы здоровья заключается в том, чтобы помочь учителю осознать, что и ученики и коллеги имеют общий риск для здоровья, так как школа -это то место, где все они проводят большую часть своей жизни, необходимо попытаться сделать это место свободным от стрессов и перенапряжений.

Литература

1. Ахмерова, С.Г. Здоровье педагогов: профессиональные факторы риска / С.Г.Ахмерова // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. — 2001. -№ 4. -С. 28-30.

2. Коган, В.З. Охрана и укрепление здоровья учителя / В.З. Коган, Н.К Барсукова, В.А. Полесский //Школа здоровья. -1997. -№ 2. - С. 108-113.

3. Митина, Л.М. Профессиональное здоровье учителя: стратегия и технология / Л.М. Митина // Школа здоровья. - 1996. — T.3.—Ns4.-C. 55—57.

4. Прохоров, А. О. Психические состояния школьников и учителя в процессе их взаимодействия на уроке / А. О. Прохоров // Вопросы психологии - 1990. -№ 6.-С. 68-74.

5. Трифонова, О.Ю. Проблемное обучение как средство адекватного педагогического взаимодействия учителя и учащихся в общеобразовательной школе / О.Ю. Трифонова, О.В. Жаворонкова // Физическая активность и здоровье. Адаптация растущего организма к физическим и учебным нагрузкам: сб. тезисов. - Екатеринбург, 1996. -С. 51.

6. Трушина, Н.Н. Ценностно-смысловая позиция учителя как фактор нравственного и психического здоровья / Н.Н. Трушина // Школа здоровья. — 1996. -T3.~N94.-C. 57-58.

7. Фатыхова, P.M. Психическое здоровье учителя в современных условиях / P.M. Фатыхова // Валеология, образ жизни и здоровье: тезисы. — Екатеринбург, 1996.—С. 118—119.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.