ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
Пугачёва И.В.,
директор школы-интерната №19 ОАО «РЖД», руководитель высшей квалификационной категории, почётный работник общего образования
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА
Как создать здоровьесберегающую среду в школе-интернате?
Внутришкольные факторы: эндогенные, корректируемые, устранимые; зоны: учебная, информационная, профилактическая, коррекционная, диагностическая; критерии здоровья
В соответствии с законом РФ «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики. Это тем более важно, что, по данным Министерства здравоохранения России, лишь 14% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35-40% - хронические заболевания. По тем же данным, среди школьников за период обучения в 5 раз возрастает частота нарушений зрения, в 3 раза - патология органов пищеварения и мочеполовой системы, в 5 раз - нарушения осанки, в 4 раза - психические расстройства. Забота о сохранении здоровья воспитанников стала предметом особого внимания нашего коллектива. Школа - интернат является негосударственным учреждением, и мы выполняем заказ открытого акционерного общества «Российские железные дороги» готовя выпускников, ориентированных на железнодорожные профессии. Компания нуждается в молодых работниках - инициативных, с высоким уровнем профессионализма, повышенной адаптивностью к новым и изменяющимся условиям труда, ответственных за результаты своей работы в компании и самое главное - з д о р о в ы х!
В школе были проведены исследования с целью выявления реального уровня развития готовности педагогического коллектива к осуществлению здоровьесбережения в образовательном процессе, которые показали достаточную готовность педагогов в рассматриваемом аспекте.
Школа - интернат № 19 ОАО «РЖД» является областной экспериментальной инновационной площадкой по теме: «Формирование здоровьесберегающий и социально - адаптированной образовательной среды».
Здоровье - понятие комплексное. Оно зависит от социально-экономического положения детей, экологической обстановки в местах их проживания, качества питания, медицинского обслуживания, профилактической работы с детьми, медиков и педагогов, функционирования системы оздоровления, психологического климата в семье и в школе. А ведь в школе-интернате ребенок проводит примерно 185 дней в году. В связи с вышеизложенным нами была определена проблема
школы: «Личностно- гуманистическое обучение и воспитание учащихся со здоровьесберегающим сопровождением, ориентированное на железнодорожную направленность выпускника».
Целью школы является проектирование образовательного пространства, обеспечивающего развитие всех сфер личности ребёнка: физической, эмоциональной, интеллектуальной, духовно-нравственной, социальной в соответствии с его природными задатками, интересами и желаниями, его индивидуальном темпом в развитии, сохраняя при этом физическое и психическое здоровье.
Учитывая, что школа один из первых социальных институтов, с которым сталкивается человек в процессе своего биологического и социального становления, мы определили, что в дальнейшем именно срывы адаптации к тем или иным проблемам жизни в социуме будут приводить к постепенной утрате человеком того запаса «прочности», которое принято называть здоровьем.
Следует подчеркнуть, что для создания здоровьесберегающей среды в условиях школы-интерната мы детально проанализировали факторы, которые могут оказывать прямое влияние на здоровье воспитанников.
Все эти факторы мы разделили на три категории:
• все эндогенные факторы, то есть неизбежные -с ними необходимо считаться, нет способов их изменить;
• корректируемые - действие которых можно в некоторых случаях корректировать;
• устранимые - негативное влияние которых можно снизить, нейтрализовать, исключить.
Все внутришкольные факторы, относящиеся к корректируемым и устранимым, мы учитывали при организации воспитательно-образовательного процесса, то есть именно на них направлены наибольшие усилия работников школы.
Среда - решающий фактор обучения и воспитания. Среда складывается, а педагогом реализуется из предметно-пространственного окружения, из социально-поведенческого окружения, из событийно-
«Муниципальное образование: инновации и эксперимент» № 6, 2008
53
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
го и информационного окружения. Все это представляет ребенку жизнь, содействует формированию образа жизни и служит основанием для последующего взаимодействия с ней. Мы формируем среду и для этого мы разделили образовательное пространство на следующие зоны: учебная, информационная, профилактическая, коррекционная, диагностическая.
Исходя из этого при создании условий для формирования, сохранения и укрепления здоровья, мы определили концептуальную основу изучение физического, психического, социального, духовно - личностного здоровья человека.
В обобщенном виде можно считать, что критериями здоровья являются: для соматического, т.е. телесного и физического - «я - могу»; для психического -«я - хочу»; для нравственного - «я - должен».
Педагог школы - интерната ориентирован, прежде всего, на сохранение и укрепление психосоматического и духовно-нравственного здоровья. Эти компоненты здоровья можно отнести к уровням человеческой природы. Следовательно, к биологическому и психологическому уровням относятся соматическое, фи-
зическое и психическое здоровье, в то же время последний соотносится с социальным уровнем, а нравственное здоровье сочетается с мировоззренческим уровнем природы личности.
Четыре уровня человеческой природы
Личностный уровень: духовный, мировоззренческий (стремление понять свое предназначение в жизни и реализовать его) Социальный уровень: общественный (стремление занять определенное место в обществе)
Биологический уровень: физический (стремление сохранить и формировать свое здоровье) Психологический уровень (стремление к планированию и самоуправлению поведением)
По приведенной схеме можно выявить, с какого уровня произошло нарушение здоровья, как каждый ур овень влияет на другие уровни с целью коррекции во спитательно-образовательного процесса.
Модель управления школой «Здоровье и развитие»
54
«Муниципальное образование: инновации и эксперимент» №6, 2008
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
Таким образом, с целью создания единого здоровьесберегающего пространства в школе-интернате, мы определили, что участники здоровьесберегающего процесса должны находиться в постоянном взаимодействии, форма которого определяется их ролями.
Следовательно, появляется возможность решить проблемы, связанные с формированием, сохранением и укреплением здоровья, комплексно и системно. Отмечая их концептуальную значимость, мы разработали содержание деятельности для администрации, педагогов, родителей и воспитанников. Это позволило создать модель управления школой «Здоровья и развития».
Для создания здоровьесберегающей среды на научной основе каждый из субъектов здоровьесберегающей деятельности выполняет свои функции, воздействуя на устранимые факторы. Естественно, возможности и характер воздействия субъектов различен и только их совместная деятельность может обеспечить реальный успех системы здоровьесберегающих мероприятий.
Введение в школьные образовательные программы обучения здоровьесберегающего компонента способствует тому, что каждый ребенок получает необходимые знания, умения и навыки по сохранению своего здоровья. В учебном плане текущего года хорошо зарекомендовали себя факультативные занятия для учащихся 5 - 7 классов «Психология общения», «Здоровьесберегающие технологии», где воспитанники школы учатся сохранению психического и соматического здоровья, где у ребят формируются ценности здоровья и здорового образа жизни, проводится профилактика вредных привычек.
В качестве примера работы по одному из направлений представим функции учителя - предметника по развитию психомоторных способностей школьников на своем уроке.
Функции Содержание функции
Аналитическая -изучение половозрастных и индивидуальных психофизиологических особенностей учащихся, состояние их здоровья и самочувствия на уроке; -анализ реальных учебных возможностей учащихся, определение оптимального уровня трудности урока: сложности учебного материала, характера деятельности и уровня усвоения учебного содержания для каждого ученика
Конструктивная -постановка целей и задач урока; -определение содержания урока и выделение в нём здоровьесберегающих идей; -отбор здоровьесберегающих приёмов, методов, технологий и средств обучения; -отбор средств, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся
Организационно- исполнительная -реализация на уроке задач обучения, воспитание и развитие здоровой личности ученика; -формулировка цели урока и организация работы с учащимися по её принятию; -обеспечение высокого уровня мотивации учебной деятельности учащихся на уроке; -организация усвоения учебного содержания с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ученика; -определение затруднений учащихся при усвоении учебного материала и оказание им дозированной помощи, создание на уроке ситуации успеха; -организация взаимопомощи учащихся на уроке; -создание положительного эмоционального настроения в классе, благоприятного психологического климата; -обеспечение достаточной двигательной активности учащихся на уроке; -соблюдение гигиенических норм и требований при организации урока и использовании средств обучения; - соблюдение педагогической техники учителя, обеспечивающей охрану психического здоровья учащихся
Профилактико- коррекционная -мобилизация учащихся на уроке посредством элементов психотерапии (музыкотерапии, психогимнастики, психоэмоционального настроения и др.); -использование приёмов эмоциональной разрядки, снятия психоэмоционального и статического напряжения; -профилактика зрительного и умственного утомления учащихся на уроке; -использование элементов психотерапии педагогической деятельности (вербальное и невербальное воздействие на учащихся); -формирование и коррекция духовнонравственного аспекта развития личности ученика (взгляды, ценности, установки и т.д.); -применение средств, направленных на профилактику и коррекцию психофизиологического состояния учащихся (аудиовизуальные технические средства, офтальмологические тренажеры, схемы и др.);
Рефлексивно- оценочная -создание условий для оценивания учащимися своей деятельности на уроке и достигнутых результатов; -оценивание степени продвижения учащимися в усвоении учебного материала; -осмысление хода и результатов урока
«Муниципальное образование: инновации и эксперимент» № 6, 2008
55