_ИННОВАЦИОННЫЕИИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕПРОЕКТЫ,ПРОГРАММЫ^ПОДХОДЫ_
Авторы рассматривают пути развития новой школы с учетом специфики «Школы здоровья», рассматривают кроме учебной деятельности дополнительное образование детей, реализующее проектную идею Школы Здоровья: «Здоровый ученик - успешный ученик» деятелъностно-компетентностную образовательную модель.
Яшина Галина Алексеевна
кандидат педагогических наук, директор ГОУ СОШ «Школа здоровья» № 64,
г.Москва
Минашкин Андрей Владимирович
кандидат юридических наук, руководитель структурного подразделения по правовому воспитанию и юридическим вопросам ГОУ СОШ «Школа здоровья» № 64, г.Москва
ОСНОВНЫЕ ПУТИ РАЗВИТИЯ НОВОЙ ШКОЛЫ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЫ ЗДОРОВЬЯ
Как соотносится деятельность школы здоровья с путями развития новой школы?
____________________________________________________________________________________________
Ключевые слова: концепция современной школы; образ выпускника школы; школа полного дня; школа здоровья; Центр Психолого - Медико - Социального сопровождения; стиль общения учителя; дополнительное образование
^лавные задачи современной школы - раскры-\\ I тие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации». Эти положения и концепция современной школы были сформулированы и в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». В ней, в частности, указывается, что «модель современной школы должна соответствовать целям опережающего инновационного развития экономики и социальной сферы, обеспечивать рост благосостояния страны и способствовать формированию человеческого потенциала».
Сегодня образ выпускника школы становится ориентиром для проектирования процессов и условий получения образовательных результатов, главным инструментом развития школы и педагогического коллектива. У выпускника современной школы должны быть сформированы готовность и способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, проявлять инициативу, т. е. выпускник должен быть конкурентоспособным. Эти личностные качества определят инвестиционную привлекательность образования. Поэтому для создания модели Новой школы необходим переход к деятелъностно-компетентностной образовательной модели с ведущим фактором межчеловеческого взаимодействия, интерактивности.
Содержанием образования должны стать такие ключевые социальные результаты образования, как:
■ российская гражданская идентичность и стремление к консолидации общества, основанные на способности взаимопонимания и взаимного доверия представителей различных конфессиональных групп, взаимодействии культур при сохранении этнической идентификации,
■ современные компетентности, отвечающие общемировым и российским требованиям к человеческому капиталу, для решения новых амбициозных задач.
Эти ценности в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами второго поколения закладываются в основу предметных программ, программ воспитания и социализации. Обновлённое содержание образования потребует не только нового подхода к оценке образовательных результатов обучающихся, но и качественно иных ориентиров в оценке деятельности учителя, уровня внутришкольной системы управления качеством образования.
Образовательная программа становится не только ключевым документом, но и свободной формой гражданского контракта между обществом (родителями в лице общественного совета) и образованием (педагогического коллектива школы) для обеспечения и гарантии качества образования. Она объединяет основные и дополнительные образовательные программы, учебную и внеучебную деятельность для достижения стратегической цели - раскрытия и развития потенциа-
28
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2011
ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ
ла каждого ученика в соответствии с его возможностями и способностями.
Школы, создающие концепции и программы развития своих коллективов, используют при их разработке современные научные идеи, технологические пакеты и модули, разработанные и апробированные на экспериментальных площадках и в инновационных сетях
Складывающаяся система оценки должна быть существенно дополнена и уточнена с учётом новых акцентов:
■ переход от оценки как инструмента контроля к оценке как инструменту управления качеством образования;
■ переход от констатирующей оценки к формирующей, программирующей саморазвитие ученика, педагога, школы;
■ переход от оценки исключительно предметной обученности к оценке образовательных результатов в целом, включая надпредметные компетентности и социализацию - в соответствии с новым поколением стандартов и с учётом возрастной ступени обучения.
В связи с этим одной из наиболее важных задач государства и современной школы становится обеспечение доступности качественного общего образования Конституционный принцип доступности качественного общего образования независимо от места жительства реализуется через:
- повышение охвата детей дошкольного возраста вариативными формами и программами дошкольного образования и тем самым выравнивание стартовых возможностей для получения общего образования;
- развитие современных материально-технических, информационных, кадровых ресурсов (в том числе, оборудованных кабинетов, электронных и печатных учебных пособий, демонстрационного и лабораторного оборудования, здоровьесберегающей мебели, интерактивных и мультимедиа-комплексов); их концентрацию в базовых школах. Так, в нашей школе уже несколько лет систематически проводятся творческие педагогические советы и презентации, тематические конференции и т.д;
- создание условий для дифференцированного обучения детей, учитывающих их учебные возможности, интересы и образовательные потребности, а также личностноориентированный подход в образовании;
- обновление содержания общего образования с учетом современных требований, предъявляемых обществом, государством, семьей, личностью к общему образованию, - совершенствование системы оценки качества образования. Наша школа принимала активное участие и являлась экспериментальной площадкой по вопросу формирования новой системы оценки качества образования.
Одним из ключевых моментов развития новой школы является введение и функционирование таких новых режимов, как школа полного дня и такой формы образовательного учреждения, как школа здоровья. Принимая во внимание, что на законодательном уровне данный вопрос пока не решен предпринимаются попытки установления задач и особенностей их деятельности, также специфики организации учебновоспитательного процесса на уровне локального нор-
мотворчества посредством принятия соответствующих Положений, действующих в нашей школе. Полагаем, что основная цель школы здоровья - обеспечение оптимизации образовательного процесса, определяющего здоровье как цель, объект и результат деятельности школы, гарантирующего оптимальные условия физического и психического становления обучающихся и сотрудников образовательного учреждения.
Задачи школы здоровья:
- разработка системы психолого-логопедо-медикопедагогического мониторинга состояния здоровья, физического и психического развития школьников;
- создание системы коррекции физического, психологического, социального и нравственного развития обучающихся с использованием комплекса оздоровительных и медицинских мероприятий без отрыва от учебного процесса;
- отслеживание организации учебно-воспитательного процесса (УВП) с учетом его психологического и физиологического воздействия на организм учащихся и соблюдение санитарно-гигиенических норм организации УВП, нормирование учебной нагрузки и профилактики утомления учащихся;
- разработка технологии психолого-логопедо-медико-педагогического сопровождения сотрудников и учащихся в образовательном процессе;
- организация работы по повышению профессиональной компетентности педагогов по реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе;
- информационное обеспечение всех участников образовательного процесса (учителей, учащихся и их родителей) по вопросам здоровья и здорового образа жизни;
- активизация участия семьи в решении вопросов охраны и укрепления здоровья детей;
- обеспечение условий для практической реализации принципов здоровьесбережения в учебно-воспитательном процессе;
- организация научно-методической работы, направленной на профессиональный рост педагогов через проведение практических занятий, тематических встреч, самообразование и т. п. по решению задач сохранения и развития здоровья учащихся, формирования здорового образа жизни коллектива школы, культуры физического, психического и социального здоровья участников образовательного процесса.
Так, например, уровень школьной тревожности снизился за последние три года. Это стало возможным в связи использование в работе педагогов личностно -ориентированного подхода, который обеспечивает сохранение психического здоровья учащихся.
Совместно с психологами Центра Психолого-Медико-Социального сопровождения «Живые потоки» в школе было проведено обследование учителей и учащихся с целью выявления психологического комфорта учащихся на уроке. С учителями было проведено тестирование «Диагностика личностных качеств», которое позволило выявить стиль общения учителя на уроке. В результате исследования было выявлено, что в классах, где преобладает демократический стиль общения учащихся и педагогов, состояние здоровья
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2011
29
ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ
школьников лучше. Именно хорошее состояние здоровья учащихся обеспечивает успешность обучения.
В школе проводятся специальные беседы, уроки, курсы по формированию культуры здоровья и профилактике вредных привычек:
- изучение правил дорожного движения
- просветительская работа с родителями по вопросу сохранения здоровья детей, пропаганда здорового образа жизни
- профилактическая работа по преодолению табакокурения, употребления алкоголя, наркотических веществ
Для проведения профилактической работы по данному направлению школа сотрудничает различными общественными организациями: «Дети улиц», Институтом гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН, с коллективами которых заключены договора. Специалисты неоднократно выступали перед родителями и перед учащимися с лекциями по следующим темам: «Основы рационального питания», «Профилактика наркомании и алкоголизма», «Профилактика нарушений репродуктивной функции у девушек».
Отметим, что в последнее время количество учащихся, имеющих проблемы со зрением, практически не изменилось. Это стало возможным в связи с отлаженной работой Центра психологической реабилитации и коррекции для детей с нарушением зрения «Давыдково» и коллектива школы. Во избежание зрительного утомления учителя во время урока проводят тренировку зрительного аппарата.
Проблемам сохранения здоровья посвящены многие совещания и педсоветы. На каждом совещании освещаются вопросы профилактики травматизма, психологического комфорта ребёнка и учителя, профилактики заболеваемости.
В нашей школе идёт большая работа по сохранению здоровья и педагогов школы. Данная работа включает в себя:
- ежегодное проведение диспансеризации педагогов в поликлинике № 147;
- проведение профилактических прививок;
- организация питания учителей;
- организация психологического комфорта учителя во время урока и во внеурочной деятельности.
Такая работа даёт положительные результаты. За последние три года снизилось количество больничных листов учителей.
. Следовательно, основная цель программы по укреплению и сохранению здоровья учащихся реализуемой в «Школе здоровья»: Комплексное решение проблем физического воспитания и оздоровления детей, подростков и молодежи, направленное на физическое и духовно-нравственное совершенствование подрастающего поколения.
основные задачи: - совершенствование системы медицинского обеспечения детей
- проведение профилактических мероприятий для раннего выявления нарушений состояния здоровья детей
- совершенствование системы питания воспитанников
- оптимизация учебной нагрузки
- популяризация здорового образа жизни
Основные направления деятельности по сохранению и укреплению здоровья и формированию здорового образа жизни (реализация поставленной цели и задач): обязательной составляющей режима является активно-двигательная и физкультурно-оздоровительная деятельность обучающихся. В школе представлены разнообразные виды деятельности, создается особая микросреда, основанная на неформальности отношений, свободе выбора досуговой и познавательной деятельности.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
Вначале учебного года с педагогами 1-х классов проходит консультация по вопросу организации школьной адаптации детей. Разработана программа для 1-4 классов» Уроки Здоровья». В режим школы введена утренняя зарядка. Расписание уроков составлено с учетом требований СанПиНа.
МЕДИКО-ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ
Проведена диспансеризация учащихся. Стоматологи школы провели санацию полости рта детей 1-11 классов. Ведется ежедневный контроль посещаемости. Логопед проводит обследование первоклассников и формирует группы для индивидуальных занятий.
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ
Фиксируются негативные тенденции в динамике психического здоровья детей и подростков. Психологи центра «Рублево» проводят в начальной школе занятия для развития и коррекции психомоторики, тренинги по общению, используя современное оборудование. Проведены социально-значимые мероприятия: туристический слет «Юные пожарники», конкурс легомо-делирования «Опасные ситуации на дороге», конкурс рисунков «Мы рисуем улицу» и др.
ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ
Проводится целенаправленная работа по совершенствованию спортивно-массовой работы школьников, учителей и родителей. Работают спортивные секции во второй половине дня. Проведены внутришкольные соревнования по баскетболу, волейболу, футболу. Необходимым элементом здоровьесбережения является организация питьевого режима.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
Определена важная проблема: включение в образовательный процесс системы здоровьесберегающих технологий, направленных на сохранение здоровья обучающихся. Для реализации выбраны такие педагогические приемы и методы: комфортное начало и окончание урока, что обеспечивает эмоциональный настрой учащихся, проведение физкультминуток, направленное на поддержание высокой работоспособности, на снятие усталости и напряжения, Объяснение нового материала с опорой на субъективный опыт учащихся, учет индивидуальных способностей и особенностей ребенка, игровые методы на развитие памяти, внимания, наблюдательности, сообразительности, личный пример учителя, организация рефлексии.
РОДИТЕЛЬСКИЙ
Разработана программа родительских собраний с 1 по 11 классы. Организован родительский всеобуч. Родители приобщаются к организации и участию
30
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2011
ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ
в школьной жизни. Тематика родительских собраний. «Организация учебного труда школьника в процессе подготовки домашнего задания», «Законы жизни семьи, законы жизни класса и школы», Роль книги в развитии интеллектуальных умений ребенка», Формирование у ребенка адекватной положительной самооценки» и др.
В ГОУ СОШ № 64 ведется целенаправленная работа по защите обучающихся от перегрузок, сохранению их физического, психического, нравственного и интеллектуального здоровья.
Формирование у учащихся позитивного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни, осуществляется через урочную и внеурочную системы, внеклассные мероприятия.
Основные мероприятия, проводимые в школе для реализации программы по охране здоровья учащихся:
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С УЧЕТОМ ЕГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО и ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОРГАНИЗМ УЧАЩЕГОСЯ. Соблюдение норм дозировки при выполнении домашнего задания, вариативность форм и методов обучения, воплощение педагогики сотрудничества, соблюдение нормативов максимальной аудиторной нагрузки, создание ситуации успеха в решении вопросов физического и нравственного совершенствования. Ситуация успеха - это результат сотворческой деятельности педагога и воспитанника, при которой результат деятельности подростка сопоставим с его ожиданиями. Создание ситуации успеха как на уроке, так и во внеурочной деятельности - основное кредо педагогов нашей школы.
В случае, если образовательное учреждение осуществляет свою уставную деятельность в режиме школы полного дня (далее по тексту: «ШПД») оно обеспечивает полноценное полнодневное пребывание ребенка в школе.
ШПД обеспечивает интеграцию основного и дополнительного образования обучающихся ШПД создает более полные по сравнению с общеобразовательной школой условия для самовыражение, самоопределения каждого конкретного обучающегося, способствующие развитию стремления к непрерывному образованию в течение всей активной жизни ШПД интегрирует в себе функционал, как общеобразовательного учреждения, так и преимущества учреждения дополнительного образования.
Режим полного дня способствует формированию образовательного пространства учреждения, объединению в один функциональный комплекс образовательных, развивающие, воспитательных и оздоровительных процессов.
Как уже было отмечено, важной составляющей образовательного процесса в ШПД является дополнительное образование.
Положение о дополнительном образовании может устанавливать, в частности: Дополнительное образование детей (ДОД) создается в целях формирования единого образовательного пространства общеобразовательной школы для повышения качества образования и реализации процесса становления личности в разнообразных развивающих средах. ДОД является
равноправным, взаимодополняющим компонентом базового образования
ДОД организуется на принципах природосообразности, гуманизма, демократии, творческого развития личности, свободного выбора каждым ребенком вида и объема деятельности, дифференциации образования с учетом реальных возможностей каждого обучающегося.
Содержание образования ДОД определяется образовательными программами - примерными (рекомендованными Министерством образования РФ), модифицированными (адаптированными), авторскими. При необходимости возможна постановка эксперимента и разработка соответствующих экспериментальных программ, открытие на базе учреждения экспериментальной площадки.
Прием обучающихся в объединения ДОД осуществляется на основе свободного выбора детьми образовательной области и образовательных программ.
Структура ДОД определяется целями и задачами общеобразовательной школы, количеством и направленностью реализуемых дополнительных образовательных программ и включает профильные лаборатории, кружки, студии, секции, клубы, учебные группы и т. д.).
Полному, гармоническому и всестороннему развитию личности ученика способствует сложившаяся в школе система дополнительного образования, которая выполняет образовательную, социально-адаптивную, коррекционно-развивающую, воспитательную функции. Дополнительное образование осуществляется в 23 творческих объединениях по научнотехническому, художественно-эстетическому, физкультурно-оздоровительному, культурологическому, эколого-биологическому и естественнонаучному направлениям на бюджетной основе. Дополнительное образование уменьшает асоциальное влияние среды и повышает рейтинг образования среди родителей и общественности.
В различных детских творческих объединениях и спортивных секциях ГОУ СОШ № 64 заняты 485 человек, что составляет 97% от общего количества учащихся. Ожидаемый результат системы педагогических воздействий в творческих объединениях - воспитание личности, обладающей нравственными качествами, высоким интеллектом, обладающей развитыми способностями с учетом индивидуальных особенностей и наклонностей, способной к безболезненному вхождению во взрослую жизнь.
Всё это возможно через реализацию проектной идеи «Здоровый ученик - успешный ученик». Под здоровьем мы понимаем физическое, интеллектуальное, нравственное и психическое здоровье. Отметим, что растет ежегодное участие в районных, окружных и городских мероприятиях. Наши учащиеся отмечены дипломами и грамотами за участие в районном фестивале-смотре «Созвездие Кунцево», фестиваля детского и юношеского творчества «Юные таланты Московии», конкурса детского рисунка, конкурса «Будущее без наркотиков», легофестивале, окружного фестиваля молодежной журналистики «Пингвины пера», спортивных соревнований по футболу, каратэ, аэробике.
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2011
31
ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ
Задачи государственной политики в сфере предполагают внедрение моделей индивидуализации образовательных траекторий для обеспечения максимальной учебной успешности разных групп учащихся, направлены на реализацию программ и технологий, обеспечивающих достижение образовательных личностных результатов, формирование идентичности в поликультурной среде. В настоящее время с учетом этого были разработаны проекты таких основополагающих документов как Концепция развития воспитания в системе столичного образования.
В Концепции учтены положения национальной образовательной доктрины «Наша новая школа», Федеральных государственных образовательных стандартов общего и высшего профессионального образований. Содержательные аспекты Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников и базовые основания Стратегии Правительства Москвы по реализации государственной политики в интересах детей «Московские дети» на 2008-2017 гг. позволили выделить ключевые задачи развития воспитания с учетом региональной специфики. Концепция выступает условием формирования и целостного развития воспитательного пространства г. Москвы, создает основу для совершенствования процесса управления городской воспитательной политикой, реализации общегосударственных проектов с учетом уникальной культурно-исторической специфики столичного мегаполиса.
Реализация основных положений Концепции позволит создать инновационный механизм развития воспитания в московской системе образования, ориентированный на формирование нравственности, гражданственности, патриотизма, социальной активности, творческих способностей, навыков здорового образа жизни молодого поколения москвичей.
Принимаемая Концепция определяет основы:
- разработки Программы развития воспитания в системе образования города Москвы;
- совершенствования управления развитием воспитания в системе образования города Москвы;
- обеспечения необходимых научно-методических, организационных, кадровых, информационных условий развития воспитания.
- повышения эффективности и качества воспитательной деятельности в образовательных учреждениях;
В течение ряда лет в Москве реализуются Комплексные среднесрочные программы: «Патриотическое воспитание молодежи Москвы», «Столичное образование», «Спорт Москвы», в которые входят мероприятия по различным направлениям воспитания детей и молодежи, на уровне округов разработаны программы воспитывающей деятельности.
Разработан проект Государственной программы развития системы образования города Москвы на период 2012-2016 гг.
Для решения ее задач и достижения целей весьма актуально развитие инициативной творческой изыскательской деятельности учащихся.Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить,
добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей, что требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности, чем обусловлено введение в образовательный контекст образовательных учреждений методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся. Педагогическая общественность должна осознать проектную и исследовательскую деятельность обучающихся как неотъемлемую часть образования, отдельную систему в образовании, одним из направлений модернизации современного образования, развития концепции профильной школы.
Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях требует грамотного научно-обоснованного подхода и решения комплекса задач организационно-управленческих, учебно-методических, кадрового обеспечения, организационно-методических, информационных, дидактических и психолого-педагогических. Эти задачи могут решаться в любом образовательном учреждении при наличии инициативной группы педагогов единомышленников во главе с управленцем, организатором учебно-воспитательного процесса и научного руководства развитием этой деятельности со стороны специалиста или научного учреждения.
Исследовательская деятельность обучающихся -деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций:
- постановку проблемы,
- изучение теории, посвященной данной проблематике,
- подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.
Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.
Проектная деятельность обучающихся - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации
32
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2011
ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ
проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Проектно-исследовательская деятельность - деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.
Также одной из приоритетных задач государственной политики в области образования является расширение общественного участия в управлении образованием. Полноценное и неформальное участие граждан в управлении образовательными учреждениями, формировании образовательной политики на местном, региональном и федеральном уровнях призвано обеспечить открытость и восприимчивость системы образования к общественным потребностям, обновление и повышение качества предоставляемых образовательных услуг, их соответствие социально-экономическим реалиям и перспективам.Основной механизм развития государственно-общественного характера управления образованием - разработка нормативной правовой базы передачи гражданским институтам части полномочий и ответственности за реализацию некоторых управленческих функций.
Расширению и повышению эффективности общественного участия в управлении образованием способствует реализация следующих мер:
- Обязательное участие общества, профессионального сообщества, деловых кругов в выработке и реализации основных направлений образовательной политики, стратегических управленческих решений по ключевым вопросам развития российского образования.
- Согласование государственного, общественного и корпоративного заказов образовательной системе.
- Ежегодная публикация по установленной форме финансовых отчетов органов управления образованием и образовательных учреждений, а также отчетов по результатам деятельности.
- Систематическая государственно-общественная экспертиза и поддержка на конкурсной основе инновационных образовательных программ, распространение инновационных технологий.
- Функционирование управляющих, попечительских советов образовательных учреждений с привлечением в них представителей педагогов и обучающихся, родителей, учредителей, местной общественности (бизнеса, науки, здравоохранения, культуры и т. п.). Наделение этих советов полномочиями по распределению стимулирующей части фонда оплаты труда учреждений, разработке и реализации программ развития, определения содержания и организации образовательного процесса, хозяйственно-экономической деятельности и др.
- Развитие современных форм ученического самоуправления.
- Развитие государственно-общественной системы лицензирования образовательной деятельности, аккредитации образовательных учреждений.
Основой формирования нового качества образования становится внутришкольная система управления качеством образования, сочетающая в себе внутришкольный и внешний контроль. В нашей школе разрабатываются и реализуются Программы внутришкольного контроля на полугодие и учебный год
Создание и развитие таких систем предполагает складывание и укрепление институтов и форм оценки качества: самоаудит, общественно-профессиональная экспертиза, добровольная система сертификации, сравнительная оценка с аналогичными по виду или направленности деятельности образовательными учреждениями, участие в городском мониторинге и диагностике и международных исследованиях качества образования.
Реализация модели новой школы невозможна без специально выстроенной системы управления изменениями, в основе которой лежит, прежде всего, развитие рефлексивных сред и практик в образовательном пространстве школы.
Таковы в общих чертах пути и принципы развития новой школы и деятельности различных режимов и форм образовательных учреждений на примере школы здоровья. Полагаем, что в дальнейшем требуются как усилия со стороны государства, например, формирование образовательной политики, законодательное сопровождение предполагаемых изменений, так и со стороны педагогического сообщества, других институтов гражданского общества, что позволит на современном уровне реализовать гражданам одно из ключевых конституционных прав - право на образование.
Литература
1. Зимняя И. А. Основные линии психического развития ребенка // Эксперимент и инновации в школе. - 2010. - № 2
2. Махмутов М. И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. - М.: Педагогика, 1975.
3. Никандров Н. Д. Проблемное обучение // Воспитание школьников. 1983. -№ 12.
4. Сиденко А. С. О моделях учебного процесса и теоретических основах проектирования http://www.riskland.ru/lib.
5. Сиденко А. С. О иновационим и традиционалним моде-лима наставног процеса // Настава и васпитанье. Бео-град. - 2006. - № 2.
6. Хуторской А. В. Эвристическое обучение: Теория, методология, практика. - М.: Международная педагогическая академия, 1998. - 266 с.
7. Яшина Г. А. Ресурс повышения эффективности образования // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2008. - № 1.
8. Яшина Г. А. Создание комплекса инновационных образовательных технологий как ресурс повышения эффективности образования // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2008. - № 3.
9. Яшина Г.А, Сиденко А. С., Хачатрян Н.Л. Программа педагогических советов и опыт ее реализации // Эксперимент и инновации в школе. - 2009. - № 2.
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2011
33