Научная статья на тему 'Формирование здоровьесберегающей социально адаптированной среды в условиях ведомственной направленности школы-интерната'

Формирование здоровьесберегающей социально адаптированной среды в условиях ведомственной направленности школы-интерната Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
464
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Белозёрова О. В., Пугачёва И. В., Коваленко Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование здоровьесберегающей социально адаптированной среды в условиях ведомственной направленности школы-интерната»

Образование в регионах

ш

Белозёрова О.В., Пугачёва И.В., Коваленко Н.В.,

Негосударственная общеобразовательная школа-интернат №19 среднего (полного) общего образования ОАО «РЖД»

г. Новокузнецк

___________________________________________£

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СОЦИАЛЬНО АДАПТИРОВАННОЙ СРЕДы

в условиях ведомственной

НАПРАВЛЕННОСТИ шКОЛы-ИНТЕРНАТА

Школа есть не только симптом наиболее ясный, но и проявляющийся в органе, который наиболее ярко чувствует, сильнее всего болит; и вот почему не только исцелить ее мы призваны, но, может быть, и сами исцелетъ через нее...

В.В.Розанов

ктуальность темы. Одним из приоритетов российского образования является создание условий для повышения качества общего образования, его личностная ориентация, формирование соответствующей образовательной среды как фактора развития личности.

Таким образом, нами рассмотрены такие аспекты образовательной среды, как ее анализ с точки зрения развития учащихся, гуманитаризация образовательной среды, эмоциональное насыщение образовательной среды как средство коммуникативного развития школьников, влияние образовательной среды школы на повышение профессиональной компетенции учителей, педагогическое управление созданием комфортной среды в школе-интернате, способствующей профилизации на железнодорожные специальности, валеологизация образовательной среды.

В процессе анализа собственной образовательной практики по проблеме формирования здоровьесберегающей социально адаптированной среды в условиях ведомственной направленности нами выявлены следующие противоречия:

• между необходимостью формирования здоровьесберегающей социально адаптированной среды в условиях ведомственной направленности как фактора личностного роста школьников и недостаточной разработанностью соответствующего педагогического инструментария;

• фактическим состоянием здоровья школьников и неготовностью образовательного учреждения сохранять и развивать здоровье школьника;

• притязаниями выпускников школы-интерната на успешную самореализацию и их отношение к здоровью и здоровому образу жизни;

• необходимостью перехода к созданию здоровьесберегающей социально адаптированной среды в условиях ведомственной направленности, способствующей формированию профиля на железнодорожные специальности, и недостаточной теоретической и

практической проработанностью условий ее формирования.

Данные позиции продиктованы тем, что заботу о здоровье детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем заниматься производительно-полезной деятельностью. Однако в России наблюдается общее снижение человеческих ресурсов, деградация личности, рост алкоголизма, наркомании, депопуляция населения, разрушение института семьи, рост инфекционных заболеваний.

Учитывая, что главная задача профильного обучения состоит в создании специализированной образовательной подготовки, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом специфики школы-интерната РЖД, отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования, школа - интернат ОАО «РЖД» МОУ ведет целенаправленную работу по организации железнодорожного профиля.

Таким образом, профильное обучение мы рассматриваем как средство дифференциации и индивидуализации обучения, когда за счет изменений в структуре, содержании и организации процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создаются условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

Педагогическая значимость проблемы формирования здоровьесберегающей социально адаптированной среды в условиях ведомственной направленности с целью сохранения физического, психического, социального, нравственного и духовного здоровья школьников и актуальность решения проблемы в условиях модернизации российского образования диктуют не-

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/2

13

Образование в регионах

обходимость принятия неотложных мер на уровне отдельного образовательного учреждения.

Цель экспериментальной деятельности: определить совокупность форм, методов и средств формирования здоровьесберегающей социально адаптированной среды в условиях ведомственной направленности для сохранения соматического, психического здоровья и адаптации субъектов воспитательного процесса.

Объект исследования : образовательная среда школы-интерната ОАО «РЖД».

Предмет исследования: процесс формирования здоровьесберегающей социально адаптированной среды в условиях ведомственной направленности.

Гипотеза исследования: состоит в том, что процесс формирования здоровьесберегающей социально адаптированной среды в школе-интернате в условиях ведомственной направленности будет результативным, если:

• разработана и обоснована модель процесса формирования здоровьесберегающей социально адаптированной среды школы-интерната в условиях ведомственной направленности, адекватная цели и задачам эксперимента;

• осуществляется сохранение и развитие здоровья учащихся школы-интерната, исходя из влияния на него социальных и педагогических факторов;

• реализуется пролонгированная комплексная диагностика здоровья школьников, коррекция нарушений уровня физического развития и подготовки; психофизиологической адаптации; показателей физического и социального здоровья ученика;

• здоровьесберегающая социально адаптированная среда школы-интерната создает оптимальный режим для реализации двигательной активности школьников;

• обеспечены соответствующие педагогические условия, отражающие специфику и потенциальные возможности развития школы-интерната железнодорожного типа;

• осуществлена в динамике оценка изменений образовательной среды образовательного процесса с опорой на разработанные средства лич-ностно ориентированной диагностики.

Задачи:

• обосновать педагогические условия и приоритетные подходы к формированию здоровьесберегающей социально адаптированной среды в школе-интернате в условиях ведомственной направленности;

• выделить факторы, влияющие на сохранение и развитие здоровья школьников;

• выделить факторы, влияющие на профилиза-цию железнодорожной направленности в условиях школы-интерната;

• обеспечить соответствие воспитательнообразовательного процесса с индивидуальными психолого-физиологическими особенностями развития обучающихся;

• разработать средства диагностики здоровьесберегающей социально адаптированной среды школы-интерната в условиях ведомственной направленности; осуществить в динамике оценку изменений образовательной среды в образовательном процессе.

Методы эксперимента: теоретические (анализ, моделирование, изучение и обобщение педагогического опыта); эмпирические (общие: наблюдение, педагогический эксперимент, частные - изучение литературы, документов, анализ продуктов деятельности; беседа, опрос (письменный и устный), тестирование; метод экспертной оценки (оценивание); герменевтические методы - контент - анализ содержания сообщений. Диагностические - автоматизированные программно-технические средства индивидуального психофизиологического мониторинга.

Научная новизна состоит в разработке методологических и организационно-педагогических условий создания здоровьесберегающей социально адаптированной среды в условиях ведомственной направленности.

Практическая значимость эксперимента определяется:

• позитивными приращениями в личностном росте школьников и профессионально-личностном росте учителей, обусловленные реализацией разработанной программы формирования здоровьесберегающей социально адаптированной среды в условиях ведомственной направленности;

• обогащением всех компонентов образовательной среды научно-методическим сопровождением, способствующим сохранению и формированию соматического, психического здоровья и профилизации школьников на железнодорожные профессии;

• применимостью разработанной модели и программы формирования здоровьесберегающей социально адаптированной среды в школе-интернате в условиях ведомственной направленности для всех образовательных учреждений как основы создания собственных вариативных программ.

Прогнозируемые результаты экспериментальной деятельности. Оценка образовательной среды осуществляется на основе гуманитарного подхода к экспертизе образования и принципов личностноориентированной диагностики по критериям социально адаптированной среды:

• здоровьесберегающее начало образовательной среды школы-интерната;

• личностно ориентированное построение дидактического процесса;

• личностно ориентированное построение внеклассной работы;

• личностный рост учащихся;

• профессионально-личностный рост педагогов;

• социальная адаптация школьников на железнодорожные профессии;

• улучшение общих показателей работы школы-интерната.

14

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/2

Образование в регионах

Таким образом, результатом процесса формирования здоровьесберегающей социально адаптированной среды в школе-интернате в условиях ведомственной направленности будет являться:

• сохранение и укрепление здоровья школьников и учителей;

• личностный рост школьников;

• профессионально-личностный рост педагогов;

• открытая информационная среда школы-интерната;

• новый уклад школьной жизни;

• новые клубные объединения, детские формирования, связи с научными и культурными учреждениями.

В основу создания модели были положены принципы формирования здоровьесберегающей социально адаптированной среды в школе-интернате в условиях ведомственной направленности: использования образовательных возможностей естественной природной среды; воспитание трудом; включение школы-интерната в деятельность окружающей среды, открытость и активного взаимодействия с окружающей и социокультурной средой; интеграция образовательной среды семьи в образовательную среду школы-интерната; профилизация школьников на железнодорожные специальности. Реализация модели происходит по определенным этапам.

I этап (2007-2008 г.) - изучение состояния ситуации в функционировании педагогической системы в школе-интернате: знакомство с педагогическим коллективом, выявление его методического и научного потенциала; изучение материального и дидактического обеспечения воспитательно-образовательного процесса, определение мер по его пополнению; изучение контингента учащихся, окружающей среды, ближнего и дальнего социума. Заключение договора о научнометодическом сопровождении. Проектирование результата заказа о конечном продукте, который предстоит получить (для нас это интеллектуальное, физическое, психическое, нравственное развитие всех участников воспитательно-образовательного процесса).

II этап (2009-2010 г.) - профессиональное понимание заказа на продукт. Конструирование процесса получения продукта деятельности в процессуальном и структурном плане. Профессиональное деятельностное понимание заказа, которое заключается в создании, определении имеющихся ресурсов. Моделирование включения ресурсов в будущую деятельность при учете конкретных условий, в которых будет осуществляться деятельность. Формируется представление, какие процессы будут обеспечены ресурсами и потому возможны, а какие - нет.

III этап (2011-2012 г.) - фиксация затруднений, возникающих в связи с получением конечного результата, анализ затруднений как проблем, в т.ч. с целью определения случайных факторов затруднений от неслучайных. Депроблематизация, проектирование выхода из зафиксированных проблем. Формирование и фиксация целостной проблемы деятельности, т.е. фиксирование конечного результата и процессов, которые к нему приводят. Результат этапа - создание реального

места и реального наполнения для той деятельности, которая определена программой.

IVэтап (2013-2015 г.) - осуществляется контроль деятельности в двух направлениях: нормативном и реальном. Критическая рефлексия несоответствия деятельностей и выявление причин этого. Корректировка программы на основе критической рефлексии. Осуществление коррекции заказа, т.е. происходит реальный возврат в перестраиваемую деятельность. Новое содержание заказа выступает в качестве основы ее перестройки.

Анализ деятельности школы-интерната по теме: «Формирование здоровьесберегающей и социально адаптированной образовательной среды»

В соответствии с законом РФ «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики. Это тем более важно, что, по данным Министерства здравоохранения России, лишь 14% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35-40% - хронические заболевания. По тем же данным, среди школьников за период обучения в 5 раз возрастает частота нарушений зрения, в 3 раза - патология органов пищеварения и мочеполовой системы, в 5 раз - нарушения осанки, в 4 раза - психические расстройства. Забота о сохранении здоровья воспитанников стала предметом особого внимания нашего коллектива. Школа-интернат является негосударственным учреждением, и мы выполняем заказ открытого акционерного общества «Российские железные дороги», готовя выпускников, ориентированных на железнодорожные профессии. Компания нуждается в молодых работниках - инициативных, с высоким уровнем профессионализма, повышенной адаптивностью к новым и изменяющимся условиям труда, ответственных за результаты своей работы в компании и самое главное - з д о р о в ы е!

В школе были проведены исследования с целью выявления реального уровня развития готовности педагогического коллектива к осуществлению здоровьесбережения в образовательном процессе, которые показали достаточную готовность педагогов в рассматриваемом аспекте.

Школа-интернат № 19 ОАО «РЖД» является областной экспериментальной инновационной площадкой по теме: «Формирование здоровьесберегающий и социально адаптированной образовательной среды».

Здоровье - понятие комплексное. Оно зависит от социально-экономического положения детей, экологической обстановки в местах их проживания, качества питания, медицинского обслуживания, профилактической работы с детьми, медиков и педагогов, функционирования системы оздоровления, психологического климата в семье и в школе. А ведь в школе-интернате ребенок проводит примерно 185 дней в году. В связи с вышеизложенным нами была определена проблема школы.

«Личностно-гуманистическое образование и воспитание учащихся со здоровьесберегающим сопро-

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/2

15

Образование в регионах

вождением, ориентированное на железнодорожную направленность выпускника», целью которой было проектирование образовательного пространства, обеспечивающего развитие всех сфер личности ребёнка: физической, эмоциональной, интеллектуальной, духовно-нравственной, социальной в соответствии с его природными задатками, интересами и желаниями, его индивидуальным темпом в развитии, сохраняя при этом физическое и психическое здоровье.

Учитывая, что школа - один из первых социальных институтов, с которым сталкивается человек в процессе своего биологического и социального становления, мы определили, что в дальнейшем именно срывы адаптации к тем или иным проблемам жизни в социуме будут приводить к постепенной утрате человеком того запаса «прочности», которое принято называть здоровьем.

Следует подчеркнуть, что для создания здоровьесберегающей среды в условиях школы-интерната мы детально проанализировали факторы, которые могут оказывать прямое влияние на здоровье воспитанников.

Все эти факторы мы разделили на три категории :

• все эндогенные факторы, то есть неизбежные -с ними необходимо считаться, нет способов их изменить;

• корректируемые - действие которых можно в некоторых случаях корректировать;

• устранимые - негативное влияние которых можно снизить, нейтрализовать, исключить.

Все внутришкольные факторы, относящиеся к корректируемым и устранимым, мы учитывали при организации воспитательно-образовательного процесса, то есть именно на них направлены наибольшие усилия работников школы.

Среда - решающий фактор образования и воспитания. Среда складывается, а педагогом реализуется из предметно-пространственного окружения, из социально-поведенческого окружения, из событийного и информационного окружения. Все это представляет ребенку жизнь, содействует формированию образа жизни и служит основанием для последующего взаимодействия с ней. Мы формируем среду и для этого мы разделили образовательное пространство на определенные нами зоны.

Исходя из этого при создании условий для формирования, сохранения и укрепления здоровья, мы определили концептуальную основу изучения физического, психического, социального, духовно-личностного здоровья человека.

В обобщенном виде можно считать, что критериями здоровья являются:

• для соматического, т.е. телесного и физического - «я - могу»;

• для психического - «я - хочу»;

• для нравственного - «я - должен».

Педагог школы-интерната ориентирован, прежде всего, на сохранение и укрепление психосоматического и духовно-нравственного здоровья. Эти компоненты здоровья можно отнести к уровням человеческой природы. Следовательно, к биологическому и психологическому уровням относятся соматическое, физическое

и психическое здоровье, в то же время последний соотносится с социальным уровнем, а нравственное здоровье сочетается с мировоззренческим уровнем природы личности, представленным на слайде.

Четыре уровня человеческой природы

Личностный уровень: духовный, мировоззренческий (стремление понять свое предназначение в жизни и реализовать его) Социальный уровень: общественный (стремление занять определенное место в обществе)

Биологический уровень: физический (стремление сохранить и формировать свое здоровье) Психологический уровень (стремление к планированию и самоуправлению поведением)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По приведенной схеме можно выявить, с какого уровня произошло нарушение здоровья, как каждый уровень влияет на другие уровни с целью коррекции воспитательно-образовательного процесса.

Таким образом, с целью создания единого здоровьесберегающего пространства в школе-интернате, мы определили, что участники здоровьесберегающего процесса должны находиться в постоянном взаимодействии, форма которого определяется их ролями.

Следовательно, появляется возможность решить проблемы, связанные с формированием, сохранением и укреплением здоровья, комплексно и системно. Отмечая их концептуальную значимость, мы разработали содержание деятельности для администрации, педагогов, родителей и воспитанников. Это позволило создать модель управления школой «Здоровья и развития».

Для создания здоровьесберегающей среды на научной основе каждый из субъектов здоровьесберегающей деятельности выполняет свои функции, воздействуя на устранимые факторы. Естественно, возможности и характер воздействия субъектов различен и только их совместная деятельность может обеспечить реальный успех системы здоровьесберегающих мероприятий.

Учебный план школы построен в соответствии с базисным учебным планом, основным его условием является сохранение базового компонента, выполнение требований, предъявляемых к сохранению психического и физического здоровья воспитанников. Максимальная нагрузка на ученика не превышает допустимого уровня. Здоровьесберегающая структура уроков, дозировка заданий на самоподготовку постоянно находятся на контроле.

Введение в школьные образовательные программы обучения здоровьесберегающего компонента способствует тому, что каждый ребенок получает необходимые знания, умения и навыки по сохранению своего здоровья. В учебном плане текущего года хорошо зарекомендовали себя факультативные занятия для учащихся 5 - 7 классов «Психология общения», «Здоровьесберегающие технологии», где воспитанники школы учатся сохранению психического и соматического здоровья, где у ребят формируются ценности здоровья и здорового образа жизни, проводится профилактика вредных привычек.

16

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/2

Образование в регионах

Модель управления школой «Здоровье и развитие»

Каждый учитель-предметник ознакомлен с функциями по развитию психомоторных способностей школьников на своем уроке.

Содержание функций учителя по развитию психомоторных способностей школьников:

Функции Содержание функции

Аналитическая -изучение половозрастных и индивидуальных психофизиологических особенностей учащихся, состояние их здоровья и самочувствия на уроке; -анализ реальных учебных возможностей учащихся, определение оптимального уровня трудности урока: сложности учебного материала, характера деятельности и уровня усвоения учебного содержания для каждого ученика

Конструктивная -постановка целей и задач урока; -определение содержания урока и выделение в нём здоровьесберегающих идей; -отбор здоровьесберегающих приёмов, методов, технологий и средств обучения; -отбор средств, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся

Организационно- -реализация на уроке задач обуче-исполнительная ния,воспитание и развитие здоровой личности ученика;

-формулировка цели урока и организация работы с учащимися по её принятию;

-обеспечение высокого уровня мотивации учебной деятельности учащихся на уроке;

-организация усвоения учебного содержания с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ученика;

-определение затруднений учащихся при усвоении учебного материала и оказание им дозированной помощи, создание на уроке ситуации успеха; -организация взаимопомощи учащихся на уроке;

-создание положительного эмоционального настроения в классе, благоприятного психологического климата;

-обеспечение достаточной двигательной активности учащихся на уроке; -соблюдение гигиенических норм и требований при организации урока и использовании средств обучения;

- соблюдение педагогической техники учителя, обеспечивающей охрану _________________психического здоровья учащихся

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/2

17

Образование в регионах

Профилактико- коррекционная - мобилизация учащихся на уроке посредством элементов психотерапии (музыкотерапии, психогимнастики, психоэмоционального настроения и др.); - использование приёмов эмоциональной разрядки, снятия психоэмоционального и статического напряжения; - профилактика зрительного и умственного утомления учащихся на уроке; - использование элементов психотерапии педагогической деятельности (вербальное и невербальное воздействие на учащихся); - формирование и коррекция духовнонравственного аспекта развития личности ученика (взгляды, ценности, установки и т.д.); - применение средств, направленных на профилактику и коррекцию психофизиологического состояния учащихся (аудиовизуальные технические средства, офтальмологические тренажеры, схемы и др.)

Рефлексивно- оценочная - создание условий для оценивания учащимися своей деятельности на уроке и достигнутых результатов; -оценивание степени продвижения учащимися в усвоении учебного материала; - осмысление хода и результатов урока

Организационная двигательная активность наших воспитанников осуществляется в самых разнообразных формах.

Формы организации физической культуры: урок, утренняя зарядка, самостоятельные занятия, индивидуальные занятия с учащимися, физкультминутка, физкультпаузы, подвижная перемена, спортивный час, спортивная секция, спортивные соревнования по отдельным видам, спортивный праздник, туристические слёты, день здоровья.

Педагогический коллектив школы-интерната разработал цикл тематических дней здоровья.

Формы проведения дней здоровья

Дни здоровья мы проводим в разнообразных формах: соревнования «Тропа выживания»; военные сборы (для старших классов); смотры по ГО и военной подготовке; брейн-ринг «Моё здоровье в моих руках»; поле чудес по теме: «Если хочешь быть здоров»; предметные эстафеты; спортивные эстафеты; ярмарка подвижных игр; весёлый поезд; поезд здоровья; снежный городок; верёвочный курс; праздник на воде; водное поло; гладиаторские бои; праздники тематические: «Чистюлька», «Мойдодыр», «В здоровом теле -здоровый дух»....; папа мама и я - спортивная семья; турнир по игровому многоборью «Стенка на стенку»; первенство подвижных игр «Снайпер», «Лапта», волейбол, баскетбол, пионербол, футбол; пожарные учения; конкурс-соревнование «Знатоки пожарного дела» и многие, многие другие.

Занятия физической культурой - 2 часа в неделю, проходят в спортивном зале, на улице (весна, осень, зима) в соответствии с погодными особенностями и экологической обстановкой (легкая атлетика, лыжная подготовка, коньки, спортивные игры). Ребята начальных классов ведут дневники спортивных достижений, получают задания по физической культуре, для каждого воспитанника - индивидуальное. В школе введены Олимпийские четверти, по итогам которых награждаются витаминными призами отдельные классы, у которых нет пропусков по физической культуре и максимальное количество оценок «5».

Воспитанники школы-интерната занимаются в спортивных секциях, которые способствуют их самореализации. Работают секции баскетбола, тенниса, волейбола, ОФП, борьбы, дзюдо, легкой атлетики. Весьма благоприятными считаем показатели спортивнофизкультурного оснащения. Очень хорошо помогают в приобретении спортивного инвентаря наши профсоюзы Кузбасского отделения ЗСЖД.

В школе создана лаборатория мониторинга, которая осуществляет:

> Гигиеническую оценку воспитательно-образовательного процесса: микроклимат, освещенность, уровень шума, учебное расписание и режимные моменты учебной и внеучебной деятельности.

> Оценку работоспособности и функционального состояния воспитанников.

> Разработку основных оздоровительных мероприятий.

> Просвещение учителей по основам культуры здоровья; тематические родительские собрания с освещением вопросов сохранения и укрепления здоровья физического, психического и эмоционального.

> Диагностику уровня здоровья воспитанников и сотрудников.

Результатом работы лаборатории мониторинга является постоянный выпуск школьных сборников с разработками мероприятий по здоровому образу жизни, создание родительского лектория, повышение знаний о здоровом образе жизни воспитанников, разработка и реализация индивидуальных и коллективных программ оздоровления воспитанников, совершенствование режима воспитательно-образовательного процесса, формирование рекомендаций по выбору профессий воспитанниками на основании медицинских показаний.

Используя маркетинговый подход в разработке модели «Школы здоровья и развития», мы остановились на тех возможностях, которые

18

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/2

Образование в регионах

были затребованы родителями воспитанников. Так по индивидуальным показаниям в школе проводится ЛФК. Надо сказать, что в нашем учреждении большое внимание уделяется профилактике нарушения опорнодвигательного аппарата. Для всех воспитанников (с 1 по 11 классы) проводятся занятия по оздоровительному плаванию. А для тех, у кого по медицинским показаниям есть нарушения в опорно-двигательном аппарате, проводятся дополнительные коррекционные групповые занятия.

зволяет укрепить иммунную систему ребенка, сократить рост ОРЗ, улучшить работу желудочно-кишечного тракта, органов дыхания, повысить настроение, физическую и умственную активность. Ребята с удовольствием принимают травяные настои и получают информацию о пользе их воздействия на организм. Кислородный коктейль улучшает работу сердечной мышцы школьника.

Гордостью школы стал недавно построенный кабинет спелеотерапии, который выполняет профилактическую функцию в респираторных заболеваниях.

В кабинетах начальных классов имеются парты-конторки для детей, имеющих нарушения опорнодвигательной системы, а также для снятия статистического напряжения во время проведения учебных занятий. У каждого ребенка начальной школы имеется массажный коврик для профилактики плоскостопия и для улучшения кровообращения нижних конечностей.

Занятия хореографией проводятся для воспитан ников 1-6 классов, где ребята учатся не только красивым танцам, но также изучают упражнения по коррек ции плоскостопия и формированию правильной осанки.

В школе-интернате работает фитобар. Систематический прием травяных настоев по

Для формирования потребности у учащихся в сохранении, укреплении и развитии здоровья учителями начальных классов разработаны курсы дополнительных занятий.

Программа «Отличное зрение» была разработана нашими педагогами. В течение года программа эта апробирована в 1 и 2 классах (1 раз в две недели).

Цель программы: профилактика глазных заболеваний, сохранение и укрепление, улучшение зрения младшего школьника на глубинном уровне.

В результате осмотра детей на конец года врач -офтальмолог сделал следующие выводы: 1 класс -острота 100% зрения улучшилась более чем на 5%, а на конец 2 класса- до 10%.У детей с патологией острота зрения увеличилась на 8%, а зрительные патологии уменьшились на 2%.

Научно-исследовательский институт комплексных проблем гигиены г. Новокузнецка внедряет в образовательные учреждения и осуществляет сопровождение программы «Разговор о правильном питании», разработанный Институтом возрастной физиологии Рос-

Зрение воспитанников

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/2

19

Образование в регионах

сийской академии образования и рекомендованной Министерством образования РФ. Данная программа изучается в нашей школе с 1 по 4 классы, её целью является формирование у воспитанников представления о необходимости заботы о своем здоровье и, в первую очередь, о важности питания как составной части сохранения и укрепления здоровья.

На конец года дети умеют различать полезные и вредные продукты, овладевают навыками гигиенических правил хранения и употребления пищи, понима-

ют значимость режима питания и его влияние на здоровье.

Программа «Развитие мелкой моторики и координации рук», разработанная педагогом-психологом школы, способствовала развитию произвольного внимания, памяти, воображения, развитию психоэмоционального состояния, способствующего успешной адаптации первоклассников к школе, укреплению кистей рук и пальцев. Работа по данной программе проводилась в 1 полугодии с воспитанниками 1 класса.

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В «ШКОЛЕ ЗДОРОВЬЯ И РАЗВИТИЯ»

20

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/2

Образование в регионах

Данные программы прошли научную экспертизу в Институте повышения квалификации г.Новокузнецка.

В настоящее время разрабатывается программа «Здоровье педагогов - здоровье школы». Перегрузки в педагогической деятельности - привычное дело, но после напряженной работы надо полноценно восстановиться. В школе работает клуб «Молодильное яблоко». В конце рабочей недели педагоги собираются в спортивном зале и могут позаниматься оздоровительным у-шу в тренажерном зале, поиграть в волейбол , настольный теннис, побывать в сауне.

Для обеспечения адекватной, психофизиологической и социальной адаптации каждого ребенка, позволяющей реализовать его индивидуальное развитие, мы определили здоровьесберегающее сопровождение воспитательно-образовательного процесса.

Неотъемлемой частью реализации задач по здороровьесбережению является подготовка воспитанников к жизни, труду, формирование их профессионального самоопределения. Для эффективного формирования социально-профессионального самоопределения ребят школы-интерната №19 ОАО «РЖД» мы создаем условия, представляющие собой благоприятный фон для разворачивания педагогического процесса, достижения педагогических целей. К этим условиям мы, прежде всего, относим диагностику профессиональных интересов и склон-

ностей воспитанников, психологических и психофизиологических особенностей, уровня физического развития, состояния здоровья с учётом требований к человеку различных видов железнодорожных специальностей. Система психолого-педагогической поддержки воспитанников интерната, направленная на выбор железнодорожных профессий, имеет многоуровневую структуру, с учетом возрастных особенностей детей. В ходе работы с воспитанниками мы используем комплекс методик, направленных, во-первых, на изучение и анализ индивидуальных психологических качеств обучающихся, во-вторых, на обеспечение их психологического развития. Результатом такой работы является осознанное поступление наших выпускников в высшие и средние железнодорожные учебные учреждения.

Мы считаем, что достаточно высока роль здоровьесберегающих подходов, способствующих развитию школы-интерната, как системы, способной готовить профессиональные кадры в области железных дорог. Анализ заболеваемости показывает, что улучшаются показатели здоровья воспитанников.

Совершенно очевидно, что практическая реализация здоровьеформирующих и здоровьесозидающих программ способствует формированию образовательного пространства, что возможно только при условии использования современных информационных технологий, средств и методов сохранения, укрепления физического, психического и социального здоровья воспитанников и педагогов.

В процессе поиска оптимальных путей формирования здоровья и развития личности в условиях школы-интерната железнодорожной направленности, мы пришли к выводу, что только знание типологии ребенка определяет соответствие его индивидуальных особенностей выбору профессии.

Все мы прекрасно понимаем, что за последние 100 лет понятие «здоровье» изменилось в нескольких направлениях. Если раньше здоровье понимали просто как отсутствие болезни, то теперь его трактуют значительно шире. С развитием позитивной психологии акцент все больше смещается с предотвращения и лечения заболеваний на повышение качества жизни и достижение благополучия. В 1964 г. даже Всемирная организация здравоохранения пересмотрела определение здоровья и расширила его. Здоровье становится показателем и важным условием социального статуса и успеха. Мы в условиях школы-интерната воспитываем не просто гражданина своей Родины, но и будущего железнодорожника. А это, все мы хорошо знаем, большая ответственность. Люди, работающие на магистралях нашей страны, должны быть здоровы.

«Здоровье - это та вершина, которую каждый должен покорить сам».

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/2

21

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/2

ю

ю

Приложение 1

ЛГ

ШКОЛА-ИНТЕРНАТ №19

Образование в регионах

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.