Научная статья на тему 'Формирование здоровьесберегающей культуры студентов'

Формирование здоровьесберегающей культуры студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
56
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ / FORMATION / ЗДОРОВЬЕ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЙ / HEALTH / КУЛЬТУРА / CULTURE / СТУДЕНТ / STUDENT / ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СРЕДА / ENVIRONMENT / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / HEALTHY LIFESTYLE / LIVELIHOODS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федерко Лада Александровна

Рассматривается проблема здоровьесбережения студентов. Представлена программа формирования здоровьесберегающей культуры студентов. В ней рассмотрены цели, задачи, функции социально-го педагога в реализации программы здоровьесберегающего образования и воспитания. Обоснованы принципы реализации программы. Обозначены и раскрыты этапы реализации программы. Анализируются результаты применения программы по формированию здоровьесберегающей культуры студентов.The article considers the problem of health care students. Presents the program of formation of health culture of students. It examines goals, objectives, functions of a social pedagogue in the realization of the program of health saving education and training. Principles of implementation of the program. Identified and disclosed the stages of the programme. Analyzes the results of applying the program on formation of health culture of students.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Федерко Лада Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование здоровьесберегающей культуры студентов»

УДК 378.17

Л.А. Федерко,

Московский городской психолого-педагогический университет

Формирование здоровьесберегающей культуры студентов

Одним из главных показателей национального богатства любого государства является здоровье. Проблема формирования, развития и сохранения здоровья учащихся и студентов сейчас особенно актуальна. Она определяется прежде всего растущим общественным значением состояния здоровья специалистов для творческой, активной, социально-полезной, а главное - трудовой деятельности личности.

Формирование здоровьесбе-регающей культуры студентов должно предусматривать спланированные целенаправленные действия субъектов высшего образовательного учреждения, направленные на решение задач овладения обучающимися здо-ровьесберегающими знаниями, умениями и навыками жизнедеятельности с опорой на здоро-вьесберегающие основы отношений в социальной среде. Следовательно, эту задачу можно решить на основе специальной программы, в частности посредством реализации программы формирования здоровьесберегающей культуры «Я и здоровый образ жизни» (табл.).

Целью этой программы является формирование и развитие здо-ровьесберегающей культуры учащихся.

В соответствии с этой целью были определены следующие задачи.

1. Привитие студентам необходимых знаний о здоровом обра-

Московский городской психолого-педагогический университет

зе жизни, здоровьесберегающей среде и практических навыков.

2. Предупреждение разного рода зависимостей в студенческой среде.

3. Формирование положительного общественного мнения и поддержание здорового образа жизни.

Субъектом программы является социальный педагог, а объектами - учащиеся, педагоги, родители.

Функции социального педагога в реализации программы по здо-ровьесберегающему образованию следующие.

1. Аналитико-диагностическая:

- изучение и оценка особенностей социальной микросреды образовательного учреждения;

- выявление личностных особенностей и достоинств обучающегося;

- изучение и оценивание особенностей деятельности и обучения студентов.

2. Прогностическая:

- на основе анализа социальной и педагогической ситуации прогнозирование процесса здо-ровьесберегающего воспитания и развития студента, оказание помощи в саморазвитии и самовоспитании его личности, определение перспективы развития обучающегося в процессе социализации;

- планирование собственной социально-педагогической деятельности на основе анализа результатов предыдущей работы.

3. Организационно-коммуникативная:

- организация участия обучающихся в формировании гуманистической системы взаимоотношений в юношеской среде, а

© Федерко Л. А., 2015

ЛАДА АЛЕКСАНДРОВНА ФЕДЕРКО

аспирантка кафедры социально-педагогических технологий Московского городского психолого-педагогического университета. Сфера научных интересов: социальная педагогика. Автор 6 публикаций

Рассматривается проблема здоровьесбережения студентов. Представлена программа формирования здоровьесберегающей культуры студентов. В ней рассмотрены цели, задачи, функции социального педагога в реализации программы здоровьесберегающего образования и воспитания. Обоснованы принципы реализации программы. Обозначены и раскрыты этапы реализации программы. Анализируются результаты применения программы по формированию здоровьесберегающей культуры студентов.

Ключевые слова: формирование, здоровьесберегающий, культура, студент, жизнедеятельность, здоровье, среда, здоровый образ жизни.

The article considers the problem of health care students. Presents the program of formation of health culture of students. It examines goals, objectives, functions of a social pedagogue in the realization of the program of health saving education and training. Principles of implementation of the program. Identified and disclosed the stages of the programme. Analyzes the results of applying the program on formation of health culture of students. Key words: formation, health, culture, student, livelihoods, health, environment, healthy lifestyle.

Таблица

Мероприятия программы по здоровьесберегающему воспитанию

Содержание (раздел, тема) Объем часов

1. Основы здорового образа жизни:

- рассмотрение понятий «организм», «среда», «адаптация»; 2

- беседа «Правила личной безопасности»; 2

- беседа «Что такое хорошо и что такое плохо?»; 1

- просмотр художественного фильма 2

2. Правила здоровьесберегающей жизнедеятельности:

- рассмотрение основ возрастной физиологии в рамках изучения про-

блемы здоровья; 3

- рассмотрение современных взглядов на здоровье и здоровый образ

жизни; 2

- рисование на тему: «Здоровый гражданин здоровой России»; 1

- беседа «Бережно относись к своему здоровью, жизни и здоровью

окружающих»; 1

- просмотр художественного фильма 2

3. Правила здоровой жизни:

- рассмотрение основ психического и эмоционального здоровья; 2

- ролевая игра «Главные вопросы»; 1

- беседа «Физическая культура и двигательная активность - главный

фактор здоровья современного человека»; 1

- рисование на тему: «Залог здоровья»; 2

- работа в малых группах на тему: «О пользе активности»; 2

- ролевая игра «Что делать, чтобы сохранить здоровье?»; 3

- просмотр художественного фильма 2,5

4. Основы сохранения здоровья современного человека:

- ролевая игра «Один день современного студента»; 2

- беседа «Правильное питание как проблема современного студента»; 2

- беседа «Биоритмы и организация жизнедеятельности, соответствую-

щей им»; 3

- работа в малых группах на тему: «Организация оптимальной ум-

ственной работы современного студента как залог успеха»; 3

- ролевая игра «Вредные привычки современного студента»; 3

- просмотр художественного фильма 2,5

5. Современный студент как объект и субъект создания здоровьесбере-

гающей среды:

- рисование на тему: «Экологические основы и принципы создания и под-

держания здоровьесберегающей среды»; 1

- беседа на тему: «Основы сексуальной культуры как основополагающий

фактор психического и физического здоровья современного студента»; 2

- работа в группах: «Студент и алкоголь»; 3

- просмотр художественного фильма 2,5

также оказание влияния на отношения студентов и взрослых.

4. Координационно-организаторская:

- организация социально значимой деятельности студентов в открытой микросреде;

- включение обучающихся в различные виды продуктивной деятельности с учетом психолого-педагогических требований к ней;

- организация коллективной творческой деятельности студентов.

5. Социально-педагогическая поддержка и помощь обучающимся:

- оказание квалифицированной социально-педагогической помощи обучающимся в саморазвитии, самопознании, самооценке, самоутверждении, самоорганизации и самореализации;

- установление доверительных отношений с объектами здоровьесберегающего воспитания.

6. Социально-профилактическая:

- организация системы профилактических мер по предупреждению отклоняющегося (девиантного), асоциального и антисоциального поведения студентов;

- влияние на формирование их нравственно-правовой устойчивости [1].

Задачи социального педагога в реализации программы по здо-ровьесберегающему воспитанию следующие.

1. Ознакомление учащихся с основами здорового образа жизни.

2. Воспитание уважительного и в меру бережного отношения к себе, своему здоровью и убеждение в необходимости их сохранения.

3. Привитие навыков здоро-вьесберегающего поведения, умение защищать свои интересы, права и свободы в установленном порядке.

4. Усвоение основных норм, касающихся здоровья студентов, формирование умения применять в конкретных ситуациях полученные знания.

5. Формирование готовности учащихся к соблюдению здоро-вьесберегающих основ жизнедеятельности в обществе.

6. Повышение социальной активности студентов в пропаганде здо-ровьесберегающего поведения.

7. Проведение бесед с преподавателями.

Программа «Я и здоровый образ жизни» отвечает следующим принципам:

- комплексности - согласованное взаимодействие специалистов различных профессий, имеющих отношение к работе со студентами (преподавателей, социальных педагогов и др.);

- дифференцированности -дифференциация целей, задач, методов и форм работы с учетом возраста студентов, степени их вовлеченности в социальную ситуацию;

- легитимности - осуществление работы в рамках правовой базы (с учетом нормативных актов о правах и обязанностях лиц, которые в пределах своей компетенции и статуса обязаны заниматься вопросами обучения и воспитания, а также прав и обязанностей детей и молодежи);

- многоаспектности - сочетание различных направлений работы: социальный аспект (формирование моральных и нравственных ценностей, определяющих выбор здоровьесберегающего образа жизни, стремление к выбору правильных гражданских позиций, отрицательного отношения к асоциальным явлениям); психологический аспект (формирование адекватной самооценки, освоение навыков «быть успешным» и социально потребным, самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность прежде всего перед самим собой); образовательный аспект (формирование системы представлений о правильных гражданских и жизненных позициях, отрицаемых обществом асоциальных явлениях);

- преемственности. Включает три взаимосвязанных аспекта: согласованность мероприятий, проводимых социальным педагогом; анализ, обобщение и использование в работе уже существующих технологий; реализуемость выработанных положений при решении аналогичных задач в будущем;

- непрерывности. Это означает, что работа не должна ограничиваться только временем пребывания студентов в вузе, что обеспечивается благодаря проведению внеучебных мероприятий;

- систематичности. Работа должна вестись систематически, а для этого все принимаемые меры должны быть сведены в единый комплекс, в котором все составляющие взаимосвязаны, где каждый отдельный элемент и отношения между элементами или мерами согласуются с другими, не противоречат друг другу, должны вытекать одна из другой [2].

В ходе реализации программы в качестве учебно-материального обеспечения были использованы следующие средства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Проектор и экран для просмотра фильмов с последующим обсуждением.

2.Листы ватмана для рисования стенгазет, кроссвордов.

3. Карандаши, краски, ручки, кисточки.

4. Ресурсы интернет-сайтов.

5. Интерактивная доска.

Ожидаемый социальный эффект (результат):

- повышение здоровьесберегающей компетентности участников образовательного процесса;

- повышение уровня здоро-вьесберегающей воспитанности учащихся;

- профилактика асоциального и антисоциального поведения студентов.

Критерием оценки является уровень здоровьесберегающей воспитанности, показателями -знания, социальная активность.

Реализация этой программы предполагает комплексное воздействие на студентов с целью осуществления здоровьесберега-ющего воспитания.

В ходе реализации программы были использованы как индивидуальные, так и групповые формы работы со студентами. Сделать обучение по программе интересным, вызвать студента на творчество, соучастие в ней помогают различные формы внеучебной деятельности. Для повышения активности студентов им предлагаются такие формы деятельности, как рисование стенгазет, ролевые игры, выступления на определенные темы и др.

В ходе реализации этой программы формируется также студенческая методическая копилка.

Программа рассчитана на 10 занятий со студентами. Реализация программы предполагает три этапа: подготовительный, основной и этап анализа результатов.

Подготовительный этап предполагает первичную диагностику и информирование подростков о программе мероприятий.

1-е занятие:

- знакомство со студентами;

- ознакомление с содержанием программы;

- беседа со студентами с целью оценки их знаний в области здоровья и здорового образа жизни;

- выяснение способов разрешения конфликтных ситуаций;

- сбор информации о студентах (анкетирование).

2-е занятие. Диагностика:

- познавательных способностей студентов;

- уровня общения (беседа, методика «Незаконченные предложения»);

- поведенческих особенностей (беседа, наблюдение).

3-е занятие. Диагностика:

- уровня здоровьесберегаю-щего осознания (методика «Что такое хорошо и что такое плохо»);

- методика «Ценностные ориентации»;

- написание рассуждений на тему: «Что такое здоровье и нездоровье»;

4-е занятие. Анализ и обсуждение рассуждений на тему: «Что такое здоровье и нездоровье».

На основном этапе реализации мы выделим второй этап.

На этом этапе выделим два основных направления работы: работа со студентами и с преподавателями.

С преподавателями физкультуры проводилась просветительская работа по проблеме посещения занятий физкультуры и о путях повышения посещаемости и успеваемости, а также последующие консультации по вышеперечисленным проблемам.

Содержание этапа реализации программы по здоровьесбе-регающему воспитанию следующее.

1. Разработка системы мер по сохранению и укреплению здоровья студентов.

2. Изучение студентами своих особенностей, основ здоровьес-берегающей культуры и здорового образа жизни.

3. Проигрывание проблемных здоровьесберегающих ситуаций со студентами (в университете, на улице, в семье).

1. Рассмотрение здоровьесбе-регающих ситуаций с применением групповых форм работы.

На занятиях-семинарах проходит обсуждение здоровьесбе-регающих основ образа жизни, конструирование проблемных ситуаций, ознакомление участников с их правами и обязанностями в конкретной ситуации. Здесь применимы: беседа «Бережно относись к собственному здоровью и здоровью окружающих», ролевые игры «Человек в мире здорового образа жизни», «Главные вопросы», «Что делать, чтобы сохранить здоровье?», «Один день современного студента», «Вредные привычки современного студента», работа в малых группах на тему: «О здоровом образе жизни», «Организация оптимальной умственной работы современного студента как залог успеха», «Студент и алкоголь».

2. Проведение индивидуальных консультативных бесед с педагогами по вопросам здоровьес-берегающих отношений со студентами.

Таким образом, можно утверждать, что здоровьесберегающее воспитание будет наиболее эффективным, если будут учтены следующие условия:

- воздействие субъекта здоро-вьесберегающего воспитания на большее число объектов;

- тесное взаимодействие всех объектов здоровьесберегающего воспитания;

- наличие психологических ресурсов для овладения знаниями, умениями, навыками здоровьес-берегающей жизни в обществе;

- наличие квалифицированных специалистов;

- применение при работе со студентами групповых форм работы;

- включение студентов в активную социальную деятельность.

60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

с с о/.

Высокий

Средний

Низкий

■ Результаты первичного исследования

■ Экспериментальная группа

■ Контрольная группа

Рис. 1. Результаты исследования студентов на выявление уровня социальной активности до и после эксперимента

60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

55%

54%

Высокий

Средний

Низкий

Результаты первичного исследования Экспериментальная группа Контрольная группа

Рис. 2. Уровень знаний студентов о здоровьесберегающих нормах до и после эксперимента

В процессе реализации программы были разработаны рекомендации социальному педагогу по осуществлению здоровьесбе-регающего воспитания студентов. Здоровьесберегающее воспитание будет наиболее эффективным, если в процессе деятельности субъекты правового воспитания в своей работе будут использовать следующие приемы.

1.Убеждение и личный пример. Убеждение - это и разъяснение, и доказательство необходимости либо недопустимости определенного поведения, поступка. Личный пример - полновесный аргумент правоты взрослого человека [3].

2. Моральная поддержка и укрепление веры студента в свои силы и возможности.

3. Вовлечение в интересную деятельность.

4. Пробуждение гуманных чувств.

5. Создание внешней опоры социально одобряемого поведения.

6. Опора на лучшие качества личности студента, искренний интерес к его развитию, вера в его силы и возможности [4].

В результате проведенных мероприятий уровень социальной активности студентов контрольной группы остался без изменений, а в экспериментальной группе - повысился. На рис. 1 представлены результаты исследования студентов на выявление уровня социальной активности до и после эксперимента.

Сравнительная оценка уровня знаний студентов о здоровьес-берегающих нормах жизнедеятельности показала, что работа субъектов здоровьесберегающе-го процесса способствует повышению уровня знаний студентов о здоровьесберегающих нормах. Так, например, в экспериментальной группе процент студентов с высоким уровнем знаний здоро-вьесберегающих норм повысился с 11,5% до 20%. При этом в контрольной группе эти изменения незначительны по сравнению с экспериментальной.

На рис. 2 представлены результаты исследования на выявление уровня знаний студентов о здоровьесберегающих нормах до и после эксперимента.

ЛИТЕРАТУРА

1. Галеев И.Ш. Компоненты формирования здоровьесбе-регающей среды в высшем учебном заведении. Казань: КФУ, 2011. 62 с.

2. Казин Э.М., Блинова Н.Г., Литвинова Н.А. Основы индивидуального здоровья человека: введение в общую и прикладную валеологию: учеб. пособие для студ. выс-

шего учеб. заведения. М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2011. 192 с.

3. Митяева A.M. Педагогика здоровья: учебно-метод. пособие. Орел: ГОУ ВПО «ОГУ», 2007. 413 с.

4. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. М., 2002. 145 с.

LITERATURA_

1. Galeev I.Sh. Komponenty 1Ьгт1гоуапуа zdorov'esberegayushej sredy v vysshem uchebnom zavedenii. Kazan': KFU, 2011. 62 c.

2. Kazin Ye.M., Blinova N.G., Litvinova N.A. Osnovy individual'nogo zdorov^ cheloveka: vvedenie v obshhuyu i prikladnuyu valeologiyu: ucheb. posobie dlje stud. vysshego

ucheb. zavedenijа. M.: Gumanitarnyj izdatel'skij centr «VLADOS», 2011. 192 s.

3. Mi^eva A.M. Pedagogika zdorov^: uchebno-metod. posobie. Orel: GOU VPO «OGU», 2007. 413 s.

4. Shakurova M.V. Metodika i tehnologijа rabotysocial'nogo pedagoga. M., 2002. 145 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.