Научная статья на тему 'Формирование здоровьесберегающей компетентности младших школьников'

Формирование здоровьесберегающей компетентности младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2130
360
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ УЧАЩИХСЯ / КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ СРЕДА ШКОЛЫ / ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЕ И ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ УЧАЩИХСЯ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кобцева Ольга Николаевна

В статье раскрывается авторский подход к организации процесса формирования здоровьесберегающей компетентности младших школьников. Раскрыты сущность, структура, функции процесса развития здоровьесберегающей компетентности младших школьников, представлены способы проектирования и педагогические условия. Обосновано содержание технологического обеспечения этого процесса, включающее модель и педагогическую технологию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кобцева Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование здоровьесберегающей компетентности младших школьников»

УДК 373.012 ББК 74.101 К 35

О.Н. Кобцева

Соискатель кафедры педагогики Армавирского государственного педагогического университета; E-mail: [email protected]

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ

ШКОЛЬНИКОВ

(РЕЦЕНЗИРОВАНА)

Аннотация. В статье раскрывается авторский подход к организации процесса формирования здоровьесберегающей компетентности младших школьников. Раскрыты сущность, структура, функции процесса развития здоровьесберегающей компетентности младших школьников, представлены способы проектирования и педагогические условия. Обосновано содержание технологического обеспечения этого процесса, включающее модель и педагогическую технологию.

Ключевые слова: здоровье учащихся, ключевые компетентности, здоровьесберегающая компетентность младших школьников, педагогическое проектирование, здоровьесберегающая среда школы, валеологическое и физкультурное образование учащихся, технологическое обеспечение процесса обучения.

O.N. Kobtseva

Competitor for Candidate degree of Pedagogy Department of Armavir State Pedagogical University; E-mail: [email protected]

FORMATION OF HEALTH-PRESERVING COMPETENCE IN YOUNGER PUPILS

Abstract. The paper describes the author's approach to the formation of health-preserving competence in younger pupils. The author presents the essence, structure, functions of development of health-preserving competence in younger pupils, ways of designing and pedagogical conditions. The contents of technological support of this process, including the model and pedagogical technology, are proved.

Keywords: health of pupils, key competences, health-preserving competence of younger pupils, pedagogical designing, health-preserving school environment, health-preserving and sports education of pupils, technological support of training.

Гуманизация отечественной системы образования в условиях проводимых социальноэкономических реформ выдвигает в качестве приоритетной задачу воспитания жизнеспособной личности, ориентированной на приобщение к российскому варианту ценностей, основополагающими из которых являются жизнь человека, труд, здоровье, культурные и национальные традиции и др. Вместе с тем на фоне происходящих изменений система школьного образования стала фактором, сдерживающим гуманистическое обновление и развитие общества. Как следует из исследований М.В. Антроповой, И.Г. Бердникова, М.М. Борисова, М.Я. Виленского, С.М. Громбах, Э.М. Казина, Д.В. Колесова, В.Н. Максимовой, А.Г. Хрипковой, К.Д. Чермита, высокие результаты школьного образования устойчиво коррелируют с ухудшением здоровья учащихся и учителей. Устойчивой остаётся тенденция к увеличению количества детей и подростков, предпочитающих образ жизни, разрушительно действующий на их здоровье (В.В. Базарный, Л.Г. Качан, В.В. Колбанов и др.).

В Концепции модернизации российского образования подчёркивается, что «одним из необходимых условий достижения нового, современного качества общего образования является

создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья школьников за счёт реальной разгрузки содержания образования, использования эффективных методов обучения, повышения удельного веса и качества занятий физической культурой, организации мониторинга состояния здоровья детей, рационализации досуговой деятельности, каникулярного времени и летнего отдыха». Это же требование положено в основу содержания Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 г.).

Наиболее значимым периодом в формировании основ здорового образа жизни является обучение в начальной школе. В последние годы в начальном образовании происходит процесс смены образовательной парадигмы. Новая парадигма педагогики смещает центр проблем с формирования знаний, умений и навыков на целостное развитие личности [4].

Концепция модернизации российского образования ориентирует на формирование ключевых компетенций учащихся, определяющих современное качество образования. Эта проблема нашла отражение в работах российских исследователей: Е.В. Бондаревской, И.А Зимней, Л.Ф. Ивановой, И.Д. Фрумина, А.В. Хуторского и зарубежных учёных: Р. Барнет, Дж. Равен, В. Вестера и др. [1, 2, 6].

Произведённое в литературе исследование характера начальных ключевых компетентностей младших школьников показало, что для них характерна многофункциональность, их овладение позволяет ребенку решать различные проблемы в повседневной жизни и деятельности, они универсальны, переносимы и применимы в различных ситуациях. Начальные ключевые компетентности многомерны, в них представлены результаты личного опыта ребенка во всем его многообразии (отношения, знания, умения, творчество, субкультура). Кроме того, они требуют целостного развития ребенка (его личностной, эмоционально-чувственной, интеллектуальной сферы) как субъекта деятельности и поведения [2].

Несмотря на активный интерес ученых к проблеме развития здоровьесберегающей компетентности учащихся, в теории и практике педагогики этот вопрос остаётся недостаточно изученным. Можно констатировать, что в настоящее время при многообразии подходов отсутствует единое понимание сущности здоровьесберегающей компетентности, процесса её развития. В связи с этим требует уточнения и конкретизации понятие «здоровьесберегающая компетентность».

Здоровьесберегающей компетентностью является интегративное качество личности, включающее совокупность знаний о человеке и его здоровье, здоровом образе жизни; мотивы, имеющие эколого-сохранительную направленность по отношению к себе и окружающему миру, побуждающие к ведению здорового образа жизни; потребность в освоении способов сохранения своего здоровья, ориентированных на самопознание и самореализацию.

Этот вид компетентности представляет собой результат интеграции эколого-валеологического и физкультурного образования учащихся и проявляется в виде готовности самостоятельно решать задачи, связанные с поддержанием, укреплением и сохранением здоровья. Проведенное нами пилотажное исследование показало, что учащиеся начальной школы в процессе реализации здоровьесберегающей деятельности способны переносить полученные умения и навыки в другие сферы деятельности и применять их в различных ситуациях, что подтверждает полифункциональность, универсальность и надпредметность этого вида компетентности.

Учёт базисных видов деятельности человека - познавательной, ценностноориентационной, преобразовательной, коммуникативной, эстетической и физической -позволил в нашем исследовании в качестве основных компонентов структуры здоровьесберегающей компетентности учащихся определить когнитивный, мотивационноценностный, операциональный, творческо-деятельностный и диагностический компоненты [4]. На основе выделенных структурных компонентов были установлены критерии оценки и уровни сформированности здоровьесберегающей компетентности младших школьников.

Систематизация современных концепций формирования здорового образа жизни

школьников, анализ и интерпретация современных подходов к формированию здоровьесберегающей компетентности школьников позволили определить стратегические цели исследования (построить авторскую концепцию) и его тактику (систему педагогического обеспечения). Обоснование процессуальных характеристик - соотношения, содержания средств, форм и методов при решении поставленных целей и задач, этапности и порядка проведения педагогического эксперимента - явилось предпосылкой к проектированию авторской модели и педагогической технологии.

Результаты анализа и теоретического осмысления предпосылок моделирования учебновоспитательного процесса в традиционных и инновационных подходах позволили обосновать авторский подход к построению интегративной структурно-функциональной модели процесса формирования здоровьесберегающей компетентности младших школьников. Разработанная модель включает в себя:

- элементы оздоровительного процесса школы (цель, концепция, принципы, задачи, средства, содержание, формы, методы, субъекты педагогического процесса);

- основные процессуальные характеристики (этапы, ступени, уровни, условия), обеспечивающие формирование структурных компонентов здоровьесберегающей компетентности младших школьников;

- приемы реализации оздоровительного эффекта занятий;

- мониторинг результатов учебно-воспитательного процесса и профессиональной готовности педагогического коллектива;

- анализ результатов;

- педагогическую коррекцию.

Взаимодействие между основными компонентами и блоками модели осуществляется с помощью механизмов обратной связи. В модели учитывалась необходимость переориентации педагогического коллектива на переход к здоровьесберегающим формам деятельности во всех сферах внутришкольной жизни: от принятия управленческих решений до их реализации в учебной, воспитательной, внеклассной, внешкольной, хозяйственной, финансово-экономической деятельности. Стиль взаимодействия всех участников здоровьесберегающего образовательного пространства школы определяет гуманистическую сущность модели, поскольку предполагает построение партнёрских отношений, основанных на учёте личного социального опыта, индивидуальных возможностей учеников, их мотивов, потребностей и интересов. Модель носит открытый, вариативный характер, имеет потенциал развития и может пополняться новыми компонентами.

Организация управления здоровьесберегающим учебно-воспитательным процессом учитывала значимые аспекты оказания научно-методической помощи и повышения профессиональной компетентности учителей и родителей в сфере здоровьесбережения через самообразование, внутришкольную и внешкольные (ИУУ) системы повышения квалификации, поскольку они обеспечивают соответствующий уровень профессиональной готовности педагогов и подготовки родителей, от чего зависит успешное функционирование школы в инновационном режиме.

В ходе проектировочной деятельности были определены основания технологического подхода к формированию структурных компонентов здоровьесберегающей компетентности младших школьников, входящих в интегративную педагогическую технологию, а именно: разработка инновационного содержания экспериментальной программы, алгоритмы формирования когнитивного, мотивационно-ценностного, операционального и творческо-деятельностного компонентов; специфика конструирования и реализация модели; соблюдение принципов соотнесения этапов и содержания, последовательности и особенностей прохождения этапов, обеспечение стратегической направленности процесса, пути выхода на развитие системного качества, функционирование системы мониторинга и коррекции и др.

Выделение в разработанной технологии педагогического мониторинга связано с необходимостью постоянного отслеживания уровня развития компонентов

здоровьесберегающей компетентности, организации эффективного управления качеством образования. Мониторинг включает диагностику, оценку и прогнозирование состояния здоровьесберегающего педагогического процесса, отслеживание его хода, результатов, обозначение перспектив развития. Дополнительными объектами педагогического мониторинга выступают мера образованности, реальные учебные возможности ученика, состояние здоровья, характер внутришкольных коммуникаций, воспитанность учащихся, готовность педагогического коллектива к инновационной деятельности в сфере здоровьесбережения и др.

Педагогический эксперимент, главной целью которого явилась проверка выдвинутой гипотезы и эффективности системы педагогического обеспечения процесса формирования здоровьесберегающей компетентности младших школьников, осуществлялся в условиях одного учреждения - в МСОШ № 3 г. Краснодара в 2006-2009 гг. В нём участвовало 156 младших школьников. Основная идея базировалась на придании этому процессу технологичности и личностно-ориентированного характера.

Об эффективности проделанной работы можно судить по результатам роста усредненного показателя - интегративного критерия развития компонентов здоровьесберегающей компетентности младших школьников (когнитивного, мотивационноценностного, операционального, творческо-деятельностного диагностического) и уровней его сформированности после проведенной экспериментальной работы. Так, средние уровни здоровьесберегающей компетентности до эксперимента составляли: низкий - 71,3%, средний

- 22,5%, высокий - 6,2%. После эксперимента - 19,9%, 41,2%, 38,9% соответственно. Положительная динамика перемещений (с низкого на высокий) уровневых показателей указывает на большую продуктивность разработанной авторской программы, модели и технологии по сравнению с общепринятыми.

В исследовании определена и экспериментально подтверждена совокупность организационно-педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса формирования здоровьесберегающей компетентности учащихся начальной школы:

- процесс формирования здоровьесберегающей компетентности школьников осуществляется в здоровьесберегающей среде школы, построенной на принципах гуманизации, природо- и культуросообразности и реализуется в компетентностном подходе к оздоровлению школьников;

- комплексно и целенаправленно реализуется содержание здоровьесберегающей деятельности учащихся в разнообразных формах, методах и средствах воспитательной и оздоровительной деятельности, которое представлено в виде системы мероприятий и личностно-ориентированных способов их реализации;

- модель и педагогическая технология ориентируется на развитие структурных элементов здоровьесберегающей компетентности школьников, оценивается с помощью разработанного диагностического инструментария;

- используется вариативная, индивидуальная и индивидуально-групповая дифференциация в здоровьесберегающей деятельности со школьниками;

- организуется непрерывное повышение здоровьесберегающей компетентности субъектов образовательного процесса школы (детей, учителей, родителей).

Материалы статьи не исчерпывают всё многообразие вопросов, связанных с развитием здоровьесберегающей компетентности младших школьников. Они позволяет продолжить более детальное рассмотрение теоретических и прикладных аспектов проблемы, раскрыть потенциальные возможности здоровьесберегающей среды школы.

Примечания:

1. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Парадигмальный подход к разработке содержания ключевых педагогических компетенций // Педагогика. 2004. № 10. С. 23-31.

2. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34-42.

3. Каган М.С. Человеческая деятельность: опыт системного анализа. М.: Политиздат, 1974.

328 с.

4. Лядова С.А. Формирование здорового образа жизни учащихся начальной школы: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Барнаул, 2000. 19 с.

5. Педагогика здоровья: программа и методическое руководство для учителей начальных классов / под ред. В.Н. Касаткина. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. 336 с.

6. Хуторской А.В. Современная дидактика: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2001. 544с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.