Научная статья на тему 'Формирование языковой культуры личности: когнитивный и деятельностный подход'

Формирование языковой культуры личности: когнитивный и деятельностный подход Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
304
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
LIBERAL EDUCATION / CULTURE / COGNITIVE SPHERE OF CULTURE / ACTIVITY CONCEPTION OF CULTURE / LANGUAGE CULTURE / CULTURE OF SPEECH / READING CULTURE / CULTURE OF THE TEXT WORK / INFORMATION CULTURE / THE ACTIVITY CULTURE OF THE PERSONALITY / ОБРАЗОВАНИЕ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ / КУЛЬТУРА / КОГНИТИВНАЯ СФЕРА КУЛЬТУРЫ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ КОНЦЕПЦИЯ КУЛЬТУРЫ / ЯЗЫКОВАЯ КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРА РЕЧИ / КУЛЬТУРА ЧТЕНИЯ / КУЛЬТУРА РАБОТЫ С ТЕКСТОМ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Акатова Татьяна Ивановна

Автором статьи осуществлен анализ дефиниций «когнитивная культура», «языковая культура», «деятельностная культура». Представлен расширенный тезаурус указанных категорий, предложено авторское определение понятия «деятельностная культура личности». Феномен «языковая культура», являясь интегративным конструктом, может быть определен в виде совокупности таких компонентов, как «культура речи», «культура чтения», «культура работы с текстом», «информационная культура». В статье приводится содержание концепта «культура работы с текстом», отражающее аутентичный подход

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article includes the analyses of the following conceptions: cognitive culture, language culture, activity culture. The author introduces the rich thesaurus of the above mentioned notions, giving the author's definition of the activity culture of a personality. The phenomenon of language culture in the author's opinion may be regarded as the whole set of the following components: culture of speech, reading culture, culture of the text work, information culture. In this article one can find the contents of the conception culture of the text work, that reflects the authentic approach

Текст научной работы на тему «Формирование языковой культуры личности: когнитивный и деятельностный подход»

Т. И. Акатова

ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ: КОГНИТИВНЫЙ И ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД

Автором статьи осуществлен анализ дефиниций «когнитивная культура», «языковая культура», «деятельностная культура». Представлен расширенный тезаурус указанных категорий, предложено авторское определение понятия «деятельностная культура личности». Феномен «языковая культура», являясь интегративным конструктом, может быть определен в виде совокупности таких компонентов, как «культура речи», «культура чтения», «культура работы с текстом», «информационная культура». В статье приводится содержание концепта «культура работы с текстом», отражающее аутентичный подход. Ключевые слова: образование в сфере культуры, культура, когнитивная сфера культуры, деятельностная концепция культуры, языковая культура, культура речи, культура чтения, культура работы с текстом, информационная культура, деятельностная культура личности.

This article includes the analyses of the following conceptions: "cognitive culture", "language culture", "activity culture". The author introduces the rich thesaurus of the above mentioned notions, giving the author's definition of "the activity culture of a personality". The phenomenon of language culture in the author's opinion may be regarded as the whole set of the following components: "culture of speech", "reading culture", "culture of the text work", "information culture". In this article one can find the contents of the conception "culture of the text work", that reflects the authentic approach. Keywords: liberal education, culture, cognitive sphere of culture, activity conception of culture, language culture, the culture of speech, reading culture, culture of the text work, information culture, the activity culture of the personality.

Целостный системный подход к изучению феномена «культура» дает обоснование ее сущности как уникального социального явления, как универсального свойства общества.

Постулат «культура - продукт сознания» обусловливает наличие в культуре трех компонентов: когнитивного (знания, верования, представления), аксиологического (нормы, правила, ценности) и операционального, или дея-тельностного (формы и способы структурирования деятельности), которые соотносятся с соответствующими компонентами человеческого сознания (С. Л. Рубинштейн, И. С. Кон).

Культурное, социальное начало в содержание «образа мира» человека вносит язык, который, по определению А. А. Леонтьева, представляет собой систему ориентиров, необходимых для деятельности в окружающем вещном и социальном мире (1, c. 35).

Язык выступает и как орудие познания, с помощью которого можно черпать сведения об окружающей нас дей-

ствительности, производя лишь теоретическую деятельность, опосредованную языком, и не обращаясь непосредственно к практической деятельности.

Языкознание, как и любая наука, находится в состоянии постоянного развития. Разносторонность подходов к изучению языка является следствием сложности и многообразия его связей с мышлением, обществом, объективной действительностью. «Слово есть не что иное, как культура в ее специфическом выражении», — писал Г. О. Винокур в своей книге «Культура языка» (2, с. 69).

Задача выделения особой - когнитивной - сферы культуры предопределяет необходимость более обобщенно исследовать те каналы и источники получения социально значимого объективного знания, которыми располагало общество на различных этапах своего развития. Когнитивность характеризует, в частности, системные проявления сознательных манипуляций с понятийными структурами в различных предметных областях.

Базовой составляющей когнитивной сферы культуры выступает наука как особый способ получения и организации знаний, позволяющий прогнозировать и преобразовывать различные явления в природе и обществе. Знания, являясь непосредственным выражением форм общественного сознания, необходимы для регуляции не только человеческой деятельности, но и соответствующих параметров внешней среды путем упорядочения их взаимодействия. Наука органично включается в культуру, поскольку является одним из видов предметно-деятельностной реализации культурно-творческой сущности человека.

Индивидуальный когнитивный стиль личности определяется типом мышления, особенностями сознания, качеством восприятия, переработки и воспроизведения информации. Для когнитивного стиля характерны следующие параметры мыследеятельностных операций:

— полинезависимость — умение выделять объекты из контекста;

— уровень сложности восприятия (степень многомерности восприятия, умение рассматривать проблему в различных системах координат);

— рефлексивность — склонность к анализу и самоанализу;

— гибкость мыслительных процессов (способность плавно переключаться с одного вида мыслительной деятельности на другой);

— функциональность — адекватный подход к разрешению проблемных ситуаций (8).

Когнитивная культура выполняет функцию обеспечения общества знаниями в различных областях науки, техники, общественных отношений. Существенную роль при этом играет уровень базовой когнитивной культуры индивида, который определяется как необходимый минимум таких общих способностей, ценностных представлений и качеств, без которых невозможно его гармоничное развитие.

Этимологически слово «культура» означает «возделывание», «обработка», в этом смысле она отождествляется с рукотворной природой, природой, созданной человеком. Подобный подход обусловил появление деятельностной концепции культуры, получающей в наше время все большее признание исследователей. Культура определена в ней в качестве способа освоения действительности, соединяющего в себе потенциал материального и духовного творчества.

В отечественной науке в рамках этого подхода выделилось два направления. Для представителей первого направления (Л. Н. Коган, Н. С. Злобин, В. М. Межуев) сущность культуры выявляется в саморазвитии человека, в реализации его интеллектуального потенциала; собственно культура предстает процессом творческой деятельности, как живой, так и опредмеченной в продуктах культуры, в ходе которого происходит духовное обогащение человека и общества, созидание человека как субъекта культурно-исторического процесса.

В особенностях миропонимания, свойственных людям определенной эпохи, выражается их отношение к миру, к своей жизни; это отношение, претворенное в деятельности, и образует мир культуры, который выступает фундаментальным основанием исторического развития. Культура есть базисный аспект истории существования людей, само содержание которой формируется в силу и в меру их самосознания и самореализации (5, с. 13).

Представители второго направления (Э. С. Маркарян, Ю. С. Жданов) рассматривают культуру как основу для самоорганизации общества, как особый вид деятельности, который способствует сохранению и воспроизведению цивилизации в условиях изменчивости окружающего мира. В понятии «культура» выражается, по их мнению, тот механизм деятельности человека, кото-

рый не задается биологической организацией и отличает проявления специфически человеческой активности.

Человеческая деятельность выступает при этом как социальная по своей природе активность, программируемая и реализуемая с помощью механизмов культуры.

Деятельность возникает и специфицируется вместе со становлением человека; реальная действительность, модифицируясь в формах практической и духовной деятельности, образует мир человеческой культуры.

В то же время наличие соответствующей культуры является предпосылкой существования любого субъекта человеческой деятельности, при этом его действия организуются и выполняются именно благодаря культуре.

В многомерной модели общества культура оказывается не просто составной частью, а особым видом человеческой деятельности, включающим определенные средства и методы, предназначенные для решения людьми встающих перед ними жизненных проблем.

Работа в мире культуры, будь то ситуация исторического творчества, ситуация реализации традиции или предметной деятельности, всегда предполагает наличие усилия, «деяния», то есть дея-тельностного начала в самом широком смысле.

Мыследеятельностный подход позволяет процессуализировать и конструктивно представить социальные институты и человека как систему способностей и особых деяний в виде конкретных требований к организации процессов мышления, коммуникации, действию в конкретных ситуативных контекстах. Это «важнейшее завоевание деятельностного подхода позволяет совершенно по-новому решать проблему взаимосвязи человека и социального института, то есть антропологии и институциологии в самом широком смысле слова, или психологии и социологии как областей знания» (4, с. 116).

Субстанцией развития человеческого сознания - как родового, так и индивидуального - является не сама по себе деятельность, а развитие целостной деятельности (разного вида деятельнос-тей). Если в психологическом плане механизм такого развития усматривается в действии, то в культурологическом он идентифицируется с культурным действом. В этом контексте показателен пример учебной деятельности, субъект которой становится той инстанцией, на уровне которой происходит переход из режима развития в режим саморазвития через особое действие или систему действий (6, с. 31).

Для обозначения различных дея-тельностных категорий В. И. Слободчи-ков предлагает «развертку алфавита» деятельности (Д):

Д = Ресурс — Потенциал — Действие — Условия — Цель,

где структуру субъекта деятельности представляют ресурс, потенциал, действие; структуру объекта деятельности — действие, условие, цель, а средство или способ деятельности — потенциал, действие, условия (9, с. 49).

Над предметной деятельностью надстраиваются формы рефлексивной деятельности — такие, как исследование, конструирование, проектирование, управление, которые также могут быть упорядочены в виде схемы, аналогичной приведенной выше.

Сегодня появилась необходимость определить четкую смысловую нагрузку, которую несет понятие «деятельность» в современном научном знании. Поскольку биологические и социокультурные системы обладают информационной организацией активности, присущей живым объектам, деятельность в самом общем смысле может быть охарактеризована как информационно направленная активность живых систем, возникающая на основе адаптивно-избирательного отношения к среде обитания и призванная путем удовлетворе-

ния потребностей данных систем осуществлять функцию их самосохранения (7, с. 94).

Такое определение позволяет классифицировать в виде деятельности высшую нервную деятельность человека, а также речевую деятельность и сознание, которые могут быть рассмотрены с точки зрения актуализации универсальных механизмов культуры, сопровождающих практически любое проявление социальной активности.

Деятельностное представление о природе и конкретных факторах речевого процесса, трактовка его как определенного вида речевой деятельности принадлежит Льву Семеновичу Выготскому: «Слово возникает в процессе общественной практики, а значит, и является фактом объективной действительности, независимым от индивидуального сознания человека» (3, с. 9). Речь человека является средством, орудием, которое по-разному может использоваться им в разных видах деятельности. Если рассматривать речевое высказывание под углом зрения теории деятельности, то окажется, что всякий акт речевой коммуникации является частью комплексного деятельностного акта.

Во всем комплексе наук о человеке на первый план выходят отношения между языком и другими видами человеческой деятельности. Язык даже в большей степени, чем культура и общество, детерминирует поведение человека (10, с. 273).

Перед современными учеными — лингвистами, филологами, педагогами - стоит задача формирования и развития индивидуального культурного языкового опыта каждого члена общества.

Из широчайшего спектра впечатлений об окружающем мире каждый человек присущим именно ему индивидуальным способом восприятия выбирает и осваивает определенную информацию, акцентируя внимание на одних предметах и явлениях и пренебрегая другими.

Эта индивидуальная селективность по отношению к окружающему миру и свой собственный стиль усвоения полученной информации создают базу для формирования разных, по-своему неповторимых личностей при воздействии одинаковых средовых условий.

При этом чрезвычайно важной является объективная направленность человека на непрерывное поступательное движение, на организацию своей жизненной среды с учетом расширения и постоянного приращения знаний, использования их в режиме инноваций, что является проявлением когнитивной культуры личности.

Одним из модусов когниции выступает языковая деятельность, предполагающая выход личности на определенный уровень языковой культуры.

Феномен «языковая культура» определяется нами в виде интегрированного модуля следующих концептов культуры:

- культура речи;

- культура чтения;

- культура работы с текстом;

- информационная культура.

Человек, уровень владения языком

которого на основе анализа совокупности определенных свойств и качеств можно охарактеризовать как совершенный, обладает высоким уровнем культуры речи.

Речевое общение направлено на установление нормы в употреблении интерпретаций и понятий (нормативный аспект культуры речи), на соблюдение этики общения (этический аспект культуры речи), на организацию языковых средств с целью достижения задач коммуникации (коммуникативный аспект культуры речи).

Русский язык с его многочисленными смысловыми и чувственными оттенками обусловливает своеобразие нашей национальной литературы и нашего чтения.

Языковая культура нации и культура чтения неразделимы.

Книга как один из основных элементов модификации произведений печати, обладая фундаментальным характером, способствует сохранению и аккумуляции в сознании индивида получаемой информации и ее экстериоризации.

Культура чтения — это четкое осознание целей чтения, умение оперативно разыскать нужную литературу и эффективно работать с ней; это глубокое проникновение в суть книги или статьи, каким бы трудным и «бездонным» ни был текст; это мобилизация разума, эмоций, воображения читателя; это полноценное читательское общение, способствующее лучшему пониманию прочитанного.

Чтение выступает и как мощный катализатор и стимулятор активной, творческой, осмысленной деятельности, как средство включения личности в социальные процессы. Читательская деятельность помогает личности реализовать свои общественные функции — стать восприемником существующих общественных отношений, материальной духовной культуры и субъектом их развития, способствовать трансляции информативных потоков.

Компьютеры способны распространять новые формы грамотности, но они не способны удовлетворять те интеллектуальные потребности, которые сами же и стимулируют. Читать с дисплея — это совсем не то же самое, что читать со страницы. Книга требует неторопливого, вдумчивого отношения: читая, мы не только получаем информацию, но и размышляем над ней, соответствующим образом ее перерабатываем, интерпретируем и оцениваем — в меру сформировавшейся у нас культуры работы с текстом.

Феномен «культура работы с текстом», по нашему определению, включает в себя следующие компоненты:

1) психологические предпосылки активного восприятия текста;

2) возможность идентификации коммуникативных особенностей адек-

ватного понимания и усвоения текста;

3) владение различными видами анализа текста (лингвистическим, стилистическим, литературоведческим, смысловым, логическим, композиционным, структурным и др.) и оценку текста с позиций проведенного анализа;

4) применение актуальных методик и стратегий текстовой деятельности;

5) использование приобретенных в результате работы с текстом знаний в коммуникативных и деятельностных процессах.

Активная творческая деятельность человека, которая предполагает не только накопление знаний, но и совершенствование их в процессе деятельности, связана с информацией.

Информационная культура личности — одна из составляющих общей культуры человека - представляет собой систему знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием новейших информационных технологий, и является важнейшим фактором успешной профессиональной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе.

Ядром информационной культуры является информационная деятельность человека, проявляющаяся как умение использовать информационный подход, анализировать информационную обстановку и совершенствовать информационные системы. Таким образом, информационная культура выступает инструментом для всестороннего развития человека, выявления его творческих дарований.

Проведенный анализ позволяет нам сформулировать следующие выводы: а) деятельностная культура в своем развитии опирается на когнитивную и языковую культуру личности; б) формирование деятельностной культуры связано с реализацией приобретенных зна-

ний, а также норм и правил человеческой деятельности, усвоенных в онтологическом процессе и в результате коммуникативного взаимодействия с другими людьми, которые предполагают

возможность динамичного инновационного развития, нравственного совершенствования и духовного роста личности как субъекта социокультурной среды.

Примечания

1. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность / А. А. Леонтьев. - М.: КомКни-га, 2005.

2. Винокур Г. О. Культура языка / Г. О. Винокур. - М., 1929.

3. Выготский Л. С. Избранные исследования / Л. С. Выготский. - М., 1956.

4. Громыко Ю. В. Деятельностный подход: новые линии исследования / Ю. В. Громыко // Вопросы философии. - 2002. - № 2.

5. Злобин Н. С. Постижение культуры: Концепции, дискуссии, диалоги: [ежегодник] / Н. С. Злобин, М. Б. Туровский; Рос. ин-т культурологии РАН. - М., 1995. - 292 с.

6. Кудрявцева В. Т. Развитие деятельности и ее самодетерминация / В. Т. Кудрявцева, У. У. Уразалиева // Вопросы философии. - 2002. - № 3.

7. Маркарян Э. С. Теория культуры и современная наука / Э. С. Маркарян. - М.: Мысль, 1983. - 246 с.

8. Можаров М. С. Педагогическое моделирование в рамках когнитивного подхода как метод структурного исследования педагогической деятельности [Электронный ресурс] / М. С. Можаров. - Режим доступа: http:// bspu. ab ru/ Jornal/ pedagog/ pedagog_ 7/a11. html

9. Слободчиков В. И. Деятельность как антропологическая категория (о различении онтологического и гносеологического статуса деятельности / В. И. Слободчиков // Вопросы философии. - 2002. - № 3.

10. Groft W. Syntactic categories and grammatical relations: The cognitive organization of information / W. Groft. - Chicago; L.: U. of Chicago, 1991.

Н. Б. Буянова

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ХОРОВОГО ДИРИЖЕРА

В статье подвергаются рассмотрению наиболее значимые направления деятельности хорового дирижера, отмечается, что профессиональная адаптация и творческая реализация хормейстера невозможны без комплексного воздействия на певческий коллектив посредством психологического, коммуникативного, исполнительского и эмоционально-волевого компонентов. Ключевые слова: образование в сфере культуры, методологическая культура дирижера-хормейстера, профессиональная компетентность, суггестия в музыкально-исполнительском процессе, креативность.

In article the most significant directions of activity of the choral conductor are exposed to consideration. In research it is noticed that professional adaptation and creative realization of the chorus master is impossible without complex influence on singing collective by means of psychological, communicative, performing, and emotionally-strong-willed components. Keywords: liberal education, methodological culture of the choir conductor, professional competence, suggestion in is musical-performing process, creative style.

Социальные изменения в российском обществе последних десятилетий стали катализатором значительных перемен в отечественной системе образования, как по ее структуре, так и по содержанию.

Прежде всего на всех уровнях этой системы наблюдается все более частое применение личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию личности обучающегося. В связи с этим но-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.